Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ / ЖЕНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ / МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анайбан Зоя Васильевна

Работа посвящена исследованию вопросов взаимодействия женских общественных объединений и местных органов власти в Республике Хакасия. Анализ показал, что, наряду с отмечаемыми позитивными тенденциями в отношениях современных женских объединений с региональной властью, в должной мере все еще не изучены и не определены наиболее эффективные формы их сотрудничества. Эмпирическую базу исследования составили официальные данные и материалы, хранящиеся в архивах местных женских организаций, а также результаты реализованного в 2020 г. интервью с руководительницами и активистками женских организаций Хакасии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF WOMEN’S ORGANIZATIONS AND LOCAL AUTHORITIES IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

This article is devoted to the study of the problems of interaction between women’s public associations and local authorities in the Republic of Khakassia. The analysis showed that along with the noted positive trends in the relations of contemporary women’s associations with the regional authorities, the most effective forms of their interaction have not yet been properly studied and determined. The materials of our research indicate a clear flaw in the basic legal, organizational and financial foundations for the operation of women’s organizations at the republican level. Today, women’s organizations in this region can hardly be called partners of public administration bodies. However, the realities of today dictate the need to combine the efforts and actions of government institutions and various public associations, including women’s communities, to solve urgent problems in the field of state policy of the Russian Federation, aimed at the stabilization and further development of a democratic society. The empirical basis of the study consists of official data and materials stored in the archives of local women’s organizations, as well as the results of the interview conducted in December 2020 with leaders and activists of women’s organizations in Khakassia.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ»

Женщина в российском обществе. 2022. № 2. С. 128—137. Woman in Russian Society. 2022. No. 2. P. 128—137.

Научная статья

УДК 061.2(571.513)

DOI: 10.21064/WinRS.2022.2.10

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Зоя Васильевна Анайбан

Институт востоковедения, Российская академия наук, г. Москва, Россия, anayban@mail.ru

Аннотация. Работа посвящена исследованию вопросов взаимодействия женских общественных объединений и местных органов власти в Республике Хакасия. Анализ показал, что, наряду с отмечаемыми позитивными тенденциями в отношениях современных женских объединений с региональной властью, в должной мере все еще не изучены и не определены наиболее эффективные формы их сотрудничества. Эмпирическую базу исследования составили официальные данные и материалы, хранящиеся в архивах местных женских организаций, а также результаты реализованного в 2020 г. интервью с руководительницами и активистками женских организаций Хакасии.

Ключевые слова: Республика Хакасия, женские движения и объединения, местные органы власти, формы взаимодействия

Для цитирования: Анайбан З. В. Взаимодействие женских организаций и местных органов власти в Республике Хакасия // Женщина в российском обществе. 2022. № 2. С. 128—137.

© Анайбан З. В., 2022

Original article

INTERACTION OF WOMEN'S ORGANIZATIONS AND LOCAL AUTHORITIES IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

Zoya V. Anayban

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, anayban@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the study of the problems of interaction between women's public associations and local authorities in the Republic of Khakassia. The analysis showed that along with the noted positive trends in the relations of contemporary women's associations with the regional authorities, the most effective forms of their interaction have not yet been properly studied and determined. The materials of our research indicate a clear flaw in the basic legal, organizational and financial foundations for the operation of women's organizations at the republican level. Today, women's organizations in this region can hardly be called partners of public administration bodies. However, the realities of today dictate the need to combine the efforts and actions of government institutions and various public associations, including women's communities, to solve urgent problems in the field of state policy of the Russian Federation, aimed at the stabilization and further development of a democratic society. The empirical basis of the study consists of official data and materials stored in the archives of local women's organizations, as well as the results of the interview conducted in December 2020 with leaders and activists of women's organizations in Khakassia.

Key words: Republic of Khakassia, women's movements and associations, local authorities, forms of interaction

For citation: Anayban, Z. V. (2022) Vzaimodeistvie zhenskikh organizatsii i mestnykh organov vlasti v Respublike Khakasiia [Interaction of women's organizations and local authorities in the Republic of Khakassia], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 2, pp. 128—137.

