Научная статья на тему 'Взаимоотношения России с Китаем и Евросоюзом в энергетической сфере'

Взаимоотношения России с Китаем и Евросоюзом в энергетической сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / КИТАЙ / АТР / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ / RUSSIA / EUROPEAN UNION / CHINA / ENERGY PARTNERSHIP / ENERGY SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубровина Анастасия Сергеевна

Отношения России, Европейского союза и Китая в контексте Концепции внешней политики России и Санкт-Петербургского саммита лидеров стран «Группы двадцати» (2013 г.) позволили автору проанализировать внешнеполитическую деятельность Российской Федерации в энергетической сфере с ЕС и КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relations between Russia, China and EU in the energy sector

This article is written about relations between Russia, EU and China in context of the Concept of Russian foreign policy and G-20 summit in Saint Petersburg 2013. The author analyzes the foreign policy of Russia in the energy sector with EU and China.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения России с Китаем и Евросоюзом в энергетической сфере»

Взаимоотношения России с Китаем и Евросоюзом в энергетической сфере

Анастасия Дубровина

Россия, обладающая одной из крупнейших в мире ресурсно-сырьевых баз, занимает стратегически выгодное геополитическое положение в Евразии. Совокупность данных факторов делает нашу страну великой энергетической державой, играющей существенную роль в мировой сфере, и позволяет брать на себя определенные обязательства в обеспечении глобальной энергетической безопасности.

Основные задачи России в сфере международных экономических отношений с учетом приоритетов инновационного развития страны заключаются в обеспечении ее равноправных позиций в современной системе мирохозяйственных связей, сведении к минимуму рисков, возникающих при интеграции в мировую экономику, в том числе в контексте вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Для решения этих задач Российская Федерация укрепляет стратегическое партнерство с ведущими производителями энергетических ресурсов, активно развивает диалог со странами-потребителями и странами транзита, принимает меры для закрепления за собой статуса ключевого транзитного направления по обеспечению торгово-экономических связей между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР), активно использует возможности региональных экономических и финансовых организаций для отстаивания своих интересов1.

ДУБРОВИНА Анастасия Сергеевна - аспирант Дипломатической академии МИД России. E-mail: neldi@mail.ru

Ключевые слова: Россия, Европейский союз, Китай, АТР, энергетическое партнерство, энергобезопасность.

Возросшая конкуренция при распределении стратегических ресурсов лихорадит сырьевые биржи и рынки. Качественные трансформации происходят в энергетической сфере, что связано и с использованием инновационных технологий добычи углеводородов. В то время когда для обеспечения экономической безопасности государств все больше требуется диверсификация их присутствия на мировых рынках, наблюдается ужесточе- ние необоснованных ограничений и других дискриминационных мер1.

На фоне возрастающей неравномерности международного развития усиливаются факторы глобальной и региональной нестабильности. Президент России В.В.Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ обратил внимание на создавшуюся ситуацию по появлению почвы для новых конфликтов экономического, геополитического и этнического характера, ужесточение глобальной конкуренции и соперничества за ресурсы.

В этих условиях Россия, реализуя ключевые внешнеполитические приоритеты, уточненные в Указе Президента России от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»2, проводит активную многовекторную внешнюю политику, нацеленную на обеспечение ее нацио- нальных интересов, создание благоприятных внешних условий для социально-экономического развития, на укрепление безопасности, утверждение центральной роли ООН и коллективных начал в мировой политике на основе соблюдения норм международного права и уважения принципа неделимости безопасности.

Итоги председательства России в АТЭС в 2012 г. и саммита АТЭС во

Владивостоке продемонстрировали серьезность планов нашей страны в отношении АТР, направленных на её интеграцию в регион в интересах ускоренного экономического развития Сибири и Дальнего Востока, а также укреплению стратегического партнерства с КНР, Индией, Вьетнамом.

В период российского председательства в 2013-2015 гг. в в20, вв, ШОС и БРИКС Россия намерена использовать свое положение для утверждения принципов коллективных действий на международной арене, поиска согласованных решений актуальных проблем современности.

Лидеры стран «Группы двадцати» в декларации Санкт-Петербургского саммита (сентябрь 2013 г.) отметили, что скоординированные действия в течение пяти лет имели решающее значение для борьбы с финансовым кризисом. Тем не менее работа концентрация совместных усилий по выработке решений для обеспечения надежного выхода из наиболее продолжительного кризиса в новейшей истории остается решающей задачей для стран «Группы двадцати». Подчеркнуты обязательства по сотрудничеству в сфере энергетики, направленные на развитие экологически чистых и энергоэффективных технологий3.

