Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕНЕРА СО СПОРТСМЕНАМИ-ПАУЭРЛИФТЕРАМИ ЮНОШЕСКОЙ И ЮНИОРСКОЙ ГРУПП'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕНЕРА СО СПОРТСМЕНАМИ-ПАУЭРЛИФТЕРАМИ ЮНОШЕСКОЙ И ЮНИОРСКОЙ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POWERLIFTER / YOUNG MAN / JUNIOR / COACH-ATHLETE / COACH'S ACTIONS / POWERLIFTING / ПАУЭРЛИФТЕР / ЮНОША / ЮНИОР / ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН / ДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРА / ПАУЭРЛИФТИНГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Льдокова Г.М., Волкова К.Р., Разживин О.А., Панфилов А.Н.

Цель исследования - проанализировать действия тренера по пауэрлифтингу с учетом соответствия реальных и ожидаемых поступков наставника по отношению к пауэрлифтерам юношеской и юниорской групп. Методика и организация исследования. В изучении значимых действий тренера по отношению к пауэрлифтерам (International Powerlifting Federation) юношеского и юниорского возраста (14-23 года) приняло участие 30 спортсменов из России. Для определения роли тренера авторами использована анкета из 13 пунктов возможных действий, вариантов участия тренера в спортивной деятельности спортсмена. Все действия тренера рассматривались в двух аспектах. В первом случае предлагалось оценить работу тренера с позиции «Тренер использует по отношению к вам», т.е. фактическое участие, во втором случае - действия «Вы бы хотели, чтобы тренер использовал по отношению к вам», т.е. желаемые действия. Результаты исследования и выводы. По результатам исследования, приоритетными фактическими действиями тренера как наиболее важные и показательные выступают: «учитывает индивидуальные особенности», «объясняет методику выполнения упражнений», «расписывает план тренировок», «оказывает помощь на соревнованиях (разминке, выходе на помост)», «присутствует на тренировках», «имеет собственную методику подготовки спортсменов». Анализ данных по желаемым действиям тренера по пауэрлифтингу показал, что 10 из 13 пунктов имеют самые высокие значения (10 баллов среднего значения). Данная ситуация свидетельствует о том, что все действия тренера, предложенные в опросе, потенциально важны для молодого пауэрлифтера и равно желаемы. Мастерство тренера при работе с пауэрлифтерами юношеской и юниорской групп должно иметь сугубо спортивно-ориентированный характер без оказания влияния и давления на личные стороны жизни молодого спортсмена. Тренерам следует помнить об абсолютном контроле над личным поведением по отношению к своим спортсменам. Таким путем тренер извлечет максимальную пользу в спортивной деятельности своего атлета-пауэрлифтера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Льдокова Г.М., Волкова К.Р., Разживин О.А., Панфилов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between coaches and junior and young powerlifters

Objective of the study was to analyze actions taken by couches in view of the correspondence of their actual and expected actions towards junior and young powerlifters. Methods and structure of the study. Sampled for the study were 30 junior and young (14-23 year-old) athletes from Russia. We analyzed the coach’s significant actions towards the powerlifters (International Powerlifting Federation). To determine the coach's role, the authors used a questionnaire survey form that offered 13 options of the coach's actions and forms of participation in the athlete's activities. All actions of the coach were considered in two aspects. In the first case, it was proposed to evaluate the coach’s work from the position "The coach uses in application to you", i.e. his actual participation, in the second case, - "You would like the coach to use in application to you», i.e. desired actions. Results and conclusions. According to the findings, among the priority (most important and indicative) actual actions of the coach are: "consideration of individual peculiarities", "explanation of the exercise techniques", "introduction into the training plan", "provision of assistance during competitions (warm-up, march on the platform)", "presence at trainings", "presence of own methods of training". The analysis of the obtained data on the coach's desired actions showed that 10 out of 13 questionnaire items had the highest values (10 points of average). This indicates that all their actions are potentially important for young powerlifters and equally desirable. The coach's skills in working with the junior and young powerlifters should be strictly sports-oriented, not influencing or exerting pressure on the personal life of the athlete. Coaches must control own behavior towards powerlifters. In this way, the coach will get the maximum benefit from the sports activity of his athlete.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕНЕРА СО СПОРТСМЕНАМИ-ПАУЭРЛИФТЕРАМИ ЮНОШЕСКОЙ И ЮНИОРСКОЙ ГРУПП»

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ТРЕНЕРА СО СПОРТСМЕНАМИ-ПАУЭРЛИФТЕРАМИ

юношеской и юниорской групп

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 11.03.2020 г.

