Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АРМЕНИИ И РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АРМЕНИИ И РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
837
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / РОССИЯ / ЕАЭС / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ПЕРЕВОДЫ МИГРАНТОВ / ВНЕШНИЕ ШОКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пылин А.Г.

Россия является ведущим торгово-экономическим партнером Республики Армения (РА), между странами сохраняются тесные культурные, исторические и социальные связи. Армения и Россия активно взаимодействуют не только на двусторонней основе, но и в рамках межгосударственных институтов - ОДКБ, ЕАЭС, ЕАБР. Россия во многом обеспечивает национальную военную безопасность республики, а Армения является единственным военно-политическим союзником РФ на Южном Кавказе. Однако в 2020 г. отношения двух стран подверглись серьезному испытанию. Пандемия COVID-19, вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе и последовавший внутриполитический кризис в РА существенно повлияли на их экономические связи. В статье проводится анализ динамики и структуры взаимных торговых, инвестиционных и миграционных связей двух стран в контексте проблем экономического развития Армении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF TRADE AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN ARMENIA AND RUSSIA IN THE CURRENT CONTEXT

Russia is the leading trade and economic partner of the Republic of Armenia (RA). Armenia and Russia actively interact not only on a bilateral basis, but also within the framework of interstate institutions. Russia ensures the national military security of the Republic, and Armenia is the only military-political ally of the Russian Federation in the South Caucasus. In 2020 year relations between the two countries were severely tested. The COVID-19 pandemic, the armed conflict in Nagorno-Karabakh and the internal political crisis in the RA have significantly affected its economic relations. The paper analyzes the dynamics and structure of mutual trade, investment and migration relations between the two countries in the context of the problems of economic development of Armenia.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АРМЕНИИ И РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества Армении и России в современных условиях

Пылин Артем Геннадьевич

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, artem-pylin@yandex.ru

Россия является ведущим торгово-экономическим партнером Республики Армения (РА), между странами сохраняются тесные культурные, исторические и социальные связи. Армения и Россия активно взаимодействуют не только на двусторонней основе, но и в рамках межгосударственных институтов - ОДКБ, ЕАЭС, ЕАБР. Россия во многом обеспечивает национальную военную безопасность республики, а Армения является единственным военно-политическим союзником РФ на Южном Кавказе. Однако в 2020 г. отношения двух стран подверглись серьезному испытанию. Пандемия СОУЮ-19, вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе и последовавший внутриполитический кризис в РА существенно повлияли на их экономические связи. В статье проводится анализ динамики и структуры взаимных торговых, инвестиционных и миграционных связей двух стран в контексте проблем экономического развития Армении. Ключевые слова: Армения, Россия, ЕАЭС, внешняя торговля, инвестиции, переводы мигрантов, внешние шоки, региональная интеграция.

Факторы и тенденции экономического развития Армении

В 2015-2019 гг. экономика Армении демонстрировала достаточно высокие темпы прироста реального ВВП, которые составляли в среднем 4,7% ежегодно, что в 1,4 раза превышало среднемировые значения. Основным драйвером экономического роста был внешний спрос: среднегодовые темпы прироста экспорта товаров и услуг составляли в среднем 13,3%. Важным фактором экономической динамики был также внутренний спрос, прежде всего за счет роста потребления импортных товаров и услуг на фоне притока переводов трудовых мигрантов. При этом динамика инвестиций носила достаточно неравномерный характер (таблица 1).

Таблица 1

Основные драйверы роста ВВП (постоянные цены) Армении в 2015-2019 гг., %

Показатели 2015 2016 2017 2018 2019 20152019

потребление до-мохозяйств -7,5 -2,1 14,0 4,8 11,7 4,2

государственное потребление 4,7 -2,4 -2,1 -3,0 12,5 1,9

инвестиции -3,2 -8,7 10,3 34,5 -13,8 3,8

экспорт 4,9 21,3 19,3 5,0 16,0 13,3

импорт -15,3 6,3 24,6 13,3 12,0 8,2

ВВП 3,2 0,2 7,5 5,2 7,6 4,7

Источники: составлено и рассчитано по данным Всемирного банка (World Development Indicators).

