УДК 3278
Игорь КРЮЧКОВ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С АЗЕРБАЙДЖАНОМ
Аннотация. В последние годы государства Центрально-Восточной Европы развивают сотрудничество со странами Южного Кавказа. Наибольших успехов в данном процессе достигли Чехия и Азербайджан. Данная проблематика не нашла широкого отражения в российской и отчасти в зарубежной политологии. Поэтому целью представленного материала является исследование динамики развития взаимоотношений Чехии с Азербайджаном в начале XXI в. В статье с помощью статистического и компаративного методов проводится анализ сотрудничества двух стран в политической и экономической сфере. В результате автор приходит к выводу, что Чехия занимает лидирующие позиции среди государств Центрально-Восточной Европы в развитии сотрудничества с Азербайджаном и Южным Кавказом в целом. Налаживание политического диалога между Прагой и Баку стимулирует расширение связей между ними в различных сферах. Прагматизм отодвигает на второй план проблему соблюдения прав человека в Азербайджане, периодически поднимаемую различными политическими силами в Чехии. Стороны заинтересованы в решении проблемы Нагорного Карабаха, развитии сотрудничества Азербайджана с ЕС, в расширении взаимной торговли. Баку проявляет интерес к чешским инвестициям и технологиям, а Прага нуждается в азербайджанских энергоносителях для ослабления своей зависимости от России.
Ключевые слова: Чехия, Азербайджан, Европейский Союз, нефть, внешняя торговля, "Восточное партнёрство", инвестиции.
Введение
В условиях глобализации, ведущие акторы мировой политики определяют общий фон взаимоотношений между государствами в начале XXI в., формируя правила игры и создавая новые формы взаимодействия. Многие регионы, включая Южный Кавказ и Центрально-Восточную Европу, становятся объектом их при-
© Крючков Игорь Владимирович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной истории, политологии и международных отношений Северо-Кавказского федерального университета. Адрес: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина 1, Корпус 20, ауд. 417. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520186070
стального внимания. В данных условиях государства Южного Кавказа и Центрально-Восточной Европы стремятся найти собственную нишу в современных международных отношениях, тем более в условиях обострения отношений между основными акторами мировой политики (ЕС, России, США, Китай).
Контакты Чехии с Азербайджаном имеют исторические предпосылки. Чешские учителя, инженеры, инвесторы сыграли определённую роль в развитии Баку и его нефтяной промышленности в последней трети XIX - начале XX вв. В период существования СЭВ Азербайджан налаживал сотрудничество с Чехословакией. Становление взаимоотношений Азербайджана и Чехии после развала СССР начинается с 8 января 1992 г., когда Прага признала независимость Азербайджана, через год страны установили дипломатические отношения. 24 ноября 1995 г. Чехия и Азербайджан заключают первое соглашение о сотрудничестве в области торговли и экономики [Мамед-Заде, 2006: 115].
Азербайджан стремится выстраивать тесные контакты с государствами Центрально-Восточной Европы, использую собственный экономический потенциал. Он значительно опережает Грузию и Армению во внешней торговле с данным регионом ЕС. Из всех государств Центрально-Восточной Европы Чехия становится крупнейшим инвестором и внешнеэкономическим партнёром Азербайджана.
Новый этап в отношениях Чехии и ЕС с Азербайджаном наступает в 2008 г., с обострением ситуации на Южном Кавказе. ЕС принимает решение о необходимости активизации политики в регионе. Государства ЕС с помощью развития всестороннего сотрудничества со странами Южного Кавказа предпринимают меры по стабилизации ситуацию в регионе и укреплению в нем собственных геополитических позиций [Гусейнов, 2010: 47]. Одновременно пример Чехии и Азербайджана позволяет проследить развитие прямых связей региональных лидеров, помимо их сотрудничества в рамках общей политики Брюсселя на Южном Кавказе.
В российских исследованиях основные направления внешней политика Азербайджана нашла отражение в работах Колисниченко М.А., Чернявского С.И., Алиева Н.О. и др. Ряд авторов особо выделяют проблемы взаимоотношений Азербайджана с ЕС, в том числе в области энергетической безопасности (Пашковская И.Г., Шабельникова О.В.). Среди азербайджанских авторов, рассматривающих основные направления внешней политики Азербайджана следует отметить работы Гасано-ва А., Аббасбейли А, Шакирзаде Н., Самедова А. Большое внимание перспективам развития контактов Азербайджана с ЕС уделяет Гусейнов Ф. Впервые сотрудничество Азербайджана со странами СНГ и Восточной Европой, в том числе Чехией, рассматривает Мамед-заде Н.С. Среди зарубежных авторов, поднимающих проблемы безопасности на Южном Кавказе в контексте развития внешней политики Азербайджана необходимо выделить исследования Гольца Т., Моргана Д., Джейсо-на Е., Херцог 3. Внешняя политика Чехии отражена в работах Кузнецовой З.Н., Та-марчиной H.A. и др. Взаимоотношения Чехии и Азербайджана пока не стали предметом отдельных исследований. Некоторые аспекты данной проблематики (помощь стран Вишеградской группы государствам Южного Кавказа в рамках программы "Восточное партнёрство") нашли отражение в работах Котулевич-Вишиньской К. Специфическая тема военного сотрудничества Чехии и Азербайджана поднимается в исследовании Ниязова Н.С.
