Научная статья на тему 'Особенности статусного положения подростков в группе сверстников'

Особенности статусного положения подростков в группе сверстников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2472
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРУППОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ADOLESCENTS / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / GROUP AFFILIATION / STATUS POSITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликова Татьяна Ивановна

В статье рассматривается проблема межличностных отношений в подростковой группе, потребности в аффилиации к группе и одновременно переживания своей незащищенности в среде сверстников, описываются результаты эмпирического исследования статусного положения подростков в группе сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING PRESCHOOLERS VIA ELEMENTS OF TRIZ-TECHNOLOGIES

The article deals with the problem of interpersonal relations in the adolescent group, the need for affiliation to the group and at the same time experiencing their vulnerability among peers, describes the results of an empirical study of the status position of adolescents in a peer group.

Текст научной работы на тему «Особенности статусного положения подростков в группе сверстников»

УДК 159.99

Куликова Татьяна Ивановна,

ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула, e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема межличностных отношений в подростковой группе, потребности в аффилиации к группе и одновременно переживания своей незащищенности в среде сверстников, описываются результаты эмпирического исследования статусного положения подростков в группе сверстников.

Ключевые слова: подростки, межличностные отношения, групповая принадлежность, статусное положение.

Kulikova Tatyana Ivanovna,

Lev Tolstoy TSPU, Tula, e-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING PRESCHOOLERS VIA ELEMENTS OF TRIZ-TECHNOLOGIES

Abstract. The article deals with the problem of interpersonal relations in the adolescent group, the need for affiliation to the group and at the same time experiencing their vulnerability among peers, describes the results of an empirical study of the status position of adolescents in a peer group.

Keywords: adolescents, interpersonal relationships, group affiliation, status position.

Человеческие отношения с другими людьми являются необходимым средством и способом удовлетворения значимых потребностей, в частности, потребности в признании, уважении и, конечно, высокой самооценки. Большое значение придается этой проблеме в подростковом возрасте, когда на первый план выходят отношения со сверстниками, имеющие ряд серьезных особенностей, таких как потребность в друзьях, потребность в аффилиации, стремление к группированию, одиночество и изоляция, застенчивость, в данном случае являющиеся важными

условиями для развития личности подростка и его успешной социализации [4]. Группа необходима подростку, в ней он ощущает себя равным, нужным, уверенным в своих силах, в связи с чем имеет возможность в полной мере реализовывать себя, и, как следствие, высоко оценивать себя. От референтной группы подросток ждет и получает оценку своих способностей, личностных качеств и себя в целом, что оказывается значимее оценок других людей. Это объясняет стремление подростков завоевать доверие и уважение среди сверстников. Положение подростка в сложной структуре взаимоотношений с другими членами группы, которое определяет уровень признания и уважения, называется статусом. В процессе межличностного взаимодействия каждый член группы оценивает других, а также оценивается ими. Это приводит к тому, что через некоторое время возникают предпочтения и выстраивается модель притяжения и отвержения. Чем дольше длится время взаимодействия, тем яснее описываются такие закономерности.

Нарушение отношений подростков со сверстниками часто является причиной снижения успеваемости, изменения поведения и появления аффективных переживаний. Именно в подростковом возрасте формируется устойчивый статус ученика в системе межличностных отношений. Высокое статусное положение подростка в классе во многом связано со стилем отношений, который характерен для него во взаимодействии с одноклассниками. В группе сверстников подростки имеют различный социометрический статус. На лидирующей позиции находятся подростки, так называемые «звезды», с которыми хотят общаться практически все одноклассники. Кроме того, в каждом классе есть довольно большая группа подростков, которые имеют хорошие отношения с большинством своих одноклассников, так называемые «предпочитаемые». Существует и такая группа школьников, как «принятые», они достаточно открыты для общения, дружелюбны и имеют 2-3 друга в классе. Однако есть

«изолированные» подростки, которые практически отключены от неформальной жизни своего класса. Значение статуса очень важно для подростка, поэтому его изучение нельзя недооценивать [3]. С целью определения особенностей статусного положения подростков в ученическом коллективе было проведено эмпирическое исследование на выборке подростков, учащихся 7-х классов (13-14 лет), в количестве 57 человек. Мы предположили, что на статусную позицию подростка в коллективе сверстников оказывают влияние преобладающий тип отношений к людям и уровень потребности человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми [4].

