Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАНА С ГОСУДАРСТВАМИ ЮЖНОГО КАВКАЗА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАНА С ГОСУДАРСТВАМИ ЮЖНОГО КАВКАЗА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
190
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ПОЛИТИКА "ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ" / СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ПРОГРАММЫ TPACEKA БИЗНЕС-ФОРУМЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Исматова Назрби Шириншоевна

Политические, экономические, торговые, технологические, военно-стратегические, культурные связи и традиции взаимодействия между Республикой Таджикистан и государствами Южного Кавказа сложились еще в советский период. Следует констатировать, что после распада СССР в течение более десяти лет острые и неадекватные проблемы переходного периода оказали существенное и решающее влияние на экономические связи Таджикистана с государствами Южного Кавказа. Именно благодаря осуществлению политики «открытых дверей», Республика Таджикистан добился активного включения в мировые и региональные интеграционные процессы, энергично участвует в решении многих назревших вопросов современности, и с каждым годом масштабы его двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами различных регионов мира расширяются. Сегодня Республика Таджикистан и государства Южного Кавказа стоят перед задачами создания новых основ для более успешного взаимодействия в политической, экономической и культурно - гуманитарных областях. Использование потенциала экономического сотрудничества, его организация на основе современных требований, ещё более усиливают значение развития экономических связей между Республикой Таджикистан и государствами Южного Кавказа. Комплекс геополитических, экономических, социально-культурных, научно-технических и прочих факторов способствует установлению партнерских отношений с государствами Южного Кавказа, как в ближайший период, так и на далёкую перспективу. Количественные и качественные характеристики мирохозяйственных связей за последние годы показывают нарастание взаимозависимости национальных экономик, демонстрируя при этом преимущество международного интеграционного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN WITH THE STATES OF THE SOUTH CAUCASUS IN THE SOCIO-ECONOMIC SPHERE

Political, economic, trade, technological, military-strategic, and cultural ties and traditions of interaction between the Republic of Tajikistan and the countries of the South Caucasus trace their origin back to the Soviet period. It should be stated that for more than ten years after the collapse of the USSR, acute and serious problems encountered during the transition period had a significant and decisive impact on the economic ties of Tajikistan with the South Caucasus. It is thanks to the implementation of the “open door” policy that the Republic of Tajikistan has managed to be included in global and regional integration processes, actively participating in resolving many pressing issues. Every year the scale of its bilateral and multilateral cooperation with various states across the world is expanding. Today, the Republic of Tajikistan and the countries of the South Caucasus are faced with the task of creating new foundations for more successful interaction in the political, economic, cultural and humanitarian fields. The use of the potential of economic cooperation and its organization based on modern requirements further enhance the importance of the development of economic ties between the Republic of Tajikistan and the South Caucasus. The combination of geopolitical, economic, socio-cultural, scientific, technical, and other factors ensures the strengthening of partnerships with the South Caucasus, both in the near future and in the long term. The quantitative and qualitative characteristics of global economic relations in recent years show the growing interdependence of national economies, while demonstrating at the same time the advantage of international integration development.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАНА С ГОСУДАРСТВАМИ ЮЖНОГО КАВКАЗА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

17. Руссо Ж.Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. -М.: АСТ, 2011. -736 с.

18. Сколько войн прошло за всю историю человечества [Электронный ресурс]. URL: https://yorick.kz/skolko-vojn-proshlo-za-vsyu-istoriyu-chelovechestva/ (дата обращения: 25.02.2021 г.)

19. Сунь Цзы. О военном искусстве. -М.: Изд-во АСТ, 2020. -160 с.

20. Цицерон. Речи. В 2-х томах. Т.2. -М., 1993. -С.224.

21. Флавий В. Краткое изложение военного дела. / В.Флавий -М.: Директ медиа, 2008. -268 с.

ИСТОРИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В статье автор на основе изучения и обзора научной литературы рассматривает историю формирования военной политики. Автор акцентирует внимание на соотношении войны и политики, на основе чего объясняет изменения в военной политике и военной стратегии государства. Анализ научной литературы показывает, что война всегда существовала как социально-политическое явление на протяжении всей истории, а с появлением государств она использовалась как инструмент для продвижения политики. После возникновения государств сформировалась военная политика, и войны велись в определенном порядке и для определенных целей. Поэтому войну и военную политику в последующие годы называли продолжением государственной политики. Изучение истории военной политики показало, что государства используют армию как инструмент для проведения военной политики и уделяют постоянное внимание ее материально-техническим возможностям для защиты своих экономических и политических интересов, и особенно для защиты своих границ.

Ключевые слова: военная политика, война, армия, оборона, военная стратегия, военная подготовка, успех.

HISTORICAL AND CONCEPTUAL PRECONDITION OF THE FORMATION OF MILITARY POLICY

In this article, the author examines the history of the formation of military policy based on the study and review of scientific literature. The author focuses on the relationship between war and politics, on the basis of which he explains the changes in the military policy and military strategy of the state. Analysis of scientific literature shows that war has always existed as a socio-political phenomenon throughout history, and with the emergence of states, it was used as a tool to promote politics. After the emergence of states, a military policy was formed, and wars were fought in a specific order andfor specific purposes. Therefore, war and military policy in subsequent years was called a continuation of state policy. The study of the history of military policy has shown that states use the army as a tool for conducting military policy and pay constant attention to its material and technical capabilities to protect their economic and political interests, and especially to protect their borders.

Keywords: military policy, war, army, defense, military strategy, military training, success.

Сведение об авторе:

Олимшозода Фарходшо Олимшо-Аспирант кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета имени С.Айни. Адрес: 734003, Республика Таджикистан, г.Душанбе, проспектРудакй, 121. Тел.: (+992) 98842 0705

About the autor:

Olimshozoda Farhodsho Olimsho-Post-graduate student of the Department of Political Science of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini. Address: 734003, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Radakavenue, 121. Tel.: (+992) 98842 0705

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАНА С ГОСУДАРСТВАМИ ЮЖНОГО КАВКАЗА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Исматова Н.Ш.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Республика Таджикистан находится на стыке геоэкономического и геостратегического пересечения сфер обеспечения безопасности европейского и азиатского континентов. После обретения государственной независимости связи Республики Таджикистана превратились в динамически развивающуюся, расширяющуюся по масштабам, географии и структуре сферу экономики. Углубление и расширение сотрудничества со странами постсоветского пространства, развитие на качественно новой основе с бывшими советскими республиками, является одним из приоритетных направлений стратегии Республики Таджикистана.

