УДК 340.158+342.721.73
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
А. С. Шерьязова, аспирант кафедры теории государства и права Челябинского
государственного университета
Проанализированы взаимоотношения государства и общественных объединений в советский период на основе различных нормативных правовых актов того времени и трудов ученых-правоведов.
Ключевые слова: общественные объединения, государство, государственная поддержка, сотрудничество, взаимодействие.
В 1924 году после образования СССР было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке утверждения уставов и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и распространяющих свою деятельность на территорию всего Союза ССР и о надзоре за ними». Постановление предусматривало двухступенчатый порядок легализации деятельности общественных объединений. Проекты уставов обществ и союзов, которые предполагали свою деятельность на всей территории СССР, представлялись на утверждение СНК СССР и утверждались по согласованию с советами народных комиссаров союзных республик. Далее для открытия на территории конкретной союзной республики необходима была регистрация устава в органах союзных республик, ведающих регистрацией обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, в порядке, установленном законодательством данной союзной республики. Процедура учитывала интересы государства, существенно ограничивала возможность создания объединений граждан.
Государством строго контролировалось проведение съездов и собраний объединения. Объединению необходимо было обратиться в орган государственной власти для получения разрешения. «Заблаговременно надо было сообщить, помимо прочего, о времени, месте и целях съезда, совещания, повестке дня, исчерпывающие сведения о нормах представительства и предполагаемой численности съезда или совещания»1.
С 1928 года разрешалась деятельность обществ в отдельных населенных пунктах или их группах, был расширен круг органов, имеющих право утверждать уставы и регистрировать общества. Такими уполномоченными органами стали президиумы городских
советов, областных, губернских исполкомов. Расширен был круг оснований для отказа в утверждении устава общества. Утверждению устава общества не подлежали уставы, угрожающие общественному спокойствию и безопасности, направленные на возбуждение национальной розни и вражды, ставящих цель изучение и развитие мистики, а также с неясными и неопределенными целями.
Требовалось согласовывать вопрос об утверждении устава с народным комиссариатом или отделами исполнительных комитетов, к компетенции которых относится область деятельности отдельного общества или союза. Данные органы давали заключение. В заключении могла быть указана необходимость замены некоторых учредителей. В этих случаях органы власти, «не отказывая в утверждении устава, заявляли отвод против этих учредителей и предлагали ввести в состав учредителей новых членов вместо исключенных»2.
Расширился круг органов, имевших право контролировать деятельность обществ. Наблюдение возлагалось на регистрирующие органы, отделы исполнительных комитетов, к компетенции которых относилась область деятельности общества и союза.
В 20-е гг. появляются нормативные правовые акты, затрагивающие сотрудничество между органами государственной власти и общественными организациями. Некоторые носили достаточно четкие названия (например, акт «О сотрудничестве местных органов Советской власти с профсоюзами»).
Положение о добровольных обществах и союзах (объединениях, клубах, ассоциациях, федерациях), принятое в 1930 году, закрепило, что общее наблюдение за деятельностью добровольного общества и союза возлагалось на органы, утверждающие уставы. Местные
Шерьязова А. С.
Взаимоотношения государства и общественных _______________объединений в советский период
отделения обществ и союзов регистрировались по месту своего нахождения, соответствующие административные органы и Советы осуществляли наблюдение, общее руководство деятельностью добровольного общества и союза проводили наркоматы и отделы исполкомов, к ведению которых они относились, а также иные профессиональные и кооперативные организации. С 1932 года регистрацию всероссийских организаций также осуществляли наркоматы или приравненные к ним центральные учреждения РСФСР, с которыми были связаны задачи соответствующих обществ и союзов, Президиум ВЦИК.
Контролирующий государственный орган мог отводить как отдельных членов общества, союза, так и членов органов их управления, досрочно распускать выборные органы и принимать другие меры, ликвидировать общества и союзы.
Таким образом, государство создавало для себя все условия, с помощью которых можно было контролировать деятельность общественных организаций, воздействовать на граждан в желательном для партии направлении, организовывая граждан по интересам.
По мысли руководства страны общественные объединения должны были работать под руководством партии с передачей им ряда государственных функций. Таким путем должно было ускориться движение к общественному коммунистическому самоуправлению, усилиться участие населения в управлении государственными и общественными делами. В 1933 году государство передало профсоюзам функции социального страхования и надзора за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда и техники безопасности. Ранее эти функции принадлежали Наркомату труда СССР, после передачи функций орган государственной власти фактически был ликвидирован. Осталась существовать только часть государственного органа, которая была необходима для выполнения профсоюзами их функций.
В марте 1955 года Добровольному обществу содействия Армии, Авиации и Флоту отошла функция охраны жизни людей на реках, озерах и прибрежных участках морей, которая ранее выполнялась государственными органами. К Всероссийскому обществу «Знание» в 1957 году от Министерства культуры СССР перешло руководство лекционной пропагандой. Однако позже оказалось, что
функции, переданные ДОСААФ, не свойственны данной общественной организации. В 1966 году функция была передана Совету депутатов трудящихся.