Доступ к энергоресурсам - это ключевое условие повышения качества жизни и улучшения функционирования мировой экономики. Наличие надежной и доступной энергии является критически важным для стимулирования экономического роста, создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого развития. В этой связи необходимо усиление Совместной информационной инициативы международных организаций по нефти (МБЮИ) за счет доступа к информации и содей-

ствия ее организационного развития.

В декларации лидеров стран «Группы двадцати» отмечено, что в кратчайшие сроки предстоит запуск Совместной информационной инициативы международных организаций по газу (Юй\-ва$)4.

На Санкт-Петербургском саммите был представлен доклад Международного энергетического агентства (МЭА), Международного энергетического форума (МЭФ) и Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) с рекомендациями по практическим мерам повышения транспарентности на международных рынках газа и угля (май 2013 г.).

Лидеры стран поручили МЭФ представить отчет о проделанной в этой области работе до следующей встречи министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы двадцати» (октябрь 2013 г.)4.

Всемирный банк представил доклад «К устойчивому энергетическому будущему для всех», направленный на расширение доступа к надежной и доступной энергии в развивающихся странах.

В докладе отмечена важность устойчивого и ответственного производства, использование современной биоэнергии, а также роль Глобального биоэнергетического партнерства (ГБЭП)4.

Необходима оценка существующих препятствий и выявление возможности стимулирования дополнительных инвестиций в более «умную» и низкоуглеродную энергетическую инфраструктуру, в частности в чистую и устойчивую электроэнергетику. В этой связи необходимо более тесное взаимодействие частного сектора и банков развития, а также объединение усилий в 2014 г. всех заинтересованных представителей государственного сектора, участников рынка и международных организаций для обсуждения факторов, препятствующих инвестициям в энергетику4.

В докладе отмечено, что многие страны предпринимают шаги по совершенствованию структуры производства и использованию энергии, в том числе за счет развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и(или)

атомной энергетики. Атомная энергетика имеет высокую капиталоемкость и влечет за собой ответственность за ядерную безопасность и применение гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Страны «Группы двадцати», как с развитой, так и с зарождающейся атомной энергетикой, должны стремиться к максимально возможному уровню ядерной безопасности и, как определено в Плане действий по ядерной безопасности МАГАТЭ, к многостороннему сотрудничеству в направлении достижения глобального режима ядерной ответственности4.

Кроме того, подчеркивается, что достигнут прогресс в деятельности Глобальной инициативы по сохранению морской среды (ГИСМС) с международными организациями по обмену на добровольной основе наилучшими национальными практиками в области сохранения морской среды, прежде всего по предотвращению аварий при морской разведке и добыче нефти, газа, морской транспортировке, а также ликвидации последствий аварий4.

В духе стратегического партнерства и на основе близости подходов к ключевым вопросам глобальной повестки дня укрепляется российско-китайское взаимоотношение, в том числе в рамках ООН, 020, БРИКС, ШОС, РИК, АТЭС.

Россия и Китай совместными усилиями содействуют формированию обновленной архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР, развитию интеграционных процессов и разнопланового взаимодействия в рамках региональных многосторонних механизмов.

Важную роль в обеспечении международной стабильности и безопасности играет тесная координация позиций двух стран по наиболее актуальным региональным проблемам: ситуации в Сирии и Ближневосточном регионе, по Ирану, Афганистану, обстановке на Корейском полуострове. Осуществляется взаимодействие по вопросам борьбы с новыми вызовами и угрозами, разоружения и нерас-

пространения, противодействия кризис- ным явлениям в мировой экономике.

Наши партнерские отношения с КНР способствуют развитию сотрудничества по разным направлениям.

Если говорить об энергетике, то это углеводороды (нефть, газ) а в будущем, возможно, и сжиженный природный газ (СПГ), электроэнергия, атомная энергетика.

Россия построила два энергоблока на Тянь-ваньской АЭС, на очереди третий и четвертый блоки. Решаются вопросы, связанные с кооперацией в области авиастроения, хорошие перспективы в области космоса. Намечены пути сотрудничества в металлургической промышленности, на транспорте, инфраструктурные направления и т.д.4

Потребности в газовых ресурсах Пекин в настоящее время удовлетворяет в основном за счет стран АТР -Индонезии, Малайзии и Австралии.

