Научная статья на тему 'Влияние особенностей характера подростков на выбор программы дополнительного образования'

Влияние особенностей характера подростков на выбор программы дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEENAGER / CHARACTER ACCENTUATION / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ярославкина Екатерина Владимировна

В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи акцентуаций характера подростков и направленностью дополнительного образования, описываются результаты проведенного исследования трех групп подростков, включенных в различные объединения дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ярославкина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of features of character of teenagers on choice of program of additional education

In the article a question is examined about intercommunication of accentuations of character of teenagers and by the orientation of additional education, research results of three groups of the teenagers plugged in the different associations of additional education are described.

Текст научной работы на тему «Влияние особенностей характера подростков на выбор программы дополнительного образования»

Литература:

1. Бильданова В.Р. Приемы психологической саморегуляции в деятельности учителя / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Спецвыпуск №1. - С. 30.

2. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Ленанд. - 2011. - 320 с.

3. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей / Теоретическая и Экспериментальная психология. - 2014. - №4. -С. 57-65.

4. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека / Вопросы психологии. -2000. - №2. - С. 118-127.

5. Улановская Л.С. Диагностика структуры индивидуального стиля саморегуляции психических состояний студентов: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - М.: НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия» 2011. - 30 с.

6. Черенева Е.А. Теоретические основы проблемы саморегуляции предметной деятельности и поведения / Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 5. - С. 7-11.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ярославкина Екатерина Владимировна

ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет" (г. Южно-Сахалинск)

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи акцентуаций характера подростков и направленностью дополнительного образования, описываются результаты проведенного исследования трех групп подростков, включенных в различные объединения дополнительного образования.

Ключевые слова: подросток, акцентуации характера, дополнительное образование.

Annotation. In the article a question is examined about intercommunication of accentuations of character of teenagers and by the orientation of additional education, research results of three groups of the teenagers plugged in the different associations of additional education are described.

Keywords: teenager, character accentuation, additional education.

Введение. Подростковый период - это время, когда родители и педагоги обязаны подготовить детей к взрослой жизни, научить их ответственности, организованности и самоконтролю, умению ставить собственные цели и делать то, что сами же себе наметили. Взрослые должны понимать, что личностный рост человека возможен в том случае, если он будет заниматься делом, которое ему нравится, то есть когда выбранная деятельность соответствует особенностям его характера.

Подростковый возраст важен для дальнейшего самоопределения человека;своевременное выявление особенностей характера подростков и применение этих знаний педагогами и родителями в помощи обучающимся при выборе объединения дополнительного образования во многом определяет их будущую профессиональную успешность.

Изложение основного материала статьи. Проблемами особенностей характера подростков в истории психологии занимались многие отечественные и зарубежные учёные. Немецкий психиатр К. Леонгард выдвинул предположение о наличии основных и дополнительных черт личности и ввёл в психологию понятие «акцентуации», составил классификацию типов акцентуаций. Советский психиатр А.Е. Личко на основе описания акцентуаций личности К. Леонгарда предложил классификацию акцентуаций характера, которая была построена на основе наблюдений за подростками [1].

Русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей [2].

Связь между психологическим типом человека и деятельностью, которой он занимается, обосновал американский психолог Дж. Холланд. Согласно его подходу, существует шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и конвенциональный. Удовлетворенность деятельностью, и, следовательно, ее эффективность зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности. Резапкина Г.В., занимаясь вопросом о взаимовлиянии акцентуации и предпочитаемым видом деятельности, разработала методику, позволяющую подросткам в возрасте от 14 лет уточнить свои характерологические особенности и соотнести их с видами предпочитаемой деятельности [2].

Исследования взаимовлияния личностных качеств человека и выбора вида деятельности, которой он занимается, проводились такими психологами, как С.Ф. Вакарина, Э.Ф. Зеер, И.В. Крыжановская, Н.Р. Лавренко, М.Е. Литвак, С.Н. Морозюк и др.

Несмотря на имеющиеся исследования в сфере акцентуаций характера в психологии, эта проблема не теряет своей актуальности. На наш взгляд, особую практическую значимость имеет аспект соотнесения акцентуаций характера и той сферы деятельности подростка, в которой он смог бы достичь максимальных успехов.

Наше эмпирическое исследование проводилось на протяжении одного полугода в период с 12.2017 г. по 06.2018 г. В исследовании приняло участие 38 подростков в возрасте 13-14 лет, которые занимаются в различных по направленности объединениях дополнительного образования.

1 группа - туристско-краеведческая направленность: группа подростков в количестве 12 человек из 8 класса МБОУ СОШ №23 г. Южно-Сахалинска, посещающие вместе с классным руководителем туристические мероприятия, а также мероприятия, проводимые туристским клубом «Адреналин» (2 и 3-ий года обучения).

