Научная статья на тему 'Иран и мировая энергетическая проблема'

Иран и мировая энергетическая проблема Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
823
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИРАН / МИРОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / СБ ООН / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС ИРАНА / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЕС / США / КИТАЙ / IRAN / GLOBAL ENERGY PROBLEM / ECONOMIC SANCTIONS / UNITED NATIONS SECURITY COUNCIL / OIL AND GAS SECTOR OF IRAN / ENERGY EFFICIENCY / EU / USA / CHINA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пальчун Д.А.

Анализируется роль Ирана и его вклад в решение мировой энергетической проблемы. Проводится сопоставление различных периодов санкций против Ирана с процессом развития национальной энергетической отрасли Ирана. Дается детальная характеристика состояния нефтегазовой отрасли Ирана. Осуществляется оценка воздействия санкций на Иран в разрезе мировой энергетической проблемы. Целью данной статьи является поиск ответа на вопрос, как связаны санкции против Ирана и глобальная энергетическая проблема. Для того, чтобы достичь поставленной цели были поставлены 3 коротких вопроса. «Что такое глобальная энергетическая проблема?» «В каком состоянии находится нефтегазовая отрасль Ирана?» «Исключают ли санкции Иран из решения глобальной энергетической проблемы?»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iran and global energy problem

Role of Iran and its contribution in global energy problem solution is thoroughly studied in the work. The work has an attempt to compare different sanction periods against Iran with the development process of national energy sector of Iran. Comprehensive description of the development process of oil and gas sector of Iran is presented in the article. Sanction influence on Iran within global energy problem is also estimated and presented to the readers.

Текст научной работы на тему «Иран и мировая энергетическая проблема»

Иран и мировая энергетическая проблема

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

Пальчун Дмитрий Александрович

аспирант, Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, mangli83@gmail.com

Анализируется роль Ирана и его вклад в решение мировой энергетической проблемы. Проводится сопоставление различных периодов санкций против Ирана с процессом развития национальной энергетической отрасли Ирана. Дается детальная характеристика состояния нефтегазовой отрасли Ирана. Осуществляется оценка воздействия санкций на Иран в разрезе мировой энергетической проблемы. Целью данной статьи является поиск ответа на вопрос, как связаны санкции против Ирана и глобальная энергетическая проблема. Для того, чтобы достичь поставленной цели были поставлены 3 коротких вопроса. «Что такое глобальная энергетическая проблема?» «В каком состоянии находится нефтегазовая отрасль Ирана?» «Исключают ли санкции Иран из решения глобальной энергетической проблемы?» Ключевые слова: Иран, мировая энергетическая проблема, экономические санкции, СБ ООН, нефтегазовый комплекс Ирана, энергоэффективность, ЕС, США, Китай.

1 ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) - международная межправительственная организация, созданная

Иран - страна, находящаяся под санкциями уже более 40 лет. Иран - одно из мощнейших энергетических государств на Ближнем Востоке. Похожие характеристики этой удивительной страны можно встретить практически в 85% статей, посвященных Ирану. За годы действия санкций страна научилась обеспечивать себя практически всем необходимым, в ней получил развитие ряд наукоемких отраслей, она заняла роль регионального лидера, соперничая за это право, пожалуй, только с Саудовской Аравией. Однако, как и 40 лет назад, основным элементом экономической модели Ирана остается его энергетический сектор. Именно от состояния нефтегазовой отрасли Ирана зависит экономическая ситуация в стране. Энергетический блок играет важнейшую роль в реализации ключевых решений по самым животрепещущим вопросам социально-экономического развития.

Глобальная энергетическая проблема и пути ее решения.

Глобальная энергетическая проблема - это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем [1].

Данная проблема возникла еще до того, как нефть и газ стали добываться в промышленных масштабах. Известен пример, когда Англия в 18 в. была вынуждена перейти на уголь в связи с исчерпанием лесных ресурсов.

Ранее рост потребления невозобновляемых источников энергии происходил в основном за счёт поиска и разработки новых месторождений. Традиционный (экстенсивный) способ продолжает занимать доминирующую позицию, однако, доля технологического (интенсивного) способа каждый год демонстрирует уверенный рост. Это стало причиной определенных трансформаций энергетического рынка и потребовало пересмотра сложившихся правил.

Объективные технологические причины обострения глобальной энергетической проблемы сопровождались целым рядом политических и социальных причин.

Образование ОПЕК1 и других энергетических организаций или сообществ, ориентация их на достижение собственных политических целей, возникновение противоречий в части способов достижения поставленных целей, а также увеличение разрыва в уровне благосостояния между нефтедобывающими и не-нефтедобы-вающими государствами сопутствовало нарастанию глобальной энергетической проблемы.

Известно, что мировое сообщество всерьез столкнулось с энергетической проблемой в 1970-х гг. В этот период (1972-1981 гг.) цены на нефть выросли в 14,5 раза, что создало серьезные трудности для мировой экономики [2].

Мировой экономический кризис заставил переформатировать мировую экономическую систему и установить правила, не существовавшие до этого. Одновре-

нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть (прим. авт.).

менно он заставил мировое сообщество всерьез задумалось над способами решения глобальной энергетической проблемы. Существующие пути решения глобальной энергетической проблемы предлагают нам несколько вариантов развития событий.

Первый вариант - это экстенсивный путь решения. Он предполагает дальнейшее увеличение добычи энергоносителей и абсолютный рост энергопотребления. Этот путь решения проблемы до сих пор остается актуальным и приоритетным.

По оценкам экспертов из статистического Ежегодника мировой энергетики за 2018 г., мировое энергопотребление в абсолютном выражении с 1996 по 2002 г. выросло с 9211 тЛое до 10054 тЛое, а в 2017 г. данный показатель достиг 13730 тЬе* [3]. (не так и много, в среднем по 1% в год

Несомненно, что данный путь приводит к возникновению несколько иной проблемы, когда государства достигают собственного предела производства энергоносителей или его сокращения. С такой проблемой столкнулись многие страны Европы, Китай и США, что заставило их использовать ресурсы более разумно и заботиться об энергоэффективности.

Второй вариант - это интенсивный путь решения проблемы. Он заключается в увеличении производства продукции на единицу энергозатрат. Сегодня тонна сбереженного энергоносителя обходится в 3-4 раза дешевле, чем тонна дополнительно добытого. Повышение энергоэффективности играет ключевую роль в интенсивном пути решения.

Рост энергоэффективности возможен за счет 2 факторов.

Во-первых, структурной перестройки экономики со снижением доли энергоемких производств. Известно, что энергозатраты в таких секторах, как сфера услуг или машиностроение, гораздо ниже, чем в ТЭК или металлургии. Именно по этой причине ряд энергозатратных производств сворачивался и переводился в менее развитые государства.

По расчетам экспертов, такая перестройка позволила высвобождать развитым государствам до 20% топливно-энергетических ресурсов.

