Научная статья на тему 'Изменение в системе налоговых отношений в условиях формирования в России гражданского общества'

Изменение в системе налоговых отношений в условиях формирования в России гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
286
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ИНТЕРЕСЫ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / STATE / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS / INTERESTS / TAXPAYER / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Филатова Ирина Ивановна, Юрьев Владислав Михайлович

Исследуются вопросы согласования интересов индивида и государства в сфере налоговой системы на различных уровнях взаимодействия. В гражданском обществе консенсус интересов государства и налогоплательщиков является важнейшей доминантой процесса формирования эффективной и справедливой системы налогообложения. Построение гражданского общества предполагает изменение парадигмы налоговых отношений. Сущностное содержание этих отношений в гражданском обществе меняется пирамидально. Государство становится не доминантом, а гарантом обеспечения конституционных прав и свобод граждан, вследствие этого одним из основополагающих принципов гражданского общества становится реализация механизма социально-справедливого налогообложения. Суть этого отношения заключается в его осознанно добровольном характере, позволяющем одновременно обеспечить защиту социально-правовых гарантий субъектов гражданского общества и их производственно-экономическую активность. Исполнение конституционных обязанностей гражданина по уплате законно установленных налогов и сборов предполагает их гарантированные права на реализацию всего спектра своих интересов для раскрытия созидательного потенциала личности и обеспечения достойных условий цивилизованной жизни. Деятельность институтов гражданского общества рассматривается как важнейший фактор достижения паритета интересов государства и граждан-налогоплательщиков на пути построения эффективной и справедливой налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHANGE IN THE SYSTEM OF TAX TREATMENT UNDER THE CONDITIONS OF CIVIL SOCIETY FORMATION IN RUSSIA

The questions of the congruence of an individual and the state interests in the area of tax system on different cooperation levels are analyzed. The activities of the civil society institutions are considered as the most important factor for reaching the parity of the state and citizens interests as taxpayers on the way of building an effective and fair tax system. It is supposed that civil society building changes the paradigm of the tax relations. The essence content of these relations in the civil society bears a pyramidal changing. The state is becoming not a dominant but a guarantor of constitutional rights and freedom supplier for the citizens. As a result one of the mainframe principles of the civil society becomes a realization of the social and fair taxation mechanism. The essence of this relation is realized voluntary character, which allows supplying simultaneously the defense of social and legal guarantees of the civil society subjects and their production and economic activity. The execution of constitutional responsibilities of the citizen for payment of legally established taxes and duties supposes their guarantee rights for the realization of the whole spectrum of the interests for the disclosure of creative individual potential and supplying the deserved conditions of the civilized life. The institutes’ activity of the civil society is considered to be a main factor of the parity interests’ achievement between the state and citizen as a tax payer on the way of the effective and fair tax system building.

Текст научной работы на тему «Изменение в системе налоговых отношений в условиях формирования в России гражданского общества»

УДК 336.22

ИЗМЕНЕНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

© Ирина Ивановна ФИЛАТОВА

Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов, e-mail: [email protected]

© Владислав Михайлович ЮРЬЕВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, ректор, заслуженный деятель науки Российской Федерации,

e-mail: [email protected]

Исследуются вопросы согласования интересов индивида и государства в сфере налоговой системы на различных уровнях взаимодействия.

В гражданском обществе консенсус интересов государства и налогоплательщиков является важнейшей доминантой процесса формирования эффективной и справедливой системы налогообложения.

Построение гражданского общества предполагает изменение парадигмы налоговых отношений. Сущностное содержание этих отношений в гражданском обществе меняется пирамидально. Государство становится не доминантом, а гарантом обеспечения конституционных прав и свобод граждан, вследствие этого одним из основополагающих принципов гражданского общества становится реализация механизма социально-справедливого налогообложения. Суть этого отношения заключается в его осознанно добровольном характере, позволяющем одновременно обеспечить защиту социально-правовых гарантий субъектов гражданского общества и их производственно-экономическую активность. Исполнение конституционных обязанностей гражданина по уплате законно установленных налогов и сборов предполагает их гарантированные права на реализацию всего спектра своих интересов для раскрытия созидательного потенциала личности и обеспечения достойных условий цивилизованной жизни.