По замечанию Т.К.Койчуева, в настоящее время на «углубление интеграции с республиками,

составляющими постсоветское пространство, влияют два фундаментальных фактора - глобализация мирового рынка и защита национальной безопасности». Первый фактор считает исследователь, «стал доминирующей тенденцией мировой экономики» и «приносит выгоды, прежде всего, развитым странам». Однако «для других стран возрастает опасность остаться на задворках в качестве рынков сбыта и источников сырьевых ресурсов». Это говорит о том, что «в мировое хозяйство невозможно войти поодиночке, необходимо совместно развивать региональную интеграцию». Поскольку, «объединив усилия, можно занять достойное место и перспективную нишу в глобализирующейся экономике»[4].

Второй фактор, по мнению Т.К. Койчуева в частности, появившиеся в «современной цивилизации транснациональные опасности для национальной безопасности: международный терроризм, религиозный экстремизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, без военной интеграции, преодолеть которых невозможно» [5]. Более того, считает он, для стран Содружества Независимых Государств интеграционные процессы стимулируются, прежде всего, общим историческим прошлым. Экономической интеграции стран Содружества нет альтернативы, прежде всего потому, что «их народнохозяйственные комплексы остаются взаимозависимыми и взаимоопыляемыми». В «экономике это отмечено сохраняющейся общностью используемых технологий, стандартов и технологических условий производства, систем технического обслуживания, снабжения запасными частями, подготовки и переподготовки кадров. Поэтому необходимо было найти, как использовать эти предпосылки в экономике, работающей на рыночных принципах»[6].

Республика Таджикистан и государства Южного Кавказа занимают одно из ключевых мест в современной мирохозяйственной системе, так как эти страны обладают не только огромными запасами природных ресурсов, полезных ископаемых, но и значительным людским потенциалом.

Круг факторов, обуславливающих анализ проблемы развития экономических связей между Республикой Таджикистан с государствами Южного Кавказа, довольно широкий, и в условиях независимости, это сотрудничество приобретает особую политико-правовую и социально-экономическую значимость. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что подход с позиций многоотраслевых связей превращает экономическое сотрудничество Республики Таджикистана с государствами Южного Кавказа в объективную необходимость.

С учетом вышеизложенного заметим, что в настоящее время экономические связи между Таджикистаном и государствами Южного Кавказа имеют особое значение, прежде всего для всех нас самих и являются перспективными, с точки зрения геополитических, социально-экономических и глобальных интересов наших стран.

Прежде чем приступить к анализу проблем экономического и инвестиционного характера, необходимо отметить, что в развитии торгово-экономических связей Таджикистана и государств Южного Кавказа после завоевания независимости можно выделить четыре основных этапа:

- первый этап - 1990-1994 годы: период распада Советского Союза, усиления центробежных тенденций, разрыва традиционных связей, углубления кризисных явлений и неопределенности во взаимоотношениях;

- второй этап - 1994-1997 годы: период установления политической и экономической стабильности, расширения правовой базы взаимоотношений Таджикистана с государствами Южного Кавказа.

- третий этап - 1997-2000 годы: период относительной нормализации и развития двусторонних и многосторонних отношений между Республикой Таджикистаном и государствами Южного Кавказа.

- четвертый этап - 2001 - по настоящее время: период качественного улучшения межгосударственных отношений и активизации взаимного экономического сотрудничества между Республикой Таджикистаном и государствами Южного Кавказа.

Усиление процессов разрыва традиционных столетиями сложившихся связей, отсутствие экономических, научно обоснованных и правовых возможностей формирования, а также отсутствие опыта организации либеральной экономики, рост коррупции, слабость внедрения рыночных отношений и нового механизма сотрудничества, с одной стороны, и формирование в Таджикистане и странах Южного Кавказа государственно -политических устройств и экономических систем - с другой, во многом усложнили ситуацию в области двустороннего сотрудничества.

Тем не менее, за исключением первого этапа, из-за гражданской войны и экономического коллапса в Республике Таджикистане во взаимоотношениях с государствами Южного Кавказа и со странами мирового сообщества торгово-экономическое сотрудничество развивалось нединамично. В связи с этим особое значение для преемственного развития торгово-экономического сотрудничества между Республикой Таджикистан и странами Южного Кавказа имело создание межправительственных комиссий. Создание и деятельность часть комиссий между Республикой Таджикистан и Азербайджанской Республикой, Республикой Армения и Республикой Грузия по

экономическому сотрудничеству стало новым необходимым звеном в развитии новых связей. В рамках заседаний межправительственных комиссией были анализированы процессы реализации основных положений достигнутых договоренностей, определялись конкретные шаги по дальнейшему развитию сотрудничества в сфере торговли и промышленности. Особое внимание было акцентировано на проблемах энергетики, сельского хозяйства, освоения природных ресурсов и в других областях экономического сотрудничества, представлявшие взаимный интерес и экономическую выгоду.

Именно с созданием межправительственных комиссий по торгово-экономическим связям между Республикой Таджикистан и государствами Южного Кавказа были определенные конкретные задачи и направления торгово-экономических отношений между странами и их нацеленность на практическую реализацию во всех сферах. К примеру, между Республикой Таджикистан и Азербайджанской Республикой с 2008 года функционирует межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, которая координирует вопросы реализации экономических связей и разрабатывает предложения по дальнейшему развитию сотрудничества. Благодаря ее работе было наложено сотрудничество в области экспортно-импортных операций.

