ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Woman in Russian Society
Женщина в российском обществе
2020. No. 4. P. 37—51 DOI: 10.21064/WinRS.2020.4.4
2020. № 4. С. 37—51 ББК 66.74
DOI: 10.21064/WinRS.2020.4.4
ЖЕНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ
О. А. Хасбулатова, И. Н. Смирнова
Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, [email protected]
Статья посвящена научному осмыслению деятельности женских организаций в России и странах Европы, Северной Америки, Восточной и Южной Азии. Проанализированы цели, задачи и направления работы женских организаций в России, Англии, Болгарии, Германии, Италии, Канаде, Монголии, Польше, Португалии, Франции, Швеции, Южной Корее, Японии. Сформулированы общие и специфические черты международного женского активизма по преодолению гендерного неравенства, определена степень влияния женских организаций на политику своих правительств в решении проблем по обеспечению равноправия мужчин и женщин, выявлены характерные методы работы женских организаций в различных странах. Сделан вывод о том, что женское движение является значимым субъектом гражданского общества, участвующим в качестве полноправного актора в реализации государственной политики по достижению гендерного равноправия.
Ключевые слова: женское движение, технологии продвижения идей о гендерном равноправии, специфические формы работы женских организаций, женские организации в общественно-политической сфере, развитие женского предпринимательства, социальная деятельность женских организаций, технологии взаимодействия женского движения с политическими партиями и органами государственной власти.
© Хасбулатова О. А., Смирнова И. Н., 2020
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-31466 «Формирование женского движения в современной России: моделирование баланса государства и общественной инициативы».
WOMEN'S ORGANIZATIONS IN RUSSIA AND ABROAD: TECHNOLOGIES FOR THE GENDER EQUALITY PROMOTING
O. A. Khasbulatova, I. N. Smirnova
Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation, [email protected]
The article is devoted to the scientific comprehension of women's organizations activities in Russia and the countries of Europe, North America, East and South Asia. The goals, objectives and directions of women's organizations in Russia, England, Bulgaria, Germany, Italy, Canada, Mongolia, Poland, Portugal, France, Sweden, South Korea and Japan are analyzed. The general and specific features of the international women's activism in overcoming the gender inequality are formulated. The power of the women's organizations influence over the government's policy in order to ensure men and women equality is determined, as well as their methods of the women's activism are identified. It is concluded that the women's movement is a significant subject of a civil society, participating as a full-fledged actor in the implementation of the state policy to achieve gender equality.
Key words: women's movement, technologies for promoting ideas about gender equality, specific forms of work of women's organizations, women's organizations in the sociopolitical sphere, development of women's entrepreneurship, women's organizations social activities, technologies for interaction of the women's movement with political parties and state authorities.
О методологии исследования
Статья посвящена научному осмыслению работы женских организаций в различных регионах мира. Под женским движением понимается совокупность женских объединений с фиксированным и нефиксированным членством, которые действуют в обществе с различными целями — от достижения гендерного равноправия в сфере политики до защиты интересов женщин и поддержки семьи.
Авторы рассматривают женское движение не в качестве сепаратистского направления женского активизма, а как действия объединений женщин, добивающихся того, чтобы наравне с мужчинами участвовать во всех сферах функционирования государства, включая обсуждение политических проблем и принятие решений. В этой связи кажутся актуальными слова основателя либерально-демократического женского движения в России начала ХХ в. А. Н. Шабановой, которая отмечала, что «обособленность женщин есть явление вынужденное, вызванное... их бесправием», а главная задача женского движения — участие женщин на равных правах с мужчинами в жизни страны [Шабанова, 1912: 35]. Поэтому в понятии «женское движение» изначально просматривается направленность на преодоление какого-либо ограничения и достижение поставленной цели.
Обозначим методологический инструментарий исследования. Методология гендерного подхода позволила выявить несоответствия в области основных прав мужчин и женщин, которые в полной мере не устранены ни в одной
из рассматриваемых стран, а также определить, с помощью каких технологий женским организациям удается добиваться поставленных целей.
Исследование показало, что в большинстве стран — членов Евросоюза объединения называют себя феминистскими, в других странах (Россия, Канада, страны Восточной и Южной Азии) женскими. Вместе с тем анализ продемонстрировал, что активистки феминистских и женских организаций, несмотря на социокультурные различия в мотивации поведения, во всех обозначенных странах отстаивают равные права женщин и мужчин в следующих направлениях: в сфере управления, положении на рынке труда, защите от насилия, развитии предпринимательства и др. Данное обстоятельство позволило анализировать работу женских и феминистских организаций применяя методологию гендерных исследований.
