Научная статья на тему 'Энергодиалог России и европейского союза'

Энергодиалог России и европейского союза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / УКРАИНА / UKRAINE / США / USA / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ENERGY PARTNERSHIP / "ЮЖНЫЙ ПОТОК" / "SOUTH STREAM"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дубровина Анастасия Сергеевна

На фоне отношений России и Европейского союза в контексте политической ситуации на Украине автор анализирует внешнеполитическую деятельность Российской Федерации в энергетической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The energy dialogue between Russia and European Union

The article examines the relationship between Russia and the European Union in the context of the political situation in Ukraine. The author analyzes the foreign policy of the Russian Federation in the energy sector.

Текст научной работы на тему «Энергодиалог России и европейского союза»

Энергодиалог России и Европейского союза

Анастасия Дубровина

Энергетический фактор на протяжении многих лет является одной из ключевых составляющих, формирующих уровень экономического, социального и политического развития государств, а изменения внешних и внутренних условий неизбежно меняют характер взаимодействия, в том числе и в области поставок газа.

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 г., принятой в ноябре 2009 г., страна взяла курс на максимально эффективное использование своего энергетического потенциала для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления своих позиций и получения наибольшей выгоды для национальной экономики [14].

Российские приоритеты подробно изложены в выступлениях Президента Российской Федерации, его Указе от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» [5], Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.) [12], а также в Послании Президента России Федеральному Собранию (12 декабря 2013 г.) [9].

Энергетическая политика Евросоюза в отношении России оказывает существенное влияние на развитие международных отношений во всём мире.

ДУБРОВИНА Анастасия Сергеевна - аспирант Дипломатической академии МИД России. E-mail: neldi@mail.ru

Ключевые слова: Россия, Европейский союз, Украина, США, энергетическое партнёрство, «Южный поток».

Газопроводы, по которым поставляется газ в Европу, проходят по территории сопредельных с Российской Федерацией государств - Украины и Белоруссии и по дну Балтийского моря. И если контрактные поставки газа по «Северному потоку» не вызывают сложностей, а возникшие вопросы со стороны Правительства Белоруссии отрегулированы после приобретения «Газпромом» «Белгаза», то украинский вопрос продолжает оставаться проблемным.

Политический кризис на Украине и перспективы развития российского газового проекта

Энергетическая дипломатия является одним из основных инструментов внешней политики России.

В своей работе МИД России особое значение придаёт дипломатическому сопровождению крупных международных энергетических проектов, в их числе - строительству газопровода «Южный поток», призванного сыграть важнейшую роль в обеспечении гарантированного и бесперебойного снабжения европейских потребителей российским природным газом.

Так, в Форталезской декларации, принятой по итогам VI саммита БРИКС (г. Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 г.), отмечено: «...Памятуя о том, что ископаемые виды топлива остаются одним из важнейших источников энергии, мы вновь заявляем о том, что, по нашему мнению, использование возобновляемых и экологически чистых энергоресурсов, научные исследования и разработки в области новых технологий и повышение энергоэффективности могут стать важными движущими силами устойчивого развития, дать новый импульс экономическому росту, а также способствовать снижению стоимости энергии и повышению эффективности использования природных ресурсов.

Учитывая динамичный характер связи между возобновляемыми и экологически чистыми источниками энергии и устойчивым развитием, мы вновь заявляем о важности продолжения международных усилий, направленных на поощрение использования возобновляемых и экологически чистых источников энергии и энергоэффективных технологий с учётом национальной политики, приоритетов и ресурсов.

Мы выступаем за укрепление международного сотрудничества в вопросах более широкого использования возобновляемых и экологически чистых источников энергии и обеспечения всеобщего доступа к энергоресурсам, что имеет большое значение для повышения уровня жизни населения наших стран» [16].

Россия в лице «Газпрома» предложила строительство трубопровода «Южный поток» по дну Чёрного моря. Специалисты «Газпрома» и ЕС доказали, что этот проект будет экологически безопасным, экономически выгодным и позволит решить проб-л ему Украины: исключить зависимость от политической ситуации в Киеве и как следствие - несанкционированный отъём газа. Вместе с тем реализация проекта «Южный поток» выгодна и Украине, поскольку поставки газа могут осуществ-

ляться не только в сопредельные государства, но и на Украину [3].

Перспектива безопасного и взаимовыгодного газоснабжения Европы стала понятна всем и приобрела особую актуальность после отмены проекта Nabucco (нереализованный проект магистрального газопровода протяжённостью 3300 км из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию).

