Взаимоотношения Китайской Народной Республики и Республики Казахстан на примере сотрудничества в сфере образования
Тянь Е
Аспирантка, кафедра теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы
народов
117198, Россия, Московская Область область, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 21, корп.3
ЕЗ tinaa1792@mail.ru
Статья из рубрики "ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ"
Аннотация.
Предметом исследования статьи является сотрудничество Китая и Казахстана в сфере образования с момента установления дипломатических отношений между двумя странами. Цель исследования - дать обзор и обобщение основных аспектов образовательного сотрудничества Китая и Казахстана с 1992 по 2018 г. Автором излагается роль и место образовательного сотрудничества во взаимоотношениях двух государств, рассматриваются нормативно-правовые документы в сфере образования, подписанные двумя странами, анализируются такие аспекты сотрудничества, как увеличение количества студентов, обучающихся в рамках программ обмена студентами между Китаем и Казахстаном, ускорение процесса интеграции образования в региональных организациях и укрепление распространения языков и культуры двух стран. В данной статье применялся междисциплинарный подход (история, международные отношения и т.д.) и использовались методы и принципы исторической науки, что обеспечило системность, достоверность и объективность исследования. Научная новизна обусловлена тем, что в статье обобщается сотрудничество Китая и Казахстана в сфере образования в течение почти 30 лет. В научных работах предлагаемая тема с учетом углубления сотрудничества двух стран в последние годы изучена не полностью. Сформулированы вывод о том, что образовательное сотрудничество двух стран достигло значительных результатов, но все-таки существует ряд проблем, с которыми сталкиваются страны в процессе взаимодействия.
Ключевые слова: У Ш О С , Китай, Казахстан, образование, гуманитарное сотрудничество, Китайско-казахстанские отношения, интеграция образования, Институт Конфуция, казахский язык, китайский язык
DOI:
10.7256/2454-0641.2018.4.27722
Дата направления в редакцию:
25-10-2018
Дата рецензирования:
20-10-2018
Дата публикации:
27-10-2018
Китайско-казахстанские дипломатические отношения начались в 1992 году с первых дней установления независимости Казахстана. С тех пор Китай и Казахстан прошли большой путь, стали добрыми соседями, надежными друзьями и конструктивными партнерами. Между двумя странами постоянно поддерживался интенсивный политический диалог на высшем уровне, укреплялась высокая степень доверия, добрососедства и взаимопонимания. В последние годы Китай и Казахстан столкнулись с новыми возможностями и новым этапом исторического развития в рамках сопряжения китайской программы «Одни пояс, одни путь»(кит.—ф—Й) и казахстанской программой «Нурлы жол» (Светлый путь). Обе страны углубляют сотрудничество в различных областях, таких как экономика и торговля, энергетика, транспорт, наука и техника, гуманитарные науки и безопасность. Китай и Казахстан совершенствуют нормативно-правовые базы и обогащают организации и механизмы двустороннего сотрудничества. Обе страны вносят свой вклад в обеспечение стабильности и безопасности, как в регионе, так и во всем мире.
В связи с тем, что отношения двух стран во многом влияют не только на общую ситуацию Центральной Азии, но и на баланс сил главных стран на международной арене, изучению отношений Китая и Казахстана в настоящий момент уделяется немалое внимание, и в Китае, и в Казахстане, также в России и других странах Запада. Но большая часть научных работ исследователей посвящена региональному взаимодействию в сфере внешней политики, безопасности, энергетики, сельского хозяйства, пограничной торговли, инфраструктуры, инвестиций, а гуманитарное взаимодействие между государствами привлекает не так много внимания. Н о оно в значительной степени определяет основу развития дружественных отношений между странами, особенно сотрудничество двух стран в области образования, потому что образовательное сотрудничество может способствовать углублению взаимопонимания между странами, повлиять на мировоззрение и ценности молодых поколений в обеих странах, сформировать положительный образ стран и сократить культурных разрыв между их народами. Гуманитарное взаимодействие в сфере образования между двумя государствами способствует укреплению взаимопонимания, взаимодоверия и повышает чувство идентичности, тем самым закладывая основу для взаимодействия двух стран в торгово-экономической и других областях.
