Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ С ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ С ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вузы / индустриальные партнеры / модели взаимодействия / государственная политика / Universities / industrial partners / interaction models / public policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штыхно Дмитрий Александрович, Петров Антон Маркович

Взаимодействие между вузами и их индустриальными партнерами в последние годы приобретает все большее значение. Развитие данного взаимодействия стало еще более актуальным в условиях необходимости достижения Россией технологического суверенитета. В данной статье авторы рассматривают несколько из ключевых моделей взаимодействия вузов с их индустриальными партнерами, сферы такого взаимодействия, а также реализуемые в России механизмы государственной политики по усилению кооперации вузов с предприятиями и организациями. Особое внимание авторы уделяют анализу практического опыта взаимодействия конкретного вуза (РЭУ им. Г.В. Плеханова) с его индустриальными партнерами. Успех взаимодействия вузов с их партнерами может принести пользу обществу, стимулируя инновации, экономический рост и создание рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Штыхно Дмитрий Александрович, Петров Антон Маркович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND THEIR PARTNERS

Interaction between universities and their industrial partners has become increasingly important in recent years. The development of this interaction has become even more urgent given the need for Russia to achieve technological sovereignty. In this article the authors consider several of the key models of interaction between universities and their industrial partners, the areas of such interaction, as well as the mechanisms of state policy implemented in Russia to strengthen cooperation between universities and enterprises and organizations. The authors pay special attention to the analysis of the practical experience of interaction of a particular university (Plekhanov Russian University of Economics) with its industrial partners. Successful interaction between higher education institutions and their partners can ultimately benefit society by driving innovation, economic growth and job creation.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ С ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ»

DOI: 10.38197/2072-2060-2023-243-5-85-97

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ С ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ INTERACTION BETWEEN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND THEIR PARTNERS

ШТЫХНО ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Проректор, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, к.э.н.

DMITRY A. SHTYKHNO

Vice-rector, Plekhanov Russian University of Economics, PhD in Economics

ПЕТРОВ АНТОН МАРКОВИЧ

Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института развития образования Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, к.э.н.

ANTON M. PETROV

Leading research scientist of the Scientific research institute «Education Development», Plekhanov Russian University of Economics, PhD in Economics

86

АННОТАЦИЯ

Взаимодействие между вузами и их индустриальными партнерами в последние годы приобретает все большее значение. Развитие данного взаимодействия стало еще более актуальным в условиях необходимости достижения Россией технологического суверенитета. В данной статье авторы рассматривают несколько из ключевых моделей взаимодействия вузов с их индустриальными партнерами, сферы такого взаимодействия, а также реализуемые в России механизмы государственной политики по усилению кооперации вузов с предприятиями и организациями. Особое внимание авторы уделяют анализу практического опыта взаимодействия конкретного вуза (РЭУ им. Г.В. Плеханова) с его индустриальными партнерами. Успех взаимодействия вузов с их партнерами может принести пользу обществу, стимулируя инновации, экономический рост и создание рабочих мест. ABSTRACT

Interaction between universities and their industrial partners has become increasingly important in recent years. The development of this interaction has become even more urgent given the need for Russia to achieve technological sovereignty. In this article the authors consider several of the key models of interaction between universities and their industrial partners, the areas of such interaction, as well as the mechanisms of state policy implemented in Russia to strengthen cooperation between universities and enterprises and organizations. The authors pay special attention to the analysis of the practical experience of interaction of a particular university (Plekha-nov Russian University of Economics) with its industrial partners. Successful interaction between higher education institutions and their partners can ultimately benefit society by driving innovation, economic growth and job creation.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Вузы, индустриальные партнеры, модели взаимодействия, государственная политика. KEYWORDS

Universities, industrial partners, interaction models, public policy.

Введение

Сегодня вузы стали научно-образовательными и инновационными центрами, под влиянием которых осуществляется преобразование социально-экономической системы конкретного региона, страны. Это ситуация характерна для многих стран, в том числе и для России.

