Научная статья на тему 'Взаимодействия индивида и государства в гражданском обществе в налоговой сфере'

Взаимодействия индивида и государства в гражданском обществе в налоговой сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
722
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ / CIVIL SOCIETY / SPECIFIC OF CIVIL SOCIETY FORMATION / TAX RELATIONS / SUBJECTS OF TAX RELATIONS / HARMONIZATION OF TAX RELATIONS / ECONOMIC INTERESTS IN THE TAX AREA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Филатова Ирина Ивановна

Автором определено, что обозначенный в России курс на модернизацию экономики и общества априори требует привлечения значительных ресурсов, и в первую очередь активизации потенциала граждан и институтов гражданского общества. Сделан вывод, что на современном этапе хозяйствования не сложилось однозначной трактовки понятия «гражданское общество», в связи с чем автором проанализированы различные взгляды и предложено собственное видение как особой формы социально-экономических отношений, возникающих как между членами общества, так и между ними и ассоциированными структурами. Определено, что налоговая система выступает инструментом, обеспечивающим наиболее эффективную реализацию интересов всех уровней, поскольку гражданское общество исследовано как общество налогоплательщиков, в котором индивиды понимают: сколько и за что они платят. Применительно к теме исследования автором рассмотрены проблемы взаимодействия интересов индивида и государства в сфере налоговых отношений на различных уровнях: на уровне всего общества (федеральный, региональный и местный через реализацию основных направлений налоговой политики), на уровне производственно-организационной единицы (бизнеса) и на уровне индивида как гражданина (когда обязанность по уплате налога, законно установленного государством, становится и правом индивида, так как этим самым он обеспечивает материальную составляющую гарантии своей свободы и максимальную реализацию своих экономических, социальных, политических, культурных и др. интересов). Сделан вывод, что необходимым условием построения справедливой и эффективной налоговой системы является гармонизация налоговых отношений, достижение паритета интересов государства и граждан-нало-гоплательщиков. При этом паритет интересов, в данном случае обозначает законодательно закрепленное состояние оптимальный режим жизнедеятельности индивида, государства и гражданского общества, выражающий учет и объективно-необходимое соотношение экономически значимых интересов участников налоговых отношений, направленный на создание надлежащих условий их благоприятного экономического развития и взаимодействия, реализация которого обеспечена возможностью государственно-законодательного воздействия и контрольными функциями институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactions of individual and the state in the civil society in the tax area

Author determined that the designated course to modernize Russia's economy and society requires a priori extensive resources, and primarily activation of potential of citizens and civil society. It was concluded that at the present stage of economic an unambiguous interpretation of the concept of "civil society" has not developed in connection with which the author analyzes different views and its own vision as a special form of social and economic relations is proposed arising between members of society as well as between them and the associated structures. It is determined that tax system is an instrument that provides the most effective implementation of the interests of all levels, because civil society is studied as a society of taxpayers in which individuals understand how many and what for they pay. In relation to the topic of research author deals with the problems of interaction of interests of the individual and the state in tax relations at various levels: on societal levels (federal, regional and local levels through the implementation of the main directions of tax policy), at the level of production and organizational unit (business) and at the level of the individual as a citizen (when the obligation to pay tax, legally established by the state, becomes the right of the individual so as this, it provides material component of guarantee of their freedom and maximum realization of their economic, social, political, cultural and other interests). It is concluded that a necessary condition for constructing fair and efficient tax system is the harmonization of tax relations, achieving parity of interests of the state and citizens-taxpayers. At the same parity of interests, in this case refers to a legally enforceable condition optimum mode of the individual, state and civil society life, expressing the accounting and objectively necessary ratio of economically significant interests of participants in tax relations, aimed at creating the proper conditions of favorable economic development and cooperation, the implementation of which have enabled state-legislative influence and control functions of civil society institutions.

Текст научной работы на тему «Взаимодействия индивида и государства в гражданском обществе в налоговой сфере»

Менеджмент. Экономика. Организация

DOI: 10.12737/3373 УДК 330.1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДА И ГОСУДАРСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры политической экономии и МГХ

И. И. Филатова

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

[email protected]

Проблемы исследования теоретических и практических аспектов формирования гражданского общества являются ключевыми в современных условиях хозяйствования. Актуальность исследования детерминантов развития гражданского общества определяется его сложностью и тем фактом, что данное понятие пока не устоялось ни в зарубежном, ни в российском научном сообществе. Исследования, проведенные автором, показали, что в экономической науке в современных условиях сложилось несколько направлений, которые по-разному определяют содержание понятия «гражданского общества» и дают различную его трактовку:

1) к примеру, одни исследователи определяют гражданское общество как систему официально оформленных некоммерческих организаций, функционирование которых предполагает использование ряда налоговых льгот, и конечная цель развития которых не предполагает получения и распределения прибыли (даже если они ее получают, обязаны использовать ее на те цели, который определены уставом) (трактовка ученых США);

2) «всякая кооперация людей полезна для общества и, поскольку она не является бизнесом или частью государства, постольку относится к гражданскому обще-

ству, вне зависимости от юридической формы, отношений с налоговой службой и миссии организации» (трактовка европейских ученых) [1];

3) другие рассматривают гражданское общество как свойство общества в целом, его положительную характеристику, а не структурную единицу.

Следует отметить, что все рассмотренные варианты интерпретации понятия «гражданское общество» являются результатом крупных научных исследований данной проблемы, проведенных в последние 10.. .15 лет. В данной связи хочется сделать вывод, что сложившийся теоретический уровень исследования данного феномена, несмотря на достаточно большое внимание к нему со стороны ученых и практиков, следует считать недостаточным.

Прежде всего, следует отметить, что в теоретическом аспекте нет единства в раскрытии содержания самого феномена «гражданское общество» (то оно отождествляется с негосударственной формой организации хозяйства, то сводится к исследованию конкретных социально-политических институтов).

Нам видится, что гражданское общество - это особая форма социально-экономических отношений, возникающих как между членами общества, так и между ни-

Лесотехнический журнал 1/2014

221

Менеджмент. Экономика. Организация

ми и ассоциированными структурами (например, государством), позволяющая наиболее эффективно и гармонично обеспечить реализацию всей совокупности интересов индивида, социальной группы, государства и общества в целом. В данном случае налоговая система выступает инструментом, обеспечивающим наиболее эффективную реализацию интересов всех уровней.

Согласно данным исследований, проведенных ГУ-ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества, у 85 % опрошенных россиян понятие «гражданское общество» чаще всего ассоциируется с соблюдением принципа равенства всех перед законом ... [2].

Нация может позволить себе строить гражданское общество не только на основе определенного, достаточно высокого уровня экономики, ведь выполняемые самим гражданским обществом экономические функции четко нацелены на повышение эффективности использования ресурсов и экономический рост. Институты гражданского общества и производимые ими блага могут трактоваться как социально значимые блага, то есть частные блага, производство и потребление которых сопряжено со значительными внешними эффектами. По определению А. Аузана, организации гражданского общества представляют собой тот «материал», из которого и на базе которого формируется индивидуальный (частный) социальный капитал. Поскольку с экономической точки зрения социальный капитал снижает трансакционные издержки соблюдения договоренностей, поддержания контрактов, позволяет пролонгировать го-

ризонт прогнозирования и т.д. развитие гражданского общества эквивалентно накоплению социального капитала. И что важно, гражданское общество множит социальный капитал без каких-либо дополнительных действий или издержек «автоматически», то есть прирост последнего оказывается внешним эффектом развития гражданского общества [1].

Формирование и развитие гражданского общества является необходимым условием успешной модернизации, оптимизирующим элементом социально-экономического развития любого государства.

Определяя значение важнейшей институциональной компоненты - некоммерческих организаций гражданского общества, представляется целесообразным, согласится с авторитетным мнением Л. Саламона и его коллег, которые выделяют несколько ролей неприбыльного сектора:

- в первую очередь, специфика оказания услуг. Представленный сектор может в полной мере обеспечить высокое качество оказания услуг, равенство потребителей при потреблении услуг, снижение издержек при предоставлении услуг, повышение уровня специализации при обслуживании;

- во вторую очередь, обеспечение инновационного развития за счет более высокой гибкости функционирования некоммерческих организаций;

- в-третьих, оказание социальных услуг населению и обеспечение социального развития, которые, в принципе, некоммерческие организации и предназначены осуществлять;

- в-четвертых, раскрытие качеств

222

Лесотехнический журнал 1/2014

Менеджмент. Экономика. Организация

личности, в т.ч. лидерских, что связано с тем, что при участии в различных некоммерческих организациях, индивид стремится раскрыть свои лучшие личностные качества;

- в-пятых, развитие социального капитала и содействие развитию демократии в обществе.