Китай и Казахстан придают большое значение сотрудничеству в сфере образования. Правительства двух стран ценят повышение качества международного образовательного сотрудничества, постоянно увеличивают финансирование образовательной сферы, а также активно содействуют сотрудничеству в сфере образования друг с другом в рамках Шанхайской организации сотрудничество (ШОС) и на базе нормативно-правовых документов, подписанных двумя странами. Нормативно-правовые документы по гуманитарному сотрудничеству Китая и Казахстана были подписаны еще в начале 1990-х годов, сразу после того, когда были официально установлены дипломатические отношения между двумя странами. В августе 1992 года правительства двух стран подписали Соглашение о культурном сотрудничестве между Правительством Китайской Н ародной Республики и П равительством Республики Казахстан, которое является
рамочным документом, регулирующим обмен и сотрудничество в области культуры между двумя странами. В 2004 году Китайско-казахстанский Комитет по сотрудничеству был создан на уровне вице-премьеров, при этом был создан подкомитет по культурному и
гуманитарному сотрудничеству-1-. Однако в 1990-е годы были подписаны также официальные документы по сотрудничеству в сфере политики и экономики. Фактически, обе страны уделяют наибольшее внимание именно этим областям. Только в 2000-е годы правительства двух стран стали уделять больше внимания гуманитарному сотрудничество, в особенности в сфере образования.
Главными документами являются Соглашение между Министерством образования и науки РК и Министерством образования КНР о сотрудничестве в области образования, подписанное 3 июня 2003 г. в Астане-2-, а также межправительственное соглашение о предоставлении правительством Китая Республике Казахстан безвозмездной помощи в
размере 20 млн. юаней на реализацию проектов в области образования-3-. Кроме этого, были подписаны: Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования (Шанхай,15 июня
2006 года)-4! и Соглашение между Правительством Республики Казахстан и П равительством Китайской Н ародной Республики о взаимном признании документов об
образовании и ученых степенях (Пекин, 20 декабря 2006 года)-5-, Соглашение об
открытии института Конфуция в Казахстане-6^ т.д.
Исходя из содержания данных соглашений и конкретной практической ситуации двустороннего сотрудничества в сфере образования, не трудно заметить, что в настоящее время сотрудничество между Китаем и Казахстаном в сфере образования в основном проявляется в следующих аспектах:увеличение количества студентов, обучающихся в рамках программ обмена студентами между Китаем и Казахстаном; ускорение процесса интеграции образования в региональных организациях; укрепление распространения языков и культуры двух стран.
Увеличение количества студентов, обучающихся в рамках программ обмена студентами между Китаем и Казахстаном
Согласно статьи 1 Соглашения между Министерством образования и науки РК и
Министерством образования КНР о сотрудничестве в области образовани ^ и статьи 3 Соглашения между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования, Китай и Казахстан будут осуществлять сотрудничество в обменах студентами, аспирантами, стажерами и
преподавателями образовательных учреждений или организаций государств сторон-4-. Согласно последним данным Министерства образования Китайской Н ародной Республики за 2017 год всего 48.92 млн. иностранных студентов учатся в высших учебных
заведениях Китая. Казахстан занимает 9 место из общего количества-7-. В настоящее время около 14 тысяч казахстанских студентов учатся в Китае.