В отраслевом измерении рост был сконцентрирован в промышленности и сфере услуг, при этом строительная активность продолжала снижаться [13, с. 11-13]. Сектор услуг вносит наибольший вклад в ВВП, в 2019 г. на него приходилось 54,2% добавленной стоимости. В этом период отмечалось заметное снижение доли сельского хозяйства на фоне более высокого роста в обрабатывающей промышленности, что привело к выравниванию этих двух секторов в структуре армянской экономики (таблица 2). Развитию обрабатывающих отраслей промышленности способствовал рост производства пищевых продуктов и напитков, табака и недрагоценных металлов.

Таблица 2

Показатели 2015 2016 2017 2018 2019

Сельское хозяйство 17,2 16,4 15,0 13,9 12,0

Промышленность (включая строительство) 25,7 25,6 25,8 24,8 24,3

Обрабатывающая промышленность 9,2 10,3 10,6 11,3 11,7

Услуги 48,2 49,9 50,8 52,6 54,2

Источники: составлено по данным Всемирного банка (World Development Indicators).

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О

м

CS

0

CS

<0

01

о ш m

X

3

<

m О X X

Экономика Армении по-прежнему сильно зависит от внешних факторов - торговли и поступающих из-за рубежа денежных средств. По данным Всемирного банка, в 2019 г. торговля товарами и услугами составляла 95,7% ВВП, а денежные переводы иностранцев - 11,2% ВВП. Высокие темпы роста армянского экспорта привели к усилению зависимости страны от внешнего спроса - с 29,7% ВВП в 2015 г. до 41,2% ВВП в 2019 г. Росту экспорта способствовали более высокие мировые цены на медь и улучшение состояния экономики основных торговых партнеров - России и Евросоюза.

В 2020 г. экономика Армении оказалась под воздействием двойного внешнего шока - масштабного военного конфликта в Нагорном Карабахе и пандемии COVID-19. В результате спад реального ВВП составил 7,6%. По данным Статкомитета РА, в наибольшей степени снизился розничный товарооборот (на 14,0%) и сфера услуг (на 14,7%), в том числе организация проживания и общественного питания (на 45,0%), сократились объемы строительства (на 9,5%). Более устойчивыми к пандемии отраслями оказались сельское хозяйство, где объем валовой продукции вырос на 1,4%, а также промышленность с минимальным снижением производства (на 0,9%).

Дефицит торгового баланса по товарам в 2020 г. заметно улучшился и составил 2,0 млрд долл. против 2,9 млрд долл. годом ранее. Экспорт товаров снизился лишь на 3,9%, а импорт - на 17,7%. Снижение цен на экспортную продукцию было частично компенсировано наращиванием физических объемов поставок, особенно руд цветных металлов. Меньший торговый дефицит компенсировал сокращение счетов услуг и доходов, поскольку прибытие туристов было приостановлено, а денежные переводы из-за границы сократились. В результате дефицит счета текущих операций снизился с 7,2 до 4,6% ВВП.

Влияние пандемии на домохозяйства оказалось весьма серьезным. Правительственные меры по борьбе с COVID-19 были ограниченными по объему финансирования и составляли около 3,5% ВВП, что в числе прочего включало поддержку бизнеса через банковский сектор. В результате уровень бедности подскочил на 7,7 процентных пункта - до 51,7% [7, с. 113-114], а безработица выросла с 18,9% до 24,2% [9], что стало наиболее высоким показателем за последнее десятилетие.

Бюджетный дефицит резко увеличился до 5,1% ВВП в 2020 г. (с 0,8% ВВП годом ранее) из-за увеличения расходов, связанных с антикризисными мерами правительства, более высокими военными расходами и снижением налоговых поступлений. Дефицит финансировался главным образом за счет увеличения государственных заимствований, что привело к росту государственного долга страны с 54 до 67% ВВП. При этом инфляция оставалась низкой на протяжении большей части 2020 года, отражая слабый совокупный спрос. Кроме того, Армении удалось сохранить устойчивость курса национальной валюты, которая по итогам года снизилась к доллару США лишь на 9%.

Таким образом, в 2020 г. двойной внешний шок прервал период высокого роста армянской экономики, приведя к резкому спаду ВВП и росту бедности. Тем не менее, во время кризиса Армения сохранила общую макроэкономическую и финансовую стабильность.