В зависимости от социальных функций женские организации предлагается классифицировать на общественно-политические; организации, выполняющие функции социальной защиты и поддержки женщин и семьи; организации, поддерживающие и защищающие женщин на рынке труда; объединения по профессиональному признаку; союзы женщин-предпринимательниц; объединения, созданные с целью защиты женщин от насилия; просветительские женские организации, расширяющие кругозор женщин по вопросам гендерного равноправия. Осуществление обозначенных функций позволяет женскому движению выступать субъектом гражданского общества.
В ходе исследования был использован метод сравнительного анализа в целях сопоставления направленности деятельности женских организаций в различных странах, технологий, с помощью которых они двигаются к достижению цели, а также характера их взаимодействия с органами государственного управления. При этом принималось во внимание, что в каждой из стран женские организации выступают носителями определенной системы ценностей и сложившихся культурных представлений о равноправии мужчин и женщин. С учетом страновых различий для сравнения выбраны наиболее распространенные направления деятельности женских организаций: общественно-политическая активность, стремление повысить роль женщин в сфере управления, развитие женского предпринимательства, решение социальных проблем.
В процессе работы над проблемой изучены исследования российских ученых (см., напр.: [Воронина, 2019; Шамшура, 2019; Полюшкевич, 2018; Букина, 2017; Каменева, 2014; Тулузакова, 2013; Тимшина, 2013; Мельникова, 2000]), документы женских организаций, опубликованные на сайтах, в российской и зарубежной печати. Источником информации послужили научные и публицистические материалы, обзоры деятельности женских организаций в различных странах мира.
Информация о деятельности женских организаций в странах Евросоюза размещена в аналитических материалах Департамента по вопросам политики Главного управления по внутренней политике ЕС о работе неправительственных организаций, занимающихся вопросами защиты прав женщин1, других зарубежных стран — на сайте универсальной интернет-энциклопедии, в трудах ученых и публицистических материалах.
1 Mapping of NGOs Working Fop Women's Rights in Selected EU Member States. 2016. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2016/56932/IPOLSTU(2016)EN.pdf (дата обращения: 10.09.2020).
Женское движение в России и зарубежных странах:
характеристика направлений деятельности
За 30 лет новой государственности в российском обществе сформировалось женское движение с разветвленной типологией, позволяющее интегрировать интересы различных социальных слоев и групп женщин и сформировать широкую социальную базу. С целью повышения социального статуса женщин и достижения гендерного равноправия в России действуют тысячи женских объединений разной направленности, которые по масштабу решаемых задач можно разделить на два уровня. Федеральный уровень представляют крупные всероссийские организации: Союз женщин России, Союз женских сил, Консорциум женских неправительственных организаций, Союз матерей России, Социал-демократический союз женщин, Ассоциация женщин-предпринимательниц России, Союз женщин-врачей России и др.; на региональном уровне действуют многочисленные женские группы и объединения. Анализ задач, обозначенных в программных документах женских организаций, позволяет сформулировать основные направления их деятельности — повышение социальной, деловой и предпринимательской активности женщин, профессиональная, образовательная и гендерно-просветительская деятельность, обеспечение социальных гарантий и поддержки семьям с детьми, защита интересов солдатских матерей, предотвращение всех форм насилия в отношении женщин и детей, благотворительная деятельность.
В странах Европейского союза (Болгария, Германия, Италия, Польша, Португалия, Франция, Швеция) женские организации направляют свою активность на решение следующих проблем: повышение участия женщин в процессе принятия решений, в том числе в политической сфере, развитие женского предпринимательства, борьбу с торговлей людьми и насилием в отношении женщин, женщин-мигранток. Чаще всего они регистрируются как благотворительные или некоммерческие организации.
Ряд женских организаций в Италии заинтересованы в укреплении диалога в обществе по проблемам равенства и феминизма, оказывают юридическую и другие виды помощи женщинам-мигранткам. Женские организации Швеции выступают за создание эгалитарного общества с равным распределением властных полномочий, общества, свободного от сексуального насилия в отношении человека вне зависимости от его пола, а также людей без определенного пола.
Женское движение Франции неоднородно. Женские организации стремятся к улучшению положения женщин в сферах занятости, искоренению проституции, обеспокоены проблемами конкретных групп меньшинств и вопросом ношения хиджаба. Среди женских организаций не наблюдается согласия по проблеме совершения аборта, а также использования наготы участниками движения «Femen» на публичных демонстрациях.
В Польше женским организациям приходится сталкиваться с проблемами ухудшения социального положения женщин после реформ 1990-х гг. (женская безработица, невосприятие со стороны общества и власти идей феминизма, запрет абортов). Идеи равноправия полов распространяются через онлайн-журналы, которые предлагают платформы для ведения дискуссий и формирования общественного мнения.