Политические контакты Чехии с Азербайджаном
Политические связи Азербайджана с Чехией представляют исследовательский интерес с точки зрения выстраивания отношений ЕС с государствами Южного Кавказа, с использованием потенциала своих "периферийных членов". Кроме этого, следует признать, что традиционно Южный Кавказ и Центрально-Восточная Европа входят в сферу особых интересов внешней политики России. Поэтому Москве необходимо пристально отслеживать расширение политического и экономического сотрудничества Южного Кавказа и Центрально-Восточной Европы, в том числе в энергетической сфере.
После 1993 г. Азербайджан выстраивает отдельное центрально-европейское направление во внешней политике, включая налаживание контактов с Чехией [Га-санов, 2007: 417]. "Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики" от 23 мая 2007 г. к приоритетным регионам, с которыми Баку планирует развивать экономическое и политическое сотрудничество относит Восточную и Центральную Европу [Концепция, 2007].
Особое место Прага и ЕС отводили контактам с Азербайджаном в рамках программы "Восточное партнёрство" и проекта расширения сотрудничества с государствами, входящими в ГУАМ. Неслучайно в апреле 2012 г. на встрече президента Чехии В. Клауса и президента Азербайджана П. Алиева обе стороны подчёркивали важность активизации программы "Восточное партнёрство" и предания ей нового дыхания [Кукол, 2012].
Среди стран Вишеградской группы Чехия и Польша выделяли значительные средства на оказание помощи странам, вошедшим в программу "Восточное партнёрство". С 2009 по 2014 г. Чехия предоставляет на финансирование проектов в данных государствах 83,07 млн долларов. Правда, из них Азербайджан получил меньше всего - 660 тыс. долларов, или 0,79% [Котулевич-Вишиньска, 2016: 77].
Постепенно в Баку нарастает разочарование по поводу участия в программе "Восточное партнёрство". Неурегулированность конфликта с Арменией, нахождение за рамками ВТО не позволяли стране участвовать в многосторонних проектах, предусмотренных программой. В 2013 г. Азербайджан заявил о желании заключить отдельное соглашение о стратегическом партнёрстве с ЕС [Шабельникова, 2015: 115]. В 2015 г. Азербайджан не стал подписывать соглашение об ассоциации с ЕС, ещё раз подчеркнув о необходимости развития партнёрских отношений ЕС с Азербайджаном. С этого момента контакты Баку и ЕС в рамках "Восточного партнёрства" фактически замораживаются. Прага в целом с пониманием отнеслась к позиции Азербайджана в данном вопросе.
Важным фактором, определяющим контакты Азербайджана с другими государствами, является их отношение к конфликту в Нагорном Карабахе [Колисниченко, 2011: 65-66]. Прага официально подчёркивает приверженность принципу территориальной целостности Азербайджана, в то же время она не приемлет силовые методы решения конфликта. В 2002 и 2005 гг. чешская столица выступала в качестве места для проведения переговоров между Арменией и Азербайджаном. В 2016 г.
президент Чехии М. Земан вновь предложил сторонам встретиться в Праге для возобновления переговоров.
Азербайджан внимательно отслеживает информацию о возможных контактах чешских граждан и компаний с Нагорным Карабахом, применяя против них различные санкции. В конце 2017 г. власти страны запретили деятельность на её территории чешской платежной системе Money Polo. Она обвиняется в нарушении международно-правовых норм и принципа территориальной целостности Азербайджана после появления в Баку информации о её деятельности на территории Нагорного Карабаха [Кашапов, 2017b].
Тесные связи Чехии и Азербайджана не мешают чешским правозащитникам постоянно обвинять Баку в нарушении прав человека. Политику Праги по отношению к Азербайджану критикует и азербайджанская оппозиция, находящаяся в эмиграции, в частности Э. Маммадли и азербайджанский Центр мониторинга выборов и обучения демократии [Вашкова, 2014].