Торговое взаимодействие как главный драйвер экономического сотрудничества

Внешнеторговое взаимодействие между двумя странами носило наиболее динамичный характер. За период 2012-2019 гг. взаимный товарооборот вырос в 1,7 раза и достиг 2,2 млрд долл. Россия традиционно выступает главным внешнеторговым партнером Армении. В 2019 г. на долю РФ приходилось 27,5% всего армянского экспорта (в 2012 г. - 19,5%) и 29,4% импорта республики (в 2012 г. - 24,7%). Несмотря на опережающий рост стоимостных объемов экспорта, в торговле с Россией Армения имеет устойчивый дефицит (таблица 3), что во многом обусловлено отраслевой структурой их взаимной торговли.

Таблица 3

Динамика внешней торговли Армении с Россией в 2011-2019 гг., млн долл.

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Экспорт 277,9 331,9 304,6 225,9 373,0 540,5 641,9 719,7

Импорт 1 052,4 1 104,5 1 069,3 991,1 990,6 1 165,6 1 259,3 1 489,3

Оборот 1 330,2 1 436,4 1 373,9 1 217,0 1 363,6 1 706,2 1 901,2 2 209,1

Сальдо -774,5 -772,5 -764,7 -765,3 -617,6 -625,1 -617,4 -769,6

Источник: составлено и рассчитано по данным ITC. Trade Map.

Структура поставок из Армении определяется спросом российского рынка. Основу армянского экспорта в РФ традиционно составляют разнообразные продовольственные товары и с/х сырье - более половины соответствующих поставок, среди которых преобладают алкогольные напитки, фрукты и овощи. В частности, на Россию приходится около 80% экспорта армянской коньячной продукции. Следующей по значению статьей является текстиль, текстильные изделия и обувь, далее следуют машины, оборудование и транспортные средства, а также драгоценные камни, драгметаллы и изделия из них (таблица 4).

Таблица 4

Товарные 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

группы

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Продовольствен- 78,6 78,2 77,5 71,5 66,1 57,5 51,3 55,2

ные товары и с/х

сырье

Минеральные 0,9 0,7 0,5 1,3 1 1 1,1 1,3

продукты

Продукция хими- 0,8 1,3 1,4 3 2,6 3,8 3,4 3,2

ческой промыш-

ленности

Древесина и цел- 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

люлозно-бумаж-

ные изделия

Текстиль, тек- 0,9 0,9 0,7 12,7 12,3 14 23,4 12,7

стильные изде-

лия и обувь

Драгоценные 10 12 12,9 2,6 7,5 7 6,8 15,6

камни и металлы,

изделия из них

Металлы и изде- 1 0,7 0,4 1,4 1,3 2 1,2 0,9

лия из них

Машины, обору- 5,6 4,3 4,7 4,4 5,2 4,9 6,1 8,2

дование и транс-

портные средства

Прочее 2,1 1,8 1,8 3 3,9 9,7 6,6 2,8

Источник: составлено и рассчитано по данным ITC. Trade Map.

Основу экспорта РФ в Армению в 2019 г. составили поставки минеральных продуктов - 38,4%, в том числе природный газ (24,3%) и нефтепродукты (13,9%). Последующие места занимали продовольственные товары и

с/х сырье (18,8%), машины, оборудование и транспортные средства (9,9%), металлы и изделия из них (9,2%), драгоценные камни, драгметаллы и изделия из них (7,8%), а также продукция химической промышленности (7,6%) (таблица 5). В частности, на российском алюминии работает завод «Русал-Арменал», а большая часть производимой на нем алюминиевой фольги экспортируется в США.

