Научная статья на тему 'ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ХАКАСИИ'

ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ХАКАСИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАКАСИЯ / ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВА / ЛИДЕРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анайбан З.В.

Статья посвящена исследованию истории формирования и особенностям функционирования современных женских союзов в Республике Хакасия. Анализ деятельности имеющихся в регионе женских общественных организаций показал, что женское движение в постсоветской Хакасии за прошедшие четверть века можно характеризовать как значимое явление в жизни республики. Подавляющее большинство из них, как и прежде, имеют явную социальную и гуманитарную направленность. Недостаточная сегодня эффективность и результативность работы женских объединений обусловлена их несплоченностью и разобщенностью действий. Эмпирическую базу исследования составили материалы официальной статистики, а также данные, хранящиеся в архивах местных женских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN’S PUBLIC SOCIETIES IN СONTEMPORARY KHAKASSIA

This article is devoted to studying the сontemporary women’s unions history of formation as well as functioning in a single region of the Russian Federation - the Republic of Khakassia. At the same time, special attention is devoted to those whose activities in the socio-political and cultural life of the Republic, from our point of view, are currently most noticeable. The analysis of women’s public organizations activities in this region has shown that the women’s movement in Post-Soviet Khakassia over the past quarter of a century, despite all the difficulties of formation and development, can be characterized as a significant phenomenon in the life of the Republic. Today the vast majority of them, like before, have obvious social and humanitarian orientation. Despite the fact that almost all women’s societies currently operating in the territory of this region have their own political slogans, their main activity is still limited to helping the needy and socially vulnerable. However, the lack of efficiency and effectiveness of women’s associations is largely due to their lack of integrity and lack of unanimity of actions. In addition, the level of involvement of the Republic’s residents in women’s movements and their socio-professional composition leaves much to be desired. According to our research, the vast majority of women, mainly residents of rural areas, unfortunately, do not take any part in the social life of the region. The empirical base of the study is built upon official statistics obtained from the Ministry of Justice and the Ministry of National and Territorial Policy of the Republic of Khakassia, as well as materials stored in the archives of local women’s organizations. Besides, the results of our interviews with the leaders and most active participants of these associations have been particularly valuable.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ХАКАСИИ»

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Woman in Russian Society

Женщина в российском обществе

2021. No. 1. P. 33—43 DOI: m.21064/WmRS.202LL3

2021. № 1. С. 33—43 ББК 66.74(2Рос.Хак) DOI: 10.21064/WinRS.2021.1.3

ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ХАКАСИИ

З. В. Анайбан

Институт востоковедения, Российская академия наук, г. Москва, Россия, anayban@mail.ru

Статья посвящена исследованию истории формирования и особенностям функционирования современных женских союзов в Республике Хакасия. Анализ деятельности имеющихся в регионе женских общественных организаций показал, что женское движение в постсоветской Хакасии за прошедшие четверть века можно характеризовать как значимое явление в жизни республики. Подавляющее большинство из них, как и прежде, имеют явную социальную и гуманитарную направленность. Недостаточная сегодня эффективность и результативность работы женских объединений обусловлена их несплоченностью и разобщенностью действий. Эмпирическую базу исследования составили материалы официальной статистики, а также данные, хранящиеся в архивах местных женских организаций.

Ключевые слова: Хакасия, женские общества, лидеры, социальная помощь, общественно-политическая активность.

This article is devoted to studying the ^ntemporary women's unions history of formation as well as functioning in a single region of the Russian Federation — the Republic of Khakassia. At the same time, special attention is devoted to those whose activities in the sociopolitical and cultural life of the Republic, from our point of view, are currently most noticeable. The analysis of women's public organizations activities in this region has shown that the women's movement in Post-Soviet Khakassia over the past quarter of a century, despite all the difficulties of formation and development, can be characterized as a significant phenomenon

WOMEN'S PUBLIC SOCIETIES IN mNTEMPORARY KHAKASSIA

Z. V. Anayban

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, anayban@mail.ru

© Анайбан З. В., 2021

in the life of the Republic. Today the vast majority of them, like before, have obvious social and humanitarian orientation. Despite the fact that almost all women's societies currently operating in the territory of this region have their own political slogans, their main activity is still limited to helping the needy and socially vulnerable. However, the lack of efficiency and effectiveness of women's associations is largely due to their lack of integrity and lack of unanimity of actions. In addition, the level of involvement of the Republic's residents in women's movements and their socio-professional composition leaves much to be desired. According to our research, the vast majority of women, mainly residents of rural areas, unfortunately, do not take any part in the social life of the region. The empirical base of the study is built upon official statistics obtained from the Ministry of Justice and the Ministry of National and Territorial Policy of the Republic of Khakassia, as well as materials stored in the archives of local women's organizations. Besides, the results of our interviews with the leaders and most active participants of these associations have been particularly valuable.

