УДК 328.181
DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-5-66-73
ДЕПУТАТСКИЙ КОРПУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
DEPUTY CORPS OF MUNICIPAL LEGISLATURES IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT: SOCIAL AND POLITICAL ANALYSIS
Е. В. Матвеева,
Кемеровский государственный университет, г. Кемерово [email protected]
E. Matveeva,
Kemerovo State University, Kemerovo
И. С. Украинцев,
Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск [email protected]
I. Ukraintsev,
Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk
Д. А. Украинцева,
Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск [email protected]
D. Ukraintseva,
Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk
Приведен качественный анализ депутатского корпуса муниципальных парламентов Сибирского федерального округа. Отмечено, что правовой статус и организационные особенности региональных парламентов оформились к концу 1990-х гг., что способствовало активному научному интересу к феномену парламентаризма в российском политическом процессе. Именно в этот период появляется Федеральный закон от 6 октября 1999 г., закрепивший правовой статус региональных парламентов и регионального депутатского корпуса. За прошедшее время сформировалось несколько исследовательских направлений, изучающих данный политический институт региональной власти. В их числе вопросы, связанные с установлением фиксированной численности депутатского корпуса в субъектах РФ, изучение гендерного состава региональной политической элиты, в частности, вопросов представленности женщин в органах региональной власти в системе муниципальной власти, политических партиях и парламентах, анализ персонального состава, функциональной направленности региональных парламентов. Все большее внимание при проведении региональных исследований получает практика проведения качественного анализа региональных парламентов в историческом срезе, изучение воздействия фактора образования, возраста и социально-профессиональных характеристик на оценку текущей деятельности парламентариев. При анализе парламентов областных городов Сибирского федерального округа авторами уделено внимание двум критериям - партийным интересам и социально-профессиональной характеристике. Результаты исследования показали, что партийный спектр депутатского корпуса свидетельствует о степени развития принципов демократии в региональном пространстве, оказывающем воздействие на все этапы избирательного регионального процесса, результаты выборов в парламенты и дальнейшее влияние парламентариев на региональную политику. Социально-профессиональная характеристика депутатского корпуса продемонстрировала взаимосвязь данного критерия и специфики промышленного производства региона, а также позволила выявить уровень доверия избирателей к общественным организациям, оказывающим социальные, юридические, информационные и другие услуги населению
Ключевые слова: региональная политика; органы региональной власти; политические партии; институт регионального и муниципального парламентаризма; формирование законодательных органов власти; депутатский корпус; партийное представительство; социально-профессиональные характеристики депутатов; электоральные предпочтения населения; Сибирский федеральный округ
© E. В. Матвеева, И. С. Украинцев, Д. А. Украинцева, 2019
The paper presents the results of a qualitative analysis of the deputy corps of municipal legislatures in the Siberian Federal District. It is noted that the legal status and organizational features of regional parliaments were formed by the end of the 1990s, which contributed to a considerable interest of researchers in the phenomenon of parliamentarism in the Russian political process. It was during this period that the Federal Law of October 6, 1999 was adopted, securing the legal status of the regional parliaments and the regional deputy corps. Since that time, several directions have been formed in studying this political institution of regional authority. Among them are issues related to the establishment of a fixed number of deputy corps members in the constituent entities of the Russian Federation, the study of the gender composition of the regional political elite, in particular, the issues of women representation in regional authorities within the system of municipal government, in political parties and legislatures, the analysis of the personal composition, and functional orientation of regional parliaments. In regional studies, there is an increase in researchers' attention to conducting a qualitative analysis of regional parliaments in a historical context, studying the impact of the education factor, age and social and occupational characteristics on the assessment of current activity of parliament members. When analyzing the city legislatures of the regional centers of the Siberian Federal District, the authors focus on two criteria - party interests and social and professional dimensions. The results of the study showed that the party range of the deputy corps demonstrates the degree of development of the democracy principles in the regional space affecting all stages of the regional election process, the results of parliamentary elections and the further impact of parliamentarians on regional politics. The social and professional features of the deputy corps demonstrated the interrelationship of this criterion and the peculiarities of industrial production in the region. Besides, it has made it possible to reveal the level of voters' confidence in public organizations that provide social, legal, informational and other services to people
Key words: regional policy; regional authorities; political parties; Institute of regional and municipal parliamentarism; formation of legislative authorities; deputies; party representation; social and professional characteristics of deputies; electoral preferences of population; Siberian Federal district
Б ведение. Институт регионального парламентаризма, представленный деятельностью региональных и муниципальных парламентов, в условиях дальнейшего изменения избирательного законодательства, ликвидации выборности глав муниципалитетов населением и обсуждения с привлечением экспертного сообщества проекта избирательного кодекса РФ (как ожидается, документ будет разработан и принят до конца 2019 г.) ставит перед исследователями задачу анализа различных граней структурных особенностей муниципальных парламентов. При этом внимание ученых в большей степени направлено в сторону изучения структурных особенностей региональных парламентов без должного научного интереса к проблемам развития муниципального парламентаризма.
Цель исследования - на основе анализа официальных сайтов избирательных комиссий и администраций областных городов Сибирского федерального округа рассмотреть партийную и социально-профессиональную структуру муниципальных парламентов, в том числе провести взаимосвязь между итогами выборов и спецификой социально-экономического и политического развития регионов.
Методология и методика исследования. При проведении исследования депутат-
ского корпуса муниципальных парламентов Сибирского федерального округа авторы в большей степени опирались на метод анализа документов и источников (сайты избирательных комиссий, администраций муниципалитетов Сибирского федерального округа, официальные страницы депутатов в социальных сетях - ВКонтакте и Facebook), при анализе полученных данных нашли применение системный и сравнительный подходы.
Результаты исследования и их обсуждение. Научный интерес к изучению проблематики парламентаризма, в частности регионального масштаба, относится к периоду формирования нормативно-правовой базы данного института законодательной власти. Система органов региональной законодательной власти берет свое начало с принятия конституции 1993 г, которая закрепила правовой статус представительных органов власти субъектов РФ, а в последующем, после принятия Федерального закона от 6 октября 1999 г №183-Ф4 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», был зафиксирован статус и организационные основы данного политического института [14. С. 72].
На региональном уровне процесс изучения социально-политической динамики развития региональных парламентов можно разделить на несколько исследовательских направлений.
В рамках первого направления в работах российских ученых анализу подвергается тематика, связанная с потребностью установления фиксированной численности депутатского корпуса в субъектах РФ, независимо от численности населения в субъекте, так как большое количество представителей (например, 110 депутатов выбираются в Республике Башкортостан, по 100 - в Республике Татарстан и Красноярском крае) не всегда может являться гарантией эффективности или же свидетельствовать о сложившейся системе сотрудничества между властью и общественными структурами [2. С. 222].
Второе исследовательское направление, пользующееся наибольшим интересом среди ученых - это изучение гендерного состава региональной политической элиты, уделяющее внимание проблеме представленности женщин в органах региональной власти одного или нескольких субъектов РФ, в частности, в системе муниципальной власти, политических партиях [13] и региональных парламентах [7], в том числе в сравнительном контексте, например, работы А. И. Девятияровой, отражающие специфику качественного состава региональных парламентов Сибирского федерального округа [3; 4].
Третье направление - исследование персонального состава областных парламентов. Так, в Томской области Е. А. Осташо-ва анализирует количество переизбранных депутатов в новый состав, сферу занятости (государственные/негосударственные предприятия) и партийную принадлежность депутатского корпуса [9. С. 117]. В Алтайском крае Н. Г. Ломова и М. А. Шошина наряду с изучением гендерного фактора достаточно детально проводят анализ возрастного состава, образования, места рождения и фактического проживания, основного места работы депутатов регионального парламента [8]. В отдельных исследованиях ученые обращаются к вопросам качественного анализа региональных парламентов в историческом срезе, анализируя критерий «образование», возрастную и социально-профессиональную характеристики нескольких созывов парламента [11].