В марте 2013 г. разразился скандал по поводу высказываний министра иностранных дел Чехии К. Шварценберга на вручении премии организации "Человек в беде" азербайджанскому правозащитнику П. Алиеву, где чешский политик подверг критики официальные власти Азербайджана из-за несоблюдения прав человека, а сложившийся в стране режим он назвал "семейной диктатурой". Баку резко отреагировал на эти высказывания. Более того, в Азербайджане под сомнение ставится целесообразность дальнейшего сотрудничества двух стран в области экономики. Президент М. Земан осудил действия К. Шварценберга и для нормализации отношений встретился 6 июня 2013 г. с послом Азербайджана в Праге Т. Тагизаде [Че-канова, 2013]. Прага и Баку не были заинтересованы в дальнейшем обострении ситуации, поэтому конфликт быстро улаживается. К тому же 10 июля 2013 г. К. Шварценберг оставляет пост министра иностранных дел.
С 2008 г. обе стороны ежегодно проводят регулярные встречи на уровне глав государств, правительств, парламентов или отдельных министров в Баку, Праге или во время многосторонних международных форумов. С 2008 г. по май 2013 г. состоялось 13 таких мероприятий. В мае 2009 г. и в апреле 2012 г. президент П. Алиев посещал Прагу [Посольство Чешской Республики...]. В мае 2011 г. состоялась встреча президентов В. Клауса и П. Алиева в Баку. В феврале 2014 г. в Сочи прошли переговоры президента М. Земана и П. Алиева. В сентябре 2015 г. состоялся визит М. Земана в Баку, где стороны вели активные переговоры об экономическом и политическом сотрудничестве, причём чешская сторона опустила из повестки дня болезненную тему соблюдения прав человека в Азербайджане. Во время визита 15 сентября 2015 г. подписывается Декларация о стратегическом партнёрстве Азербайджана и Чехии [Васинкевич, 2015].
В 2016-2017 гг. стороны продолжили консультации на высшем уровне. В марте 2016 г. азербайджанскую столицу посетила представительная делегация во главе с председателем палаты депутатов парламента Чехии Я. Хамачеком [Президент Азербайджана.]. В апреле 2016 г. во время визита премьер-министра Чехии Б. Со-ботки в Баку чешский политик признал, что Азербайджан является ключевым партнёром Чехии на Южном Кавказе [Ильхам Алиевым провел переговоры.]. В сентябре 2016 г. и в январе 2017 г. в Баку приезжали делегации во главе с министром про-
мышленности и торговли Чехии. В июне 2018 г. Прагу посетила делегация во главе с председателем Конституционного суда Азербайджана Ф. Абдуллаевым, в октябре 2018 г. в Чехию приезжает министр обороны Азербайджана 3. Гасанов и т.д.
Экономическое сотрудничество Чехии с Азербайджаном
Примерно 80% ВВП Чехии приходится на экспорт, страна заинтересована в дальнейшем расширении внешней торговли. Экономический кризис 2008 г. заставил Прагу обратить внимание на необходимость развития отношений с государствами постсоветского пространства. После обострения отношений России с Западом в 2014 г. и введения санкций против Москвы, чешская сторона берёт курс на расширение торговых связей с Белоруссией, Казахстаном и Азербайджаном, стремясь компенсировать потери чешских экспортёров. Эту позицию лоббировали министр промышленности и торговли Я. Младек и президент М. Земан.
В 2008 г. доля государств СНГ в экспорте Чехии в сравнении с предыдущим годом увеличилась с 3,7% до 4,3%, а в импорте - с 6,6% до 8,8% [Кузнецова, (2009): 370]. Однако несмотря на все усилия, эту задачу пока не удается решить радикальным образом. В 2016 г. во внешней торговли Чехии на страны СНГ приходилось всего 3%, из них 2% на Россию, 0,5% Украину и 0,2% Азербайджан [Обзор состояния экономики..., 2017: 65].
Азербайджан является экономическим лидером на Южном Кавказе, его ВВП по паритету покупательной способности по данным МВФ в 2017 г. достиг 166,8 млрд долларов. Для сравнения: ВВП Грузии составил 39,3 млрд долларов, а Армении -27,2 млрд долларов [International Monetary Fund]. Азербайджан имеет ёмкий внутренний рынок, численность населения страны в 2015 г. достигла 9 млн 730 тыс. человек, включая Нагорный Карабах (около 60% всего населения Южного Кавказа), в то время как Грузии - 3 млн 720 тыс. человек без учёта численности населения Абхазии и Южной Осетии (более 22 %), а Армении - 3 млн (около 18,2%) [Статистический комитет Республики Армения.; National Statistics Office of Georgia.; 2016-ci... ]. Несмотря на кризис 2014-2016 гг. Азербайджан получает значительную прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому более 80% торгового оборота Чехии с государствами Южного Кавказа занимает Азербайджан.
