ИНФРАСТРУКТУРА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ
DOI: 10.48137/2687-0703_2020_12_4_59
Александр МАРКАРОВ
Ваге ДАВТЯН
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АРМЕНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ СОУЮ-19: ВЛИЯНИЕ КАРАНТИННЫХ МЕР НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР
Дата поступления в редакцию: 29.10.2020.
Для цитирования: Маркаров А. А., Давтян В. С., 2020. Социально-экономическая ситуация в Армении в период пандемии ОТЮ-19: влияние карантинных мер на энергетический сектор. - Геоэкономика энергетики. № 4 (12). С. 59-76.
В статье представлены основные характеристики социально-экономического положения Армении, выявлены основные проблемы, риски и вызовы, стоящие перед республикой. Показана динамика распространения СОУШ-19 в Армении. Даны оценки реализованным правительством программ по нейтрализации социально-экономических последствий введённых карантинных мер. Отдельное внимание в статье уделено финансовой, материальной и консультационной поддержке, оказанной Армении в борьбе с СОУШ-19 со стороны ряда международных организаций и стран-партнёров. Установлено, что режим чрезвычайного положения оказал негативное влияние на экономику страны, существенно ограничив уровень экономической активности. Показано постепенное проседание сектора услуг, что преимущественно обусловлено сокращением туризма и авиаперевозок. Выявлено влияние пандемии на сокращение рабочих мест. Представлен энергетический баланс Армении, структура и основные
МАРКАРОВ Александр Александрович, доктор политических наук, профессор Ереванского государственного университета, директор Ереванского филиала Института СНГ. E-mail: amarkarov@ ysu.am. Адрес: Республика Армения, г. Ереван, 0025, ул. Алека Манукяна, д. 1. SPIN-код: 9302-0149.
ДАВТЯН Ваге Самвелович, доктор политических наук, доцент Российско-Армянского университета, президент НКО «Институт энергетической безопасности». E-mail: vahedavtyan@yandex. ru. Адрес: Республика Армения, г. Ереван, 0051, ул. Овсепа Эмина, д. 123. SPIN-код: 7094-6199.
Ключевые слова: Армения, COVID-19, экономика, энергетика, безопасность, инфраструктуры.
показатели энергетического комплекса Армении. Исследованы перспективы развития атомной, тепло-, гидро- и возобновляемой энергетики. Изучены основные риски и угрозы энергетической безопасности Армении в условиях пандемии. В частности, отдельное внимание уделено производственным показателям, а также тарифной политике, действующей на энергетических рынках Армении. Установлено, что распространение СОУШ-19 отразилось на темпах реализации отдельных инфраструктурных программ (Ереванская ТЭС, Армянская АЭС, ЛЭП Иран — Армения).
Армения в условиях пандемии COVID-19
Вспыхнувшая в декабре 2019 г. в китайском городе Ухань эпидемия ко-ронавируса быстрыми темпами начала распространяться по всему миру, в результате чего уже 11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила о пандемическом характере вируса [СОУШ-19 в Европейском регионе, 2020].
Первый случай заражения СОУШ-19 в Республике Армения (РА) был зафиксирован 1 марта 2020 г. у прибывшего из Ирана гражданина РА. Последний сам обратился за врачебной помощью. Примечательно, что в последующие недели прибывающие из Ирана граждане не подвергались карантинной изоляции. Более того, после обнаружения первых случаев заражения в стране не были установлены ограничения на экономическую деятельность, были запрещены лишь массовые мероприятия, в результате чего были отменена также проводимая властями кампания «Айо» («Да»), направленная на внесение поправок в Конституцию по части статуса и модели управления Конституционного суда. Правительство призвало население отказаться от поездок в Италию, а находившихся там туристов — как можно скорее вернуться в Армению. Вместе с тем были ограничены транспортные коммуникации с Ираном, а также приостановлены пассажирские перевозки с Китаем. До введения в стране режима чрезвычайного положения власти также приняли решение приостановить пассажирские перевозки с Россией сроком на 2 недели.
16 марта 2020 г. в Армении был объявлен режим чрезвычайного положения, которым устанавливались следующие ограничения:
1) прохождение карантина лицами, прибывшими из стран — эпицентров коронавируса;
2) приостановка работы детских садов, общеобразовательных школ и вузов;
3) ограничение деятельности СМИ с целью нераспространения не соответствующих официальной информации новостей;
4) ограничение на въезд в страну лиц, не являющихся гражданами Армении, из Китая, Ирана, Южной Кореи, Японии, Италии, Испании, Франции, Германии, Швейцарии, Дании, Австрии, Бельгии, Норвегии, Швеции, Нидер-
ландов, Великобритании. Установление обязательного прохождения 14-дневного карантина для граждан Армении, прибывающих из указанных стран;
5) ограничение работы торговых центров (за исключением точек питания и продажи алкоголя и табачных изделий), баров, ночных клубов, игровых домов, букмекерских офисов и кинотеатров.
Спустя неделю, начиная с 24 марта, правительством был утверждён дополнительный, расширенный пакет ограничений, согласно которым, в частности, на всей территории Армении был введён запрет на экономическую деятельность, за исключением отдельных случаев. Также было принято решение о приостановке работы городского и межгородского общественного транспорта и пр. \Mkrtchyan, 2020].
Учитывая крайне опасные экономические последствия введённых мер, начиная с мая власти Армении пошли по пути смягчения режима чрезвычайного положения, в результате чего уже 18 мая была возобновлена работа общественного транспорта (с ограничениями), были открыты детские сады, торговые центры, спортзалы. Вместе с тем 25 мая стало обязательным ношение масок, при этом не только в закрытом пространстве. Были восстановлены регулярные авиарейсы с Россией, позже — с Бельгией \Mkrtchyan, 2020].