Key words: Khakassia, women's societies, leaders, social assistance, public and political activity.

Прошло почти три десятка лет со времени появления и формирования в России разного рода общественно-политических партий и движений, отличающихся от таковых в предыдущий советский период разнообразием форм и содержанием деятельности. Их наличие и численность являются своего рода характеристикой гражданской активности населения.

В статье делается попытка показать историю формирования и особенности функционирования современных женских объединений в Республике Хакасия. При этом отдельное внимание уделено тем из них, деятельность которых в общественно-политической и культурной жизни республики, с нашей точки зрения, на сегодняшний день наиболее заметна.

Эмпирическую базу исследования составили материалы официальной статистики, полученные в Министерстве юстиции и Министерстве национальной и территориальной политики Республики Хакасия, а также материалы, хранящиеся в банке данных (текущих архивах) местных женских организаций. Кроме того, особую ценность для нас представили результаты интервью с лидерами и наиболее активными участниками отдельных объединений. Помимо этого, нами использованы результаты экспертного опроса в Хакасии 2019 г., в числе задач которого было изучение мнения опрошенных относительно действующих общественных объединений. В этой связи мы обратились к тем, кто, на наш взгляд, лучше других знает и может аргументированно судить о сложившейся на данный момент ситуации: работникам профильных государственных органов, политикам, ученым, журналистам. В результате по специально разработанной анкете нами было опрошено (методом интервью) 25 экспертов.

Отметим, что обращение к названной теме исследования обусловлено в первую очередь тем, что, несмотря на актуальность и важность, эта проблема в ряду современных российских гендерных изысканий применительно к ее региональной составляющей все еще недостаточно изучена и по сей день не значится в ряду приоритетных. Кроме того, необходимость изучения в обозначенном ракурсе продиктована слабой включенностью женщины в современные общественно-политические процессы республики, сохраняющимися различиями

в положении мужчин и женщин в важнейших сферах жизнедеятельности. Между тем дальнейшее развитие и совершенствование в России правовых демократических основ невозможно без широкого и полноценного участия женщин в этих процессах, что в том числе предопределяет необходимость серьезного анализа масштабов и степени вовлеченности женщин в общественную жизнь. В этой связи необходимость исследования в разных российских регионах тех или иных современных гендерных проблем, включая вопросы состояния и развития женских движений на местах, с учетом их социально-экономической и этнокультурной специфики приобретает особую значимость.

Следует сказать, что, говоря о женских движениях, мы разделяем точку зрения О. А. Хасбулатовой и Н. Б. Гафизовой, определяющих их как «совокупность многих женских организаций, групп и объединений с фиксированным и нефиксированным членством, которые активно действуют в обществе с целью удовлетворения какого-либо материального, социального, политического, духовного и иного интереса, корректировки государственной политики с целью достижения гендерного равенства — фактического равноправия женщин и мужчин в различных сферах общественной жизни» [Хасбулатова, Гафизова, 2003: 10—11]. Основные цели российского женского движения на современном этапе формулируются следующим образом: представить достижения и выявить проблемы в соблюдении прав женщин, предложить способы решения этих проблем, обратить внимание государственной власти на необходимость увеличения инвестиций в человеческий капитал и соблюдения принципа равных прав и равных возможностей женщин и мужчин [Тончу, 2009: 498].