Деятельность институтов гражданского общества рассматривается как важнейший фактор достижения паритета интересов государства и граждан-налогоплательщиков на пути построения эффективной и справедливой налоговой системы.

Ключевые слова: государство; институты гражданского общества; интересы; налогоплательщик; налоговая система.

Формирование эффективной и справедливой системы налоговых отношений в нашей стране является одной из определяющих экономических проблем, имеющих общенациональное значение в условиях всесторонней модернизации России. От ее разрешения зависят реальные возможности экономического роста и социального развития государства, успешная реализация государственной власти и интенсивность формирования гражданского общества.

В современном обществе регулирование налоговых отношений, как, впрочем, и любых отношений и взаимодействий, невозможно основывать на некоем «бессубъектном» экономическом или организационном подходе, рассматривающем человека как инструмент, средство решения производственных задач. В теории и практике управления настойчиво укореняется убеждение в том,

что стратегия развития в экономической, социальной, политической и культурной сферах должна строиться сообразно потребностям, желаниям и способностям человека. Эта новая парадигма основывается на предпосылке, что человек - это не объект, а субъект управления, что, в свою очередь, обусловливает необходимость комплексного подхода к преодолению проблем, следующих из нарушения социально-экономических отношений [1, с. 158].

Важнейшим условием в процессе формирования оптимального налогообложения является соблюдение баланса между финансовыми интересами государства и налогоплательщиков. С одной стороны, это означает, что суммы денежных средств, законно изымаемых в пользу государства, не должны достигать размеров, при которых значительно ухудшалось бы материальное положение

физических лиц и организаций, нарушались бы права и свободы человека, принципы государственной политики, провозглашенные Конституцией РФ. С другой стороны, суммы изъятий должны быть не ниже размеров, необходимых для реализации основных задач и функций государства, в первую очередь для осуществления мер социальной политики. Таким образом, необходимость поддержания указанного соотношения интересов обусловлена природой взаимоотношений индивида, общества и государства. Нарушение баланса, в зависимости от его степени, в перспективе может повлечь экономическую и социальную напряженность в стране [2].

Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений регулируется налоговой политикой государства, определяемой совокупностью мер по установлению новых и отмене действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.

Так, в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. и Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. [3-5] указывается, что в среднесрочной перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики направлены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость государства. Основными целями налоговой политики на современном этапе являются поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.

Содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1) поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;

2) совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;

3) совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

4) развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях [3].

Что касается непосредственно сферы налоговых отношений, являющейся объектом управления посредством налоговой политики, то она относится к числу сфер прямого соприкосновения экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов, при этом по своей природе предполагает наличие конфликта между этими интересами.

Налоги по своей экономической сути представляют источник доходов государства (поэтому государство напрямую заинтересовано в увеличении их объема), тогда как для налогоплательщика налоги - это неэффективное расходование средств, тормоз экономического развития, вследствие чего налогоплательщик заинтересован в снижении их объемов. Таким образом, интересы государства и налогоплательщика изначально противоположны, в связи с чем единственная возможность установления равновесного состояния в данной области заключается в поиске компромисса экономических интересов обоих сторон [6].

Взаимодействие интересов индивида и государства в сфере налоговых отношений может осуществляться на различных уровнях (рис. 1): на уровне всего общества (федеральный, региональный и местный через реализацию основных направлений налоговой политики), на уровне производственно-организационной единицы (бизнеса) и на уровне индивида как гражданина (когда обязанность по уплате налога, законно установленного государством, становится и правом индивида, т. к. этим самым он обеспечивает материальную составляющую гарантии своей свободы и максимальную реализацию своих экономических, социальных, политических, культурных и других интересов). Следует учитывать, что эти три уровня работают совокупно, что, в конечном счете, спо-

собствует высокоэффективной реализации творческого и трудового потенциала, развитию личности в условиях формирования гражданского общества в России.