На момент введения режима чрезвычайного положения в Армении уже было подтверждено 45 случаев заражения коронавирусом. Несмотря на некоторое снижение количества заражённых в Армении в июле — сентябре, с октября месяца очевиден резкий рост зафиксированных случаев: уже по состоянию на 22 октября количество заражённых составило порядка 2500 чел., что, с учётом демографических показателей Армении, является кризисным показателем1.
В рамках борьбы с COVID-19 Армения пользуется активной поддержкой как ВОЗ, так и ряда международных партнёров — как организаций, так и отдельных стран. Так, в мае Армения получила 2000 PCR-тестов от ВОЗ 2, а в начале июля организация поставила в республику ещё 10 тыс. тестов, приобретённых на средства, выделенные Евросоюзом. Также ВОЗ продолжает оказывать Правительству Армении консультационные услуги.
24 июня премьер-министр Армении Н. Пашинян встретился со специальным советником главы ВОЗ в Европейском регионе Мишелем Тиере-ном. Тиерен рассказал о посещении медицинских центров Армении, отметив, что впечатлён борьбой с коронавирусом и условиями, которые созданы для лечения больных. Также он обратил внимание на то, что в Армении нет больных, которые находились бы в тяжёлом состоянии, но их не госпитали-
1 Статистика развития пандемии COVID-19 в Армении // https://coronavirus-monitor. info/country/armenia/, дата обращения 02.10.2020.
2 Armenia received 2 000 PCR tests from WHO // https://armenpress.am/eng/news/1016000. html, дата обращения 02.10.2020.
зировали из-за отсутствия мест. Ранее представители ВОЗ не раз выражали готовность поддержать Армению в борьбе с коронавирусом всеми возможными инструментами, которыми располагает организация.
Обращаясь к поддержке, оказываемой Армении со стороны ЕС, отметим, что она прежде всего имеет финансовый характер. Как стало известно 15 апреля, ЕС принял решение о предоставлении финансовой помощи Армении в объёме 92 млн евро с целью борьбы с коронавирусом, а также преодоления экономического кризиса в стране. Средства были направлены на поставки медоборудо-вания и принадлежностей, переподготовку медперсонала и сотрудников лабораторий, поддержку малого и среднего бизнеса, а также оказание социальной и гуманитарной помощи пострадавшим в результате вспышки коронавируса.
Важно подчеркнуть, что в период пандемии ЕС продолжает поддерживать также сельскохозяйственный комплекс Армении. С целью преодоления социально-экономических последствий в период пандемии ЕС предоставил армянским фермерам 30 мотоблоков. В общей же сложности в период пандемии лишь на поддержку сельского хозяйства в Армении ЕС выделил более 450 тыс. евро.
Поддержка последовала также из Китая, откуда в Армению было направлено 1000 наборов для диагностики вируса, а также 2,5 тонны инновационных дезинфицирующих средств.
В рамках борьбы с коронавирусом Армения получила гуманитарную помощь также из России в виде 20 тыс. тест-систем и 33,5 тыс. реагентов. Также из России в Армению были направлены более 50 врачей для борьбы с вирусом, из Франции — 10. Финансовая, материальная, профессиональная и иная помощь последовала из США, Италии, Швейцарии, Сербии, Нидерландов, Литвы, Польши, Эстонии, Японии, ОАЭ и других стран.
Социально-экономические последствия COVID-19
Ещё до распространения СОУШ-19 ряд международных институтов (например, МВФ) прогнозировали неизбежное замедление глобального экономического роста, обусловленное ростом геополитической напряжённости, ухудшением отношений между США и Ираном и формированием очагов геоэкономических войн в разных регионах мира. После заявления главы ВОЗ о пандемическом характере распространения вируса данные прогнозы были подкорректированы, став более пессимистическими. В частности, ожидается, что негативные последствия пандемии приведут к ещё большему спаду мировой экономики, чем во время кризиса 2008—2009 гг.
Введённый в Армении режим чрезвычайного положения оказал негативное влияние также на экономику страны, существенно ограничив уровень экономической активности, понижение которого лишь в апреле составило 17% (самое сильное понижение в месячном разрезе с 2011 г.), то-
гда как за первые 4 месяца 2020 г.—1,7%3. Согласно данным Статкомитета Армении, в 1-м полугодии ВВП республики сократился на 7,1% годовых (8% — рост в 2019 г.), составив 2,5 трлн драмов (5,3 млрд долл.). При этом во втором квартале понижение ВВП составило 13,7%4.
Важно обратиться также к налоговым поступлениям в государственный бюджет Армении в период пандемии. Согласно данным Комитета по госдоходам Армении, за первые 9 месяцев 2020 г. объём налоговых поступлений, несмотря на влияние коронавируса, увеличился. Поступления в госбюджет составили 1 трлн 16,8 млрд драмов. При этом, согласно установленным законом программным показателям на 9 месяцев 2020 г., было предусмотрено поступление 999,1 млрд драмов. Важно отметить, что только по линии налоговых органов налоговые поступления составили 916,7 млрд драмов против 901,6 млрд драмов за аналогичный период 2019 г. Вместе с тем заметно сокращение поступления по линии таможенных органов, которые составили 199 млрд драмов против 266,8 млрд драмов за аналогичный период 2019 г.5.
В период с января по июль 2020 г. в Армении по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. на 3,4% увеличился объём грузоперевозок, составив 7745 тыс. тонн. Обращаясь к структуре грузоперевозок, отметим, что 61,6% приходится на автомобильные перевозки. При этом железнодорожные перевозки за отчётный период возросли на 12,2%, составив 1910,7 тыс. тонн. Характерно, что вместе с тем значительно сократились авиаперевозки — на 19,4% — до 10,3 тыс. тонн. По магистральному трубопроводу было поставлено 1051,7 тыс. тонн природного газа, что на 3,6% больше показателя того же периода прошлого года.
