Научная статья на тему 'Ислам и мусульмане чешской республики'

Ислам и мусульмане чешской республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
561
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЕИЗМ / МУСУЛЬМАНЕ / БЕЖЕНЦЫ / ПРОЯВЛЕНИЕ КСЕНОФОБИИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бибикова О. П.

В бывших социалистических республиках Восточной Европы образовалось мусульманское сообщество, члены которого являются выходцами из разных стран. «Труды Института востоковедения РАН, Вып. 4: Экономические, социально-политические, этноконфессиональные проблемы афро-азиатских стран», М.: ИВ РАН, 2017 г., с. 326-339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам и мусульмане чешской республики»

Привлечение в зону своего влияния стран, относящихся к регионам Ближнего и Среднего Востока, Балкан, а также амбициозное внешнеполитическое продвижение в Африку, Азию и Латинскую Америку требуют от Турции осознания невозможности применения к данным регионам классической, например как для американской внешней политики, модели «кнута и пряника». В соответствии с данными соображениями в основе турецкой внешней политики заложены идеи об общности исторической судьбы и взаимном развитии культур.

Все вышеперечисленные проекты, реализуемые при прямом либо косвенном содействии правительства Турецкой Республики, наглядно демонстрируют ту значимость, которую страна придает закреплению своего влияния в регионе и на постсоветском пространстве. Анкара проводит последовательную политику, чтобы войти в ряд самых сильных государств мира. Претендуя на роль модернизатора Евразии, Турция стремится расширить географические границы своего геополитического влияния. Отношение к османскому прошлому как к общему для многих народов пространственно-временному континууму позволяет Турции представлять свой опыт в качестве потенциального общего знаменателя для разрешения кризисов и проблем, создания новой региональной динамики в рамках евразийского континента при включении в этот процесс не только этнически и лингвистически близких, но и отличных по этим признакам народов. Иными словами, внешняя политика Турции, часто именуемая «неоосманизмом», имеет целью распространение своего влияния на целый ряд регионов и народов, используя риторику общего прошлого.

Автор реферата В.Н. Сченснович

Бибикова О.П.,

кандидат исторических наук, ИВ РАН ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация. В бывших социалистических республиках Восточной Европы образовалось мусульманское сообщество, члены которого являются выходцами из разных стран.

Ключевые слова: атеизм, мусульмане, беженцы, проявление ксенофобии, идентичность.

После распада Чехословакии на карте Европы в 1993 г. появилась Чешская Республика. Сегодня Чехия является членом различных международных организаций, таких как Европейский союз, ООН, ВТО, НАТО и др.

Большая часть населения страны (59%) относится к неверующим, хотя среди них встречаются люди, посещающие церковь по праздникам или траурным мероприятиям. Это позволяет отнести Чехию к наименее религиозным странам Европы. По мнению Гануша Ныкла, протодиакона православной церкви Чешских земель и Словакии, «Чехия считается самой атеистической страной Европы»1. Тем не менее традиционно в Чехии доминирует католицизм. Примерно 27,4% населения являются приверженцами Римской католической церкви.

По данным чешского статистического ведомства, число католиков и протестантов значительно сократилось за период 1991-2011 гг. В ходе переписи 2011 г. примерно треть населения объявила себя атеистами, а 45,2% отказались отвечать на вопрос о вероисповедании в анкете2. Гануш Ныкл считает, что причиной является скептическое настроение и недоверие к государственным службам, ибо как иначе объяснить тот факт, что во время переписи населения тысячи людей в графе национальность писали «эскимос»3. Как и во многих других странах, в Чехии проживают представители разных национальностей и вероисповеданий. По данным на 2015 г., здесь проживало примерно полмиллиона иностранцев. 60% из них - это словаки, вьетнамцы и украинцы4.

В 2002 г. в Чехии был принят Закон о религиозных организациях, в соответствии с которым традиционные церкви (к ним относятся 26 церковных сообществ) имеют право получать от государства материальную помощь, включая оплату деятельности духовенства. В 2012 г. правительство объявило о начале кампании по возврату церкви религиозной собственности, которая будет проходить до 2030 г. Согласно принятому законодательству, новые религиозные организации (с числом верующих не менее 300) должны быть зарегистрированы и, просуществовав десять лет (при наличии верующих не менее 1% населения страны), могут рассчитывать на получение статуса традиционной религии с правом на материальную поддержку от государства.

До недавнего времени в стране отсутствовали нехристианские религиозные сообщества (кроме иудаизма). Открытое общество и свобода вероисповедания сделали возможным появление новых сообществ, прежде всего протестантов американского типа.

Однако недоверие к государству заставляет верующих не фиксировать свою религиозную принадлежность во время опросов и переписей.

В частности, Г. Ныкл отмечает, что статистика зафиксировала слишком малое число мусульман, «чуть более 3 тыс. Однако выходцев из мусульманских стран в Чехии как минимум на порядок больше»5.