Интерес Праги к Азербайджану подогревался и её желанием найти новые источники нефти и газа для ослабления зависимости от России, особенно после запуска в строй в 2006 г. нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и в 2007 г. газопровода Баку - Тбилиси - Эрзерум.
Азербайджанская сторона также стремиться активизировать сотрудничество с чешской стороной в экономической сфере. Баку заинтересован в расширении поставок нефти, а впоследствии возможно и газа, Азербайджан создает благоприятные условия для привлечения инвестиций из Чехии. Баку важен чешский опыт в развитии курортного дела и туризма.
В январе 2017 г. на состоявшемся заседании постоянной чешско-азербайджанской межправительственной комиссии приняли участие представители 134 чешских компаний, это свидетельствует о дальнейшем нарастании интереса чешского бизнеса к Азербайджану.
Активное развитие экономического сотрудничества между двумя государствами отмечается в связи с началом поставок Азербайджаном нефти в Чехию, их осуществляет Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR). Данное обстоятельство ведет к увеличению объёмов торговли между двумя государствами. В 2005 г. товарооборот между ними достиг 14,9 млрд крон, а в 2010 г. увеличился до 24,8 млрд крон [Report on the Foreign Policy, 2010: 221]. В 2014 г. он превысил 41,4 млрд крон (1,5 млрд евро), экспорт из Чехии в Азербайджан составил 2,4 млрд крон, а импорт азербайджанских товаров 39 млрд крон [Туречкова, 2015]. По сравнению с 2013 г. товарооборот увеличился на 23%. Однако почти 80% взаимной торговли приходится на экспорт азербайджанской нефти. Почти треть необходимой нефти Чехия получает из Азербайджана. Чешские производители поставляют в Азербайджан широкий спектр товаров, включая техническое оборудование, автомобили, автобусы Iveco, стекольную продукцию, предметы гигиены и т.д.
В 2015 г. произошёл обвал взаимной торговли на 31% до 1,05 млрд евро. Это во многом связывается с падением цен на нефть и газ. В 2016 г. товарооборот между двумя государствами сокращается до 316,3 млн долларов (1,79% всего внешнеторгового оборота Азербайджана), в том числе экспорт товаров из Азербайджана падает до 214,4 млн долларов (2,34% всего экспорта), а импорт составил 101,9 млн долларов (1,19% всего импорта). Одной из причин падения товарооборота между странами явилась остановка работы в 2016 г. на пять месяцев нефтеперерабатывающего завода в Кралупи-над-Влтавоу, в основном потребляющего азербайджанскую нефть. По итогам 2017 г. ситуация несколько улучшается. Торговый оборот между странами достигает 664,5 млн долларов (2,94% от всего внешнеторгового оборота Азербайджана), в том числе азербайджанский экспорт 556,8 млн долларов (4,03%), а импорт из Чехии 107,7 млн долларов (1,23%) [Обзор экономики., 2018: 47-48].
Баку и Прага постоянно подчёркивают необходимость диверсификации взаимной торговли, в том числе за счет возможных поставок в Чехию азербайджанского газа. Прага во время своего председательства в ЕС в 2009 г. активно лоббировала проект строительства газопровода "Набукко". В мае 2009 г. президент П. Алиев посетил чешскую столицу в рамках участия в саммите "Восточное партнёрство", где обсуждались и перспективы создания Южного газового коридора. В январе 2017 г. на встрече с П. Алиевым в Баку министр промышленности и торговли Чехии Я. Младек заявил о стратегической значимости Азербайджана для Чехии с точки зрения развития ее нефтегазового комплекса.
Важное место в экономических связях Праги с Баку занимает участие чешской стороны в реализации крупных инфраструктурных проектов на территории Азербайджана. В 2011 г. чешская компания Moravia Steelnofly4aeT большой контракт на реконструкцию 600 км азербайджанских железных дорог, его стоимость достигает 750 млн евро. Данный контракт застраховало "Экспортное и гарантийное общество" Чехии, а в качестве его кредитора выступил консорциум из шести чешских банков. После успешной реализации контракта в апреле 2017 г. стороны договорились о новом проекте, предполагающем реконструкцию 300 км железных дорог от Баку вдоль границы с Ираном. Проект планируется завершить в начале 2019 г. От реконструкции железных дорог Азербайджана прежде всего выиграл Тршинецкий металлургический комбинат, главный акционер Moravia Steel [Вашкова, 2017]. Кроме этого, Mo-
ravia Steel участвовала в строительстве железной дороги Баку - Тбилиси - Каре. Чешские банки, в частности "Экспортный банк", финансировали данный проект наряду с другими зарубежными банками. Чешская строительная компания OHL ZS получила заказ на строительство высокоскоростных шоссе в Азербайджане, в том числе в сторону России. Для чего "Коммерческий банк" Чехии предоставил правительству Азербайджана кредит в 352 млн долларов. Всего банки Чехии выделили почти 1,8 млрд евро на реализацию различных проектов в Азербайджане. В начале 2017 г. чешские компании принимали участие в выполнении контрактов на 16 млрд долларов.
