Научная статья на тему 'Вишеградская помощь странам “Восточного партнёрства”'

Вишеградская помощь странам “Восточного партнёрства” Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА / СТРАНЫ "ВОСТОЧНОГО ПАРТНЁРСТВА" / ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котулевич-Вишиньска Каролина

В 2009 г. Европейский союз запустил программу “Восточное партнёрство” (ВП). Страны-члены ЕС и шесть стран соседства (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина) были объединены общей инициативой, цель которой поддержка демократизации стран-партнёров и приближение их в политическом, экономическом и социальном измерении к ЕС. Страны Вишеградской группы (В4 Чехия, Венгрия, Польша и Словакия) приняли активное участие в этом проекте. Цель статьи заключается в анализе того, как В4 оказывали помощь содействия развитию странам “Восточного партнёрства” в период 2009-2014 гг. Вследствие недостатка статистических данных, в статье незначительно представлены сведения за 2015-2016 гг. Основным источником информации о размере помощи содействия развитию являются данные Организации экономического сотрудничества и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вишеградская помощь странам “Восточного партнёрства”»

УДК 334

Каролина КОТУЛЕВИЧ-ВИШИНЬСКА1

ВИШЕГРАДСКАЯ ПОМОЩЬ СТРАНАМ "ВОСТОЧНОГО ПАРТНЁРСТВА"

Аннотация. В 2009 г. Европейский союз запустил программу "Восточное партнёрство" (ВП). Страны-члены ЕС и шесть стран соседства (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина) были объединены общей инициативой, цель которой - поддержка демократизации стран-партнёров и приближение их в политическом, экономическом и социальном измерении к ЕС. Страны Вишеградской группы (В4 - Чехия, Венгрия, Польша и Словакия) приняли активное участие в этом проекте. Цель статьи заключается в анализе того, как В4 оказывали помощь содействия развитию странам "Восточного партнёрства" в период 2009-2014 гг. Вследствие недостатка статистических данных, в статье незначительно представлены сведения за 2015-2016 гг. Основным источником информации о размере помощи содействия развитию являются данные Организации экономического сотрудничества и развития.

Ключевые слова: Вишеградская группа, страны "Восточного партнёрства", помощь развитию, международные отношения, Центрально-Восточная Европа.

Страны Вишеградской группы начали или возобновили деятельность в области международной помощи содействия развитию только в начале текущего столетия. Вступая в сообщество доноров помощи содействия развитию, страны В4 пробовали найти для себя нишу на международной арене, в которой могли бы использовать свой уникальный опыт. Пройдя через системные преобразования, которые имели место после смены коммунистических режимов, эти государства обладали специализированными знаниями, касающимися политического, экономического и социального транзита. Поэтому государства В4 сконцентрировались на странах, которые были на этапе или начинали похожие системные преобразования, т.е. на странах Восточной Европы и Западных Балкан. Передача трансформационного опыта является для стран В4 одним из путей реализации одной из целей их внешней политики - создания в своём соседстве стабильных и безопасных демократий [У^Ь, 2014: 7-8].

1 © Котулевич-Вишиньска Каролина - кандидат экономических наук, доцент кафедры политических наук Краковского экономического университета. Адрес: Uniwersytet Ekonomiczny w Krakowie, ul. Rakowicka 27,31-510 Krakow. E-mail: kotulewk@uek.krakow.pl DOI: http://dx.doi.org/10.152n/soveurope620167281

Таблица 1.

Размер помощи в целях развития стран В4 странам ВП (в млн^ долл. США)_

2009 2010 2011 2012 2013 2014 всего Итого в %

Польша 37,60 34,16 43,06 33,64 42,66 48,18 239,30 66,62

Чехия 15,68 13,31 11,40 11,90 12,63 16,18 83,07 21,13

Венгрия 2,06 4,23 4,16 4,77 8,42 1,78 25,42 7,08

Словакия 1,27 1,43 1,32 2,53 2,46 2,42 11,54 3,18

В4 вместе 56,61 53,13 59,94 52,84 66,17 70,45 359,22 100

Источник: самостоятельные расчёты на основании данных ОЭСР.