Женские организации Болгарии направляют свои инициативы на решение четырех важных проблем: насилия в отношении женщин, торговли людьми (в том числе в целях сексуальной эксплуатации), участия женщин в процессе принятия решений в разных областях, развития женского предпринимательства. Феминистские и женские группы по защите прав женщин в Португалии имеют разнообразный спектр краткосрочных и долгосрочных целей: охрану материнского здоровья, предотвращение гендерного насилия, организацию дискуссий о защите прав женщин, достижение сбалансированности представленности мужчин и женщин в СМИ, сфере управления, науке, ведущих компаниях.
В Германии женские организации проявляют активность в отстаивании прав женщин в сфере занятости (достижение равной оплаты труда мужчин и женщин), управлении, повышении статуса женщин-предпринимательниц, выступают за равномерное распределение семейных обязанностей между мужчинами и женщинами2. Разнообразием отличается деятельность феминистских организаций Великобритании, которые участвуют в широком круге мероприятий — от продвижения женщин в парламент, вовлечения девочек и женщин в сферы STEM-технологий, поддержки женщин в развитии карьеры до про-тестных акций против сексизма и отмены уголовной ответственности для женщин, занимающихся проституцией .
В отличие от стран Европы женские организации Канады работают в сотрудничестве с министром по делам женщин и вопросам гендерного равенства, федеральными структурами, которые поддерживают их инициативы в решении широкого спектра проблем: продвижении женщин на уровень принятия решений, создании социальных центров для поддержки иммигрировавших женщин, защите жертв насилия, вовлечении в избирательные кампании, улучшении положения женщин во всех сферах жизни4.
Женские неправительственные организации Монголии содействуют женщинам в развитии, повышении уровня благосостояния, достижении равноправия на рынке труда. Они активно участвуют в законотворческой деятельности, продвижении женщин в политику, решении вопросов безработицы, выступают против насилия в отношении женщин и других форм дискриминации [Ципилова, 2016].
Активную позицию в достижении гендерного равноправия занимают женские организации Японии. Крупные объединения женщин, такие как Азиатско-японский консультативный центр для женщин, Национальная лига региональных женских организаций, Японская лига по формированию у женщин навыков руководства и др., ведут пропагандистскую деятельность по защите прав женщин,
2 SanualM. M.Wie weiter — offene Fragen und neue Positionen. 2020. URL: https://www.bpb.de/gesellschaft/gender/frauenbewegung/35301/wie-weiter (дата обращения: 18.10.2020).
3 Women's Movement in the United Kingdom. URL: http://www.europarl.europa.eu/ RegData/etudes/STUD/2016/556932/IP0LSTU(2016)556932EN.pdf (дата обращения: 10.09.2020).
4 Федеральное правительство сообщило об инвестиции в женские организации в размере 2,4 миллиона долларов. 2019. URL: https://thevarsity.ca/2019/05/13/federal-government-announces-2-4-million-investment-in-womens-organizations/ (дата обращения: 29.08.2020).
выступают против всех форм насилия в отношении женщин, за выравнивание уровня оплаты труда мужчин и женщин, обучают женщин навыкам руководства5.
Женское движение Южной Кореи сплотило ряд крупных женских организаций: Союз объединений корейских женщин, Корейскую горячую линию для женщин, Ассоциацию работающих женщин, Корейский центр для женщин в политике и другие, которые мотивируют женщин на отстаивание своих прав в сферах занятости, борьбу с насилием, выступают за увеличение числа учреждений по уходу за детьми, вовлечение женщин в политическую жизнь, подготовку женщин-руководителей нового поколения6.
На основе изучения направлений деятельности женских организаций в разных странах мира можно сделать вывод, что, несмотря на национальные и культурные различия, женщин объединяют общие цели: достижение гендер-ного равноправия, повышение социального статуса женщин в обществе, противостояние насилию во всех его проявлениях. В ряде стран женские организации активно занимаются продвижением женщин в сферу политики и управления. По сравнению с зарубежным женским движением по своим целям российские женские организации в большей степени сосредоточены на социальных, профессиональных и образовательных проблемах женщин.
Рассмотрим результаты работы женских организаций по отдельным направлениям.