Далее, на основе использования такого метода, как экспертные оценки и анализ, ученые 40-ка стран смогли обосновать, что наибольшую значимость в современных условиях хозяйствования приобретает первая функция из представленных, что нашло свое выражение в наибольшей ее действенности. Следующей по степени «действенности», но не «значимости» выступает инновационная функция, за ней -функция инициирования изменений, затем - функция формирования социального капитала, а замыкает список функция содействия раскрытию личностных качеств [1].

Как показывают результаты анализа, проведенного А. Аузан и В.Тамбовцевым, организации в состоянии содействовать росту благосостояния, как минимум, по следующим основным направлениям:

- во-первых, обеспечение повышения уровня благосостояния общества путем обеспечения возможности «переговоров» и контрактных взаимодействий граждан, государственных учреждений и коммерческих фирм, в результате чего возможно последующее выравнивание их положения;

- во-вторых, повышение благосостояния граждан за счет интеграции внешних издержек в тех сферах, где применяемые альтернативные инструменты оказываются недостаточно действенными;

- в-третьих, рост благосостояния населения за счет усиления предложения, что обеспечивается за счет повышения качества благ и услуг;

- в-четвертых, обеспечение экономии бюджетных расходов государства за счет принятия на себя издержек мониторинга исполнения договоров на различных рынках (давление на бюрократов, участие в сломе административных барьеров и т.п.);

- расширение возможностей для инвестирования граждан в социальный капитал.

Таким образом, объективно развитие сферы гражданского общества способствует росту благосостояния общества в целом.

Взаимоотношения в цепочке «индивид - гражданское общество - государство» представляется целесообразным рассматривать через призму экономической и социальной эффективности последних двух институтов.

Именно проблемы социальной справедливости и экономической эффективности должны быть в фокусе оценки любой экономической политики государства от разработки стратегии модернизации до результативной налоговой реформы.

Недостаточная гражданская активность, слабость институтов гражданского общества являются важнейшими факторами отсутствия действенного общественного контроля за эффективностью расходования бюджетных средств. Контроль за использованием общественного достояния, независимый от его распорядителей, становится базовым принципом взаимоотношений гражданского общества и государства, без реализации которого нивелируются все экономические и социальные эф-

Лесотехнический журнал 1/2014

223

Менеджмент. Экономика. Организация

фекты результативности деятельности институтов гражданского общества. Что приводит к бесконтрольной деятельности государственного аппарата и представителей сильных лоббирующих групп, которые ослабляют само государство и, пытаясь поставить перераспределительный налоговый механизм на службу своим интересам, искажают принципы равенства и справедливости в налогообложении. Поэтому так важно активизировать включение организаций гражданского общества в процесс осуществления административной, муниципальной и налоговых реформ. Без этих мер не будет эффективной модернизации.

Модернизация предполагает не только внедрение новых технологий и приобретение иностранного современного оборудования - модернизация это дефиниция, предполагающая серьезные экономические и общественно-политические трансформации, изменение сознания, изменение качественных характеристик общества. В данном случае система налоговых отношений выступает одним из ключевых элементов. Налоговая система связывает власть и общество, государство и индивида. Можно утверждать, что это инструмент или механизм общественного договора, на котором практически строятся все отношения общества и власти. Если проводить аналог с традиционным договором - есть предмет договора, взаимные обязательства сторон и есть порядок оплаты, без которого все остальное не имеет смысла. Порядок оплаты - это и есть налоговая система. Некоторые из этих положений были теоретически обозначены еще сторонниками атомистической теории, теории общественного до-

говора Себастьен де Вобаном, Шарльем Монтескье, Томасом Гоббсом, Вольтером, Оноре Мирабо и др.

Гражданское общество - это общество налогоплательщиков, в котором индивиды понимают, сколько и за что они платят. Это, конечно, не как в торговле - «заплатил деньги - получил товар». В государстве, безусловно, более сложная система платежей, перераспределения доходов, получения госуслуг. Но принцип должен быть соблюден - индивид должен знать, сколько он платит в бюджет и понимать, что он за это получает и может получить, на что идут бюджетные средства.

То есть, должны быть созданы определенные экономические стимулы, условия, в которых у граждан формировался бы свой корыстный интерес встать с дивана, что-то сделать, но соответственно и получить с этого какую-то выгоду. А что может быть более меркантильным, чем желание получать адекватные услуги за те деньги, которые уплачивает индивид и в первую очередь, в виде обязательных налоговых платежей в бюджетную систему государства. При экономически правильном и заинтересованном подходе со стороны государства именно здесь скрыт самый мощный потенциал для формирования гражданского общества.