В настоящее время в Республике Хакасия действует множество разных объединений, движений и партий. По состоянию на начало 2020 г. в Министерстве юстиции республики было зарегистрировано 711 некоммерческих организаций, в том числе 376 общественных объединений [Список общественных объединений, 2020: 6]. На протяжении многих лет наблюдается тенденция постепенного роста их численности. В общем числе зарегистрированных некоммерческих организаций республики наиболее широко представлены объединения, действующие в сферах спорта и туризма (18,4 %), образования и культуры (16,2 %), религиозные (16,5 %). Здесь немало профсоюзных организаций (11,9 %), а также работающих в области социальной защиты и защиты семьи (11,4 %). Удельный вес политических организаций достигает 3,7 %, обществ этнической и этнокультурной направленности — 4,2 %, правозащитных — 2,5 %, казачьих — 2,0 %, других — 13,2 % [Отчет о работе... , 2020: 36]. В отчете Министерства национальной и территориальной политики за 2019 г. сказано, что «общественные организации Республики Хакасия объединяют более 100 тыс. человек. Многие из таких организаций ведут активную, конструктивную работу, реализуя социально значимые проекты в самых разных сферах» [там же: 43]. Численность женщин в составе официально оформленных в Хакасии общественно-политических партий и движений достигает чуть более трети (35 %). Это примерно столько же, сколько было 15 лет назад — в начале 2000-х (32 %). Вместе с тем этот показатель все же заметно меньше, чем в середине 90-х [Анайбан, 2005: 163]. Между тем известно, что важным признаком способности общественной системы к модернизации — переходу от традиционного уклада

к укладу современному — является возникновение различных форм женской гражданской активности, включая активность политическую.

В общем списке официально зарегистрированных в Министерстве юстиции республики общественных организаций доля женских объединений в наши дни едва достигает 2 % (8 из 376). В их числе лига хакасских женщин «Алты-най», «Клуб деловых женщин», «Союз женщин России в Республике Хакасия», региональное отделение Всероссийского женского союза «Надежда России» Республики Хакасия, «Союз православных женщин Хакасии», региональное отделение общероссийской общественной организации «Деловые женщины России», региональное отделение общероссийского общественного движения «За права женщин России», региональное отделение Всероссийского общественного движения «Матери России» Республики Хакасия. В то же время в аналитической записке Министерства национальной и территориальной политики «Об общественно-политической ситуации в Республике Хакасия» в разделе, где дается классификация действующих в это время общественных организаций, к числу женских отнесены только 5 из них [Об общественно-политической ситуации... , 2014: 14]. При этом конкретно, «поименно» эти 5 обществ нигде не названы, если не считать упоминания в Приложении этого же материала, где идет речь о наиболее влиятельных и активных объединениях, 2 из них — лиги хакасских женщин «Алтынай» и «Клуба деловых женщин Республики Хакасия», о которых лишь сказано, что в политическом аспекте они занимают нейтральную позицию. Более того, во время нашей беседы с начальником отдела этого Министерства, курирующего в настоящее время работу с местными общественными организациями, выяснилось, что конкретно женскими обществами они не занимаются и соответственно не отслеживают их деятельность. Безусловно, данное обстоятельство не может не вызывать, по меньшей мере, недоумение. Вместе с тем, как видно из отчетов и других документальных материалов названной организации, много внимания ею уделяется религиозным и национально-культурным объединениям, при этом никак не освещается и не анализируется, т. е. практически игнорируется, работа женских объединений. Можно было предположить, что по роду деятельности отчасти они были отнесены к этническим или культурным объединениям. Однако и в таком ракурсе они не значатся. С нашей точки зрения, в большей степени этот факт обусловлен тем, что, как было подчеркнуто в упомянутом отчете, «Миннацполитики Хакасии осуществляет взаимодействие со многими из действующих в республике некоммерческих организаций, прежде всего с профильными, определенными распоряжением Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия от 07.08.2012 № 134-рп национальными и религиозными организациями» [Отчет о работе. , 2020: 44].

Между тем с течением времени можно констатировать, что из всего разнообразия существующих в Республике Хакасия общественных организаций к числу наиболее заметных и деятельных следует по праву отнести и женские объединения. Неслучайно, по данным названного экспертного опроса, в ряду тех немногих известных партий и движений, которые являются реально функционирующими, чаще других называли именно женские общества.

Исходя из анализа деятельности женских общественных движений в постсоветской Хакасии, можно условно выделить два периода их развития. Один — с начала 90-х гг. прошлого столетия до начала 2000-х — был ознаменован формированием первых женских объединений, а также их дальнейшим организационным становлением, определением главных целей и задач деятельности. Известно, что главным импульсом их появления послужили политические и экономические преобразования того времени. Чтобы выжить в создавшихся непростых условиях, поскольку государство по существу дистанцировалось от решения социальных последствий проводимых реформ, женщины проявили гражданскую активность и предприимчивость. Именно на этом этапе у них возникла потребность объединиться и совместными усилиями преодолевать житейские невзгоды. Как подчеркивали специалисты по гендерной проблематике, именно постсоветский этап развития российской государственности в полной мере раскрыл потенциал женской инициативы, что дало основание говорить о становлении «нового женского движения» [Хасбулатова, 2005: 346]. С одной стороны, оно было связано с начавшимися демократическими процессами в стране, с другой — с индифферентным отношением государственных структур к положению, в котором оказалось на тот момент население вообще и женщины в частности. Это была своего рода реакция на проводимые социально-экономические трансформации. Вместе с тем женские союзы этого периода характеризуются не только ограниченностью направлений своей работы, но и определенной несогласованностью и разобщенностью в действиях.