Общественно-политическая активность женских организаций
Под общественно-политической активностью женских организаций понимается деятельность по политической социализации женщин, вовлечению их в политическую жизнь общества, сферу управления с целью роста гражданского самосознания, увеличения представительства женщин в парламентах и органах государственного управления, а также активного влияния на процесс достижения гендерного равноправия в обществе. Анализ показывает, что в современной России из тысяч объединений женщин лишь немногие включили в программу своих действий обозначенные политические цели. После 1995 г. женские организации не предпринимали попыток участвовать в выборах в Государственную думу в качестве самостоятельного объединения. Данная цель есть в программах Союза женщин России, Социал-демократического союза женщин России, Союза женских сил, однако конкретных политических акций в направлении ее достижения не предпринимается. Женские организации в регионах сосредоточены на решении своих местных социальных проблем. Российские политические партии также не проявляют особого интереса к женскому движению.
Из рассматриваемых стран только в Швеции женщины составляют около половины депутатов парламента. Ключевым фактором обеспечения благоприятного отношения к участию женщин в политической жизни выступает новая феминистская партия «Feministskt Регерекйу». Исследователи отмечают, что
5 Asia-Japan Women's Resource Center. 2020. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Asia-JapanWomen%27sResourceCenter (дата обращения: 15.10.2020).
6 Korean Women's Associations United. 2020. URL: https://en.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 16.10.2020).
в шведском обществе стало «модным и политкорректным» придерживаться феминистских взглядов для женщин и для мужчин7.
В Великобритании действуют партия «За равноправие женщин», женская группа при Британской консервативной партии8, Консервативная женская организация9, которые занимаются вовлечением женщин в политическую деятельность и продвижением женщин из консервативной партии на выборы в парламентах Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Французская социалистическая партия закрепила на парламентских выборах 28 % одномандатных округов за кандидатами-женщинами10. В 2019 г. феминистская партия Германии впервые приняла участие в выборах в Европейский парламент. Партия набрала 0,1 % голосов и не вошла в состав парламента11.
Между тем деятельность женских организаций и присутствие женщин в руководстве страны дают положительные результаты в работе по продвижению женщин в сферу управления. Так, в Германии Христианско-демократический союз взял обязательство увеличить долю женщин на руководящих постах в партии до 50 % к 2025 г., а с 1 января 2021 г. доля женщин на руководящих постах окружного уровня будет доведена до 30 %. Аналогичные правила должны действовать при составлении списков на выборах в Европарламент12.
Женские организации Монголии в результате 20-летней пропагандистской деятельности и диалога с властью добились принятия в 2011 г. Закона «О гендер-ном равенстве» и решения правительства Монголии о достижении 20 %-го уровня представительства женщин в национальном парламенте [Ципилова, 2016: 45].
Активную позицию в вовлечении женщин в сферу управления государством занимают женские организации Южной Кореи. С марта 1990 г. в стране действует Корейский центр для женщин в политике, который ставит целью повышение роли женщин в политической жизни страны. Центр осуществляет работу по подготовке женщин-руководительниц, проводит совместные акции с группами гражданского общества, организует стажировку за рубежом женщин-руководительниц нового поколения13. В конце 1990-х гг. женщины Южной Кореи активно требовали введения 50 %-й квоты для женщин, выдвигавшихся в депутаты от политических партий, и 30 %-й квоты в одномандатных избирательных округах. Лишь через 10 лет, в 2000 г., им удалось добиться
7 Mapping of NGOs Working Fop Women's Rights in Selected EU Member States. 2016. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2016/56932/IP0LSTU(2016)EN.pdf (дата обращения: 10.09.2020).
8 Women2Win. URL: https://www.women2win.com/about-us (дата обращения: 01.10.2020).
9 Conservative Women Organisation. 2020. URL: https://conservativewomen.uk (дата обращения: 01.10.2020).
10 Политическое измерение женского вопроса во Франции. 2020. URL: https://bygeo.ru (дата обращения: 28.09.2020).
11 Feminist Party of Germany. 2020. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Feminist_Party_ of_Germany (дата обращения: 16.10.2020).
12 Правящий в Германии ХДС обеспечит равное участие женщин в руководстве партии. 2020. URL: https://www.dw.com/ru/правящий-в-германии-хдс-обеспечит-равное-участие-женщин-в-руководстве-партии/а-54086366 (дата обращения: 19.10.2020).
13 The Center for Korean Women & Politics. 2020. URL: https://feminet.or.kr/eng/ about01.php (дата обращения: 16.10.2020).
введения 50 %-й квоты для женщин-кандидаток от политических партий. В результате по итогам выборов 2016 г. женщины составили 17 % всех депутатов против 5,9 % в 2004 г.14 Данный показатель остается ниже общемирового среднего показателя в 25 %, поэтому в марте 2020 г. в Южной Корее начала действовать Женская партия с целью участия в выборах в Национальное собрание Республики Корея15.
