Научная статья на тему 'Политические последствия соглашения по ядерной программе Ирана'

Политические последствия соглашения по ядерной программе Ирана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА / САНКЦИИ / ТАПИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юшков Игорь Валерьевич

Статья посвящена анализу последствий подписания соглашения группы международных посредников с Ираном по вопросу ядерной программы. Автор рассматривает перспективы выхода Ирана из-под действия санкций и развития его нефтегазовых проектов и утверждает, что США лоббировали снятие ограничительных мер с Ирана для демонстрации лидерам Евросоюза, что иранские углеводороды могут стать альтернативой поставкам нефти и газа из России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The political implications of the agreement on Iran’s nuclear program

This article analyzes the effects of signing the agreement with the group of international mediators with Iran on its nuclear program. The author examines the prospects at which the Iranian sanctions will be lifted and the further development of Iran’s oil and gas projects. The article claims that the United States lobbied the removal of restrictive measures from Iran to show EU leaders that the Iranian hydrocarbons can be an alternative to Russian oil and gas supplies.

Текст научной работы на тему «Политические последствия соглашения по ядерной программе Ирана»

Политические последствия соглашения по ядерной программе Ирана

Игорь Юшков

В Вене 14 июля 2015 г. международные посредники в лице Великобритании, Германии, Китая, России, США и Франции при посредничестве Евросоюза заключили с Ираном Совместный всеобъемлющий план действий по разрешению проблем вокруг иранской ядерной программы [1]. Это событие будет иметь долгосрочные последствия для глобальной политики и экономики.

Переговоры по ядерной программе шли более 10 лет, а сами санкции против Ирана вводились с момента Исламской революции (1979 г.). Наиболее значимые экономические ограничения были введены после 2004 г. Первые санкции Совбеза ООН вводили запрет поставок в Иран техники для развития атомной отрасли, а также замораживали счета энергетических компаний, связанных с ядерной программой Ирана [2].

Наиболее жёсткие санкции были приняты против Ирана в 2012-2013 гг. Однако они были исключительно односторонними. В целом США и ЕС заморозили счета ИРИ на общую сумму свыше 100 млрд долл.; были запрещены поставки оружия (продажа Ирану наступательного вооружения была запрещена соответствующими резолюциями Совбеза ООН); иранские банки были отключены от международной межбанковской системы передачи информации SWIFT; западным банкам было запрещено финансировать иранские компании и кредитные организации. Кроме того, США запретили своим компаниям участвовать в энергетических проектах Ирана.

ЮШКОВ Игорь Валерьевич - ассистент кафедры «Прикладная политология» факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: ushkovigor@gmail. com; SPIN-код: 5693-0136.

Ключевые слова: Иран, ядерная программа, санкции, ТАПИ.

1 Евсеев В. В. «Исторический» успех переговоров в Вене // Обозреватель-Observer. 2015. № 10. С. 33-41.

2 Резолюция № 1737 (2006 г.) Совета Безопасности ООН // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N06/681/44/PDF/N0668144.pdf? OpenElement

Влияние санкций на нефтегазовую промышленность Ирана

Наибольшей ущерб экономике Ирана нанёс запрет на поставку нефти в страны Евросоюза. Ограничительные меры против экономики Ирана, и топливно-энергетического

сектора в частности, привели к тому, что добыча нефти и, как следствие, прибыль от экспорта упали.

Если в 2011 г. добыча нефти сос тавляла 208,8 млн т в год, то в 2012 г. - 177,3 млн т, в 2013 г. - 165,8 млн т, в 2014 г. - 169,2 млн т (рис. 1).

По подсчётам Управления энергетической информации США, в результате отсутствия инвестиций в проектах по добыче, запрета на поставку оборудования для нефтегазовой отрасли и снижения спроса Иран в период с 2011 по 2012 г. сократил экспорт

нефти на 1 млн баррелей в сутки, что эквивалентно 48,8 млн т нефти в год (рис. 2) [4].