Информация для связи с автором: Ldokovagal@yandex.ru

Кандидат психологических наук, доцент Г.М. Льдокова1 Кандидат филологических наук, доцент К.Р. Волкова1 Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Разживин1 Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Панфилов1

1 Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга

INTERACTION BETWEEN COACHES AND JUNIOR AND YOUNG POWERLIFTERS

PhD, Associate Professor G.M. Ldokova1

PhD, Associate Professor, master of sport of Russia of international class K.R. Volkova1

PhD, Associate Professor O.A. Razzhivin1 PhD, Associate Professor A.N. Panfilov1

1 Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga

Аннотация

Цель исследования - проанализировать действия тренера по пауэрлифтин-гу с учетом соответствия реальных и ожидаемых поступков наставника по отношению к пауэрлифтерам юношеской и юниорской групп. Методика и организация исследования. В изучении значимых действий тренера по отношению к пауэрлифтерам (International Powerlifting Federation) юношеского и юниорского возраста (14-23 года) приняло участие 30 спортсменов из России. Для определения роли тренера авторами использована анкета из 13 пунктов возможных действий, вариантов участия тренера в спортивной деятельности спортсмена. Все действия тренера рассматривались в двух аспектах. В первом случае предлагалось оценить работу тренера с позиции «Тренер использует по отношению к вам», т.е. фактическое участие, во втором случае - действия «Вы бы хотели, чтобы тренер использовал по отношению к вам», т.е. желаемые действия. Результаты исследования и выводы. По результатам исследования, приоритетными фактическими действиями тренера как наиболее важные и показательные выступают: «учитывает индивидуальные особенности», «объясняет методику выполнения упражнений», «расписывает план тренировок», «оказывает помощь на соревнованиях (разминке, выходе на помост)», «присутствует на тренировках», «имеет собственную методику подготовки спортсменов». Анализ данных по желаемым действиям тренера по пауэр-лифтингу показал, что 10 из 13 пунктов имеют самые высокие значения (10 баллов среднего значения). Данная ситуация свидетельствует о том, что все действия тренера, предложенные в опросе, потенциально важны для молодого пауэрлифтера и равно желаемы. Мастерство тренера при работе с пауэрлифтерами юношеской и юниорской групп должно иметь сугубо спортивно-ориентированный характер без оказания влияния и давления на личные стороны жизни молодого спортсмена. Тренерам следует помнить об абсолютном контроле над личным поведением по отношению к своим спортсменам. Таким путем тренер извлечет максимальную пользу в спортивной деятельности своего атлета-пауэрлифтера.

Ключевые слова: пауэрлифтер, юноша, юниор, тренер-спортсмен, действия тренера, пауэрлифтинг.

Annotation

Objective of the study was to analyze actions taken by couches in view of the correspondence of their actual and expected actions towards junior and young powerlifters.

Methods and structure of the study. Sampled for the study were 30 junior and young (14-23 year-old) athletes from Russia. We analyzed the coach's significant actions towards the powerlifters (International Powerlifting Federation). To determine the coach's role, the authors used a questionnaire survey form that offered 13 options of the coach's actions and forms of participation in the athlete's activities. All actions of the coach were considered in two aspects. In the first case, it was proposed to evaluate the coach's work from the position "The coach uses in application to you", i.e. his actual participation, in the second case, - "You would like the coach to use in application to you», i.e. desired actions. Results and conclusions. According to the findings, among the priority (most important and indicative) actual actions of the coach are: "consideration of individual peculiarities", "explanation of the exercise techniques", "introduction into the training plan", "provision of assistance during competitions (warm-up, march on the platform)", "presence at trainings", "presence of own methods of training". The analysis of the obtained data on the coach's desired actions showed that 10 out of 13 questionnaire items had the highest values (10 points of average). This indicates that all their actions are potentially important for young powerlifters and equally desirable. The coach's skills in working with the junior and young powerlifters should be strictly sports-oriented, not influencing or exerting pressure on the personal life of the athlete. Coaches must control own behavior towards powerlifters. In this way, the coach will get the maximum benefit from the sports activity of his athlete.

