♦---------------------------------------------------------------------------------------♦
удк 336.22 Ирина Ивановна Филатова,
кандидат экономических наук, [email protected] доцент кафедры экономики и финансов,
Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
ПИРАМИДАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В статье исследуются вопросы согласования интересов индивида и государства в сфере налоговой системы на различных уровнях взаимодействия. Деятельность институтов гражданского общества рассматривается как важнейший фактор достижения паритета интересов государства и граждан-налогоплательщиков на пути построения эффективной и справедливой налоговой системы. Принципиальное значение имеет тот факт, что в условиях гражданского общества государство становится не доминантом, а гарантом обеспечения конституционных прав граждан, вследствие чего одним из основополагающих принципов гражданского общества становится реализация механизма социально-справедливого налогообложения. Суть этого отношения заключается в его осознанно добровольном характере, позволяющем одновременно обеспечить защиту социально-правовых гарантий субъектов гражданского общества и их производственно-экономическую активность. Все это требует при формировании гражданского общества в России поэтапного эволюционного характера преобразований налоговых отношений, направленных на изменение их сущности и идеологии.
Ключевые слова: государство, институты гражданского общества, интересы, налогоплательщик, налоговая система.
1.1. Filatova
PYRAMIDAL CHANGES IN THE TAXATION SYSTEM IN THE CONTEXT OF DEVELOPING CIVIL SOCIETY IN RUSSIA
The paper studies the challenges of coordinating private interests and state interests in the taxation system at various levels of their interaction. Activities of the institutions of civil society are considered as the most important factor of achieving parity of state and private interests in the process of building an efficient and fair tax system. The author shows that in a civil society the state is not dominant but is the guarantor of the constitutional rights of citizens, thus one of the fundamental principles of civil society is the implementation of the mechanism of fair taxation. This attitude to taxation should be voluntary allowing both to protect the social and legal guarantees of civil society actors and their economic activity. All this requires gradual evolutionary change of tax relations aimed at changing their essence and ideology in the development of civil society in Russia.
Keywords: state, civil society institutions, interests, taxpayer, tax system.
Формирование эффективной и справедливой системы налоговых отношений в нашей стране является одной из определяющих экономических проблем, имеющих общенациональное значение в условиях всесторонней модернизации России. От ее разрешения зависят реальные возможности экономического роста и социального развития государства, успешная реализация государственной власти и интенсивность формирования гражданского общества.
В современном обществе регулирование налоговых отношений - как, впрочем, любых отношений и взаимодействий - невозможно основывать на неком «бессубъектном» экономическом или организационном подходе, рассматривающем человека как инструмент, средство решения производственных задач. В теории и практике управления укореняется убеждение в том, что стратегия
развития в экономической, социальной, политической и культурной сферах должна строиться сообразно потребностям, желаниям и способностям человека. Эта новая парадигма основывается на предпосылке, что человек - это не объект, а субъект управления, что, в свою очередь, обусловливает необходимость комплексного подхода к преодолению проблем, следующих из нарушения социально-экономических отношений [4, с. 158].
Важнейшим условием в процессе формирования оптимального налогообложения является соблюдение баланса между финансовыми интересами государства и налогоплательщиков. С одной стороны, это означает, что суммы денежных средств, законно изымаемых в пользу государства, не должны достигать размеров, при которых значительно ухудшалось бы материальное положение физических лиц и организаций, нарушались бы
♦
♦
права и свободы человека, принципы государственной политики, провозглашенные Конституцией РФ. С другой стороны, суммы изъятий должны быть не ниже размеров, необходимых для реализации основных задач и функций государства, в первую очередь для осуществления мер социальной политики. Таким образом, необходимость поддержания указанного соотношения интересов обусловлена природой взаимоотношений индивида, общества и государства. Нарушение баланса, в зависимости от его степени, в перспективе может повлечь экономическую и социальную напряженность в стране [5].
Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений регулируется налоговой политикой государства, определяемой совокупностью мер по установлению новых и отмене действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.
Так, в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [2; 3] указывается, что в среднесрочной перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики направлены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость государства. Основными целями налоговой политики на современном этапе являются поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.
Содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1) поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;
2) совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;
3) совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;
4) развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях [3].