Хотя статистические материалы компании ВР свидетельствуют о том, что падение добычи было меньше - 31,5 млн т в период с 2011 по 2012 г. [3].

Это объясняется как включением в статистике ВР по разделу «добыча нефти» показателей производства газового конденсата, так и желанием американских структур преувеличить эффективность санкций.

По данным МВФ, в 2011-2012 гг. (в Иране год начинается 21 марта) прибыль от экспорта нефти и газа составила 116 млрд долл. Экспортная выручка в 2012/2013 гг. снизилась на 47% - до 63 млрд долл. в год, а в 2013/2014 гг. сокращение составило 10 % - до 56 млрд долл. [5].

Рис. 1. Добыча нефти в Иране Источник: BP Statistical Review of World Energy 2015 [3].

3 BP Statistical Review of World Energy. June 2015 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/ pdf/Energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-full-report.pdf

4 Iran. International energy data and analysis. Last Updated: June 19, 2015. U. S. Energy Information Administration // URL: http://www.eia.gov/beta/international/analysis_includes/countries_long/Iran/ iran.pdf

5 IMF Country Report № 14/93 Islamic Republic of Iran. International Monetary Fund // URL: http:// www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2014/cr1493.pdf

Рис. 2. Добыча и потребление нефти и жидких углеводородов в Иране Источник: Управление энергетической информации США [4].

Невозможность продажи нефти на рынки стран Европы привела к росту экспорта иранской нефти в Индию и Китай.

С начала 2000-х годов США называли Иран в числе основных мировых угроз. Дж. Буш причислял Исламскую Республику к «оси зла». Однако в 2014 г. ситуация стала постепенно меняться. Это было связано с тем, что США видоизменили свою политику на Ближнем Востоке. Одной из основных причин стала ситуация в американской энергетике. Благодаря «сланцевой революции» США фактически отказались от импорта газа и сократили покупку нефти, в том числе в аравийских монархиях Персидского залива.

Если в 2005 г. США импортировали около 14 млн баррелей нефти в сутки, то в 2014 г. этот показатель сократился до 9,3 млн при одновременной смене источников поставки.

США намеренно сократили поставки нефти из стран Персидского залива, чтобы снизить политическую зависимость от них. В декабре 2013 г. объём импорта нефти из этого региона на американский рынок снизился до минимального ежемесячного значения с начала 90-х годов [6].

Такие действия США продемонстрировали их желание снизить зависимость от Саудовской Аравии, что позволяет американской администрации вести более свободную политику на Ближнем Востоке, в меньшей степени оглядываясь на угрозы нового нефтяного эмбарго со стороны саудитов.

Противоречия между США и саудовской монархией накапливались долгое время. Обострение произошло в 2014 г., когда стороны разошлись в вопросе стабилизации нефтяного рынка. Саудиты отказались сокращать собственную добычу, а также

6 U. S. Imports from Persian Gulf Countries of Crude Oil and Petroleum Products. U. S. Energy Information Administration // URL: http://www.eia.gov/dnav/pet/hist/LeafHandler.ashx? n=PET&s=MTTIMUSPG2&f=M

выступили за сохранение квот добычи в рамках ОПЕК.

Позицию Саудовской Аравии охарактеризовал министр нефти королевства Али аль-Наими, отметив, что высокоэффективные производители (страны с низкой себестоимостью добычи нефти) будут продолжать добывать нефть и при низких ценах, чтобы выдавить с рынка «неэффективные» проекты [7].

К «неэффективным» саудиты относят проекты по добыче нефти из битуминозных песков (Канада), сланцевых месторождений (США, Канада) и шельфовые разработки (Россия, Бразилия.) Таким образом, отказываясь снизить собственную добычу, Саудовская Аравия идёт на открытый конфликт с США и рядом других государств.