Во-вторых, технологический прогресс. Безусловно, развитие технологий является капиталоемким процессом, но следует заметить, что расходы на повышение добычи топлива в эквивалентных расчетах в 2-3 раза выше, чем затраты на технологическое развитие.

На начальном этапе разработки технологические решения (для повышения энергоэффективности?) имеют высокую стоимость, которую не в силах заплатить все участники рынка.

На этом этапе «ноу-хау» покупают компании-лидеры своих сегментов, для которых крайне важно сохранять собственное конкурентное преимущество и иметь возможность обладать более продвинутой версией продукта, когда он станет общедоступным. Спустя время увеличивается предложение, и цена постепенно начинает снижаться, что приводит к доступу более широких масс населения к такому продукту.

Описанный процесс обладает огромным значением для развития сразу нескольких областей: научно-

технологической, промышленного сектора (возникновение новых промышленных секторов или модернизация существующих), социальной (отношение человека к вопросам экологии и рационального использования ресурсов).

Нынешние поколения людей, становятся свидетелями роста энергоэффективности в производстве, строительстве и на транспорте. Еще каких-то 10 лет назад энергосберегающие лампы были неконкурентными по отношению к обычным из-за своей высокой стоимости. Однако сегодня эти лампы вытеснили обычные с рынка электроосвещения.

Что-то схожее произошло и в сфере строительства зданий и сооружений, например, в вопросах, связанных с утеплением фасадов и кровли, установки стек-лопакетов.

Развитие технологий и материалов в строительстве привело к тому, что они стали доступными для застройщиков, ориентированных на рынок «среднего класса», которые смогли улучшить показатели энергоэффективности и получить звание сооружений «eco-friendly», понеся при этом такие же или даже меньшие издержки при строительстве.

Возможно, это не настолько очевидно для людей, которые однократно сталкиваются с вопросом строительства собственного дома или вообще не касаются данного вопроса в течение всей своей жизни. Однако изменения в данной сфере будут в гораздо большей мере влиять на образ жизни людей уже в ближайшем будущем.

Изменения в автомобильной отрасли носят еще более ощутимый характер. Идея создания электрического двигателя альтернативного топливным возникла еще в 20 в. По неподтвержденным данным, выдающийся ученый Никола Тесла смог изобрести собственный электродвигатель и сконструировать электромобиль еще в 1931 г.. Однако из-за сложной системы подзарядки электродвигателей конкуренцию выиграли топливные двигатели.

Приблизительно, начиная с 30-х гг. 20 в. и вплоть до начала 21 в., фактического интереса к электродвигателям не наблюдалось. Однако в начале 21 в. постепенно каждый из автогигантов стал разрабатывать новые концепты автомобилей будущего, среди которых особое место стали занимать электромобили.

В качестве примера интересна история компании «Tesla Motors», основанной в 2003 г. Компания пропагандировала утверждение, что будущее автомобильной промышленности принадлежит электромобилям.

Во многом основатели компании были правы, утверждая, что будущее за этим видом транспорта. По оценкам экспертов мир не будет испытывать проблем, связанных с нехваткой топлива до конца 21 в., однако, затем данная проблема будет набирать обороты, а «нефтяной век» останется в прошлом. По этой причине многие страны начинают задумываться о способах решения этой проблемы уже сейчас.

Одним из способов решения энергетической и экологической проблемы является более активное использование альтернативных источников, а затем и полноценный переход на них.

X X

о

го А с.

X

го m

о

* Mtoe (Million Tons of Oil Equivalent) - стандартизированная ОЭСР и IAE единица измерения энергии (единица условного

топлива) (прим.авт.).

м о

M

о

о es о es

о ш m

X

3

<

m О X X

Первую модель, которую «Tesla Motors» смогла довести от концепта до промышленного производства, стала «Tesla Roadster». Из-за того, что выпуск был малочислен, а альтернативных моделей на рынке еще не существовало, цена автомобиля составляла 100,000 долл. США. Однако все 2,500 шт. произведенных автомобилей были распроданы за очень короткое время.

По этой причине «Tesla Motors» стала разрабатывать новые модели и запускать их в серийное производство. К примеру, такие более современные модели, как «Tesla Model S» и «Tesla Model 3» позиционировались в ценовом диапазоне от 25,000 до 40,000 долл. США, а их производство исчисляется десятками тысяч.

Как и в случае с «умным домом», применение экологичных и энергосберегающих материалов в привычных для людей предметах приведет к изменению существующего образа жизни населения.

Вышеупомянутые примеры подталкивают к осознанию того факта, что мировое сообщество все более активно старается разрешить существующую проблему путем развития возобновляемой энергетики.

Возобновляемая энергетика в данной статье причисляется ко второму способу решения проблемы, хотя возобновляемую энергетику также можно выделить, как отдельный способ решения проблемы.

Ряд тенденций демонстрирует, что возобновляемая энергетика целенаправленно стремится заменить традиционную энергетику.

Первой существенной тенденцией, показывающей нам неподдельный интерес к возобновляемой энергетике, является производство электроэнергии из возобновляемых источников в странах ЕС. Так, в 2018 г. Германия произвела 38% электроэнергии из возобновляемых источников [4].

Другой немаловажной тенденцией является низкая стоимость производства электроэнергии из возобновляемых источников (LCOE). На основании исследования французского инвестиционного банка Lazard стоимость производства 1 МВТ*ч без учета субсидий в ветровой энергетике составила от 32 до 77$; в солнечной - от 50 до 70$; в парогазовой - от 52 до 78$, что существенно ниже, чем производство 1 МВТ*ч для газотурбинной электростанции - от 68 до 101$ [5].

И еще одной тенденцией, на которую стоит обратить внимание, это отношение государств к этому виду энергетики. И здесь речь идет не только об отношении таких развитых индустриальных государств как США, Китай, Германия, Япония, но и о таких развивающихся как Индия, Иран, Мексика и Бразилия, где в форме национальных программ серьезно поддерживаются различные направления возобновляемой энергетики.

Таким образом, сегодня решение данной проблемы разделяется на два пути. Развивающиеся страны с большими запасами энергоресурсов наращивают их добычу, то есть двигаются исключительно экстенсивным путем. В то время, как развитые государства встали на рельсы интенсивного пути, что проявилось в экономии энергоресурсов в промышленности, строительстве, транспорте и сфере услуг.

Как результат, в текущих условиях существуют 2 пути решения, пока существуют 2 лагеря стран, однако, постепенно интенсивный путь будет занимать приоритетное значение, а показатель энергоэффективности выйдет на первый план. На сегодняшний

день нет никаких сомнений, что глобальная энергетическая проблема не несет какой-либо серьезной угрозы мировому сообществу, правда стоит оговориться, что ее актуальность будет набирать обороты ближе к 2050 г.

Развитие нефтегазовой отрасли Ирана в период санкций.

