Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / акцентуация характера / девиантное поведение / характер

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдурасулов Фарход Пардаевич, Бавбекова Алиме Энвер Кизи, Абдужалилова Сабина Абдурашид Кизи

В статье рассматривается важность подросткового периода и доказывается, что каждый тип акцентуации связан с возникновением у подростка специфических трудностей во взаимоотношений с окружающими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА»

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Абдурасулов Фарход Пардаевич

Старший преподаватель кафедры Семейная психологии НУУз Джизакский филиалa Бавбекова Алиме Энвер кизи Студентка 3-курса НУУз Джизакский филиалa Абдужалилова Сабина Абдурашид кизи

Студентка 3-курса НУУз Джизакский филиалa

Аннотация: В статье рассматривается важность подросткового периода и доказывается, что каждый тип акцентуации связан с возникновением у подростка специфических трудностей во взаимоотношений с окружающими

Ключевые слова: подросток, акцентуация характера, девиантное поведение, характер.

Annotatsiya: Maqolada o'smirlik davrining ahamiyati muhokama qilinadi va aksentatsiyaning har bir turi o 'smirning boshqalar bilan munosabatlarida o'ziga xos qiyinchiliklarning paydo bo'lishi bilan bog'liqligini isbotlaydi.

Kalit so'zlar: o'smir, xarakter aksentatsiyasi, deviant xulq-atvor, xarakter.

Ab&ract: The article discusses the importance of adolescence and proves that each type of accentuation is associated with the emergence of specific difficulties in the relationship of a teenager with others.

Key words: teenager, character accentuations, deviant behavior, character.

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день человек подвержен психологическому воздействию, что отрицательно влияет на его психику. Депрессии, стрессы и другие виды психологических расстройств возникают на почве обыденной и трудовой жизни. Развитие городов, ускорение темпа жизни, развитие промышленности все эти факторы, которые приносят человеку пользу, но могут приносить и вред.

Постоянное напряжение и информационные перезагрузки способствуют возникновению нервно - психических патологий. В связи с этим становиться вопрос об охране психологического здоровья человека. Решение этой проблемы связано с ранней диагностики такого рода состояний, которые способствует развитию патологий в психике человека. Диагностика акцентуации характера, которая может перейти в патологическое состояние, играет немаловажную роль.

Человек знающий свою акцентуацию, может узнать свои склонности (в профессиональной деятельности и др.) и наладить отношение с другими. Выявление акцентуации характера в подростковом возрасте необходимая задача, потому что

именно этот возраст считается критическим в развитие личности. Подростковый возраст - переходный период, где ребенок с детства переходит во взрослую жизнь. Именно в этот период человек может совершать противоречивые действия, может возникнуть суицидальные мысли и формируется зависимость (к наркотическим веществам, видео играм и другие).

Выражение отдельных черт характера называется акцентуацией характера. Согласно К. Леонгарду акцентуация - это ярко выраженные черты характера. Изучение акцентуации связано с тем, что разные черты характера и темперамента, выраженные очень сильно, могут послужить развитию психических расстройств. Акцентуация характера - это сильное заострение отдельных черт характера. Акцентуация характера предполагают различные типы и методы воспитания, в зависимости от чего, подростковая проблема, может сгладиться или заостриться. Это положение объясняет актуальность проблемы акцентуации характера у подростков. Почему именно подростки? Потому что в этом возрасте происходит становление характера и его особенностей.

Характер - это совокупность устойчивых психических особенностей человека, которые проявляются в определенных жизненных условиях и ситуациях. Характер человека проявляется в его отношении к действительности: к людям (общительность - замкнутость); к делу (трудолюбие - ленивость) и т.д. Так у человека проявляется характер.

Характер формируется в подростковом возрасте. Именно в этом период некоторые черты характера приобретают заостренность, настолько сильную выраженность, что может быть слабым звеном подростка. Если получит удар по слабому звену, то его психика может разрушиться. Ведь подростковый возраст это, когда ребенок переходит с детства во взрослую жизнь, где все от него требуют многое. Они выражаются в некоторых ситуациях, но не всегда. Это происходит, когда оказывают воздействие на слабое звено характера, в остальных случаях они могут не проявляться.