Целью данной работы является определение наиболее значимых сфер, подходов и конкретных мер для обеспечения устойчивого развития взаимодействия вузов с их индустриальными партнерами.

Для достижения поставленной цели авторами работы был проведен анализ научных публикаций, аналитической информации, что позволило систематизировать полученные результаты и сгруппировать их в представленной статье. В ходе подготовки данной работы использовались также материалы, представленные в аналитическом выпуске «Взаимодействие вузов с индустриальными партнерами» (подготовлен коллективом НИИ развития образования РЭУ им. Г.В. Плеханова). Особое внимание в работе уделено раскрытию практического опыта РЭУ им. Г.В. Плеханова по развитию его взаимодействия с индустриальными партнерами.

В научной литературе рассматриваются разные теоретические и практические вопросы взаимодействия вузов с предприятиями, бизнесом и иными организациями, в том числе в сфере решения технологических задач: вопро-

88

сы взаимодействия технических вузов и промышленных предприятий в ходе выполнения совместных НИОКР с использованием механизмов государственной поддержки [1]; вопросы взаимосвязей «вуз — предприятие», а также формы и методы осуществления этих взаимосвязей на предприятии наукоемкого машиностроения, где для развития отрасли требуется создание с вузами совместных программ подготовки высококвалифицированных специалистов [2]; вопросы кооперации между вузом и компаниями для возможного формирования университета предпринимательского типа [3]; вопросы развития сотрудничества высокотехнологичных малых и средних предприятий с вузами, как важного фактора, который определяет их эффективность и возможность роста компаний [4].

Отметим, что в данной работе под «индустриальными партнерами» по отношению к вузам понимаются все организации и предприятия, которые имеют соглашения о сотрудничестве с вузом. На основе таких соглашений организации и предприятия либо уже реализуют, либо планируют реализовать совместно с вузом взаимовыгодные проекты [5, С. 5].

Существует целый ряд моделей, которые с разных концептуальных позиций рассматривают вопросы взаимодействия «вуз — предприятие (бизнес)»: инновационные модели тройной, четырехзвенной, пятерной спирали, винтовая модель; модель непрерывного партнерства (Partnership Continuum); модели сотрудничества вузов в интересах конкретных территорий (региона) и др. [5, С. 7-12].

Модели взаимодействия вузов с индустриальными партнерами находятся в состоянии постоянного циклического развития. Так, к примеру, движение идет от инновационной модели тройной спирали, которая возникла в связи с фор-

мированием модели Университета 3.0 и предполагает тесное взаимодействие между университетом, предприятием и государством для содействия инновациям и экономическому развитию [6], к винтовой модели. Винтовая модель предполагает погружение взаимодействия между вузом и его партнерами в цифровое пространство, что позволяет на основе платформенных решений реализовывать сетевое взаимодействие между вузом, бизнесом, государством и общественным сектором, создавать виртуальные инкубаторы и т.п. [7, 68-69].

Сегодня российским вузам отводится значительная роль в процессе осуществления инновационного развития экономики, обеспечения технологического суверенитета страны, для чего им требуется создать у предприятий и организаций устойчивую потребность во взаимовыгодном сотрудничестве с ними. Однако, до сих пор в России процесс заинтересованности предприятий и организаций в сотрудничестве с вузами в сфере инновационного развития пока развит недостаточно [5, С. 6].

Результаты

Взаимодействие вузов с их индустриальными партнерами важно для России в современных условиях: на основе такого взаимодействия можно достичь роста производительности труда и уровня развития человеческого капитала, создания новых технологий и техники, а следовательно, обеспечения технологического суверенитета страны и ее конкурентоспособности.

В качестве основных сфер взаимодействия вузов с организациями-партнерами можно выделить:

Образование. Вузы для индустриальных партнеров могут предлагать различные программы профессионально-

90

го развития их сотрудников. Кроме того, университеты с партнерами могут разрабатывать совместные программы обучения, предоставляя студентам сочетание академической и практической подготовки.

Совместные проекты и исследования. Вузы и их индустриальные партнеры могут сотрудничать в проектах и исследованиях с целью разработки новых технологий, получения РИДов.