Новым направлением развития экономического сотрудничества между двумя странам становится организация производства на предприятиях Азербайджана продукции известных чешских фирм. В декабре 2017 г. представители компании "Татра" и Гянджинского автомобильного завода подписали соглашение о начале производства с 2018 г. различных моделей чешских автомобилей в Азербайджане [На Ганджинском автозаводе...]. Отдельным направлением сотрудничества двух государств является военная сфера.
Чешская сторона выступает в качестве одного из крупных инвесторов в экономику Азербайджана. На 1 января 2017 г. чешские компании вложили в народное хозяйство страны более 1,3 млрд долларов, особенно активно инвестиции наращивались в 2015-2016 гг. [Азербайджан и Чехия будут сотрудничать.]. После чего Чехия вошла в десятку ведущих иностранных инвесторов Азербайджана. Азербайджанские инвестиции в Чехии незначительны, они в основном вкладываются в недвижимость и в сферу услуг, и не превышают 2% всех иностранных инвестиций в чешскую экономику.
Большое место в развитии народного хозяйства Чехии занимает туризм. В условиях падения турпотока из России чешская сторона начала проявлять значительный интерес к возможности увеличения количества туристов из Азербайджана, в том числе с помощью организации регулярных и чартерных авиарейсов, соединяющих Чехию с Азербайджаном. В июле 2017 г. чешский посол в Баку В. Пивонька заявил о возможности заключения между двумя государствами соглашения в области здравоохранения, предполагающего сотрудничество в сфере развития курортов [Кашапов, 2017а]. Азербайджан заинтересован в использовании чешского опыта при модернизации собственной туристкой индустрии и курортов. Чешская сторона принимает участие в поставках оборудования для модернизации санаториев в Азербайджане.
В апреле 2016 г. в Баку открывается один из крупнейших в городе торговых центров Ganjlik Mall, спроектированный чешским филиалом Chapman Taylor. Чешская фирма Lasvit поставляла люстры при оформлении торгового центра. Торговый центр становится одним из символов набирающего силу сотрудничества Азербайджана и Чехии в области экономики.
Показателем заинтересованности чешской стороны в развитии экономического сотрудничества с Азербайджаном является открытие в Баку в 2014 г. офиса Государственного агентства для поддержки экспорта из Чешской Республики (Czch-Trade). За три года деятельности в офис за помощью обратилось около 400 чешских компаний, он оказывает содействие и азербайджанским предпринимателям при поиске партнёров в Чехии.
Выводы
Таким образом, Чехия и Азербайджан активизировали сотрудничество с 2008 г. по всем направлениям. Стороны стремятся взаимодействовать как на двухстороннем уровне, так и в рамках сотрудничества Азербайджана с ЕС. Наибольший интерес у Праги вызывает возможность получения энергоносителей из Азербайджана для ослабления зависимости от России и реализация крупных инфраструктурных проектов в прикаспийском государстве. Завершение строительства нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан позволило Чехии стать одним из крупнейших потребителей азербайджанской нефти. В то же время в Чехии вызывает озабоченность значительный диспаритет во взаимной торговле. Прага стремится увеличить экспорт своей продукции в Азербайджан. Однако этот процесс сопряжён с решением ряда серьёзных проблем. Во-первых, основные чешские экспортные товары либо не востребованы в Азербайджане, либо эту нишу уже заняли конкуренты. Во-вторых, после падения цен на нефть в 2014-2016 гг. упала покупательная способность населения в Азербайджане и финансовые возможности его правительства. В долгосрочной перспективе экономические отношения между двумя странами будут стабильными, несмотря на временные трудности.
Вопрос о соблюдении прав человека в Азербайджане не является определяющим в диалоге между государствами, так как Прага ориентирована на поддержание устойчивых отношений с Баку.
Большие перспективы открываются перед сторонами в развитии связей в области туризма. Азербайджан очень заинтересован в модернизации индустрии туризма и курортов, где востребованным может оказаться чешский опыт и инвестиции.
Главным залогом стабильности в чешско-азербайджанских взаимоотношениях является желание сторон сохранять прагматичные и обоюдовыгодные отношения, а также поддержка Прагой принципа территориальной целостности Азербайджана.
Список литературы
Азербайджан и Чехия будут сотрудничать в сельском хозяйстве, Вестник Кавказа. 3 марта 2014. URL: http://vestikavkaza.ru/news/Azerbaydzhan-i-CHekhiya-budut-sotrudnichat-v-selskom-khozyaystve.html (дата обращения: 20.01.2018).
Васинкевич, О. (2015) Президент Милош Земан умолчал в Азербайджане о правах 4enoBeKa,Czech Radio. 16.09.2015. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta/prezident-milosh-zeman-v-azerbajdzhane-umolchal-o-pravax-cheloveka (дата обращения: 20.01.2018).
Вашкова, Л. (2017) Тршинец отремонтирует 300 км. пути на ж/д Азербайджана, Czech Radio. 10.04.2017. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/ekonomika/trshinec-otremontiruet-300-km-puti-na-zhd-v-azerbajdzhane (дата обращения: 20.01.2018).
Вашкова Л. (2014) Эмин Маммадли: прискорбно, что 4P поддерживает Баку, Czech Radio. 1.10.2014. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/emin-mammadli-priskorbno-chto-chr-podderzhivaet-baku (дата обращения: 20.01.2018).
Гасанов, А. (2007) Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку.
Гусейнов Ф., (2010) Азербайджан в геополитической стратегии Европейского Союза, Кавказ и глобализация. Т.4. Вып. 3-4.
Ильхам Алиев провел переговоры с Богуславом Соботкой, Вестник Кавказа. 2 апреля 2016. URL: http://vestikavkaza.ru/news/Ilkham-Aliev-provel-peregovory-s-Boguslavom-Sobotkoy.html (дата обращения: 25.01.2018).
Кашапов, Т. (2017a) Витезслав Пивонька: Чехия заинтересована в сотрудничестве со странами ГУАМ, Czech Radio.20.07.2017. URL:http://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/vitezslav-pivonka-chexiya-zainteresovana-v-sotrudnichestve-so-stranami-guam (дата обращения: 25.01.2018).
Кашапов, Т. (2017b) Moneypolo запрещена в Азербайджане, Czech Radio. 28.12.2017. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/moneypolo-zapreshchena-v-azerbajdzhane (дата обращения: 25.01.2018).
Кузнецова, З.Н. (2009) Чешская Республика/Центральная и Юго-Восточная Европа - 2008: испытание мировым кризисом. Отв. ред. Н.В. Кулакова. М.: Институт экономики РАН.
Котулевич-Вишиньска, К. (2016) Вишеградская помощь странам "Восточного партнёрства", Современная Европа. 2016. №6.
Колисниченко, М.А. (2011) Азербайджан в системе международных отношений, Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6: Политология. Международные отношения. Вып.3.
Концепция (2007), Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики от 23 мая 2007 г.// http://miqrasiya.nakhchivan.az/ru/images/stories/Serencam/6ru.pdf (дата обращения: 1.02.2018).
Кукол, Л. (2012) Клаус и Алиев за реанимацию программы ЕС "Восточное партнёрство", Czech Radio. 5. 04. 2012. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/klaus-i-aliev-za-reanimaciyu-programmy-es-vostochnoe-prostranstvo (дата обращения: 25.01.2018).
Мамед-заде, Н.С. (2006) Взаимоотношения Азербайджанской Республики со славянскими странами СНГ и Восточной Европы. Баку: Ганун.
На Ганджинском автозаводе будут выпускать чешские грузовики "Tatra", Вестник Кавказа. 19 декабря 2017 г. URL: http://vestikavkaza.ru/news/Na-Gyandzhinskom-avtozavode-budut-vypuskat-cheshskie-gruzoviki-Tatra.html (дата обращения: 30.01.2018).
Обор состояния экономики и основные направления внешнеэкономической деятельности Чехии в 2016 г. Прага, 2017.
Обзор экономики Азербайджанской Республики за 2017 г. Баку, 2018.
Пашковская, И.Г. (2009) Европейский Союз: энергетическая политика в отношении новых независимых государств. Аналитические доклады Центра международных исследований МГИМО (У) МИД России. Вып. 1 (22). Июль.
Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев// https://ru.president.az/articles/18105 (дата обращения 3.02.2018).
Посольство Чешской Республики в Баку // https://www.mzv.cz/baku/ru/x2009_10_23_3/x2013_01_21/index.html (дата обращения 3.02.2018).
Статистический комитет Республики Армения// https://www.armstat.am/ru/?nid=12&id=11001
Туречкова, Э. (2015) Земан летит в Азербайджан, Czech Radio. 14.09. 2015. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/zeman-letit-v-azerbajdzhan (дата обращения 30.01.2018).
Чеканова, А. (2013) Президент Земан осудил слова главы МИДа о "семейной диктатуре" в Азербайджане, Czech Radio. 6.06. 2013.URL:http://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/prezident-zeman-osudil-slova-glavy-mida-o-semejnoj-diktature-v-azerbajdzhane (дата обращения: 30.01.2018).
Чешский бизнес заинтересован в продолжении сотрудничества с Баку. Интервью посла Чехии в Баку. URL: https://ru.sputnik.az/economy/20170724/411201778/posol-chehii-azerbajdzhan-sovmestnyj-biznes.html (дата обращения: 6.02.2018).
Шабельникова, О.В. (2015) Основные приоритеты внешней политики Азербайджанской Республики 1991-2015 гг., Внешняя политика новых независимых государств. М.
Шабельникова, О.В. (2012). Участие Азербайджанской Республики в Европейской политике сотрудничества, Вестник Российского университете дружбы народов. Серия: Международные отношения. №4.
References
Azerbaidzhan i Chekhiya budut sotrudnichat' v sel'skom khozyaistve, Vestnik Kavkaza. 3 marta 2014. URL: http://vestikavkaza.ru/news/Azerbaydzhan-i-CHekhiya-budut-sotrudnichat-v-selskom-khozyaystve.html (accessed: 20.01.2018).
Vasinkevich, O. (2015) Prezident Milosh Zeman umolchal v Azerbaidzhane o pravakh cheloveka, Czech Radio. 16.09.2015. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta/prezident-milosh-zeman-v-azerbajdzhane-umolchal-o-pravax-cheloveka (accessed: 20.01.2018).
Vashkova, L. (2017) Trshinets otremontiruet 300 km. puti na zh/d Azerbaidzhana, Czech Radio. 10.04.2017. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/ekonomika/trshinec-otremontiruet-300-km-puti-na-zhd-v-azerbajdzhane (accessed: 20.01.2018).
Vashkova, L. (2014) Emin Mammadli: priskorbno, chto ChR podderzhivaet Baku, Czech Radio. 1.10.2014. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/emin-mammadli-priskorbno-chto-chr-podderzhivaet-baku (accessed: 20.01.2018).
Gasanov, A. (2007) Sovremennye mezhdunarodnye otnoshenija i vneshnjaja politika Azerbajdzhana. Baku.
Gusejnov F., (2010) Azerbajdzhan v geopoliticheskoj strategii Evropejskogo Sojuza, Kavkaz i globaliza-cija. Vol.4. Issue. 3-4.
Il'kham Aliev provel peregovory s Boguslavom Sobotkoi, Vestnik Kavkaza. 2.04.2016. URL: http://vestikavkaza.ru/news/Ilkham-Aliev-provel-peregovory-s-Boguslavom-Sobotkoy.html (accessed: 20.01.2018).
Kashapov, T. (2017a) Vitezslav Pivon'ka: Chekhiya zainteresovana v sotrudnichestve so stranami GUAM, Czech Radio. 20.07.2017. URL:http://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/vitezslav-pivonka-chexiya-zainteresovana-v-sotrudnichestve-so-stranami-guam (accessed: 20.01.2018).
Kashapov, T. (2017b) Money polo zapreshchena v Azerbaidzhane, Czech Radio. 28.12.2017. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/moneypolo-zapreshchena-v-azerbajdzhane (accessed: 20.01.2018).
Kolisnichenko, M.A. (2011) Azerbajdzhan v sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij, Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Series6: Politologija. Mezhdunarodnye otnoshenija. Issue.3.
Kontceptciia (2007), Kontceptciia natcionalnoi bezopasnosti Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 23 maia 2007 g. URL: http://miqrasiya.nakhchivan.az/ru/images/stories/Serencam/6ru.pdf (Accessed: 1.02.2018).
Kotulevich-Vishin'ska, K. (2016) Vishegradskaya pomoshch' stranam "Vostochnogo partnerstva", Sov-remennaya Evropa. 2016. №6.
Kuznecova, Z.N. (2009) Cheshskaja Respublika/Central'naja i Jugo-Vostochnaja Evropa - 2008: ispyta-nie mirovym krizisom. Executive editor N.V.Kulakova. Moscow: Institute of Economics, RAS.
Kukol, L. (2012) Klaus i Aliev za reanimatsiyu programmy ES "Vostochnoe partnerstvo", Czech Radio. 5.04.2012. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/klaus-i-aliev-za-reanimaciyu-programmy-es-vostochnoe-prostranstvo (accessed: 20.01.2018).
Mamed-zade, N.S. (2006) Vzaimootnoshenija Azerbajdzhanskoj Respubliki so slavjanskimi stranami SNG i Vostochnoj Evropy. Baku.
Na Gandzhinskom avtozavode budut vypuskat' cheshskie gruzoviki "Tatra", Vestnik Kavkaza. 19.12.2017 g. URL: http://vestikavkaza.ru/news/Na-Gyandzhinskom-avtozavode-budut-vypuskat-cheshskie-gruzoviki-Tatra.html (accessed: 30.01.2018).
Obor sostoyaniya ekonomiki i osnovnye napravleniya vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti Chekhii v 2016 g. Prague: Economic Institute of RAS, 2017.
Obzor ekonomiki Azerbaidzhanskoi Respubliki za 2017 g. Baku, 2018.
Pashkovskaja, I.G. (2009) Evropejskij Sojuz: jenergeticheskaja politika v otnoshenii novyh nezavisimyh gosu-darstv. Analiticheskie doklady Centra mezhdunarodnyh issledovanij MGIMO (U) MID Rossii. Issue. 1 (22). Ijul'.
Prezident Azerbaidzhanskoi Respubliki Ilkham AlievURL: https://ru.president.az/articles/18105 (Ac-cessed:3.02.2018).
Posolstvo Cheshskoi Respubliki v Baku URL: https://www.mzv.cz/baku/ru/x2009_10_23_3/x2013_01_21/index.html (Accessed:3.02.2018).
Sakhvadze, A.Sh. (2017) Etnodemograficheskii balansna Yuzhnom Kavkaze, Demoskop Weekly. 2017. No. 723 - 724. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0723/tema01.php
Turechkova, E. (2015) Zemanletit v Azerbaidzhan, Czech Radio. 14.09.2015. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/zeman-letit-v-azerbajdzhan (accessed: 30.01.2018).
Chekanova, A. (2013) Prezident Zeman osudil slova glavy MIDa o "semeinoi diktature" v Azerbai-dzhane, Czech Radio. 6.06.2013.URL:http://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/prezident-zeman-osudil-slova-glavy-mida-o-semejnoj-diktature-v-azerbajdzhane (accessed: 30.01.2018).
Cheshskii biznes zainteresovan v prodolzhenii sotrudnichestva s Baku. Interv'yu posla Chekhii v Baku. URL: https://rn.sputmk.az/economy/20170724/411201778/posol-chehii-azerbajdzhan-sovmestnyj-biznes.html (accessed: 6.02.2018).
Shabel'nikova, O.V. (2015) Osnovnye prioritety vneshnej politiki Azerbajdzhanskoj Respubliki 1991— 2015 gg., Vneshnjaja politika novyh nezavisimyh gosudarstv. Moscow.
Shabel'nikova, O.V. (2012). Uchastie Azerbajdzhanskoj Respubliki v Evropejskoj politike sotrudnichestva, VestnikRossijskogo universitete druzhby narodov. Serija: Mezhdunarodnye otnoshenija. No. 4.
CzchTrade. URL: http://www.czechtradeoffices.com/ru/az (accessed: 6.02.2018).
International Monetary Fund Report for Selected Countries and Subjects. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2017/02/weodata/weorept.aspx? (accessed: 6.02.2018).
National Statistics Office of Georgia //http://www.geostat.ge/index.php?action=page&p_id=473&lang=eng
Report on the Foreign Policy of the Czech Republic. 2010. Prague: Ministry of Foreign Affairs of Czech Republic, 2011.
2016-ci ilin yanvar-aprel aylarinda olksnin iqtisadi vs sosial inki§afimn makroiqtisadi gostsricilsri//https://www.stat.gov.az/news/?id=3233
Main Areas of Collaboration Between the Check Republic and Azerbaijan
Author: Kryuchkov I., Doctor of Sciences of History, Professor, head of the Department of foreign history, political science and international relations, North Caucasus Federal University. Address: 417 aud, 20 korp., 1, Pushkina Street, Stavropol, 355009. E-mail: [email protected]
Abstract. In recent years the states of Central and Eastern Europe have been developing collaboration with the states of the South Caucasus. The greatest success has been achieved by the Check Republic and Azerbaijan. The topic has not been examined thoroughly in Russian and foreign Political Science. Therefore, the purpose of the given paper is to study the dynamics of the development of relationships between the Check Republic and Azerbaijan in the early XX-th century. The author uses statistical and comparative methodologies with the aim of analyzing the political and economic collaboration of the two states. The conclusion is made that the Check Republic holds the leading position among the states of Central and Eastern Europe in the development of collaboration with Azerbaijan and the whole region of the South Caucasus. The building of political dialogue between Prague and Baku boosts the enhancement of relationships in various areas. Pragmatic approach overshadows human rights issue in Azerbaijan, which is occasionally brought up by some political groups in the Check Republic. Both parts take an interest in resolution of the Nagorno-Karabakh conflict, in expanded collaboration of Azerbaijan and the EU as a well as expanded bilateral trade links. Baku has an interest in Check investments and technologies whereas Prague needs Azerbaijan energy resources in order to lessen its dependence on Russia.
Keywords: the Check Republic, Azerbaijan, the European Union, oil, foreign trade, "Eastern partnership", investments.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520186070