Наиболее чувствительной к введённым ограничительным мерам оказалась сфера пассажирских перевозок, продемонстрировавших существенный спад. Согласно статистическим данным, в январе — июле объём пассажирских перевозок в Армении сократился на 57,7% (против 4,2%-го роста в 2019 г.), составив, таким образом, 46 842,1 тыс. чел. Сокращение железнодорожных пассажироперевозок составило 26,6% (168,6 тыс. чел.), воздушных — 67% (645,4 тыс. чел.), автомобильных — 59% (38 754,4 тыс. чел.). Сокращение пассажирооборота составило 60,3% 6.
3 Спад экономической активности в Армении в январе — апреле составил 1,7% // http:// arka.am/ru/news/economy/spad_ekonomicheskoy_aktivnosti_v_armenii_v_yanvare_aprele_ sostavil_1_7/, дата обращения 06.10.2020.
4 Падение ВВП во II квартале на 13,7% не диагноз: что ждёт экономику Армении // https://ru.armeniasputnik.am/economy/20200824/24212509/Padenie-VVP-vo-II-kvartale-na-137-ne-diagnoz-chto-zhdet-ekonomiku-Armenii.html, дата обращения 06.10.2020.
5 Налоговые поступления в госбюджет Армении за 9 месяцев 2020 г. составили 1 трлн 16,8 млрд драмов // http://arka.am/ru/news/economy/nalogovye_postupleniya_v_gosbyudzhet_ armenii_za_9_mesyatsev_2020_goda_sostavili_1_trln_16_8_mlrd_dra/, дата обращения 06.10.2020.
6 Пассажироперевозки сокращаются при росте грузоперевозок // https://finport.am/ full_news.php?id=42923&lang=2, дата обращения 10.10.2020.
В кризисной зоне оказался также внешнеторговый оборот Армении: в январе — августе 2020 г. его спад составил 10,2%, что объясняется ухудшением динамики экспорта (с 4,6%-го роста до 6%-го спада), а также импорта (с 0,7%-го роста до 12,4%-го спада). Таким образом, в указанный период внешнеторговый оборот Армении в денежном выражении составил 4,4 млрд долл.: экспорт — 1,6 млрд долл., импорт — 2,8 млрд долл. Дефицит внешней торговли составил 1,2 млрд долл.7.
Наибольший спад в условиях пандемии в Армении зарегистрирован в строительном секторе — на 23%. Что касается промышленности, то здесь в целом сохраняется рост, обусловленный прежде всего ростом в сфере добывающей промышленности на 20%. Также наблюдается рост в сфере металлургии и производства металлических изделий, что также в целом обусловлено ростом добывающей промышленности8.
В отличие от отраслей, восстанавливающихся после апрельского шока, сектор услуг продолжает проседать, что преимущественно объясняется сокращением туризма и авиаперевозок \ Товмасян, 2020]. Впрочем, важно подчеркнуть, что для платёжного баланса Армении туризм не играет системообразующей роли, поскольку граждане республики тратят на выездном туризме столько же, сколько приезжие туристы — в Армении. Однако это вовсе не снижает значимость данной отрасли при долгосрочном планировании экономического развития страны. В течение последних лет туризм в Армении демонстрировал высокие темпы развития. Так, в 2011 г. на территорию Армении прибыло 757 тыс. туристов, а к 2019 г. эта цифра достигла уже 1894 тыс. [Министерство экономики РА, 2020].
Начиная с марта 2020 г. туризм в Армении оказался в состоянии глубокого кризиса, что, впрочем, является общемировой тенденцией. Всего за январь — август сокращение отрасли составило 60,8 % 9.
Введение чрезвычайного положения сказалось в целом на сфере услуг, которая в январе — июле сократилась на 9,3% — до 968,7 млрд драмов (2 млрд долл.) — против 15,2%-го роста в 2019 г. При этом наиболее существенный спад зарегистрирован в сфере общественного питания и гостиничного бизнеса — на 46,7% (против роста на 34% в 2019 г.)10.
В сложившейся ситуации экономисты прогнозировали резкую девальвацию национальной армянской валюты — драма, что должно было быть
7 Дефицит внешней торговли Армении за август 2020 г. возрос на 13% // Ы^УДтрм!. am/Ml_news.php?id=43072&lang=2, дата обращения 10.10.2020.
8 Экономика Армении на фоне глобального кризиса // https://www.kavkaz-uzel.eu/ Ыс^/83781/рс^/44844, дата обращения 10.10.2020.
9 Экономика Армении на фоне глобального кризиса // https://www.kavkaz-uzel.eu/ Ыс^/83781/рс^/44844, дата обращения 10.10.2020.
10 В условиях COVID-19в весомом спаде оказалась сфера общепита // https://finport.am/ full_news.php?id=42935&lang=2, дата обращения 12.10.2020.
вызвано сокращением притока валюты. Ещё в январе обменный курс в Армении составлял 478 драмов к доллару, в марте — 503 драма, сегодня же курс колеблется в пределах 488—495 драмов. В целом в период пандемии армянский драм обесценился всего на 1,5% [Архив обменного курса ЦБ Армении, 2020].
В условиях пандемии в Армении продолжал расти государственный долг. В январе — июле 2020 г. он повысился на 8,4% (против роста на 0,9% в 2019 г.), перешагнув таким образом за планку в 7,9 млрд долл. Согласно данным Статкомитета Армении, в январе — июле рост внешнего долга был весьма умеренным — 4,7% — на фоне скачка внутреннего долга на 22,6%. Таким образом, к августу 2020 г. внешний долг пересёк отметку 6 млрд долл., внутренний же долг достиг 1,9 млрд долл.11.