Keywords: powerlifter, young man, junior, coach-athlete, coach's actions, powerlifting.

Введение. Помимо тренерского опыта и специфики спорта важно изучение взаимоотношений между тренером и спортсменом. Среди разных моделей взаимоотношений (тренер-родитель, спортсмен-партнер и др.) именно партнерство «тренер-спортсмен» считается особенно важным [4]. Поведение «профессиональных отношений» определяет правила,

а функции правил таких отношений направлены на то, чтобы сократить межличностные конфликты (например, аргументы) и обеспечить вознаграждение (например, счастье) [3].

Для повышения спортивного результата тренеру необходимо знать в том числе и об оптимальных способах взаимодействия со спортсменом.

Цель исследования - проанализировать действия тренера по пауэрлифтингу с учетом соответствия реальных и ожидаемых поступков наставника по отношению к пауэр-лифтерам юношеской и юниорской групп.

Методы и организация исследования. В исследовании приняло участие 30 пауэрлифтеров категории «юноши» (14-18 лет) и «юниоры» (18-23 года). Стаж занятия пауэр-лифтингом определялся на основе опыта выступления на соревнованиях от 1 года до 7 лет. Заполнение анкеты осуществлялось спортсменами на первенстве России среди юношей и юниоров (28 января - 1 февраля 2019 г, Москва). Критерием отбора респондентов для участия в исследовании было партнерство в отношениях «тренер-спортсмен» не менее трех месяцев. Спортивная квалификация респондентов - от II спортивного разряда до звания «Мастер спорта России».

Для определения роли тренера в спортивной деятельности пауэрлифтеров использована анкета, разработанная авторами ранее [5]. Возможные действия и поступки наставника рассматривались с позиции фактического участия («Тренер использует по отношению к вам») и с позиции желаемых действий («Вы бы хотели, чтобы тренер использовал по отношению к вам»). Респонденты оценили каждый критерий участия тренера в спортивной деятельности по степени значимости влияния на спортсмена. Шкалы ответов варьировались от 1 (категорически не согласен) до 10 (полностью согласен). Так, присвоенный определенному фактору ранг 1 имеет наибольшее значение, а ранг 13 - наименьшее значение для спортсмена.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный опрос и последующий анализ данных (см. таблицу) показал наиболее важные действия тренера с позиции спортсмена в условиях фактических и желаемых поступков.

Результаты анкеты по желаемым действиям тренера свидетельствуют о том, что существенных различий в средних баллах не обнаружено (диапазон средних баллов от 9,83 до 10). Ранжирование выявило, что 10 баллов среднего значения имеют 10 показателей из 13, то есть все действия тренера потенциально важны для пауэрлифтера и равно желаемы. Данным показателям по правилам ранжирования мы присвоили ранг 45.

Лидирующую позицию среди действий анкеты занимает «Учет индивидуальных особенностей спортсмена», что, безусловно, закономерно, на наш взгляд. Подростковый и юношеский возраст - это период активного становления личности, когда юноши и девушки устанавливают свою личностную позицию в различных группах взаимодействия;

ориентируются на оценку значимых для них людей в отношении себя в противовес оценке родителей. Тем не менее подростково-юношеский возраст ни в коей мере не следует считать лишь критической фазой развития. В большинстве случаев взросление протекает через поиск способов преодоления своих внутренних противоречий через активные социальные действия и ресурсы (общение с родителями, друзьями, значимыми для них людьми) [1]. Занятия спортом и спортивные успехи являются одним из адекватных способов роста самосознания. Тренер как значимое лицо не только ориентируется на физические возможности и растущий организм юного спортсмена, но и заботится о формировании личности. Индивидуальный подход (учет состояния здоровья, настроения, трудностей в учебе, жизни, взаимоотношениях со сверстниками и родителями и в целом интерес к судьбе молодого человека) способствует формированию интереса к здоровому образу жизни, дифференциации и осознанности эмоциональных реакций, повышает самоинтерес. При успехах в спорте самооценочные суждения приобретают относительную устойчивость и независимость от оценок других, а самоуважение характеризуется более позитивной окраской. Зная индивидуально-возрастные особенности, тренер, конечно, ориентируется на них.