Нефтегазовая отрасль для стран, обладающих значительными запасами нефти или газа, является одновременно как явным преимуществом, так и уязвимым местом.

Основным плюсом развитой нефтегазовой промышленности является приток большого количества нефтедолларов, с помощью которых можно наполнить полки магазинов иностранными товарами, выплачивать и индексировать пенсии, создавать и накапливать золотовалютные резервы. Кроме того, при проведении разумной экономической политики государство имеет возможность провести полноценную модернизацию собственного хозяйства, что, в конечном счете, повысит конкурентоспособность страны на внешнем рынке.

Основным минусом ведущей роли нефтегазовой отрасли страны является «голландская болезнь» - когда сырьевой сектор, как пылесос, забирает инвестиции у других отраслей. Помимо этого, высокие цены на нефть являются основной причиной дорогого топлива (бензина, солярки, авиакеросина), что, в свою очередь, является катализатором инфляции.

Заметное положение нефтегазового сектора Ирана в экономике страны привело к тому, что он стал отчетливо доминировать над другими секторами.

Период с 2000 по 2011 гг. можно назвать периодом относительно благоприятного развития данного сектора.

В это время политическое руководство ИРИ ставило перед собой задачи, направленные на развитие нефтегазового сектора. Вот только ряд из них: сохранение квоты Ирана в ОПЕК; привлечение инвестиций и передовых технологий; диверсификация нефтяной и газовой отрасли. В руководстве страны существовало понимание того, что моноориентированная экономика в долгосрочной перспективе создает угрозу существующему режиму.

Оно опиралось на горький опыт правительства М.Мосаддека (1951-1951). В 1950-х гг. доходы в иранскую экономику поступали из 2 отраслей - нефтяной и табачной. После национализации нефтяных месторождений в Иране Великобритания и США ввели эмбарго в отношении иранской нефти.

Поступление в бюджет Ирана от экспорта нефти, которые составляли в 1950 г. 45 млн. $, в 1951 г. упали до 22,5 млн. $, а в 1952 г. составили 0 $ [6].

Уже летом 1952 г. это стало причиной экономических и финансовых трудностей. Повышение на 30% налога на табачные изделия, на 50% пошлин на импортируемые легковые автомобили, отказ имущих слоев населения приобретать облигации внутреннего займа повлекло за собой рост спекуляции, уровня безработицы, цен на продовольствие и товары широкого потребления.

Тогда правительство М.Мосаддека провозгласило экономический курс «экономика без нефти» [7]. Его суть заключалась в гармонизации бюджета без доходов от нефти. К примеру, были приняты закон о поощрении экспорта или закон об освобождении от таможенных сборов при импорте машин и оборудования, необходимых для развития промышленности [8].

Однако, как бы ни были масштабны действия правительства, оно, так или иначе, ощущало существенную нехватку средств для их полноценной реализации. Поэтому правительство М.Мосаддека было вынуждено прибегнуть к повышению косвенных налогов, что в конечном счете привело к его отставке.

В рассматриваемый период 2001-2011 гг. вся добыча нефти и газа находилась в руках государства, а экспорт нефтегазового сектора приносил Ирану порядка 85% валютных поступлений [9].

Для полноценной модернизации отрасли правительство планировало привлечь к 2015 г. 100 млрд. долл. США внутренних и внешних капиталовложений [10]. Согласно пятому пятилетнему плану экономического развития Ирана ожидалось, что через 5 лет (к 2015 г.), благодаря привлеченным инвестициям в отрасль и передовым технологиям, уровень добычи нефти и газа увеличится в 2 раза - показатели добычи нефти составят 5-5,5 млн. барр./д [11].

В начале «нулевых» Иран, несмотря на действующие американские санкции, активно стремился привлечь зарубежных инвесторов в этот сектор экономики. Именно тогда появилась инновационная и впоследствии распространенная, но уже ныне уходящее в прошлое, формула «buy-back» - «обратного выкупа».

Несмотря на критическое отношение международных нефтяных компаний к этой формуле, влияния американских санкций, заявлений о высоком риске осуществления проектов и бюрократизации иранской экономики, общая сумма заключенных на этой основе договоров к 2005 г. составила 19 млрд. долл. США [12].

Несколько ранее Ирану удалось подписать с иностранными компаниями 12 крупных соглашений на традиционных условиях по развитию нефтегазового сектора на 15 млрд. долл. США [13]. Среди этих компаний была французская Total, англо-голландская Royal Dutch Shell, итальянская ENI, малазийская Petronas и российская «Газпром», которые на постоянной основе реализовывали некоторые иранские нефтегазовые проекты и участвовали в объявляемых Ираном международных тендерах.

Вторая половина «нулевых» выдалась для иранской нефтегазовой отрасли достаточно напряженной в связи с приходом к власти консерваторов во главе с М. Ахмадинежадом, которые имели радикально иные взгляды на проводимые либеральным правительством М. Хатами экономические программы, и с усилением односторонних санкций США в отношении Ирана из-за развития оружейной ядерной программы.

Основным препятствием для реализации задуманных планов в нефтегазовой отрасли стали односторонние санкции США, трансформировавшиеся позднее в международные санкционные резолюции СБ ООН.

Такой политико-экономический инструмент оказал отчетливо негативное влияние на привлечение иностранных инвестиций и технологий в нефтехимическую отрасль страны.

Крайне сложным периодом для Ирана выдался 2011-2015 гг., когда к односторонним санкциям США добавились односторонние санкции других государств вместе с санкционными резолюциями СБ ООН, по сути, всего мирового сообщества. В этот период нефтегазовый сектор страны испытывал наибольшие сложности, так как одним из ключевых направлений санкционной деятельности западного сообщества

было ограничение «жизнедеятельности» именно этой отрасли экономики Ирана.

Добыча сырой нефти и конденсата после введения санкций в период с 2011 по 2013 гг. упала с 4,4 млн. барр./день до 3,5 млн. барр./день [14]. К 2015 г. Иран смог удержать добычу на уровне 2,8 млн. барр./день сырой нефти [15]. Основными странами, которые заменили иранскую нефть на мировом энергетическом рынке, стали Саудовская Аравия, Нигерия и Ангола. В связи с этим упали и показатели экспорта с 2,9 млн.т в 2011 г. до 1,5 млн.т в 2014 г. [16].

До введения всеобъемлющих санкций в 2011 г. основными импортерами иранской нефти были Китай (22%), ЕС (18%), Япония (14%), Индия (13%), Южная Корея (10%), Турция (7%) [17]. После резкого падения объемов экспорта в Европу, а впоследствии и введения эмбарго на импорт сырой нефти из Ирана в 2012 г., доля Китая, Индии, Турции и Южной Кореи в иранском экспорте увеличилась одновременно с сокращением объемов поставок на эти рынки.

Безусловно, в этот период санкции крайне негативно сказывались на развитии нефтяной отрасли Ирана, что во многом отражалось и на основных экономических показателях, являвшихся своего рода индикатором состояния дел не только в нефтяной отрасли Ирана, но и в целом, в экономике Ирана.