Именно иранский вопрос стал причиной нарастающего кризиса

в отношениях США и Саудовской Аравии [8]. В начале 2015 г. США открыто поддержали разрешение иранской ядерной проблемы. Показательно, что после многих лет фактически неплодотворных переговоров в апреле 2015 г. в Лозанне переговорщики достигли с Ираном предварительных договорённостей, а уже 14 июля стороны подписали совместный план действий. При этом Иран сохранил право на развитие своей мирной атомной программы. Столь высокий темп переговорного процесса в последний период показывает, что инициатива по урегулированию кризиса исходила от США. Россия в этих условиях играла меньшую роль.

Вероятность выхода Ирана на европейский рынок энергоносителей

Изменение позиции США по отношению к иранской ядерной программе объясняется желанием американской администрации представить Иран в качестве альтернативного поставщика углеводородов для европейских стран вместо России. Ситуация в европейской энергетике постоянно ухудшается, так как собственная добыча нефти и газа сокращается.

Так, добыча нефти в странах ЕС упала со 138,8 млн т в 2005 г. до 67 млн т в 2014 г. (рис. 3) [3].

Аналогичная ситуация наблюдается в газовой сфере. Добыча сократилась с 229,5 млн куб. м в 2004 г. до 132,3 млн куб. м в 2014 г. (рис. 4) [3].

Снижение собственной добычи заставляет Евросоюз импортиро-

вать больше углеводородов и развивать возобновляемую энергетику. Но себестоимость электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) существенно выше, чем при использовании тепловых электростанций. Поэтому ВИЭ не могут стать полноценной заменой углеводородам. Так как ценообразование по нефти происходит на глобальных рынках, то европейских политиков в меньшей степени заботит уровень зависимости от российской нефти. В газовой сфере цены устанавливаются при подписании двусторонних коммерческих контрактов, поэтому лидеры ЕС стремятся не допустить усиления зависимости от России (рис. 5). Однако альтерна-

7 URL: http://oilpro.com/post/9223/mees-interview-saudi-oil-minister-ali-naimi

8 Войко Е. В. Конфликт интересов вокруг энергетических ресурсов Центральной Азии // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2009. № 3. C. 184-186.

Рис. 3. Добыча нефти в странах ЕС Источник: BP Statistical Review of World Energy 2015 [3].

Рис. 4. Добыча газа в странах ЕС Источник: BP Statistical Review of World Energy 2015 [3].

Рис. 5. Доля группы «Газпром» на рынке Европы Источник: ОАО «Газпром» [9].

Рис. 6. Потребление газа в странах ЕС Источник: BP Statistical Review of World Energy 2015 [3].

тивные поставщики газа не могут предложить европейцам своё голубое топливо по сопоставимым ценам. Норвегия и Алжир всё больше газа отправляют на азиатские рынки в виде СПГ, так как в странах АТР стоимость газа выше, чем в Европе. К тому же в Алжире растёт его внутреннее потребление, а в Норвегии наметилась тенденция сокращения добычи на шельфе из-за естественного истощения месторождений. Всё это приводит к сокращению экспорта газа в этих стра-

нах. В итоге европейцам не удаётся снизить зависимость от российского газа (рис. 6).

Дальнейшее ухудшение политических отношений России и Евросоюза будет усиливать стремление «Газпрома» создавать новый маршрут экспорта газа западносибирских месторождений, в частности в Китай, по газопроводу «Алтай». США, в свою очередь, стремятся снять эти опасения, заверяя, что Иран сможет заменить Россию в качестве поставщика энергоресурсов.