Важнейшей задачей в процессе формирования эффективного и справедливого налогообложения является соблюдение баланса между финансовыми интересами государства и налогоплательщиков. Необходимость поддержания указанного соотношения интересов обусловлена природой взаимоотношений индивида, общества и

224

Лесотехнический журнал 1/2014

Менеджмент. Экономика. Организация

государства. Нарушение баланса, в зависимости от его степени, в перспективе может повлечь экономическую и социальную напряженность в стране [6].

Налоги по своей экономической сути представляют источник доходов государства (поэтому государство напрямую заинтересовано в увеличении их объема), тогда как для налогоплательщика налоги - это неэффективное расходование средств, тормоз экономического развития, вследствие чего налогоплательщик заинтересован в снижении их объемов. Таким образом, интересы государства и налогоплательщика изначально противоположны, в связи с чем единственная возможность установления равновесного состояния в данной области заключается в поиске компромисса экономических интересов обоих сторон [11].

Взаимодействие интересов индивида и государства в сфере налоговых отношений может осуществляться на различных уровнях (табл.): на уровне всего общества (федеральный, региональный и местный через реализацию основных направлений налоговой политики), на уровне производственно-организационной единицы (бизнеса) и на уровне индивида как гражданина (когда обязанность по уплате налога, законно установленного государством, становится и правом индивида, так как этим самым он обеспечивает материальную составляющую гарантии своей свободы и максимальную реализацию своих экономических, социальных, политических, культурных и т.д. интересов). Следует учитывать, что эти три уровня работают совокупно, что, в конечном счете, способствует высокоэффективной реализации творче-

ского и трудового потенциала, развитию личности в условиях формирования гражданского общества в России.

Налоговая система - это то, что связывает власть и общество, государство и гражданина. Налоговая система - это инструмент или механизм общественного договора, на котором вообще строятся все отношения общества и власти. Как следует из теории «общественного договора» (социального контракта) агенты взаимодействуют друг с другом на основе взаимовыгодных трансакций, когда действие каждой стороны вознаграждается. Индивиды и их группы продолжают те отношения, в которых получают желаемое, то, к чему стремятся. Следовательно, единственным нормальным обществом может быть общество налогоплательщиков, в котором люди понимают, сколько и за что они платят, поэтому необходимым условием построения и эффективного функционирования системы налогообложения является восстановление доверия населения к государству, его экономической и социальной политике, органам государственного управления всех уровней, реализующих эту политику, в том числе и к налоговым органам [10]. Что осуществимо, во-первых, путем усиления продуктивной роли государства, улучшения качества общественных благ. Наибольшего эффекта в этом отношении позволяют достичь универсальные общественные блага, которые имеют наибольший ареал действия и их эффект могут ощутить все граждане, -это развитое образование, здравоохранение, высокая безопасность, хорошая инфраструктура и другие блага, обеспечивающие высокие социальные стандарты. Во-вторых,

Лесотехнический журнал 1/2014

225

Менеджмент. Экономика. Организация

Таблица

Взаимодействие интересов индивида и государства в сфере налоговой системы

ГОСУДАРСТВО ИНДИВИД

1. На уровне всего общества

Налоговая политика (затрагивающая все уровни: федеральный, региональный и муниципальный), законодательное обеспечение баланса интересов в различных сферах общественной жизнедеятельности, налоговое администрирование Через участие в различных институтах гражданского общества разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию налогового законодательства, контроль выборных органов управления всех уровней, осуществление общественного контроля за эффективностью расходования бюджетных средств

2. На уровне производственно-организационной единицы

Налоговое законодательство, институциональная структура и функционирование системы контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему налогов и сборов корпоративным сектором, в том числе и контроль за исполнением субъектами производственно-организационных единиц (организациями и индивидуальными предпринимателями) обязанностей налоговых агентов, связанных с исчислением, удержанием и перечислением в соответствующий бюджет налога на доходы с физических лиц с доходов своих работников Участие в деятельности предпринимательских сообществ. Лоббирование корпоративных интересов в налогообложение через правительство и законодательные органы (инициативы по введению налоговых льгот отраслям и предприятиям, льготный режим налогообложения на региональном и местном уровнях)

3. На уровне индивида как гражданина

Обязанность государства на должном уровне оказывать услуги по охране прав и собственности, безопасности граждан и организаций. Государство - гарант обеспечения конституционных прав граждан и как следствие этого реализация механизма социально-справедливого налогообложения. Поощрение добровольной уплаты налогов путем усиления продуктивной роли государства, улучшения качества общественных благ, в первую очередь универсальных: образование, здравоохранение, высокая безопасность, хорошая инфраструктура и других благ, обеспечивающих высокие социальные стандарты. Обязанность каждого гражданин законно уплачивать установленные налоги и сборы в соответствии со ст. 57 Конституции РФ. Уплата налога становится и правом индиви-да-налогоплательщика, так как этим самым он обеспечивает материальную составляющую гарантии своей свободы и максимальную реализацию своих экономических, социальных, политических, культурных и т.д. интересов.