Китайская национальная нефтяная корпорация (С№С) и Китайская офшорная национальная нефтяная корпорация ^N00^ построили несколько терминалов для приема СПГ в нескольких провинциях, в том числе и в Шанхае. К 2015 г. Пекин планирует повысить долю природного газа в энергобалансе до 20%, а в Гонконге увеличить долю газа в топливном балансе до 50%.

Однако авария на АЭС «Фукусима» и последовавшее за этим падение генерации АЭС привели к росту цен на СПГ и сделали его импорт крайне невыгодным. В настоящее время цены на него на азиатских рынках вдвое превышают европейские6.

Таким образом, стремление увеличить потребление природного газа привело к тому, что Китай стал одним из крупнейших импортеров этого энергоресурса в мире. Несмотря на диверсификацию источников поставок газа в последние годы, сохраняются определенные риски и угрозы для энергобезопасности КНР при опоре на импорт. В связи с этим встал

вопрос поиска альтернативных вариантов замещения импорта за счет разработок внутренних запасов, в том числе перспективных запасов сланцевого газа.

Снижение внутренних цен на газ и сокращение зависимости от импорта в результате «сланцевой революции» в США способствовало рассмотрению перспективы повторения этого опыта в Китае. Однако внедрение американского опыта имеет две стороны. Хотя активное развитие этой отрасли вызывает вопросы в экологическом плане, но преимущества широкомасштабной добычи сланцевого газа очевидны.

По данным Министерства природных ресурсов КНР, ресурсы сланцевого газа в стране составляют 134,4 трлн куб. м, из них технически доступные - 36,1 трлн куб. м, или около 20% от мировых запасов. По этому показателю Китай занимает 1-е место в мире, опережая США, Аргентину, Мексику и ЮАР4.

Разведка сланцевого газа уже стала одним из приоритетных направлений энергетической политики КНР.

Об этом заявил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао на пятой сессии XI съезда ВСНП (5 марта 2012 г.). В плане по энергетике на XII пятилетку задача ускорения развития отрасли сланцевого газа выделена отдельно в самом первом пункте, посвященном разведке и добыче внутренних запасов энергоресурсов5.

Одно из основных препятствий на пути развития добычи сланцевого газа - себестоимость добычи. Пока нет данных о стоимости добычи на китайских месторождениях, но в США, по оценке академика А.Н.Дмитриевского, добыча обходится не менее чем в 150 долл. за 1000 куб. м. Кроме того, есть ряд технических особенностей, которые не позволяют сланцевому газу стать полноценной альтернати-

вой природному газу. Например, непригодность для транспортировки на большие расстояния и быстрое истощение месторождений6.

По оценкам некоторых исследователей, если учитывать всю цепочку от добычи до сжигания газа, его стоимость едва ли ниже, а то и выше стоимости добычи и использования угля в качестве энергоносителя7.

Косвенным свидетельством чрезвычайных издержек отрасли является то, что лидер отрасли в США «Чесапик Энерджи» уже находится на грани банкротства (недофинансирование компании составляет 7 млрд долл.)8.

По данным Министерства земельных ресурсов КНР, к активной добыче сланцевого газа Китай сможет перейти только к 2020 г. (это дает экспортерам газа, некоторую отсрочку). Пекин все еще нуждается во внешних источниках поставок газа для выполнения намеченных задач - повышения его доли в топливном балансе. Работа над совместными проектами России и КНР в газовой сфере продолжается, но разговоры о возможной «сланцевой революции» в Китае затягивают заключение долгосрочной сделки с «Газпромом»12.

Даже если китайским корпорациям в перспективе удастся наладить добычу сланцевого газа, то это не устранит существующих проблем в энергетике, которые не решить без реформирования ценообразования и создания конкуренции. Таким образом, в настоящее время сложилась благоприятная ситуация для «Газпрома» по заключению контракта на поставку газа в Китай. Наиболее предпочтительным вариантом является строительство портов для экспорта СПГ с Дальнего Востока в страны АТР. Это позволило бы России со-

кратить зависимость газового экспорта от Китая, занять определенную нишу на азиатском рынке СПГ.