В ходе официального визита в Азербайджанскую Республику 13-14 августа 2007 года Президент Республики Таджикистана, говоря о полноценном использовании потенциала двустороннего сотрудничества в экономической сфере заявил, что из всех государств Южного Кавказа Республика Таджикистан имеет динамичные торгово-экономические отношения только с Азербайджанской Республикой. Удельный вес торговых операций с Азербайджанской Республикой в общем объеме товарооборота Республики Таджикистана со странами Содружества Независимых Государств составляет 10,9%, а в общем объеме внешнеторгового оборота - 4,5%, что для Республики Таджикистана является значительной [7, c.272].

Далее глава Таджикистана отметил, что анализ динамики товарооборота показывает, что объем экспортно-импортных операций на протяжении пяти лет, т.е. с 2002 по 2007 гг. неизменно имело тенденцию к росту: «Товарооборот между нашими странами увеличился с 42 миллионов долларов США в 2002 году до 140 миллионов американских долларов в 2006 году.

Вместе с тем, структура взаимной торговли нуждается в большей сбалансированности и оптимизации. В торговых отношениях Республики Таджикистана с Азербайджанской Республикой преобладает импорт сырья для алюминиевой промышленности страны, который составил сумму 136,2 миллионов долларов США или 98,5% от всего объема импорта.

B такой ситуации, изменение конъюнктуры алюминиевого рынка может оказать значительное влияние на уровень сотрудничества. Поэтому вопрос полного использования потенциала таджикско-азербайджанского сотрудничества является актуальным», - заявил Президент Республики Таджикистана.

Перспективными областями сотрудничества между Республикой Таджикистан и государствами Южного Кавказа, по мнению руководства Таджикистана, являются энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых и сельскохозяйственной продукции, транспорт, коммуникации, текстильная и пищевая промышленность и целый ряд других отраслей» [8, c.273].

Приоритетными направлениями экономического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Азербайджанской Республикой являются цветная металлургия, агропромышленный комплекс, энергетика, легкая промышленность, транспорт и коммуникации. За последние годы товарооборот между двумя странами имеет тенденцию к возрастанию. Основная часть объема товарооборота между нашими государствами составляет продукция ГУП «ТАЛКО», которая транспортируется по морским и железнодорожным путям сообщения в направлении стран Европы. Республика Таджикистан для нужд ГУП и «ТАЛКО» закупает в Азербайджане глинозем, кокс и другие необходимые виды сырья.

Следует отметить, что в последние годы расширился импорт продовольственных товаров из Азербайджанской Республики и сыграл важную роль в формировании внутреннего потребительского рынка.

После визита Э. Рахмона в Азербайджанскую Республику 13-14 августа 2007 года в соответствии с Генеральным соглашением, подписанным между алюминиевыми компаниями двух стран, «ТАЛКО» с 2008 года закупал в Азербайджане высококачественный нефтяной кокс и поставлял азербайджанским компаниям «DETAL METAL DMCC» и «Азалюминиум» доброкачественные аноды. «Талко» также полностью обеспечивал анодами новый алюминиевый завод, который к 2009 года был построен в азербайджанском городе Гянджа. «Талко» и « DETAL METAL DMCC» по достигнутым договорённостям в Республике Таджикистан при технологической помощи азербайджанской стороны было налажено промышленное производство глинозёма. В соответствии с указанным соглашением, таджикская сторона обеспечивает компанию «DETAL METAL DMCC» каустической содой, производимой на Яванском электрохимическом заводе. Это позволит улучшить

финансово-техническое состояние этого крупного предприятия Республики Таджикистана.

Республика Таджикистан и Азербайджанская Республика наладили сотрудничество в области добычи и переработки газа и нефти, а также производства и реализации алюминия. Поэтому поводу Президент Республики Таджикистана заявил, что обеспечение энергетической безопасности страны является, безусловно, актуальной задачей. С этой целью в Республике Таджикистан осуществляются ряд совместных проектов по развитию большой и малой гидроэнергетики, а также по наращиванию мощностей предприятий угольной, газовой и нефтяной промышленности. По его мнению, в ближайшие годы Республика Таджикистан сможет не только обеспечить свою электроэнергетическую независимость посредством использования возобновляемых источников энергии, но и начнет поставку в больших объемах электрической энергии в соседние страны, в том числе в Исламскую Республику Пакистан, Исламскую Республику Афганистан, Республику Индия и т.д. При этом следует отметить, что производство электроэнергии в Таджикистане является эффективным, надежным, экологически безопасным производством. Вместе с тем, для полного удовлетворения потребностей отраслей экономики кроме электроэнергии нужны также нефть и газ [9, с.211].

Учитывая, что Азербайджанская Республика имеет развитую нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность, располагает ценным опытом разведки, добычи и переработки топливных ресурсов, целесообразно развивать сотрудничество в этих направлениях. Это можно осуществлять при участии специалистов и инвестиций Азербайджанской Республики. Республика Таджикистан заинтересована в поставках нефти и нефтепродуктов из Азербайджанской Республики [10].

Сравнительные показатели внешней торговли Республики Таджикистан с Азербайджанской Республикой в 2010-2017 гг [11].

(млн.долл. США)

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 9м 2017 2017

Внешнеторговый оборот РТ, всего: 3851,6 4463,3 5138,1 4988,8 5274,7 4326,2 3929,9 2868,6 3971,1

Внешнеторговый оборот РТ с Азербайджаном 9,5 24,2 59,8 9,9 13,4 7,8 13,4 2,3 2,8

Экспорт 1,4 2,4 0 0,2 0,1 0,1 0 0,03 0,05

Импорт 8,1 21,8 59,8 9,7 13,3 7,7 13,4 2,3 2,8

Удельный вес (%) 0,2 0,5 1,2 0,2 0,3 0,2 0,3 0.1 0.1

Следует констатировать, что общий объем таджикистанского экспорта в Азербайджанскую Республику по большинству составляющих его структуру товаров, начиная с 2001 года продолжал уменьшаться. Удельный вес основных традиционных продукций промышленного производства значительно сократился. Слабо пока представлена в Республике Таджикистан продукция машиностроения Азербайджанской Республики, а также химической и легкой промышленности. Для ряда продукций обрабатывающей промышленности и наукоемких товаров (особенно алкогольных напитков, табачных изделий, холодильников, бытовых кондиционеров, нефтеоборудования) продолжалась потеря рынков сбыта. Последние экономические показатели показали, что Азербайджанская Республика постепенно теряет таджикистанские рынки.