Налоговая система - это то, что связывает власть и общество, государство и гражданина. Налоговая система - это инструмент или механизм общественного договора, на котором вообще строятся все отношения общества и власти. Как следует из теории «общественного договора» (социального контракта), агенты взаимодействуют друг с другом на основе взаимовыгодных трансакций, когда действие каждой стороны вознаграждается. Индивиды и их группы продолжают те отношения, в которых получают желаемое, то, к чему стремятся. Следовательно, единственным нормальным обществом может быть общество налогоплательщиков, в котором люди понимают, сколько и за что они платят, поэтому необходимым условием построения и эффективного функционирования системы налоговых отношений является восстановление доверия населения к государству, его экономической и социальной политике, органам государственного управления всех уровней, реализующих эту политику, в т. ч. и к налоговым органам [7]. Что осуществимо, во-первых, путем усиления продуктивной роли государства, улучшения качества общественных благ. Максимального эффекта в этом отношении позволяют достичь универсальные общественные блага, которые имеют наибольший ареал действия, и их эффект могут ощутить все граждане, -это развитое образование, здравоохранение, высокая безопасность, хорошая инфраструктура и другие блага, обеспечивающие высокие социальные стандарты. Во-вторых, путем развития институтов гражданского общества как важнейших факторов, способствующих повышению качества общественного контроля за расходованием бюджетных средств, а также росту гражданского самосознания индивидов.

Уплата налогов - не только обязанность граждан, но и особая форма их участия в управлении государством. Государство должно ответственно относиться к расходованию общего достояния - государственного бюджета. В условиях гражданского общества каждый гражданин имеет конституционное право знать, насколько эффективно государство формирует и расходует средства государственного бюджета [8].

Следует повышать уровень правового сознания налогоплательщиков и формировать налоговую культуру. Все это в конечном итоге приведет к созданию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти по управлению средствами государственного бюджета, механизма общественной поддержки государственных усилий по совершенствованию бюджетно-финансовой сферы и формированию единой системы государственного финансового контроля. Что, в свою очередь, будет способствовать формированию эффективной налоговой системы, которая обеспечила бы не только поступление доходов в бюджет, но и свободное развитие экономики.

Необходимым условием построения справедливой и эффективной налоговой системы является гармонизация налоговых отношений, достижение паритета интересов государства и граждан-налогоплательщиков. При этом паритет интересов в данном случае означает законодательно закрепленное состояние - оптимальный режим жизнедеятельности индивида, государства и гражданского общества, выражающий учет и объективно-необходимое соотношение экономически значимых интересов участников налоговых отношений, направленный на создание надлежащих условий их благоприятного экономического развития и взаимодействия, реализация которого обеспечена возможностью государственно-законодательного воздействия и контрольными функциями институтов гражданского общества.

Рис. 1. Уровни взаимодействия индивида и государства в сфере налоговой системы

Налоговые отношения с фискальным вектором существовали в условиях эксплуататорских обществ, будут существовать и в

условиях гражданского общества, однако в условиях гражданского общества сущностное содержание этих отношений изменяется

пирамидально. Принципиальное значение имеет тот факт, что в условиях гражданского общества государство становится не доми-нантом, а гарантом обеспечения конституционных прав граждан, вследствие этого одним из основополагающих принципов гражданского общества становится реализация механизма социально-справедливого налогообложения. Суть этого отношения заключается в его осознанно добровольном характере, позволяющем одновременно обеспечить защиту социально-правовых гарантий субъектов гражданского общества и их производственно-экономическую активность. Все это требует при формировании гражданского общества в России поэтапного эволюционного характера преобразований налоговых отношений, направленного на изменение их сущности и идеологии. Являясь неотъемлемой обязанностью члена гражданского общества, уплата налога, установленного государством, становится и правом индивида, т. к. этим самым он обеспечивает материальную составляющую гарантии своей свободы и максимальную реализацию своих экономических, социальных, политических, культурных и других интересов.