Пандемия коронавируса повлияла также на сокращение рабочих мест. Согласно специальному докладу ООН, кризис, вызванный пандемией, лишь во II квартале 2020 г. привёл к сокращению рабочих мест в мире для 195 млн чел. По прогнозам Центрального банка Армении, по итогам 2020 г. уровень безработицы в республике повысился до 20,2% (с 18,9% в 2019 г.). При этом ожидается, что в 2021 г. уровень безработицы повысится до 21,2%, что будет обусловлено сокращением мероприятий по ликвидации последствий для экономики, вызванных пандемией [Мкртчян, 2020].
В целом, согласно оценкам ЦБ Армении, по итогам 2020 г. экономический спад в республике составит 7,2% вместо прогнозируемых ранее 4%. Снижение преимущественно будет обусловлено спадом в сельском хозяйстве (спад 1,1% вместо прогнозируемых ранее 0,4%), строительстве (спад 18,7% вместо прогнозируемых ранее 11,2%)12.
С целью нейтрализации экономических и социальных рисков в результате введённых ограничительных мер властями Армении были разработаны две группы мероприятий в сфере экономического и социального регулирования в условиях кризиса. В общей сложности правительством было утверждено 22 мероприятия [Решение Правительства, 2020], преследующих такие цели, как:
• поддержка малых и средних предприятий, в том числе посредством субсидирования;
• поддержка микропредприятий;
• поддержка сельскохозяйственной отрасли, в том числе посредством софинансирования;
• сохранение рабочих мест;
11 Госдолг Армении вырос к августу на 14% годовых и вплотную подошёл к 8 млрд долл. // Иир8://Гтро11:.атДи11_пе^,8.рИр?1ё=42787&1а^=2, дата обращения 12.10.2020.
12 Центробанк прогнозирует экономический спад в Армении на 2020 год на уровне 7,2% // https://fmport.am/fu11_news.php?id=43178&1ang=2, дата обращения 15.10.2020.
• выделение грантовских средств предприятиям, задействованным в сфере высоких технологий;
• помощь в реализации конкурентоспособных бизнес-проектов посредством содействия в реализации предпринимательских идей, имеющих стремление к созданию бизнеса с нуля;
• создание временных рабочих мест в сельскохозяйственной сфере посредством решения экологических проблем и пр. [Мероприятия по нейтрализации экономических последствий, 2020].
Также в рамках утверждённых мероприятий была оказана поддержка социальному сектору, бенефициарами которой были определены следующие группы:
• семья с ребёнком до 14 лет, в которой родители или один из родителей потерял зарегистрированную работу в период 13—25 марта, а по состоянию на 25 марта ни один из родителей не имел работы;
• лицо, освободившееся с работы в период 13 — 30 марта;
• беременная женщина, которая по состоянию на 30 марта не имеет работы, а её супруг освобождён от работы в период 13 — 30 марта, или она не имеет супруга;
• семья с детьми в возрасте 0—18 лет, в которой оба родителя не имели зарегистрированной работы;
• социально необеспеченные семьи;
• являющиеся гражданами Республики Армения студенты высших учебных заведений и послевузовских учреждений (клиническая ординатура) Республики Армения;
• абоненты, подписавшие договор о поставках природного газа, электроэнергии и водоснабжения и пр. [Мероприятия по нейтрализации социальных последствий, 2020].
В целом можно констатировать, что осуществлённые группы программ позволили избежать глубинного социально-экономического кризиса в Армении, хотя имеющиеся сегодня основные макроэкономические показатели в республике, как было показано выше, являются тревожными и содержат в себе высокую вероятность развития кризисного сценария в 2021 г. \Arustamyan, 2020]. Следовательно, консолидация профессионального сообщества, располагающего богатым ресурсом кризисного управления и анали-тико-прогнозными инструментами с целью выработки модели экономического развития страны в условиях мирового структурного кризиса, должна стать приоритетным направлением деятельности правительства Армении.
Энергетический сектор Армении: структура и основные показатели
В последние годы наибольшая доля генерируемой в республике электроэнергии приходится на теплоэлектростанции (Ереванская и Разданская
ТЭС) — около 40%, гидроэнергостанции (включая малые ГЭС) — около 30%, атомную станцию — 30%. При этом Армения располагает избытком генерирующих мощностей: из установленной мощности 3555 МВт сегодня используется лишь 2320 МВт, что свидетельствует о большом экспортном потенциале страны [Концепция обеспечения энергетической безопасности, 2011].
Ежегодное производство электроэнергии в Армении составляет порядка 7,5—7,7 млрд кВт-ч. Основными направлениями экспорта генерируемой в Армении электроэнергии являются Иран и Грузия. По итогам 2019 г. поставки электроэнергии из Армении в Иран составили порядка 1,5 млрд кВт-ч (в рамках бартерной сделки «газ в обмен на электроэнергию»). Что касается Грузии, то экспорт электроэнергии в данном направлении в последние годы сокращается. Так, в 2018 г. экспорт армянской электроэнергии в Грузию составил 7,8 млн кВт-ч, импорт — 82,3 млн кВт-ч [Энергетический баланс, 2018]. При этом в 2019 г. импорт составил 59,3 млн кВт-ч, экспорт — 0 кВт-ч.
Энергетический комплекс Армении в условиях пандемии
В условиях пандемии коронавируса в Армении зафиксирован рост производства электроэнергии. В январе — сентябре 2020 г. выработка электроэнергии составила 5737,0 млн кВт-ч, увеличившись в годовом разрезе на 1,5%. При этом данный показатель в сентябре по сравнению с августом уменьшился на 3,7%, а в сентябре 2020 г. к сентябрю 2019 г.— на 1,7% [Основные предварительные макроэкономические показатели, 2020].