Чехия, находясь в центре Европы, издавна торговала с мусульманскими странами. Основные контакты с мусульманами осуществлялись с выходцами из соседних стран - Болгарии и Хорватии, которые уже в конце XIV в. попали под власть османов. Известно, что уже в Х в. в Чехию приезжали купцы с Востока за мехами и рабами6. Именно от приезжих купцов шла основная информация об исламе. Ян Гус (1369-1415), проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации, упоминал в своих трудах о Коране. В период 1867-1918 гг. Чехия находилась в составе Австро-Венгрии, в состав которой входили и территории, населенные мусульманами. В частности, Босния, обладавшая большим числом исламизированного в период османского владычества населения, в 1878 г. попала под власть Австро-Венгерской монархии. В этих условиях боснийцы стали перемещаться по соседним землям. Часть из них осела в чешских землях. В 1912 г. император Франц-Иосиф признал права мусульманского сообщества страны. Тогда же Коран был переведен на языки Австро-Венгрии, в том числе и на чешский.

В 1918 г. неудачи на фронтах Первой мировой войны и экономический кризис привели к распаду Австро-Венгерской империи. Некогда переселившиеся в Чехию боснийские мусульмане остались жить на чешских землях. В 1934 г. сотни мусульман объединились и обратились к властям с просьбой о признании де-юре мусульманской организации. Несколько лет прошло в согласовании вопросов, связанных со смешанными браками, в поиске помещений для совместной молитвы, урегулировании вопросов, связанных с культом (жертвоприношение, погребение и т.д.). В 1935 г. казалось, что со своей стороны мусульманские активисты соблюли все формальности, предусмотренные для создания религиозного сообщества. Однако официального признания так и не произошло. Как отмечает словацкий исследователь Г. Пирицки, «парадоксально, но чешское мусульманское сообщество было впервые признано нацистскими властями (Protektorat Böhmen und Mähren) в 1941 г.»7. Однако построить мечеть и в тот период не

удалось. Естественно, что после 1945 г. юридические положения, введенные немецкими властями, были признаны незаконными.

После Второй мировой войны мусульманское сообщество продолжало быть достаточно малочисленным, к тому же политика правительства в период социализма отнюдь не предусматривала поддержки религиозных сообществ. Во времена правления президента Э. Бенеша (1940-1945) был принят ряд декретов националистического характера8. В частности, венгры и немцы были практически изгнаны из страны без возмещения убытков за утраченное имущество. В отношении других были приняты законы, ограничивающие их права. Новые попытки мусульман добиться регистрации сообщества в период Пражской весны 1968 г. также успеха не имели.

К вопросу о регистрации мусульманской ассоциации вернулись лишь в середине 1970-х годов, после того как в 1968 г. образованный Союз мусульманских сообществ обратился к властям с просьбой о признании. К тому времени в ряде городов возникли небольшие, стихийно созданные мусульманские общины. Следует отметить, что стремление объединяться со своими соплеменниками или людьми одной веры - черта, характерная для выходцев из района распространения ислама. Известно, что в 2015 г. мусульманская община Карловых Вар состояла из десяти человек, однако они уже обратились к руководству города с просьбой организовать стационарное помещение для молитв, тем более что Карловы Вары привлекают иностранных пациентов, в том числе из мусульманских стран9; в частности, учитывая высокий уровень ухода в чешских перинатальных центрах, сюда приезжают женщины из богатых арабских семей.

Численность мусульман в Чехии

В 2004 г. Чехия стала членом Евросоюза. Открылись новые возможности для граждан страны, чем немедленно решили воспользоваться многие мусульмане, находившиеся в стране временно - студенты, предприниматели, тем более что новый закон позволял претендовать на получение гражданства тем, кто прожил в стране более пяти лет. Среди студентов доминируют выходцы из арабских стран, приехавшие обучаться в чешских вузах. Уровень образования в Чехии отвечает самым высоким европейским стандартам, поэтому сюда традиционно стремились попасть на учебу выходцы из разных стран. Характерно, что 80% студентов араб-

ского происхождения, как мусульман, так и христиан, получают или уже имеют диплом медицинских вузов; 20% - инженеры. Это престижные профессии, востребованные и хорошо оплачиваемые как на их родине, так и в Чехии. В новой ситуации эти квалифицированные специалисты нашли рабочие места в Чехии.

В стране также имеются крупные сообщества мусульман из соседних европейских стран: албанцы, боснийцы (в большинстве своем потомки тех, кто переселился еще в Австро-Венгрию), а также выходцы с Кавказа. В целом надо отметить, что среди новых иммигрантов мусульманского происхождения как среди студентов, так и среди иных категорий превалируют мужчины. Это обстоятельство логично предполагает, что благодаря бракам с чешскими женщинами растет число новообращенных мусульман.

Как было сказано выше, численность мусульман в стране не может быть точной в силу традиционной привычки не указывать религиозную принадлежность в период переписи. Социолог из Карлова университета Карел Черны приводит цифру в 22 тыс. че-ловек10. Мусульмане Чешской Республики исповедуют суннитский ислам ханифитского толка. Известно также, что в стране присутствует малочисленная группа шиитов (около 300 человек).