Что касается непосредственно сферы налоговых отношений, являющейся объектом управления посредством налоговой политики, то она относится к области прямого соприкосновения экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов, при этом по своей природе предполагает наличие конфликта между этими интересами.
Налоги по своей экономической сути представляют собой источник доходов государства (поэтому государство напрямую заинтересовано в увеличении их объема), тогда как для налогоплательщика налоги - это неэффективное расходование средств, тормоз экономического развития, вследствие чего налогоплательщик заинтересован в снижении их объемов. Таким образом, интересы государства и налогоплательщика изначально противоположны, в связи с чем единственная возможность установления равновесного состояния в данной области заключается в поиске компромисса экономических интересов обеих сторон [7, с. 18].
Взаимодействие интересов индивида и государства в сфере налоговых отношений может осуществляться на различных уровнях (рисунок): на уровне всего общества (федеральный, региональный и местный через реализацию основных направлений налоговой политики), на уровне производственно-организационной единицы (бизнеса) и на уровне индивида как гражданина (когда обязанность по уплате налога, законно установленного государством, становится и правом индивида, так как этим самым он обеспечивает материальную составляющую гарантии своей свободы и максимальную реализацию своих экономических, социальных, политических, культурных и других интересов). Следует учитывать, что эти три уровня работают совокупно, что в конечном счете способствует высокоэффективной реализации творческого и трудового потенциала, развитию личности в условиях формирования гражданского общества в России.
Налоговая система - это то, что связывает власть и общество, государство и гражданина. Налоговая система - инструмент или механизм общественного договора, на котором строятся все отношения общества и власти. Как следует из теории «общественного договора» (социального контракта), агенты взаимодействуют друг с другом на основе взаимовыгодных трансакций, когда действие каждой стороны вознаграждается. Индивиды и их группы продолжают те отношения, в которых получают желаемое - то, к чему стремятся. Следовательно, единственным нормальным обществом может быть общество налогоплательщиков, в котором люди понимают, сколько и за что они платят, поэтому необходимым условием построения и эффективного функционирования системы налоговых отношений является восстановление доверия населения к государству, его экономической и социальной политике, органам государственного управления всех уровней, реализующих эту политику, в том числе и к налоговым органам [6, с. 261 - 266]. Это осуществимо прежде всего путем усиления продуктивной роли государства, улучшения качества общественных благ. Максимального эффекта в этом отношении позволяют достичь универсальные общественные блага, которые имеют наибольший ареал действия и их эффект могут ощутить все граждане: развитое образование, здравоохранение, высокая безопасность, хорошая инфраструктура и другие блага, обеспечивающие высокие социальные стандарты. Кроме того, эффект достигается путем развития институтов гражданского общества как важнейших факторов, способствующих повышению качества общественного контроля за расходованием бюджетных средств, а также росту гражданского самосознания индивидов.
ГОСУДАРСТВО
индивид
НА УРОВНЕ ВСЕГО ОБЩЕСТВА
□
Налоговая политика (затрагивающая все уровни: федеральный, региональный и муниципальный), законодательное обеспечение баланса интересов в различных сферах общественной жизнедеятельности, налоговое администрирование
Через участие в различных институтах гражданского общества разработка рекомендаций и предложений по улучшению налогового законодательства, общественный контроль за эффективностью расходования бюджетных средств
НА УРОВНЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОРГАНИЗАЦИОННОИ ЕДИНИЦЫ
Налоговое законодательство, институциональная структура и функционирование системы контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему налогов и сборов корпоративным сектором
Участие в деятельности предпринимательских сообществ, лоббирование корпоративных интересов в налогообложении через правительство и законодательные органы
НА УРОВНЕ ИНДИВИДА КАК ГРАЖДАНИНА
Обязанность государства - на должном уровне оказывать услуги по охране прав и собственности, безопасности граждан и организаций; реализация механизма социальносправедливого налогообложения, так как государство - гарант обеспечения конституционных прав граждан; поощрение добровольной уплаты налогов путем усиления продуктивной роли государства, улучшения качества общественных благ
Реализация личных экономических интересов индивида, соподчиненных национально-государственным интересам
Через участие в различных институтах гражданского общества разработка рекомендаций и предложений по улучшению налогового законодательства, общественный контроль за эффективностью расходования бюджетных средств
Содействие раскрытию качеств личности (таланта)
Повышение уровня благосостояния граждан и общества Рост доходов бюджета, свободное развитие экономики
Согласование интересов индивидов и государства в сфере налоговой системы
Уровни взаимодействия индивида и государства в сфере налоговой системы
Деятельность институтов гражданского общества в качестве важнейших детерминант гармонизации интересов
♦
♦
Уплата налогов не только обязанность граждан, но и особая форма их участия в управлении государством. Государство должно ответственно относиться к расходованию общего достояния - государственного бюджета. В условиях гражданского общества каждый гражданин имеет конституционное право знать, насколько эффективно государство формирует и расходует средства государственного бюджета [1].