Таблица 5

Товарные 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

группы

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Продоволь- 24,4 22,5 22 22,4 21,7 22,2 22,5 18,8

ственные то-

вары и с/х сы-

рье

Минеральные 49,8 54,6 56,7 52,2 43,3 39,4 36,9 38,4

продукты

Продукция хи- 4,4 4,8 4,8 4,2 6,5 7,2 8,1 7,6

мическом про-

мышленности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Древесина и 1,3 0,8 0,8 1,6 2,5 2,8 3,1 3,3

целлюлозно-бу-

мажные изде-

лия

Текстиль, тек- 0,2 0,2 0,3 0,9 1,1 1,3 1,1 1,4

стильные изде-

лия и обувь

Драгоценные 0,9 0,6 0,5 1,3 3,1 1,4 0,7 7,8

камни и ме-

таллы, изделия

из них

Металлы и из- 8,4 6,9 8,1 10,1 9,3 11,7 11,3 9,2

делия из них

Машины, обо- 9,9 8,7 5,6 5,7 9,6 10,8 13 9,9

рудование и

транспортные

средства

Прочее 0,7 0,9 1,2 1,6 2,9 3,2 3,3 3,6

Источник: составлено и рассчитано по данным ITC. Trade Map.

Таким образом, в основе армяно-российского товарообмена находятся со стороны РФ минеральные продукты, необработанный алюминий и пшеница, а со стороны Армении - продовольственные товары, напитки и текстильные изделия. Российские поставки в Армению представляют собой начальные звенья трансграничных цепочек добавленной стоимости и служат топливом и сырьем для последующей обработки, а армянские поставки в РФ - финальные звенья этих цепочек в виде готовых товаров с высокой добавленной стоимостью.

Активизация армяно-российского торгового взаимодействия во многом стала результатом вхождения в январе 2015 г. Армении в ЕАЭС. Отметим, что присоединение Армении к процессам евразийской интеграции, о котором было объявлено осенью 2014 г., стало реакцией на активизацию политики Турции на Южном Кавказе, выросшую экономическую мощь Азербайджана, украинский кризис и резкое ухудшение отношений между РФ и Евросоюзом [1, с. 14]. По итогам 2015-2019 гг. наибольшую выгоду от участия в ЕАЭС получила Армения, где стоимостной объем внутрирегионального экспорта вырос в 2,3 раза. Суммарный прирост армянского экспорта в страны — члены Союза составил свыше 1,3 млрд долл., или 9,7% ВВП. Столь значимые

торговые эффекты для Армении стали результатом увеличения армянского экспорта в Россию по широкому набору различных товаров [2, с. 343].

Следует отметить, что до пандемии именно торговля товарами была главным драйвером экономического сотрудничества двух стран и оказывала наибольшее и возрастающее влияние на экономику Армении. Так, в 20152018 гг. на взаимную торговлю товарами приходилось в среднем 13,6% ВВП республики (против 12,0% ВВП в 2011-2014 гг.). Вместе с тем вклад других каналов взаимодействия (торговля услугами, личные переводы из РФ и накопленные российские ПИИ) в экономику РА был ниже, причем их влияние снижалось [2, с. 347].

Пандемия СОУЮ-19 оказала негативное влияние на динамику торгового взаимодействия двух стран. В 2020 г. товарооборот Армении с Россией снизился на 3,5%, в том числе армянский экспорт в РФ упал на 9,0%, а встречный импорт - лишь на 0,7%. При этом столь существенное падение экспорта в значительной степени было обусловлено снижением на % поставок главного армянского продукта на российский рынок - спиртных напитков (коньяка), что стало результатом вводившихся ограничений на деятельность предприятий общественного питания и ресторанов в крупнейших городах РФ. В то же время поставки фруктов, овощей, рыбы, молочной и табачной продукции - возросли, что свидетельствует об устойчивости спроса на продовольственные товары в условиях текущего кризиса. Более устойчивые показатели армянского импорта из России также обусловлены его товарной структурой (преобладанием нефтепродуктов, природного газа и пшеницы), т.е. тех товаров, которые ориентированы на удовлетворение повседневного потребительского спроса.

Особенности миграционного и инвестиционного взаимодействия

Миграционные связи продолжают играть важную роль в экономике Армении, хотя в последние годы роль России по этому каналу влияния заметно снизилась. Согласно официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживало более 1,7 млн армян, из которых свыше 1,182 млн армян-граждан России и 515 тыс. граждан Армении. По оценке «Союза армян России» (данные за 2002 г.), в России проживало более 2,5 млн армян.

