УДК 324
DOI 10.34823/SGZ.2020.4.51423
О.В. МИЛАЕВА кандидат исторических наук, доцент кафедры «Философия и социальные коммуникации» Пензенского государственного университета
С.Д. МОРОЗОВ доктор исторических наук, профессор кафедры истории и философии Пензенского государственного университета архитектуры и строительства
А.Е. СИУШКИН кандидат социологических наук, доцент кафедры «Теория государства и права и политология» Пензенского государственного университета
Участие женщин в органах представительства национальных республик Сибирского федерального округа
В статье проведен анализ женского состава депутатского корпуса национальных республик Сибирского федерального округа. Целью является описание основных политических и социально-профессиональных характеристик женского депутатского корпуса. Результаты исследования позволяют определить модели женского политического представительства, специфические для республик Алтай, Тыва и Хакасия.
Ключевые слова: гендерный анализ, женщина в политике, женское представительство, публичная политика, региональная политика, политическое представительство, местное самоуправление, законодательное собрание.
O.V. MILAEVA PhD in History, Associate Professor at the Chair of «Philosophy and Social Communications» of Penza State
University
* Милаева Оксана Всеволодовна, e-mail: [email protected]
S.D. MOROZOV
Doctor of History, Professor at the Chair of History and Philosophy of Penza State University of Architecture and
Building
A.E. SIUSHKIN PhD in Sociology, Associate Professor at the Chair «Theory of State and Law and Political Science» of Penza State University
Participation of Women in the Representative Offices of the National Republics of the Siberian Federal District
The article analyzes the female composition of the deputies of the national republics of the Siberian Federal district. The purpose is to describe the main political and socio-professional characteristics of women's deputies. The results of the study allow us to determine the models of women's political representation that are specific to the republics of Altai, Tuva and Khakassia.
Keywords: gender analyses, woman in policy, representation of women, public policy, local policy, political representation, local government, legislative assembly.
Авторы представленного исследования полагают, что особенности политических процессов, происходящих в национальных республиках РФ, накладывают свой отпечаток на их гендерную составляющую. Объект исследования - действующий состав представительных органов национальных республик Сибирского федерального округа (далее - СФО) на уровне региональных легислатур и органов представительства административных республиканских центров. Предмет исследования - женский депутатский корпус национальных республик СФО. Хронологические рамки - 2017-2019 гг. Целью исследования является дескрипция моделей женского участия в органах представительства республик Алтай, Тыва и Хакасия.
При анализе мы опираемся на отечественный методологический опыт, разработанный в рамках гендерной политологии, где представлены работы, посвященные особен-
ностям гендерного состава региональных легислатур и разработан аспект участия женщин в региональной политике на уровне федеральных округов РФ1. Значительный массив исследований посвящен проблеме институционализации гендерного дисбаланса в региональных политических элитах2. Особый аспект гендерных исследований - изучение влияния избирательного процесса и партийной работы на количественные показатели женского участия в публичной политике3. В отечественной гендерной политологии целый пласт диссертационных исследований (см. работы Т.Б. Рябовой, Е.В. Музыка) посвящен особенностям гендерного восприятия политики, а также вопросам гендерного дисбаланса в органах представительства и в государственном управлении (см. работы О.Г. Овчаровой, Е.В. Кочкиной, Н.А. Ивановой). Отметим и практическое направление разработки гендерной проблематики, концентрирующееся вокруг поиска политических, социальных, правовых механизмов выравнивания дисбаланса мужского и женского представительства во власти и системе публичной политики4.
Сделаем предварительное замечание: наши подсчеты выполнены исходя из количественных показателей действующего на настоящий момент состава, а не из установленного законодательными актами республик норматива представительства; они не включают депутатов, сложивших полномочия. Все приведенные ниже подсчеты и таблицы опираются на анализ материалов официальных сайтов следующих госорганов: Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва (http://www.khural.org/struct/deputies/223/), Хурал представителей города Кызыла (http://gorhu-ral.ru/структура/депутаты), Верховный совет Республики Хакасия (https://www.vskhakasia.ru/deputatskiy-korpus/depu-
1 См.: Девятиярова А.И. Представленность женщин в парламентах регионов Западной Сибири: сравнительный анализ // Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2014, №1(35), с. 293-300.