Однако идея передачи части государственных функций общественным организациям не принесла ошутимых результатов.
Взаимоотношения государства и общественных объединений осуществлялись также в форме поддержки. Государственная поддержка была достаточно активной. Государство поддерживало «нужные» общественные организации, начиная с регистрации, и в дальнейшей их деятельности. Принимались соответствующие нормативные акты, которые предусматривали необходимые меры помощи. Так, Постановление Совета Министров РСФСР от 24 июня 1973 г. «Об организации Всероссийского добровольного общества любителей книги» содержало указания автономным республикам, райисполкомам, облисполкомам оказать необходимую помощь в подготовке и проведении учредительных конференций местных организаций.
Конституция СССР от 7 октября 1977 г. подтвердила роль партии как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической системы», провозгласила возможность участия общественных организаций в управлении делами государства. Правительство страны понимало силу, которой обладали общественные организации, потенциал работы и влияния на рядового гражданина, поэтому в основном законе государства говорилось о роли общественных организаций. Так, ст. 7 Конституции гласила: «Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социаль-но-культурных вопросов».
Конституция СССР 1977 года закрепила в ст. 47, что «государство оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам». Так, Ц. А. Ямпольская пишет: «Государство оказывает помощь общественным организациям, создавая максимально благоприятный правовой режим для их образования и деятельности, оказывая непосредственно организационную и материальную поддержку при их создании (участие в учреждении оргкомитетов, предоставление средств
Серия «Право», выпуск 22
25
Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
массовой информации, подыскание соответствующего помещения для созыва учредительного съезда, конференции и т.д.)»3.
Общественным организациям предоставлялись льготы. Примером может служить Постановление Совета Министров СССР от 1 марта 1979 г. «О льготах по подоходному налогу с кооперативных и общественных организаций».
Необходимость сотрудничества органов государственной власти и общественных объединений обсуждалась в 80-е гг. органами власти, принимались нормативные акты. В 60-80 гг. учеными-правоведами активно изучался вопрос сотрудничества государственных органов и общественных объединений. Так, Ц. А. Ямпольская выделяла следующие формы сотрудничества, актуальные для того времени:
1) сотрудничество, возникающее при формировании государственных органов и руководящих органов общественных организаций;
2) государственно-общественные (общественно-государственные) органы;
3) сотрудничество в процессе правотворчества и внутриорганизационного нормотворчества: законодательная инициатива; внесение предложений о принятии постановлений правительства и правовых актов других нор-мативно-правовых актов; совместное с государственными органами издание правовых актов; самостоятельное при определенных условиях создание общественными организациями правовых актов;
4) договоры (соглашения) между государственными органами и общественными организациями;
5) сотрудничество общественных организаций и государственных органов, осуществляемое через Отечественный фронт и Национальный фронт ГДР;
6) взаимодействие в виде взаимоконтроля;
7) юридическая характеристика взаимодействия.
Взаимодействие расценивалось в узком смысле как реализация через правоотношения взаимных прав и обязанностей его участников, а в широком смысле - как осуществление компетенции одного из субъектов отношения посредством компетенции другого.
III съезд народных депутатов СССР, проходивший в марте 1990 года, изменил ст. 6 Конституции СССР. Из статьи было изъято
положение о том, что КПСС является руководящей партией. Конституция закрепила право образовывать в стране другие политические партии. Граждане СССР получили право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые, по мнению властей, способствуют развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов. Начинают создаваться новые политические партии.
9 октября 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях». Он закрепил порядок создания общественных объединений, при котором не нужно спрашивать разрешения у государственного органа на создание. Процедура приобретения общественным объединением статуса юридического лица была упрощена. Закон предусматривал возможность обжаловать в суд отказ в регистрации устава общественного объединения.
В ст. 5 Закона СССР «Об общественных объединениях» говорилось о государственной поддержке молодежных и детских организаций. Поддержка же иных общественных объединений в законе не предусматривалась. Законодатель запрещал финансирование «государством деятельности политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели».
В советский период государственные органы активно строили отношения с общественными организациями, развивались такие новые формы взаимоотношения, как государственная поддержка и сотрудничество. После распада СССР данные формы взаимоотношений не утратились, а лишь в перестроечный период развитие взаимоотношений между государственными органами и общественными объединениями не было столь актуально.
1 Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: монография. М., 1996. С. 36.
2 Там же. С. 37.
3 Ямпольская Ц. А. Общественные организации в политической системе аспекты взаимодействия с партией, государственными органами, трудовыми коллективами: монография. М., 1984. С. 217.
Статья поступила в редакцию 2 февраля 2010 г.