Научная статья на тему 'Правовые основы функционирования общественных организаций в СССР (20 - 80-е гг. Xx века)'

Правовые основы функционирования общественных организаций в СССР (20 - 80-е гг. Xx века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1110
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белова Любовь Петровна

Статья содержит основные нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование обществ дружбы народов в СССР в 20-80-е гг. XX века. Исследованы различные подходы при проработке смысловой нагрузки термина 'общественные организации». Выделены критерии, рассмотрена классификация общественных организаций, основанная на архивных материалах НКВД РСФСР. Исследованы документы, отражающие порядок утверждения уставов и порядок регистрации (ликвидации) обществ и союзов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal bases of public organizations functioning in the USSR ( 20s - 80s of the 20th century)

The author of the article presents normative documents regulating the work of Friendship Societies in the USSR in 20s 80s of the 20th century. Various approaches to the term "public organization" have been studied. Criteria, the classification of public organizations based on the archives documents of NKVD (People's Commissariat of Home Affairs) of the Russian Soviet Federative Socialist Republic are given in the article. The author has investigated the documents on the procedure of charters' ratification, societies and unions registration.

Текст научной работы на тему «Правовые основы функционирования общественных организаций в СССР (20 - 80-е гг. Xx века)»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Правовые основы функционирования общественных организаций в СССР (20 - 80-е гг. XX века)

Л.П. Белова

Статья содержит основные нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование обществ дружбы народов в СССР в 20-80-е гг. XX века. Исследованы различные подходы при проработке смысловой нагрузки термина »общественные организации». Выделены критерии, рассмотрена классификация общественных организаций, основанная на архивных материалах НКВД РСФСР. Исследованы документы, отражающие порядок утверждения уставов и порядок регистрации (ликвидации) обществ и союзов.

The author of the article presents normative documents regulating the work of Friendship Societies in the USSR in 20s - 80s of the 20th century. Various approaches to the term "public organization" have been studied. Criteria, the classification of public organizations based on the archives documents ofNKVD (People's Commissariat of Home Affairs) of the Russian Soviet Federative Socialist Republic are given in the article. The author has investigated the documents on the procedure of charters' ratification, societies and unions registration.

Череда многих форм и институтов, в которых реализуется жизнь общества, наиболее действенными являются негосударственные структуры и, в первую очередь, общественные организации. Формируемые национальными интересами, социальными проблемами и потребностями граждан, они в начале 20-х гг. XX столетия стали аккумулировать в себе инициативу, знания и опыт людей. Поступательное развитие негосударственных организаций - научных и благотворительных, политических и религиозных, экономических и профессиональных, культурно-просветительских и международных, женских и молодежных -стало началом новой общественности, возникновением необходимости в разработке документов для регламентации их общественной деятельности [1].

Формирование законодательства об общественных организациях началось с 1918 г. с принятием Конституции РСФСР. Так, основной Закон РСФСР гласил: «В целях обеспечения трудящимся действительной свободы союзов Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в

буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения в организации» [2].

В первые годы после революции был издан ряд декретов Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР, определивших порядок создания организаций

Белова Любовь Петровна - начальник отдела кадрового и правового обеспечения - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю, аспирант ДВАГС (г. Хабаровск)

и их деятельность, характер взаимоотношений государства с организациями различных типов. Так, были изданы декреты о кооперации, сельскохозяйственных артелях и союзах, постановления об Обществе Красного Креста, Постановление «Об утверждении Всероссийской ассоциации инженеров» [3].

В начале 20-х гг. XX столетия появилось выражение «общества и союзы, не преследующие целей извлечения прибыли», фактически заимствованное из «Временных Правил об обществах и союзах» 1906 г. Впервые оно было употреблено в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли, и о порядке надзора за ними» [4].

По указанию НКВД РСФСР в июне 1920 г. губернскими отделами издавались постановления об обязательной регистрации гражданских объединений [5]. Так, в документах одновременно использовались понятия: «общества», «союзы», «вольные кружки», «массовые организации», «добровольные общества» и др. В 1920-е гг. применялся и термин «массовые организации», под ним понимались: профсоюзы, Международная организация помощи борцам революции (МОПР), Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства (ОСОАВИАХИМ) и т. д. Численность членов в них измерялась тысячами и миллионами. К этой категории общественных организаций относились объединения, созданные и работающие под эгидой Коммунистической партии или профсоюзов [6].