Формирование мусульманских организаций

В июне 1990 г. была провозглашена новая Чешская Социалистическая Республика, которая уже вскоре подтвердила права граждан, исповедующих ислам. Весной 1991 г. (еще до официальной регистрации) в Праге состоялось совещание Союза мусульманских религиозных сообществ. В том же году два мусульманских сообщества - в Праге и в Брно - получили официальный статус. В 1992 г. в Брно было впервые открыто молельное помещение. Оно ничем не отличается от соседних зданий и не имеет минарета. До этого мусульмане собирались на пятничную молитву в арендованных помещениях и даже в одном из помещений посольства Египта в Чехословакии.

Спустя два года был открыт Исламский фонд, целью деятельности которого было создание условий для отправления культа: это, прежде всего, организация подходящих помещений для молитвы, обеспечение мусульман литературой. Благодаря пожертвованиям фонд смог в 1995 г. приобрести участок земли для строительства мечети, однако власти Брно, а также жители города

долгое время препятствовали выдаче разрешения на строительство мечети. Тем не менее в 1998 г. мечеть была построена. Затем городские власти выделили участок на местном кладбище для мусульманских захоронений. Еще один участок на кладбище был выделен в городе Тршебич (ТгеЬ1с - в Западной Моравии) на берегах реки Йиглавы.

Впоследствии и в Праге, неподалеку от Вацлавской площади, было выделено и благоустроено помещение (в пассаже Иржи Гроссмана), используемое как мечеть. Неподалеку расположено несколько халяльных ресторанов, специализирующихся на блюдах индо-пакистанской, турецкой и марокканской кухни.

Тем не менее через несколько лет на окраине города была выстроена соборная мечеть. Имамом Центральной мечети Праги является Владимир Санка, чех по национальности, принявший ислам. Его мусульманское имя - Умар11.

Надо отметить, что мусульмане долгое время не могли получить разрешение на строительство мечети, что свидетельствует об опасениях властей вызвать недовольство местных граждан. В других городах были организованы исламские центры, совмещающие ритуальные и просветительские функции.

Позднее стало известно, что в Праге возникло еще несколько молельных помещений. В частности, чешская пресса упоминает «турецкую мечеть» в помещении бывшего боксерского клуба на улице Пивоварницка, где имамом является уроженец Турции Сад-риддин. Характерно, что посетителями «турецкой мечети» являются уроженцы Турции и Узбекистана. Число последних в Чешской Республике постоянно растет. Еще один «исламский центр» функционирует у станции метро «Черный мост». Ретроспективно можно отметить, что мусульманские активисты постоянно сталкиваются с негативным отношением христианских организаций, которые оказывают давление на властные структуры республики (в основном на городское руководство). Мусульманам также препятствуют при аренде помещений для религиозных мероприятий, для школ по изучению Корана и т.д.

Учитывая отсутствие в Чехии полноценных мечетей, граждане арабских стран, посещающие курортный город Теплицы (ТерНсе) на северо-западе Чехии, выступили с инициативой собрать средства для строительства мечети в этом городе. Интерес к этому городу связан с его популярностью среди определенных слоев населения арабских стран, предпочитающих приезжать

в Европу на отдых и лечение. Однако власти города из-за протестов населения от этой благотворительной акции отказались.

В 2000-е годы численность иммигрантов из мусульманских стран возросла. Прежде всего, за счет студентов, а также за счет членов семей тех иностранных мусульман, кто уже получил чешское гражданство.

Еще в 1993 г. в Чехии был создан Общий союз мусульманских студентов. Первоначально он был сформирован из национальных землячеств. Впоследствии Союз был переименован в Союз мусульманской молодежи и студентов, куда кроме приехавших из-за рубежа, вошли дети от смешанных браков. Основная деятельность союза направлена на удовлетворение религиозных потребностей студентов-мусульман, а также организацию их быта и досуга; просветительные лекции об исламе, диспуты и собрания по поводу событий в мусульманском мире; организацию выставок, посвященных мусульманской культуре. Союз тесно сотрудничает с аналогичной организацией в Словакии.

Характерно, что люди, чьи родственники связали свои судьбы с мусульманами, заключив браки с приехавшими в Чехию студентами и предпринимателями, создали Общество друзей мусульманской культуры (руководитель - Салим Владимир Волдан). Эта организация позднее была переименована в Исламский союз и стала членом Мировой Исламской Лиги.

Важное событие для мусульман Чехии произошло в 2004 г., когда Министерство культуры зарегистрировало Союз мусульманских сообществ (СМС) как официальную религиозную организацию, имеющую соответствующие права, в том числе право на финансовую поддержку государства. СМС включает в себя несколько общин в разных городах, Союз мусульманской молодежи и студентов, Общество друзей мусульманской культуры, а также Исламский фонд в Праге и Брно. Организация публикует различные материалы о жизни чешских мусульман, стараясь сформировать общественное мнение страны о ценностях ислама, а также оказывает помощь мусульманам, оказавшимся в тяжелой ситуации. Большая работа в этом направлении ведется на интернет-страницах сайтов www.islam.cz и www.mesita.cz.

Союз мусульманских сообществ провозгласил своим девизом «Идентичность + интеграция = идеал». Объясняя свою точку зрения, руководство союза считает, что мусульмане не должны утратить свою культуру, но одновременно должны знакомиться и уважать культуру принимающего общества.