Количество учащихся Казахстана в Китае с 2005 по 2016
Год Количество учащихся Казахстана в Китае Год Количество учащихся Казахстана в Китае
2005 781 2011 8287
2006 1825 2012 9565
2007 3827 2013 11165
2008 5666 2014 11764
2009 6497 2015 13198
2010 7406 2016 13996
(Источник: Составлено автором на основе данных Министерство образования КНР)
Согласно статистике 2005 - 2016 гг. количество учащихся из Казахстана в Китае постоянно увеличивается и выросло примерно в 18 раз в сравнении с показателями 2005 года. Большинство студентов обучаются в Китае за свой счет и по собственному желанию и лишь небольшое количество обучающихся имеет возможность получить образовательный грант или стипендию. В 2003 году всего 20 казахстанских студентов обучались в Китае по государственной программе в рамках подписанного соглашения между двумя странами. Тем не менее, эта цифра постоянно растет. По данным министерства образования и науки Казахстана, в соответствии со специальным соглашением с Китаем ежегодно в Китай направляется 120 студентов, выигравших гранты, они обучаются бесплатно. Вместе с тем в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках Шанхайской организации сотрудничества, ежегодно китайские университеты для казахстанских студентов выделяют по десять грантов. Также сотни студентов могут поступить в китайские вузы по государственной программе "Болашак". В 2016 году на обучение в вузы Китая по правительственным грантам было направлено 56
студентов из Казахстана, в 2015 году - 59, в 2014 году - 61[8]).
Среди казахстанских студентов в Китае наиболее популярными специальностями является: китайский язык и литература, международная экономика и торговля, туризм, нефть, банковское дело, юриспруденция, маркетинг и бизнес-менеджмент. Большинство казахстанских студентов обучается в таких городах, как Урумчи, Пекин, Шанхай, Нанкин, Ухань и Сиань, в которых расположены наиболее престижные китайские университеты. В Пекине учится примерно две с половиной тысячи студентов, в Шанхае - около 600, в Урумчи - 1400, в городе Сиань - 600, в других городах цифра достигает ста человек.
В Казахстане среди молодежи большую популярность приобретает китайское образование. Основной причиной такой популярности считаются перспективы в двустороннем сотрудничестве, которые в дальнейшем могут открыться перед молодежью, особенно после выдвижения Председателем КНР Си Цзиньпином инициативы «Один пояс - один путь», число желающих учиться в Китае с каждым годом увеличивается. Еще одна важная причина такой популярности - это увеличение количества грантов на обучение по обмену. Кроме этого, в Китае есть немало качественных ВУЗов, особенно в сфере информационных технологий, нефтегазового сектора, юриспруденции и т.д. Вместе с тем обучение в Китае сравнительно дешевле и безопаснее, чем в странах Запада.
Казахстан также является одной из популярных стран для китайских обучающихся. Официальных данных по количеству китайцев, обучающихся в Казахстане не так много. В статье нового посла Китайской Народной Республики в Казахстане Чжан Сяо говорится, что на 2018 г. около 1 400 китайских студентов приехали учиться в
Казахстан-^. В основном - это студенты из Синьцзян-У йгурского автономного района Китая (СУАР) за свой счет. Большинство студентов приехали в Казахстан для изучения русского языка. Причина в том, что стоимость обучения и проживания в Казахстане относительно ниже, чем в России. Кроме этого, развитая система образования бывшего
СССР заложила хорошую основу в развитии образования Казахстана, и это также является важной причиной привлекательности образование Казахстана. Китайские обучающиеся в основном учатся в Алматы и в Астане гуманитарным специальностям, таким как русский язык, журналистики, бизнес и торговля и т.д.
Ускорение процесса интеграции образования в региональных организаций
Согласно Статье 2 Соглашения между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования, Китай и Казахстан будут поддерживать развитие интеграционных процессов в области образования и создание в этих целях (по мере необходимости) информационной и нормативной правовой базы по вопросам политики государств Сторон в области образования-4-.