Риски для России

Выход Ирана из-под действия финансово-экономических санкций действительно несёт в себе существенные риски для России. После снятия ограничений со стороны ООН и стран Запада в Иран придут иностранные инвесторы, прежде всего в энергетические проекты. Страна занимает 2-е, после России, место в мире по запасам

природного газа и 4-е - по запасам нефти. Но для того чтобы Ирану выйти на предсанкционный уровень добычи нефти (2011 г.), ему нужно нарастить добычу примерно на 800 тыс. баррелей в сутки. Технически у страны есть возможность сделать это примерно через 6 месяцев после снятия санкций. Однако перед Ираном встаёт проблема

9 Пресс-конференция ОАО «Газпром» «Экспорт и повышение надёжности поставок газа в Европу». 9 июня 2015 // URL: http://www.gazprom.ru/press/conference/2015/export-to-europe

рынков сбыта. Рост спроса на чёрное золото в мире замедляется, а место иранской нефти на европейском рынке в 2011 г. заняла Саудовская Аравия.

После снятия санкций Иран будет активно давить на Саудовскую Аравию, в первую очередь в рамках ОПЭК. Появление у Тегерана возможности распоряжаться ранее заблокированными средствами, а также увеличение экспортных прибылей, позволит иранцам активизировать свою борьбу против Саудовской Аравии. США, в свою очередь, не станут защищать саудитов в этом конфликте из-за необходимости улучшения отношений с Ираном.

Базис для развития событий по такому сценарию уже создан. В Северном Йемене повстанцы-хуситы при поддержке Ирана захватили значительные территории. США, со своей стороны, отказались присоединяться к военной операции Саудовской Аравии и их союзников против хуситов. Активизация радикальных шиитских групп на «заднем дворе» Саудовской Аравии уже привела к волнениям среди шиитов на территории самой СА. В случае начала масштабной сухопутной военной операции в Йемене в монархии может начаться восстание шиитов, что приведёт к падению добычи нефти, так как

они проживают как раз там, где и находятся крупнейшие месторождения. Такой сценарий выгоден США ещё и потому, что позволяет снизить поток финансирования исламистов в Сирии и Ираке. Ослабление позиций «Исламского государства»* и других группировок позволит России, Ирану и правительственным войскам Сирии укрепить свои позиции в регионе, а США «сохранить лицо» вследствие улучшения ситуации в Ираке [10]. Ведь именно американское руководство обвиняют в дестабилизации ситуации в этой стране, как и регионе в целом. Однако в случае окончательного ухудшения отношений США и суннитского мира риски совершения терактов как в Европе, так и на американской территории возрастут.

Иран на рынке нефти конкурирует с Россией. Но выход Ирана на уровень добычи нефти 2011 г., т. е. увеличение производства даже на 1 млн баррелей в сутки, не сможет компенсировать экспортные объёмы России.

В 2011 г. Иран экспортировал около 2,7 млн баррелей нефти в сутки. Россия экспортирует около 5 млн баррелей сырой нефти в сутки.

Таким образом, Иран не сможет стать заменой для России на европейском нефтяном рынке.

Конкуренция России и Ирана на рынке природного газа

Более серьёзным для России может быть попытка США вывести на мировой рынок иранский газ.

Именно иранское голубое топливо может стать предметом противостояния России, США и Китая. Амери-

10 Пляйс Я. А. Движется ли мир к новой биполярности? // Обозреватель-ОЪэегуег. 2015. № 8. С. 14-28.

* «Исламское государство» решением Верховного Суда РФ от 29 декабря 2014 г. было признано террористической организацией, её деятельность на территории России запрещена.

канское руководство лоббирует вариант поставки иранского газа в Европу. Но иранская газовая индустрия не развита. Основные иранские месторождения находятся на юге страны, крупнейшее из них - Южный Парс, расположенное в акватории Персидского залива в относительной близости от Катара.

Однако фактически весь добываемый в Иране газ (в 2014 г. - 172,6 млрд куб. м) потребляется на внутреннем рынке (170,2 млрд куб. м).

Причём из-за неразвитости газопроводной системы Иран является и экспортёром и импортёром газа. Республика в 2014 г. поставила 8,9 млрд куб. м. газа в Турцию, но закупила при этом 6,5 млрд куб. м у Туркменистана и 0,3 млрд куб. м газа у Азербайджана [11].