Газовая промышленность испытала чуть меньшие проблемы нежели нефтяная, однако и ей пришлось приспосабливаться к новым реалиям.

После введения санкций Ирану удалось сохранить за собой место одного из мировых лидеров по добыче газа, стабильно демонстрируя четвертый показатель в мире после США, России и Канады. Правда, большая часть добытого газа идет на внутреннее потребление. Если изучить показатели потребления ресурсов за последние 7 лет, то перспективы Ирана выглядят не такими безоблачными.

Показатели энергоэффективности в Иране одни из самых низких в мире. В энергобалансе страны доминирующее положение занимает природный газ (59%), все остальное энергопотребление практически обеспечено нефтью (40%). В 2010 г. Иран потреблял в 3,6 раз больше газа на душу населения, чем ЕС и на 1,8 раз больше, чем большинство стран Ближнего Востока [18]. Такие темпы привели к тому, что в 2013 г. правительству пришлось приостановить поставки голубого топлива на нефтехимические заводы в целях удовлетворения нужд населения.

По причине низкого уровня энергоэффективности Ирану приходится использовать большие объемы газа - около 17% всего добытого газа - в целях увеличения добычи на нефтяных месторождениях [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этот период Иран намеревался активно развивать инфраструктуру для СПГ. Было заявлено о строительстве завода по сжижению газа, однако, проект был заморожен из-за нехватки финансовых средств. Стоит заметить, что основными инвесторами ряда проектов по развитию СПГ инфраструктуры были иностранные компании такие, как французская Total, англо-голландская Shell и испанская Repsol, которые вышли из проектов при усилении санкционного давления на Иран. По этой причине мнение экспертов агентства Fitch относительно СПГ скептическое, а именно, Иран способен будет заявить о себе на рынке СПГ при благоприятном раскладе только к середине 2020-х гг. [20].

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

С другой стороны, стоит отметить грамотно выстроенную правительством ИРИ политику развития газовой отрасли в условиях санкционного давления.

Во-первых, развитие в региональных масштабах сети газопроводов и газовой инфраструктуры. В силу практического отсутствия частных иностранных инвестиций Иран не побоялся выделить на данный проект часть средств, поступавших от экспорта нефти. Таким образом, удалось завершить сеть газопроводов, представляющих национальное значение для Ирана, так как они проложены через важнейшие промышленные районы страны - Асалуйе-Ахваз-Дехголан-Базарган.

Другим достижением руководства ИРИ является стабильное увеличение производства газа.

Еще в 2013 г. были начаты работы по введению в эксплуатацию 14-й и 15-й фаз месторождения «Южный Парс». К 2015 г. выполнялись работы на 16-19-х фазах месторождения. По оценкам Национальной Газовой Компании Ирана, ежегодно разработка этого месторождения увеличивает производство голубого сырья на 50 млн. м3.

Следующим достижением этого периода является достаточно рациональная политика развития деловых отношений с соседними государствами в газовом секторе. Так, Иран на протяжении всех этих лет закупал газ у Туркменистана для обеспечения этим видом сырья своих северных провинций, при этом остаток газа реэкспортировал в Турцию. Объем экспорта составлял 24-30 млн. м3.

В настоящее время сложно дать объективную оценку текущему состоянию нефтегазовой отрасли Ирана. Этому препятствуют два серьезных фактора. Во-первых, отсутствие точных статистических данных за прошедший год. Во-вторых, введение новых санкций в отношении Ирана. В ноябре 2018 г. США приняли очередные антииранские санкции, и к текущему моменту проблематично представить реакцию иранской экономики на вышеупомянутые действия США. Основным источником информации о состоянии нефтегазовой отрасли в настоящее время являются только сообщения в СМИ, а не официальная статистика.

Прежде, чем говорить о текущем состоянии нефтегазовой отрасли Ирана, стоит отметить ключевые события, которые произошли за прошедшие три года и оказали на нее самое непосредственное влияние.

14 июля 2015 г. между Ираном и группой 5+1 в Женеве была согласована окончательная версия документа под названием «Совместный Всеобъемлющий План Действий» (СВПД), который должен был стать «дорожной картой» по изменению статуса Ирана: из «изгоя мирового сообщества» он должен превратиться в «полноценного члена этого сообщества» [21].

16 января 2016 г. началась практическая реализация данного документа. Целый год ушел у Ирана, чтобы вернуть свою положенную квоту добычи нефти в «ОПЕК», которая составила порядка 3,5 млн. барр. день [22]. Это дало позитивный стимул к развитию всего энергетического сектора Ирана. Начались переговоры с международными нефтегазовыми компаниями, которые проявляли неподдельный интерес к тем ресурсам, которые расположены на территории Исламской Республики.

В начале 2017 г. французская Total и итальянская ENI начали переговоры с иранским правительством по возвращению своих представительств и разработке месторождений Персидского залива.

Таким же примером служат и переговоры российской «Лукойл» с иранским правительством, правда, по разработке нефтяных месторождений Каспийского моря.

В 2017 г. иранское правительство было крайне заинтересовано в восстановлении прежних связей и в привлечении инвестиций и технологий этих компаний в свою нефтяную отрасль, что позволило бы Ирану быстрее вернуться на досанкционный уровень и сократить отставание от ведущих нефтяных государств.

Иранскому правительству удалось частично реализовать этот план, благодаря достигнутым предварительным договоренностям с европейскими нефтегазовыми гигантами и получением от них авансовых инвестиций в свой нефтяной сектор.

Это дало плодотворные результаты в наращивании объема производимой нефтехимической продукции до 35 млн. т за 3 квартала 2017 г. и соответственно экспорта ее части [23].

Но после избрания Д.Трампа президентом США уже в марте 2017 г. им было сделано официальное заявление о том, что соглашение с Ираном является стратегической ошибкой Америки последних лет и что данная ошибка должна быть в скором времени исправлена.

6 августа 2018 г. Д.Трампом были возобновлены американские санкции в отношении Ирана, частично отмененные в конце 2015 г. Более того, Д.Трамп ужесточил санкционное давление на Иран, приняв вторую волну санкций в отношении Ирана в ноябре 2018 г.

Несмотря на это, показатели нефтяной отрасли в 2018 г. не продемонстрировали какого-либо серьезного падения, так как тот задел, который Иран смог создать за 3 года, позволил Ирану поддержать показатели добычи и экспорта нефтяной продукции на стабильном для себя уровне.

К примеру, Иран в октябре 2018 г. поддерживал добычу нефти на уровне 3,296 млн. барр. нефти в день [24]. А производство нефтехимической продукции за 2 кв. 2018 г. было на уровне 32 млн. т. за 2 квартала 2018 г., что принесло Ирану уже 7,4 млрд. долл. США за экспорт 12,64 млн. т данного вида продукции [25].