Компания South Stream Transport («Южный поток транспорт») получила разрешение на строительство газопровода «Южный поток» на территории России, позволяющее начать сооружение технической инфраструктуры, всех ниток газопровода на суше, четырёх микротуннелей и около 3 км газопровода для соединения с Единой системой газоснабжения ОАО «Газпром». Укладку труб в российских территориальных водах планируется начать в ноябре 2014 г.

Значительным шагом для реализации проекта «Южный поток» стало принятие окончательного инвестиционного решения по строительству газопровода в Австрии (2014 г.).

В рамках визита Президента России В.Путина в Австрийскую Республику председатель правления ОАО «Газпром» А.Миллер и генеральный директор компании OMV (главного партнёра «Газпрома» в Австрии) Г.Ройсс подписали Соглашение акционеров совместной проектной компании South Stream Austria GmbH.

Документ предусматривает взаимодействие сторон при реализации проекта строительства австрийского участка газопровода «Южный поток» с пропускной способностью 30-32 млрд куб. м в год от границы с Венгрией до конечного пункта в Баумгартене.

Ввод в эксплуатацию австрийского участка газопровода намечен на конец 2016 г. [15].

Переговоры в энергетической сфере совпали с повышением роли России не только в мировой энергетической политике, но и в глобальной политике в целом.

Безусловно, данное обстоятельство вызвало ответную реакцию со стороны США. Запуск «Южного потока» лишает американских политиков возможности дискредитировать «Газпром» якобы из-за неспособности договариваться с «Нафтогазом» Украины и критиковать российскую газовую политику, а в дальнейшем выступать «третейскими судьями» в решении газовых споров между ЕС и Россией.

На совещании Совбеза России (22 июля 2014 г.) Президент России В.Путин заявил: «Сегодня в мире всё чаще звучит язык ультиматумов и санкций, а само понятие государственного суверенитета размывается, неугодные режимы, страны, которые проводят независимую политику или просто стоят на пути чьих-то интересов, дестабилизируются. Для этого в ход идут так называемые «цветные революции», а если называть вещи своими именами - государственные перевороты» [11].

Для решения собственных проблем США инициировали и политический кризис на Украине, создающий вызовы и угрозы, которые напрямую затрагивают национальную безопасность России. Это очередной этап мировой борьбы за территории и ресурсы с использованием технологий «цветных революций», в которых главной ударной силой выступа-

ют неформальные группы экстремистской и террористической направленности. В своей деятельности они проповедуют лозунги, которые созвучны современной общезападной антироссийской риторике.

По словам Президента Украины П.Порошенко, Украина планирует полностью отказаться от поставок российского газа, заменив их с октября 2014 г. так называемым реверсом из Словакии. Глава Украины считает, что Европа должна помочь стране в покупке газа, который будет стоить на 100 долл. дешевле российского, и добавил, что Украина сама готова активно разрабатывать газовые месторождения, в том числе заниматься добычей сланцевого газа. По его словам, «2015 г. может быть последним годом, когда Украина покупает газ у России. Не нужен нам этот газ, проживём без него. Новая украинская власть может продемонстрировать независимость не только политическую, но и экономическую» [4].

В том, что Украина сможет получить существенную выгоду от ревер-сных поставок газа, сомневается президент Союза нефтегазопро-мышленников России Г.Шмаль. Это связано с тем, что и в Словакию газ поставляется из России, поэтому словацкая сторона вряд ли будет продавать его по цене ниже той, по которой сама приобретает у «Газпрома». Поэтому Украина вряд ли сможет отказаться от поставок российского газа, а идея добывать сланцевый газ кажется ему сомнительной.

Он пояснил: «Вы знаете, что к сланцевому газу отношение неоднозначное. В Европе к нему относятся отрицательно, а в США его добыва-

ют, и это влияет на ценовую политику. Учитывая, что Украина - регион густонаселённый, нужно аккуратно относиться к сланцевому газу, особенно учитывая технологии добычи, которые негативно влияют на экологию. Поэтому я думаю, что перспективы Украины в добыче сланцевого газа не очень велики» [2].

В последнее время возник ряд новых проблем, оказывающих влияние на энергетические перспективы Европы, в том числе политический кризис на Украине и навязанные США европейским политикам «экстремистские» решения по отмене ранее принятых договорённостей о реализации проекта «Южный поток». Последнее является попыткой вытеснить Россию с европейского рынка сбыта углеводородов и лишить нашу страну реальных источников дохода.