Как следует из таблицы 1, страной В4, которая выделяет наибольший объём средств на помощь содействия развитию, является Польша. От даты старта "Восточного партнёрства" до конца 2014 г. эта страна выдала около 240 млн долл. США, что составляло 66,62% от общего размера двусторонней помощи содействия развитию, выделенной странами В4. Второе место по размеру помощи для стран ВП занимает Чехия - 83,07 млн долл. США (21,13%). За ней следует Венгрия -25,42 млн долл. США (7,08%), и на четвертом месте находится Словакия - 11,54 млн долл. США (3,18% от общего размера двусторонней помощи в целях развития стран В4). В среднем в 2009-2014 гг. Польша странам ВП выделяла 9,38% от общего размера помощи содействия развитию, Чехия - 6,06%, Венгрия - 3,74%, Словакия - 2,57%.

Таблица 2.

Место стран ВП в двухсторонней помощи содействия развитию стран В4 (в %)

Польша Чехия Венгрия Словакия

2009 40,84 15,52 6,96 6,4

2010 36,80 16,77 14,92 7,17

2011 47,49 14,82 12,55 6,16

2012 30,16 17,92 21,91 13,35

2013 33,57 22,14 24,56 15,20

2014 58,54 29,01 5,91 14,77

В среднем за период 2009-2014 гг. 41,23 19,36 14,47 10,51

Доля двухсторонней помощи за период 2009-2014 гг. страны В4 в общем объёме двухсторонней помощи стран В4 44,86 33,34 13,33 8,48

Доля двухсторонней помощи за период 2009-2014 гг. страны В4 для стран ВП в общем объёме двухсторонней помощи В4 40,12 18,74 14,34 10,14

Источник: самостоятельные расчёты на основании данных ОЭСР.

Согласно представленным в таблице 2 данным, основным донором из группы стран В4 для стран ВП является Польша. В период 2009-2014 гг. Польша странам ВП выделяла в среднем 41,23% от общего объёма помощи1 содействия развитию, тогда как ее доля помощи содействия развитию в общем объёме помощи стран В4 составила 44,86%. Чехия странам ВП выделила в среднем 19,36% общего объёма помощи, тогда когда ее доля помощи в общем объёме стран В4 составила 33,34%. Венгрия в данной классификации занимает третье место, выделяя странам ВП в среднем 14,47% общего объёма помощи, а её доля помощи в общем объёме помощи стран В4 составила 13,33%. Четвёртое место занимает Словакия, выделявшая в среднем 10,51% общего объёма помощи, а её доля помощи в общем объёме помощи стран В4 составила 8,48%. В период 2009-2014 гг. доля помощи Польши всем странам ВП составила 40,12% общего объёма помощи содействия развитию стран В4. Доля Чехии соответственно была равна 18,74%, Венгрии - 14,34%, Словакии -10,14%. Вместе государства В4 странам ВП в период 2009-2014 гг. в среднем выделяли 27,01% от общего объёма помощи содействия развитию.

Таблица 3.

Доля стран В4 в общем объёме двусторонней помощи содействия развитию,

получаемой странами ВП, (в ^ %)

2009 2010 2011 2012 2013 2014 Всего

Армения 0,73 0,51 1,58 0,76 1,27 0,35 0,72

Азербайджан 0,07 0,33 0,49 0,29 0,75 0,38 0,25

Белоруссия 25,36 15,54 31,11 32,47 40,16 33,11 27,91

Грузия 2,60 2,40 2,88 2,03 2,64 1,77 2,41

Молдавия 5,43 1,67 5,89 7,06 3,30 3,40 3,57

Украина 4,10 4,54 3,54 5,91 8,37 3,47 4,52

Всего 6ВП 3,12 3,22 4,81 4,55 6,17 3,57 4,03

Источник: самостоятельные расчёты на основании данных ОЭСР.

Как следует из приведённой таблицы, для Белоруссии помощь содействия развитию, предоставляемая странами В4, имеет большое значение. Доля стран В4 в общем объёме помощи содействия развитию за период 2009-2014 гг., предоставляемой Белоруссии, составила 27,91%. Для таких стран, как Украина, Молдавия и Грузия, помощь стран В4 также играет немаловажную роль. Доля стран В4 в общем объёме помощи содействия развитию в период 2009-2014 гг. для этих стран ВП составила соответственно 4,57%, 3,57% и 2,41%. Армения и Азербайджан получают от стран В4 незначительный объём помощи. Это связанно не только с тем, что регион Южного Кавказа для стран В4 менее значим, но и также с общими проблемами вишеградской помощи содействия развитию, связанными с небольшими финансовыми возможностями или отсутствием координации как на региональном уровне, так и на уровне Евросоюза [ОогеЫ].