Деятельность Исламского фонда в Брно и Праге включает в себя работу внутри мусульманского сообщества и работу, направленную на ознакомление населения страны с исламом и жизнью чешских мусульман. Внутри сообщества осуществляется традиционная для ислама благотворительность, сбор пожертвований для беженцев, физическая, религиозная и юридическая помощь, в том числе оказание помощи и поддержки мусульманам, попавшим в затруднительное положение, после катастроф.

С этой же целью в пражской мечети устраивают дни открытых дверей, когда желающие могут войти и посмотреть помещение. Некоторые школы устраивают экскурсии для школьников, объясняя им принципы ислама. Посещение мечети для любопытствующих возможно спустя полчаса после молитвы и заканчивается за полчаса до следующей молитвы.

Естественно, что наиболее активно действуют общины крупных городов, прежде всего Праги и Брно. Однако надо отметить, что с ростом популярности курортных здравниц, активно привлекающих иностранных пациентов, в этих городах всё чаще можно встретить приезжих мусульман, в том числе женщин в традиционной исламской одежде.

Ввиду отсутствия достаточного количества мечетей службы регулярно проходят в филиалах Исламского фонда. Исламский фонд относится к числу некоммерческих организаций. Вероятно, его деятельность осуществляется на средства, предоставляемые из-за рубежа. Фонд считает необходимым помогать местным мусульманам в сохранении своей веры, идентичности, осуществлять просветительскую деятельность, прежде всего обучая детей верующих, и распространять правдивую информацию об исламе. В помещении фонда в Праге каждую пятницу проходит совместная молитва, собирающая примерно 200 человек. Кроме того, организуется лекция, которую можно услышать не только на чешском языке, но и в переводе на английский и арабский языки. В фонде есть также библиотека, по субботам функционируют школа для детей (до обеда) и курсы для взрослых. Детей и взрослых знакомят с арабским языком, также объясняют премудрости богословия (фикх).

Фонд организует специальную программу в месяц Рамадан. В частности, в последние дни Рамадана, когда по традиции ночью добавляется 6-я молитва, фонд создает специальные условия для желающих остаться в помещении фонда для ее совершения (и'атикаф). Фонд также оказывает содействие в организации брач-

ной церемонии по нормам ислама, ритуального обрезания мальчиков, а также погребального обряда.

Влияние европейской ксенофобии

на отношение к мусульманам в Чехии

Присутствие мусульман в традиционно христианской, а ныне в большой степени атеизированной, стране, каковой является Чехия, внешне выглядит вполне благополучно. Однако с ростом террористических актов в Европе, а также разрушением государственности ряда арабских государств и ростом потока иммигрантов чехи, так же как и другие жители Европы, испытывают опасения за свою жизнь и будущее своих детей. Со своей стороны, руководство страны достаточно осторожно относится к просьбам мусульманского сообщества, учитывая возможное недовольство коренного населения. Так, в общественных школах не разрешены уроки религии, отдельные мусульманские школы с полным образовательным циклом также запрещены. Отсутствует предоставление религиозных услуг в тюрьмах. На наш взгляд, такая позиция руководства страны вызвана, прежде всего, ростом атеистических настроений в стране. Кроме того, ситуация вокруг ислама, обострившаяся после провозглашения ИГИЛ и миграционного кризиса 2015-2016 гг., заставляет власти более внимательно следить за деятельностью мусульманских организаций в стране.

Проблема беженцев, начиная с 2015 г., также способствует возникновению серьезных экономических, политических и социальных проблем, связанных с необходимостью обустроить иммигрантов, способствовать их адаптации и социализации в принимающем обществе. Общественность Чехии обеспокоена тем, что и принимающий социум также должен быть готов к встрече с чужой культурой. Это не всегда и не сразу достигается. На первых порах обычно возникают ксенофобские настроения. Даниель То-пилка, автор книги «Ислам в Чехии», пишет, что «мусульмане воспринимаются чешским обществом как гомогенная и достаточно небезопасная группа, в результате чего чехи испытывают в ее отношении страх». В одной из программ Радио Прага приводится такое объяснение: «Чехи всегда с опаской и отторжением относились к культурам, которых не понимали, а кроме того, наша история такова, что мы часто должны были прилагать много усилий, чтобы сохранить себя как народ. Поэтому мы не принимаем чужие нравы...» Вероятно, в определенной степени именно этим можно

объяснить отказ властей принимать беженцев, прибывших в Европу через Грецию и Италию в 2016-2017 гг.

Тем не менее в связи с занятостью основной части мусульман в мелком и среднем бизнесе чехи достаточно часто контактируют с иммигрантами. Известно, что албанцы в основном заняты в кондитерском производстве, а также в ресторанном бизнесе. Предприятия быстрого питания держат также выходцы из арабских стран. Боснийцы работают торговцами на рынке, кавказцы также торгуют или заняты в охранных службах.

В конце 2016 г. в Чехии вышла книга «Мусульмане в Чехии». Это первое исследование, объемом в 400 страниц, идея создания которого принадлежит социологу Оломоуцкого университета Даниэлю Топилка. Книга издана в издательстве Вап^ег&Рппара! (Брно). Ученый начал собирать материалы о чешских мусульманах еще в период, предшествовавший миграционному кризису. Уже тогда он обнаружил, что, несмотря на то что мусульманская община довольно закрыта и определить степень религиозности ее членов достаточно трудно, местное население - чехи и словаки -относятся к ним с недоверием.