За январь — сентябрь 2020 г. импорт природного газа в республику составил 1718,5 млн куб. м. За тот же период было реализовано 1650,3 млн куб. м природного газа. За отчётный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объёмы потребления природного газа увеличились на 13% в энергетическом и на 25,3% в промышленном секторах (436,9 и 168,2 млн куб. м соответственно). Объёмы потребления природного газа населением увеличились на 8,7%, составив 500,7 млн куб. м. Примечательно, что в рассматриваемый период объёмы потребления со стороны автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) сократились на 18,8%, что преимущественно обусловлено введёнными в рамках режима чрезвычайного положения ограничениями в транспортной сфере (отметим, что более 90% автомобилей в Армении эксплуатируются на газе) (см. рис.).
Тарифы на природный газ традиционно продолжают оставаться одним из самых чувствительных вопросов в Армении, что обусловлено как социально-экономическим положением республики, так и активными попытками перевести вопрос в политическую плоскость. И в этом смысле вовсе не случайно, что представленная в апреле 2020 г. компанией «Газпром Армения» в Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ) заявка
Объёмы реализации природного газа в Армении (млн куб. м) за январь - сентябрь 2020 г.13
об увеличении тарифов на природный газ вызвала бурную реакцию среди населения. Этому в значительной степени способствовало также пребывание страны в состоянии чрезвычайного положения и, как следствие, резкий спад экономической активности. В рамках заявки компания предлагала понизить тарифы на 2,3% для населения, потребляющего меньше 10 тыс. куб. м, иными словами — для основной части населения. При этом основной удар новой тарифной политики должна была взять на себя та часть населения, которая пользуется социальными и семейными пособиями, — необеспеченная часть населения: предлагалось отменить действующие скидки для данного сегмента. Вместе с тем предлагалось на 17% повысить тариф для сегмента, потребляющего более 10 тыс. куб. м (с 242 до 283 долл. за 1 тыс. куб. м), т. е. для хозяйствующих субъектов. В свою очередь, для обрабатывающих организаций и тепличного хозяйства предлагалось поднять тариф на 36%, что неизбежно повлекло бы за собой рост цен на продовольствие и, как следствие, углубление бедности (согласно данным 2018 г., уровень бедности в Армении составляет 23,5%).
13 За девять месяцев 2020 г. ЗАО «Газпром Армения» импортировало 1718,5 млн куб. м природного газа // https://armenia.gazprom.ru/press/news/2020/10/1407/, дата обращения 17.10.2020.
19 июня КРОУ Армении утвердила новую тарифную политику, согласно которой остался в силе конечный тариф для физических лиц в размере 139 драмов за 1 куб. м против 135,9 драма, которые предлагал «Газпром Армения». Также был сохранён тариф для социально необеспеченных слоёв населения — 100 драмов за 1 куб. м. Вместе с тем был увеличен тариф для тепличных хозяйств и предприятий переработки сельхозпродукции — 224 долл. вместо ранее действующих 212 долл. Что касается сегмента, потребляющего более 10 тыс. куб. м в месяц, то для него был установлен тариф 255 долл. за 1000 куб. м. Новая тарифная политика вступила в силу 19 июля 2020 г.
Весьма чувствительными к пандемии СОУШ-19 оказались цены на бензин, чему в значительной степени поспособствовал также выход России из сделки ОПЕК+ в начале марта 2020 г., обрушивший мировые котировки на нефть, что неизбежно повлияло также на цены на нефтепродукты.
Более 80% бензина и дизтоплива в Армению экспортируется из России, где, как известно, в 2018 г. был запущен компенсационный механизм — демпфер, позволяющий сохранять стабильность цен на нефтепродукты на внутреннем рынке при падении цены на нефть примерно до 40 долл. Таким образом, падение цены на нефтепродукты в России было незначительным, что в течение марта отражалось также на армянском рынке. Однако резкое падение цен на нефть вплоть до отрицательных значений всё же заставило Россию пересмотреть свою экспортную стратегию, особенно в направлении стран, в которых цены на нефтепродукты продолжали демонстрировать серьёзный спад. Таким образом, экспорт нефтепродуктов из России начал осуществляться в соответствии с мировыми рыночными тенденциями, в результате чего в Армении также в течение апреля — июня наблюдалось падение цен (с допандемических 400—420 драмов до 280—300 драмов за товарный литр). Однако заключение в апреле сделки ОПЕК+, вступившей в силу в июне 2020 г., подкорректировало ситуацию: цены на нефть на мировом рынке начали постепенно переходить в стабильную фазу, дойдя в августе — сентябре до уровня 38—42 долл. за баррель14. Эта тенденция нашла своё отражение также на рынке нефтепродуктов, в результате чего начиная с августа цены на бензин в Армении начали демонстрировать рост, дойдя по состоянию на октябрь до уровня 360 драмов.
Падение цен привело к росту спроса на нефтепродукты в Армении. Так, в 1-м полугодии 2020 г. импорт нефтепродуктов в Армению возрос на 53,3% годовых — до 246,2 тыс. тонн (против роста на 4,1% годом ранее). При этом таможенная стоимость повысилась на 5,8% — до 128,4 млн долл. За указанный период импорт нефтепродуктов в основном осуществлялся из России
14 График цены нефти Brent // https://www.profmance.ru/chart/brent/, дата обращения 18.10.2020.
(80,5%) и Ирана (12,8%), а также Турции (2,7%), Румынии (1,6%), Греции (1,2%) и Грузии (0,4%)15.