развитие институтов гражданского общества, является важнейшим фактором, способствующим повышению качества общественного контроля за расходованием бюджетных средств, а так же росту гражданского самосознания, с точки зрения формирования общества налогоплательщиков.

Уплата налогов не только обязан-

ность граждан, но и особая форма их участия в управлении государством. Государство должно ответственно относиться к расходованию общего достояния - государственного бюджета. В условиях гражданского общества каждый гражданин имеет конституционное право знать, насколько эффективно государство форми-

226

Лесотехнический журнал 1/2014

Менеджмент. Экономика. Организация

рует и расходует средства государственного бюджета [3].

Следует повышать уровень правового сознания налогоплательщиков и формировать налоговую культуру. Все это, в конечном итоге, приведет к созданию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти по управлению средствами государственного бюджета, механизма общественной поддержки государственных усилий по совершенствованию бюджетно-финансовой сферы и формированию единой системы государственного финансового контроля. Что, в свою очередь, будет способствовать формированию эффективной налоговой системы, которая обеспечила бы не только поступления доходов в бюджет, но и свободное развитие экономики.

Необходимым условием построения справедливой и эффективной налоговой системы является гармонизация налоговых отношений, достижение паритета интересов государства и граждан-налогопла-тельщиков. При этом паритет интересов в данном случае обозначает законодательно закрепленное состояние - оптимальный режим жизнедеятельности индивида, государства и гражданского общества, выражающий учет и объективно-необходимое соотношение экономически значимых интересов участников налоговых отношений, направленный на создание надлежащих условий их благоприятного экономического развития и взаимодействия, реализация которого обеспечена возможностью государственно-законодательного воздействия и контрольными функциями институтов гражданского общества.

Библиографический список

1. Гражданское общество в модернизирующейся России: аналитический доклад Центра Экономическое значение гражданского общества [Текст] / А. Аузан, В. Тамбовцев // Вопросы экономики. - 2005. - № 5. - С.28-49.

2. Гражданское общество в модернизирующейся России: аналитический доклад исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по итогам реализации проекта «Индекс гражданского общества - CIVICUS» [Текст] / Л. И. Якобсон [и др.]. - М. : НИУ ВШЭ, 2011.

3. Канатик, Н. Плати и контролируй [Электронный ресурс] / Н. Канатик // Российская газета (федеральный выпуск) 08.12.2006. - № 4243. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/12/08/dengi.html.

4. Ковалев, А. П. Институционально-

экономические основы развития гражданского общества в России [Текст] : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01: защищена

28.11.08 / А. П. Ковалев. - Владикавказ, 2008. - 205 с.

5. Колесниченко, Е. А. Снижение дифференциации развития регионов как условие гармонизации национальных интересов [Текст] / Е. А. Колесниченко, В. В. Чернова // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. - 2009. - Вып. 7 (75).

6. Суляева, Д. Д. Налоговые вычеты как механизм обеспечения баланса интересов государства и налогоплательщиков [Текст] / Д. Д. Суляева // Финансовое право. - 2011. - № 6.

Лесотехнический журнал 1/2014

227

Менеджмент. Экономика. Организация

7. Сунгуров, А. Гражданское общество и его развитие в России [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. Сунгуров. -С. 134. - Режим доступа : http://www.dvis-book. ru/files/File/ Sungurov_gr_ob.pdf

8. Тамбовцев, В. Л. Государство как инициатор развития гражданского общества [Текст] / В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 2. - С. 69-77.

9. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством [Текст] / под ред. Л. И.

Якобсона. - М. : Вершина, 2008. - С. 89-97.

10. Филатова, И. И. Налоговые отношения в гражданском обществе [Текст] / И. И. Филатова // Социально-экономические явления и процессы. - Тамбов, 2011. -№ 12. - С.261-266.

11. Юрзинова, И. Л. Налоговая политика как инструмент управления социально-экономическим развитием Российской Федерации [Текст] : автореф. ... д-ра эконом. наук: 08.00.10, 08.00.05 / И. Л. Юрзинова. - Москва, 2009. - 26 c.

228

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лесотехнический журнал 1/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.