Безусловно, санкции оказывают крайне негативный эффект в вопросе добычи и экспорта нефти. Однако, в случае с вышеупомянутыми санкциями, Иран обладал определенным выходом для сохранения уровня основных показателей нефтяного сектора.

Во-первых, до мая 2019 г. Ирану были предоставлены временные разрешения на импорт собственной нефти.

Во-вторых, Иран имеет богатый опыт в нелегальных схемах обхода ограничений - перегрузка нефти с танкера на танкер в открытом море или фальшивые декларации о происхождении груза. В силу того, что контроль США был недостаточным, иранцы активно пользовались вышеупомянутыми схемами.

В-третьих, Ирану помогла благоприятная конъектура: увеличение спроса у основных потребителей иранской нефти, сложная политическая обстановка в Ближневосточном регионе и кризис в Венесуэле повлияли на рост общемировой цены на нефть марки Brent.

Вышеперечисленные факторы позволили Ирану практически удержать уровень добычи нефти на 3,55 млн. барр./д. [26]. Но стоит отметить усиление давления и контроля США на эту отрасль, а вместе с тем и

ухудшение общей обстановки в нефтяном секторе Ирана.

Газовая отрасль отреагировала практически схожим образом, что и нефтяная отрасль Ирана на частичное снятие санкций. Более того, она находилась в куда более выгодном положении в силу меньшего количества внешних проблем и большей перспективности для иностранных участников газового рынка.

Практически сразу же после подписания СВПД международные нефтегазовые компании стали проявлять интерес к месторождению «Южный Парс»2. Иранское правительство начало переговоры с Total, ENI и Газпромом по данному месторождению, которое является одним из крупнейших в регионе.

Открывая западному миру месторождение «Южный Парс», а также ряд других, Иран преследовал сразу несколько целей.

Во-первых, самостоятельная разработка Ираном данного месторождения была невозможна в силу многомиллиардных затрат на их разработку, а также строительство всей необходимой инфраструктуры.

Во-вторых, разработка месторождения «Южный Парс» должна была увеличить как показатели добычи газа, так и его экспорта в зарубежные страны.

В-третьих, привлечение иностранных компаний в газовую отрасль страны должно было предоставить технологии для разрешения проблемы, связанной с энергосбережением в газовой отрасли.

Несмотря на возвращение односторонних санкций в отношении Ирана, руководству страны удалось целиком или частично реализовать заявленные цели.

Месторождение «Южный Парс» в настоящее время активно разрабатывается. Безусловно, вновь введенные санкции в отношении Ирана заставили «большой» бизнес задуматься о целесообразности продолжения выбранной политики в отношении разработки месторождения. Однако их первоначальные финансовые средства придали ускорения в разработке и строительстве попутной газовой инфраструктуры. Более того, вопреки санкциям международные компании не теряют интерес к продолжению сотрудничества по данному вопросу и настроены биться до последнего за возможность пребывания на иранском рынке.

Процесс по достижению второй заявленной цели также обрел наглядные результаты. Если же в 2016 г. добыча газа была на уровне 132 млрд. м3 в год, то в 2018 г. по оценкам составил порядка 250 млрд. м3 в год [27]. Если экспорт иранского газа в 2016 г. составлял 126 млн. м3, то в 2018 г. показатели экспорта должны достигнуть 200 млн. м3. Этот рост мог бы быть еще значительнее при условии решения проблемы с энергосбережением.

Энергосбережение остается единственной проблемой, в решении которой не зафиксировано позитивных изменений.

С одной стороны, международные компании готовы делиться с Ираном собственными наработками и технологиями по вопросу энергосбережения и энергоэффективности. Более того, им даже удавалось вести работу в данном направлении в рамках предостав-

ления консультационных услуг и осуществления незначительных пилотных проектов в гражданской сфере.

К примеру, немецкая кампания Diw Есоп при поддержке Федерального министерства окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов Германии смогла осуществить пилотный проект по строительству 7 цехов с оснащением технологиями «энергии 3 тысячелетия»3 в Тегеране, Ассалуйе и ряде других промышленных и сельских районах [28]. Однако после введения Д.Трампом второго блока санкций в ноябре 2018 г. сотрудничество в данном направлении было приостановлено. Таким образом опасность для компаний-обладателей энергоэффективными технологиями оказаться в санк-ционном списке из-за сотрудничества с иранскими государственными компаниями делает поставки этих технологий в ближайшем будущем маловероятным.

С другой стороны, местные научные центры пока не в силах предоставить какого-то революционного решения в области энергоэффективности, хотя такая работа ведется. Отсюда возникает проблема технологического дефицита в отрасли, которую часто отмечают иранские специалисты [29].

Ирану не под силу справиться с рядом ключевых профессиональных проблем в-одиночку. Требуется кооперация западного и восточного миров по разрешению хронических проблем нефтегазовой отрасли Исламской Республики.

Влияние санкций на Иран в разрезе мировой энергетической проблемы.

Иран является мировой энергетической державой. Он обладает выгодным для поставщика энергетических ресурсов географическим положением. Именно по этим причинам, он мог бы занимать самое видное место в рамках решения проблемы обеспечения мировой экономики энергетическими ресурсами.

Как отмечалось выше, одним из самых простых путей решения энергетической проблемы для развитого мира (в частности, Европы) является экстенсивный путь, который далеко не исчерпан. А это подразумевает под собой то, что с теми возможностями и тем потенциалом, которым обладает Иран, он был в силах не только поддержать существующий производственный уровень Европы, но и, вероятно, увеличить его.

Уже в 1990-е гг. Европа начала всерьез переходить от экстенсивного к интенсивному пути решения. Однако европейские политики вслед за экспертами нефтегазовой отрасли не теряли надежды на возвращение в определенный период к экстенсивному пути. Для этого необходимо было строительство ряда магистральных газопроводов, тянущихся из развивающегося мира в европейский регион.

Если на северном направлении (из Российской Федерации), существовал большой список возможных проектов газопроводов, которые имели достаточно высокую степень вероятности реализации, то для южного направления на тот момент таких проектов были единицы.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 «Южный Парс» - сверхгигантское нефтегазовое месторож-

дение, находящееся в центральной части Персидского залива (прим. авт.).

3 Речь идет о термине М3Е ("Millennium 3 Energy") (прим. авт.).

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

К примеру, проекты магистральных газопроводов с севера были следующими: «Северный поток», «Голубой поток», «Транскаспийский газопровод», «Балтийская труба». Стоит сказать, что так или иначе, но большое количество проектов, где инициатором выступала Россия, были реализованы. Однако потенциал вышеупомянутых магистральных газопроводов не обеспечивал в полной мере европейские государства возможностью абсолютного возврата к экстенсивному пути, а это означало, что необходимо было задуматься и о южных энергоресурсах.