В феврале 1923 г. Народный комиссариат юстиции в ответ на запрос Главного управления по делам кустарной промышленности ВСНХ сообщал: «под «общественными» организациями законодатель имеет в виду организации, не преследующие цели извлечения прибыли для своих членов, а преследуют общественные цели», поэтому кооперативные объединения не являются общественными организациями, так как учреждаются для удовлетворения экономических потребностей своих членов [7]. НКВД в 1924 г., давая разъяснения административным отделам губернских исполкомов, указывал, что: «к обществам и союзам, не преследующим целей извлечения прибыли, относятся организации, которые ставят научные, идеологические цели в

своей деятельности. К таким организациям необходимо отнести различные научные, спортивные, литературные, художественные, сельскохозяйственные общества, а также различные общества содействия по проведению тех или иных начинаний власти, например: общество по ликвидации неграмотности, общество воздушного флота и пр.» [8].

В 20-х гг. активно осуществлялась проработка смысловой нагрузки термина и порядок регистрации обществ и союзов. Например, признак некоммерческой деятельности обществ и союзов содержался в определении, которое было дано в 1928 г. в «Положении об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли». В частности, в нем говорилось, что «общество - это добровольное объединение граждан, которые предметом своей деятельности избирают определенную цель, не связанную с извлечением материальных выгод для участников объединения или удовлетворением их экономических потребностей», а союз - это объединение двух или более обществ [9]. Трактовка термина, указанная в Положении, нового значения для понятия «общественные организации» не носила, а напротив, практически полностью копировала текст статьи из «Временных правил об обществах и союзах» от 04 марта 1906 г. В них под «обществом» понималось «соединение нескольких лиц, которые в своей деятельности преследовали определенную цель, а не получение прибыли», союзом же называлось «соединение двух или нескольких таких обществ» [10].

В июне-августе 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали Постановление «О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций» и Постановление «О порядке учреждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли, и о порядке надзора над ними». В дополнение к Постановлениям были изданы Инструкции ВЦИК от 10 августа 1922 г. по регистрации обществ и объединений и выдаче разрешений на созыв съездов и собраний различных организаций, союзов и объединений [11]. В данных нормативных актах содержались основные требования, предъявляемые к порядку регистрации обществ. Так, для регистрации общества необходимо было представить устав, протокол собрания, список членов-учредителей, гербовый сбор

и т. д. Главное условие деятельности всех обществ было зафиксировано в пункте б Постановления: «В утверждении должно быть отказано, если утвержденное общество или союз по своим целям противоречит Конституции РСФСР и ее законам».

В зависимости от направления деятельности общественных организаций существовали ведомственные нормативные документы, регулирующие их деятельность. Например, деятельность научных, литературных и научно-художественных обществ, состоявших в ведении Главнауки, дополнительно регламентировалась Типовыми уставами, разработанными и утвержденными в мае 1923 г., сельскохозяйственные общества подчинялись требованиям «Положения о сельскохозяйственных обществах» и т. д. [12].

С созданием СССР возникла необходимость разработки норм деятельности общесоюзных общественных объединений. В Постановлении ЦИК и СНК СССР от 09 мая 1925 г. «О порядке утверждения уставов и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и распространяющих свою деятельность на территорию всего Союза ССР, и о надзоре за ними», проекты уставов общесоюзных организаций должны были представляться на утверждение в СНК СССР, обсуждаться и регистрироваться в республиканских органах. Более того, с 1927 г. стало действовать Постановление СНК СССР «О порядке разрешения съездов и совещаний, созываемых государственными учреждениями СССР и государственными предприятиями общесоюзного значения, и равно всесоюзных съездов и совещаний, созываемых общественными организациями» [13].