Основной целью этих объединений на первых порах было оказание помощи наиболее обездоленным, социально незащищенным слоям населения. Одним из первых женских объединений Хакасии постсоветского периода был «Клуб деловых женщин». В его уставе, который фактически остается неизменным со дня основания, уже три десятилетия (1991 г.), говорится, что в числе основных задач его деятельности находится благотворительность, помощь детям-сиротам, оказавшимся без попечения родителей. С первых дней создания «Клуб деловых женщин» взял шефство над детскими домами и школами-интернатами. Как нам сказала одна из активных членов клуба О. А. Левченко, все держалось на собственном энтузиазме, никто со стороны не помогал, необходимое для нуждавшихся приобреталось из личных средств. В то же время членами клуба осуществлялись попытки поддержки женского предпринимательства, развития деловых качеств женщин.

Ветераном женского движения в республике является также лига хакасских женщин «Алтынай», созданная в 1994 г. Изначально, в трудные пореформенные годы, основные инициативы членов лиги были направлены на оказание помощи малообеспеченным семьям. С этой целью они осуществляли сбор разных средств, начиная с книг и заканчивая одеждой и продуктами. Понятно, что большую работу организация проводила и проводит по сей день, прежде всего, в сельской местности. В этом плане стала уже традиционной благотворительная акция «"Алтынай" — селу»; выезды в сельские районы республики осуществляются совместно с приглашенными специалистами разного профиля.

Этот период отмечен также и появлением в регионе таких женских организаций, которые в своих программных документах декларировали идеи

гендерного равенства, участия женщин наравне с мужчинами в общественно-политической жизни страны, защиты их прав в период экономического кризиса. Как подчеркивала исследовательница российской гендерной проблематики Н. Л. Пушкарева, именно радикальные реформы начала 90-х гг. изменили позиции женщин в обществе, создали условия для возникновения новых форм женского движения; женщины стали добиваться не просто формально-юридического, но реального гендерного равенства [Пушкарева, 2007: 433]. Здесь следует назвать «Союз женщин России в Республике Хакасия», образованный в 1991 г. на базе комитетов советских женщин, региональное отделение общероссийского общественного движения «За права женщин России», региональное отделение общероссийской общественной организации «Деловые женщины России». Первая из названных работает под руководством «Союза женщин России». Основная задача этой организации — повышение социальной роли и улучшение положения женщин в обществе, содействие в росте их общественно-политической активности. Важным мотивом для участия в работе этого объединения является желание помочь обездоленным. Особое место в деятельности женских союзов отводится поискам путей и способов наименее безболезненной адаптации женщин к новым условиям жизни, к рыночным отношениям. Ими также делаются первые шаги по налаживанию делового сотрудничества со структурами исполнительной и законодательной власти республики.

Второй период, характеризующийся развитием тех организаций, которые наиболее активно заявили о себе на первом этапе, расширением масштабов их деятельности, дальнейшим определением путей и форм действия в условиях гражданского общества, относится к последним 15 годам (с начала 2000-х по настоящее время). Вместе с тем активизация деятельности отдельных национальных женских движений и объединений, отмечаемая на первых этапах преобразовательных процессов, в эти годы постепенно пошла на спад, их энтузиазм несколько убавился и в итоге некоторые из них существуют лишь формально. Показательно, что, например, «Клуб деловых женщин» и женский союз Республики Хакасия «Надежда России» на определенное время даже прекратили свою деятельность и вновь возродились относительно недавно. В итоге в настоящее время на плаву остались самые жизнеустойчивые.