16 августа 2007 года, на Бишкекском саммите глав государств ШОС, президент России Путин выдвинул инициативу по созданию "Университета ШОС". В данный момент в рамках проекта Университета ШОС осуществляется реальное расширение сотрудничества стран в сфере образования. В Китае У ШО С действует на базе20 университетов (Китайский нефтяной университет г. Пекин, Ланьчжоуский университет, Пекинский университет, Пекинский университет иностранных языков, Северо-восточный педагогический университет, Северо-китайский электроэнергетический университет, Синьцзянский университет, Столичный педагогический университет, Университет Цинхуа, Харбинский политехнический университет, Хэйлунцзянский университет, Цзилиньский университет, Чанчуньский политехнический университет, Шаньдунский университет, Даляньский университет иностранных языков, Даляньский политехнический университет, Л аньчжоуский политехнический университет, Синьцзянский педагогический университет, Политехнический университет Хуачжун, Хайнаньский институт тропических морей и океанов), а в Казахстане - 14 университетов (Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Карагандинский государственный технический университет, Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева, Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Алматинский университет энергетики и связи, Алматинский университет инновационных технологий, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, Университет Нархоз, Казахстанско-Британский технический университет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати). Данные университеты совместно готовят студенты по направлениям «Нанотехнологии», «Экология», «Энергетика», «1Т-технологии», «Регионоведение», «Педагогика»,
«Экономика»-10-. Китай и Казахстан в рамках УШОС не просто договорились об увеличении штата студентов по обмену, но и постепенно углубляет сотрудничество в таких аспектах, как взаимное признание образование двух стран, проведение международные конференций в сфере образования, создание союзов между университетами и т.д. Можно сказать, что сотрудничество Китая и Казахстана в области образования добилось позитивных результатов.
Кроме этого, Китай и Казахстан активно действует в рамках других региональных организаций и платформ в сфере образования. В мае 2015 года с целью воплощения китайского проекта «один пояс, одни путь» было инициировано Сианьским Цзяотун Университетом создание Университетского Альянса нового Шелкового пути.
Университетский Альянс нового Шелкового пути - The University Alliance of the New Silk Road (UANSR) является неправительственной и некоммерческой организацией, направленной на обеспечение открытости и международного сотрудничества в области высшего образования. Основными задачами альянса является совершенствование обменных студенческих программ между университетами и способствование культурного общения и укрепление дружбы между народами стран в рамках Альянса. В Альянс объединяет Назарбаев Университет, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, КГУ им. И. Арабаева и Харбинский технологический институт, Гонконгский
политехнический университет и университетов из других стран^11^.
В августе 2018 года в Гуйчжоу (Китай) был впервые реализован формат диалога о сотрудничестве ректоров ВУЗов из Китая и Казахстана, в рамках 11-й Недели обмена в области образования Китая и стран АСЕАН. В мероприятии приняли участие более 100 представителей из более чем 10 известных ВУЗов и учреждений Казахстана и более чем 30 китайских университетов. Также было подписано 24 соглашения о сотрудничестве между 10 китайскими и 9 казахстанскими ВУЗами. В настоящее время более 30 казахстанских ВУЗов поддерживают тесные контакты с китайскими партнерами, стороны
совместно осуществляют 51 проект^12!.
Укрепление распространения языков и культуры двух стран
По статье 1 Соглашения о сотрудничестве в области образования между Министерством образования и науки РК и Министерством образования КНР, Китай и Казахстан должны содействовать изучению и распространению государственных языков двух государств-^.
В Казахстане в настоящее время набирает популярность китайский язык, и интерес казахстанцев к китайскому языку с каждым годом быстро растет. Китай является важным партнером и самым большим инвестором в экономику Казахстана. Китай развивается огромными темпами, это вызывает у казахстанцев интерес к китайскому языку, потому что без знания языка будет сложно наладить отношения с Китаем в экономике.