Одним из наиболее важных документов, регламентирующих порядок утверждения уставов и порядок регистрации обществ и союзов, стало «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР от 06 февраля 1928 г. [14]. С вступлением его в действие ранее принятые документы - Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 3 августа 1922, Инструкция ВЦИК от 10 августа 1922 г., ведомственные и межведомственные распоряжения органов РСФСР - отменялись. В 1928 г. в одном из писем Народного комиссариата Рабоче-Крестьянской инспекции (НК РКИ) в НКВД по вопросу о регистрации и контроле за деятельностью обществ, не преследующих

целей извлечения прибыли, массовые организации были одновременно названы «обществами содействия Советской власти».

В Положении от 06 февраля 1928 г. в пунктах 2, 6 впервые в советской практике было дано определение обществам и союзам. Так, обществами, не преследующими цели извлечения прибыли, назывались добровольные объединения граждан, которые предметом своей совокупной деятельности избирали постоянную цель, не связанную с извлечением материальных выгод для участников объединения или удовлетворением их экономических потребностей, а союз - это объединение утвержденных и зарегистрированных установленным порядком двух или более обществ, не преследующих целей извлечения прибыли, соприкасающихся в своей деятельности, или аналогичных по своим целям и задачам. Согласно пункту 9 Положения, учредителями и членами выборных исполнительных органов общества могли быть все граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, с наличием избирательного права. Пункт 16 Положения определил случаи отказа в регистрации уставов, а именно - при утверждении устава в регистрации должно быть отказано, если цели и методы деятельности общества или союза противоречили законам Союза ССР или РСФСР. Не подлежали утверждению уставы обществ, угрожающих общественному спокойствию и безопасности, возбуждающих национальную рознь и вражду, ставящие целью изучение и развитие мистики (оккультизма, спиритизма и т. п.), а также ставящие неясные или неопределенные цели.

Большое значение в положении придавалось факту регистрации обществ и союзов. Так, в пункте 8 содержалось требование организации деятельности общества только после утверждения устава и его последующей регистрации. В течение двух месяцев со дня утверждения устава общества обязаны были зарегистрироваться в соответствующем органе, а затем получали право открыть свою деятельность. В свою очередь, регистрирующие органы, а также организации, к компетенции которых относилась область деятельности общества или союза, обязаны были осуществлять наблюдение, знакомиться с их делами, финансовым положением и при необходимости выносить решение о закрытии обществ (пункты 29 - 32).

Сравнительный анализ двух законода-

тельных актов показал, что в Постановлении 1922 г., в основном, были рассмотрены самые общие вопросы создания и деятельности общественных организаций. Впервые было введено понятие «общества и союзы, не преследующие цели извлечения прибыли», утвержден регистрационный порядок их создания и разрешена деятельность в рамках законов РСФСР. На основании Постановления от 3 августа 1922 г., допускалась любая общественная деятельность, способствовавшая созданию большого числа разного рода организаций и объединений. «Положение об обществах и союзах» 1928 г., в свою очередь, значительно ограничивало число возникающих общественных организаций различных видов и отлучало от общественной деятельности отдельные категории граждан.

Несовершенство законодательной основы деятельности общественных организаций поставило на повестку дня разработку нового нормативного правового акта. Им стало «Положение о добровольных обществах и союзах (объединениях, клубах, ассоциациях, федерациях)» от 30 августа 1930 г. В преамбуле принятого документа отмечалось, что он принимается «в целях привлечения добровольных обществ и союзов к активной работе, на основе широкого привлечения в эти общества и союзы трудящихся масс, при достижении целей своей деятельности».

Положение 1930 г. содержало ряд нововведений. Так, пункт 1 давал новое определение обществам и союзам: «Добровольные общества и союзы (объединения, клубы, ассоциации и федерации) являются организациями общественной самодеятельности трудящихся масс города и деревни, ставящих своей задачей активное участие в социалистическом строительстве Союза ССР, а также содействующих укреплению обороны страны». Пункт 3 обозначил границы их общественной деятельности: «Добровольные общества и союзы строят свою деятельность в соответствии с общегосударственным планом народного хозяйства и социально-культурного строительства, а также практически участвуют в разрешении очередных задач Советской власти по соответствующим отраслям социалистического строительства. Научно-исследовательская деятельность обществ и союзов должна строиться на основе, обеспечивающей марксистско-ленинскую проработку вопросов в соответствующих

отраслях знаний» [15]. Ранее эти функции возлагались на НКВД, теперь их осуществляли наркоматы, государственные учреждения, профсоюзы и кооперация, к ведению которых относилась деятельность того или иного общества. Пункт 27 Положения устанавливал обязательность контроля за общественными организациями со стороны масс путем подготовки отчетов, обследования их деятельности рабочими бригадами, а также установки шефства отдельных предприятий над обществами и союзами.

Положение не распространялось на профессиональные союзы и организации, уставы которых утверждались СНК СССР и РСФСР. Пункт 7 оговаривал, что общества и союзы «не могут ставить своей задачей защиту правовых и экономических интересов своих членов». Согласно пункту 36, вся деятельность добровольных обществ должна была соответствовать законам и политике Советской власти. В случае нарушения законодательства, а также отклонения от задач и целей, определенных уставами обществ, контролирующие органы имели право досрочно распускать руководящие органы, а также принимать меры, вплоть до ликвидации обществ.

Важным нормативным документом 30-х гг. XX столетия, составляющим основу деятельности общественных организаций стало «Положение о добровольных обществах и союзах» от 10 июля 1932 г., которое оставалось действующим вплоть до конца 80-х гг. Положение содержало порядок организации и прекращения деятельности обществ и союзов, наблюдение и контроль за деятельностью [16]. Так, для утверждения устава заявление должно быть подано вместе с проектом устава в соответствующий центральный или местный орган. Такими органами были Совет министров СССР и Советы министров союзных и автономных республик, министерства, а также исполкомы местных Советов депутатов трудящихся. Далее государственные органы в месячный срок со дня получения устава рассматривали его с точки зрения соответствия проекта закону и общим целям создаваемого общества, задачам социалистического строительства. При предъявлении требования к уставу добровольного общества или союза на предмет соответствия его закону, устав должен был предусматривать: задачи общества; способы их осуществления и порядок деятельности; поря-

док вступления в члены общества; права и обязанности членов общества; порядок образования и предметы ведения органов управления общества и их местонахождение; сроки, порядок созыва и компетенцию общих делегатских собраний, съездов или конференций членов общества; наименование учреждения, осуществляющего наблюдение и контроль за работой данного общества; порядок отчетности о деятельности общества; порядок прекращения деятельности общества.

Следует учитывать и тот факт, что при регистрации общества или союза государственный орган разрешал вопрос и о целесообразности организации данного общества или союза. Прежде всего учитывалось наличие уже существующих организаций. Например, в Москве помимо городского и областного отделений Всероссийского общества охраны природы действовали Добровольное общество содействия озеленению Москвы, Общество испытателей природы и Московское сельскохозяйственное общество. В результате, чтобы исключить дублирование функций различных обществ было признано целесообразно объединять такие общества в одну мощную общественную организацию.

Положение содержало ряд пунктов раскрывающих порядок прекращения деятельности добровольных обществ и их союзов. Так, ликвидация могла быть произведена по постановлению общего собрания (съезда) или собрания уполномоченных общества или союза. Например, Казахское республиканское добровольное общество «Друзья леса и сада» могло быть ликвидировано по постановлению Республиканского съезда. Ликвидация общества российско-китайской дружбы, согласно статье 7 части 7 Устава общества, могла быть произведена по решению Конфере-ции, если за него проголосовало не менее 2/3 делегатов [17].

Еще одним основанием, согласно подпункту «б» пункта 22 части 4 Положения, могло быть распоряжение органа, утвердившего устав общества или союза. При необходимости ликвидации местного отделения общества или союза местный орган, которым было зарегистрировано данное отделение, мог приостановить его деятельность с доведением об этом до сведения органа, утвердившего устав общества или союза. Например, деятельность отделения Общества союза советских обществ друж-

бы и культурной связи в городах, республиках СССР могла быть прекращена путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации.

Условия, при которых государственный орган мог издать распоряжение о ликвидации добровольного общества, были: выполнение задач, для решения которых было создано общество; нарушение добровольным обществом действующего законодательства; уклонение от указанных в уставе целей и задач. Ликвидация добровольных обществ осуществлялась в различных организационных формах. Так, прекращение деятельности добровольного общества могло иметь место вследствие слияния двух или более обществ в одно новое общество. Например, прекратили свое существование Добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), Добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ), объединенные в одно Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Прекращение деятельности добровольных обществ наступало в результате поглощения одного или нескольких обществ и включения их в существующее добровольное общество. Так, в Добровольное спортивное общество «Буревестник» в 1955 г. влились и, вследствие этого прекратили свое существование, добровольные спортивные общества «Медик», «Искра», «Наука» и др. [18].

Последним основанием для ликвидации добровольного общества была его реорганизация, влекущая изменение организационных форм и целей существующего добровольного общества. Так, по Постановлению Секретариата ВЦСПС от 27 января 1955 г., научные инженерно-технические общества были реорганизованы в научно-технические общества по отраслям производства. Реорганизация была произведена в целях вовлечения в общества не только инженеров и техников, но и рабочих-новаторов производства, с целью превращения этих обществ в массовые организации [19].

Большое место в деятельности добровольных обществ занимали правовые отношения с органами государственной власти и управления. Правосубъектность добровольных обществ в государственно-правовых и административно-правовых отношениях определялась природой и характером добровольных обществ как массовых общественных организаций. Правовые отноше-

ния между добровольными обществами и государственными органами возникали: в процессе сотрудничества государственных органов и добровольных обществ, их взаимопомощи и выполнения последними отдельных поручений государства; при выполнении добровольными обществами некоторых функций государственных органов; в ходе осуществления со стороны органов государства контроля и надзора за деятельностью добровольных обществ. Все эти отношения, как правило, складывались как государственно-правовые и административно-правовые отношения. Например, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении медали «За спасение утопающих» от 16 февраля 1957 г., ДОСААФ имело право входить с представлениями о награждении в Президиум Верховного Совета союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых и областных Советов депутатов трудящихся.

Важно отметить, что с началом 70-х гг. XX столетия рядом исследователей была проведена работа по дальнейшей проработке термина «общественная организация». Так, правовед Ц.А. Ямпольская определяла добровольные организации в социалистическом обществе как «основанное на началах добровольности сообщество, образуемое гражданами для осуществления определенного вида целенаправленной деятельности, в процессе которой реализуются законные права, интересы и демократические свободы объединившихся лиц, и обладающее как фактическим, так и формальным организационным единством - устойчивостью состава, структуры и связей между членами» [20]. Правовед А.И. Щиглик в 1977 г. дал определение общественным организациям в самой общей форме. Под общественной организацией, он понимал специфическую форму объединения людей для достижения какой-либо общей цели [21]. Историк А.Д. Степанский сформулировал понятие четче: общественная организация - это «добровольное, самоуправляющееся, надлежащим образом оформленное объединение граждан, регулярно действующее для достижения определенных политических, социально-экономических или культурных целей непроизводственного и некоммерческого характера» [22]. Последнее определение в значительной степени отражает социальную природу общественных организаций. По мнению Т.П. Коржихиной,

общественные организации 1920-1930-х гг. - это организации общественной самодеятельности граждан, созданные в соответствии с их интересами, по их воле, на началах самоуправления, оформленные в соответствии с законодательством страны, участвующие в строительстве социализма, являющиеся составной частью политической системы общества переходного периода [23].

Важную группу документов при рассмотрении вопроса о классификации общественных организаций составляли архивные материалы НКВД РСФСР. Сложность классификации общественных организаций в конце 20-х гг. XX столетия состояла в их большом количестве. Насчитывалось около 4,5 тысяч действовавших организаций. Наркомат сталкивался с постоянной сложностью при утверждении уставов или регистрации каждой новой организации. Критерием классификации стал характер деятельности - экономический или неэкономический. Однако в практической работе НКВД часто использовался другой критерий - по роду деятельности. Например, в отчете НКВД за 1922 - 1923 гг. «Об обществах и союзах» организации были классифицированы как по масштабу деятельности (всероссийские и местные), так и по роду деятельности. Под всероссийскими понимались научные, культурно-просветительные, литературные, художественные, религиозно-философские, национальные, спортивные, научно-промышленные, сельскохозяйственные, технические, помощи и взаимопомощи, юридические, антирелигиозные, религиозные, разные; под местными

- научные, медицинские, юридические, краеведческие, общества инженеров и строителей, общества охраны здоровья, объединения художников и писателей, культурно-просветительные, благотворительные, сельскохозяйственные, спортивные, национальные, эсперанто, деловые объединения, прочие [24]. В другом документе, направленном НКВД в ЦК ВКП(б) в апреле 1926 г., всероссийские и местные организации уже классифицировались иначе. В состав всероссийских вошли научные, литературные, художественные, технические, национальные, помощи и взаимопомощи, содействия органам власти, культурно-просветительные, сельскохозяйственные, а местные организации

- это научные и научно-технические, по-

мощи и взаимопомощи, содействия органам власти, культурно-просветительные, музыкально-художественные, литературные, сельскохозяйственные, спортивные, деловые клубы, изучающие международный язык [25].

В дальнейшем классификация общественных организаций изменилась. Так, в статистическом отчете НКВД на 1 января 1928 г., общества, не преследующие цели извлечения прибыли, были разделены на 9 видовых групп: научные и научно-технические, помощи и взаимопомощи, культурно-просветительные, музыкально-художественные, литературные, сельскохозяйственные, массовые добровольные общества, спортивные, национальные [26]. Такая классификация использовалась до начала 30-х гг. XX столетия.

Другой подход к классификации общественных организаций существует относительно организаций, осуществляющих международную деятельность, а именно: характер конкретных целей и удельный вес внешнеполитических мероприятий, географические рамки, круг участников, с которыми осуществляют международные связи общественные организации, социальная значимость общественной организации, характер организационных связей и взаимоотношений. Эти организации создавались специально для достижения целей и осуществления основных задач при функционировании на международной арене. Например, одной из таких крупных общественных организаций стало Всесоюзное общество культурной связи с заграницей, созданное в апреле 1925 г. Главной целью функционирования общество ставило содействие в установлении и развитии научных и культурных связей между учреждениями и общественными организациями, между СССР и зарубежными странами.

В середине 30-х гг. с вступлением в силу Конституции СССР 1936 г. была дана официальная трактовка понятия «общественные организации», которая гарантировала гражданам СССР «право объединения в общественные организации», и создана общая классификация организаций. К общественным организациям были отнесены: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические, научные общества. Этот вариант классификации использовался в партийных и государственных документах

на протяжении нескольких десятилетий вплоть до конца 60-х гг. XX столетия. На протяжении нескольких десятилетий попыток предложить другую классификацию не предпринималось.

С началом 70-х гг. исследователи отмечали, что один из критериев классификации - это цель общественной деятельности. Так, правовед Ц.А. Ямпольская в классификации к общественным организациям относила Коммунистическую партию Советского Союза, ВЛКСМ (с руководимой им пионерской организацией), профсоюзы, творческие союзы, кооперацию, добровольные общества; правовед А.И. Щиглик в своей классификации исключил творческие союзы, а историк Т.П. Коржихина включила в эту классификацию организации общественной самодеятельности.

С вступлением в силу Конституции СССР в 1977 г. была предложена схема классификации общественных организации. Так, согласно основному закону государства, классификация была представлена в следующем виде: профсоюзы, ВЛКСМ (с руководимой им пионерской организацией), кооперация, добровольные общества и союзы (оборонно-спортивные, научные, научно-технические, культурно-просветительные, в области социальной помощи), творческие союзы [27].

В новейшей историографии наиболее продуктивной является система критериев, предложенная правоведом С.А. Сол-датовым: по организационно-правовым нормам, по социально-правовому статусу, по характеру членства, по сфере деятельности, по территории деятельности, по количеству членов, по внутриорганизацион-ным структурам [28]. Так, С.А. Солдатов отмечает, что общественные объединения - это разнотипные организации - политические партии, профсоюзы, предпринимательские союзы, добровольные общества, объединения потребителей, молодежные организации, различные движения.

В мировой практике спектр общественных организаций или негосударственных институтов определен однозначно. Основные его составляющие - это экономические и неэкономические (некоммерческие) организации. При этом, структура неэкономических организаций включает: политические организации (партии), конфессиональные организации (церкви, религиозные общества), профессиональные организации, молодежные объединения,

научные, творческие, национальные, спортивные и другие организации.