В целом исследование показало, что примеры взаимодействия партий и женских организаций носят единичный характер. В большинстве стран женские организации и политические партии действуют обособленно. Как следствие, в федеральном депутатском корпусе всех рассматриваемых стран женщины составляют меньшинство.
Развитие женского предпринимательства
Ключевыми направлениями деятельности объединений женщин-предпринимательниц во всех странах являются создание новых рабочих мест для женщин в сфере бизнеса, поддержка и обучение тех женщин, которые хотят начать свой бизнес.
В России поддержкой женского предпринимательства занимаются женские организации общероссийского, республиканского и регионального уровней. Союз женских сил, Конфедерация деловых женщин России, «Деловые женщины России», «Женщины бизнеса», ассоциации женщин-предпринимательниц Москвы, республик Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Мари Эл, Сахалина, Курил и многие другие участвуют в разработке и обсуждении законопроектов, касающихся малого и среднего предпринимательства, содействуют профессиональной подготовке женщин в сфере предпринимательства, продвигают разработанные женщинами стартапы и бизнес-проекты. Комитет по развитию женского предпринимательства общественной организации «Опора России» ежегодно реализует проект «Мама-предприниматель» по поддержке женского предпринимательства, который охватывает десятки регионов.
Активную позицию по развитию деловых качеств женщин занимают женские организации Японии. Так, с 2006 г. организация «Японская инициатива по формированию у женщин навыков руководства» осуществляет обучение женщин основам предпринимательской деятельности16. По итогам обучения выпускницы проходят практический курс управления в некоммерческих организациях, в том числе в США. Партнерами этой женской организации выступают
14 От новой деревни — к женщине-президенту: как менялось положение женщин в южнокорейской политике. 2020. URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/347729-ot-novoy-derev.. .nshchine-prezidentu-kak-menyalos-polozhenie-zhenshchin-v (дата обращения: 15.10.2020).
15 Первая южнокорейская феминистская политическая партия дает надежду на свершение предвыборного чуда 2020. URL: https://www.theguardian.com/world/2020/ apr/14/south-koreas-first-feminist-party-holds-out-hope-of-election-mirade (дата обращения: 27.09.2020).
16 Японская инициатива по формированию у женщин навыков руководства. URL: http://jwli.org/home (дата обращения: 15.10.2020).
бизнес-центры, благотворительные и образовательные учреждения. В 2012 г. выпускницы «Японской инициативы» создали собственную ассоциацию с целью оказания поддержки небольшим некоммерческим организациям, которые возглавляют женщины, а также благотворительной деятельности. Поддержкой женского предпринимательства занимается в Японии целый ряд других объединений женщин: Национальная федерация клубов женщин-предпринимательниц, международное сообщество «Startup Lady Japan», Токийская программа поддержки женщин в сфере бизнеса (Acceleration Programm in Tokyo for Women) и др.17
Обучением женщин основам предпринимательской деятельности, содействием в получении стартового капитала и оборудования занимаются женские организации в Болгарии, Великобритании, Монголии, Швеции, Германии и других странах.
Технологии участия женских организаций
в решении социальных проблем
Диапазон интересов российских женских организаций в сфере социальной поддержки женщин и семей достаточно широк. Анализ показал, что большинство этих организаций социально ориентированы. В каждом регионе действуют объединения женщин, которые ставят своей целью повышение престижа материнства и поддержку семей с детьми, правозащитную деятельность в отношении семей, в которых дети служат в армии. Это общественные движения Союз матерей России, «Матери России», Комитет солдатских матерей России, «Надежда России» и многочисленные организации регионального уровня. Союз женщин России, имеющий отделения в большинстве регионов страны, как общественно-государственная организация направляет усилия на поддержку социальных инициатив в целях реализации национальных проектов в области демографии, образования, культуры и экологии. Женские организации занимаются гендерным просвещением женщин (Социал-демократический союз женщин, Федерация женщин с университетским образованием). Полагаем, что социальная ориентация продолжает оставаться ведущей характеристикой российского женского движения.
Важным направлением социальной деятельности женских объединений в зарубежных странах является защита интересов женщин на рынке труда. Женские организации Швеции выступают за обеспечение гендерного баланса в составе совета директоров предприятий, равную оплату мужского и женского труда. Национальный совет женских организаций Германии, объединяющий 60 женских организаций, считает своей задачей поддержку равных возможностей и статуса женщин и мужчин на работе, в семье, политике, бизнесе и культуре. Женские организации в Великобритании занимаются вовлечением девочек и женщин в сферы естественных наук, технологии, инженерного дела, математики. Женские организации Франции выступают за равную оплату труда женщин и мужчин. Большая работа по обеспечению трудовых и социальных прав женщин-мигранток проводится женскими организациями Италии, Канады, Франции, Германии.