Директор Российского центра исследований АТЭС Г.А. Ивашенцова утверждает, что к 2020 г. на Китай, Японию и Корею будет приходиться 50% мирового потребления энергоресурсов. Наша задача - увеличить объем поставок российского газа на азиатские рынки к 2020 г. до 20%10.

В своем заявлении для прессы по окончании саммита АТЭС (о. Бали, октябрь 2013 г.) Президент России В.В.Путин отметил, что в России реализуются крупные программы развития энергетики. В перспективе наши компании способны существенно увеличить поставки топлива на рынки АТР. Это даст региону энергоресурсы, столь необходимые для экономического роста.

Уже сегодня месторождения о. Сахалин обеспечивают около 10% потребностей Японии в СПГ. Объёмы поставок реально возрастут для наших партнёров по АТЭС после сооружения «Газпромом» во Владивостоке нового завода СПГ мощностью 10 млн т.

Россия и в дальнейшем заинтересована в активном участии компаний из стран АТЭС в реализации масштабных нефтегазовых проектов в Сибири и на Дальнем Востоке. Имеется и альтернатива: вложение средств в экономическое пере- вооружение КНДР и дальнейшее обеспечение её газоресурсами.

Сложная ситуация сложилась и на западе Азиатского континента.

Несмотря на то что Сирия не является производителем нефти и через ее территорию не осуществляется транзит углеводородов, но географическое положение Сирии в случае эскалации военного конфликта с участием США и их западных союзников может существенно осложнить поставки нефти с Ближнего Востока.

Кроме того, в Ливии недавние беспорядки блокировали работу морских портов, что стало причиной сильнейших со времен гражданской войны 2011 г. перебоев в их работе.

«Арабская весна» является экспортом хаоса, который приводит к власти исламских фундаменталистов, насаждает нестабильность в южном, самом уязвимом приграничном геополитическом регионе России и Китая11.

Безусловно, в решении этих проблем возрастает роль ООН, поскольку концепцию безопасности человека должны развивать и проводить в жизнь именно международные организации. Эти организации представляют собой рамки, внутри которых международное сообщество государств способно действовать совместно в интересах человеческой безопасности15.

В то же время реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа России.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономической сфере могут создать дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов, вызвать дискриминационные меры и усилить недобросовестную конкуренцию в отношении РФ, а также кризисные явления в мировой финансово-банковской системе.

В новый срок президентства В.В.Путина продвижение евразийской интеграции является одним из приоритетных направлений внеш-

ней политики страны и главной внешнеполитической задачей. Идея В.В.Путина о том, что Евразийский союз (ЕАС) - это шаг к единому рынку от Лиссабона до Дальнего Востока, мост от европейского экономического пространства к Тихоокеанскому, объективная потребность постсоветских государств в объединении своего экономического потенциала и неизбежные объективные тенденции в эпоху глобализации, включая углубление интеграционных процессов на пространстве Содружества и укрепление роли региональных объединений. Как важнейший центр глобальной экономики, Китай намерен не противостоять, а, наоборот, сотрудничать с ЕАС. Тем более что у КНР есть много накопленного полезного опыта в работе с ЕС, АСЕАН и другими региональными структурами. Поэтому только взаимовыгодное сотрудничество и совместные усилия всех стран позволят Китаю и России занять достойное место в сложном мире XXI в., особенно в период, когда происходят глубокие преобразования международного ландшафта, сопровождающиеся волнениями в экономике, политике и международных отношениях13.

Провозглашенный германским правительством радикальный поворот в энергетической политике по-прежнему остается приоритетной темой общественных дискуссий в Германии. Несмотря на рост доли ВИЭ в электрогенерации, у экспертов и в деловых кругах возникает все больше сомнений по поводу разумности взятого правительством курса на ускоренное свертывание атомной энергетики, вытеснение углеводо-

родных энергоносителей и форсированное внедрение ВИЭ14.

Основной акцент в новой энергетической концепции Германии-2050 сделан на развитие ветровой энергетики за счет масштабного строительства ветроэнергетических парков на континентальном шлейфе в прибрежной полосе и открытом море. О нефти и газе в концепции упоминается лишь мимоходом в контексте задачи диверсификации поставщиков.

За минувшие три года в структуре энергобаланса ФРГ произошли существенные изменения: до 22% увеличилась доля ВИЭ, уменьшился удельный вес газовой составляющей.