Наконец, в рамках четвертого направления внимание уделяется изучению функциональной направленности деятельности региональных парламентов - законотворческой деятельности, представительской функции и функции контроля [1; 5; 12]. При этом акцентируется внимание на прямой взаимосвязи роли парламента с особенностями политического режима в регионе, что, в частности, является ключевым в самостоятельности парламента в процессе принятия политических решений.
Анализ научных исследований в рамках перечисленных исследовательских направлений показал, что в своем большинстве работы основываются на трех концептуальных подходах: позиционном, репутационном и методе анализа принятия решений [16]. При этом изучение региональной элиты, в частности законодательных органов власти, происходит путем применения политико-биографического и социогенетического подходов [10; 15], которые позволяют сформировать исходную базу для анализа неформальных политических практик и отношений внутри региональных элит.
В силу данных обстоятельств целесообразно оценить социальные и политические параметры института регионального парламентаризма, при этом рассмотреть уровень муниципальных парламентов, взяв за основу анализ текущей ситуации в составе депутатского корпуса на примере областных городов Сибирского федерального округа.
Авторы исследования не ставили задачу оценить весь спектр отмеченных ранее критериев качественного анализа региональных парламентов, уделив внимание анализу двух критериев - партийных интересов и социально-профессиональной характеристике (сфере деятельности депутатов).
Как показало проведенное исследование, наибольшее количество депутатского корпуса - члены партии «Единая Россия». Наилучшие показатели отмечены в Кемерово (93 % - 31 депутат), Томске (86 % - 32 депутата), Барнауле (78 % - 32 депутата). Отметим, что председатели всех десяти городских советов народных депутатов - депутаты от партии «Единая Россия», что является логическим продолжением представительства партии большинства на городском уровне в системе исполнительной ветви власти.
Представительство от партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» во многом
дублирует динамику представительства в органах исполнительной власти федерального и в меньшей степени регионального уровней.
Наилучшие результаты партия КПРФ показала в Новосибирске (24 % - 12 депутатов),
Омске (23 % - 9 депутатов), Абакане (21 % - 6 депутатов). Менее 10 % представительство депутатов партии в Барнауле, Кызыле, Кемерово, Томске и Иркутске. Полученные результаты представлены на рис. 1.
Рис.
1. Представительство депутатского корпуса от партии КПРФ / Fig. 1. The membership of the Communist Party of the Russian Federation in the deputy corps
Партия ЛДПР, согласно рис. 2, наиболее популярна у избирателей Красноярска - 29 % (10 депутатов из 35). В большинстве городов
представительство партии варьируется от 3 до 10 % - Кемерово, Новосибирск, Томск, Горно-Алтайск и др.
Рис. 2. Представительство депутатского корпуса от партии ЛДПР/ Fig. 2. The membership of Liberal
Democratic Party of Russia in the deputy corps
Значительно меньше уровень доверия избирателей к партии «Справедливая Россия». Как показали итоги выборов в городские парламенты, представительство депутатов варьируется в диапазоне от 2 (Новосибирск) до 8 % (Барнаул).
Нет представительства партии ЛДПР в Иркутске, а «Справедливой России» - в Кемерово и Иркутске.
Весьма интересным выглядит результат избрания в городские парламенты
беспартийных депутатов, шедших на выборы как самовыдвиженцы. Только в четырех городских советах есть представительство беспартийных депутатов - Иркутск (19 %), Кызыл (8 %), Новосибирск - 4 %, Красноярск - 3 %.
В состав городских парламентов прошли также по одному депутату от непарламентских партий - «Партия Зеленые» (Красноярск), «Яблоко» (Томск), «Коммунисты России» (Омск), «Родина» (Горно-Алтайск).