2 См.: Пушкарева Н.Л. Где больше власти - там меньше женщин // Научные ведомости Белгородск. гос. ун-та. Сер.: История. Политология, 2008, № 1(41), с. 117-127.
3 См.: Успенская В.И. Политические партии как ключевой фактор повышения роли женщин в политике // Вестн. Тверск. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление, 2012, № 26, с. 15-24.
См.: Чирухина Ю.В. Политическое участие женщин и механизмы реализации политического равноправия // Территория новых возможностей. Вестн. Владивостокского гос. ун-та экономики и сервиса, 2010, № 2(6), с. 9-16.
tati), Совет депутатов города Абакана (https://абакан.рф/so-vet-deputatov/sostav-soveta-deputatov.html), Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай (http://elkuml-tay.ru/struktura/deputaty/10057-spisok-deputatov-7-sozyva), Совет депутатов города Горно-Алтайск (http://gomoal-taysk.ru/vlast/sovet-deputatov/sostav-soveta/).
В действующем депутатском корпусе республик Алтай, Тыва и Хакасия женщины-депутаты составляют почти четверть (24,9%) от всего депутатского корпуса численностью 193 депутата на двух рассматриваемых уровнях (см. табл. 1). Ни в одной из республик нет представленности менее 15%, что для других федеральных округов часто является средним показателем (например, в ПФО - 16,2%, ЦФО -14,1%, ЮФО - 15,1%)1.
Таблица 1
Доля женщин в представительных органах национальных республик СФО
Субъект РФ Численность депутатов региональных парламентов % женщин Численность депутатов органов представительства административных центров % женщин
Республика Алтай 41 8 (19,5%) 20 5 (25%)
Республика Тыва 31 7 (22,3%) 22 6 (27,3%)
Республика Хакасия 50 8 (16%) 29 14 (48,2%)
Всего 122 23 (18,8%) 71 25 (35,2%)
Самым благополучным в рассматриваемом аспекте является Совет депутатов города Абакана, где женское представительство приближается к половине действующего состава депутатского корпуса (48,2%), причем по сравнению с предыдущим созывом количество женщин-
1 См.: Козлова Н.Н. Депутатский корпус региональных парламентов Южного федерального округа: опыт гендерного анализа // Человек. Сообщество. Управление, 2017, т. 18, № 2, с. 68-84; Козлова Н.Н. Депутатский корпус Центрального федерального округа: гендерное измерение // Женщина в российском обществе, 2016, № 4, с. 58-71.
депутатов увеличилось на четыре человека. Следует обратить внимание, что для регионального представительного органа Хакасии характерна обратная тенденция. Из всех национальных республик СФО здесь минимальный процент женского участия: восемь человек, что составляет 16%. Однако стоит оговориться, что и численность регионального парламента Хакасии самая большая в представленных республиках, тогда как в других легислатурах число женщин сопоставимо по количеству (семь-восемь человек). Для Республики Хакасия на уровне региональной легислатуры в целом по всем созывам характерен высокий процент женщин-депутатов: 12 (41,3%) женщин было представлено в IV созыве Верховного совета Республики Хакасия, что является самым высоким показателем. В VI созыве отмечается спад женского представительства до 20% (шесть депутатов), что по всем созывам является минимальным показателем. В целом Хакасия - благоприятный в отношении условного гендерного баланса регион: в V созыве - 11 женщин, в IV - 12, в III - 11, во 2 - 11, в I - 9. Однозначного заметного тренда на уменьшение или увеличение за все годы не наблюдается, колеблющаяся модель - в пределах 2-3 человек.
Средний показатель женского участия (между 20% и 30%) фиксируется в Республике Тыва. Процент женского представительства выше на региональном уровне: семь человек в Верховном Хурале и шесть в Хурале представителей города Кызыла. Для регионального парламента Тывы представленность женщин немногим более 20% является положительной динамикой в сравнении с 1990 гг., когда их процент в двухпалатном Верховном Хурале достигал максимум 14,8%, но отрицательной динамикой в сравнении с 2000 гг., когда женское представительство достигало в Законодательной палате II созыва Великого Хурала Республики Тыва 40,6%, а в Палате представителей - 30,2%1. В муниципальном представительном органе около четверти состава представлено депутатами-женщинами, что также является средним показателем.
Самый низкий процент женского участия в пропорции демонстрируют органы представительства Республики
1 См.: Очирова В.М. Женщины в составе региональных политических элит: к проблеме представительства // Власть, 2011, № 12, с. 57-60.
Алтай. В Государственном собрании - Эл Курултай Республики Алтай в VII созыве восемь женщин (не меньше, чем в Республике Тыва, но сам орган по численности меньше). При этом стоит отметить, что по сравнению с предыдущим, VI созывом, произошло увеличение на три представительницы женского корпуса, что в процентном отношении равняется показателю V созыва. В самом немногочисленном Горно-Алтайском городском совете депутатов четверть составляют женщины.
В отношении зависимости количества женщин в представительных органах от системы организации выборов можно отметить, что процент прохождения в органы власти и самоуправления выше по одномандатным округам: 29 женщин-депутатов избраны по одномандатным округам, 19 - по единому округу. Исключение составляет Верховный Совет Республики Хакасия, в который по результатам выборов по единому округу прошло больше женщин, чем по одномандатному. При этом в муниципальном представительном органе Хакасии почти в два раза больше женщин-депутатов, избранных по одномандатным округам. В еще более усиленном виде такая модель избрания представлена в Республике Алтай, где семь из восьми женщин-депутатов избраны по одномандатным округам. В представительных органах Республики Тыва примерно поровну депутатов-женщин, прошедших по одномандатным округам и по спискам от партий.
В политическом отношении в женском корпусе представительных органов рассматриваемых республик доминирует партия «Единая Россия» (см. табл. 2).
На муниципальном уровне представительницы этой политической партии составляют до 80%, что мало отличается от политического расклада депутатского корпуса в целом. Специфическим можно считать отсутствие в женском составе депутатского корпуса партии «Справедливая Россия». Монополия партии «Единая Россия» наиболее наглядно отражается в женском составе депутатов Республики Тыва, тогда как наибольшее политическое разнообразие фиксируется в Республике Хакасия, где в женском депутатском корпусе представлены «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Патриоты России».
Таблица 2
Политическая идентификация_
Субъект РФ «Единая Россия» КПРФ ЛДПР Прочие, включая самовыдвиженцев
Республика Алтай 6 4 2 - - - 1 («Родина»)
Республика Тыва 7 6 - - - - -
Республика Хакасия 2 10 3 4 2 1 («Патриоты России») -
Итого 15 20 5 4 2 1 1
В % к общему количеству женщин-депутатов 65,2% 80% 21,7% 16% 8,7% 4,3% 4%
Более разнообразен, чем в муниципалитетах, политический состав региональных легислатур, где есть представители трех-четырех партий, что позволяет создавать хотя бы условные фракции. При этом в Верховном Совете Республики Хакасия представительниц КПРФ на одну больше, чем женщин-депутатов от «Единой России» (три против двух), 40% представительницы КПРФ составляют и в Совете депутатов города Абакана, что является наиболее высоким показателем включения оппозиционных партий по всем республикам.
Отметим, что значительная часть женского депутатского корпуса в той или иной форме обладает опытом политической деятельности: работая в аппарате партий, они были руководителями/заместителями руководителя региональных отделений партий, координаторами партийных проектов и помощниками депутатов. Более трети женщин-депутатов имеют опыт административной работы в органах власти и ОМСУ, более половины - опыт представительской деятельности (неоднократно избирались в органы местного представительства), более трети избирались в органы регионального представительства (данные об опыте политической и представительской деятельности см. в табл. 3).
Таблица 3
Опыт политической и представительской деятельности
Субъект РФ Опыт политической деятельности Опыт работы в органах исполнитель ной власти и местного самоуправления Наличие опыта предс-тавительс-кой деятельности (более одного избрания в органы предс-тавительст-ва)
Республика Алтай 1 1 4 - 4 1
Республика Тыва 4 1 4 2 3 4
Республика Хакасия 3 6 1 7 2 8
Всего 8 8 9 8 9 1 3
В % к общему количеству женщин-депутатов 34,7 % 32% 39,1 % 32% 39,1 % 5 2%
В этом отношении лидирует женский депутатский корпус Республики Хакасия, причем на двух уровнях: региональной легислатуры и муниципалитета. Женщины-депутаты от партии «Единая Россия» Совета депутатов города Абакана обладают длительным опытом совместной работы в области представительства. Они демонстрируют распространенную консервативную модель вхождения в представительные органы через работу в органах власти и местного самоуправления. Девять из 10 депутатов-единороссов имеют опыт представительской деятельности (64,8% были представлены в V созыве) и партийной работы (шесть являются членами политсовета Абаканского отделения «Единой России»). Все депутаты от «Единой России» были избраны по одномандатным округам, обладали ресурсом известности и административным ресурсом. Женский корпус КПРФ не обладает ни опытом политической и представительской деятельности (три депутата впервые принимали участие в выборах), ни опытом административной работы: три из четырех были частными предпринимателями. Все женщины-депутаты КПРФ прошли в представительный орган по партийным спискам, не обладая
ни административным ресурсом, ни ресурсом известности. Женский корпус Верховного совета Республики Хакасия отличается большим политическим разнообразием, но при этом имеет меньший опыт административной и представительской деятельности. Только два человека имеют неоднократный опыт избраний, один человек - опыт административной работы. Три депутата имели опыт политической деятельности на разных должностях в аппарате партий. На примере республиканского парламента Хакасии, когда цифры представителей по разным политическим партиям сопоставимы, можно отметить, что все депутаты-женщины имеют примерно одинаковый опыт в области политической деятельности. Две из трех представительниц КПРФ состоят в партийных органах управления, опыта представительской деятельности ранее не имели, как и опыта административной работы. Из двух женщин-депутатов от «Единой России» одна имеет опыт административной работы в ОМСУ, другая - многолетний опыт представительской деятельности. Депутаты от ЛДПР не имеют опыта партийной, административной, представительской деятельности, но входят в руководящий состав в органе в качестве руководителя фракции и председателя комиссии. Представительница партии «Патриоты России» обладает многолетним опытом партийной деятельности, в том числе в качестве председателя регионального отделения, неоднократным опытом представительской деятельности.
В Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай для четырех из восьми депутатов это первые выборы, четыре депутата имели опыт представительской деятельности (трое неоднократный), семь из восьми депутатов избраны по округу. Половина депутатов обладает опытом административной работы, в том числе на руководящих должностях в правительстве республики. Опыт партийной политической деятельности имеется у одного депутата, остальные являются рядовыми членами или сторонниками партий (из шести представителей от партии «Единая Россия» только двое являются ее членами). В женском корпусе Горно-Алтайского городского совета депутатов четыре депутата представляют партию «Единая Россия», один партию «Родина». Три из пяти депутатов ранее принимали участие в электоральных кампаниях разного уровня, но для них это первое избрание (три из пяти депутатов избраны по округу, двое по спискам). Один депутат имеет неоднократ-
ный опыт представительской деятельности. Еще один депутат имеет опыт партийной работы в качестве руководителя местного отделения и опыт политической деятельности в качестве помощника депутата Государственной Думы РФ и члена Совета Федерации. Весь состав не имеет опыта государственной или муниципальной службы.