Большая армянская диаспора, превышающая население Армении, поддерживает экономику страны денежными переводами. Ежегодный приток трансграничных переводов в Армению составляет около 2 млрд долл. За 2012-2019 гг. трансграничные переводы из России снизились в 1,6 раза - до 1,1 млрд долл., что составило чуть более половины от всех полученных Арменией частных трансфертов (таблица 6). Снижение доли России в личных переводах в Армению во многом обусловлено стагнацией российской экономики, девальвацией российского рубля и переориентацией растущего армянского бизнеса на вывоз капитала в виде прямых инвестиций. Так, армянские инвесторы, получившие российское гражданство, продолжают инвестировать в страну происхождения.

В 2020 г. переводы из России в Армению снизились на 21,9% и составили лишь 824 млн долл. Столь резкое сокращение стало результатом введенных в российской экономике ограничений, спада ВВП и девальвацией рубля к доллару. Снижение переводов из РФ частично

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

было компенсировано увеличением трансфертов из США - с 281 млн долл. до 459 млн долл. [6].

Таблица 6

Трансграничные переводы физических лиц через банковскую

сч

0 сч

<0

01

О Ш

m

X

3

<

m О X X

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Поступления, в т.ч. 2 234,1 2 302,3 2 123,6 1 631,7 1 532,9 1 756,5 1 785,0 1 958,6

Россия 1 644,0 1 727,9 1 554,9 1 008,6 896,9 1 065,0 1 049,6 1 055,6

Россия,% 73,6 75,1 73,2 61,8 58,5 60,6 58,8 53,9

Источник: составлено и рассчитано по данным Центрального Банка РА.

Россия остается ведущим прямым инвестором в экономику Армении, хотя ее роль в этом процессе также снижается. Росту притока ПИИ способствует довольно либеральный режим предпринимательской деятельности, а сдерживают их высокие инвестиционные риски, связанные с транспортными ограничениями и неустойчивым финансовым положением. В настоящее время экономика РА испытывает значительный дефицит ПИИ.

По данным МВФ, на конец 2019 г. Россия накопила в Армении 1,978 млрд долл. прямых инвестиций, что составило 36,8% от всех накопленных ПИИ в этой стране (на конец 2011 г. доля России составляла 49,7%) [8]. Большинство ведущих предприятий Армении - предприятия с иностранным капиталом. В настоящее время российский капитал присутствует почти во всех отраслях экономики страны. В республике действует около 1300 предприятий с российским капиталом, что составляет более четверти всех хозяйствующих субъектов страны с участием иностранного капитала. Российские инвестиции направлялись преимущественно в традиционные секторы армянской экономики: инфраструктурные сети, цветную металлургию, топливный комплекс, а также связь и ИТ, транспортный комплекс [3, с. 49-50].

Следует отметить, что инвестиции России в Армению связаны не только с экономическими, но и с геополитическими причинами, особой ролью этой страны в российской политике на Кавказе. Однако в последние годы приток российских инвестиций снижается. Более того, для экономики Армении характерен значительный дефицит в притоке иностранных инвестиций. В 2017-2019 гг. приток ПИИ в страну составлял около 250 млн долл. ежегодно, тогда как в соседней Грузии этот показатель составлял 1,3-2,0 млрд долл. В этих условиях Армении необходимо активизировать усилия, направленные на диверсификацию источников прямого инвестирования путем активного привлечения капитала из третьих стран. В этой связи особые надежды возлагаются на Центр поддержки инвестиций, который был создан в 2020 г., а также на активизацию четырех свободных экономических зон.

Таким образом, экономическое развитие Армении во многом определяется внешними факторами и в значительной степени зависит от ее тесных связей с РФ. Наиболее существенным и устойчивым каналом российского влияния является торговля товарами, тогда как значимость торговли услугами, переводов мигрантов и иностранных инвестиций из России для экономики республики снижается. Наиболее перспективным направлением сотрудничества двух стран является торговля услугами (ИКт, туризм) и реализация совместных инфраструктурных проектов.

Вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе осенью 2020 г. привел к изменению геополитической ситуа-

ции в регионе, а также создал предпосылки для развития новых форматов и механизмов сотрудничества стран Южного Кавказа [4, с. 48-53]. Принятие в июне 2021 г. Шушинской декларации свидетельствует об усилении позиций Турции в регионе и укреплении азербайджано-турецкого союзничества. На этом фоне Армении также предстоит усилить многостороннее сотрудничество с РФ в целях укрепления своей безопасности и реализации имеющегося экономического потенциала.