В перечне наиболее заметных и реально действующих сегодня женских обществ назовем прежде всего лигу хакасских женщин «Алтынай», «Союз женщин Хакасии», а также «Клуб деловых женщин». По национальному составу первое из них чисто хакасское, два других — этнически смешанные. Различаются они как формой и структурой, так и численностью и социально-профессиональным составом. Если общее количество членов лиги — чуть более 100 человек, состоящих в комитетах, находящихся в разных районах республики (кроме Боградского района), то «Союз женщин Хакасии» состоит из 13 женских советов, каждый из которых насчитывает от 20 до 30 человек. Эти советы расположены в 5 городах и 8 районах республики. Несмотря на то что членства как такового нет, общая численность этой организации на сегодняшний день достигает 2,5 тыс. человек. Что касается «Клуба деловых женщин», здесь всего 14 человек. Отметим, что основное отличие его в том, что его членами являются

исключительно женщины, занимающиеся бизнесом. Это сообщество достаточно закрытое, желающие вступить в его ряды должны пройти испытательный срок.

Женщины-активистки первых двух объединений по своему социальному положению всегда были очень разные, начиная с руководителей республиканской или районной администрации, людей творческой профессии и заканчивая домохозяйками. И все же основной костяк традиционно составляют представители интеллигенции. Говоря о составе женских обществ, следует заострить внимание и на такой проблеме, как малочисленность молодежи, на что обращали внимание многие из опрошенных. С другой стороны, отрадно заметить, что в хакасских союзах до сих пор работают женщины, которые стояли у истоков их появления и которым уже за 80 лет.

Не секрет, что одной из приоритетных задач любого из действующих в настоящее время местных общественных объединений является своего рода реклама, агитация и привлечение к работе молодых женщин. И тут реальную помощь могли бы оказать различные СМИ, информируя население о существовании и деятельности этих обществ. Увы, единственный печатный орган за всю историю женского движения в Хакасии — одноименная газета лиги «Алты-най» — несколько лет назад прекратила существование. Кстати, по результатам названного опроса, подавляющее большинство экспертов (83 %), называя наиболее активные и действенные женские общественные объединения, при этом добавляли, что все же основная масса местных жителей региона не знает ни об их существовании, ни об их работе.

По признанию президента лиги «Алтынай» Т. А. Майнагашевой, председателя «Союза женщин России в Республике Хакасия» Л. П. Безлепкиной и президента «Клуба деловых женщин» Н. А. Романюк, на данном этапе направление их действий существенно изменилось, стало шире и разнообразнее. Сегодня оно включает вопросы, связанные с отстаиванием прав и статуса женщин в обществе, устранением гендерного неравенства, достойным представлением женщин в органах власти. Отдельное внимание они уделяют образовательному и культурному аспектам, особенно в сельской среде. В вопросах просвещения непосредственно женской аудитории для них особую значимость имеют идеи ген-дерного равенства. Президент «Алтынай» отметила, что в последнее время «серьезной болью» для них является экологическая проблема. Так, в целях улучшения экологической ситуации они периодически посещают те или иные промышленные объекты республики, отходы которых загрязняют природную среду. Например, летом 2019 г. представители лиги посетили угольное предприятие — разрез Майрыхский, чтобы убедиться, что условия добычи угля, как заверяет руководство, экологически безвредны. Таким образом, поле деятельности женских организаций Хакасии сейчас охватывает практически все сферы жизнедеятельности хакасского социума.

Как записано в уставе «Алтынай», в числе основных ее задач значатся повышение общественно-политического самосознания женщин; взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасия по решению проблем женщин, семьи, молодежи, детей и участие в реализации соответствующих федеральных и республиканских программ; участие хакасских женщин в развитии традиционных отраслей хозяйствования, сохранении

и развитии культуры, языка хакасского народа; укрепление мира, дружбы и согласия между народами, проживающими в Хакасии, предотвращение социальных, национальных и религиозных конфликтов; занятие благотворительной деятельностью [Хакасская республиканская общественно-политическая организация... , 2020: 2]. Особый акцент в работе делается на решении тех или иных этнических проблем, в числе которых дальнейшее развитие национальной культуры, традиций и обычаев, сохранение и повышение статуса родного языка хакасов, а также продвижение женщин — представителей титульного этноса республики — в разные структуры местной власти.