Действие тренера, связанное с объяснением методики выполнения упражнений, находится на втором месте. Молодые люди, начинающие заниматься сразу с серьезными отягощениями (желание доказать всем свое преимущество), могут получить серьезные травмы опорно-двигательного аппарата и нарушить психику. Задача тренера - не нарушить, а сохранить физическое и психическое здоровье юного спортсмена на долгие годы занятия спортом.

«Расписывает план тренировок» - действие, занявшее третью позицию, связано с предыдущим действием тренера. Степень приспособляемости молодого организма к упражнениям еще недостаточна: она гораздо ниже, чем у взрослых. Часто юноши переоценивают свои возможности, у них сильно развито чувство соперничества и на каждой тренировке они стараются поднимать максимальные веса, что может привести к случаям травматизма [2]. Тренер расписывает план тренировок, в том числе и для безопасности. Очень важно подбирать средства воздействия на спортсменов.

Анализ желаемых действий тренера показал, что спортсменам юношеской и юниорской групп сложно определить функционал, реализуемый тренером, выделить особо значи-

Действия тренера в отношении пауэрлифтеров юношеской и юниорской групп

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Действия тренера Тренер использует по отношению к Вам, ранг (ср. балл) Вы бы хотели, чтобы тренер использовал по отношению к Вам, ранг (ср. балл)

Расписывает план тренировок III (9,66) 45 (10)

Присутствует на тренировках 45 (9,42) 45 (10)

Объясняет методику выполнения упражнений II (9,75) 45 (10)

Присутствует на соревнованиях VII,5 (9,17) 45 (10)

Имеет собственную методику подготовки спортсменов 45 (9,42) 45 (10)

Участвует в Вашей жизни (личной, учебной, профессиональной) XI (8,5) XI (9,92)

Оказывает помощь на соревнованиях (разминке, выходе на помост) IV (9,58) 45 (10)

Оказывает психологическую поддержку на тренировках и соревнованиях X(8,83) 45 (10)

Демонстрирует сам выполнение упражнений XII (8,25) XIII (9,58)

Использует юмор IX (9) XII (9,83)

Проявляет требовательность (соблюдение режимных моментов во время тренировок и на соревнованиях, питания и т.д.) VI (9,21) 45 (10)

Оценивает мои успехи/неуспехи УИ,5 (9,17) 45 (10)

Учитывает мои индивидуальные особенности (состояние здоровья, настроение, трудности в жизни и т.д.) I(9,83) 45 (10)

76

http://www.teoriya.ru

№ 6 • 2020 Июнь | Juпe

мые действия тренера по отношению к ним. Для пауэрлиф-теров важны практически все указанные в анкете действия. Это демонстрирует прежде всего психологическую неготовность спортсменов к нагрузкам, которые предполагает тренировочная и соревновательная деятельность; неготовность принимать самостоятельные решения; потребность в постоянном нахождении рядом с тренером. Как следствие, возникает максимальное напряжение физических и психических сил, сильное переживание поражения. Часто для юного спортсмена это стресс, который он еще не умеет преодолевать. Поэтому столь широк диапазон требований.

Выводы. Мастерство тренера при работе со спортсменами юношеской и юниорской групп должно иметь сугубо спортивно-ориентированный характер без оказания влияния и давления на личные стороны жизни молодого пауэрлифте-ра. Тренерам следует помнить об абсолютном контроле над личным поведением по отношению к своим спортсменам. Рациональные действия и поступки наставника способны увеличить производительность в спорте, исключить непонимание в союзе «тренер-пауэрлифтер» и не допустить вы-

горания спортсмена из-за неоптимального поведения тренера. Таким путем тренер извлечет максимальную пользу в спортивной деятельности своего атлета-пауэрлифтера.

Литература

1. Регуш Л.А. Психологические проблемы российских подростков / Л.А. Регуш, Е.В. Алексеева, А.В. Орлова и др. - СПб.: ЭЛВИ-ПРИНТ, 2017. - 297 с.

2. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг. Настольная книга пауэрлифтера / Б.И. Шейко. - М.: Спорт-сервис, 2004. - 403 с.

References

1. Regush L.A., Alekseeva E.V., Orlova A.V. et al. Psikhologicheskie problemy rossiyskikh podrostkov [Psychological problems of Russian adolescents]. St. Petersburg: ELVI-PRINT publ., 2017. 297 p.

2. Sheyko B.I. Pauerlifting. Nastolnaya kniga pauerliftera [Powerlifting. Powerlifter Handbook]. Moscow: Sport-servis publ., 2004. 403 p.