Таким образом, можно заключить, что если с одной стороны, вследствие создавшегося положения были потеряны рынки сбыта таджикистанских товаров в Азербайджанской Республике, то с другой стороны, ухудшилась внутренняя социально-экономическая ситуация в стране. Бюджет страны и экономика находятся в состоянии большого дефицита.

Продолжается падать объем реэкспортных операций Азербайджанской Республики в Республику Таджикистан и в последние годы объем этих операций очень заметно сократился. Необходимо отметить, что по сравнению с другими странами дальнего зарубежья, для проведения реэкспортных операций по всем параметрам Азербайджанская Республика является очень удобной и выгодной страной. Падение объёма реэкспорта товаров с третьих стран означает, что в определенном смысле, уменьшение деловой активности и валютных поступлений, хотя возможности для эффективного их использования широки.

Согласно статистическим сведениям 2016 года, общий объем взаимного товарооборота между Азербайджанской Республикой и Республикой Таджикистан составил более 13 миллионов долларов. К основным товарам, импортируемые из Азербайджанской Республики, относятся продукции нефтехимической промышленности и продовольственные продукты. На внутреннем рынке Республики Таджикистана широко распространена продукция холдинга «Азерсун» [12].

Согласно сведениям Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, объем взаимного внешнеторгового оборота с Азербайджанской Республикой за девять месяцев 2017 года

составил 2,3 млн. долларов США и сократился по сравнению с этим периодом 2016 года на 8,6 млн. долларов США. Импорт составил 2,3 млн. долл. США, за данный период экспорт товаров составил 0,03 млн. долл.США.

Удельный вес товарооборота с Азербайджанской Республикой в общем объеме внешнеторгового оборота Республики Таджикистана за девять месяцев 2017 года составил 0,1%.

Сравнительные показатели внешней торговли Республики Таджикистан с

2016 (январь-сентябрь) 2017 (январь- сентябрь) Тенденция

Внешнеторговый оборот РТ, всего: 2895,8 2868,6 -27,2 99,1

Внешнеторговый оборот РТ с Азербайджаном 10,9 2,3 -8,6 21,1

Экспорт - 0,03 0,03 -

Импорт 10,9 Л3 -8,6 21,1

Удельный вес (%) 0,4 -,1 - -

Согласно статистике за три месяца 2017 года в Азербайджанскую Республику было импортировано:

-продукты неорганической химии на сумму 0,7 млн. долл. США;

- прочие готовые текстильные изделия на сумму 0,2 млн. долл. США;

- электрические машины и оборудование на сумму 0,1 млн. долл. США;

- мебель, постельные принадлежности на сумму 0,1 млн. долл. США.

Учитывая имеющийся экономический потенциал двух стран, можно отметить, что существуют огромные незадействованные резервы, торгово-экономические связи между соответствующими структурами Республики Таджикистана и Азербайджанской Республикой. Все шансы на дальнейшее расширение и углубление, так как экономическая и законодательная база Республики Таджикистана и Азербайджанской Республики предоставляют необходимую правовую платформу для их развития и расширения.

Следует отметить, что Республика Таджикистан заинтересована в реабилитации коммуникационных коридоров, способствующих международной торговле. Транспортировка грузов транзитом через территорию или «коммуникационный коридор» Азербайджанской Республики считается одной из приоритетных направлений данного сотрудничества на сегодняшний день.

Более того предпринимаются меры, чтобы в рамках проекта «ТРАСЕКА» возродить исторический «Великий Шелковый путь» на современный лад, однако с учетом исторических основ возрожденного тысячелетней давностью «проекта». Попытка активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программой международного транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия. Под сокращенным названием «ТРАСЕКА», полноправным членом которой стала Республика Таджикистан в мае 1993 года. Сегодня Азербайджанская Республика и Республика Таджикистан являются активными участниками этого международного транспортного коридора.

В этой связи, эффективное использование потенциальных возможностей стран-участниц «ТРАСЕКА» сделает данный транспортный коридор более конкурентоспособным, выгодным и безопасным, и в дальнейшем будет способствовать созданию многофункциональной транспортной системы и привлечению инвестиций странах Центральной Азии, Южного Кавказа и европейских стран для создания современной логистики.

Экономика Республики Таджикистана сильно нуждается в инвестициях Азербайджанской Республики для совместной реализации различных проектов, особенно в гидроэнергетической области, нуждается в строительстве малых и больших гидроэлектростанции на взаимовыгодных условиях. Республика Таджикистан выступает за всестороннее участие компаний и финансовых учреждений Азербайджанской Республики в реализации совместных проектов в сфере торговли, строительства, транспорта и телекоммуникаций, аграрном секторе. В случае реализации этих проектов они могут стать хорошей базой, способствующей расширению сотрудничества между Республикой Таджикистаном и Азербайджанской Республикой в экономической сфере.

В настоящее время производственная сфера шаг за шагом превращается в качественно новую отрасль сотрудничества между двумя странами. В последние годы успешно развивается сотрудничество в области инвестиций и совместного предпринимательства. Основной сферой инвестиционного сотрудничества является нефтяная промышленность. Участие Азербайджанской Республики в нефтяных проектах Республики Таджикистана можно оценить как яркий пример делового сотрудничества двух государств.

Наряду с Азербайджанской Республикой в Южном Кавказе надежным партнером Республики Таджикистан считается Республика Армения. Она является союзником Республики Таджикистана в Южном Кавказе. Позиции Республики Армении и Республики Таджикистан по большинству ключевых международных и торгово-экономических проблемам совпадают по многим параметрам.

Торгово-экономические связи с Республикой Армения последовательно приближаются по своему уровню к взаимодействию в сферах политической и территориальной безопасности.