Основой кризиса, возникающего в подростковом периоде, является процесс перестройки нейроэндокринной системы. Кризис проходит в острой форме, он довольно длителен, что имеет отношение к воздействию на подростка ряда факторов соматического характера, а также психического и социального [1, стр. 99].

В психологии, на протяжении всей ее истории, предпринимались некоторые попытки представить типологию характеров. Ранее других эту работу проводил немецкий психиатр Кречмер, далее тему развивал Бехтерев. Позднее типологию характера подросткового возраста изучали и классифицировали и другие ученые. Было предложено множество наименований, но наибольшее распространение получил термин, предложенный Карлом Леонгардом, являющимся психологом и психиатром из Германии. Он использовал обозначение «акцентуированная личность».

Черты характера, которые ярко выражаются у человека, называется акцентуацией характера. Акцентуация характера выражается в подростковом

возрасте. В возрасте, когда черты характера явно выявляются. Если в этом возрасте его много предают, то он приобретает в характере недоверие к людям.

Акцентуация характера - это крайние варианты нормального развития характера, при которых отдельные черты характера чрезмерно выражены.

В зависимости от степени выраженности было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

В подростковом возрасте ребенок как заново познает мир. Когда в детстве тронув горячий чайник больше, его не трогает, так и в подростковом возрасте происходит также. Он открывает глаза и начинает смотреть на мир другими глазами. С появлением психопатии возникла проблема, как различить: психопатию как патологической аномалией от крайних вариантов нормы. Еще в 1886 году В. М. Бехтерев упомянул о «переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием», о том, что психопатологические состояния могут выражены не так сильно. В дальнейшем появился термин «акцентуация характера», что позволило отличать аномалию характера и нормы характера. Хотя когда-то черты характера, считавшиеся аномалией, сейчас являются нормой характера [2, стр. 4].

В работах К. Леонгарда используется как сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера". К. Леонгард заменил термин "психопат" на термин "акцентуированная личность". Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности - это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. На вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с одной стороны, от психопатов, а с другой - от неакцентуантов, К. Леонгард не дает четкого ответа [3, стр. 375].

Типологический подход к описанию личности использован А. Е. Личко при диагностике типа психопатии и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Им было выявлено 11 типов акцентуаций [5, стр. 171 -175].

1. Гипертимный тип. Главной особенностью этого типа в подростковом возрасте является постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие подростки отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным.

2. Циклоидный тип. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза, когда фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность. Субдепрессивные фазы чередуются с гипоманиакальными, при которых бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. Вначале смена фаз подъема и спада настроения происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает.

3. Лабильный тип. Отличительной особенностью является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение. От текущего настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.

4. Астено-невротический тип. При нем рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез и т. п. Главными чертами типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья. .

5. Сенситивный тип. Основные черты - повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах (темноты, животных, одиночества и т.п.), избегания компании бойких и активных детей, робости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний. .

6. Психастенический тип. Основные особенности - повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям. Для психастеника трудно принять окончательное решение, поэтому он тщательно обдумывает свое поведение, взвешивает каждый шаг, немалократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу [5, стр. 171 -175].

7. Шизоидный тип. В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, отгороженность, духовное одиночество, необычность в выборе занятий и увлечений.

8. Эпилептоидный тип. Главной особенностью этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность, аффект, взрывчатость и безудержная агрессивность. Большим напряжением отличается также сфера влечений. Все влечения характеризуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами. .

9. Истероидный тип. Главные особенности истероидного типа - безграничный

эгоизм и «жажда признания». Лица этого типа обычно очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия и равнодушия к своей персоне.

Подводя итоги, стоить отметить о важности подросткового периода в развитии личности. Данная статья позволила расширить представление о том, что включает в себя понятие характер, какие типы характеров бывают, и чем они отличаются друг от друга. В ходе работы была подтверждена актуальность необходимости концентрации внимания на вопросе акцентуации характера у подростков. Это в свою очередь подтверждает и необходимость решить проблему поиска эффективного способа сохранения психического здоровья в подростковый период, в этот уязвимый и наиболее подверженный внешним воздействиям и влияниям возраст. На протяжении работы удалось решить определенные в начале задачи. Посредствам использованных литературных источников были рассмотрены особенности подросткового возраста. На основании классификации акцентуаций характера разработанной А.Е. Личко дана характеристика каждой из них, а также определены некоторые критерии их проявления непосредственно в подростковом возрасте.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Иванников В.А.: Основы психологии. Курс лекций. - СПб, Питер, 2010. -с.98-102.