Такая динамика в целом находится в русле заложенных в Энергетической концепции-2050 целевых установок, однако ни в деловых кругах, ни в экспертном сообществе прилива энтузиазма по этому поводу нет. Энергетическая концепция-2050 задает новые параметры долгосрочного развития энергетического комплекса страны и требует серьезного осмысления с точки зрения интересов России и перспектив российско-германских отношений в газовой

сфере14.

По прогнозам зависимость от импорта энергоносителей к 2030 г. в ЕС возрастет и будет около 70%.

Россия владеет 26,6% мировых запасов природного газа и более 90% экспортируемых российских энергоносителей поставляется в государства ЕС. Можно долго говорить странам ЕС о диверсификации поставок, но в реальности РФ является основным поставщиком газа в этот регион15.

Министр энергетики США оставляет без ответа вопросы о разработке запасов природного газа на Аляске, чтобы диверсифицировать импорт газа в Европу. Демократическая

партия предлагает поставлять в Китай американские технологии для разработки сланцевого газа, запасов которого почти на 50% больше в Китае, чем в США. Но учитывая политические и экологические риски, Китай вряд ли решится на масштабные разработки сланцевого газа. С введением «Северного потока» и «Южного потока» газ из России будет в любом случае дешевле, чем экономический эффект от освоения сланцевых месторождений газа16.

Министр энергетики России А. Новак отметил, что в Европу уже поставляется не только трубопроводный газ, но значительное количество СПГ. В планах «Газпрома» строительство нового завода по сжижению природного газа в европейской части России.

Тем не менее этот вопрос нужно прорабатывать не только с точки зрения поставок в Европу, но и газификации наших районов. Например, в Мурманской области нет газификации, и одним из вариантов газификации этого региона может стать поставка трубопроводного газа с Мурманского месторождения.

В своем выступлении глава «Газпрома» Алексей Миллер отметил, что начавшаяся в 2012 г. тенденция роста спроса на российский газ в Европе продолжается: по итогам шести месяцев 2013 г. поставки в Европу и Турцию выросли на 10%, а в некоторые дни июня превышали показатели прошлого года в 1,5 раза. Поставки других экспортеров в первом квартале существенно сократились: Алжира - на 10%, Ливии - 12,9%, Катара - 42,3%, а поставки СПГ в Европу оказались значительно ниже прогнозируемых, что привело к снижению доли Европы в мировом импорте СПГ - с 28% в 2009 г. до 21% в 2012 г.

По мнению А.Миллера, в среднесрочной и долгосрочной перспективе доля «Газпрома» в импорте газа ЕС будет по-прежнему превышать две трети. Собственная добыча газа в европейских странах неуклонно снижается, а производители СПГ предпочитают премиальные рынки АТР. Холдингом прорабатывается проект создания в Ленинградской области завода по сжижению газа. Газ для сжижения будет поставляться из Единой системы газоснабжения и завод не будет привязан к ресур-

сам конкретного месторождения. Еще одним преимуществом являются низкие транспортные расходы из-за географической близости к границам ЕС. Первую очередь завода, в рамках проекта «Балтийский СПГ», планируется ввести в эксплуатацию в конце 2018 г.

В ЕС (2009 г.) был утвержден энергопакет, направленный на либерализацию рынка электроэнергии и газа в Евросоюзе, который предусматривает ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны. Таким образом, Европейская комиссия (ЕК) пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа. По мнению ЕК, это повысит конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены.

Россия выступает против этих новаций, полагая, что ЕК пытается контролировать рынок и заставить «Газпром» перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую. «Газпром» также считает, что эти нововведения направлены против него как главного поставщика трубопроводного газа в Европу.

Особый акцент в сотрудничестве России с европейскими партнерами в области энергетики делается на обеспечении устойчивости, надежности и непрерывности поставок энергоносителей, их эффективности, энергосбережении, экологической безопасности и использовании возобновляемых источников энергии. Поэтому все большее значение приобретает интенсификация работы по сближению энергетических стратегий и энергосистем России, и стран ЕС. Но энергетическая политика Европы вызывает довольно большое количество вопросов. Программа обеспечения энергетической

безопасности ЕС предлагает до 2030 г. направить на модернизацию электроэнергетики 1,25 трлн долл. Речь идет о создании кольца мощных магистральных газопроводов по всей территории Евросоюза. Сомнительно, что такие деньги у Брюсселя найдутся период экономического кризиса17.