Проекты газопроводов с юга имели два серьезных недостатка: либо они были практически нереализуемы развивающимися государствами, либо требовали колоссальных капиталовложений несопоставимых с вложениями в развитие технологий.

По этим причинам, выбор проектов южных магистральных газопроводов для европейских покупателей был крайне скуден. Среди наиболее значимых стоит выделить следующие: «Парс», «Набукко» и «Восток-Запад».

Каждый из проектов обладал общей отличительной чертой. Она заключалась в том, что при строительстве этих газопроводов активная роль отводилась Ирану, как непосредственному участнику (через его территории, в большей или меньшей мере, тянулись ветки газопроводов).

Это могло привести к усилению Ирана в регионе как с экономической, так и с политической точки зрения, тогда как основным приоритетом США на Ближнем Востоке до сегодняшнего дня является препятствие усилению влияния Ирана в регионе. Это обусловлено как историческими разногласиями Ирана и США, так и объективными реалиями происходящих процессов в этом регионе.

В вопросе энергетической безопасности США не нужен сильный Иран в регионе, поставляющий собственное энергетическое сырье в Европу, равно как и не нужна сильная Европа, способная обрести определенную независимость от заокеанских соседей и возможность более спокойно вести свою промышленную политику.

Нет никакой необходимости рассуждать о роли США по изоляции Ирана в энергетическом вопросе из-за отсутствия каких-либо доказательств, однако, стоит констатировать факт о возникновении сирийского кризиса в регионе и замораживании или полном отказе от планов по строительству магистральных газопроводов с Востока на Запад и подключения к ним других газовых региональных игроков, таких как Туркменистан и Ирак, в связи с военными действиями.

Если сирийский кризис можно назвать частным явлением, временно отложившим строительство магистральных газопроводов для ближневосточных государств, затронутых войной, то общим событием для Ирана стали международные и американские санкции, которые оказали самое непосредственное влияние на создание обширных ограничений по участию этого государства в разрешении мировой энергетической проблемы.

Первый раунд санкций представлял собой международную изоляцию Ирана 2011-2016 гг. Начиная с 2011 г. согласно резолюции 1929 СБ ООН (данная резолюция была принята 9 июня 2010 г.) формально Иран был изолирован от решения глобальной энергетической проблемы, так как ему запрещалась продажа

своих нефтегазовых продуктов путем введения эмбарго ЕС на поставку нефти и газа из Ирана. Однако фактически Иран смог выйти без особых потерь, переориентировавшись на азиатский рынок. Если до 2011 г. азиатский рынок представлял для Ирана второстепенное значение, то после ухода европейских государств занял первостепенную роль.

Таким образом, ключевыми покупателями иранской нефти и газа стали, как отмечалось выше, азиатские страны такие, как Китай, Япония и Южная Корея. По этой причине можно заметить, что Иран фактически оставался вовлеченным в решение энергетической проблемы и после первого раунда санкций.

Более того, об этом свидетельствует тот факт, что после частичного снятия санкций европейские нефтегазовые консорциумы в первые же дни вернулись в Иран и начали специализированные переговоры.

Второй раунд санкций представляет собой недавнее восстановление американских ограничений против Ирана.

Если первый блок ограничительных мер США в отношении Ирана, который был введен в действие 7 августа 2018 г., затрагивал исключительно автомобильную и горнодобывающую промышленность, однако, при этом не отменял существовавших ограничений для нефтегазового комплекса Ирана, то второй блок, вступивший в силу (4 ноября 2018 г.), затрагивает уже энергетический сектор Ирана (расширяет список санк-ционных мер в отношении этого сектора) и все банковские транзакции, относящиеся к нему.

По различным оценкам, новые санкции окажут крайне негативное влияние на экономику Ирана. А это означает, что Иран уже не формально, а фактически окажется отрезанным на неопределенный срок от решения глобальной энергетической задачи.

Процессы, которые заставляют прогнозировать негативный сценарий следующие.

Во-первых, еще до введения второго блока санкций абсолютно все переговоры европейских нефтегазовых компаний с иранскими властями и уполномоченными компаниями были заморожены.

Во-вторых, отмечается ухудшение практически всех макроэкономических показателей после введения второго блока санкций, что свидетельствует об их негативном и эффективном влиянии на экономику Ирана.

К концу 1397 г. (в апреле 2019 г.) национальная валюта обесценилась на 60% по отношению к доллару, инфляция достигла 40-% уровня, уровень безработицы вырос до 14,5%, однако, безработица среди выпускников ВУЗов и молодых специалистов еще выше. Согласно прогнозу Всемирного Банка ВВП ИРИ ощутимо сократится на 3,8% в 2019 г [30].

Нет сомнений, что Иран в будущем сможет справиться с такой сложной ситуацией. Однако в настоящее время Иран находится в положении страны, изолированной от решения глобальных экономических проблем.

Глобальная энергетическая проблема имеет особое значение для мировой экономики. Практически все отрасли современной экономики прямо или косвенно зависят от состояния энергетического сектора. И такие страны как Россия, США, Иран, Ирак, арабские страны и ряд других государств самым непосредственным образом вовлечены в решение энергетической проблемы и рациональном распределении ресурсов.

Однако нельзя сказать, что у вышеперечисленных государств получается удачно справляться с поставленной проблемой. Если посмотреть на количество противоречий между этими странами и на региональную нестабильность, которая набирает обороты на Ближнем Востоке(?) в последнее время, то нет сомнений, что до выработки и принятия какой-либо единой позиции еще очень и очень далеко.

Потенциал и возможности Ирана в нефтегазовом секторе при определенной помощи стран Запада позволили бы этой стране обеспечить энергоресурсами не только свой регион, но и страны Запада, тем самым ускорив технологический рост и развитие мировой экономики, в целом.

Отсекая государства санкционным путем от решения глобальных проблем, мировое сообщество, в сущности, только отдаляет человечество от их решения.

Нынешнее руководство Ирана имеет свои принципы, которые не собирается менять. Это и ставит страну в затруднительное положения, представляя ее в качестве мирового изгоя наряду с Северной Кореей и Кубой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, как говорил царь Соломон, «все проходит, и это пройдет». И рано или поздно Иран станет полноправным участником мировых процессов и внесет собственный вклад в разрешение глобальных проблем.

Литература

1. Определение глобальной энергетической проблемы. Научный экономический сайт «Grandars». «Основы мировой экономики». (The definition of global energy problem. Scientific economic site "Grandars". "Basic principles of world economy".) -http://www. grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/energeticheskaya-problema.htm (accessed 10.11.2018).

2. «Энергетический кризис». Естествознание и НТП. Студенческая библиотека онлайн. ("Energy crisis". Natural science and STP. Student online library) -http://www. studbooks.net/1432081/estestvoznanie/energ eticheskiy_krizis (accessed 10.11.2018).

3. Мировое энергопотребление. Статистический ежегодник мировой энергетики 2018. (Global energy consumption. Global Energy Statistical Yearbook 2018) -https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-consumption-statistics.html (accessed 18.11.2018).