Впервые в Казахстане кафедра китайского языка была открыта в 1989 году в Казахском государственном университете имени С.М. Кирова (ныне - Казахский национальный университет). На сегодняшний день кафедра китайского языка и кафедра китаеведения есть во многих учебных заведениях Казахстана (например, кафедра китайского языка и кафедра китайской филологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, кафедра китаеведения при факультете востоковедения КазНУ им.аль-Фараби, Международная языковая казахско-китайская академия, открытая в Алматы в 2007 году). В 2007 году в Казахстане было открыто отделение глобальной сети институтов Конфуция. Это сеть международных культурно-образовательных центров, создаваемых Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом. Миссия Институтов Конфуция — способствовать росту понимания Китая и китайской культуры во всем мире, развивать
дружеские взаимоотношения Китая с другими странами^13!. Институт Конфуция в полной мере используя свои богатые ресурсы, проводит разнообразные учебные и культурные мероприятия, формирует различные модели обучения, и постепенно становится важным местом для изучения китайского языка и культуры и понимания современного Китая. По официальной статистике глобальной сети институтов Конфуция Китая, в Казахстане насчитывается 5 институтов Конфуция: Евразийский Национальный университет (г. Астана.2007); Казахский национальный университет имени аль-Фараби (на базе Факультета востоковедения, г.Алматы 2009) ; АРГУ им. Жубанова на базе факультета иностранных языков (г. Актобе 2011); Карагандинский государственный технический
университет (г. Караганда 2011); Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана (г. Алматы 2017) --14-.
Институт Конфуция осуществляет взаимодействие и поддержку в изучении культуры Китая, китайского языка, а также содействуют в подготовке специалистов востоковедческой гуманитарной науки. По словам директора института Конфуция при ЕНУ им. Л.Н.Гумилева в интервью 2017 года, ежегодно для изучения языка в институт обращаются 1000 студентов, 30-40 человек из них рекомендуются на гранты для
обучению в китайских ВУЗах-15-. По статистике Института Конфуция при Карагандинском Техническом Университете в Караганде за минувшие годы в институте прошли обучение свыше 2 тыс. студентов Казахстана. Количество желающих учиться в Институтах Конфуция ежегодно увеличивается-16-.
Обучение казахскому языку в Китае началось сравнительно позже. В Китае казахи, как этническое меньшинство, проживают в основном в Синьцзяно-Уйгурском автономном районе и в провинциях Ганьсу и Цинхай. Общая численность казахов в Китае - чуть менее 1,5 млн человек. Обучение на казахском языке обычно проходится в школах, где компактно проживают казахи. Там издается более 50-ти газет и журналов на казахском языке, работают 3 телеканала. Но в дальнейшем все казахи начинают учиться на
китайском языке-17-. И фактически преподавание казахского языка ведется в узких кругах, точнее только среди казахов. Казахский язык используется только среди казахов, а большинство китайцев мало знают о культуре и казахском языке. В 2003 году на кафедре русского языка и языков Центральной Азии при факультете иностранных языков Центрального национального университета впервые были введены курсы языков Центральной Азии, в том числе и казахский язык, для студентов, специализирующихся на русском языке, но отдельных кафедр казахского языка все еще не было.
Только в 2012 году Министерство образования Китая впервые добавило казахский язык и другие языки Центральной Азии в новый каталог специальностей бакалавриата при институте русского языка Пекинского университета, но точных новостей о приеме студентов не было. В 2015 году в Академии иностранных языков Народно-
освободительной армии была установлена специальность казахский язык-18-. В сентябре 2017 года в Шанхайском университете иностранных языков (ШУИЯ) открылась кафедра казахского языка и литературы, в данный момент на специальности казахский язык и литература обучается 13 китайских студентов. Также открылась кафедра казахского языка в Сианьском университете иностранных языков. В настоящее время казахский
язык здесь изучает 21 китайский студент-19-. Кроме того, во Втором пекинском университете иностранных языков, Тяньцзиньском университете иностранных языков и Даляньском университете иностранных языков также открылись кафедра казахского языка.
Следует отметить, что открытие Центров Казахстана в Китае сыграет ключевую роль в углублении сотрудничества в сфере образования и гуманитарных обменов, а также в скором будущем станет важной платформой для подготовки кадров по специальности «казахский язык». В Китае на сегодняшний день действует 4 центра Казахстана: центр Казахстана при Шанхайском университете иностранных языков (16 ноября 2015 г.); центр Казахстана при Пекинском университете иностранных языков (13 декабря 2015 г.); центр Казахстана при Даляньском университете иностранных языков (8 января 2016 г.); Центр Казахстана при Сианьском университете иностранных языков (20 сентября 2017 г.)-20-.