2 группа - художественная направленность: обучающиеся подросткового возраста (13-14 лет) из 14 человек (3-ий год обучения), занимающихся в МБУ ДО «Детская художественная школа» г. Южно-Сахалинска.

3 группа - физкультурно-оздоровительная направленность: обучающиеся подросткового возраста (13-14 лет) в количестве 12 человек (2 и 3-ий года обучения), посещающие отделение спортивной борьбы в МБУ ДО СДЮСШОР по греко-римской борьбе г. Южно-Сахалинска.

В соответствии с целью нашего исследования были использованы следующие метод тест-опросник Г. Шмишека-К. Леонгарда «Методика акцентуаций характера и темперамента» (тест опубликован Г. Шмишеком в 1970 году и является модификацией «Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда») [3]. Этот тест более прост для проведения в сравнении с «Патохарактерологическим опросником для подростков» А.Е.Личко и «Методикой изучения акцентуаций личности К.Леонгарда». Тест предназначен для выявления акцентуированных черт характера подростков. Его можно применять для определения акцентуаций характера в процессе обучения, в процессе психологического консультирования и для помощи подросткам в их профессиональном самоопределении.

Результаты психодиагностического тестирования с помощью теста-опросника представлены в рисунках 1, 2 и 3.

120

100 80 60 40 20 0

100

57

43

-У 1 14

0 0 0 0 0

Акцентуации характера

IД емонстр ативно сть ■ Застреваемость Педантичность ¡Возбудимость I Гипертимность Дистимность Тревожность Цикпоидность Экзапь тированность Эмотпвность

Рисунок 1. Столбиковая диаграмма выраженности явных и скрытых акцентуаций характера в

процентном соотношении в 1 группе

В 1 группе туристско-краеведческой направленности преобладают следующие акцентуации характера: гипертимность (100%), циклоидность (57%) и достаточно часто встречается экзальтированность (43%).

Исходя из полученных результатов, можно составить психологическую характеристику подростков данной группы, имеющих выявленные акцентуированные черты характера.

Гипертимные подростки из 1 группы с их контактностью, энергичностью, жаждой деятельности, оптимизмом, инициативностью посещают занятия в туристической секции соответственно предрасположенности к этой деятельности своего характера. Там они реализовывают потребность в общении и движении. Высокие показатели гипертимности свидетельствуют о мощной физической и психической энергии. Гипертимность - важное условие активности человека, благодаря которому он обычно достигает успехов.

Циклоидность, которая также имеет высокие показатели в этой группе, по мнению К. Леонгарда, характеризуется частыми периодическими сменами настроения (в период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми).

Туристическая деятельность предполагает чередование активных занятий или походов и спокойного разбора проделанной работы, что как раз подходит для подростков циклоидного типа: в периоды повышенного настроения могут заниматься коллективной деятельностью, активно общаться, а в периоды подавленного настроения имеют возможность уединиться (например, фотографировать, рыбачить или просто созерцать пейзажи).

Достаточно высокие показатели экзальтированности в данной группе говорят о наличие у подростков хорошего вкуса, яркости и искренности чувств. Длительные прогулки на природе подальше от городов, фотографирование пейзажей, - всё это соответствует характеру экзальтированных подростков. Также можно сказать, что особенности туристической деятельности способствуют воспитанию экзальтированных черт у подростков.

На рисунке 2 представлены результаты диагностики акцентуаций характера подростков художественной направленности дополнительного образования.

Рисунок 2. Столбиковая диаграмма выраженности явных и скрытых акцентуаций характера в

процентном соотношении во 2 группе

Во 2 группе художественной направленности преобладают следующие акцентуации характера: экзальтированность (100%), эмотивность (79%) и достаточно часто встречаются застреваемость (57%) и тревожность (50%).

Исходя из полученных результатов, можно составить психологическую характеристику подростков данной группы, имеющих выявленные акцентуации характера.

Высокая впечатлительность, яркость в выражении чувств, художественный вкус экзальтированных подростков из 2 группы художественной направленности, и даже их чрезмерная чувствительность, как людей эмотивного типа, помогают им реализовывать себя в деятельности, связанной с искусством. В то же время, 2,5 года занятий в художественной школе привили подросткам этой группы хороший вкус (во время знакомства с культурным наследием прошлых эпох), яркость и искренность чувств (в ходе создания творческих работ), а также такие качества экзальтированного типа, как альтруистичность, чувства сострадания (в ходе сбора материала к композициям на определённые темы, например: «Помоги птицам зимой», «Мой дедушка (бабушка) ветеран» и др.).