Следует повышать уровень правового сознания налогоплательщиков и формировать налоговую культуру. Все это в конечном итоге приведет к созданию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти по управлению средствами государственного бюджета, механизма общественной поддержки государственных усилий по совершенствованию бюджетно-финансовой сферы и формированию единой системы государственного финансового контроля, что, в свою очередь, будет способствовать формированию эффективной налоговой системы, которая обеспечила бы не только поступления доходов в бюджет, но и свободное развитие экономики.
Необходимым условием построения справедливой и эффективной налоговой системы является гармонизация налоговых отношений, достижение паритета интересов государства и граждан-налогоплательщиков. При этом паритет интересов означает законодательно закрепленное состояние - оптимальный режим жизнедеятельности индивида, государства и гражданского общества, выражающий учет и объективно необходимое соотношение экономически значимых интересов участников налоговых отношений, направленные на создание надлежащих условий их благоприятного экономического развития и взаимодействия, реализация которого обеспечена возможностью государственно-законодательного воздействия и контрольными функциями институтов гражданского общества.
Налоговые отношения с фискальным вектором существовали в условиях эксплуататорских обществ, бу-
дут существовать и в условиях гражданского общества, однако в последнем случае сущностное содержание этих отношений изменяется пирамидально. Принципиальное значение имеет тот факт, что в условиях гражданского общества государство становится не доминан-том, а гарантом обеспечения конституционных прав граждан. Вследствие этого одним из основополагающих принципов гражданского общества становится реализация механизма социально справедливого налогообложения. Суть этого принципа заключается в его осознанно добровольном характере, позволяющем одновременно обеспечить защиту социально-правовых гарантий субъектов гражданского общества и их производственно-экономическую активность. Все это требует при формировании гражданского общества в России поэтапного эволюционного характера преобразований налоговых отношений, направленного на изменение их сущности и идеологии.
1. Канатик Н. Плати и контролируй // Российская газета: федеральный выпуск. 2006. 8 дек. (№ 4243). и^: Ьійр:/Л№№«. rg.ru/2006/12/08/dengi.html (дата обращения: 12.11.2012).
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. иР1_: http://www.minfin.ru (дата обращения: 06.11.2012).
3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. иР1_: http://www.minfin.ru (дата обращения: 07.11.2012).
4. Санина А.Г. Уклонение от уплаты налогов как проблема социального управления. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2009.
5. Суляева Д.Д. Налоговые вычеты как механизм обеспечения баланса интересов государства и налогоплательщиков // Финансовое право. 2011. № 6.
6. Филатова И.И. Налоговые отношения в гражданском обществе // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 12.
7. Юрзинова И.Л. Налоговая политика как инструмент управления социально-экономическим развитием Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009.
УДК 336.1
ІййЬ [email protected]
Лариса Михайловна Шевченко,
кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры финансов, СГСЭУ
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСТОЙЧИВОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Предметом настоящего исследования является современная национальная финансовая система. Многообразие существующих воззрений и отсутствие систематизации факторов, влияющих на национальную финансовую систему, определили выбор темы исследования. Целью работы является изучение и анализ существующих по данной проблеме наработок и формирование доказательной авторской позиции. На национальную финансовую систему влияют политические, экономические, социальные, организационно-управленческие, географические, технологические и инфраструктурные факторы. Делается вывод о том, что глобализация мировой экономики способствует возрастанию роли внешних факторов, оказывающих влияние на устойчивость национальной финансовой системы, а интенсивность их воздействия зависит от уровня интеграции национальной экономики в мировую и, соответственно, от установившихся взаимосвязей и взаимозависимостей национальной и мировой финансовых систем.
Ключевые слова: национальная финансовая система, классификация, группировка, внешние и внутренние факторы.