США и ЕС будут подталкивать Иран к увеличению добычи газа и строительству газопровода в Европу. В этом случае газопровод может пройти по территории Ирана с юга на север, далее - на запад через Турцию в Европу. Ранее этот проект имел название «Парс».

Его мощность должна была составить 37 млрд куб. м газа в год. Но после введения против Ирана санкций проект был закрыт. Для того чтобы заменить европейским потребителям российский газ, поставки газа из Ирана должны быть значительно больше. В 2014 г. «Газпром» экспортировал в европейские страны 147,7 млрд куб. м газа.

При строительстве газопровода в Европу у Ирана могут возникнуть трудности с финансированием. Зарубежные компании опасаются вкладывать средства в строительство инфраструктуры в районе границ Ирана и Турции. Возникает риск террористических атак со стороны исламистов, а также курдских сепаратистов на территории Турции. В стране уже произошла череда терактов на трубопроводах, в том числе взрыв на газопроводе Иран -Турция.

Минусом данного проекта также являются высокие затраты на строительство газопровода и транспортировку газа на низкодоходный европейский рынок. Кроме того, для экспорта газа в Европу Ирану нужно будет договариваться с руководством Турции. Турецкие политики в настоящее время оказываются в выгодном положении, так как могут лавировать между Россией, Ираном, ЕС и США, выторговывая наилучшие для себя условия. Анкара может требовать от Тегерана скидки на газ. Тем более что его газ в настоящее время обходится Турции дороже, чем российский и азербайджанский (на конец 2014 г. - 490 долл. за тыс. куб. м против 425долл. и 335 соответственно).

Перспективные направления экспорта иранского газа

Наиболее вероятным направлением экспорта иранского газа в ближайшей перспективе может стать Пакистан. Иран уже завершил строительство газопровода на своей терри-

тории. Пакистан свой участок не достроил из-за давления США, принуждавших его присоединиться к изоляции Тегерана. Теперь же пакистанские власти возобновляют строи-

11 Войко Е. В. Борьба за энергетические ресурсы стран СНГ - актуальная тема исследований на Западе // Обозреватель-ОЪэегуег. 2009. № 9. С. 116-120.

тельство. Данный проект лоббирует Китай.

В апреле 2015 г. во время визита в Исламабад Си Цзиньпин подписал соглашение с пакистанским руководством о строительстве китайской СЫРС газопровода из Ирана в Пакистан стоимостью 1,8 млрд долл.

Китай хочет в дальнейшем продлить данный газопровод до своих границ и получать иранский газ, диверсифицировав тем самым источники поставок газа. Кроме того, газопровод будет иметь ответвление в Индию.

Против данного проекта выступают США. Американское руководство стремится ограничить возможность Китая и по наращиванию поставок туркменского газа. Для этого США лоббируют проект строительства газопровода Туркменистан - Афганистан -Пакистан - Индия (ТАПИ), реализация которого позволит увести туркменский газ на растущий рынок Индии. Однако проект ТАПИ выглядит фантастическим из-за нестабильной ситуации в Афганистане. А строительство газопровода из Ирана в Индию окончательно поставит крест на ТАПИ.

Для России газопроводные проекты Ирана в направлении Европы нежелательны, так как на этом рынке мы прямо или косвенно станем конкурентами. Помимо этого, «Газпром» в настоящее время ведёт переговоры с CNPC по увеличению поставок газа по будущему газопроводу «Сила Сибири» с 38 до 68 млрд куб. м газа в год, а также о поставках по проекту «Алтай», который планируется построить

через западную границу Китая с Россией. В связи с этим меньшим из зол для России было бы развитие СПГ-проектов в Иране. В настоящее время в республике нет заводов по сжижению газа из-за отсутствия собственной технологии. Однако снятие санкций приведёт к возврату в страну Total и Shell, намеревавшихся построить завод СПГ. Иранский сжиженный газ составит конкуренцию другим поставщикам на азиатском рынке. Низкая себестоимость сырья позволит Ирану вытеснить с рынка высокозатратные австралийские проекты.