Пандемическая ситуация отразилась также на темпах реализации отдельных инфраструктурных энергопроектов, понизив уровень вовлечённости иностранных специалистов ввиду ограничений, введённых в сфере международных пассажирских перевозок. Так, в течение долгого времени в Армению не могли приехать иранские специалисты (60 человек) для участия в строительстве третьей высоковольтной ЛЭП Иран — Армения. Согласно официальным заявлениям армянской стороны, в результате этого отклонение от графика строительных работ составило около трёх месяцев. Иранские специалисты из компании Батт смогли подключиться к процессу лишь к середине июня. Отметим, что в настоящее время Иран и Армению связывают две ЛЭП (220 кВ). Ожидается, что ввод в эксплуатацию третьей линии (400 кВ) позволит утроить пропускную способность энергокоридора, увеличив таким образом объёмы поставок электроэнергии из Армении в Иран. Работы по строительству ЛЭП начались в 2017 г. Стоимость проекта составляет около 108 млн евро. Работы профинансирует иранская сторона: 77% объёма выделит Банк развития экспорта Ирана, 23% — главный подрядчик строительства Батт. Ожидается, что строительные работы завершатся к концу 2020 — началу 2021 г. Отметим, что данный участок рассматривается в качестве составной части международного электроэнергетического коридора «Север — Юг» (Иран — Армения — Грузия — Россия), призванного обеспечить взаимные перетоки между странами.
Также из-за СОУШ-19 были перенесены ремонтные работы на Армянской АЭС и Ереванской ТЭС, поскольку специалисты из России и других стран не могли вовремя приехать в Армению для участия в плановых работах. В частности, работы на Ереванской ТЭС были перенесены с апреля на октябрь. Что касается Армянской АЭС, ожидалось подключение российских специалистов к модернизационным работам в конце мая. Ввиду транспортных ограничений начало работ было перенесено на июль, окончание — на сентябрь.
Впрочем, сложившаяся картина не помешала существенно увеличить производительность Армянской АЭС. Как ожидается по итогам 2020 г., в результате проведённых модернизационных работ станция выработает значительно больше электроэнергии, чем в 2019 г. Это стало возможным благодаря замене старых генераторов на новые, вследствие чего в 2020 г. планируется выработка 2,5 млрд кВтч электроэнергии вместо 2 млрд кВтч в 2019 г.
15 Импорт нефтепродуктов в Армению в I полугодии 2020 г. вырос на 53,3% при росте таможенной стоимости на 5,8% // https://finport.am/fu11_news.php?id=42877, дата обращения 18.10.2020.
В целом, можно констатировать, что влияние СО¥Ш-19 не привело к кризису в энергосистеме Армении. Экспортно-импортные операции, равно как и запланированные строительные работы, в период пандемии были реализованы в полном объёме.
Заключение
Введённый в Армении режим чрезвычайного положения оказал негативное влияние на экономику страны, существенно ограничив уровень экономической активности. Согласно оценкам ЦБ Армении, по итогам 2020 г. экономический спад в республике составит 7,2% вместо прогнозируемых ранее 4 %.
При этом осуществлённые правительством Армении группы программ позволили избежать глубинного социально-экономического кризиса, хотя имеющиеся сегодня основные макроэкономические показатели являются тревожными и содержат высокую вероятность развития кризисного сценария в 2021 г.
В условиях пандемии коронавируса (январь — сентябрь) в Армении был зафиксирован рост производства электроэнергии на 1,5%, а также увеличено потребление природного газа. За тот же период по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. объёмы потребления природного газа увеличились на 13% в энергетическом и на 25,3% в промышленном секторах. Объёмы потребления природного газа населением выросли на 8,7%.
Чувствительными к пандемии СОУШ-19 оказались цены на нефтепродукты, чему в значительной степени поспособствовал выход России из сделки ОПЕК+ в начале марта 2020 г., обрушивший мировые котировки на нефть. В результате в период с апреля по июль 2020 г. в Армении цены на нефтепродукты демонстрировали спад, однако начиная с июля заметен рост цен, продолжающийся в настоящее время.
СОУШ-19 отразился также на темпах реализации отдельных инфраструктурных проектов, снизив уровень вовлечённости иностранных специалистов ввиду ограничений, введённых в сфере международных пассажирских перевозок. Речь, в частности, идёт об отставании от графика проведения работ на Ереванской ТЭС, Армянской АЭС и третьей высоковольтной ЛЭП Иран — Армения.
В целом влияние СОУШ-19 не привело к кризису в армянской энергосистеме: экспортно-импортные операции, а также запланированные строительные работы в период пандемии были реализованы в полном объёме.
Список литературы
Концепция обеспечения энергетической безопасности Армении. Приложение к решению правительства РА № 50 от 22 декабря 2011 г. // https://www.e-gov.am/u_files/file/decrees/arc_voroshum/12/MAR50-14_1.pdf, дата обращения 15.10.2020.
Министерство экономики Республики Армения // https://www.mineconomy. am/ru, дата обращения 12.10.2020.
Основные предварительные макроэкономические показатели, полученные по текущим оперативным сводкам, характеризующие социально-экономическое положение РА // https://www.armstat.am/file/doc/99520603.pdf, дата обращения 15.10.2020.
Решение правительства РА об утверждении 22-й программы нейтрализации экономических последствий коронавируса (№ 1038-L, принято 25 июня 2020 г.) // http://surl.li/kkfq, дата обращения 07.10.2020.
Энергетический баланс Республики Армения за 2018 г.: итоговый отчёт министерства территориального управления и инфраструктур // http://www.mtad. am/u_files/file/energy/Balance2018%20ARM%E2%80%9424,01,2020.pdf, дата обращения 17.10.2020.
Мкртчян Т., 2020. На пути преодоления «большого локдауна»: восстановление или новый спад? Вестник Армянского государственного экономического университета. № 4. С. 42—61.
Товмасян Г., 2020. Как восстановить туризм в условиях COVID-19? Амберд. № 4 (5). С. 57-66.
Arustamyan T, 2020. COVID-19 in Armenia: measures to offset the economic consequences. Амберд. № 1 (2). P. 81-87.
Mkrtchyan S., 2020. Performances of Armenia and Georgia in The Fight Against COVID-19 // https://uic.am/wp-content/uploads/2020/06/coronavirus-eng-1.pdf, дата обращения 10.10.2020.