Литература

1. Вардомский Л.Б., Пылин А.Г., Ильина М.Ю. Экономика Армении: идеи, модели и результаты развития: научный доклад / Под общей ред. Л.Б. Вардомского. — М.: Институт экономики РАН, 2016. - 59 с.

2. Гринберг Р. С., Пылин А. Г. Евразийский экономический союз. Основные тренды развития на фоне глобальной неопределенности // Экономика региона. — 2020. — Т. 16, вып. 2. — С. 340-351.

3. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ — 2017.- СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. - 60 с.

4. Притчин С., Караваев А. Урегулирование армяно-азербайджанского конфликта и развитие Южного Кавказа: перспективы и вызовы. - М.: Экспертный центр «Евразийское развитие», 2021. - 73 с.

5. Статистический Комитет Республики Армения // https://www.armstat.am/en/

6. Центральный банк Республики Армения // https://www.cba.am/

7. Europe and Central Asia Economic Update, Spring 2021: Data, Digitalization, and Governance / The World Bank. March 30, 2021. - 154 p.

8. IMF. Coordinated Direct Investment Survey (CDIS) // https://www.imf.org/en/Data

9. IMF. World Economic Outlook Database, April 2021 // https://www.imf.org/en/Data

10. ITC. Trade Map // https://www.intracen.org/

11. Statistical Committee of the Republic of Armenia // https://www.armstat.am/en/

12. The World Bank. World Development Indicators // https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators

13. Trade Policy Review. Report by the Secretariat. Armenia // WT/TPR/S/379/Rev.1. WTO, 30 January 2019.

Problems and Prospects of Trade and Economic Cooperation between

Armenia and Russia In the Current Context Pylin A.G.

Financial University under the Government of the Russian Federation JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

Russia is the leading trade and economic partner of the Republic of Armenia (RA). Armenia and Russia actively interact not only on a bilateral basis, but also within the framework of interstate institutions. Russia ensures the national military security of the Republic, and Armenia is the only military-political ally of the Russian Federation in the South Caucasus. In 2020 year relations between the two countries were severely tested. The COVID-19 pandemic, the armed conflict in Nagorno-Karabakh and the internal political crisis in the RA have significantly affected its economic relations. The paper analyzes the dynamics and structure of mutual trade, investment and migration relations between the two countries in the context of the problems of economic development of Armenia. Keywords: Armenia, Russia, EAEU, foreign trade, investments, migrant

remittances, external shocks, regional integration. References

1. Vardomskiy L., Pylin A., Ilina M. Economy of Armenia: the ideas, models and development results. Scientific paper / Under the common redaction of L. Vardomskiy. Moscow, RAS Institute of Economy, 2016. - 59 p.

2. Grinberg, R. S. & Pylin, A. G. (2020). Eurasian Economic Union: Main Development Trends amid Global Uncertainty. Ekonomika regiona [Economy of Region], 16(2), 340-351.

3. Monitoring of Mutual Investments in CIS Countries - 2017. - Saint Petersburg: EDB Centre for Integration Studies, 2017. - p. 60.

4. Pritchin S., Karavaev A. Settlement of the Armenian-Azerbaijani Conflict and The Development of the South Caucasus: Prospects and Challenges. - Moscow: Expert Center "Eurasian Development", 2021. -73 p.

5. Statistical Committee of the Republic of Armenia // https://www.armstat.am/en/

6. Central Bank of the Republic of Armenia // https://www.cba.am/

7. Europe and Central Asia Economic Update, Spring 2021: Data, Digitalization, and Governance / The World Bank. March 30, 2021. - 154 p.

8. IMF. Coordinated Direct Investment Survey (CDIS) // https://www.imf.org/en/Data

9. IMF. World Economic Outlook Database, April 2021 // https://www.imf.org/en/Data

10. ITC. Trade Map // https://www.intracen.org/

11. Statistical Committee of the Republic of Armenia // https://www.armstat.am/en/

12. The World Bank. World Development Indicators // https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators

13. Trade Policy Review. Report by the Secretariat. Armenia // WT/TPR/S/379/Rev.1. WTO, 30 January 2019.

X X

o

OD A c.

X

OD m

o

io

2 O IO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.