Как известно, повышение эффективности деятельности государственных органов по взаимодействию и партнерскому сотрудничеству с независимыми общественными объединениями, включая женские сообщества, является одной из приоритетных задач государства, которая была в свое время официально заявлена на законодательном уровне. Сегодня вопросам оптимизации взаимодействия органов власти и общественных организаций особое внимание уделяется не только российским правительством, но и научным сообществом. В Докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2020 год Общественной палаты России было особо подчеркнуто: «Взаимоотношения общества и государства претерпели серьезные изменения, значительным стимулом для развития общественно-государственного диалога явились события 2020 года. Наблюдается переход к модели партнерства при решении наиболее социально чувствительных проблем, активное привлечение государством структур гражданского общества к выработке и согласованию государственных решений. Новые идеи, опыт, ресурсы, знания, взгляд со стороны приобретают ценность

для государства, столкнувшегося с серьезными вызовами, связанными с пандемией коронавируса и ее социально-экономическими последствиями» [Доклад... , 2020]. Сотрудничество государственных структур с женскими сообществами чрезвычайно важно с точки зрения благоприятного развития этно-политических и социально-экономических процессов в российском обществе.

В данной работе на примере Республики Хакасия анализируются современные формы взаимодействия женских организаций и региональных органов власти. Исследование основано на официальных данных, полученных в Министерстве национальной и территориальной политики Республики Хакасия, а также на материалах, хранящихся в текущих архивах отдельных женских объединений. Кроме того, мы использовали результаты реализованного в декабре 2020 г. интервью с руководительницами и активистками местных женских организаций Хакасии, основной задачей которого было выявление и определение наиболее эффективных форм взаимодействия государственных структур и женских организаций в российских регионах. По специально разработанной сотрудниками научно-образовательного Центра социальных и гендерных исследований Ивановского государственного университета анкете (гайд интервью) было взято интервью у 23 респонденток, представлявших наиболее известные женские объединения республики, в числе которых Лига хакасских женщин «Алтынай», организация «Клуб деловых женщин», региональные отделения Союза женщин России в Республике Хакасия и общероссийского общественного движения «Надежда России», женсовет столицы республики.

Сегодня в Республике Хакасия зарегистрированы и действуют более семисот общественных объединений и некоммерческих организаций различных видов и правовых форм1. Имеющиеся в их числе женские объединения выступают важной и неотъемлемой частью социально-политической и этнокультурной жизни хакасского социума. Как сказано в Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017—2022 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ в 2017 г., «создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации» [Национальная стратегия действий. , 2017].

В 2019 г. в Республике Хакасия прошел Х юбилейный форум некоммерческих организаций и гражданских активистов, в резолюции которого было отмечено, что он стал «открытым диалогом представителей власти и общественных организаций в целях популяризации гражданских инициатив, направленных на развитие гражданского общества»2. На форуме особо подчеркивалось, что проводимые в настоящее время преобразования в сфере поддержки некоммерческого

1 Список общественных объединений (2020 г.) хранится в материалах сектора межнациональных, межконфессиональных отношений и взаимодействия со структурами гражданского общества Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия.

2 Резолюция Х форума некоммерческих организаций и гражданских активистов Республики Хакасия «Современные форматы интеграции власти, бизнеса и общества» от 28 февраля 2019 г. хранится в материалах Аппарата Общественной палаты Республики Хакасия.

сектора ориентированы на формирование нового характера взаимоотношений общественных организаций и государства. В ходе обсуждений, прошедших на площадках форума, наряду с наблюдаемыми положительными тенденциями в развитии институтов гражданского общества в регионе, были выделены и имеющиеся в этой сфере проблемы, в числе которых значилось повышение эффективности взаимодействия государственных органов власти с общественными объединениями и гражданскими активистами в процессе решения в республике социально значимых задач3.

Говоря о взаимодействии женских организаций с органами государственного управления Республики Хакасия, следует отметить, что первые шаги по налаживанию делового сотрудничества со структурами исполнительной и законодательной власти были сделаны еще в начале 90-х гг. прошлого столетия — на заре появления и становления первых современных женских общественных объединений в постсоветской республике. Так, например, в первом Уставе Лиги хакасских женщин «Алтынай», созданной в 1994 г., в числе основных ее задач значилось взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасия в ходе решения проблем женщин, семьи, молодежи, детей и участие в реализации соответствующих федеральных и республиканских программ [Хакасская... организация... , 1994].