В этих условиях Россия стремится проводить внешнюю политику, выстраивая на международной арене коллективные действия в интересах укрепления безопасности и урегулирования конфликтов за счёт поиска разумных компромиссов, а также через развитие плодотворного диалога и сотрудничества со всеми государствами.

В настоящее время отношения между Россией и Евросоюзом в сфере поставок газа претерпевают изменения, обусловленные, с одной стороны, перспективой трансформации европейского газового рынка, а с другой - глобализацией мирового рынка газа за счёт увеличения объёмов торговли сжиженным природным газом (СПГ), а также возможного роста добычи сланцевого газа.

Однако ряд стран, в том числе Норвегия, начинают испытывать

сложности с добычей природного газа из-за истощения их ресурсной базы, а в других (Ливия) - из-за нестабильной политической ситуации и фактически идущей гражданской войны. Что касается добычи сланцевого газа, то она, по мнению экспертов, является дорогостоящим проектом и сможет лишь частично восполнить падение добычи традиционного газа.

СПГ, в том числе из США, придёт на европейский рынок лишь в том случае, если цены в Европе существенно возрастут. Иные страны-экспортёры могут предложить газ, но в меньших объёмах, чем Россия, или по более затратным схемам из-за сложности его транспортировки. Европе также необходимо признать реальность: на данный момент регион не является наиболее привлекательным рынком сбыта природного газа, так как страны Азии и Южной Америки предлагают гораздо более интересные условия для бизнеса [6].

С экономической точки зрения американский СПГ не может быть предложен европейским потребителям по конкурентным ценам. К тому же США в настоящее время не обладают достаточными объёмами для его экспорта. При этом большая часть американского СПГ в ближайшей перспективе, скорее всего, будет направлена в страны Тйхоокеанско-го бассейна, где цены намного более привлекательны. Добыча сланцевого газа в Европе связана с большими финансовыми затратами, осложняется развитой урбанизацией региона и возникающими в связи с добычей экологическими проблемами. Если решения будут продиктованы политикой и необходимые объёмы

СПГ будут поставлены в ЕС, тогда европейцам следует приготовиться к тому, чтобы платить больше, чем за российский газ.

Важно отметить, что США, предлагая сжиженный газ на европейский рынок (для снижения зависимости Европы от России), пытаются позиционировать СПГ в качестве политического оружия против «Газпрома», а значит, и России.

В Вашингтоне многие конгрессмены пытаются использовать американский сланцевый газ как оружие против России. Но СПГ из США может поступить в Европу не ранее чем через два-три года, а из Восточной Африки - только через 10-15 лет и то при условии, что к тому времени африканские поставщики не найдут более выгодные рынки сбыта в Китае, Индии и Японии.

На этом фоне США, страны ЕС, Канада, Австралия и Япония вводят экономические санкции против России. В ответ Правительство России принимает единственно правильное решение - вводит адекватные ответные санкции и начинает осуществлять реструктуризацию экономики страны.

По мнению профессора В.В.Што-ля, «реализация независимого внешнеполитического курса, невзирая на все санкции против России, зависит только от политической воли руководства страны. Надо очень хорошо понимать, что Запад стремится стравить Россию и Украину, но нельзя довести дело до открытой конфронтации. Это будет во вред и нам, и самой Украине» [13].

Разжигание прямого военного конфликта между Украиной и Россией выгодно именно Соединённым Шта-

там - с целью разорвать как политические и экономические связи обеих стран, так и торговые отношения России с ЕС. Итогом такого военного конфликта, безусловно, станет экономический спад в Евросоюзе, России и, скорее всего, распад Украины по «югославскому» сценарию. Именно такого развития событий старается избежать Российская Федерация, реализуя взвешенную внешнюю политику, направлен- ную на деэскалацию конфликта в Донбассе.

Несмотря на украинский кризис, Россия продолжает выполнять условия долгосрочных газовых контрактов.

Европа импортирует 150 млрд куб. м российского газа в год. Отказаться от таких объёмов европейцам попросту невозможно, а замена другими источниками будет означать увеличение затрат на 20-30%, потому что это потребует строительства дорогостоящей инфраструктуры, тогда как газопроводы из России уже давно окупились. Такой вариант был бы проигрышным как для Европы, так и для России.