ЕС намерен также продолжать либерализацию рынка электроэнергетики, что далеко не всегда приветствуется бизнесом. Из-за опасений усиления административного регулирования концерны уже начали пересматривать планы строительства внутриевропейских газопроводов, что полностью противоречит новой энергетической стратегии ЕС. Наконец, Европа пока слишком верит в альтернативных России поставщиков нефти и газа, опасаясь энергозависимости, и готова посчитать своими «новыми энергетическими друзьями», даже таких как Иран, Туркменистан и Нигерия. Стратегия довольно спорная и с политической точки зрения крайне рискованная. Есть и еще одно обстоятельство. Создавая южный транзитный коридор, Европа неизбежно попадет в зависимость от Турции, на которой замкнутся все газо- и нефтепроводы, что будет способствовать появлению новой страны-шантажиста, которая в перспективе вполне сможет увязать вопрос стабильности поставок со своими геополитическими притязаниями17.

Отсюда следует, что невразумительная политика ЕС по приоритетам поставок энергоресурсов может привести к смене экспортной политики России. В частности, в случае выхода на новые рынки (прежде всего Китая) не исключено уменьшение поставок нефти и газа в Европу.

Таким образом, перед Россией стоит дилемма в сфере экспорта углеводородов - определиться с приоритетами. С учетом ужесточения конкуренции в Европе могут возникнуть проблемы у «Газпрома», хотя поставлять газ в ЕС нам выгодно. Вместе с тем необходимо насытить газом российский рынок, и прежде всего промышленность, а также снизить на него цену. Это может стать стимулом экономического роста, привести к созданию новых рабочих мест и обеспечить устойчивое развитие.

Примечания

1 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Рос-

сийской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. // URL: http://www.kremlin.ru

2 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализа-

ции внешнеполитического курса Российской Федерации» // URL: http:// www.kremlin.ru

3 Декларация Санкт-Петербургского саммита (сентябрь 2013 г.) // URL: http:// ru.g20russia.ru

4 Мир на пороге «сланцевой революции». Китай. 19 сентября 2012 г. // URL: http:// www.kitaichina.com/se/txt/2012-09/ 19/content_484011.htm

5 Вэнь Цзябао открыл заседание Госсовета, на котором обсуждалось принятие плана развития энергетики на 12-ю пятилетку // ЖэньминьЖибао, 2012. 25 октября // URL: http://politics. people.com.cn/n/2012/1025/c1024-19377787.html

6 Мамичев А. «Сланцевая революция» откладывается // Голос России, 2012. 9 сентября. //

URL: http ://rus. ruvr. ru/2012_09_20/Slancevaja-revolj ucij a-otkladivaetsj a

7 Hughes D. Will Natural Gas Fuel America in the 21 st Century? Report. Post-carbon Institute. May 29 2011 // URL: http://www.postcarbon. org/report/331901-will-natural-gas-fuel-america-in

8 The Future of Natural Gas // M.I.T. June 10, 2011. Mode of access // URL: http:// mitei. mit. edu / system / files/NaturalGas_Report. pdf

9 Скрябина М. С. Перспективы «сланцевой революции» и проблемы энергетики Китая / / Экономика. 2013. С. 118-124.

10 Дробот Г.А. Отношения России - США - КНР в контексте концепции внешней политики РФ // Обозреватель-Observer. 2013. № 5.

11Павленко В.Б., Штоль В.В. Пацифизм и альтернативное моделирование безопасности // Обозреватель-Observer. 2013. № 5.

12 Штоль В.В., Задохин А.Г. Пацифизм и альтернативное моделирование безопасности // Обозреватель-Observer. 2013. № 8.

13 ВАН Шучунь, ВАНЬ Цинсун Перспективы Евразийского интеграционного проекта и его последствия для Китая // Обозреватель-Observer. 2013. № 4. С. 41-56.

14 Зарицкий Б. Энергетические дилеммы ФРГ // Международная жизнь. 2013. № 5.

15 Чувараян А. Глобальное энергетическое партнерство // Observer-Обозреватель. 2013. № 6 (281).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Оганесян А. США - Китай: новые очертания энергополитики // Международная жизнь. 2013. № 5.

17 Симонов К. Трубопровод - понятие политическое // Международная жизнь. Спецвыпуск. 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.