Как справедливо отмечают исследователи, «российские женские организации нацелены в большей степени на утверждение принципов социального партнерства, соучастия в решении острых социальных проблем, подготовки и реализации государственных программ по решению демографических задач, поддержки молодой семьи и детства» [Тихонова, 2013: 80]. Сказанное в полной мере характерно и для женского движения Хакасии. Так, например, «Алтынай» на протяжении многих лет принимает непосредственное участие в решении проблем женской безработицы в регионе. Благодаря активному участию женщин-активисток регионального отделения Союза женщин России был положительно решен дискуссионный вопрос, связанный с изменением статуса сельских участковых больниц и закрытием там малокомплектных школ. Не так давно общими усилиями женских организаций в некоторых районах республики были открыты специальные кабинеты по профилактике алкоголизма и наркомании. И все же, по признанию руководителей местных женских объединений, сделанное ими было бы невозможно без поддержки и соучастия органов государственной власти и местного самоуправления республики.

По сравнению с предыдущими годами в настоящее время взаимодействие женских организаций с государственными структурами современной Хакасии заметно расширилось. Хотя следует признать, что в целом формы и виды сотрудничества органов власти с общественными объединениями, с одной стороны, не претерпели существенных изменений и остаются стандартными, характерными для всех других российских регионов, с другой — стали более содержательными. В этом ряду надо назвать прежде всего создание и деятельность разнообразных координационных советов и рабочих групп при республиканских министерствах и ведомствах, формирующихся из членов разных общественных организаций, в том числе женских, которые призваны

3 Там же.

участвовать в обсуждении тех или иных актуальных региональных проблем и принятии решений.

Как отметил во время нашей беседы начальник Отдела по взаимодействию с органами самоуправления и институтами гражданского общества при Правительстве Республики Хакасия М. А. Дозорец, особое внимание уделяется вопросам работы с общественными организациями, в которых поиск новых путей и способов сотрудничества занимает отдельную нишу, поскольку реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость расширения и увеличения последних, что определяется, в свою очередь, потребностью в создании условий для более активного участия общественных организаций в политической, социальной и этнокультурной жизни республики. Например, в республике имеется ряд социальных проектов и целевых программ, в которых участвуют при взаимодействии с органами власти члены разных женских объединений. Они принимают участие в реализации таких государственных программ, как «Региональная политика Республики Хакасия на 2017—2021 годы», «Содействие занятости населения Республики Хакасия» и др.

В этой связи представляют интерес мнения и установки самих женщин. На наш взгляд, наиболее предметно и содержательно высказала свое мнение относительно рассматриваемого нами вопроса одна из активных лидеров женского движения в Хакасии, руководительница хакасского отделения Всероссийского женского союза «Надежда России» Л. А. Кауфман. Приведем выдержку из этого разговора:

Наше взаимодействие с органами власти в Хакасии ведется по уже давно апробированным формам. Полагаю, что в этом смысле здесь даже трудно придумать что-то новое, в конце концов, вопрос ведь не в выборе формы, а в эффективности этого взаимодействия. Тем не менее проблема коммуникации есть, но есть и новые формы ее преодоления. В первую очередь это использование современных возможностей Интернета. Прокатившаяся волна пандемии при всей ее пагубности дала нам навыки общаться прямо в смартфоне — группы и сообщества в Zoom, Viber, WhatsApp теперь стали для нас привычным делом. С помощью социальных сетей («Фейсбук», «ВКонтакте») мы научились оперативно обмениваться мнениями, обсуждать ту или иную ситуацию и многому другому. Видимо, это и есть те самые новации во взаимодействии с властными структурами, которые трудно было себе представить еще каких-то 5—7лет назад, но которые сегодня стали неотъемлемой частью общественной жизни.