На пресс-конференции «Экспорт и повышение надёжности поставок

Российско-китайс

На этом фоне 21 мая 2014 г. «Газпром» сделал важнейший шаг в направлении диверсификации экспорта. Тридцатилетний контракт на поставку газа в Китай объёмом 38 млрд куб. м ежегодно позволяет корпорации приступить к масштабному освоению газовых запасов Восточной Сибири.

Председатель правления ОАО «Газпром» А.Миллер подписал приказ о начале практической реализации

газа в Европу» («Газпром», июнь 2014 г.) было отмечено, что в Европе продолжает расти спрос на российский газ.

Так, в 2013 г. объём реализации газа «Газпромом» в страны дальнего зарубежья составил 174,3 млрд куб. м газа (треть от общего объёма потребления газа в Европе). Лидером стала Италия, объём экспорта в которую по сравнению с 2012 г. увеличился на 67%. На 42% вырос объём реализации газа «Газпромом» в Великобританию, на 21% увеличился экспорт в Германию. Выручка от реализации газа в дальнем зарубежье в 2013 г. превысила 1,687 трлн

руб. [8].

Отдельное внимание на пресс-конференции было уделено ситуации на Украине.

В частности, было отмечено, что «Нафтогаз» Украины должен продолжать погашать задолженность за российский газ. Также рассматривались вопросы, связанные с дальнейшей работой компании в области наращивания экспорта СПГ, переговорами по ценам экспортных контрактов, а также развитию диалога с Европейской комиссией [1].

|й газовый диалог

инвестиционных проектов «Газпрома», касающихся этих поставок. Уже с конца мая с. г. все профильные подразделения и дочерние общества компании приступили к осуществлению проектов по созданию газодобывающих, газотранспортных и газоперерабатывающих мощностей для организации поставок газа в КНР.

Все эти инвестиционные проекты связаны с использованием газа Якутского центра газодобычи. А посколь-

ку газ в Восточной Сибири сложно-составной, то он будет поступать сначала на газоперерабатывающий и гелиевый заводы, а затем извлечённый этан пойдёт на газохимический комплекс.

В.В.Путин, выступая в Шанхае (КНР, 21 мая 2014 г.), отметил: «Что касается контракта, то, действительно, в газовой отрасли России, да и Советского Союза, это эпохальное со-бытие. Это самый большой контракт во всей истории газовой отрасли СССР и Российской Федерации в страновом измерении по объёмам» [10].

Потребление газа в Китае стремительно растёт.

Если в 2010 г. этот показатель составлял 107 млрд куб. м, то в 2013 г. -уже 167,6 млрд куб. м (из которых

50,6 млрд куб. м было импортировано).

По словам старшего экономиста Института экономики и технологий при Китайской национальной нефтегазовой корпорации ^ШО) Сюй Бо, к 2020 г. Китай увеличит объём потребления природного газа с нынешних 167 млрд куб. м до 420 млрд. В свою очередь, Институт энергетических исследований РАН делает более скромный прогноз в отношении потребления газа в КНР в 2020 г. -365 млрд куб. м. Правда, к 2030 г. этот показатель, по мнению российских учёных, достигнет 587 млрд, а к 2040 - 746 млрд куб. м. Очевидно, что поставки российского газа на китайский рынок будут неуклонно расти, поэтому 38 млрд куб. м - это только первый шаг [7].

Перспектива диверсификации российской экономики как фактор стабилизации энергодиалога

Укрепляя международные позиции России, руководство страны своевременно ставит задачи и о диверсификации экономики.

Конечно, сырьевая компонента в отечественной экономике России при определённых условиях вполне приемлема, тем не менее страна, претендующая на место в команде мировых лидеров, - а Россия именно таковой и является, - не может удовлетвориться только этим. И в этой связи базовой отправной точкой в противодействии санкциям становится необходимость проведения реиндустриализации, т.е. возрождения производства с выбором отраслей, которые могли бы стать локомотивами для нашей экономики.

Безусловно, военно-промышленный комплекс должен быть прочной

основой для решения вопросов, касающихся возрождения отечественной электроники, создания новых современных производств и технологий разработки программного обеспечения.

Всё чаще высказываются мнения о необходимости возрождения Госплана - как структуры, укомплектованной высококлассными менеджерами, способными давать по каждому вопросу несколько вариантов развития и действий, выстраивать логистику связей и т.д. Именно в таком контексте специалисты сумеют решить исключительно сложную задачу организации эффективной работы промышленности в условиях осложнившейся геополитической ситуации.

