Научная статья на тему 'Взаимоотношения со сверстниками как важный фактор формирования личности подростка'

Взаимоотношения со сверстниками как важный фактор формирования личности подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4634
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / межличностные отношения / психологическая атмосфера / социальное поведение / личность / нарушение поведения / агрессия. / adolescent / interpersonal relations / psychological atmosphere / social behavior / personality / behavior discords / aggression.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиев Ниджат Рамиз Оглы

в статье рассматриваются психологические особенности, социализация и взаимоотношения подросткового возраста. Было показано, что главная особенность подростков заключается в том, что особое влияние на них оказывают взаимоотношения со сверстниками. Социальная позиция в группе сверстников тесно связана с личными качествами каждого ученика, успехами в учебе и мотивами. Автор отмечает, что подросток, который не может занять должное положение среди своих сверстников, либо пытается вступить в «уличные группы», либо, нарушая социальные нормы, старается привлечь внимание и самоутвердиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUTUAL RELATIONS WITH PEERS AS AN SIGNIFICANT FACTOR OF ADOLESCENT PERSONALITY FORMATION

the article researches psychological features of adolescence age, socialization, mutual relations. It shows that the main point of adolescence consists of the influence advantage of peers. The social position in peers group depends on each pupil’s personal features, educational success and motives. If adolescent can’t take a proper position among peers, he or she joins either “gang groups” or attempts to divert others’ attention via destroying social rules and gain self-assertion.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения со сверстниками как важный фактор формирования личности подростка»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

MUTUAL RELATIONS WITH PEERS AS AN SIGNIFICANT FACTOR

OF ADOLESCENT PERSONALITY FORMATION Aliyev N.R. (Republic of Azerbaijan) Email: Aliyev566@scientifictext.ru

Aliyev Nijat Ramiz - Doctoral Student, PROGRAM OF PHD OF PHILOSOPHY, INSTITUTE OF EDUCATION OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the article researches psychological features of adolescence age, socialization, mutual relations. It shows that the main point of adolescence consists of the influence advantage of peers. The social position in peers group depends on each pupil's personal features, educational success and motives. If adolescent can't take a proper position among peers, he or she joins either "gang groups " or attempts to divert others' attention via destroying social rules and gain self-assertion. Keywords: adolescent, interpersonal relations, psychological atmosphere, social behavior, personality, behavior discords, aggression.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Алиев Н.Р. (Азербайджанская Республика)

Алиев Ниджат Рамиз оглы - диссертант, программа доктора философии, Институт образования Азербайджанской Республики, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности, социализация и взаимоотношения подросткового возраста. Было показано, что главная особенность подростков заключается в том, что особое влияние на них оказывают взаимоотношения со сверстниками. Социальная позиция в группе сверстников тесно связана с личными качествами каждого ученика, успехами в учебе и мотивами. Автор отмечает, что подросток, который не может занять должное положение среди своих сверстников, либо пытается вступить в «уличные группы», либо, нарушая социальные нормы, старается привлечь внимание и самоутвердиться.

Ключевые слова: подросток, межличностные отношения, психологическая атмосфера, социальное поведение, личность, нарушение поведения, агрессия.

Несмотря на то, что формирование личности подростка было широко исследовано психологами, в данном вопросе все еще существуют разногласия во мнениях. Это естественно, так как на формирование личности влияют многие факторы, а психологи придают значимость и проявляют больше внимания одному из них. В каждом возрастном периоде меняется позиция ребенка и подростка в семье, школе и среди сверстников. А исходящие от них формы деятельности, воспитание и обучение также приобретают новое содержание. В то же время происходят изменения социальной среды и самого организма.

«Подростковый возраст занимает важное место в общем процессе онтогенеза. Нам представляется, что его надо рассматривать не просто как очередной возрастной период, а как особую фазу психического развития, фазу перехода от детства к взрослости» [7].

Изменения в организме, социальном статусе или системе отношений формируют его сознательное отношение к обществу и самому себе. В этот период, в зависимости от направления социализации и социальной установки формируется социализация очередных возрастных этапов. В психологических исследованиях коммуникативная потребность,

стремления к социализации, половая зрелость и взаимоотношения отмечены как характерные черты подросткового возраста.

В подростковом возрасте личные взаимоотношения выходят на новый и более высокий уровень. Подросток стремится понять как себя, так и окружающих. Предпочитает высказывать мнения о моральных, психологических и личностных качествах своих сверстников. Выше сказанное, с приобретением нового содержания, общения, межличностных отношений, совместной деятельности и т.д. составляют основу развития личности.

Одна из характерных черт подросткового возраста связана с агрессивностью. Прекращение общения со сверстниками и холодное отношение друзей плохо сказывается на них. Если данная ситуация длится долго, чтобы самоутвердиться, они ищут друзей вне школы и порой связываются с дурными компаниями. В подростковом возрасте межличностные отношения отличаются от других возрастных периодов. «Во взаимоотношениях подростков чаще встречаются межличностные конфликты. Все они, в особенности, связаны с ожиданиями и представлениями подростков о дружеских отношениях» [3].