Архив обменного курса ЦБ Армении // https://www.cba.am/RU/SitePages/ ExchangeArchive.aspx, дата обращения 12.10.2020.
Мероприятия по нейтрализации социальных последствий коронавируса (официальный сайт Правительства РА) // https://www.gov.am/ru/covid-19-cragrer./, дата обращения 14.10.2020.
Мероприятия по нейтрализации экономических последствий коронавиру-са // https://www.gov.am/ru/covid19./, дата обращения 14.10.2020.
Ситуация с COVID-19 в Европейском регионе ВОЗ // https://who.maps.arcgis. com/apps/opsdashboard/index.html#/a19d5d1f86ee4d99b013eed5f637232d, дата обращения 15.10.2020.
В условиях COVID-19 в весомом спаде оказалась сфера общепита // https:// finport.am/full_news.php?id=42935&lang=2, дата обращения 12.10.2020.
Госдолг Армении вырос к августу на 14% годовых и вплотную подошёл к 8 млрд долл. // https://finport.am/full_news.php? id=42787&lang=2, дата обращения 12.10.2020.
График цены нефти Brent // https://www.profinance.ru/chart/brent/, дата обращения 18.10.2020.
Дефицит внешней торговли Армении за август 2020 г. возрос на 13% // https://finport.am/full_news.php?id=43072&lang=2, дата обращения 10.10.2020.
За девять месяцев 2020 года ЗАО «Газпром Армения» импортировало 1718,5 млн куб. м природного газа // https://armenia.gazprom.ru/press/news/2020/10/1407/, дата обращения 17.10.2020.
Импорт нефтепродуктов в Армению в 1-м полугодии 2020 г. вырос на 53,3% при росте таможенной стоимости на 5,8% // https://finport.am/full_news.php? id=42877, дата обращения 18.10.2020.
Налоговые поступления в госбюджет Армении за 9 месяцев 2020 г. составили 1 трлн 16,8 млрд драмов // http://arka.am/ru/news/economy/nalogovye_ postupleniya_v_gosbyudzhet_armenii_za_9_mesyatsev_2020_goda_sostavili_1_ trln_16_8_mlrd_dra/, дата обращения 06.10.2020.
Падение ВВП во 2-м квартале на 13,7% не диагноз: что ждёт экономику Армении // https://ru.armeniasputnik.am/economy/20200824/24212509/Padenie-VVP-vo-II-kvartale-na-137-ne-diagnoz-chto-zhdet-ekonomiku-Armenii.html, дата обращения 06.10.2020.
Пассажироперевозки сокращаются при росте грузоперевозок // https:// finport.am/full_news.php?id=42923&lang=2, дата обращения 10.10.2020.
Спад экономической активности в Армении в январе — апреле составил 1,7% // http://arka.am/ru/news/economy/spad_ekonomicheskoy_aktivnosti_v_ armenii_v_yanvare_aprele_sostavil_1_7/, дата обращения 06.10.2020.
Статистика развития пандемии COVID-19 в Армении // https://coronavirus-monitor.info/country/armenia/, дата обращения 02.10.2020.
Центробанк прогнозирует экономический спад в Армении на 2020 г. на уровне 7,2% // https://finport.am/full_news.php?id=43178&lang=2, дата обращения 15.10.2020.
Экономика Армении на фоне глобального кризиса // https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/44844, дата обращения 10.10.2020.
Armenia received 2 000 PCR tests from WHO // https://armenpress.am/eng/ news/1016000.html, дата обращения 02.10.2020.
ALEXANDER A. MARKAROV,
D. Sc. (Politics), Prof. at YSU, Director of the Armenian branch of the
Institute of CIS countries.
Address: 1, Alek Manukyan str., Yerevan, 0025, Republic of Armenia.
E-mail: amarkarov@ysu.am
SPIN-code: 9302-0149
VAHE S. DAVTYAN,
D. Sc. (Politics), Associate Professor at Russian-Armenian University,
President at the Institute for Energy Security.
Address: 123, Hovsep Emin str., Yerevan, 0051, Republic of Armenia.
E-mail: vahedavtyan@yandex.ru
SPIN-code: 7094-6199
SOCIO-ECONOMIC SITUATION IN ARMENIA DURING COVID-19 PANDEMIC: IMPACT OF QUARANTINE MEASURES ON THE ENERGY SECTOR
DOI: 10.48137/2687-0703_2020_12_4_59
Received: 29.10.2020
For citation: Markarov A., Davtyan V., 2020. Socio-economic Situation in Armenia Du ring COVID-19 Pandemic: Impact of Quarantine Measures on the Energy Sector. - Geoeconomics of Energetics. № 4 (12). P. 59-76.
Keywords: Armenia, COVID-19, economics, energy, security, infrastructure.
Abstract
The article presents the main characteristics of the socio-economic situation in Armenia as well as identifies the main problems, risks and challenges facing the republic. The authors show the dynamics of the spread of the COVID-19 coronavirus in Armenia. Another important part of the article is the assessment of the programs implemented by the government to neutralize the socio-economic consequences of the introduced quarantine measures. Special attention is paid to the financial, material and consulting support provided to Armenia for the fight against COVID-19 from a number of international organizations and Armenia's partner countries. The authors reveal that the state of emergency had a negative impact on the country's economy, significantly limiting the level of economic activity. A gradual sagging of the service sector is shown, which is mainly due to a decrease in tourism and air travel. The impact of the pandemic on job cuts is revealed. The article presents the energy balance of
Armenia, as well as the structure and main indicators of the energy complex. It also identifies the prospects for the development of nuclear, heat, hydro and renewable energy. The authors study the main risks and threats to the energy security of Armenia in the context of a pandemic. In particular, special attention is paid to production indicators, as well as the tariff policy in the energy markets of Armenia. As the result, the authors revealed that the spread of the COVID-19 coronavirus also affected the pace of implementation of certain infrastructure programs (Yerevan TPP, Armenian NPP, Iran-Armenia power transmission line).