1 В данном обзаце под понятием "помощь" следует понимать "двухсторонняя помощь".

Польша. С точки зрения географии предоставления польской помощи содействия развитию страны ВП являются важным регионом. Это было подчёркнуто в двух стратегических документах. В 2012 г. был утвержден закон о сотрудничестве в рамках помощи содействия развитию и началась реализация "Многолетней программы сотрудничества в рамках помощи содействия развитию на период 2012-2015 гг." [Ротос w ПсеЬясЬ - гок 2012...]. А в начале 2015 г. была утверждена "Многолетняя программа сотрудничества в рамках помощи в целях развития на период 2012-2015 гг." [Ротос w ПсеЬясЬ - гок 2015...]. Учитывая размер предоставляемой Польшей помощи, следует подчеркнуть, что основными её получателями являются Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. Польская помощь для Армении и Азербайджана составляет меньшую часть средств, направляемых странам ВП (таблица 4).

Таблица 4.

Размер помощи в целях развития, предоставляемой Польшей странам ВП

(в млн долл. США)

2009 2010 2011 2012 2013 2014 Всего Итого в %

Армения 0,51 0,56 1,12 0,46 0,57 0,33 3,55 1,48

Азербайджан 0,22 0,18 0,40 0,43 0,30 0,16 1,69 0,71

Белоруссия 15,50 15,09 21,21 15,91 21,12 20,02 108,85 45,49

Грузия 11,19 6,19 6,58 2,58 3,45 2,54 32,53 13,59

Молдавия 1,06 1,14 1,71 1,93 2,25 3,18 11,27 4,71

Украина 9,12 11,00 12,04 12,33 14,97 21,95 81,41 34,02

Всего 37,60 34,16 43,06 33,64 42,66 48,18 239,30 100

Источник: самостоятельные расчёты на основании данных ОЭСР

Главные цели польской помощи в Белоруссии - это доступ к независимым средствам массовой информации (независимый телевизионный канал "Белсат", 20,7 млн злотых, и две радиостанции - Белорусское радио "Правый", 2,9 млн злотых, "Европейское радио для Белоруссии", 398 тыс. злотых), поддержка интернет-ресурсов, местных СМИ, обучение и выделение стипендий для журналистов, развитие гражданского общества, среднего и малого бизнеса, органов местного самоуправления, повышение эффективности управления (good governance), развитие сельского хозяйства и сельской местности, развитие инфраструктуры, борьба с коррупцией, повышение эффективности работы пограничных переходов, поддержка и развитие белорусской культуры и языка, студенческий обмен. В отличие от других стран ВП, в белорусском случае помощь не направляется на функционирование органов центральной администрации [Bialorus].

Исходя из общих размеров помощи, за Белоруссией следуют Украина и Грузия. Польская помощь Грузии направлена на повышение эффективности управления, региональное развитие и развитие потенциала местной администрации, децентра-

лизацию, борьбу с коррупцией, повышение эффективности социальной сферы, развитие независимых СМИ, развитие малого и среднего бизнеса, в том числе развитие АПК, вовлечение в экономическую сферу беженцев и маргинальных групп, охрану окружающей среды, энергоэффективность, развитие сельского хозяйства и сельских регионов, повышение эффективности таможенной службы, борьбу с таможенными преступлениями, нелегальной миграцией, популяризацию идей интеграции в структуры НАТО [Gruzja].

Главными целями польской помощи Украине являются повышение эффективности управления, борьба с коррупцией, гармонизация законодательной базы Украины с ЕС, в том числе в области судебной системы, таможенной и пограничной службы, земельное законодательство, реформа пенсионной системы, развитие сельских регионов и сельского хозяйства, развитие органов местного самоуправления, развитие малого и среднего бизнеса, повышение энергетической эффективности украинской экономики, а также популяризация идей интеграции в структуры ЕС и НАТО [Ukraina].

Главные цели польской помощи Молдавии - это повышение эффективности управления, борьба с коррупцией, эффективное управление бюджетной политикой, региональное развитие и децентрализация, повышение квалификации рабочей силы, развитие сельских регионов и сельского хозяйства (в том числе агротуризм), борьба с работорговлей, переход на европейские стандарты, развитие органов местного самоуправления, гражданского общества, малого и среднего бизнеса, общественная безопасность и управление границами, развитие и демократизация местных СМИ [Moldawia].

К примеру, в рамках предоставляемой Польшей помощи был создан Центр поддержки предпринимательства. В частности, Польша выделила Молдавии 100 млн евро на развитие агропромышленного сектора. В апреле 2016 г. были созданы несколько предприятий, которые будут содействовать инвестированию и использованию польских денег в Молдавии. Это GVURA SRL, которая будет строить в Кэушенском районе современный завод по переработке и заморозке фруктов (3 млн евро) и REGIONAL MEAT, которая в этом же районе будет обновлять свиноводческую ферму и устанавливать здесь современное оборудование (около 2 млн евро). В области обороны польская сторона предлагает делать акцент на процессе подготовки и участия в совместных учениях. Начались контакты молдавских и польских железнодорожников. Представитель одной из польских компаний по производству железнодорожных составов посетил Управление железных дорог Молдавии и ознакомился с состоянием дел. [Внешняя политика Молдовы...: 2016].

Чехия. Чехия в 2007 г. создала уникальную систему международного сотрудничества в рамках помощи содействия развитию. В министерстве иностранных дел сфера сотрудничества в рамках помощи содействия развитию была отделена от деятельности по поддержке системной трансформации. В случае обычных действий, связанных с помощью в целях развития, среди шести стран ВП Молдавия была указана как страна, "включенная в программу", а Грузия зачислена в группу "проектных" стран [The Development...: 15]. При этом чешская "Программа поддержки трансформации" охватывает Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину [Target countries...].

Таблица 5.

Размер помощи в целях развития, предоставляемой Чехией странам ВП

___ (в млн долл. США)____

2009 2010 2011 2012 2013 2014 Всего Итого в %

Армения 0,41 0,68 0,21 0,51 1,13 0,67 3,61 4,35

Азербайджан 0,07 0,11 0,05 0,16 0,16 0,11 0,66 0,79

Белоруссия 1,50 1,65 1,78 1,18 1,32 1,23 8,66 10,42

Грузия 5,57 3,89 2,05 2,63 2,95 2,88 19,97 24,04

Молдавия 3,10 3,97 4,28 4,88 4,29 5,00 25,52 30,72

Украина 5,03 3,01 3,03 2,54 2,78 8,26 24,65 29,67

Всего 15,68 13,31 11,40 11,90 12,63 18,15 83,07 100

Источник: самостоятельные расчёты на основании данных ОЭСР.

Чешские средства предоставляются Республике Беларусь через созданный МИД этой страны и Программой развития ООН (ПРООН) трастовый фонд (CzechAUNDP Trust Fund). Фондом управляет и в соответствии с правилами ПРООН определяет направления его работы Региональный центр ПРООН в г. Братиславе. Для Белоруссии фондом предоставлены экспертные услуги по вопросам предотвращения ВИЧ/СПИДа и организовано несколько учебных поездок для представителей республиканских органов государственного управления и местных властей, бизнес-сообщества. Белоруссия, наряду с Украиной, участвовала в региональном проекте фонда, направленном на помощь в преодолении последствий чернобыльской катастрофы [Доноры, 2009: 42].

Крупнейшим получателем чешской помощи в целях развития является Молдавия. Чехия оказывает ей помощь согласно "Программе на период 2011-2017 гг." Чехия реализует в Молдавии ряд инфраструктурных проектов, направленных на защиту окружающей среды, мониторинг водных ресурсов, ликвидацию или сведение к минимуму последствий экологических катастроф, а также проектов в сфере образования, социальной защиты, поддержки сельского хозяйства, медицинских услуг, развития социальной инфраструктуры, обеспечения питьевой водой, поддержания санитарных норм, менеджмента отходов. В перспективе предполагается сотрудничество в области управления и поддержки гражданского общества, а также развития населенных пунктов, в частности, городов. Предполагается, что укреплению молдавско-чешского сотрудничества будет способствовать визит премьер-министра Чехии Б. Соботки, который в настоящее время находится в процессе подготовки [Внешняя политика Молдовы...: 2016].

Чехия предоставляет Грузии помощь содействия развитию на реализацию проектов в области сельского хозяйства, защиты здоровья, инфраструктурные проекты (водоснабжение и водоотведение), развития энергообеспечения сельских регионов

страны, защиты окружающей среды, поддержки местной киноиндустрии [Czech Development..., 2012: 23].