Надо признать, что в целом названные женские союзы Хакасии живут сегодня интересной и насыщенной событиями жизнью. Они регулярно участвуют в различных общественных республиканских мероприятиях, а также сами организуют слеты, встречи, конференции. Например, в 2019 г. «Алтынай», отмечая 25-летие со дня образования, сообща с другими объединениями провела межрегиональную конференцию «Семья и материнство как этнокультурное наследие коренных народов Сибири». Добавим, что в этот период были установлены контакты между имеющимися женскими сообществами республики, которые выражались прежде всего в организации и реализации совместных мероприятий. При этом надо заметить, что единения между ними пока не наблюдается.

Как и раньше, в целях решения тех или иных вопросов женскими союзами используются разные возможности, начиная с проведения благотворительных акций и заканчивая участием в грантовых конкурсах и обращением по этому поводу к спонсорам. Правда, в этом плане некоторое исключение составляет «Клуб деловых женщин», который самофинансируется (как сказала его руководитель, «денег ни у кого не просим»).

Тем не менее, с точки зрения активистов названных объединений, из-за неблагоприятной социально-экономической ситуации до сих пор вся деятельность местных женских обществ в основном сосредоточена на социальных проблемах. Так, например, «Алтынай» на протяжении многих лет принимает активное участие в решении проблем женской безработицы в регионе. Не так давно, благодаря вмешательству регионального «Союза женщин», был решен дискуссионный вопрос с изменением статуса участковых больниц и закрытием малокомплектных школ на селе. Для «Клуба деловых женщин» стали традиционными поездки по республике: его члены проводят мастер-классы, делятся профессионально-деловым опытом и по возможности помогают трудоустроиться потерявшим работу. По их инициативе не так давно удалось открыть в столице республики онкологический диспансер с первой операционной. Общими усилиями женских организаций в наиболее проблемных районах были созданы специальные кабинеты по профилактике алкоголизма и наркомании. Безусловно, в известной степени всему этому способствовало установление деловых контактов с разными структурами государственной власти и местного самоуправления республики.

Однако, не отрицая важности и необходимости того, что делается женскими обществами, мы считаем, что их действия все же носят лишь адресный характер; как правило, ими решаются конкретные вопросы; к сожалению, нет общего анализа проблем и разработанных на этой основе предложений по их решению.

Что касается вовлеченности женских объединений в политическую жизнь региона, до недавнего времени это зачастую ограничивалось участием в выборных кампаниях, связанным с обращением к ним какой-либо партии за поддержкой, что, кстати, кроме всего прочего, в известной степени свидетельствует об отношении властей предержащих к женским обществам и гендерной политике вообще. Несколько особняком в этом ряду стоит женский союз Республики Хакасия «Надежда России». Как сказала его председатель Л. А. Кауфман, их воспринимают не как общественное объединение, а как часть партии КПРФ, так как они работают в тесном сотрудничестве с этой партией, поскольку союз собственно и создавался «для пропаганды коммунистических идей в женской среде». В последнее время на политическом поприще несвойственную им ранее инициативность проявили женщины «Алтынай». Так, в период выборной кампании осенью 2018 г. они активно выступили против избрания на пост главы региона коммуниста В. Коновалова. В этой связи ими были организованы протестные митинги, разного рода обращения и воззвания, выступления на радио и телевидении. При этом в качестве основного аргумента неподдержки этого претендента чаще всего звучало незнание и непонимание им специфики национально-культурных проблем титульного этноса республики.

Итак, анализ деятельности имеющихся в регионе женских общественных организаций показал, что женское движение в постсоветской Хакасии за прошедшие четверть века при всех трудностях становления и развития можно характеризовать как значимое явление в жизни республики. В процессе их функционирования наряду с общероссийскими выявились и специфические, характерные для этого региона особенности. Сегодня подавляющее большинство из них, как и прежде, имеют явную социальную и гуманитарную направленность. Несмотря на то что практически у всех действующих в настоящее время на территории республики женских организаций имеются свои политические лозунги, все же основная их деятельность по-прежнему сводится к тому, чтобы помочь нуждающимся, социально незащищенным.