Автор отмечает, что отсутствие мечетей с ярко выраженными атрибутами (без минаретов) как бы скрывает присутствие мусульман в стране. То есть мусульманская диаспора (за исключением мусульманских праздников) не выделяется в среде местного населения. Наличие большого количества выходцев из арабских стран, получивших образование в Чехии, делает эту общину более адаптированной и лояльной к чешской культуре. Д. Топилка также отмечает, что часть выходцев из мусульманских стран тяготеет к атеизму и этим не отличается от значительной части местного населения13. Он также отмечает, что большинство мусульман страны отличаются высоким уровнем образования, хорошим знанием чешского языка. Многие мусульмане имеют успешный бизнес, благодаря которому образуются новые рабочие места. Чехи отмечают, что состоятельные мусульмане оказывают благотворительную помощь своим соплеменникам, а также участвуют в реализации проектов по благоустройству городов.

Проблема беженцев

из мусульманских стран

Чехию не обошла миграционная волна 2015-2016 гг. После развала социалистического лагеря благополучная страна стала

принимать не только иммигрантов из бывшего СССР, но и из других стран. В 2014 г. количество прошений, поданных «беженцами»14, составило 1155 (для сравнения: в Словакии - 330)15. В 2015 г. численность иммигрантов в Чехии составила 405 093 человека, т.е. 3,8% от общей численности населения страны (10 543 186 человек). В братской, но ныне независимой Словакии численность иммигрантов составила 177 190 человек, т.е. 3,3% от общей численности населения (5 426 258 человек). Однако в используемом нами источнике нет информации о количестве мусульман в этом потоке. Кроме того, известно, что при регистрации иммигрантов большая часть предпочитала объявлять себя сирийцами, хотя там были представители более 20 стран и разных вероисповеданий.

Надо отметить, что Чехия и Словакия не являются притягательными для иммигрантов. Согласно чешским законам, иммигранту предоставляется 13,29 евро в месяц, оплачивается обучение профессии. В соседней Словакии ситуация не лучше -40 сантимов/центов в день16.

По сравнению с другими европейскими странами Чехия, в силу своего географического положения и невысокого экономического уровня, избежала участи наплыва «беженцев»17. В сентябре 2015 г. в стране были задержаны 50 нелегалов, но власти Чехии вовремя поняли, что их страна не является целью «беженцев». Было решено не препятствовать их передвижению через страну. Более того, полиции было дано распоряжение способствовать «беженцам», с тем чтобы они не задерживались в Чехии на срок более семи дней. Это благоразумное решение избавило чехов от необходимости принимать жесткие меры для выдворения нежелательных иммигрантов. Как стало известно, власти Чехии предоставили большинству тех, кто прибыл в страну из Венгрии, возможность беспрепятственно перебраться в Германию. Об этом 2 сентября 2015 г. заявила официальный представитель чешской полиции Катерина Рендлова18.

В сентябре 2016 г. страны ЕС заключили соглашение о размещении «беженцев» на основании квот, принятых с учетом населения, территории и финансового благополучия отдельных стран Европы. Уже тогда чешские представители выразили сомнение в разумности подобной меры. В июле 2016 г. стало известно, что Чехия в рамках соглашения между ЕС и Турцией должна принять 80 «сирийских беженцев», находящихся в турецких лагерях для мигрантов. От Верховного комиссариата ООН были получены списки людей, согласившихся поселиться в Чехии. Эта информа-

ция обеспокоила население страны. И хотя было объявлено, что помимо проверки со стороны спецслужб, «беженцев» еще до переезда ждет краткий курс ознакомления с реалиями будущей жизни в Чехии, граждане страны через средства массовой информации выражали нежелание принимать «чужаков», которые были приглашены в Европу Брюсселем. Глава МИД Чехии Л. Заоралек объяснил отказ участвовать в программе по перераспределению мигрантов тем, что система распределения беженцев «не работает» и ситуация с безопасностью изменилась в худшую сторону после последних терактов в Европе19. Он имел в виду, что иммигранты, даже получившие регистрацию в Чехии (Польше или Венгрии и некоторых других странах), стремятся перебраться в наиболее благополучные в экономическом отношении страны - Германию, Швецию или Великобританию.

Позднее министр внутренних дел М. Хованец заявил в интервью журналу «Ргауо», что «вплоть до осенних парламентских выборов (2017 г. - Авт.) Чешская Республика не примет больше на своей территории ни одного беженца»20. Министр также вновь подверг критике систему квот на распределение мигрантов, принятую Еврокомиссией. Глава МВД заявил, что не допустит появление в стране людей, не прошедших соответствующую проверку спецслужб, которые могут представлять опасность для граждан страны. До принятия этого решения Чехия добровольно согласилась принять у себя 1100 иммигрантов, хотя обязательная квота ЕС составила 1591 человека21. Однако на середину апреля 2017 г. республика приняла лишь 12 человек.