Венгрия. Среди всех стран Вишеградской группы политика Венгрии в области международного сотрудничества в рамках помощи в целях развития концептуально и институционально является наименее развитой. Оценку венгерского вклада в сотрудничество со странами ВП в рамках помощи в целях развития следует базировать на документах, принятых в 2002 г., и годовых отчётах министерства иностранных дел, которое отвечает за реализацию соответствующих программ.

Таблица 6.

Размер помощи в целях развития, предоставляемой Венгрией странам ВП

___ (в млн долл. США)____

2009 2010 2011 2012 2013 2014 Всего Итого в %

Армения - 0,02 0,06 - 0,01 0,01 0,1 0,39

Азербайджан 0,03 0,05 0,10 0,04 0,02 - 0,24 0,94

Белоруссия 0,01 0,05 0,15 0,02 0,02 - 0,25 0,98

Грузия 0,05 0,03 0,13 0,03 0,02 0,09 0,35 1,38

Молдавия 0,16 0,22 0,10 0,10 0,44 0,07 1,09 4,29

Украина 1,81 3,86 3,62 4,58 7,91 1,61 23,39 92,01

Всего 2,06 4,23 4,16 4,77 8,42 1,78 25,42 100

Источник: самостоятельные расчёты на основании данных ОЭСР

В 2003 г. межведомственный комитет по вопросам международного сотрудничества в целях развития отнес Молдавию и Украину к группе приоритетных стран. С тех пор они остаются в этой группе, тогда как помощь в целях развития другим странам ВП сохраняет низкую приоритетность.

Молдавия остается наиболее приоритетной в числе тех стран, которым Венгрия оказывает внешнюю финансовую помощь. Она предоставляется через Венгерское агентство по вопросам помощи и международного развитию [У^Ь, 2014: 13]. МИД Венгрии выделил более 200 тыс. евро для финансирования различных проектов в Молдавии. В настоящее время Венгрия координирует внедрение в Молдавии проекта ООН по ирригации (более 400 тыс. долларов) для поддержки малых сельхозпредприятий. Обозначилась перспектива открытия в Кишиневе Венгерского торгового дома, который должен стать контактным центром для экономических агентов двух стран [Внешняя политика Молдовы...: 2016].

Что касается Украины, то приоритетом является сотрудничество с местными организациями и властями в некоторых городах в Прикарпатье, где проживает венгерское меньшинство. Значительная часть официальной помощи в целях развития выделяется на поддержку системы образования и охрану здоровья. Она реализовы-валась через Фонд "Отечество", который теперь заменил Фонд Габона Бетлена Г^Ь, 2014: 15].

Словакия. Словакия среди стран Вишеградской группы является наименее щедрым донором помощи, предоставляемой странам ВП. К примеру, Армении и Азербайджану такая помощь практически не предоставляется. Актуальные рамки стратегического сотрудничества определяет "Вторая среднесрочная стратегия международного сотрудничества Словацкой Республики на период 2009-2013 гг." Все шесть стран ВП не были включены в группу стран, являющихся объектом программной помощи в целях развития, хотя со времени начала реализации инициативы "Восточного партнёрства" возрос объём помощи, предоставляемой Словакией Украине, Молдавии и Грузии. Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина являются странами, включенными в действие программы, которая реализуется Словацким агентством развития. Братислава старается поддерживать строительство демократических институтов и гражданского общества, развитие рыночной экономики и инфраструктуры, а также социальное развитие партнёрских стран, делясь с ними своим трансформационным опытом [У^Ь, 2014: 19-20].

Таблица 7.

Размер помощи в целях развития, предоставляемой Словакией странам ВП

___ (в млн долл. США)____

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009 2010 2011 2012 2013 2014 Всего Итого в %

Армения - - - 0,12 0,07 0,02 0,21 1,84

Азербайджан 0,02 - - 0,03 0,04 0,01 0,10 0,87

Беларусь 0,03 0,16 0,05 0,51 0,32 0,26 1,33 11,64

Грузия 0,09 0,48 0,51 0,52 0,55 0,37 2,52 22,05

Молдавия 0,13 0,46 0,27 0,40 0,43 0,69 2,38 20,82

Украина 1,00 0,33 0,49 0,95 1,05 1,07 4,89 42,78

Всего 1,27 1,43 1,32 2,53 2,46 2,42 11,43 100

Источник: самостоятельные расчёты на основании данных ОЭСР.