Важную роль в укреплении связей между Республикой Армения и Республикой Таджикистан также как и с другими странами, играют встречи президентов двух государств. Бывший Президент Республики Армении Р. Кочарян посещал Республику Таджикистан с официальным визитом в апреле 2002 года, а ответные официальные визиты Э.Рахмона состоялись в 2003 и 2005 годах. В ходе этих встреч был подписан «Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Республикой Армения». Третий президент Республики Армения С. Саргсян совершал поездки в Республику Таджикистан с официальными и рабочими визитами в августе 2011 года и сентябре 2015 года.

Во время этих визитов были подписаны ряд договоров и соглашений, которые в совокупности составляют договорно-правовую базу двусторонних отношений. В совокупности между обеими странами были подписаны более 26 документов, охватывающих широкий спектр взаимодействия стран в вопросах экономики, сельского хозяйства, здравоохранения, культуры, науки и т.д.

В ходе реализации двусторонних отношений, важнейшее значение для укрепления основ этих отношений имеет торгово-экономическое сотрудничество. Между Республикой Армения и Республикой Таджикистан первое соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве было подписано 23 декабря 1993 года, которое охватило важнейшие аспекты социально-экономической жизни обеих государств [13].

Сторонами активно принимаются соответствующие меры по установлению и расширению прямых хозяйственных связей между предприятиями, учреждениями и компаниями двух стран, проводятся взаимопоставки продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и сырья и много другое.

Рост взаимной торговли находится на стадии поэтапного и постепенного развития. В 2017 году объём товарооборота между странами составил более 285,8 тыс. долларов США, что не может соответствовать имеющимся возможностям и потенциалу двустороннего экономического сотрудничества.

Координирующую роль в торгово-экономических отношениях Республики Таджикистан с Республикой Армения играет таджикско-армянская Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. После её создания состоялись 3 заседания (последнее ё заседание состоялось 13-14 июня 2017 года в городе Ереване), которые способствуют интенсификации торгово-экономических связей, принятию нужных решений по укреплению и дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества в различных областях экономики, торговли, инвестиций и т.д.

Выполняя свою координирующую роль в торгово-экономических отношениях, таджикско-армянская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству предпринимает практические решения по многим вопросам современной политико-экономической жизни двух стран. Такая активная работа комиссии стала причиной реализации государственных проектов по всем направлениям.

Благодаря усилиям комиссии в 2017 году двусторонний товарооборот вырос по сравнению с 2016 годом на 99,1 % и составил 2868,6 млн. долларов США. В январе - сентябре 2017 года он достиг млн. долларов, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 100 %.Торгового сальдо между двумя государствами в течение последних пяти лет остается положительным.

Такое активное наращивание объёмов товарооборота и инвестиционного взаимодействия с Республикой Армения укрепляет не только позиции Республики Таджикистана, как ее ключевого внешнеэкономического контрагента, но и показывает Республику Армению, как хорошего партнера на уровне международных отношений.

Согласно сведениям Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, объем взаимного внешнеторгового оборота с Республикой Арменией за 9 месяцев 2017 года составил 0,2 млн. долларов США. Экспорт товаров в Республику Армению из Таджикистана за данный период составил 0,07 млн. долл. США., импорт составил 0,1 млн. долл. США [14].

За 9 месяцев 2017 года из Республики Армения в Республику Таджикистан импортировано:

- лекарственные средства на сумму 107,953 тыс. долл. США;

- ювелирные изделия на сумму 42,754 тыс. долл. США.

За третий квартал 2017 года экспорт из Республики Таджикистана составил в Республику Армении:

- пряжа хлопковая на сумму 67,670 тыс. долл. США;

- одежда на 2.000 тыс. долл. США [15].

Как видно, за последние годы, особенно с 2015 года, внешнеторговый оборот Республики Таджикистана с Республикой Арменией имеет очень низкий уровень. Это связано с тем, что Армения односторонним порядком идёт на полный разрыв технологических цепочек.

Хотя Республика Таджикистан проявляет приверженность идее углубленной интеграции на всем пространстве Содружества Независимых Государств, в том числе с Республикой Армения, однако решающая роль в этих процессах зависит от других факторов.

Как известно, в рамках Экономического Союза стран Содружества Независимых Государств были подписаны сотни соглашений, направленных на экономическое интеграционное сближение стран. Однако лишь очень небольшая часть договоренностей была реализована. Это означает не только несовершенство механизма реализации принимаемых решений, но и отсутствие стратегических планов сближения стран Содружества Независимых Государств.

Анализ современной экономической ситуации в Содружестве Независимых Государств показывает, что существует ряд тенденций: во-первых, отдельные страны экономически тяготеют друг к другу, а между другими - экономические связи почти отсутствуют. Во-вторых, темпы интеграционного экономического сближения в целом по Содружества Независимых Государств крайне замедленны, в большинстве стран наблюдаются дезинтеграционные тенденции, ведущие к большей переориентации интересов хозяйствующих субъектов и, в целом экономик государств Содружестве Независимых Государств на рынки стран «остального мира». Это является результатом отсутствия у некоторых стран Содружества Независимых Государств заинтересованности в налаживании подлинных, а не декларативных, интеграционных связей. Так, в соглашениях по созданию Экономического Союза совершенно не оговаривалась стратегия и конечные цели предполагающегося многостороннего сотрудничества, конкретный механизм выполнения зафиксированных целей, структуры (в том числе совместные), отвечающие за реализацию провозглашенных задач, и их реальные полномочия. Таким образом, можно констатировать, что за более чем 29 летний период существования так до сих пор и не создано реально действующей договорно-правовой базы Содружества Независимых Государств в сфере экономики.

За время существования Экономического союза Содружества Независимых Государств Республику Таджикистану в его рамках не удается эффективно решить чрезвычайно важные для экономического развития задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечить свободное перемещение товаров, услуг и капиталов;

- установить единую систему взимания косвенных налогов, в том числе - НДС;

- продолжить работу по гармонизации и унификации национальных законодательств необходимой для эффективного функционирования зоны свободной торговли.