В представительных органах Республики Тыва все женщины-депутаты представляют партию «Единая Россия». По единому округу избраны три депутата, по одномандатному - четыре. Три человека имеют неоднократный опыт избрания и многолетний опыт представительской деятельности. Для трех депутатов - это первый опыт избрания. Четыре депутата имеют опыт административной работы, в том числе в руководстве республики. В аппарате и руководстве партий работает только один депутат. В Хурал представителей города Кызыла входят шесть женщин: три избраны по округу, три по партийным спискам, все они члены партии «Единая Россия», в аппарате партии работает один депутат в качестве члена регионального политсовета. Четыре из шести депутатов имели опыт избрания и представительской деятельности в прошлых созывах. Один депутат имеет опыт административной деятельности в судебных органах.
Немногим более трети (33,3%) депутатов всего женского депутатского корпуса находится в руководстве представительных органов СФО. Как и в целом по Российской Федерации, наибольшее количество женщин-депутатов представлено в руководстве органов в качестве председателей или заместителей председателей постоянных комитетов и комиссий (22,9%), имеются и руководители фракций. На уровне региональных парламентов на постах глав женщины не представлены. Данные по участию женщин в руководстве органов представительства приведены в таблице 4.
В региональных парламентах 95,6% женщин-депутатов имеют высшее (включая второе высшее) образование; только 4,4% - среднее профессиональное. Не сильно отличаются цифры на уровне представительных органов административных центров: 92% имеют высшее образование, 8% - среднее профессиональное. По одному депутату имеют ученые степени кандидата и доктора наук. Среди групп специальностей лидируют педагогика, экономика,
юриспруденция и управление (последняя, как правило, в качестве второго образования).
Таблица 4
Представленность в руководстве выборного органа
Субъект РФ Глава предс- тави- тельст- ва органа Зам. главы предста -вит. органа Председатель постоян ной комиссии/комитета Замести тель председателя постоян ной комиссии/комитета Руководитель/ замести тель руководителя фракции
Республика Алтай - - - 2 - - - - -
Республика Тыва - 1 1 - 1 1 1 - 1 -
Республика Хакасия - - -- - 3 2 - 1 2 -
Всего - 1 1 - 6 3 1 1 3 -
Наибольшее количество женщин-депутатов работают в бюджетной сфере - 43,75%, в бизнесе - 18,5%, 16,6% представляют некоммерческий сектор (основной процент дали депутаты Абакана, возглавляющие ТОС). Что касается должностной стратификации, то 56,25% женщин-депутатов являются руководителями предприятий или организаций разных форм собственности, 20,8% приходится на долю предпринимателей (ИП), специалистов, пенсионеров или безработных.
Исследование подводит к ряду выводов относительно морфологии женского корпуса органов представительства национальных республик СФО. Характерен сравнительно высокий относительно других субъектов федерации уровень женского представительства как в регионах, так и в муниципалитетах. Для основной части женщин-депутатов представительных органов национальных республик СФО участие в политической жизни является результатом достаточно длительной профессиональной политической или управленческо-административной деятельности, сопровождавшейся неоднократным участием в электоральном процессе. Основные институты вхождения женщин в представительский корпус, как и в целом по РФ, - это участие в
партийной деятельности и в качестве рядовых членов, и на исполнительных должностях в партийных аппаратах. Другим источником пополнения женского депутатского корпуса становятся государственная и муниципальная служба, что позволяет аккумулировать не только опыт администрирования, но и рассматривать политическое представительство в качестве постепенного профессионального роста как очередную ступень. Третьим источником, обеспечивающим вхождение женщин в публичную политику, является деятельность некоммерческих организаций - важных для современного общества гражданских институтов. Этот путь использует наименьшее количество женщин-депутатов исследованных органов. В рассмотренных республиках возможности расширения женского участия через общественные организации или движения в полной мере не использованы. Как не используется проведение в органы представительства деятелей культуры и искусства, спорта, обладающих ресурсом известности в регионе. В социально-профессиональном отношении доминируют две основные группы: руководящий состав образовательных учреждений и депутаты, для которых политическая деятельность является постоянной, основная часть представляет бюджетный сектор. Консервативная траектория вхождения во власть как часть общей профессиональной карьеры, через длительный период занятия политической деятельностью обусловливает и тяготение женского депутатского корпуса к старшим возрастным группам: почти две трети депутатов -это люди от 51 года до 60 лет и выше.