В результате по методике «Социометрия» было выявлено, что из общей выборки 13% респондентов попали в группу «изолированных», т.е. подростки, которые набрали меньшее количество выборов. Со статусом «пренебрегаемые» выявлено 17% подростков. Группу «предпочитаемых» (41%) составили подростки, набравшие количество выборов выше среднего показателя. И, наконец, в группу «звёзд» попали подростки-лидеры, набравшие большее количество выборов (29% респондентов).

По методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири у 15% испытуемых выявлен авторитарный стиль. Они отличаются стремлением к доминированию и власти над сверстниками. У 12% подростков выявлен эгоистично-агрессивный тип, характеризующийся стремлением к независимости, расчетливости, враждебным отношением к окружающим, требовательностью и упрямством, а также склонностью к обвинению окружающих. Из общей выборки у 22% респондентов выявлен подчиняемый тип. Такие подростки отличаются слабовольностью, склонностью к уступкам и послушанию. Они застенчивы и эмоционально сдержанны. Дружелюбными, склонными к сотрудничеству и принятию компромиссных решений в конфликтных ситуациях оказались 25% подростков. Альтруистический тип присущ 26% испытуемых, который

характеризуется гиперответственностью, стремлением всегда, всем и во всем помогать, мягкостью отзывчивостью и бескорыстностью.

Результаты, полученные с помощью опросника аффилиации А. Мехрабиана, свидетельствуют о том, что у 55% испытуемых мотив «стремление к людям» развит на высоком уровне, в то время как мотив «боязнь быть отвергнутым» развит на высоком уровне у 27% испытуемых. Также установлено, что 18% испытуемых имеют результат среднего уровня развития одного из мотивов, что не позволяет конкретизировать поведение подростка и его переживания, связанные с отношениями со сверстниками.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что потребности и мотивы поведения большинства испытуемых находятся в противоречии: с одной стороны проявляется потребность в общении, а с другой - безразличное отношение к сверстникам. При этом потребность в аффилиации выражена у большинства испытуемых, что способствует возникновению мотивации одобрения и стремления к общению. Также следует отметить, что испытуемые, имеющие более высокий статус в группе, в большей степени удовлетворяют свои потребности в близких и дружеских взаимоотношениях со сверстниками, т.е. можно утверждать, что потребность в аффилиации у них удовлетворена в большей степени, чем у их сверстников, имеющих более низкий статус в группе.

При благоприятных отношениях в малых группах существенно повышается уровень личностного развития ребенка, формируется адекватная данному возрасту самооценка. При отсутствии же искренних взаимоотношений появляются препятствия на пути личностного самосовершенствования. Я.Л. Коломинский выделяет основные психологические компоненты отношения человека к своему положению в группе - это переживание и осознание, сильно связанные между собой. Человек может что-либо осознавать, и при этом оставаться эмоционально

спокойным, но может, наоборот, при возникновении настоящих переживаний не осознать истинные его причины [1]. Коломинский определяет четыре категории осознанности своего положения в группе: переоценивающее положение; недооценивающее положение; точное совпадение; неопределённое положение [2].

Таким образом, выраженная потребность в аффилиации способствует возникновению стремления к одобрению у сверстников. Подростки, имеющие ярко выраженную потребность в аффилиации, проявляют ориентацию на общение в большей степени, чем их сверстники, у которых данная потребность снижена. Важно помнить, что особенности проявления и протекания подросткового периода напрямую зависят от характера нахождения подростка в сфере отношений со взрослыми и сверстниками, а также от определенных социальных обстоятельств его жизни и развития.

Список литературы

1. Куперсмит С. Предпосылки самооценки / С. Куперсмит. - М.: 2014. - 268 с.

2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - М.: Изд-во: АСТ, 2010. - 217 с.

3. Ратанова Г.А. Психодиагностические методы изучения личности / Г.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М.: МПСИ, 2014. - 304 с.

4. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.