17 Japanese Women's Leadership Initiative. URL: http://jwli.org/home/ (дата обращения: 21.09.2020).
Исследование показало, что во всех странах широко востребована защита женщин и детей от разных форм насилия. В российском обществе на защиту женщин от насилия направлена работа НКО — кризисных центров для женщин, а также деятельность Консорциума женских неправительственных объединений, 160 членских организаций которого с помощью благотворительных взносов оказывают юридическую помощь жертвам домашнего и сексуального насилия в 53 регионах страны18.
В Швеции для помощи женщинам, подвергшимся насилию, создана специальная структура «Дежурная служба помощи женщинам», отделения которой (160 филиалов) на добровольной основе работают по всей стране19. В Южной Корее в рамках женского движения действуют горячая линия для женщин, консультационные центры и приюты для жертв домашнего насилия20. Кризисные центры, приюты, сервисы телефонов доверия для женщин и детей, ставших жертвами домашнего насилия, в которых на добровольной основе работают женщины, действуют в Канаде, Японии, Германии, Болгарии, Италии, Португалии, Польше, Монголии. Кроме домашнего насилия, в центре внимания зарубежных женских организаций находятся сексуальное насилие, торговля женщинами и детьми, принудительная проституция и другие формы нарушения прав личности.
Взаимодействие с органами государственного управления
При наличии большого количества проблем, связанных с продвижением гендерного равноправия в обществе, эффективность женского движения в значительной степени зависит от уровня взаимодействия с государственной властью. Речь идет не только о диалоге, но и о взаимной ответственности в достижении общей цели.
Есть государства, которые официально признают наличие проблемы более низкого социального статуса женщин и ставят задачи по ее решению. Это Российская Федерация, Правительство которой утвердило Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017—2022 гг. В состав Координационного совета по реализации Национальной стратегии включены руководители двух крупных женских организаций. В 2018 г. указом Президента РФ Союз женщин России получил статус общественно-государственной организации, что предполагает его взаимодействие с органами власти на основе соглашений и условий партнерства. Проблемы повышения социального статуса женщин в мире обсуждаются на международных Евразийских женских форумах, которые раз в три года проводятся в Санкт-Петербурге по инициативе В. И. Матвиенко, председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ. В то же время отдельного органа государственного управления по проблемам равноправия полов в России не создано.
18 Отчет Консорциума женских неправительственных организаций за второй квартал 2020 года. URL: https://wcons.net (дата обращения: 15.10.2020).
19 Гендерная политика Швеции. 2020. URL: http://norse.ru/pub/50.gtml (дата обращения: 04.10.2020).
20 Korea Women%27s Hot Line. 2020. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 18.10.2020).
Анализ показывает, что в ряде государств сформирован и функционирует государственный механизм обеспечения гендерного равноправия, который включает тесное сотрудничество государственной власти и женских организаций. В Швеции в рамках этого механизма действуют министр по делам равенства, омбудсмен по равным возможностям, Комиссия по равным возможностям под руководством Министерства промышленности, занятости и связи, Совет по вопросам равенства. В 1998 г. в Закон о равных возможностях включено определение сексуального домогательства. Действует законодательство о работниках с равными обязанностями. В 2008 г. принят Закон о дискриминации, который обязывает компании не допускать дискриминации при приеме на работу и оплаты труда по половому признаку [Воронина, 2008: 235—239].
В Канаде действует специальный государственный орган, отвечающий за политику в отношении женщин, — Министерство по делам женщин. В 2020 г. федеральное правительство Канады сообщило о предоставлении 2,4 млн долл. пяти женским организациям для поддержки руководителей и продвижения ген-дерного равноправия. Финансовая помощь оказывается также центрам для поддержки бездомных женщин и женщин-мигранток21. Департамент по вопросам женщин и гендерного равенства Правительства Канады сотрудничает с женскими организациями по трем направлениям: повышению экономического благосостояния женщин, продвижению женщин на руководящие позиции, искоренению насилия по признаку пола22.
Министерство по вопросам гендерного равенства и семьи в Южной Корее занимается разработкой государственной политики по повышению социального статуса женщин, предотвращению домашнего и сексуального насилия, укреплению семьи и уходу за детьми. В Монголии под влиянием женских организаций в 2011 г. принят Закон о гендерном равенстве, который нацелен на обеспечение равенства женщин и мужчин во всех сферах деятельности, устанавливает запрет на любую форму гендерной дискриминации [Ципилова, 2016: 45]. Как правило, в странах с активной гендерной политикой создаются более благоприятные условия для функционирования женского движения.