А ветеран женского движения в Хакасии В. Н. Тугужекова, состоявшая в разные годы в Лиге «Алтынай» и организации «Клуб деловых женщин», считает, что сейчас в отличие от прошлых лет женские сообщества вполне удовлетворены тем, как выстроены их отношения с властью. Сегодня члены разных женских движений участвуют в общественных слушаниях по различным законопроектам, которые им близки и интересны, присутствуют на пленарных заседаниях республиканского парламента или даже, правда по предварительной записи, на заседании правительства республики, если на повестку дня вынесен вопрос, затрагивающий их интересы, печатаются в официальных СМИ и т. д. В то же время, с ее точки зрения, сами по себе женские организации в регионе

довольно разрозненны, они слабо информированы о работе друг друга, в их действиях нет солидарности. По ее убеждению, успешному решению этих и других проблем, включая вопросы развития и расширения сотрудничества с местной властью, во многом будет способствовать освоение и активное использование новых технологий, начиная с Интернета. Тем более, что специалисты по гендер-ной проблематике в своих работах не раз указывали на отсутствие деятельности по строительству коалиций как внутри женских организаций, так и с другими общественно-политическими силами (см., напр.: [Шведова, 2000]).

Сами женщины, как можно судить по данным названного опроса, убеждены, что очень важно непосредственное участие активисток женских организаций в работе разнообразных общественных советов. Неслучайно президент Лиги хакасских женщин Татьяна Майнагашева, выступая в октябре 2019 г. на праздновании 25-летнего юбилея своей организации и обращаясь к гостям — руководителям структур законодательной и исполнительной власти республики со словами благодарности за внимание и поддержку, особо подчеркнула, что только совместная работа женских общественных организаций с органами республиканской власти создаст условия для лоббирования и позитивного решения проблем женщин [25-летний юбилей. , 2019].

В наши дни одной из эффективных форм взаимодействия местных органов власти и разных общественных объединений республики является деятельность региональной Общественной палаты, которая, как сказано в Отчете о работе Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия за 2019 г., «ведет планомерную работу по обеспечению взаимодействия граждан республики, некоммерческих организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и законных интересов граждан»4. В перечне последних наиболее известных мероприятий Общественной палаты России, в которых приняли участие и региональные организации, стоит отметить проведенную недавно информационную акцию в честь Международного дня некоммерческих организаций, традиционно отмечаемого 27 февраля. Цель акции — обратить внимание на деятельность общественных объединений, показать их значимость в общественной жизни, привлечь к работе подобных организаций как можно больше неравнодушных.

Нам удалось поговорить с председателем Общественной палаты Хакасии О. А. Левченко, которая, кстати, в недавнем прошлом была руководительницей местного женского объединения «Клуб деловых женщин». Рассказывая о разносторонней деятельности, возглавляемой ею организации, которая является связующим звеном между государственной властью и обществом, она отметила, что практически все имеющиеся в республике женские объединения в своей работе активно контактируют с Общественной палатой, члены многих из их числа входят в разные советы и группы, функционирующие под эгидой палаты. По ее меткому замечанию, они реально работают и делают добрые дела, до которых у государства иногда не доходят руки. Вместе с тем О. А. Левченко подчеркнула, что, несмотря на имеющиеся ощутимые успехи и достижения региональной

4 Отчет хранится в материалах сектора межнациональных, межконфессиональных отношений и взаимодействия со структурами гражданского общества Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия.

Общественной палаты в деле налаживания контактов и взаимных действий с местными органами власти, им многое еще предстоит сделать. Так, к примеру, руководство данной палаты собирается в этом году выступить с инициативой по изменению республиканского законодательства, касающегося общественных советов, находящихся при органах исполнительной власти республики и подотчетных сегодня исключительно им. Несколько лет назад эти советы стало курировать Министерство национальной и территориальной политики. Подобное обращение продиктовано тем, что общественные советы, по убеждению руководства Общественной палаты, должны отчитываться перед гражданским обществом и соответственно быть «под ее крылом». Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о несовершенстве и определенной противоречивости развития республиканского законодательства и правоприменительной практики, связанной с вопросами организации и выполнения работ, направленных на взаимодействие властных структур и независимых общественных объединений в регионе. При этом следует заметить, что механизмы формирования, параметры и объемы функционирования самой Общественной палаты нуждаются в более детальной проработке с учетом необходимости обеспечения их прозрачности, что в дальнейшем позитивно скажется на систематизации и оптимизации ее деятельности как таковой.

В ходе проведения интервью женщины-активистки Хакасии, отвечая на вопрос о предпочтительных формах их взаимоотношений с государством, называли множество разных вариантов, в числе которых чаще других фигурировали консенсус (органы государственного управления и женская организация движутся к взаимопониманию и удовлетворению интересов друг друга) и партнерское взаимодействие (государственные органы понимают важность женских общественных организаций, не пытаются ими управлять, а взаимодействуют с ними) (78,2 %), а также патерналистская модель (органы государственного управления поддерживают женские организации в обмен на лояльность с их стороны) и модель паритета (госструктуры и женские организации взаимодействуют на основе равенства сторон) (52,2 %). При этом характерно, что из всего числа проинтервьюированных женщин только одна указала модель «приводного ремня» (правда, наряду с другими формами), когда женская организация пропагандирует идеи государственной политики или политической партии среди рядовых женщин. Показательно также, что, говоря о необходимых формах поддержки со стороны государства, в которых непосредственно нуждается их организация, подавляющее большинство опрошенных женщин назвали главным образом финансовую помощь (78,3 %).

Между тем в Отчете Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия (2019 г.) сказано, что одной из важных форм взаимодействия с некоммерческими организациями является оказание им финансовой поддержки прежде всего в виде предоставления грантов на выполнение социально значимых программ и проектов5. Однако женские организации, в отличие от многих других, получают подобную помощь довольно редко. Так, например, в 2019 г. названным министерством была оказана грантовая поддержка 25 некоммерческим организациям, в числе которых было лишь одно женское

5 Там же.

объединение — Лига хакасских женщин «Алтынай». При этом, как выяснилось из нашей беседы с заместителем министра Ю. К. Чертыковым, данная структура имеет дело и работает только с теми общественными объединениями, которые имеют непосредственно этническую направленность. Таким образом, из всего числа действующих на сегодняшний день на территории Хакасии женских обществ в списке этого ведомства числится и курируется им лишь одно — Лига хакасских женщин «Алтынай». На наш взгляд, этот факт, кроме всего прочего, свидетельствует о явной недоработке базовых правовых, организационных и финансовых основ действия женских организаций на республиканском уровне, тормозящей в конечном итоге благоприятное развитие институтов гражданского общества в регионе.

Известно, что одним из основных показателей функциональности и результативности современных женских объединений является уровень их вовлеченности в решение тех или иных государственных вопросов. Как показало наше исследование, поле взаимодействия женских сообществ с органами республиканской власти в Хакасии в большинстве своем сводится к эпизодическому участию женских союзов в реализации разного рода социально-экономических программ, приглашению женщин-активисток (опять же непостоянному) для обсуждения тех или иных вопросов республиканского законодательства, совместной организации и проведению различных республиканских культурно-массовых мероприятий. Добавим также: несмотря на то что на данном этапе численность женщин в разных общественных советах составляет подавляющее большинство, как правило, их реальное участие ограничивается лишь присутствием на тех или иных региональных заседаниях. Данное обстоятельство во многом объясняется тем, что до сих пор не разработано положение о конкретных правах и обязанностях членов общественных советов. По этой причине участие активистов тех или иных общественных движений в деятельности местных органов власти, по существу, становится весьма условным. Естественно, хотелось бы более широкого и неформального привлечения их, в частности, к обсуждению нормативно-правовых актов с учетом накопленного ими опыта и знаний, решению злободневных региональных проблем.

С другой стороны, как видно из эмпирического материала, женские союзы Хакасии зачастую сами не проявляют должной активности и инициативности. Так, например, по итогам реализованного опроса, значительная часть активисток женских организаций республики признали, что вообще никогда не обращались с какими-либо инициативами к органам государственного управления, или же попросту затруднились с ответом. Справедливости ради скажем: в какой-то мере сложившаяся ситуация обусловлена недостаточной представленностью этих объединений или хотя бы отдельных их лидеров в Верховном совете и Правительстве республики, что, кроме всего прочего, является также весомым показателем уровня взаимодействия властных структур и женских сообществ.