2. Личко А. Е. «Психопатии и акцентуации характера к подростков» М: 2010 г.стр. 126.

3. Nosirovich A. N. et al. CYBERSPACE IN THE REAL WORLD //Journal of Academic Research and Trends in Educational Sciences. - 2022. - Т. 1. - №. 10. - С. 410-414.

4 Раббимова У., Хасанова Д., Санаев А. Профессиональная педагогическая этика современного педагога //Zamonaviy innovatsion tadqiqotlarning dolzarb muammolari va rivojlanish tendensiyalari: yechimlar va i^iqbollar. - 2022. - Т. 1. - №. 1. - С. 422-426.

5 Кадырова, Эльвира, Малика Ортикова, and Алишер Санаев. "Человек качественный: признаки." Zamonaviy innovatsion tadqiqotlarning dolzarb muammolari va rivojlanish tendensiyalari: yechimlar va i^iqbollar 1.1 (2022): 415-419.

6. Murotmusayev K., Nizomov B. Internet tarmog'ida yolg'izlik va psixik jarayonlar //Zamonaviy innovatsion tadqiqotlarning dolzarb muammolari va rivojlanish tendensiyalari: yechimlar va i^iqbollar. - 2022. - Т. 1. - №. 1. - С. 457-460.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2011. - с.171-175.

8. Хайруллина А.Р. « Акцентуация характера в подростковом возрасте». Курсовая работа. УФА 2014

9. Burkhanovna, K. D., Alisherovich, M. R., & Ugli, N. B. U. (2021). Communication as the main source of personality development. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(5), 75-80.

10P. N. U&in, K.B. Murotmusaev "Factors Of Psychological Adaptation Freshmen Students" Eurasian Journal of Humanities and Social Sciences. Brussels, Belgium -2022. P 115-121 https://geniusjournals.org/index.php/ejhss/index

11 P. N. U&in, K.B. Murotmusaev "Review Of Psychological Adaptation Factors of International Students in Russian Universities Of the Russian Federation" Eurasian Journal of Humanities and Social Sciences. Brussels, Belgium - 2022. P 108-114. https:// geniusjournals.org/index.php/ejhss/index

"ОИЛА, МАХДЛЛА ВА ТАЪЛИМ МУАССАСАСИ ИЖТИМОИЙ ^АМКОРЛИГИ'НИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШНИНГ УСТУВОР ВАЗИФАЛАРИ

Абирова Умида Назаровна

Низомий номли ТДПУ "Педагогика " кафедраси уцитувчиси, Республика Маънавият ва Маърифат маркази тадцицотчиси.

Туракулова Феруза Асрор кизи, "Педагогика ва психология" йуналиши

3-босцич талабаси.

Рахимбердиева Ирода Зокиржоновна -"Педагогика ва психология" йуналиши

3-босцич талабаси.

Аннотация. Мацолада Янги Узбекистонда ёшларни тарбиялашда оила, мауалла ва таълим муассасалари ижтимоий уамкорлигини такомиллаштириш йуллари ва тавсиялари берилган. Истицболдаги вазифалар белгилаб олинган.

Таянч тушунчалар: Таълим, тарбия, оила, мауалла, ижтимоий, маънавият, маърифат, уамкорлик.

Аннотация. В статье представлены пути и рекомендации по совершенствованию социального сотрудничества семей, сообществ и образовательных учреждений в обучении молодежи в новом Узбекистане.

Ключевые понятия: Образование, воспитание, семья, сообщество, общественность, духовность, просвещение, сотрудничество.

Annotation. The article presents the ways and recommendations for improving the social cooperation of families, communities and educational institutions in teaching young people in the new Uzbekitian.

Key concepts: Education, upbringing, family, community, community, spirituality, enlightenment, cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.