Тогда же (апрель 2017 г.) министр внутренних дел М. Хова-нец заявил, что лучше заплатить ЕС несколько миллионов евро в качестве штрафа22, чем принять 1600 иммигрантов, этнически и конфессионально отличающихся от коренного населения страны. Ранее Вацлав Клаус, экс-президент Чехии, назвал приравнивание массовой миграции к индивидуальной неправильным23.

Рост антиисламских настроений

в Чехии

С началом массовой переброски так называемых «сирийских беженцев» в Европу в Чехии участились антиисламские выступления. В июле 2015 г. в Праге состоялась антиисламская демонстрация. Участники требовали не допустить размещения на территории страны эмигрантов из мусульманских стран Азии и Африки.

Демонстранты несли транспаранты с надписями «Стоп вторжению Исламского государства в Европу» и «Поддержка мусульманской иммиграции - не гуманизм, а предательство родины». Подобная акция прошла также в Брно.

Тогда же стало известно, что против ислама уже было сформировано движение «Блок против ислама» (руководитель Мартин Конвичка). В марте 2016 г. этот «Блок», а также партия «Рассвет» («№уй») призвали правительство принять закон, запрещающий «политический ислам». Лидер партии «Рассвет» Мирослав Лидин-ский назвал возможное соглашение между ЕС и Турцией о безвизовом режиме «соглашением с дьяволом», расценив его как «договор о безвизовым режиме с Исламским государством»24.

21 августа 2016 г. полиция пресекла акцию протеста на Староместской площади в центре Праги против приема эмигрантов из мусульманских стран в Чехии. Организатором акции, в которой приняли участие несколько десятков граждан, стал Мартин Конвичка, один из лидеров общественной инициативы «Блок против ислама». Под лозунгом «Не хотим ислам в Чехии», он въехал на верблюде в сопровождении единомышленников на главную площадь Праги. Его соратники были одеты в форму боевиков «Исламского государства» и, стреляя холостыми патронами, выкрикивали лозунг «Аллах акбар». Они даже пытались инсценировать казнь заложника, как это делают игиловцы, но полиция пресекла их действия25.

Мартин Конвичка, руководитель «Блока против ислама», доцент университета города Чешские Будейовице, энтомолог (специалист по насекомым). В его «Блок» входят те, кто выступает против иммигрантов и ислама. Он постоянно подчеркивает, что его движение выступает не только против радикального исламизма, но и ислама как религии. Впоследствии «Блок» был распущен. Однако антиисламские настроения в стране довольно сильны. Так, в январе 2016 г. БасеЬоок удалил из Сети страницу группы «Не хотим ислам в Чешской Республике». Группа насчитывала более 163 тыс. подписчиков26.

Антиисламские акции имели место и в других городах Чехии. В Брно хулиганы неоднократно пытались осквернить мечеть, подбрасывая на ее порог куски свинины. Известен также случай, когда молодая ливанка, ехавшая в трамвае вместе с младшей сестрой (обе родились в Праге), заговорила со своей сестрой по-арабски, за что получила пощечину от одной из пассажирок трамвая. При этом остальные пассажиры трамвая абсолютно не

отреагировали. Естественно, что в арабской общине этот эпизод получил негативный резонанс. В апреле 2014 г. полиция провела облаву в пражской мечети во время молитвы (!). Впоследствии полиция объяснила, что поводом для рейда послужило заявление Л. Лготана, бывшего редактора еврейского веб-портала Shekel.cz, утверждавшего, что в мечети пропагандируются идеи антисемитизма27. В июле 2016 г. в городе Брно исламофобы демонстративно устроили «Рамадан по-чешски» с гуляшом, пивом, модным показом купальников и публичным сожжением Корана.

Среди критиков мусульманского присутствия в Европе обращает на себя внимание фигура чешского бизнесмена и политика Томио Окамуры (японец по отцу), который призывает к жесткому контролю за миграцией и практически полному отказу от выдачи иностранцам постоянных видов на жительство. Так, на выборах в местные органы самоуправления, прошедших в Чехии (7 и 8 октября 2016 г.), противники миграции и исламизации страны получили большинство голосов. Коалиция «Партии прав граждан» (Strana prav obcanu - SPO) и движения «Свобода и прямая демократия» (Svoboda a prima demokracie - SPD) Томио Окамуры получила 32 мандата в региональные органы власти28. Томио Окамура считается одним из самых правых политиков Чехии, требующих скорейших и решительных мер по борьбе с наплывом беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. Он также выступает за серьезное ужесточение миграционных законов в стране. Еще в 2011 г. Окамура вместе с Петром Газдиком (Petr Gazdik), депутатом чешского парламента, предложили новый проект Закона о пребывании иностранцев Чехии. За основу был взят Закон об иностранцах в ОАЭ, согласно которому принцип пребывания иностранцев в стране простой: есть работа - живи и работай, нет - возвращайся на свою родину. По его мнению, численность иммигрантов в стране должна напрямую зависеть от потребностей рынка. Надо отметить, что абсолютное большинство граждан Чехии (87%) выступают за введение более жестких правил въезда в страну представителей мусульманских стран. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного 13-14 января 2011 г. социологическим центром «Медиан» для Чешского радио29.