На примере Хакасии мы видим, что в целом фактическая и косвенная дискриминация женщин в общественно-политической жизни все еще имеет место. Как писали исследователи, отношение российских политиков к системе квотирования по образцу цивилизованных стран, т. е. к реальной возможности достижения

равенства мужчин и женщин, не поддерживается, и многие годы законодательство о квотировании мест в российском правительстве не принимается (см.: [Королева, 2015]). В этой связи следует констатировать, что обозначенные в названной Стратегии задачи по «снижению диспропорций по признаку пола в руководящем составе федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также созданию благоприятных условий для продвижения женщин по службе» все еще не решены и, более того, далеки от решения [Национальная стратегия действий. , 2017].

Итак, анализ показал, что, несмотря на отмечаемый позитивный сдвиг в отношениях женских объединений с региональными властными структурами, до сих пор в должной мере не изучены и не отрегулированы как конкретные механизмы, так и наиболее эффективные формы их взаимодействия. К примеру, до конца не продуманы и не разработаны положения, касающиеся участия членов общественных советов в работе региональных органов власти, а мы знаем, что подавляющее большинство в данных советах составляют женщины. Сегодня женские организации Хакасии пока трудно назвать партнерами органов государственного управления. Как справедливо отмечают специалисты, многообразная деятельность женских организаций свидетельствует о том, что в российской государственной политике, обеспечивающей равноправие женщин и мужчин, еще много нерешенных вопросов, поэтому объединение усилий власти и женской инициативы призвано стать залогом стабильного развития общества [Хасбулатова, 2019: 23]. Будем надеяться, что, несмотря на все имеющиеся на сегодняшний день проблемы и недочеты во взаимодействиях женских объединений и местных органов власти в Хакасии, в перспективе в этой сфере более рельефно проявятся позитивные тенденции, которые будут демонстрировать необходимость дальнейшего развития и совершенствования партнерских отношений.

Список источников

25-летний юбилей отпраздновала хакасская региональная общественная организация «Лига хакасских женщин "Алтынай"». 2019. URL: https://news.myseldon.com/ru/ news/index/211249044 (дата обращения: 02.03.2020).

Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2020 год / Общественная палата РФ. 2020. URL: https://oprf.ru/documents/1151/2714 (дата обращения: 05.02.2021).

Королева Т. А. Проблемы и противоречия политического женского движения: вчера и сегодня. СПб.: Санкт-Петербург. гос. ин-т кино и телевидения, 2015. 184 с.

Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017—2022 гг.: утв. распоряжением Правительства РФ 8 марта 2017 г. № 410-р. 2017. URL: http://eawfpress.ru/about/organizatsiyam/strategia2017.php (дата обращения: 15.12.2020).

Тихонова В. А. Женские движения: сущность, особенности развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 76—80.

Хакасская республиканская общественно-политическая организация «Лига хакасских женщин "Алтынай"»: историческая справка. URL: https://archive.culture19.ru/fund/ 10000156299 (дата обращения: 02.03.2020).

Хасбулатова О. А. Женское движение в современной России // Женщина в российском

обществе. 2019. № 3. С. 14—26. Шведова Н. А. Гендерный фактор в политике // Права женщин в России. 2000. № 1. С. 8—13.

References

Khasbulatova, O. A. (2019) Zhenskoe dvizhenie v sovremennoi Rossii [Women's movement in modern Russia], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 3, pp. 14—26.

Koroleva, T. A. (2015) Problemy i protivorechiia politicheskogo zhenskogo dvizheniia: vchera i segodnia [Problems and contradictions of the political women's movement: yesterday and today], St. Petersburg: Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi institut kino i televideniia.

Shvedova, N. A. (2000) Gendernyi faktor v politike [Gender in politics], Prava zhenshchin v Rossii, no. 1, pp. 8—13.

Tikhonova, V. A. (2013) Zhenskie dvizheniia: sushchnost', osobennosti razvitiia [Women's movements: the essence, features of development], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstva, no. 2, pp. 76—80.

Статья поступила в редакцию 01.03.2022; одобрена после рецензирования 03.03.2022; принята к публикации 26.03.2022.

The article was submitted 01.03.2022; approved after reviewing 03.03.2022; accepted for publication 26.03.2022.

Информация об авторе /Information about the author

Анайбан Зоя Васильевна — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт востоковедения РАН, г. Москва, Россия, anayban@mail.ru (Dr. Sc. (History), Leading Researcher, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.