Правовая основа деятельности общественных организаций осталась неизменной вплоть до конца 80-х гг. XX столетия. Основными нормативными правовыми актами были: Конституция РСФСР, Конституции СССР, Постановления и Инструкции ВЦИК и СНК РСФСР: «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли» от 06 февраля 1928 г., «Положение о добровольных обществах и союзах (объединениях, клубах, ассоциациях, федерациях) от 30 августа 1930 г., «Положение о добровольных обществах и союзах» от 10 июля 1932 г. Заложенные правовые основы способствовали активной деятельности советских обществ дружбы как массовых общественных организаций трудящихся.

Литература и источники:

1. Лукьянов, А.И. Советское государство и общественные организации / А.И. Лукьянов, Б.М. Лазарев. - Госиздат, 1961. -С. 10.

2. Советские Конституции. Справочник. - М., 1963. - С. 134.

3. Законы о кооперации. Систематический сборник декретов, постановлений, инструкций, примерных уставов и пр. -М., 1924. Декреты советской власти. - М., 1957. - Т. I.- С. 324; М., 1959. - Т. П. - С. 224; СУ РСФСР. - 1921. - №62. - Ст. 452; 1922. -№14.-Ст 149.

4. СУ РСФСР. - 1922. - №49. - Ст. 622, 623.

5. ГАРФ. - Ф. Р-393. - Оп. 33. -Д. 152. -Л. 39.

6 ГАРФ. - ф. Р-393. - Оп. 2с. -Д. 1767. -Л. 58.

7. Коржихина, Т.П. Законодательные источники по истории общественных организаций СССР/ Т.П. Коржихина // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. ХШ. -Л., 1987. - С. 229.

8. ГАРФ. - Ф. Р-393. - Оп. 2с. - Д. 498. -Л. 23.

9. СУ РСФСР. - 1928. -N¡>22. - Ст. 157.

10. Ильина, ИМ. Общественные организации в России в 1920 годы / И.М. Ильина.

- М., 2000. - 39 стр.

11. СУ РСФСР. - 1922. - N340. - Ст. 477.N949. - Ст. 623, 624.

12. Бюллетень НКВД. -1923.-N312. - С. 87-88.

13. СУ РСФСР. - 1924. -N963. - Ст. 626.

- СЗ СССР, 1927. -№38. Ст. 378.

14. СУ РСФСР. - 1928. -N322. - Ст. 157.

15. СУ РСФСР. - 1930. -N344. - Ст. 527.

16. СУ РСФСР. - 1932. -N374. -Ст 331.

17. Текущий архив Хабаровской региональной общественной организации *Союз обществ дружбы с зарубежными странами».-Д. 59. - Л. 1.

18. Постановление Секретариата ВЦСПС от 18 апреля 1955 г. «Бюллетень ВЦСПСV 1955 г. -№10.- С. 12.

19. Постановление Секретариата ВЦСПСиОнаучныхинженерно-технических обществах* от 27 января 1955 г. «Бюллетень ВЦСПС»1955 г. - №3. - С. 8.

20. Ямполъская, Ц.А. Общественные организации в СССР / Ц.А. Ямполъская. - М., 1972.-С. 19-20.

21. Щиглик, А.И. Закономерности становления и развития общественных организаций в СССР / А.И. Щиглик. - М., 1977. -С. 112.

22. Степанский, А.Д. История общественных организаций дореволюционной России / А.Д. Стапанский. - М., 1979. -С. 8.

23. Коржихина, Т.П. Законодательные источники по истории общественных организаций СССР/ Т.П. Коржихина // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. Х\ПП. -А., 1987.- С. 229.

24. ГАРФ. - Ф. Р-393. - Оп. 1с. -Д. 97. -Л. 10, 10 об.

25. ГАРФ. - Ф. Р-393. - Оп, 2с. -Д. 1752. -Л. 20.

26. ГАРФ. - Ф. Р-393. - Оп. 81. -Д. 95. -Л. 1, 19.

27. Конституция (Основнойзакон) СССР. -М., 1977.-Ст. 7.

28. Солдатов, С.А. Указ. Соч. - С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.