Подписание соглашения по иранской ядерной программе позволяет России говорить о том, что политика санкций является бесперспективной практикой. Подобные действия в отношении Кубы и Ирана ни к чему не привели, и теперь США вынуждены вновь налаживать отношения с этими странами.

В заявлении министра иностранных дел России С. В. Лаврова по поводу подписания соглашения с Ираном отмечается, что договорённости устраняют угрозу со стороны ИРИ, а значит, размещение американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе теряет смысл. Российский министр ссылается на речь Б. Обамы (Прага, 5 апреля 2009 г.), в которой президент США напрямую связывает необходимость размещения ПРО с ядерной проблемой Ирана [12]. Однако представители Госдепартамента США 15 июля заявили, что не намерены отказываться от размещения ПРО в Европе.

12 Заявление министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в связи с заключением «Группой шести» и Ираном Совместного всеобъемлющего плана действий по окончательному урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Официальный сайт МИД РФ. 14 июля 2015 // URL: http://www.mid.rU/web/guest/adernoe-nerasprostranenie/-/asset_publisher/ JrcRGi5UdnBO/content/id/1581404

Рис. 7. Добыча нефти в Иране Источник: BP Statistical Review of World Energy 2015 [3].

Для России разрешение проблемы ядерной программы Ирана в среднесрочной перспективе несёт больше рисков, чем возможностей. Однако стратегически соглашение переговорщиков с Ираном создаёт сразу ряд существенных проблем.

Во-первых, попытка США представить европейцам Иран в качестве альтернативы России как поставщика энергоресурсов имеет мало шансов на успех. Иран до Исламской революции уже был одним из основных поставщиков нефти на мировой рынок. В предреволюционном 1977 г. Иран добыл 285,6 млн т нефти. А из-за того, что внутреннее потребление было более чем в три раза меньше современного уровня, то на экспорт направлялось около 257 млн т нефти [3] (рис. 7).

Во время Исламской революции Иран покинули иностранные нефтяные компании, что и стало причиной падения производства чёрного золота. Соглашение по ядерной программе никак не меняет ситуацию. Иран по-прежнему остаётся исламской республикой со специфической теократической формой правления. Высокий уровень политических рисков для иностранных компаний сохраняется. Поэтому, чтобы Иран значительно нарастил добычу нефти и газа, построил трубопроводы и стал крупным экспортёром, нужны существенные иностранные инвестиции на протяжении десятка лет. Чтобы привлечь эти средства, иранское руководство всё это время должно вести соответствующую политику в отношении Запада. Уже прозвучавшие заявления иранских лидеров показывают, что такое поведение республики вряд ли возможно.

Во-вторых, сделка по ядерной программе Ирана усиливает напряжённость на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия и Израиль считают неприемлемым сохранение за Ираном права развития ядерной программы, так как это позволит ему создать атомную бомбу. Израиль, вероятно, рассматривает возможность нанесения авиаударов по ядерным объектам Ирана. В случае возникновения конфликта Иран сможет исполнить свою давнюю угрозу и перекрыть Ормузский пролив, прекратив импорт нефти из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, а также СПГ из Катара. Это спровоцирует мировой энергетический кризис. Всё это выгодно России, так как приведёт к росту цен на нефть.

Библиография • References

Войко Е. В. Борьба за энергетические ресурсы стран СНГ - актуальная тема исследований на

Западе // Обозреватель-Observer. 2009. № 9. С. 116-120. [Vojko E. V. Bor'ba za jenergeticheskie resursy stran SNG - aktual'naja tema issledovanij na Zapade //

Obozrevatel'-Observer. 2009. № 9. S. 116-120] Войко Е. В. Конфликт интересов вокруг энергетических ресурсов Центральной Азии // Вестник

Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2009. № 3. С. 184-186. [Vojko E. V. Konflikt interesov vokrug jenergeticheskih resursov Central'noj Azii // Vestnik Moskovskogo

universiteta. Ser. 18: Sociologija i politologija. 2009. № 3. S. 184-186] Евсеев В. В. «Исторический» успех переговоров в Вене // Обозреватель-Observer. 2015. № 10. С. 33-41.