По критерию социально-профессиональной деятельности оценивался такой показатель, как основная сфера деятельности депутата (рис. 3).
Полученные данные выглядят следующим образом: средний и мелкий бизнес (Барнаул - 53 %, Иркутск - 50 %, Красноярск и Кызыл - 46 %), бюджетная сфера (Томск -
49 %, Горно-Алтайск - 43 %, Кызыл - 38 %), общественная работа (Абакан - 31 %, Омск - 18 %, Красноярск - 14 %), политическая сфера (Омск и Новосибирск - 28 %, Барнаул - 15 %, Горно-Алтайск и Абакан - 14 %) и сфера крупного бизнеса (Кемерово 18 %, Иркутск 12 %, Томск 8 %).
Рис. 3. Сфера деятельности депутатского корпуса городских советов Сибирского федерального округа / Fig. 3. The scope of activities of the deputy corps of city councils in the Siberian Federal District
Выводы. Анализ полученных результатов показал, что партийный спектр и сфера деятельности депутатского корпуса муниципальных парламентов Сибирского федерального округа являются результатом ряда общероссийских и региональных политических процессов и тенденций развития.
Во-первых, на развитие регионального парламентаризма оказывает воздействие кризис традиционных институтов, включая развитие политических партий. Данные социологических опросов ФОМа и Левада-Центра показывают дальнейший процесс падения уровня доверия к политическим партиям как институту. Согласно исследованию, проведенному Левада-Центром в октябре 2018 г., индекс институционального доверия к партиям составил отрицательное значение (-33,5). При этом практически без изменений оценивается населением динамика институционального доверия. Так, политические партии «вполне заслуживают» доверие - считает 16 % респондентов в 2018 г. (в 2012 г. - 13 %),
«не вполне заслуживает» - 41 % (соответственно 48 %), «совсем не заслуживает» -29 % (соответственно 28 %), «затруднились ответить» - 14 (соответственно 11 %) [6].
Во-вторых, развитие принципов демократии и демократических процедур в региональном пространстве оказывает воздействие, в частности, на формирование законодательных органов власти, технологии избирательного регионального процесса и в итоге - на результаты выборов. Количественный состав депутатского корпуса муниципальных парламентов Сибирского федерального округа показал, что только партии ЛДПР и КПРФ сумели провести в региональные парламенты более трех депутатов. Представительство ЛДПР в парламенте Красноярска - 10 депутатов, КПРФ в Новосибирске - 12 депутатов, Омске - 9 депутатов, Абакане - 6 депутатов, Красноярске - 4 депутата.
В-третьих, развитие регионального и муниципального парламентаризма определяется процессом персонализации полити-
ки, который приводит к голосованию не за конкретные партии, а хорошо узнаваемых кандидатов, которые могут являться членами не только парламентских партий, но и непарламентских или выдвигаться в качестве беспартийных кандидатов.
В-четвертых, исходя из результатов проведенного исследования, сфера крупного бизнеса в наибольшей степени представлена в городах с развитой угольной, металлургической отраслью и металлообработкой, электроэнергетикой, машиностроением (Кемерово, Иркутск, Томск). Напротив, в городах с развитием таких отраслей, как сельское хозяйство и животноводство (Горно-Алтайск, Кызыл), доминирует большее представительство депутатов из бюджетной сферы.
В-пятых, численность в муниципальных парламентах депутатов, представляющих
Список литературы _
различные общественные организации, свидетельствует, скорее всего, о высоком рейтинге доверия со стороны избирателей по отношению к отдельным общественным организациям и качеству оказанных социальных, юридических, информационных и дру-гихуслуг населению.
Исходя из сказанного, недооценка работы муниципальных парламентов в научных исследованиях и в российской практике еще больше минимизирует роль данного органа законодательной власти в системе региональной власти. Необходим детальный анализ возможных путей поднятия статуса муниципальных парламентов в системе управления как весомый инструмент решения социально-экономических и политических вопросов на муниципальном уровне.
1. Горбачев В. Г. Многопартийность и парламентаризм в регионе: Брянская Областная Дума четвертого созыва // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 4. С. 13-18.
2. Губерт К. Е. Анализ количественного состава депутатского корпуса в региональных парламентах Российской Федерации в контексте эффективности представительства интересов граждан // Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2017. С. 220-223.
3. Девятиярова А. И. Представленность женщин в парламентах регионов Западной Сибири: сравнительный анализ // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 1. С. 293-300.
4. Девятиярова А. И. Участие женщин в работе региональных парламентов на примере Алтайского края и Томской области // Российский парламентаризм: региональное измерение: Материалы III Всероссийской конференции с международным участием. Томск, 2014. С. 107-111.
5. Золотухина Т. А. Особенности законотворчества в субъектах РФ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-1. С. 77-80.
6. Институциональное доверие. Левада-Центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. levada.ru/2018/10/04/institutsionalnoe-doverie-4/ (дата обращения: 14.02.2019).
7. Козлова Н. Н. Законодательное собрание Тверской области (1994-2016): гендерный профиль // Вестник Тверского государственного университета. 2016. № 3. С. 202-211.
8. Ломова Н. Г., Шошина М. А. Качественный состав депутатского корпуса как один из факторов повышения эффективности деятельности регионального парламента // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2014. № 11. С. 20-24.
9. Осташова Е. А. Региональный опыт парламентаризма на примере Государственной Думы Томской области в 1994-2001 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 115-118.
10. Семёнов А., Шевцова И. Кто правит на местном уровне: сравнительный анализ корпуса глав муниципалитетов Пермского края и Республики Удмуртия // Региональная политика 2016: сборник статей и аналитических докладов. М., 2017. С. 259-271.
11. Семёнова В. Г., Скороходова О. С. Качественный состав регионального парламента как показатель внутриэлитной интеграции и конкуренции: опыт Саратовской области // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17, № 4. С. 12-20.
12. Тышта Е. В. Эволюция законодательной работы регионального парламента в 1990-2000-е годы (на примере Республики Хакасия) // Социум и власть. 2013. № 3. С. 104-107.
13. Шашкова Я. Ю. Структура партийной элиты парламентских партий в регионах Западной Сибири в контексте их имиджевой репрезентации // Вестник Омского университета. 2018. № 1. С. 132-142.
14. Юсубов Э. С. Эволюция правового статуса парламента субъекта Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 5. С. 71-73.
15. Dobrenkaya O. A. The development of regional parliamentarism in the crimea in the first half of the twentieth century // Конвергентные технологии XXI: вариативность, комбинаторика, коммуникация: сборник тезисов участников междисциплинарной научной конференции. Симферополь, 2016. С. 205-207.
16. Petukhova N. V. Federal level of regulation of the control function of the legislative (representative) bodies of the constituent entities of the Russian Federation [Электронный ресурс] // Concise compilation of articles from Representative power - 21 st century: legislation, commentary, problems. 2012. № 5-8. Режим доступа: http://www.pvlast.ru/eng/archive/2012-5.php (дата обращения: 14.01.2019).
References _
1. Gorbachev V. G. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta (Scientific Notes of the Oryol State University), 2017, no. 4, pp. 13-18.
2. Hubert K. E. Razvitie politicheskih institutov i protsessov: zarubezhny i otechestvenny opyt: materialy VIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Development of political institutions and processes: foreign and domestic experience: materials of the VIII All-Russian scientific-practical conference). Omsk, 2017, pp. 220-223.
3. Devyatirova A. I. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura (Caspian region: politics, economics, culture), 2014, no. 1, pp. 293-300.
4. Devyatirova A. I. Rossiyskiy parlamentarizm: regionalnoe izmerenie: Materialy III Vserossiyskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Russian parliamentarism: a regional dimension: Proceedings of the III All-Russian Conference with international participation). Tomsk, 2014, pp. 107-111.
5. Zolotukhina T. A. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki (Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice), 2014, no. 9-1, pp. 77-80.
6. Institutsionalnoe doverie. Levada-Tsentr (Institutional trust. Levada Center). Available at: http://www. levada.ru/2018/10/04/institutsionalnoe-doverie-4/ (Date of access: 14.02.2019).
7. Kozlova N. N. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Tver State University), 2016, no. 3, pp. 202-211.
8. Lomova N. G., Shoshina M. A. Altayskiy vestnik gosudarstvennoy i munitsipalnoy sluzhby (Altai Bulletin of the State and Municipal Service), 2014, no. 11, pp. 20-24.
9. Ostashova E. A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Tomsk State University), 2013, no. 373, pp. 115-118.
10. Semenov A., Shevtsova I. Regionalnaya politika 2016: sbornik statey i analiticheskih dokladov (Regional Policy 2016: collected articles and analytical reports). Moscow, 2017, pp. 259-271.
11. Semenova V. G., Skorokhodova O.S. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya (Bulletin of the Volga Institute of Management), 2017, vol. 17, no. 4, pp. 12-20.
12. TyshtaYe. V. Sotsium i vlast (Society and Power), 2013, no. 3, pp. 104-107.
13. Shashkova Ya. Yu. Vestnik Omskogo universiteta (Bulletin of the Omsk University), 2018, no. 1, pp. 132-142.
14. Yusubov E. S. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Tomsk State University Bulletin), 2013, no. 5, pp. 71-73.
15. Dobrenkaya O. A. Konvergentnye tekhnologiiXXI veka: variativnost, kombinatorika, kommunikatsiya: sbornik tezisov uchastnikov mezhdistsiplinarnoy nauchnoy konferentsii (Convergent technologies of the XXI century: variability, combinatorics, communication: collected abstracts of participants in an interdisciplinary scientific conference). Simferopol, 2016. pp. 205-207.
16. Petukhova N. V. Concise compilation of authority - 21 st century: legislation, problems. 2012. № 5-8 (Concise compilation of authority - 21 st century: legislation, problems. 2012. № 5-8). Available at: http://www. pvlast.ru/eng/archive/2012-5.php (Date of access: 14.01.2019).
Коротко об авторах _
Матвеева Елена Викторовна, д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры философии и общественных наук, Институт истории и международных отношений, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Россия. Область научных интересов: региональный политический процесс, местное самоуправление и развитие, гражданское общество, региональный парламентаризм [email protected]
Украинцев Игорь Сергеевич, аспирант, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия. Область научных интересов: гражданское общество и его институты, общественные организации, местное самоуправление [email protected]
Украинцева Дарья Александровна, аспирант, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия. Область научных интересов: муниципальная политика, местное самоуправление, социальные вызовы
darya140591 @gmail.com
Briefly about the authors_
Elena Matveeva, doctor of political sciences, associate professor, professor of philosophical and social sciences, Institute of History and International Relations, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia. Sphere scientific interests: regional political process, local self-government and development, civil society, regional parliamentarism
Igor Ukraintsev, postgraduate, Novosibirsk State University of Economics and management, Novosibirsk, Russia. Sphere of scientific interests: civil society and its institutions, public organizations, local self-government
Daria Ukraintseva, postgraduate, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia. Sphere of scientific interests: municipal policy, local self-government, social challenges
Образец цитирования_
Матвеева E. В., Украинцев И. С., Украинцева Д. А. Депутатский корпус муниципальных парламентов Сибирского федерального округа: социально-политический анализ // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. № 5. С. 66-73. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-5-66-73.
Matveeva E., Ukraintsev I., Ukraintseva D. Deputy corps of municipal legislatures in the Siberian Federal District: social and political analysis // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 5, pp. 66-73. DOI: 10.21209/2227-9245-201925-5-66-73.
Статья поступила в редакцию: 04.04.2019 г. Статья принята к публикации: 20.05.2019 г.