Благодаря инициативе «Одни пояс, одни путь», казахский язык в последние годы привлекает все больше внимания в Китае. Перспективными двусторонними отношениями является главная причина изучения казахского языка. Многие китайские казахи отправляют своих детей учиться в ВУЗы Казахстана, они хотят, чтобы их дети помнили язык и культуру своих предков. В январе 2017 года казахстанский певец Димаш Кудайбергенов с большим успехом выступил в китайской программе I am a singer и покорил своим пением китайские социальные сети. После этого шоу китайские поклонники певца стали активно изучать казахский язык, чтобы понять песни, которые он будет исполнять в последующих этапах на казахском языке. Экс-посол Китая в Казахстане Чжан Ханьхуэй заявил, что он тоже хочет изучить казахский язык. Он отметил, что в Китае проявляют большой интерес к изучению казахского языка как к предмету в высших учебных заведениях и в Китае необходимо готовить больше
специалистов по казахскому языку^21^.
В целом Китай и Казахстан придают большое значение образовательному сотрудничеству, подписано достаточно документов и созданы эффективные механизмы сотрудничества, можно сказать, что большие успехи были достигнуты в сотрудничестве в области образования между двумя странами. Однако, существуют также проблемы в данной сфере. Например, привлекательность казахского языка в Китае сравнительно ниже, чем привлекательность китайского языка в Казахстане. Преподавателей из Китая в Казахстане относительно мало, как и специалистов по изучению казахского языка в Китае. Очевидно, Китай занимает лидирующее место в этом процессе сотрудничества. Это связано с тем, что Китай достаточно развит в экономической, культурной и других областях. Взаимодействие двух стран в области образования пока находится на неодинаковом уровне. Но, очевидны колоссальные перспективы роста взаимодействия Казахстана и Китая в этом направлении.
Библиография
1. Обзор культурных обменов и сотрудничества между Китаем и Казахстаном (ФН^Пр
// Генеральное консульство Китайской Народной Республики в Алматы. URL:
http://almaty.chineseconsulate.org/chn/wjjl/whjlyhz/t1353862.htm (дата обращения 05.10.2018).
2. Соглашение между Министерством образования и науки РК и Министерством образования КНР о сотрудничестве в области образования // online.zakon.kz. URL: https ://online.zakon.kz/Document/?doc_id = 1039389 (дата обращения 05.10.2018)05.10.2018).
3. Межправительственное соглашение о предоставлении правительством Китая Республике Казахстан безвозмездной помощи в размере 20 млн. юаней на реализацию проектов в области образования // mfa.gov.kz. URL: http://www.mfa.gov.kz/ru/beijing/content/dogovornaa-baza (дата обращения 05.10.2018).
4. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования // adilet.zan.kz. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P060001262_ (дата обращения 05.10.2018).
5. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях // online.zakon.kz. URL: http://online.zakon.kz/Document/? doc_id = 30082441(дата обращения 06.10.2018).
б- Соглашение об открытии института Конфуция в Казахстане // enu.kz. URL:
http://www.enu.kz/ru/nauka/nauchno-issled-podr/institut-konfuciya/ (дата обращения 06.10.2018).
7. Большие данные Министерства образования КНР об обучении китайских и иностранных студентов: Китай стал главной страной, которая привлекает студентов из chinanews.com. URL: http://www.chinanews.com/gn/2018/03-30/8479732.shtml (дата обращения 06.10.2018).
8. Казахстанские студенты рассказали об учебе в Китае // nur.kz. URL:
https ://www.nur.kz/314304-kazahstanskie-studenty-rasskazali-ob-uchebe-v-kitae.html (дата обращения 07.10.2018).
9. Новый посол Китая пожелал Казахстану еще больше "Димашей" // tengrinews.kz. URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/novyiy-posol-kitaya-pojelal-kazahstanu-esche-bolshe-dimashey-35335б/(дата обращения 07.10.2018).