Вместе с тем исследование показывает, что далеко не во всех странах органы управления выстраивают совместную деятельность с женским движением. По данным Главного управления по внутренней политике Евросоюза, большинство женских организаций в странах ЕС испытывают проблемы с финансированием. Женские организации стран — членов Евросоюза могут получить гранты от ЕС и иностранных государств. Правительственные структуры Португалии финансируют только те женские организации, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве. Гранты на реализацию проектов на конкурсной основе получает незначительная часть женских организаций России. В целом большинство женских организаций полагаются на индивидуальные (частные) пожертвования или членские взносы.
21 Федеральное правительство сообщило об инвестиции в женские организации в размере 2,4 миллиона долларов.
22 Women and Gender Equality Canada. 2020. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 05.10.2020).
Заключение
Исследование подтвердило, что во всех обозначенных странах женское движение выступает важным элементом структурирования гражданского общества. В его рамках действуют объединения женщин с собственной системой взглядов, своим видением будущего, со стереотипами массового и индивидуального сознания, синтезирующие специфические интересы различных социальных групп женщин. По количеству направлений деятельности преобладают многопрофильные организации.
К общим чертам международного женского движения целесообразно отнести стремление повысить социальный статус женщин, создать им условия для самореализации во всех сферах жизни общества; самостоятельность в выборе форм работы по достижению поставленных целей. По своим целям деятельность женских организаций носит реформистский характер. Можно сформулировать наиболее актуальные проблемы, волнующие активисток большинства стран: разница в оплате труда мужчин и женщин, вовлечение женщин в сферу государственного управления и предпринимательскую деятельность, защита женщин и детей от насилия в различных формах. Исследование показало, что женские организации выступают в качестве механизма оперативного реагирования на актуальные социальные проблемы, затрагивающие интересы женщин. Следует отметить, что в XXI в. женские организации во всех странах используют информационные технологии для распространения идей о равноправии полов.
Состав женских организаций неоднороден, они объединяют представительниц разного возраста и разных социальных групп. По степени «политизированности» женского движения страны делятся на две категории. В первой отмечается высокий уровень активности женских организаций, ставящих цель достижения гендерного равноправия в органах государственной власти, во второй — женские организации стремятся к большой социальной активности. Россию целесообразно отнести ко второй категории.
К числу проблем функционирования женских организаций принадлежат: разобщенность в действиях по защите интересов женщин, отсутствие консолидации, снижающие эффективность достижения гендерного равенства; отсутствие у большинства женских организаций необходимой финансовой базы, которая бы позволяла обеспечить решение конкретных задач. Во многих странах женские организации дистанцируются от политических партий, что отдаляет решение проблемы повышения доли женщин в органах управления. В ряде стран они создают женские политические партии. Однако на основе исторического опыта можно предположить, что перспективы женских партий неутешительны. Политика органов управления не может быть «мужской» или «женской»: она либо нацелена на достижение равноправия полов, либо нет. Полагаем, что в условиях, когда представительство женщин в органах власти находится на низком уровне, женским организациям целесообразно сотрудничать с политическими партиями.
Исследование показало, что отношения между государствами и женскими организациями имеют различные формы: законодательной и государственной
поддержки, партнерского сотрудничества, квотирования государством мест для женщин в органах управления, автономных отношений, моральной и финансовой поддержки. Если женские группы открыто выступают против политики государства, как это было в Польше в конце 2020 г., когда женские группы возглавили массовый протест женщин против запрещения абортов, то такую форму взаимодействия можно обозначить как конфронтацию.
Авторы также пришли к выводу, что эффективность женского движения нельзя оценивать вне конкретной социально-политической ситуации в стране. Проведенный анализ убеждает в том, что направленность деятельности женских организаций детерминируется сложившейся в обществе системой взглядов на равноправие полов, общеполитической ситуацией, уровнем культуры и традициями в конкретном государстве. Поэтому обозначенные характеристики нельзя считать окончательными. Очевидно, что в XXI в. женские движения будут наращивать свои усилия, чтобы сформировать общества с равными правами и возможностями для женщин и мужчин.
Библиографический список
Букина А. А. Женские некоммерческие организации современной России: опыт классификации // Право и современные государства. 2017. № 4. С. 25—38.
Воронина О. А. Швеция: V периодический доклад о выполнении КЛДОЖ // Тендерное равенство в современном мире: роль национальных механизмов. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 233—245.
Воронина О. А. Тендерное равенство в России: роль женского движения, гендерного сообщества и государства // Тендерные отношения в современном мире: управление, экономика, социальная политика: материалы Международной научной конференции, Москва, Иваново, Плес, 16—18 мая 2019 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. С. 11—18.