References
The concept of ensuring Armenia's energy security. Appendix to the Decision of the Government of the Republic of Armenia № 50 of December 22, 2011 // https:// www.e-gov.am/u_files/file/decrees/arc_voroshum/12/MAR50-14_1.pdf, accessed 15.10.2020. (In Arm.)
Ministry of Economy of the Republic of Armenia // https://www.mineconomy. am/ru, accessed 12.10.2020. (In Arm.)
The main preliminary macroeconomic indicators obtained from the current operational reports that characterize the socio-economic situation of the Republic of Armenia // https://www.armstat.am/file/doc/99520603.pdf, accessed 15.10.2020. (In Arm.)
The decision of the Government of the Republic of Armenia on the approval of the 22nd program for neutralizing the economic consequences of coronavirus (№ 1038-L, adopted on June 25, 2020) // http://surl.li/kkfq, accessed 07.10.2020. (In Arm.)
Energy Balance of the Republic of Armenia for 2018: Final Report of the Ministry of Territorial Administration and Infrastructures // http://www.mtad.am/u_files/file/ energy/Balance2018%20ARM%E2%80%9424,01, 2020. Pdf, accessed 17.10.2020. (In Arm.)
Mkrtchayan T., 2020. On the way of the overcome of «great lockdown»: recovery or new downturn?. Messenger ofASUE. № 4. P. 42-61. (In Arm.)
Tovmasyan G., 2020. How to restore tourism under covid-19 conditions? — Amberd. № 4 (5). P. 57—66. (In Arm.)
Arustamyan T, 2020. COVID-19 in Armenia: measures to offset the economic consequences. Amberd. № 1 (2). P. 81—87. (In Eng.)
Mkrtchyan S., 2020. Performances of Armenia and Georgia in The Fight Against COVID-19 // https://uic.am/wp-content/uploads/2020/06/coronavirus-eng-1.pdf, accessed 10.10.2020. (In Eng.)
Archive of the exchange rate of the Central Bank of Armenia // https://www.cba. am/RU/SitePages/ExchangeArchive.aspx, accessed 12.10.2020. (In Arm.)
Programs to address the social impact ofCOVID-19 (official website ofthe Government of the Republic of Armenia) // https://www.gov.am/ru/covid-19-cragrer./, accessed 14.10.2020. (In Arm.)
Programs to address the economic impact of COVID-19 // https://www.gov.am/ ru/covid19./, accessed 14.10.2020. (In Arm.)
The situation with COVID-19 in the WHO European Region // https://who.maps. arcgis.com/apps/opsdashboard/index.html#/a19d5d1f86ee4d99b013eed5f637232d, accessed 15.10.2020. (In Russ.)
In the conditions of COVID-19, the catering sector was in a significant decline // https://finport.am/full_news.php?id=42935&lang=2, accessed 12.10.2020. (In Russ.)
Armenia's national debt grew by 14% per annum by August and came close to 8 billion. doll. // https://finport.am/full_news.php?id=42787&lang=2, accessed 12.10.2020. (In Russ.)
Brent oil price Chart // https://www.profinance.ru/chart/brent/, accessed 18.10.2020. (In Russ.)
Armenia's foreign trade deficit increased by 13% in August 2020 // https://finport. am/full_news.php?id=43072&lang=2, accessed 10.10.2020. (In Russ.)
For the first nine months of2020, Gazprom Armenia CJSC imported 1 718, 5 million cubic meters of natural gas. https://armenia.gazprom.ru/press/news/2020/10/1407/, accessed 17.10.2020. (In Russ.)
The import of petroleum products to Armenia in the first half of 2020 increased by 53.3%, while the customs value increased by 5.8% // https://finport.am/full_news. php?id=42877, accessed 18.10.2020. (In Russ.)
Tax revenues to the state budget of Armenia for 9 months of 2020 amounted to 1 trillion rubles. AMD 16.8 billion // http://arka.am/ru/news/economy/nalogovye_ postupleniya_v_gosbyudzhet_armenii_za_9_mesyatsev_2020_goda_sostavili_1_ trln_16_8_mlrd_dra/, accessed 06.10.2020. (In Russ.)
The fall in GDP in the 2nd quarter by 13.7% is not a diagnosis: what awaits the Armenian economy // https://ru.armeniasputnik.am/economy/20200824/24212509/ Padenie-VVP-vo-II-kvartale-na-137-ne-diagnoz-chto-zhdet-ekonomiku-Armenii. html, accessed 06.10.2020. (In Russ.)
Passenger traffic decreases with the growth of cargo transportation // https:// finport.am/full_news.php?id=42923&lang=2, accessed 10.10.2020. (In Russ.)
The decline in economic activity in Armenia in January-April amounted to 1.7% // http://arka.am/ru/news/economy/spad_ekonomicheskoy_aktivnosti_v_armenii_v_ yanvare_aprele_sostavil_1_7/, accessed 06.10.2020. (In Russ.)
Statistics on the development of the Covid-19 pandemic in Armenia // https:// coronavirus-monitor.info/country/armenia/, accessed 02.10.2020. (In Russ.)
The Central Bank predicts an economic downturn in Armenia for 2020 at the level of 7.2% // https://finport.am/full_news.php?id=43178&lang=2, accessed 15.10.2020. (In Russ.)
Armenia's Economy against the background of the Global crisis // https://www. kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/44844, accessed 10.10.2020. (In Russ.)
Armenia received 2,000 PCR tests from WHO // https://armenpress.am/eng/ news/1016000.html, accessed 02.10.2020. (In Eng.)