10. Официальный сайт Университета Шанхайской Организации Сотрудничества // uni-sco.ru. URL: http://uni-sco.ru/ (дата обращения 07.10.2018).
11. Университетский Альянс нового Шелкового пути // mpei.ru. URL:https://mpei.ru/internationalactivities/partnership/Pages/nsr_alliance.aspx (дата обращения 07.10.2018).
12. Диалог о сотрудничестве ректоров ВУЗов из Китая и Казахстана в Гуйчжоу (фВр^^ Й^ШЙЙМ^Т) // sohu.com. URL:http://www.sohu.com/a/244038190_799801(дата обращения 07.10.2018).
13. Институт Конфуция. URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 08.10.2018).
14. Confucius Institute Headquarters (Hanban) URL: http://www.hanban.edu.cn/ (дата обращения 08.10.2018).
15. Директор института Конфуция при ЕНУ им. Л.Н.Гумилева - лучший преподаватель Китая - 2017 // enu.kz. URL: http://www.enu.kz/ru/info/novosti-enu/49б13/(дата обращения 08.10.2018).
16. День Института Конфуция 2018// zh-hant.kstu.kz. URL: http://zh-hant.kstu.kz/(дата обращения 08.10.2018).
17. Казахи в Китае: свобода , степь и горы // ru.gbtimes.com. URL:http://ru.gbtimes.com/zhizn/kazahi-v-kitae-svoboda-step-i-gory (дата обращения 08.10.2018).
18. Чжао Минмин. Пять языков Центральной Азии и их ситуация употребления в Китае
ex.cssn.cn. URL:
http://ex.cssn.cn/djch/djch_djchhg/zggcq_93365/201702/t20170217_3419914_1.shtml/ (дата обращения 08.10.2018).
19. Поездка делегатов ЕНУ в Китай: интерес к изучению казахского языка в Китае растет// enu.kz. URL: http://www.enu.kz/ru/info/novosti-enu/51947/(дата обращения 09.10.2018).
20. В Шанхайском ВУЗе открыли кафедру казахского языка и литературы // inform.kz. URL: https://www.inform.kz/ru/v-shanhayskom-vuze-otkryli-kafedru-kazahskogo-yazyka-i-literatury_a3070115 (дата обращения 09.10.2018).
21. Посол Китая в Казахстане намерен выучить казахский язык // informburo.kz. URL: https ://informburo.kz/novosti/posol-kitaya-v-kazahstane-nameren-vyuchit-kazahskiy-yazyk.html (дата обращения : 09.10.18)
22. Лаумулин М.Т. Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика, политология. Алматы. 2000
23. Валеев Р.М., Кадырова Л.И. Гуманитарное сотрудничество Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в сфере образования (1990 - 2000-е гг.)// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. 2015. № 1. С.115-120
24. Сыроежкин К.Л. Казахи в КНР. Алматы. 2004.
25. Кокарев К.А. Китайско-казахстанские отношения // Ред. Кожокин Е.М. Казахстан: реалии и перспективы независимого развития, М., 1995
26. Кошанова С., Ракишева Б., Мажитова А., Ашкенова Г. Некоторые аспекты учебной эмиграции из республики Казахстан в Китайскую Народную Республику» // Казахстан спектр. 2016. № 1.
27. Хафизова К.Ш. Китайская дипломатия в Центральной Азии (XIV - XIX). Алматы, 1995
28. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1995.
29. Ян Шу. Китай и Каспий // Континент. № 21 (34). 2000.
30. Чжао Чанцин. Записи стран: Казахстан (М®^. ЭДИ^Пр^ЙШЩ). Пекин. 2004.
31. Син Гуанчэн. Отчет о развитии Шанхайской организации сотрудничества (РРЙ. а^Ш.Ш'й.ШМ.а)// Издательство «Литературы по социальным наукам» (^жй^^^Х
Пекин. 2009.