Каменева Г. Н. Деятельность женсоветов в решении социальных вопросов: история и современность // KANT. 2014. № 1. С. 82—86.
Мельникова Т. А. Женское движение в России: традиции и инновации. М.: Мысль, 2000. 180 с.
Полюшкевич О. А. Межсекторное взаимодействие женских некоммерческих организаций Сибирского федерального округа // Тосударственное управление: электронный вестник. 2018. № 70. С. 246—259.
Тимшина Е. Л. Цели и стратегии женского движения в современной России // Социодинамика. 2013. № 2. С. 362—378.
Тулузакова М. В. К вопросу о социальных практиках современных российских женских организаций // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2013. № 1. С. 49—53.
Ципилова С. С. Женские неправительственные организации в современной Монголии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2016. № 4. С. 41—47.
Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. СПб.: Тип. АО «Образование», 1912. 39 с.
Шамшура К. А. Тражданское общество и межсекторное партнерство в Омской области: состояние, проблемы и тенденции развития // Вестник Омского университета. Сер.: Исторические науки. 2019. № 1. С. 161—170.
References
Bukina, A. A. (2017) Zhenskie nekommercheskie organizatsii sovremennoi Rossii: opyt klassifikatsii [Women's non-profit organizations in modern Russia: classification experience], Pravo i sovremennye gosudarstva, no. 4, pp. 25—38.
Kameneva, G. N. (2014) Deiatel'nost' zhensovetov v reshenii sotsial'nykh voprosov: istoriia i sovremennost' [Activities of women's councils in solving social issues: history and modernity], KANT, no. 1, pp. 82—86.
Mel'nikova, T. A. (2000) Zhenskoe dvizhenie v Rossii: traditsii i innovatsii [Women's movement in Russia: traditions and innovations], Moscow: Mysl'.
Poliushkevich, O. A. (2018) Mezhsektornoe vzaimodeistvie zhenskikh nekommercheskikh organizatsii Sibirskogo federal'nogo okruga [Intersectoral interaction of women's nonprofit organizations in the Siberian Federal district], Gosudarstvennoe upravlenie: Elektronnyi vestnik, no. 70, pp. 246—259.
Shabanova, A. N. (1912) Ocherk zhenskogo dvizheniia v Rossii [Essay of the women's movement in Russia], St. Petersburg: Tipografiia aktsionernogo obshchestva "Obrazovanie".
Shamshura, K. A. (2019) Grazhdanskoe obshchestvo i mezhsektornoe partnerstvo v Omskoi oblasti: sostoianie, problemy i tendentsii razvitiia [Civil society and intersectoral partnership in the Omsk region: state, problems and development trends], Vestnik Omskogo universiteta, seriia Istoricheskie nauki, no. 1, pp. 161—170.
Timshina, E. L. (2013) Tseli i strategii zhenskogo dvizheniia v sovremennoi Rossii [Goals and strategies of the women's movement in modern Russia], Sotsiodinamika, no. 2, pp. 362—378.
Tsipilova, S. S. (2016) Zhenskie nepravitel'stvennye organizatsii v sovremennoi Mongolii [Women's non-governmental organizations in modern Mongolia], Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovanii Rossiiskoi akademii nauk, no. 4, pp. 41—47.
Tuluzakova, M. V. (2013) K voprosu o sotsial'nykh praktikakh sovremennykh rossiiskikh zhenskikh organizatsii [On the issue of social practices of modern Russian women's organizations], Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshchestvo, no. 1, pp. 49—53.
Voronina, O. A. (2008) Shvetsiia: V periodicheskii doklad o vypolnenii KLDOZh [Sweden: V periodic report on the implementation of the CEDAW], in: Gendernoe ravenstvo v sovremennom mire: rol' natsional'nykh mekhanizmov, Moscow: MAKS Press, pp. 233—245.
Voronina, O. A. (2019) Gendernoe ravenstvo v Rossii: rol' zhenskogo dvizheniia, gendernogo soobshchestva i gosudarstva [Gender equality in Russia: the role of the women's movement, the gender community, and the state], in: Gendernye otnosheniia v sovremennom mire: upravlenie, ekonomika, sotsial'naia politika: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Ivanovo: Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, pp. 11—18.
Статья поступила 21.10.2020 г.
Информация об авторах /Information about the authors
Хасбулатова Ольга Анатольевна — доктор исторических наук, профессор кафедры социологии, социальной работы и управления персоналом, Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, [email protected] (Dr. Sc. (History), Professor at the Department of Sociology, Social Work and Human Resource Management, Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation).
Смирнова Инна Николаевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и управления персоналом, Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, [email protected] (Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor at the Department of Sociology, Social Work and Human Resource Management, Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation).