Т.С. САФАРОВА
и.о. заместителя директора Института законодательства РК,
кандидат юридических наук
АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ В КАЗАХСТАНЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1917-1990 гг.)
В основе правового регулирования статуса общественных объединений советского периода лежит ленинское учение о «социалистической политической организации общества», руководящим ядром которого является Коммунистическая партия. Социалистическое государство решает свои задачи с другими массовыми общественными организациями, которые, по выражению В.И. Ленина, представляют собой сложную систему «приводов» от авангарда (Коммунистической партии) к массе передового класса и от него к массе трудящихся1. Значение и роль общественных организаций рабочего класса в государстве и обществе Ленин открыл через профсоюзы, определяя их как организацию воспитательную, «школу управления», «школу хозяйничанья», «школу обучения» и занимающую важнейшее место между партией и государственной властью. По поводу связи Коммунистической партии с массами трудящихся через профсоюзы он отмечал, что «получается, в общем и целом, формально не коммунистический, гибкий и сравнительно широкий, весьма могучий, пролетарский аппарат, посредством которого партия связана тесно с классом и массой и посредством которого, при руководстве партии, осуществляется диктатура класса»2.
Известно, что Казахстан на заре советской власти входил в состав РСФСР как автономная республика. В связи с этим историческим фактом (нахождением в составе РСФСР), конституционно-правовое регулирование деятельности общественных объединений берет начало в Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года. Статья 16 данной Конституции гласила: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сложив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и
крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное для их объединения и организации»3. Можно сказать, что эта норма послужила первым примером декларирования права граждан на объединение, установив тем самым возможность создания «общественных организаций трудящихся».
О трудящихся и их организациях через наличие прав и свобод упоминается также во второй партийной программе, принятой VIII съездом РКП(б) в 1919 г.: «...Советская власть экспроприирует у буржуазии помещения, типографии, склады бумаги и т.п., предоставляя их в полное распоряжение трудящихся и их организаций».
В развитие конституционного права на объединение статья 15 Гражданского кодекса РСФСР в 1922 году закрепляет «частные учреждения с правами юридического лица: больницы, музеи, ученые учреждения, публичные библиотеки и т.д.». Частные учреждения, согласно статьям 16, 19 Гражданского кодекса РСФСР, противопоставлялись «государственным учреждениям». Таким образом, в начале 20-х годов XX века законодательно регулировалась лишь одна из возможных форм некоммерческих формирований - учреждения. По мнению российских ученых, эту конструкцию советское гражданское законодательство восприняло из русского дореволюционного права, где существовало деление юридических лиц на публичные и частные, а также на соединения лиц и учреждения. И в том, и в другом случае юридические лица не преследовали целей извлечения прибыли.
Из публичных организаций к ним можно было отнести казенные учебные заведения, монастыри, церкви, а из числа частных - музыкальные клубы и сценические кружки, ученые и художественные общества.
В отличие от законодательства РСФСР, зако-
1 В.И. Ленин. Полн. собр. сочинений, т. 32, стр. 3.
2 В.И. Ленин. Полн. собр. сочинений, т. 41, стр. 31.
3 Конституция РСФСР. Известия, №151 от 19.07.1918.
нодательство СССР долгое время вообще не регулировало отношения, участниками которых выступали организации, не преследующие цели извлечения прибыли. Законодательство РСФСР было более насыщенным в сфере регулирования указанных положений. Даже Конституция СССР 1924 года не содержала положений о деятельности организаций, не преследующих целей извлечения прибыли.
Впервые в законодательстве СССР подобный нормативный акт появился в 1930 году с принятием Постановления ЦИК и СНК СССР «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» от 6 января 1930 года1.
Постановление в основной своей части регулировало порядок регистрации «обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли». Однако оно не раскрывало указанного понятия, и, тем не менее, вывод о том, что с его принятием появился первый, законодательно закрепленный аналог используемого сейчас понятия «некоммерческая организация», вполне правомерен, поскольку в основу его выделения положен один и тот же критерий - цель деятельности.
Следует отметить, что еще до принятия Постановления 1930 года на территории СССР действовали два Постановления ЦИК и СНК СССР: 1) «О трудовых кассах взаимопомощи» от 22 октября 1926 года, 2) «О клубах рабочих и служащих» от 2 января 1929 года. Первое было посвящено «трудовым кассам взаимопомощи, преследующим цель оказания материальной товарищеской помощи своим членам», второе - «клубам рабочих и служащих, преследующим цель сплочения рабочих, служащих и членов их семей вокруг задач профессиональных союзов». Сложно предположить, насколько правомерно относить данные виды юридических лиц к юридическим лицам, «не преследующим цели извлечения прибыли», поскольку ни одно из упомянутых постановлений не приводило их определения. Думается, что клубы рабочих и служащих можно не задумываясь отнести к некоммерческим формированиям. Относительно трудовых касс взаимопомощи этого так однозначно утверждать нельзя, однако следует иметь в виду, что более позднее законодательство прямо относило указанные виды организаций к общественным организациям.
Также в этой области действовало Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об утверждении Положения о добровольных обществах и союзах» от 10 июля 1932 года2.
В соответствии с пунктом 1 Положения, добровольные общества и их союзы являлись организациями общественной самодеятельности трудящихся масс города и деревни, главной задачей которых было активное участие в социалистическом строительстве Союза ССР, а также содействие укреплению обороны страны. Интересно отметить тот факт, что согласно пункту 4 Положения учредителями и членами добровольных обществ могли быть общественные организации. Согласно этому можно предположить, что понятия «общественная организация» и «добровольное общество и союз» различались законодателем. Однако нормы Положения не позволяли сделать вывод о соотношении указанных понятий. Вывод о различии понятий подтверждается также пунктом 6 Положения, который указывал, что добровольные общества и союзы устанавливают в работе тесную связь с общественными организациями. Иных упоминаний об «общественных организациях» и тем более их определения Положение не содержало.
5 декабря 1936 года на Чрезвычайном УШ съезде Советов СССР была принята новая Конституция СССР, которая предусматривала преобразование Казахской АССР в союзную республику, что ознаменовало новую веху в развитии казахской советской национальной государственности.
В связи с преобразованием Казахской АССР в союзную республику встал вопрос о выработке и принятии Конституции Казахской ССР, которая была принята на Чрезвычайном X Всеказахстан-ском съезде Советов 26 марта 1937 года. Во II главе Конституции, посвященной государственному устройству Казахской ССР, был отражен факт исторической значимости - становление Казахстана как суверенного социалистического государства. В Конституции указывалось на то, что в целях осуществления союзными республиками взаимопомощи по линии экономической, политической, равно как и по линии обороны, Казахская ССР добровольно объединилась с другими равноправными советскими социалистическими республиками в одно союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик. Добро-
1 Постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыгли» от 06 января 1930 года.
2 Постановление ВЦИК и СИК РСФСР «Об утверждении Положения о доброволъныых обществах и союзах» от 10 июля 1932 года.
вольный характер выражался нормой Конституции, которая гласила: «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР»1.
Конституция Казахской ССР 1937 года отразила принципы, положенные в основу союзной конституции, что было обусловлено приоритетом союзного закона перед законами союзной республики. В главе VIII Конституции, закреплявшей основные права и обязанности граждан, декларировались права граждан на свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, а также на объединение в различного рода общественные организации.
В советский период институт общественных организаций рассматривался как важная составная часть социалистической политической системы, которая теоретически наибольшее свое развитие получила в 60-е годы XIX в. Причем в начале 60-х в теории государства и права применялось, большей частью понятие «социалистическая политическая организация», а не «социалистическая политическая система».
Под социалистической политической организацией понималась система государственных органов и учреждений, общественно-политических организаций, работающих под руководством марксистско-ленинской партии. Она представляет собой сложную организацию, в которую входит множество организаций, взаимодействующих между собой и образующих единую целостную систему. Главным составляющим звеном социалистической политической организации является государство. Цементирующим ядром и направляющей силой является марксистско-ленинская партия, через которую осуществляется связь государства и общественных организаций трудящихся2.
При этом под общественной организацией трудящихся понимается определенным образом формированный коллектив людей (по-видимому, имеется ввиду создание формирований, не преследующих цели извлечения прибыли - авт)3. К числу этих организаций относятся профессиональные союзы, кооперации, союзы молодежи и другие организации и общества трудящихся. Эти организации являются формой выражения самодеятельности рабочих, крестьян, интеллигенции, лю-
1 История государства и права Казахской ССР. Часть II / Под общей редакцией члена-корр. АН КазССР С. С. Сартаева. -Алма-Ата: «Мектеп», 1984. - С. 144.
2 Теория государства и права. Уч. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - С. 287.
3 Теория государства и права. Уч. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - С. 287.
4 Ямпольская Ц.А. Общественныые организации и развитие советской социалистической государственности. - М., 1965.
5 Ямпольская Ц.А. Общественныые организации и развитие советской социалистической государственности. - М., 1965.
6 Беседа Н. С. Хрущева с редактором иностранного отдела английской газетыы «Таймс» А. Макдональдом. «Правда», 16 февраля 1958 г.
дей разных возрастов, профессий и наклонностей.
В советской юридической литературе признавалось, что общественные организации - это одна из форм привлечения широких масс к управлению делами общества и государства4, что граждане могли объединяться в различные общественные организации для участия в управлении обществом, решения вопросов хозяйственного и культурного строительства, осуществления своих прав, обеспечения своих жизненных потребностей и интересов. Наблюдалось тесное взаимодействие государства и общественных организаций на принципе демократического централизма, передача некоторых государственных функций общественным организациям, что было обусловлено единством поставленных целей и задач -строительства коммунизма.
Особое место среди массовых общественных организаций занимала Коммунистическая партия -единственная политическая партия на советском пространстве. Причем в социалистической политической системе ее выделяют среди государственных и общественных организаций как ядро политической системы. Так, Ямпольская Ц.А. пишет, что Коммунистическая партия Советского Союза, будучи общественной организацией наиболее активных и сознательных граждан СССР, представляет собой руководящее ядро всех организаций трудящихся5.
Советские теоретики государства и права считали, что марксистско-ленинская партия по своему происхождению, сущности и исторической роли имеет в обществе более глубокую основу, чем все другие массовые организации трудящихся, в том числе и государственные органы. В связи с этим, один из Генеральных секретарей КПСС говорил, что коммунистическая партия возникла и существует не в результате каких-то обязательств законодательного порядка, а ее развитие вызвано обстоятельствами, вытекающими из политических взглядов людей, то есть из положений морального фактора6. Данное высказывание как нельзя лучше определяет место и роль КПСС как теоретического и практического руководителя, определяющего и проводящего марксистско-ленинскую политику во всех сферах жизни государства и общества. А в статье 126 Конституции СССР 1936 года, закрепляющей право граждан на объединение, особо
оговаривалась руководящая роль КПСС: «.Наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся, крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся - как общественных, так и государственных».
В этой же статье Конституции перечисляются основные виды общественных организаций: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, технические и научные общества.
В советский период Коммунистическая партия практически осуществляла руководство всеми трудящимися через своих членов, работающих в них. Так, в Уставе КПСС прямо определялась важнгй-шая задача партийного руководства общественными организациями - вовлечение трудящихся в работу этих организаций, развитие самодеятельности и активности масс как необходимые условия перехода от социалистической государственности к коммунистическому общественному самоуправлению. Более того, согласно Уставу, первичные партийные организации производственных и торговых предприятий, совхозов, колхозов, а также проектных организаций, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, непосредственно связанных с производством, обладали правом контроля над деятельностью администрации.
Самыми массовыми общественными организациями в рассматриваемый период были, пожалуй, профессиональные союзы, поскольку почти каждый рабочий и служащий являлся членом профсоюза.
Профсоюзы в СССР имели широкие права в осуществлении функции управления производством, в вопросах приема и увольнения рабочих и служащих, назначения и смещения руководящих должностных лиц. Они ведали социальным страхованием, участвовали в назначении пенсий органами социального обеспечения, следили за строительством жилищ и участвовали в распределении жилищного фонда, контролировали работу предприятий торговли, общественного питания, коммунального и бытового обслуживания и т.д. С 1969 года в ведение профсоюзов была передана вся система санитарно-курортного обслуживания (кроме туберкулезных санаториев).
Массовое развитие в советский период получи-
ли и молодежные общественные организации, воспитывавшие молодых граждан в духе коммунизма.
Право на объединение закреплялось и в Конституции СССР 1977 года, которая определяла роль общественных организаций как важной составной части политической системы.
Идея политической системы получила свое конституционное закрепление. В преамбуле устанавливалось, что в СССР сложилось «идейное единство советского общества». КПСС отождествлялась с «политической системой развитого социализма». Так, в соответствии со статьей 6 «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС, существующая для народа и служащая народу»1.
Конституция (Основной Закон) Казахской Советской Социалистической Республики от 20 апреля 1978 года в статье 1 провозгласила Казахскую Советскую Социалистическую Республику социалистическим общенародным государством, выражающим волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей. «Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генграль-ную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР»2.
Согласно статье 7 Конституции, закреплялись следующие виды общественных объединений: профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации, которые в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.
В стране с одной правящей партией не нужны были равные ей по статусу, способные противостоять оппозиционные объединения, а потому и не осуществлялось законодательной регламентации порядка их образования. Все общественные объединения в значительной мере были огосударствлены, действовали под руководством КПСС без какой-либо законодательной основы, руководствуясь лишь своими уставами.
1 Конституция СССР 1977 года.
2 Конституция КазССР 1978 года.
Впервые законодательное определение общественного объединения появилось в 1990 году. В соответствии с Законом СССР «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 года N1708-1, общественными объединениями признавались политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.
Уже в Законе СССР «Об общественных объединениях» 1990 года был заложен главный принцип соотношения этих двух понятий: объединение—родовое понятие, организация — видовое.
С началом реформирования в 90-х годах прошлого века, когда идея - создание демократического право-
вого государства, гражданского общества - начала воплощаться в жизнь, признание принципа многопартийности стало необходимым и естественным атрибутом демократического государства. Одним из первых шагов на этом пути стала отмена статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы советского общества. Статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научно-щ технического и художественного творчества - только «в соответствии с целями коммунистического строительства» (статья 47), а политических прав и свобод -«в целях укрепления и развития социалистического строя» (статья 50) были сохранены. Таким образом, единственной официально признаваемой оставалась идеология марксизма.
С момента обретения суверенитета и независимости союзных республик коренным образом изменился подход к содержанию правового регулирования статуса общественных объединений.
*****
Автор мацалада цогамдыц 6ipmcmiKmepdi зацнамалыц аныцтау туралы, оныц mypmpi туралы, одацтас республикалардыц егемендш жэне тэуелшдЫ алган сэтшен бастап цогамдыц 6ipje-стЫтердщ мэртебест цуцыцтыц реттеудщ мэнте квзцарастыц взгергеш туралы эцгiмeлeйдi.
In the article the author speaks about legislative definition of public association, about its kinds, about changes of the approach for the contents of legal regulation of the status of public associations from the moment of a having of the sovereignty and independence of associated republics.
Институт законодательства Республики Казахстан представляет:
тт Бит
ЛРМЯНО КЫПОДКСКИЙ СУДЕБНИК
Ш9-15ЭД
Кыпчакско-польская версия Армянского Судебника Мхитара Гоша и Армяно-кыпчакский Процессуальный кодекс. Львов, Каменец-Подольский, 1519-1594 / Составители А.Н. Гаркавец, Г.С. Сапаргалиев. Алматы: Дешт и Кыпчак Баур, - 2003. -792 с.
Адаптация Армянского Судебника 12-13 вв. к новым условиям была выполнена во Львове, и 5 марта 1519 г. Польский король Сигизмунд I Старый утвердил латинский текст Судебника для львовских армян с существенными исправлениями и дополнениями. Перевод на кыпчакский и польский языки сделан тогда же и тоже во Львове. Здесь публикуется армянский оригинал в русском переводе, латинский, кыпчакский и польский тексты Судебника.
Кыпчакский текст подготовлен к печати по трем рукописям, хранящимся во Вроцлаве, Париже и Вене. Наиболее полной из них является вроцлавская рукопись 1523 года, содержащая на 53 дополнительных кыпчакских статей больше, чем парижская 1568 года и венская 1575 года. Поэтому ее авторы и взяли за основу при составлении критического текста.
Глубоко разработанная специальная кыпчакская терминология, примененная в Судебнике и в изначально составленном на кыпчакском языке Процессуальном кодексе 1523-1594 гг., свидетельствует о непрерывности кыпчакской юридической традиции, восходящей к древнгтюркской тенгрианской эпохе.
Издание памятника имеет целью способствовать развитию казахской и инотюркской юриспруденции на национальной языковой основе.