Исследуя различные аспекты деятельности женских движений в Российской Федерации, многие специалисты указывали на их недостаточную организованность и политизированность. Такое утверждение в полной мере относится и к женским движениям Хакасии. Некоторое исключение в этом плане составляют лига «Алтынай» и женский союз Республики Хакасия «Надежда России». На наш взгляд, большей эффективности и результативности работы женских союзов в регионе в какой-то мере мешает разобщенность их действий. В данном случае, возможно, сказывается отсутствие единой для всех женских сообществ идейной платформы и общего авторитетного лидера. Определенную роль здесь играет и тот факт, что, несмотря на отмечаемый позитивный сдвиг в отношениях женских объединений с властными структурами, последними все еще до конца не изучены и не установлены формы и способы их взаимодействия. Вместе с тем, как показывает эмпирический материал, женские союзы Хакасии сами не проявляют в должной мере инициативность в обсуждении и решении тех или иных злободневных вопросов как страны, так и республики, в числе таковых и поправки к Конституции, и пенсионная реформа, и проблема дальнейшего социального расслоения общества, и др. Справедливости ради скажем, что отчасти

это обусловлено непредставленностью женских объединений в Верховном Совете и Правительстве Республики Хакасия, что, кроме всего прочего, служит еще одним свидетельством явно недостаточного внимания местной власти к женским сообществам.

Оставляет желать лучшего степень вовлеченности жителей республики в женские объединения и их социально-профессиональный состав. Подавляющее большинство участниц, независимо от места проживания (город или село), — представители местной интеллигенции. Основная же часть женщин, главным образом жительницы сельской местности, по-прежнему остаются в стороне, не вовлеченными в активную общественную жизнь. Существенно препятствует налаживанию результативной работы и нехватка финансовых средств. Назрела объективная необходимость в перманентной финансовой поддержке женских обществ со стороны правительственных структур.

Хочется надеяться, что в обозримой перспективе роль и значимость женского движения в дальнейшем становлении демократического общества на всем общероссийском пространстве, в том числе и в Хакасии, будет возрастать.

Библиографический список

Анайбан З. В. Женщины Тувы и Хакасии в период российских реформ. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2005. 243 с.

Об общественно-политической ситуации в Республике Хакасия за I квартал 2014 г.: ежеквартальная аналитическая записка. 2014. URL: https://r-19.ru/authorities/ the-ministry-of-national-and-regional-policy-of-the-republic-of-khakassia/docs/1146/ 2052.html (дата обращения: 10.02.2020).

Отчет о работе Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия за 2019 г. 2020. URL: https://r-19.ru/authorities/the-ministry-of-national-and-regional-policy-of-the-republic-of-khakassia/docs/251/100831 .html (дата обращения: 02.03.2020).

ПушкареваН. Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб.: Алетейя, 2007. 496 с.

Список общественных объединений: материалы Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия. 2020. URL: https://hakasiya-respublika.cataloxy.ru/firms/obschestvennye-organizatsii-193.html (дата обращения: 02.03.2020).

Тончу Е. Женщина и общество. М.: ТОНЧУ, 2009. 552 с.

Хакасская республиканская общественно-политическая организация «Лига хакасских женщин "Алтынай"»: историческая справка. 2020. Ф. 916. 3 с. URL: https://archive.culture19.ru/fund/10000156299 (дата обращения: 02.03.2020).

Хасбулатова О. А. Российская гендерная политика в ХХ столетии: мифы и реалии. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005. 372 с.

Хасбулатова О. А., Гафизова Н. Б. Женское движение в России (вторая половина XIX — начало ХХ века). Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. 255 с.

References

Anaiban, Z. V. (2005) Zhenshchiny Tuvy i Khakasii v period rossiiskikh reform [Women of Tuva and Khakassia during the period of Russian reforms], Moscow: Institut vostokovedeniia Rossiiskoi akademii nauk.

Khasbulatova, O. A. (2005) Rossiiskaia gendernaia politika v XX stoletii: mify i realii [Russian gender policy in the XX century: myths and realities], Ivanovo: Ivanovskii gosudarstvennyi universitet.

Khazbulatova, O. A., Gafizova, N. B. (2003) Zhenskoe dvizhenie v Rossii: (vtoraia polovina XIX — nachalo XXveka) [Women's movement in Russia: (the second half of the XIX — the beginning of the XX century)], Ivanovo: Ivanovskii gosudarstvennyi universitet.

Pushkareva, N. L. (2007) Gendernaia teoriia i istoricheskoe znanie [Gender theory and historical knowledge], St. Petersburg: Aleteiia.

Tonchu, E. (2009) Zhenshchina i obshchestvo [Woman and society], Moscow: TONCHU.

Статья поступила 13.08.2020 г.

Информация об авторе /Information about the author

Анайбан Зоя Васильевна — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт востоковедения РАН, г. Москва, Россия, anayban@mail.ru (Dr. Sc. (History), Leading Researcher, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.