ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ
мые действия тренера по отношению к ним. Для пауэрлиф-теров важны практически все указанные в анкете действия. Это демонстрирует прежде всего психологическую неготовность спортсменов к нагрузкам, которые предполагает тренировочная и соревновательная деятельность; неготовность принимать самостоятельные решения; потребность в постоянном нахождении рядом с тренером. Как следствие, возникает максимальное напряжение физических и психических сил, сильное переживание поражения. Часто для юного спортсмена это стресс, который он еще не умеет преодолевать. Поэтому столь широк диапазон требований.
Выводы. Мастерство тренера при работе со спортсменами юношеской и юниорской групп должно иметь сугубо спортивно-ориентированный характер без оказания влияния и давления на личные стороны жизни молодого пауэрлифте-ра. Тренерам следует помнить об абсолютном контроле над личным поведением по отношению к своим спортсменам. Рациональные действия и поступки наставника способны увеличить производительность в спорте, исключить непонимание в союзе «тренер-пауэрлифтер» и не допустить вы-
горания спортсмена из-за неоптимального поведения тренера. Таким путем тренер извлечет максимальную пользу в спортивной деятельности своего атлета-пауэрлифтера.
Литература
1. Регуш Л.А. Психологические проблемы российских подростков / Л.А. Регуш, Е.В. Алексеева, А.В. Орлова и др. - СПб.: ЭЛВИ-ПРИНТ, 2017. - 297 с.
2. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг. Настольная книга пауэрлифтера / Б.И. Шейко. - М.: Спорт-сервис, 2004. - 403 с.
References
1. Regush L.A., Alekseeva E.V., Orlova A.V. et al. Psikhologicheskie problemy rossiyskikh podrostkov [Psychological problems of Russian adolescents]. St. Petersburg: ELVI-PRINT publ., 2017. 297 p.
2. Sheyko B.I. Pauerlifting. Nastolnaya kniga pauerliftera [Powerlifting. Powerlifter Handbook]. Moscow: Sport-servis publ., 2004. 403 p.
3. Jowett S., Carpenter P. The concept of rules in the coach-athlete relationship. Sports Coaching Review. 2015. No. 4(1). pp. 1-23.
4. Jowett S. Coaching Effectiveness: The Coach-Athlete Relationship at its Heart. Current Opinion in Psychology. 2017. No.16. pp. 154-158.
5. Ljdokova G.M., Volkova K.R., Pianzin A.I. Coach's contribution to coach-athlete interactions in powerlifting sport. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2017. No. 8. pp. 72-74.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
комплексное использование средств основной гимнастики в физической подготовке юных футболистов
Аспирант Шаргаве Али Шакир Хусейн1
Доктор педагогических наук, профессор П.К. Петров1 Удмуртский государственный университет, Ижевск
УДМ^С 796.012
Ключевые слова: комплексное использование, средства основной гимнастики, физическая подготовка, юные футболисты.
Введение. Определенным ориентиром в физической подготовке юных футболистов стали показатели общей и специальной физической подготовленности футболистов в зависимости от этапа подготовки, предусмотренные в принятом в 2013 г Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта футбол (ФССП). Но, как показали проведенные нами исследования по оценке соответствия физической подготовленности юных футболистов требованиям ФССП по виду спорта футбол, результаты тестирования по большинству контрольных испытаний не соответствовали нормативам, предусмотренным стандартом [3], что требует поиска разнообразных физических упражнений и методик в физической подготовке юных футболистов [1, 2].
Цель исследования - обосновать эффективность комплексного использования средств основной гимнастики в физической подготовке юных футболистов.
Методика и организация исследования. Работа проводилась в период с 2015 по 2018 г. на базе АУ УР ФК «Зенит-Ижевск», МБУ «Спортивная школа "Созвездие"», МБОУ «Спортивный лицей № 82» и Института физической культуры и спорта УдГУ. В нем приняло участие 50 юных футболистов 11-13 лет. Перед началом формирующего педагогического эксперимента все юные футболисты были подразделены на две группы: экспериментальную, футболисты из АУ УР ФК «Зенит-Ижевск» - 25 человек, и контрольную, футболисты МБУ «Спортивная школа "Созвездие"» - 25 человек, которые по основным показателям общей физической и специальной физической подготовки, предусмотренным Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта футбол, имели примерно одинаковый уровень подготовленности (р>0,05). Для проведения эксперимента была разработа-
comprehensive use of basic gymnastics in physical training of young footballers
Postgraduate student Shargawe Ali Shakir Hussein1
Dr.Hab., Professor P.K. Petrov1 1Udmurt State University, Izhevsk
Поступила в редакцию 07.04.2020 г. на структурно-логическая модель физической подготовки юных футболистов на основе комплексного использования средств основной гимнастики и выявлены организационно-педагогические условия ее реализации в процессе учебно-тренировочных занятий в форме непосредственно тренировочных занятий по футболу и в форме уроков физической культуры с гимнастической направленностью с комплексным использованием средств основной гимнастики.
Результаты исследования и их обсуждение. Комплексное использование средств основной гимнастики в экспериментальной группе в форме урока на протяжении трех лет в течение учебного года позволило значительно повысить уровень их общей и специальной физической подготовленности по нормативам ФССП по виду спорта футбол, что подтверждается результатами математико-статистической их обработки между данными экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце педагогического эксперимента (р<0,05). Кроме того, юные футболисты экспериментальной группы значительно улучшили свои результаты и по нормативам комплексной программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы.
Вывод. Комплексное использование средств основной гимнастики в учебно-тренировочном процессе юных футболистов позволяет значительно повысить уровень их физической подготовленности. Литература
1. Губа В. Методология подготовки юных футболистов: учеб.-метод. пособие / В. Губа, А. Стула. - М.: Спорт: Человек, 2015. - 185 с.
2. Колунин Е.Т. Система конвергенции средств гимнастики в процесс начальной подготовки спортивного резерва / Е.Т. Колунин // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 12. - С. 78-82.
3. Шаргаве А.Ш. Анализ физической подготовленности юных футболистов на соответствие нормативным требованиям федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол / А.Ш. Шаргаве, П.К. Петров // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 491-495.
Информация для связи с автором: [email protected];
№ 6 • 2020 Июнь | June
http://www.teoriya.ru