Словацкая помощь Республике Беларусь выделяется на поддержку гражданского общества, устойчивого развития сельской местности и охрану окружающей среды. Кроме того, сотрудничество Словакии и Белоруссии включает культурные обмены, образовательные программы и проекты. Согласно "Словацкой национальной программе официальной помощи развитию на 2008 г." приоритетами сотрудничества Словакии с Белоруссией являются развитие демократических институтов и рынка, защита окружающей среды, сельское хозяйство [Доноры..., 2009: 37].

Молдавия в 2014 г. была включена сроком на 5 лет в список трёх стран, которые будут получать средства на развитие. Она оказалась единственной страной Европы, которая была выбрана для этой цели Словакией. Для молдавско-словацких проектов правительство Словакии предусмотрело в 2015 г. 800 тыс. евро. Из них 600 тыс. выделяются на улучшение качества управления и водного обеспечения

страны, а еще 200 тыс. - на обеспечение водой и надлежащими санитарными условиями школ Леовского и Кэушенского районов. В 2016 г. словацкое руководство подтвердило свое намерение сохранять Молдавию в списке стран, которым оказывается помощь в целях развития, и помогать в процессе внедрения Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС [Внешняя политика Молдовы..., 2016].

Помощь Словакии Украине выделяется на поддержку общественных организаций и развитие гражданского общества, передачу своего трансформационного опыта, развитие системы менеджмента качества и экологического менеджмента, поддержку интеграции в ЕС [Slovak Aid...].

Помощь Словакии Грузии сосредоточена на реализации следующих проектов: поддержка процесса имплементации Директивы ЕС по оценке и управлению рисками при наводнениях и интеграции в ЕС, управление государственными финансами на местном уровне, содействие адаптации и интеграции переселенных лиц в регионе Хоби и содействие прозрачности и эффективности в сфере государственных закупок [Slovak Aid...].

Таким образом, в 2009-2014 гг. страны В4 предоставили странам ВП в виде помощи содействия развитию 359,22 млн долл. США, что составляет 27,01% общего объёма. Эта цифра подтверждает то, что государства "Восточного партнёрства" во внешней политике стран В4 занимают очень важное место. В период 2009-2014 гг. среди всех стран ВП важными получателями помощи содействия развитию являются Украина, Белоруссия, Грузия и Молдавия. Самым крупным донором среди стран В4 является Польша, которая выделила 66,62% от общего объёма помощи содействия развитию странам ВП. Значительные средства на этот вид помощи выделяют и Чехия - 23,13% общего объёма помощи. Венгрия и Словакия являются странами, которые на данную цель выделили всего 7,08% и 3,18% соответственно.

Страны В4, делясь со странами ВП, своим уникальным опытом в области трансформации, и развивая с ними сотрудничество, рассчитывают на создание в своем соседстве стабильных и безопасных демократий. Такое сотрудничество не только способствует повышению рейтинга стран В4 на международной арене, но и способствует усилению их значимости в самом ЕС, поскольку на них ложится роль посредника между центральными институтами ЕС и странами ВП.

Список литературы

Внешняя политика Молдовы. Часть 1. Отношение с зарубежными странам. Институт эффективной политики. URL: http://iep.md/analytic/0267-Vneshnyaya-politika-Moldovy-Chas.phtml (дата обращения 15.11.2016).

Доноры международной технической помощи Республике Беларусь. (2009) Справочник. Издано Представительством ООН в Республике Беларусь при финансовой поддержке Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству. Минск: Ковчег, 2009.

References

Vneshnjaja politika Moldovy. Chast' 1. Otnoshenie s zarubezhnymi stranam. Institut Jeffektivnoj politiki. URL: http://iep.md/analytic/0267-Vneshnyaya-politika-Moldovy-Chas.phtml (accessed 15.11.2016).

Donory mezhdunarodnoi tekhnicheskoi pomoshchi Respublike Belarus'. (2009) Spravochnik. Izdano Predstavitel'stvom OON v Respublike Belarus' pri finansovoi podderzhke Shveitsarskogo upravleniia po razvitiiu i sotrudnichestvu. Minsk: Kovcheg, 2009.

Bialorus. URL: https://www.polskapomoc.gov.pl/Bialorus,8.html (accessed 15.11.2016).