Важно отметить, что эти и многие другие вопросы в настоящее время решаются не на многосторонней, а на двусторонней основе. Это, видимо, говорит о проблемах внутри Содружества Независимых Государств, свидетельствующих о работе этой организации как неэффективного и искусственного объединения.

Эти проблемы наряду со многими другими причинами субъективного и объективного характера стали причиной слабого взаимного внешнеторгового оборота Республики Таджикистан с Республикой Армения.

Темпы роста экспортно-импортных операций между Республикой Таджикистан и Республикой Армения после небольшого подъема в 1996 году стали снижаться. Причиной тому, наряду с указанными проблемами, служила переориентация торговли двух стран на торговлю со странами остального мира, особенно переориентации Республики Армения на либеральную экономику, а Республики Таджикистана - по пути России и других стран Центральной Азии.

Поэтому между Республикой Таджикистан и Республикой Армения обороты внешней торговли стали минимизироваться. В настоящее время отсутствуют иные формы внешнеэкономических связей и не только по объемам экспорта и импорта, но и по использованию для производственной кооперации научно-технического сотрудничества, потенциала совместных инвестиционных проектов, транспортных связей.

Для того чтобы сотрудничество между Республикой Таджикистан и Республикой Армения было продуктивным необходимо осуществить правильный выбор приоритетов, определение конкретных направлений взаимодействия. По мнению большинства исследователей, необходимо и целесообразно в рамках подписанных соглашений разрабатывать согласованные совместные макроструктурные прогнозы социально-экономического развития. Республика Таджикистан также как другие республики Содружества Независимых Государств, крайне заинтересована в разработке таких прогнозов, имеющих большой эффект для успешного сотрудничества между Таджикистаном и Арменией.

Возможным решением проблемы неплатежей может стать постепенное расширение использования национальных валют во взаимных расчетах между странами. В этой связи необходимо развитие банковских, компенсационных, лизинговых операций между Республикой Таджикистаном и Арменией, которые в конечном итоге приводят к началу реальной экономической интеграции и могут открыть большие перспективы для совершенствования деятельности и дальнейшего развития

взаимовыгодного сотрудничества.

На наш взгляд для осуществления реальной и эффективной экономической интеграции между двумя государствами и дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества необходимо предпринять следующие шаги:

Во-первых, целесообразно, систематически разрабатывать согласованные совместные макроструктурные прогнозы социально-экономического развития обеих стран;

Во-вторых, четко определить приоритетные действия двух государств и сконцентрировать усилия на оптимальном использовании всех ресурсов, в том числе и природных ресурсов.

В-третьих, в целях увеличения объемов товарооборота между субъектами государств продолжит работу по формированию «секторальных» рынков - рынка аграрной продукции, рынка труда и т.д.

Наряду этим считаем вести целенаправленную и конкретную работу по следующим отраслям:

а) сотрудничество в области здравоохранения. Между Министерствами здравоохранения двух стран подписан Протокол намерений о сотрудничестве между Республикой Таджикистаном и ЗАО Медицинским Центром «НОРК-МАРАШ» Республики Армения от 30 июня 2005 года. К большому сожалению после подписания протокола практическая реализация его положений не началось.

В соответствие с этим Протоколом стороны должны были:

- установить тесное сотрудничество в сфере организации отправки специалистов Республики Армении в Республику Таджикистан для осмотра и выявления больных, нуждающихся в кардиохирургическом лечении;

- проведение совместных операций на сердце в медучреждениях Республики Таджикистана;

- прием больных из Республики Таджикистана в Медицинском Центре «НОРК-МАРАШ» Республики Армении на льготной основе;

- проведение совместных научно-практических конференций по кардиохирургии и т.д.

б) сотрудничество в области промышленности и новых технологий. Между Арменией и Таджикистаном существует большой потенциал в развитии сотрудничества в области промышленности и современных технологий. Республика Таджикистан поддерживает предложение Республики Армении по интенсификации сотрудничества по созданию совместных предприятий в таких сферах, как: легкая и перерабатывающая промышленность с использованием таджикского хлопка в виде сырья для армянских текстильных предприятий с последующим изготовлением одежды и его реализацией, ковроделе, ювелирная промышленность и т.д.

в) сотрудничество в области сельского хозяйства. До сегодняшнего дня сотрудничество между странами в области сельского хозяйства осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве в области сельского хозяйства от 30.06.2005 года. Многие положения данного соглашения давно устарели, нужно новое, эффективное соглашение. Учитывая тот факт, что Республика Армения является одним из важных центров агробиоразнообразия, необходимо ускорить процесс налаживания сотрудничества по всем областям сельского и аграрного хозяйства двух стран.

Республика Армения, не повторяя опыт Советского Союза, почти 30 лет демонстрирует пример развития сельского хозяйства и решения продовольственной проблемы страны. Республика Таджикистан не имеет такого богатого и рационального опыта и очень заинтересована в изучении опыта армянских аграриев, расширении двустороннего сотрудничества в области разведения семян и внедрения биотехники, новой современной аграрной техники и генетики. Существует также хороший потенциал для развития сотрудничества в области растениеводства и животноводства.

г) водно-энергетическое сотрудничество. Для Республики Таджикистан, имеющей ограниченные земельные ресурсы, в условиях поэтапного укрепления устойчивого экономического и социального развития, а также расширения отраслей энергетики, промышленности и сельского хозяйства, целевое и рациональное использование водных запасов имеет большое значение.

Общеизвестно, что 21 декабря 2016 года Генеральной Ассамблеей ООН, единодушно была принята и одобрена резолюция A/RES/71/222 под названием «Международное десятилетие действия «Вода для устойчивого развития», 2018-2028 годы». В рамках инициативы идёт ускоренный процесс формирования благоприятных возможностей сотрудничества в направлении целевого использования водных ресурсов Республики Таджикистан [16].