Люди эмотивного типа, по мнению К. Леонгарда, предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты. Их привлекательными чертами психолог называет доброту, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Эти характерные особенности, по нашему мнению, также располагают к занятиям творчеством, а занятия творчеством усиливают эти черты характера.

Подростки с застревающим типом акцентуации могут посещать любые объединения дополнительного образования, где есть возможность проявить себя. Признание заслуг, следование их примеру, стремление добиться высоких показателей в любом деле, за которое берутся, предъявление высоких требований к себе, -эти особенности подходят для занятий художественным творчеством, участия в конкурсах и олимпиадах. И, наоборот, конкурсные мероприятия стимулирует развитие таких особенностей характера, как стремление проявить себя с лучшей стороны, добиться высоких показателей в каком-то деле.

Достаточно высокие показатели тревожности характеризуют подростков этой группы как самокритичных, исполнительных, но неуверенных в себе. Занятия изобразительным искусством очень подходят таким подросткам в качестве арт-терапии.

На рисунке 3 представлены результаты диагностики акцентуаций характера подростков физкультурно-оздоровительной направленности дополнительного образования.

100

■ Демонстративность

■ Застреваемость Педантичность

■ Возбудимость

■ Гипертимность

100

80

50

40

20

Дпстнмность Тревожность Циклоидность

о

Акцентуации характера

Экзальтированность Эмотпвность

Рисунок 3. Столбиковая диаграмма выраженности явных и скрытых акцентуаций характера в

процентном соотношении в 3 группе

В 3 группе физкультурно-оздоровительной направленности преобладают следующие акцентуации характера: демонстративность (100%), возбудимость (86%), гипертимность (86%), циклоидность (71%) и застреваемость (57%).

Исходя из полученных результатов, можно составить психологическую характеристику подростков данной группы, имеющих данные акцентуированные черты характера.

Высокие показатели гипертимности свидетельствуют о высоких показателях физической и психической энергии. Гипертимность - важное условие активности человека, благодаря которому он обычно достигает успехов. Мы предполагаем, что подросткам с этими чертами характера занятия спортом помогут реализовать такие качества, как стремление к лидерству, высокие притязания, целеустремлённость, потребность в движении. Подростки, которые имеют высокие показатели возбудимости, на тренировках выплёскивают агрессию, излишнюю энергию, при этом очень важно, что занятия спортом развивают у этих подростков выдержку и самоконтроль.

У подростков этой группы также выражен застревающий тип акцентуации. Они любят, когда признают их заслуги, следуют их примеру, стремятся добиться высоких показателей в любом деле, за которое они берутся, предъявляют к себе высокие требования и упорство. Мы считаем, что эти особенности подходят для занятий спортом и участия в соревнованиях.

Выводы. Таким образом, по результатам проведённого исследования на выявление акцентуированных черт характера лиц подросткового возраста с помощью теста-опросника Г.Шмишека-К.Леонгарда «Методика акцентуаций характера и темперамента» в трёх группах обучающихся дополнительного образования, имеющих разную направленность, были выявлены преобладающие акцентуации характера. В 1 группе туристско-краеведческой направленности преобладают следующие акцентуации характера: гипертимность, циклоидность и экзальтированность. Во 2 группе художественной направленности преобладают следующие акцентуации характера: экзальтированность, эмотивность, застреваемость и тревожность. В 3 группе физкультурно-оздоровительной направленности были выявлены следующие акцентуации характера: демонстративность, гипертимность, возбудимость, циклоидность и застреваемость.

На основании результатов проведенного исследования могут быть составлены основные психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам следующего плана:

во-первых, выстраивая взаимодействие с ребенком, необходимо учитывать особенности его характера. Если у подростка явная или скрытая акцентуация характера, необходимо уделять этому особое внимание, оберегая его от тех ситуаций, которые являются для него «слабым местом», способных спровоцировать срывы и неврозы;

во-вторых, в подростковом возрасте ребенок обязательно должен быть вовлечен в дополнительное образование (по многим причинам) и выбор дополнительной общеобразовательной программы должен соотноситься с особенностями характера подростков, т.е. выбирая ту или иную направленность дополнительного образования, очень важно брать во внимание особенности характера подростка с точки зрения того, насколько данная деятельность конгруэнтна с чертами характера подростка.

1. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 288-318.

2. Резапкина Г.В. Акцентуация и выбор профессии // «Школьные технологии». - 2011. №1. -С. 170-179.

3. Тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда - «Методика Акцентуации характера и темперамента личности» [Электронный ресурс] // Психология счастливой жизни [сайт].[2018].URL:http://psycabi.net/testy/395-test-oprosnik-g-shmisheka-k-leongarda-metodika-aktsentuatsii-Йага^ега-^етрегате^а (дата обращения: 20.11. 2016)

Литература:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.