4. А. Гурков. «Плохая погода для «Газпрома»: газ проигрывает в ФРГ ветру и солнцу». (A. Gurkov. "Bad weather for "Gazprom": gas defeats to wind and sun in Germany.) - https://www.dw.com/ru/плохая-погода-для-газпрома-газ-проигрывает-в-фрг-ветру-и-солнцу/a-46136208 (accessed 18.11.2018).

5. Владимир Сидорович. «Уже не игрушки: как альтернативная энергетика становится выгодной. (Vladimir Sidorovich. "It's not already the toys: How the alternative energy becomes profitable".) -https://www. rbc.ru/opinions/economics/29/06/2016/5773a b2d9a794727f46ccaff?from=newsfeed (accessed 18.11.2018).

6. С.М.Алиев «История Ирана. XX век». М., 2004, с. 266 (S.M.Aliev. "History of Iran. XX century". M., 2004, p. 266) (In. Russ.).

7. С.М.Алиев «История Ирана. XX век». М., 2004, с. 270 (S.M.Aliev. "History of Iran. XX century". M., 2004, p. 270) (In. Russ.).

8. К. Грюнвальд, Дж. Ронэлл «Индустриализация на Ближнем Востоке». ]

Н-Й., 1960, с. 222 (K.Grunwald, J.Ronall, "Industrialization in the Middle East", New York, 1960, p. 222) (In Engl.).

9. И.А.Левковская. «Нефтегазовый комплекс ИРИ». (Irina Levkovskaya. "Oil and gas industry of Iran".)

- https://www.iimes.ru/rus/stat/2006/11-12-06.htm (accessed 15.11.2018).

10. С. Эдуардов. «Судьба России на примере Ирана». (S. Eduardov. "Fate of Russia based on example of Iran".) -http://www.iran.ru/news/economics/21715/Sudba_Rossii_ na_primere_Irana (accessed 15.11.2018).

11. С. Эдуардов. «Судьба России на примере Ирана». (S. Eduardov. "Fate of Russia based on example of Iran".) -http://www.iran.ru/news/economics/21715/Sudba_Rossii_ na_primere_Irana (accessed 15.11.2018).

12. И.А.Левковская. «Нефтегазовый комплекс ИРИ». (Irina Levkovskaya. "Oil and gas industry of Iran".)

- https://www.iimes.ru/rus/stat/2006/11-12-06.htm (accessed 15.11.2018).

13. И.А.Левковская. «Нефтегазовый комплекс ИРИ». (Irina Levkovskaya. "Oil and gas industry of Iran".)

- https://www.iimes.ru/rus/stat/2006/11-12-06.htm (accessed 15.11.2018).

14. BP Magazine. Статистический обзор мировой энергетики. ("Statistical Review of World Energy".) -http://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.htm (accessed 15.11.2018).

15. BP Magazine. Статистический обзор мировой энергетики. ("Statistical Review of World Energy".) -http://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.htm (accessed 15.11.2018).

16. OPEC. Статистический ежегодник. ("Annual Statistical Bulletin".) -https://www.opec.org/opec_web/en/publications/202.htm (accessed 15.11.2018).

17. Торговое Представительство РФ в ИРИ - Годовой обзор экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности ИРИ в 2011 году. - Т., 2011, стр. 10. - (Trade Representation of Russia in I.R.I.

- "Annual Review of economy and main directions of international economic activity of Iran in 2011". T., 2011, p. 10).

18. ФГБУ «Российское энергетическое агентство». Отчет РЭА по Ирану от 10.08.2012. М., стр. 28. - (FSBI "Russian Energy Agency". "Review of FSBI "Russian Energy Agency" on Iran dated August 10, 2012." M., p. 28). (accessed 15.04.2019).

19. ФГБУ «Российское энергетическое агентство». Отчет РЭА по Ирану от 10.08.2012. М., стр. 28. - (FSBI "Russian Energy Agency". "Review of FSBI "Russian Energy Agency" on Iran dated August 10, 2012." M., p. 28). (accessed 15.04.2019).

20. Рейтинг агентства Fitch. Сайт Fitchratinngs.com

- (Ratings of Fitch Agency. Site Fitchratings.com). -htttps://www.fitchratings.com/site/search?content=resear ch&request=iran%20gas#page=1 (accessed 25.11.2018).

21. UN. Meeting Coverage. «СВПД 3 года спустя. Комитет по политическим делам ООН рассказывает о состоянии Совету Безопасности ООН». ("Joint Comprehensive Plan of Action on Iran Nuclear Issue at

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

Crossroads 3 Years later, Under-Secretary-General for Political Affairs tells Security Council".) https://www.un.org/press/en/2018/sc13398.doc.htm (accessed 23.07.2019).

22. OPEC. Статистический ежегодник. ("Annual Statistical Bulletin".) -https://www.opec.org/opec_web/en/publications/202.htm (accessed 23.07.2019).

23. «Производство нефтехимической продукции в Иране достигло свыше 35 млн.т». Сайт РИА Iran.ru. -("Production of oil products has reached above 35 mln. tons". Site www.Iran.ru.) -https://www.iran.ru/news/economics/107882/Proizvodstv o_neftehimicheskoy_produkcii_v_Irane_dostiglo_svyshe_ 35_mln_tonn (accessed 22.02.2019).

24. «Иран добывал 3,296 млн. барр. нефти в день в октябре». Сайт РИА Iran.ru - ("Iran produced 3,296 mln. barrels per day in October". Site www.Iran.ru.) -https://www. iran.ru/news/economics/111626/Iran_dobyva l_3_296_m ln_barreley_nefti_v_den_v_oktya b re (accessed 27.11.2018).

25. «Экспорт нефтехимической продукции из Ирана в этом году достиг 7,4 млрд. долл. США». Сайт РИА www.iran.ru - ("This year export of the Iranian oil products has reached 7,4 bln. $". Site www.iran.ru.) -https://www.iran.ru/news/economics/111655/Eksport_neft ehimicheskoy_produkcii_iz_Irana_v_etom_godu_dostig_ 7_4_mlrd (accessed 06.04.2019).

26. «Нефтяной рынок: противостояние ОПЕК+ и США продолжается». Сайт АО «ИК «АйТи Инвест». -("Oil market: confrontation of OPEC+ and USA continues". Site ITI Capital.) - https://iticapital.ru/analytics/stocks-ideas/11395/ (accessed 12.08.2019).

27. Ю. Бондарь. «Обзор экономической ситуации в Иране за октябрь 2018 г.». - (Ju. Bondar. "Review of economic situation in Iran in October, 2018".) -http://www.iimes.ru/?p=50274#more-50274 (accessed 30.11.2018).

28. Официальный сайт «The IREEMA Project». -("Official site of "The IREEMA Project".) -https://www.ireema.com/en/portfolio/project-kick-off-in-tehran/ (accessed 15.05.2019).