Учитывая большой опыт Республики Армения, в области энергетики и рационального использования водных ресурсов, в частности в области строительства и эксплуатации гидроэлектростанций, ветро-электростанций, а также атомной электростанции, Республика Таджикистан нацелен на долгосрочную совместную работу с государственными и деловыми кругами Республики Армения. Такое двустороннее сотрудничество даст Республику Таджикистан заработать хороший капитал за счет Исламской Республики Афганистана, Исламской Республики Пакистан, Республики Индия и других стран региона.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Республике Таджикистан в ближайшей перспективе необходимо сосредоточить совместные усилия на оптимизацию сотрудничества в сфере энергетики,

освоении «зеленых» технологий, в частности, газификации угля и возобновляемых источников энергии.

Анализ социально-экономических и инвестиционных программ республик Южного Кавказа показывает, что по многим параметрам экономическое сотрудничество Республики Таджикистан с Республикой Грузия и Республикой Арменией не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Проект Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству подготовленный грузинской стороной, предусматривал создание Межправительственной Таджикско-Грузинской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Сложность реализации соглашения заключается в том, что проект, подготовленный грузинской стороной, однако до сих пор изучается ими.

Одним из показателей пассивности взаимоотношений между двумя странами является незначительный объем товарооборота и небольшой ряд номенклатуры импортируемых и экспортируемых товаров. Основными статьями импорта из Республики Грузии в Республику Таджикистан являются продукты питания, лекарственные средства, древесина, электрическое оборудование и мебель.

Республика Грузия и Республика Таджикистан совместно с Азербайджанской Республикой сотрудничают в рамках программы ТРАСЕКА («Новый Шелковый Путь»), направленной на развитие транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия. Посредством реализации проекта Республика Грузия поставляет в Республику Таджикистан продукты питания, лекарства и мебель. Для примера ещё в 2005 году товарооборот между странами составил 1,5 млн. долларов США. А только за 7 месяцев 2006 г. внешнеторговый оборот двух стран составил 4,9 млн.долларов, что в пять раз больше аналогичного периода 2005 года.

Согласно сведениям Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан объем взаимного товарооборота с Республикой Грузия за девять месяцев 2017 года составил 1,8 млн. долларов США, который сократился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 0,8 млн. долларов США.

По официальным сведениям Агентства, объем взаимного товарооборота с Грузией весь 2017 год составил 2 млн. долл. США и снизился по сравнению с прошлым годом на 26,4%. Экспорт составил -163,8 тыс. дол. США, а импорт - 2033,6 млн. дол США [17].

Удельный вес товарооборота с Республикой Грузия в общем объеме внешнеторгового оборота Республика Таджикистана за анализируемый период составил всего 0,06% [18].

Сравнительные показатели внешней торговли Республики Таджикистан с Республикой Грузия (млн. долл. США)____

Январь-Сентябрь Январь-Сентябрь Тенденция

+/- %

Внешнеторговый оборот Республики Таджикистан 2895,8 2868,6 -27,2 99,1

Внешнеторговый оборот Республики Таджикистан Республикой с Грузией 2,6 1,8 -0,8 69,2

Экспорт 0 Од 0,1 -

Импорт 2,6 1,7 0,2 65,4

Удельный вес (%) 0,09 0,06 - - 1

Структура импорта основных товаров Республики Таджикистан с Республикой Грузией

Январь-сентябрь 2016 Январь-сентябрь 2017 Тенденция +/-(млн.долл)

Стоим. (млн.долл.) Уделен. вес (%) Стоим. (млн.дол.л Х_) Удельный вес (%)

Импорт, всего: 2,6 100 1,8 100 0,2

2 2 Алкогольные и безалкогольные напитки 0,7 26,9 0,9 50,0 0,2

0 Фармацевтические продукции 0,1 3,8 0,4 22,2 0,3

9 Чай 0,1 3, 0,08 4,4 0,02

2 Мясные субпродукты 0,02 0,8 0 0 0

После достижения государственной независимости отношения Республики Таджикистан с Республикой Грузия неуклонно развиваются и существуют большие резервы для их успешного

развития и углубления. На наш взгляд основными направлениями в этом плане могут быть сельскохозяйственная и горнодобывающая отрасли, развитие туризма, образования, фармацевтики гомеопатического содержания и много другое.

Исходя из опыта прошлых лет, Республика Таджикистан рассматривает Республику Грузия как важного торгово-экономического партнера и готова к дальнейшему укреплению и углублению взаимовыгодного сотрудничества.

B мае 2017 года во время встречи Председателя Торговой палаты Республики Таджикистан Ш.Саида с Послом Республики Грузия в Республике Таджикистан К. Жгенти были обсуждены перспективы активизации экономических и торговых отношений предпринимательских кругов двух стран. B эти дни в городе Душанбе состоялась презентация проекта программы по экспорту грузинских цитрусовых в Республику Таджикистан и экспорта из Республики Таджикистана овощей, как уже отметили, при использовании возможностей Программы TPACEKA.

Наряду с Программой TPACEKA Республика Таджикистан через грузинский порт Поти (один из крупнейших портов в бассейне Чёрного моря в коридоре Европа - Азия) осуществляет ввоз в страну боксита для нужд ГУП «ТАЛКО» и вывоз алюминия в Европу.

Для расширения экспортных возможностей взаимного увеличения товарооборота, транзита продукции в режиме свободной торговли, бизнес сообществ двух стран, время от времени проводят выставки. Более того, бизнес-форумы деловых кругов способствуют ознакомлению с осуществляемыми в Республике Таджикистан социально-экономическими реформами, возможностями использования инвесторами в свободных экономических зонах республики. Таким образом, отношения между Республикой Таджикистан с государствами Южного Кавказа имеют перспективу дальнейшего развития и укрепления.

Республикой Таджикистан и государства Южного Кавказа должны осуществлять меры по оптимизации структуры взаимной торговли и улучшению позиций промышленных продукций в сфере экспорта продукции и товаров. На наш взгляд, на сегодняшний день в экспортно-импортных связях целесообразно обеспечение следующих целей:

а) добиться повышения технико-экономического уровня традиционных продукций;

б) обеспечивать участие отдельных регионов страны во внешнеторговых связях, всесторонне стимулировать развитие промышленной и аграрной сферы;

в) повышать эффективность связей с государствами Южного Кавказа по импорту в целях формирования в стране внутреннего рынка, реконструкции предприятий, обеспечения беспрерывной и рациональной работы промышленных объектов

ЛИТЕРАТУРА

1. Койчуев Т.К. Реалии и перспективы сотрудничества Киргизстана в рамках СНГ / Т.К. Койчуев // http// WWW. Cis.Minsk. By /page.Php? = 720.