Czech Development Cooperation. Ministry of Foreign Afaires of the Czech Republic. Praha: 2012.

Development Cooperation Programme. Moldova. 2011-2017. Ministry of Foreign Affairs of the Czech Republic. Praha: 2012.

Development Co-operation Report 2016. The Sustainable Development Goals as Business Opportunities. OECD Publishing. Paris: 2016.

Development Co-operation Report 2015. Making Partnerships Effective Coalitions for Action. OECD Publishing. Paris: 2015.

Development Co-operation Report 2014. Mobilising Resources for Sustainable Development. OECD Publishing. Paris: 2014.

Development Co-operation Report 2013. Ending Poverty. OECD Publishing. Paris: 2013.

Development Co-operation Report 2012. Lessons in Linking Sustainability and Development. OECD Publishing. Paris: 2012.

Development Co-operation Report 2011. 50th Anniversary Edition. OECD Publishing. Paris: 2011.

Development Co-operation Report 2010. OECD Publishing. Paris: 2010.

Development Co-operation Report 2009. OECD Publishing. Paris: 2009.

Former priority countries. URL: http://www.mzv.cz/jnp/en/foreign_relations/development_cooperation_and_humanitarian/bilateral_developm ent_cooperation/former_priority_countries/index.html (accessed 15.11.2016).

Gruzja. URL: https://www.polskapomoc.gov.pl/Gruzja,17.html ( accessed 15.11.2016).

Moldawia. URL: https://www.polskapomoc.gov.pl/Moldawia,16.html (accessed 15.11.2016).

Polska wspölpraca na rzecz rozwoju. Raport roczny 2012. P.P.H. Zapol Dmochowski, Sobczyk. Warszawa: 2013.

Pomoc w liczbach - Rok 2012. URL: https://www.polskapomoc.gov.pl/Pomoc,w,liczbach,-,Rok,2012, 2036.html (accessed 15.11.2016).

Pomoc w liczbach - Rok 2013. URL: https://www.polskapomoc.gov.pl/Pomoc,w,liczbach,-,Rok,2013, 2204.html (accessed 15.11.2016).

Pomoc w liczbach - Rok 2015. URL: https://www.polskapomoc.gov.pl/Pomoc,w,liczbach,-,Rok,2015, 2448.html (accessed 15.11.2016).

Slovak Aid. URL: http://www.slovakaid.sk/ (accessed 15.11.2016).

Target countries. URL:

http://www.mzv.cz/jnp/en/foreign_relations/human_rights/transition_promotion_program/target_countries/ind ex.html ( accessed 15.11.2016).

The development cooperation strategy of the Czech republic 2010-2017. Ministry of Foreign Affairs of the Czech Republic. Praha: 2010.

Ukraina. URL: https://www.polskapomoc.gov.pl/Ukraina,9.html (accessed 15.11.2016).

Vegh Z. Wyszehradzka pomoc rozwojowa w obszarze Partnerstwa Wschodniego. Osrodek studiöw Wschodnich. Warszawa: 2014.

Visegrad Assistance to the Eastern Partnership Countries

Author. Kotulewicz-Wisinska K., PhD, Assistant Professor in of the Political Science, Cracow University of Economics. Address: Uniwersytet Ekonomiczny w Krakowie, ul. Rakowicka 27, 31-510 Kraköw. E-mail: kotulewk@uek.krakow.pl

Abstract. In 2009 the European Union (EU) launched "Eastern partnership program" (EAP). Member countries of the EU and six countries of its neighborhood (Armenia, Azerbaijan, Belarus, Georgia, Moldova and Ukraine) were united by a common initiative, which purpose was to support the democratization of the partner countries and to bring them closer to political, economic and social dimensions of the EU. The Visegrad group (Czech Republic, Hungary, Poland and Slovakia) played an important role in this project. Among other spheres, the V4 countries have been active in international development assistance schemes in the given region. The main aim of this article is to analyze the process of the Visegrad countries development assistance to countries of "Eastern partnership" within the period of 2009-2014. Due to a lack of statistics, the data for 2015- 2016 is presented fragmentally. The main source of information on the amount of aid to the EAP countries is Organization for Economic Cooperation and Development.

Key words: Visegrad Group, "Eastern Partnership" countries, development assistance, international relations, Central- Eastern Europe.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620167281

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.