[Evseev V. V. «Istoricheskij» uspeh peregovorov v Vene // Obozrevatel' - Observer. 2015. № 10. S. 33-41] Заявление министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в связи с заключением «Группой шести» и Ираном Совместного всеобъемлющего плана действий по окончательному урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. 14 июля 2015 // URL: http://www.mid.ru/web/guest/adernoe-nerasprostranenie/-/asset_publisher/JrcRGi5UdnBO/ content/id/1581404

[Zajavlenie ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S. V. Lavrova v svjazi s zakljucheniem «Gruppoj shesti» i Iranom Sovmestnogo vseob#emljushhego plana dejstvij po okonchatel'nomu uregulirovaniju situacii vokrug iranskoj jadernoj programmy. 14 ijulja 2015 // URL: http://www.mid.ru/web/ guest/adernoe-nerasprostranenie/-/asset_publisher/JrcRGi5UdnBO/content/id/1581404] Передача Россией систем С-300 Ирану не подпадает под санкции ООН - Белый дом // URL: http:// www.vedomosti.ru/politics/news/2015/04/16/peredacha-rossiei-sistem-s-300-iranu-ne-podpadaet-pod-sanktsii-oon--belii-dom [Peredacha Rossiej sistem S-300 Iranu ne podpadaet pod sankcii OON - Belyj dom // URL: http:// www.vedomosti.ru/politics/news/2015/04/16/peredacha-rossiei-sistem-s-300-iranu-ne-podpadaet-pod-sanktsii-oon--belii-dom] Пляйс Я. А. Движется ли мир к новой биполярности? // Обозреватель-Observer. 2015. № 8. С. 14-28. [Pjajs JА. A. Dvizhetsja li mir k novoj bipoljarnosti? // Obozrevatel'-Observer. 2015. № 8. S. 14-28] Пресс-конференции ОАО «Газпром» «Экспорт и повышение надёжности поставок газа в Европу».

9 июня 2015 // URL: http://www.gazprom.ru/press/conference/2015/export-to-europe/ [Press-konferencii OAO «Gazprom» «Jeksport i povyshenie nadezhnosti postavok gaza v Evropu». 9 ijunja

2015 // URL: http://www.gazprom.ru/press/conference/2015/export-to-europe/] Резолюция № 1737 (2006 г.) Совета Безопасности ООН // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UNDOC/GEN/N06/681/44/PDF/N0668144.pdf?OpenElement [Rezoljucija № 1737 (2006 g.) Soveta Bezopasnosti OON // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/

UNDOC/GEN/N06/681/44/PDF/N0668144.pdf?OpenElement] BP Statistical Review of World Energy. June 2015 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/ Energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-full-report.pdf Full MEES Interview With Saudi Oil Minister Ali Naimi. URL: http://oilpro.com/post/9223/mees-

interview-saudi-oil-minister-ali-naimi IMF Country Report № 14/93 Islamic Republic of Iran. International Monetary Fund // URL: http://

www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2014/cr1493.pdf Iran. International energy data and analysis. Last Updated: June 19, 2015. U. S. Energy Information Administration // URL: http://www.eia.gov/beta/international/analysis_includes/countries_long/ Iran/iran.pdf

Member States of the IAEA. International Atomic Energy Agency // URL: https://www.iaea.org/about/ memberstates.

U. S. Imports from Persian Gulf Countries of Crude Oil and Petroleum Products. U. S. Energy Information Administration // URL: http://www.eia.gov/dnav/pet/hist/LeafHandler.ashx? n=PET&s=MTTIMUSPG2&f=M URL: http://oilpro.com/post/9223/mees-interview-saudi-oil-minister-ali-naimi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.