Естественно, что мусульмане (в том числе иммигранты), живущие в Чехии, обеспокоены ростом ксенофобских настроений. По инициативе центра А1 Firdaus, 10 августа 2016 г. около 200 чешских мусульман приняли участие в католическом богослужении в церкви Святого Сердца Господня на Виноградах. Мусульмане

возложили к стенам церкви цветы и зажгли свечи в память о жертвах недавних террористических атак в европейских городах. На демонстрации, состоявшейся на площади ЛпЬо ъ РоёёЬгаё, также были зачитаны послания Мусульманской общины Праги, Общественного объединения мусульманских студентов и молодежи ЧР и самого центра А1 Биёаш. После этого на площади перед зданием церкви состоялся митинг, осуждающий терроризм в Европе.

Надо отметить, что ядром чешской мусульманской общины являются выпускники вузов, т. е. люди, сформировавшиеся в этой стране. Именно они создают общий климат в мусульманском сообществе, воспитывают лояльность и уважение к стране, которая стала их второй родиной. Однако чехи опасаются, что увеличение численности иммигрантов мусульманского вероисповедания из разных стран, прибывающих как трудовые мигранты или беженцы, может изменить характер общины и снизить уровень общественного согласия в стране.

В разгар миграционного кризиса в 2015 г. министры внутренних дел ЕС установили квоты по размещению мигрантов во всех странах Евросоюза. Возникает удивление по поводу того, что этот вопрос не обсуждался заранее. Совершенно очевидно, что тогда многие страны были бы не согласны с приемом на своей территории людей другой культуры. Предусмотренные квоты для стран Восточной Европы были относительно небольшими - 7 тыс. человек для Польши, 1,6 тыс. для Чехии и 1,3 тыс. для Венгрии. Естественно, что представители этих государств проголосовали против принятия беженцев. Однако решение было принято большинством голосов.

Приняв всего шесть человек, правительство Чехии заявило, что категорически отказывается от дальнейшего приема беженцев. По мнению чешского МВД, беженцы представляют значительную угрозу для внутренней безопасности Чехии, о чем свидетельствуют трудности, с которыми столкнулись другие европейские страны, и прежде всего громкие теракты в городах Западной Европы. Кроме того, чешские эксперты обратили внимание на то, что беженцы не желают оставаться в странах Восточной Европы, и стремятся перебраться в Германию, Швецию и другие страны, где есть высокие пособия. При этом президент Чехии Милош Земан отметил, что, в отличие от ближневосточных мигрантов, уже живущие в стране украинцы и вьетнамцы довольно легко интегрировались в чешское общество. Но население страны негативно относится к мусульманам, которые ассоциируются с терроризмом и насилием.

Надо отметить, что, учитывая этот фактор, еще в 1990-е годы, в разгар югославских войн, Чехия сделала все, чтобы не пустить в страну косовских албанцев30.

Чехия является членом так называемой «Вышеградской четвёрки»31, члены которой считают, что политика Евросоюза в отношении новых членов ЕС ведет к утрате национальной идентичности. В контексте конфликта между Чехией и Евросоюзом чешские мусульмане поддержали правительство страны, ибо считают, что среди «новых мусульман» могут быть и бывшие террористы, присутствие которых на чешской земле может разрушить межнациональное согласие, создававшееся многие годы.

Независимая газета. 19.09.2012.

Nabozenska vira obyvatel podle vysledkii scitani lidu. Cesky statisticky urad (17.02.2014).

Независимая газета. 19.09.2012.

Лучше украинец, чем мусульманин (Radio Praha, Чехия). 11.02.2015 // inform-buro.dn.ua/cgi-bin/iburo/start.cgi?info58=0097

Независимая газета. 19.09.2012. Согласно проведенной переписи, 3348 человек назвали себя мусульманами.

Прага в период VIII-X вв. была центром работорговли в Европе. Россия и мусульманский мир. 2015. № 1. С. 43.

В июне-октябре 1945 г. из Судетской области были депортированы более 2,5 млн человек. До войны граждане немецкого происхождения составляли в этом районе более 80%. В Декрете от 02.08.1945 г., подписанном Э. Бене-шем, было сказано: «Граждане Чехословакии немецкой или венгерской национальности, которые [ранее] получили по распоряжению оккупационных властей немецкое или венгерское гражданство, в день получения такого гражданства утратили право на гражданство Чехословакии». См.: Чехи и немцы: история непростого соседства //www.radio.cz/ru/rubrika/progulki/chexi-i-nemcy-istoriya-neprostogo-sosedstva

Чехия входит в число стран с минимальным уровнем детской смертности, который составляет менее 4 человек/1000 новорожденных // ru: http://fb.ru/ article/146071/naselenie-chehiikratkiy-obzor#image http://fb.ru/crypt/Ly9mYi5yd S9taXN jL2kvZ2FsbGVyeS8x0Tc3MS80NDE1NTIuanBn Радио Прага. 08.10.2015 // www.radio.cz/ru/rubrika/pismo/o-pruzhinnike-musulmanax-vchexii-i-propavshem-cheshskom-- 1

Рамазан в Праге. 06.07.2016 // www.muslim-info.com/ramazan-v-prage.html Мусульмане в Чехии // living-in-praha.livejournal.com/91095.html Мусульмане Чехии - впервые под прицелом // Радио Прага. 30.01.2017 / www.czech. cz/ru/Arbeit-Leben/

2

3

4

5

8

9

10

12

14 Согласно международному праву, беженцами называют людей, перебравшихся через одну границу в силу определенных обстоятельств. Все остальные, пересекшие несколько границ, квалифицируются как мигранты.