Несомненно, базой реиндустриа-лизации должно стать машиностро-

ение, которое было и всегда будет основой индустриальной мощи любого государства.

Модернизация машиностроения, в том числе и станкостроения, приведёт к полному перевооружению производства, его автоматизации и роботизации.

Что касается увеличения поставок газа в Китай с целью снижения зависимости от энергетической политики Европы, то для России это не только возможность, это - диверсификация. «Газпром» не может себе позволить зависеть от условий, определяемых политическими процессами, поэтому необходимо монетизи-ровать ресурсную базу в азиатской части России и выйти на премиальный рынок стран Азии. При этом свободные ресурсы Китая, в том числе капиталы, вполне могут быть привлечены в газонефтедобычу и переработку в нашей стране.

В ответ на санкции ЕС предлагается в рамках контракта не увеличивать поставки европейским потребителям с перспективой полного отказа от них, а высвобождаемые при этом средства перенаправлять на развитие газохимической отрасли с увеличением внутреннего потребления газа.

С увеличением внутреннего потребления появится возможность перестройки систем отопления и энергоснабжения. Возможные потери «Газпрома» необходимо компенсиро-

вать. Необходимо учитывать и региональные интересы.

Очень важно, что «Газпром» ведёт системную работу в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, реализуя государственную Восточную газовую программу, стратегическая задача которой - создать в этом регионе современную развитую газовую инфраструктуру и объединить её с Единой системой газоснабжения страны.

Весьма перспективны разра- бот-ки Ковыктинского месторождения в Иркутской области, где превалирует так называемый жирный газ с высоким содержанием этана, гелия, и т.д. Это потенциальный ресурс для более динамичного развития химического комплекса Восточной Сибири, который может стать крупнейшим и самым эффективным в России по про-извод ству полимерной продукции. На сегодняшний же день предприятия в городах Саянске, Ангарске и Усолье-Сибирском Иркутской области пока испытывают нехватку углеводородного сырья.

С другой стороны, своевременным является предложение о строительстве в Мурманске и Крыму заводов по сжижению газа, что позволит снизить зависимость от стран-тран-зитёров. Возникающие уже неоднократно в этом контексте проблемы являются подтверждением необходимости строительства таких предприятий.

При этом реализация проекта «Южный поток» при условии урегулирования политических рисков, искусственно создаваемых Евросоюзом, конечно, может принести России весомые дивиденды. У нас для этого есть необходимые ресурсы, кадровый потенциал, передовые достижения науки, а также понимание того, что нужно без промедления действовать.

Примечания

1. «Газпром» - крупный инвестор в энергобезопасность Европы. 3 июня 2014 // URL: http: //www.gazprom.ru

2. Европа сдаёт назад / / URL: http://rusplt.ru/world/evropa-sdaet-nazad-9591.html

3. Иванников И. Проект «Южный поток»: промежуточные итоги // Обозреватель-Observer. 2014. № 4. С. 62-71.

4. Информационное агентство REGNUM // URL: http://www.regnum.ru/news/polit/ 1804859. html# ixzz33 OcItfLJ

5. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г. // URL: http://www.kremlin.ru

6. Медведев А. Санкции не влияют на наш бизнес // URL: http://www.gazprom.ru

7. Подписание газового контракта с Китаем // URL: http://www.kremlin.ru

8. Пресс-конференция «Газпрома»: Экспорт и повышение надёжности поставок газа в Европу // URL: http://www.gazprom.ru/press/conference/2014/export-to-europe

9. Послание Президента России Федеральному Собранию (12 декабря 2013 г.) // URL: http: //www.kremlin.ru

10. Путин В.В. Выступление. 21 мая 2014 года. Шанхай // URL: http://wwwkremlin.ru/news/

11. Путин В.В. Совещание Совбеза РФ (22 июля 2014 г.) // URL: http://news. kremlin. ru / ref_notes/4738

12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» / / URL: http://www.kremlin.ru

13. Штоль В.В. Украина: реформы или крах? // Обозреватель-Observer. 2014. № 5. С. 6-33.

14. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г Утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р / / URL: http://www.kremlin.ru

15. «Южный поток» // Газпром. 2014. № 7-8. С. 4 // URL: http://www.gasprom.ru

16. VI саммит БРИКС. г. Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 г // URL: http://wwwkremlin.ru

г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подписка на 2015 г.

на журнал «Обозреватель-ОЬэегоег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 — на полугодие 36789 — на год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.