2. Койчуев Т.К. Реалии и перспективы сотрудничества Киргизстана в рамках СНГ / Т.К. Койчуев // http// WWW. Cis.Minsk. By /page.Php? = 720.

3. Койчуев Т.К. Реалии и перспективы сотрудничества Киргизстана в рамках СНГ / Т.К. Койчуев // http// WWW. Cis.Minsk. By /page.Php? = 720.

4. Рахмон Э. Таджикско-азербайджанские отношения имеют прекрасные перспективы / Э.Рахмон //Дипломатия Таджикистана. Ежегодник. - 2007 г. Внешняя политика Республики Таджикистан: хроника и документы. - Душанбе: Ирфон, 2010. - С.272.

5. См.: Рахмон Э. Таджикско-азербайджанские отношения имеют прекрасные перспективы / Э.Рахмон //Дипломатия Таджикистана. Ежегодник. - 2007 г. Внешняя политика Республики Таджикистан: хроника и документы. - Душанбе: Ирфон, 2010. - С.273.

6. Рахмон Э. Таджикско-азербайджанские отношения имеют прекрасные перспективы. - С.211.

7. Там же.

8. См.: Сравнительные показатели внешней торговли Республики Таджикистан с Азербайджаном//Ежегодник Агентство по статистике при Президенте РТ.

9. Таджикистан-Азербайджан: веками скрепленная дружба.9.август.2018.news.taj.su. электронный ресурс.доступ.16.03.21

10. См.: Госстатагентсво при Правительстве Республики Таджикистан. Ежегодный статический сборник. - Душанбе, 2017, 2018, 2019 гг.

11. См.: Госстатагентсво при Правительстве Республики Таджикистан. Ежегодный статический сборник. - Душанбе, 2017.

12. См.: Госстатагентсво при Правительстве Республики Таджикистан. Ежегодный статический сборник. - Душанбе, 2017.

13. См.: Бюллетень международных договоров. М 2014.

14. См.: Статистический сборник - 2017 // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан-Душанбе, 2017.

15. См.: Статистический сборник - 2017//Агентство по статистике при Президенте РТ. - Душанбе, 2018.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАНА С ГОСУДАРСТВАМИ ЮЖНОГО КАВКАЗА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Политические, экономические, торговые, технологические, военно-стратегические, культурные связи и традиции взаимодействия между Республикой Таджикистан и государствами Южного Кавказа сложились еще в советский период. Следует констатировать, что после распада СССР в течение более десяти лет острые и неадекватные проблемы переходного периода оказали существенное и решающее влияние на экономические связи Таджикистана с государствами Южного Кавказа. Именно благодаря осуществлению политики «открытых дверей», Республика Таджикистан добился активного включения в мировые и региональные интеграционные процессы, энергично участвует в решении многих назревших вопросов современности, и с каждым годом масштабы его двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами различных регионов мира расширяются. Сегодня Республика Таджикистан и государства Южного Кавказа стоят перед задачами создания новых основ для более успешного взаимодействия в политической, экономической и культурно - гуманитарных областях.

Использование потенциала экономического сотрудничества, его организация на основе современных требований, ещё более усиливают значение развития экономических связей между Республикой Таджикистан и государствами Южного Кавказа. Комплекс геополитических, экономических, социально-культурных, научно-технических и прочих факторов способствует установлению партнерских отношений с государствами Южного Кавказа, как в ближайший период, так и на далёкую перспективу. Количественные и качественные характеристики мирохозяйственных связей за последние годы показывают нарастание взаимозависимости национальных экономик, демонстрируя при этом преимущество международного интеграционного развития.

Ключевие слова: Взаимоотношения, Южный Кавказ, интеграция, геополитика, экономические связи, партнерских отношений, политика «открытых дверей», Содружества Независимых Государств, Программы TPACEKA бизнес-форумы.

RELATIONS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN WITH THE STATES OF THE SOUTH CAUCASUS IN THE SOCIO-ECONOMIC SPHERE

Political, economic, trade, technological, military-strategic, and cultural ties and traditions of interaction between the Republic of Tajikistan and the countries of the South Caucasus trace their origin back to the Soviet period. It should be stated that for more than ten years after the collapse of the USSR, acute and serious problems encountered during the transition period had a significant and decisive impact on the economic ties of Tajikistan with the South Caucasus. It is thanks to the implementation of the "open door" policy that the Republic of Tajikistan has managed to be included in global and regional integration processes, actively participating in resolving many pressing issues. Every year the scale of its bilateral and multilateral cooperation with various states across the world is expanding. Today, the Republic of Tajikistan and the countries of the South Caucasus are faced with the task of creating new foundations for more successful interaction in the political, economic, cultural and humanitarian fields.

The use of the potential of economic cooperation and its organization based on modern requirements further enhance the importance of the development of economic ties between the Republic of Tajikistan and the South Caucasus. The combination of geopolitical, economic, socio-cultural, scientific, technical, and other factors ensures the strengthening of partnerships with the South Caucasus, both in the near future and in the long term. The quantitative and qualitative characteristics of global economic relations in recent years show the growing interdependence of national economies, while demonstrating at the same time the advantage of international integration development.

Keywords: International relations, South Caucasus, integration, geopolitics, economic ties, partnerships, open door policy, Commonwealth of Independent States, TRACECA Programs, business forums.

Сведения об авторе:

Исматова Назрби Шириншоевна — Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни, соискатель кафедры международных отношений ТНУ. Адрес: 734003, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Рудаки, 121. Телефон: (+992) 900108975

About the author:

Ismatova N.Sh. — Tajik state pedagogical University. S. Aini, candidate of the Department of international relations. Address: 734003, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki street, 121. Phone: 900108975

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.