Позиция подростков в системе взаимоотношений в значительной степени зависит от соответствия или противоречий между их личными качествами и предъявляемыми к ним требованиями. Чтобы завоевать расположение, симпатию сверстников, подросток должен обладать рядом качеств. Иногда достаточно иметь два или три отрицательных качества, чтобы попасть в аутсайдеры или группу непопулярных подростков. Наиболее тревожным фактором для подростков являются испорченные отношения со сверстниками. Потребность занять более подходящее положение среди сверстников определяет поведенческие мотивы подростков. Каждый подросток пытается заслужить уважение своих сверстников и иметь авторитет среди них. В данном случае он думает, что его друзья считаются с ним и ценят его. Подростки, пытающиеся улучшить свое положение среди своих сверстников и одноклассников, чтобы самоутвердиться часто используют самые невероятные средства. К ним относятся негативизм, упрямство и другие поведенческие формы. Чтобы хорошо выглядеть в глазах своих друзей, подростки иногда говорят неправду, пытаясь доказать свой героизм. Они стремятся каким-либо образом привлечь внимание своих сверстников и повысить свой социальный статус. Подростка не находящегося на хорошей позиции в системе межличностных отношений, сверстники могут вообще не любить и не выбирать. А это может привести к формированию ряда негативных качеств в личности и поведении подростка. Общение подростков со сверстниками настолько расширяются, что порой учеба переходит на второй план, и даже общение с родителями становится все реже, а самостоятельность превращается в важную область их жизни. Когда родители и учителя, почувствовав такое, вмешиваются в отношения подростков, то подвергаются серьезным возражениям» [2].

Опыт показывает, что подростки не могут длительно находиться в положении изоляции. Так как у любого подростка должна быть какая-либо положительная черта. Учителя, используя это, могут нормализовать взаимоотношения между сверстниками. Эмоциональный комфорт ученика в системе взаимоотношений между сверстниками возникает при наличии взаимной симпатии и общения. Если нет взаимоотношений, ученик затрудняется входить в эмоциональное общение, и эмоциональная привязанность исчезает. Одинаковое поведение, характер и личные качества могут понравиться в одной группе и быть неприемлемы для другой. Это зависит от правил и норм группы. То, что считаться положительным качеством в одном коллективе, может быть отрицательным в другом коллективе. Например, если в одном коллективе, занимать принципиальную позицию по отношению к одноклассникам, хорошо учиться, считается положительным качеством, то в другом, это может восприниматься, как стремление выделиться, подлизаться к учителю. Таким образом, позиция подростка в коллективе связана с двумя взаимосвязанными характеристиками: личностными качествами подростка и реакцией коллектива. А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых отмечают: «Центральным моментом их жизни становится общение со сверстниками и каждый школьник стремится занять удовлетворяющее его место в коллективе, но не всегда может это сделать» [5].

Следовательно, что во всех случаях, общение, взаимоотношения подростка со сверстниками могут быть как положительными, успешными или негативными и неудачными. Нездоровые,

115

неудачные отношения очень тяжело переносятся подростком. Многие подростки воспринимают неспособность общаться, наладить отношения со сверстниками как личную трагедию. Даже для того, чтобы заслужить уважение и авторитет среди сверстников, подростки могут нарушить социальные нормы, вступить в конфликт с пожилыми людьми, родителями и учителями.

Список литературы /References

1. Алиева С.Н. Психологические особенности подростковой агрессии. Баку: Европа, 2014. 162 с.

2. ГадировА.А. Возрастная психология. Баку: Маариф, 2002. 386 с.

3. Мирзаев Р.Н. Отношения, конфликты и подростки. Баку: АГПУ, 2018. 141 с.

4. КлеМ. Психология подростка (Психосексуальное развитие). М.: Педагогика, 1991. 176 с.

5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М: Знание, 1990. 80 с.

6. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе // Педагогика и психология. М.: Знание, 1991. № 2. С. 45-58.

7. Фельдштейн Д.И. Современный подросток. Психологические исследования условий, механизмов его воспитания. В кн.: Психологические условия и механизм воспитания подростков. М.: АПН СССР, 1983. С 3-20.

FEATURES OF GENDER DIFFERENCES IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONS OF A CHILD OF PRESCHOOL AGE Gavrilova K.A.1, Pashina S.A.2 (Russian Federation) Email: Gavrilova566@scientifictext.ru

1Gavrilova Ksenia Andreevna - Undergraduate; 2Pashina Svetlana Alekseevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES, NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY, STAVROPOL

Abstract: this article is based on identifying gender differences in the development of emotions of a preschool child. The psychological and behavioral characteristics of gender differences are considered. The role of emotions as a factor in the development of the personality of a preschooler is being actualized. The definitions of "gender" and "gender differences" in psychological science are systematized. The ways of developing the emotional sphere of a preschooler in accordance with gender are determined. Certain types of activities have been identified that will help to fully develop the emotional intelligence of a preschooler. Keywords: emotions, development, child, gender differences.

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гаврилова К.А.1, Пашина С.А.2 (Российская Федерация)

1Гаврилова Ксения Андреевна - студент магистратуры; 2Пашина Светлана Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и образовательных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: данная статья основана на выявлении гендерных различий в процессе развития эмоций ребенка дошкольного возраста. Рассмотрены психологические и поведенческие особенности гендерных различий. Актуализируется роль эмоций как фактора развития

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.