1. Санина А.Г. Уклонение от уплаты налогов как проблема социального управления. Москва; Санкт-Петербург, 2009.

2. Суляева Д.Д. Налоговые вычеты как механизм обеспечения баланса интересов государства и налогоплательщиков // Финансовое право. 2011. № 6. С. 32-36.

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. URL: http://www. minfin.ru (дата обращения: 06.11.2013).

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. URL: http://www. minfin.ru (дата обращения: 07.11.2013).

5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. URL: http://www. minfin.ru (дата обращения: 07.11.2013).

6. Юрзинова И.Л. Налоговая политика как инструмент управления социально-экономическим развитием Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2009.

7. Филатова И.И. Налоговые отношения в гражданском обществе // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12. С. 261-266.

8. Канатик Н. Плати и контролируй // Российская газета (федеральный выпуск). 2006. 8 дек.

1. Sanina A.G. Uklonenie ot uplaty nalogov kak problema sotsial'nogo upravleniya. Moskva; Sankt-Peterburg, 2009.

2. Sulyaeva D.D. Nalogovye vychety kak mekha-nizm obespecheniya balansa interesov gosu-darstva i nalogoplatel'shchikov // Finansovoe pravo. 2011. № 6. S. 32-36.

3. Osnovnye napravleniya nalogovoy politiki Ros-siyskoy Federatsii na 2012 g. i na planovyy period 2013 i 2014 gg. URL: http://www. minfin.ru (data obrashcheniya: 06.11.2013).

4. Osnovnye napravleniya nalogovoy politiki Ros-siyskoy Federatsii na 2013 g. i na planovyy period 2014 i 2015 gg. URL: http://www. minfin.ru (data obrashcheniya: 07.11.2013).

5. Osnovnye napravleniya nalogovoy politiki Ros-siyskoy Federatsii na 2014 g. i na planovyy period 2015 i 2016 gg. URL: http://www. minfin.ru (data obrashcheniya: 07.11.2013).

6. Yurzinova I.L. Nalogovaya politika kak instrument upravleniya sotsial'no-ekonomi-cheskim razvitiem Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... d-ra ekonom. nauk. M., 2009.

7. Filatova I.I. Nalogovye otnosheniya v grazhdanskom obshchestve // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 12. S. 261-266.

8. Kanatik N. Plati i kontroliruy // Rossiyskaya gazeta (federal'nyy vypusk). 2006. 8 dek.

Поступила в редакцию 11.12.2013 г.

UDC 336.22

THE CHANGE IN THE SYSTEM OF TAX TREATMENT UNDER THE CONDITIONS OF CIVIL SOCIETY FORMATION IN RUSSIA

Irina Ivanovna FILATOVA, Lipetsk Branch of Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of Economics and Finance Department, e-mail: [email protected]

Vladislav Mikhailovich YURYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Professor of Political Economy Rector, Honoured Worker of Science of Russian Federation, e-mail: [email protected]

The questions of the congruence of an individual and the state interests in the area of tax system on different cooperation levels are analyzed. The activities of the civil society institutions are considered as the most important factor for reaching the parity of the state and citizens interests as taxpayers on the way of building an effective and fair tax system.

It is supposed that civil society building changes the paradigm of the tax relations. The essence content of these relations in the civil society bears a pyramidal changing. The state is becoming not a dominant but a guarantor of constitutional rights and freedom supplier for the citizens. As a result one of the mainframe principles of the civil society becomes a realization of the social and fair taxation mechanism. The essence of this relation is realized voluntary character, which allows supplying simultaneously the defense of social and legal guarantees of the civil society subjects and their production and economic activity.

The execution of constitutional responsibilities of the citizen for payment of legally established taxes and duties supposes their guarantee rights for the realization of the whole spectrum of the interests for the disclosure of creative individual potential and supplying the deserved conditions of the civilized life.

The institutes' activity of the civil society is considered to be a main factor of the parity interests' achievement between the state and citizen as a tax payer on the way of the effective and fair tax system building.

Key words: state; civil society institutions; interests; taxpayer; tax system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.