29. «Energy efficiency potentials in Iran: a precise look to one of the biggest energy producers». Сайт European Council for an Energy Efficiency Economy. - ("Energy efficiency potentials in Iran: a precise look to one of the biggest energy producers". Site European Council for an Energy Efficiency Economy.) - https://www.eceee.org (accessed 28.07.2019).

30. «США вцепились в экономику Ирана «бульдожьей хваткой»: рецессия за санкциями». Сайт РИА www.eadaily.com - ("The US catched the Iranian economy with bulldog attitude: recession process for sanctions". Site www.eadaily.com.) -https://eadaily.com/ru/news/2019/04/19/ssha-vcepilis-v-ekonomiku-irana-buldozhey-hvatkoy-recessiya-za-sankciyami (accessed 12.08.2019).

Iran and global energy problem Palchun D.A.

Moscow State University

Role of Iran and its contribution in global energy problem solution is thoroughly studied in the work. The work has an attempt to compare different sanction periods against Iran with the development process of national energy sector of Iran. Comprehensive description of the development process of oil and gas sector of Iran is presented in the article. Sanction

influence on Iran within global energy problem is also estimated and presented to the readers. Keywords: Iran, global energy problem, economic sanctions, United Nations Security Council, oil and gas sector of Iran, energy efficiency, EU, USA, China. References

1. Definition of a global energy problem. Scientific economic site

"Grandars". "Fundamentals of the global economy." (The definition of global energy problem. Scientific economic site "Grandars". "Basic principles of world economy".) -http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/energeticheskaya-problema.htm (accessed 10.11. 2018).

2. "The energy crisis." Natural History and NTP. Student library

online. ("Energy crisis". Natural science and STP. Student online library) -

http://www.studbooks.net/1432081/estestvoznanie/energetic heskiy_krizis (accessed 11/10/2018).

3. World energy consumption. Global Energy Consumption Statistical Year 2018. (Global energy consumption. Global Energy Statistical Yearbook 2018) -https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-consumption-statistics.html (accessed 11/18/2018).

4. A. Gurkov. "Bad weather for Gazprom: gas loses in Germany

to the wind and the sun." (A. Gurkov. "Bad weather for" Gazprom": gas defeats to wind and sun in Germany.) -https://www.dw.com/en/bad weather- for-gazpromagaz- is losing- in- frg-wind-and-the-sun / a-46136208 (accessed 11/18/2018).

5. Vladimir Sidorovich. "No longer toys: how alternative energy is

becoming profitable. (Vladimir Sidorovich. "It's not already the toys: How the alternative energy becomes profitable".) -https://www.rbc.ru/opinions/economics/29/06/2016/5773ab2 d9a794727f46ccaff?from=newsfeed (accessed 18.11. 2018).

6. S.M. Aliyev "History of Iran. XX century. " M., 2004, p. 266 (S.M.

Aliev. "History of Iran. XX century". M., 2004, p. 266) (In. Russ.).

7. S.M. Aliyev "History of Iran. XX century. " M., 2004, p. 270 (S.M.

Aliev. "History of Iran. XX century". M., 2004, p. 270) (In. Russ.).

8. C. Grunwald, J. Ronell, "Industrialization in the Middle East." ] NY, 1960, p. 222 (K. Grunwald, J. Ronall, "Industrialization in the

Middle East", New York, 1960, p. 222) (In Engl.).

9. I.A. Levkovskaya. "Oil and gas complex of Iran." (Irina Levkovskaya. "Oil and gas industry of Iran".) -https://www.iimes.ru/eng/stat/2006/11-12-06.htm (accessed 11/15/2018).

10. S. Eduardov. "The fate of Russia on the example of Iran." (S. Eduardov. "Fate of Russia based on example of Iran".) -http://www.iran.ru/news/economics/21715/Sudba_Rossii_na _primere_Irana (accessed 11/15/2018).

11. S. Eduardov. "The fate of Russia on the example of Iran." (S. Eduardov. "Fate of Russia based on example of Iran".) -http://www.iran.ru/news/economics/21715/Sudba_Rossii_na _primere_Irana (accessed 11/15/2018).

12. I.A. Levkovskaya. "Oil and gas complex of Iran." (Irina Levkovskaya. "Oil and gas industry of Iran".) -https://www.iimes.ru/eng/stat/2006/11-12-06.htm (accessed 11/15/2018).

13. I.A. Levkovskaya. "Oil and gas complex of Iran." (Irina Levkovskaya. "Oil and gas industry of Iran".) -https://www.iimes.ru/eng/stat/2006/11-12-06.htm (accessed 11/15/2018).

14. BP Magazine. Statistical review of world energy. ("Statistical Review of World Energy".) -http://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.htm (accessed 11/15/2018).

15. BP Magazine. Statistical review of world energy. ("Statistical Review of World Energy".) -http://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.htm (accessed 11/15/2018).

16. OPEC. Statistical Yearbook. ("Annual Statistical Bulletin".) -https://www.opec.org/opec_web/en/publications/202.htm (accessed 11/15/2018).

17. Trade Representation of the Russian Federation in Iran - An annual review of the economy and the main directions of foreign economic activity of Iran in 2011. - T., 2011, p. 10. -(Trade Representation of Russia in I.R.I. - "Annual Review of economy and main directions of international economic activity of Iran in 2011." T., 2011, p. 10).

18. FSBI Russian Energy Agency. CEA report on Iran dated 08/10/2012. M., p. 28. - (FSBI "Russian Energy Agency." "Review of FSBI "Russian Energy Agency" on Iran dated August 10, 2012." M., p. 28). (accessed 04/15/2019).

19. FSBI Russian Energy Agency. CEA report on Iran dated 08/10/2012. M., p. 28. - (FSBI "Russian Energy Agency." "Review of FSBI "Russian Energy Agency" on Iran dated August 10, 2012." M., p. 28). (accessed 04/15/2019).

20. Rating agency Fitch. Website Fitchratinngs.com - (Ratings of Fitch Agency. Site Fitchratings.com). - htttps: //www.fitchratings.com/site/search? Content = research & request = iran% 20gas # page = 1 (accessed 11/25/2018).

21. UN. Meeting Coverage. "SVPD 3 years later. The UN Political Affairs Committee talks about the status of the UN Security Council. " ("Joint Comprehensive Plan of Action on Iran Nuclear Issue at Crossroads 3 Years later, Under-Secretary-General for Political Affairs tells Security Council".) Https://www.un.org/press/en/2018/sc13398.doc .htm (accessed 07/23/2019).

22. OPEC. Statistical Yearbook. ("Annual Statistical Bulletin".) -https://www.opec.org/opec_web/en/publications/202.htm (accessed 07/23/2019).

23. "The production of petrochemical products in Iran has reached over 35 million tons." Website RlA Iran.

X X

o

OD A C.

X

OD m

o

ho o ho o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.