3. Jowett S., Carpenter P. The concept of rules in the coach-athlete relationship. Sports Coaching Review. 2015. No. 4(1). pp. 1-23.

4. Jowett S. Coaching Effectiveness: The Coach-Athlete Relationship at its Heart. Current Opinion in Psychology. 2017. No.16. pp. 154-158.

5. Ljdokova G.M., Volkova K.R., Pianzin A.I. Coach's contribution to coach-athlete interactions in powerlifting sport. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2017. No. 8. pp. 72-74.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ юных ФУТБОЛИСТОВ

Аспирант Шаргаве Али Шакир Хусейн1

Доктор педагогических наук, профессор П.К. Петров1 Удмуртский государственный университет, Ижевск

УДМ^С 796.012

Ключевые слова: комплексное использование, средства основной гимнастики, физическая подготовка, юные футболисты.

Введение. Определенным ориентиром в физической подготовке юных футболистов стали показатели общей и специальной физической подготовленности футболистов в зависимости от этапа подготовки, предусмотренные в принятом в 2013 г. Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта футбол (ФССП). Но, как показали проведенные нами исследования по оценке соответствия физической подготовленности юных футболистов требованиям ФССП по виду спорта футбол, результаты тестирования по большинству контрольных испытаний не соответствовали нормативам, предусмотренным стандартом [3], что требует поиска разнообразных физических упражнений и методик в физической подготовке юных футболистов [1, 2].

Цель исследования - обосновать эффективность комплексного использования средств основной гимнастики в физической подготовке юных футболистов.

Методика и организация исследования. Работа проводилась в период с 2015 по 2018 г. на базе АУ УР ФК «Зенит-Ижевск», МБУ «Спортивная школа "Созвездие"», МБОУ «Спортивный лицей № 82» и Института физической культуры и спорта УдГУ. В нем приняло участие 50 юных футболистов 11-13 лет. Перед началом формирующего педагогического эксперимента все юные футболисты были подразделены на две группы: экспериментальную, футболисты из АУ УР ФК «Зенит-Ижевск» - 25 человек, и контрольную, футболисты МБУ «Спортивная школа "Созвездие"» - 25 человек, которые по основным показателям общей физической и специальной физической подготовки, предусмотренным Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта футбол, имели примерно одинаковый уровень подготовленности (р>0,05). Для проведения эксперимента была разработа-

COMPREHENSIVE USE OF BASIC GYMNASTICS IN PHYSICAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALLERS

Postgraduate student Shargawe Ali Shakir Hussein1

Dr.Hab., Professor P.K. Petrov1 1Udmurt State University, Izhevsk

Поступила в редакцию 07.04.2020 г. на структурно-логическая модель физической подготовки юных футболистов на основе комплексного использования средств основной гимнастики и выявлены организационно-педагогические условия ее реализации в процессе учебно-тренировочных занятий в форме непосредственно тренировочных занятий по футболу и в форме уроков физической культуры с гимнастической направленностью с комплексным использованием средств основной гимнастики.

Результаты исследования и их обсуждение. Комплексное использование средств основной гимнастики в экспериментальной группе в форме урока на протяжении трех лет в течение учебного года позволило значительно повысить уровень их общей и специальной физической подготовленности по нормативам ФССП по виду спорта футбол, что подтверждается результатами математико-статистической их обработки между данными экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце педагогического эксперимента (р<0,05). Кроме того, юные футболисты экспериментальной группы значительно улучшили свои результаты и по нормативам комплексной программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы.

Вывод. Комплексное использование средств основной гимнастики в учебно-тренировочном процессе юных футболистов позволяет значительно повысить уровень их физической подготовленности. Литература

1. Губа В. Методология подготовки юных футболистов: учеб.-метод. пособие / В. Губа, А. Стула. - М.: Спорт: Человек, 2015. - 185 с.

2. Колунин Е.Т. Система конвергенции средств гимнастики в процесс начальной подготовки спортивного резерва / Е.Т. Колунин // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 12. - С. 78-82.

3. Шаргаве А.Ш. Анализ физической подготовленности юных футболистов на соответствие нормативным требованиям федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол / А.Ш. Шаргаве, П.К. Петров // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 491-495.

Информация для связи с автором: vivaali12@gmail.com;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.