15 Дюк-Кван Нгуэн (Duc-Quang Nguyen) и Штефания Зуммерматтер (Stefania Summermatter) Миграция и беженцы в Европе: цифры и факты // www.swissinfo.ch/rus/politics/41557352

16 Список стран по численности международных мигрантов (иммигрантов), по оценкам Организации Объединенных Наций, опубликованный в сборнике «Тенденции международной миграции: ревизия за 2015 год» (Trends in International Migrant Stock: The 2015 Revision) и отчете о международной миграции 2015 года (International migration report 2015: Highlights).

17 Автор использует слово «беженцы» в кавычках, так как, согласно международному праву, беженцами называются люди, перешедшие одну границу. Евросоюз использовал термин «сирийские беженцы», чтобы европейское население прониклось сочувствием к мигрантам. На самом деле в этом беженском потоке были люди из 28 стран, неоднократно перешедшие границы других государств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Чехия открыла беженцам свободный доступ в Германию // rusvesna.su/news/ 1441308831

19 Чехия и Польша отказалась принимать беженцев по согласованным в Евросоюзе квотам. Русская линия. Сводка новостей от 6.06.2017.

20 Глава МВД Чехии: до парламентских выборов Чехия не примет ни одного беженца. Радио Прага // radio.cz/ru/rubrika/novosti/glava-mvd-do-parlamentskix-vyborov-chexiya-ne-primet-niodnogo-bezhenca. В сентябре должен завершиться проект ЕС, согласно которому для стран-членов установлены квоты на прием мигрантов, изначально прибывших в Италию и Грецию.

21 Радио Прага // radio.cz/ru/rubrika/novosti/glava-mvd-do-parlamentskix-vyborov-chexiya-neprimetni-odnogo-bezhenca

22 В соответствии с проектом пересмотра положений Дублинского соглашения о предоставлении мигрантам убежища в странах ЕС, за каждого непринятого беженца предусмотрен штраф в размере 250 тыс. евро.

23 Parlamentni listy. 16.04.2017.

24 В Чехии требуют запретить «политический ислам» // islamreview.ru/news/v-cehii-trebuutzapretitislamizm (23.03.2016).

25 В Праге пресечена акция протеста против размещения беженцев-мусульман в Чехии. NEWSLAND. 21.08.2016 // newsland.com/user/4296648078/content/v-prage-presechena-aktsiiaprotesta-protiv-razmeshcheniia-bezhentsev-musulman-v-chekhii-podrobnee/5405393

26 Manifestace proti islamu // islamreview.ru/news/facebook-udalil-gruppu-ne-hotim-islam-vcesskojrespublike (12.01.2016).

27 Лидеры мусульман Чехии шокированы рейдом в мечеть Праги // crimea-news.org/russianews/1555-lideri_musulman_chehii_shokirovani_rejdom_v_mechet_ pragi.html# (25.04.2014).

28 «Гроза мигрантов» Томио Окамура преуспел на выборах в Чехии // vary-info.ru/news/181-groza-migrantov-tomio-okamura-preuspel-na-vyborah-v-chehii. html (10.10.2016).

Исследование проводилось вскоре после терактов во Франции // www. sedmitza.ru/text/5348177.html

Добров Д. Евросоюз хочет наказать страны «Вышеградской четверки» // inosmi.ru/politic/20170619/239614770.html (19.06.2017).

«Вышеградская четвёрка» - объединение Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, возникшее после встречи глав государств 15.02.1991 г. в венгерском городе Вышеград, где была подписана декларация об интеграции в структуры ЕС.

«Труды Института востоковедения РАН, Вып. 4: Экономические, социально-политические, этно-конфессиональные проблемы афро-азиатских стран»,

М. : ИВ РАН, 2017 г., с. 326-339.

30

31

Шарипов У.З.,

доктор политических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЗАПАДА В ОБОСТРЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ

Ключевые слова: Ближний и Средний Восток, конфликт, суннизм, шиизм, Запад.

Ближний и Средний Восток - весьма неблагополучный в политическом и военном отношениях регион современного мира. В последние годы среди главных факторов международной напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, где проживает большая часть общемирового мусульманского населения, наступило резкое обострение суннитско-шиитских отношений. В ряде стран Ближнего Востока даже ведутся военные действия между просуннитскими, с одной стороны, и прошиитскими - с другой, вооруженными формированиями. Наблюдается вмешательство в эти конфликты как соседних стран, так и внерегиональных держав.

Сложившаяся общая трагическая ситуация на Ближнем и Среднем Востоке только в первые десятилетия XXI в. имела крупномасштабные негативные последствия для многих мусульманских народов. Это - массовая гибель местного населения, исчисляемая многими сотнями тысяч человек, миллионы беженцев, разрушение городов и деревень, сокращение народно-хозяйствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.