Финансово-материальная поддержка. Индустриальные партнеры могут осуществлять финансово-материальную поддержку вузов.

Поддержка студентов и их инициатив. Организации-партнеры вузов могут принимать участие в реализации вузами акселерационных программ, в поддержке развития студенческих стартапов.

Это лишь некоторые примеры направлений взаимодействия университетов и их партнеров. Конкретные направления взаимодействия зависят от потребностей и целей вузов и их партнеров.

Сегодня сотрудничество вузов с индустриальными партнерами при активном стимулировании государством расширяется. Минобрнауки России реализует ряд крупных программ и проектов, которые направлены на интеграцию вузов с индустриальными партнерами в инновационной деятельности и в подготовке кадров для высокотехнологических производств («Приоритет 2030», «Передовые инженерные школы», создание в вузах центров трансфера технологий и др.).

При этом не всегда вузам удается в короткие сроки наладить эффективное взаимодействие с предприятиями и организациями. В этой связи важное значение приоб-

ретет разработка и последующая «отладка» механизмов взаимодействия университетов и индустриальных партнеров, а также тиражирование наиболее успешных практик сотрудничества.

Рассмотрим практику реализации сотрудничества Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова с его индустриальными партнерами.

Увеличение интеграции с индустриальными партнерами является одной из стратегических задач Программы развития РЭУ им. Г.В. Плеханова до 2030 года, реализуемой в рамках государственной программы «Приоритет-2030». Для этого в вузе проведена организационная трансформация и реализуется широкий спектр мероприятий и проектов.

Во-первых, вместо факультетов созданы высшие школы, что позволило не только мобилизовать образовательные и научные ресурсы вуза на более востребованных направлениях, но и обеспечить более эффективное сотрудничество с предприятиями и организациями. Перечень высших школ университета представлен на рисунке 1.

Следует также обратить внимание на то, что расширение в экономическом вузе инженерных, математических и 1Т-направлений исследований и подготовки кадров призвано обеспечить рост вклада университета в развитие технологического предпринимательства.

Во-вторых, в РЭУ им. Г.В. Плеханова созданы Советы индустриальных партнеров высших школ, Совет индустриальных партнеров филиальной сети вуза. Совет индустриальных партнеров — коллегиальный орган, объединяющий представителей крупнейших работодателей, представителей органов власти, участвующий в том числе в формировании

92

Рис. 1. Высшие школы РЭУ им. Г.В. Плеханова

стратегии развития вуза и его филиалов, содействующий трудоустройству выпускников вуза.

В-третьих, совместно с индустриальными партнерами в вузе открываются базовые кафедры. К началу 2023 г. в вузе функционировало 19 таких кафедр. Примером такой кафедры в сфере высоких технологий является базовая кафедра экономического анализа и корпоративного управления производством и экспортом высокотехнологичной продукции ГК «Ростех». Кроме того, ГК «Ростех» является участником одного из консорциумов, созданных университетом в рамках участия в государственной программе «Приоритет 2030»: отраслевой консорциум «Высокотехнологичные решения».

В-четвертых, в вузе активно реализуются совместно с многочисленными индустриальными партнерами различные

образовательные (проведение для студентов мастер-классов, организация стажировок и т.п.), научные (большая роль здесь отводится выполнению заказанных партнерами научных исследований для решения их актуальных прикладных задач) и иные проекты и мероприятия.

Еще одно направление взаимодействия университета с индустриальными партнерами — развитие молодежного предпринимательства на площадке вуза.

В настоящее время в вузе активно развивается инфраструктура поддержки предпринимательства, включающая активное участие бизнес-структур и действующих предпринимателей (рис. 2) [8, С. 86].

ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ

университета

ПРИВЛЕЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ УНИВЕРСИТЕТА

ПАРТНЁРЫ УНИОЕРСИТЕТА

ПЛАТФОРМА ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

RFA.HU

УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

БИЗНЕС-ИНКУБАТОР 2.0

*П Л ДТфО РМ А У Н ИВЕРС ИТЕТСКОГО ТЕХНОПО ГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Сту01т(СКИИ

АКеЕЛЕМЦИОНЬМ Лвагрдыщ

ПЧДЛЧМЦМЯШМСМ ТОшцлПсни*

сттлпмлйиилоу

гШфоиЩШ ПШ1ПГИРУЛ1±М1'Р

1КК ЕАлС ЕЛЕРлцнЯ* НН1>ХНКЖ*М1<£

Рис. 2. Инфраструктура поддержки предпринимательства РЭУ им. Г.В. Плеханова

Кроме уже отмеченного, в вузе с целью развития более эффективного взаимодействия университета с индустриальными партнерами, а также оценки его эффективности

94

сотрудниками университета была разработана специализированная компьютерная программа — «Программа ведения БД индустриальных партнеров вуза» (далее — Программа).

Данная Программа представляет собой модуль сбора, хранения, автоматизированной обработки и анализа информации об индустриальных партнерах университета, позволяющий осуществлять оценку потенциала их взаимодействия с вузом.

Использование данной Программы позволило сделать ряд аналитических выводов:

• Сравнительный анализ данных об организациях-партнерах по потенциалу взаимодействия и по фактическому взаимодействию демонстрирует наличие резервов по использованию каналов и направлений сотрудничества.

• Данные об интересах организаций-партнеров в области высшего, дополнительного образования, научной и инновационной деятельности, свидетельствуют о комплексности их потребностей, которые могут быть адресованы одновременно нескольким высшим школам вуза.

В имеющемся виде данная Программа учитывает специфику РЭУ им. Г.В. Плеханова, но может быть адаптирована под требования любого вуза.

Заключение

В целом государство может сегодня в России сыграть решающую роль в развитии сотрудничества между вузами и предприятиями. Создавая поддерживающую политику, которая поощряет вузы и предприятия к сотрудничеству, государство способствует ускорению инновационного процес-

са и достижению технологического суверенитета в условиях глобальных трансформаций [9].

Взаимодействие вузов с их индустриальными партнерами имеет важное значение для устойчивого социально-экономического развития страны. При этом обе стороны в ходе взаимовыгодного сотрудничества получают ресурсы, новые знания для собственного развития.

Однако необходимо понимать, что успешное взаимодействие требует от партнеров четких целей сотрудничества, открытого общения, приверженности партнерству, гибкости, своевременного принятия решений, четких ролей и обязанностей. Добиться этого возможно через развитие системы управления и организационной структуры вуза, через применение современных цифровых решений.

Библиографический список

1. Сольницев Р.И., Рыжов Н.Г., Давидчук А.Г. Вопросы взаимодействия технических вузов с промышленностью // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономиче-ского комплекса региона. 2020. Т. 1. С. 35-38.

2. Курдюкова Н.О., Вершинин А.А. Формы и перспективы сотрудничества предприятий и учебных заведений в современных условиях хозяйствования // Электронная техника. Серия 1: СВЧ-техника. 2019. № 4 (543). С. 92-95.

3. Смирнова С.Б. Основные управленческие модели взаимодействия университетов и индустриальных партнеров // Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2019. № 1-1. С. 193-195.

4. Collier A., Gray B. J., Ahn M. J. Enablers and barriers to university and high technology SME partnerships // Small Enterprise Research. 2011. 18(1). P. 2-18. D0I:10.5172/ser.18.1.2.

96

5. Взаимодействие вузов с индустриальными партнерами [Электронный ресурс]. Выпуск 10. Режим доступа: https://xn--p1ag3a.xn--p1ai/structure/departments/nii-razvitiya-obrazovaniya/ monitoringi-informatsii-o-tendentsiyah-razvitiya-vyisshego-obrazovaniya.

6. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты-предприятия-госу-дарство. Инновации в действии [Электронный ресурс] // Государственная служба. 2010. № 6. С. 58-59.

7. Овчинникова Н.Э. Взаимодействие университета с индустрией 2.0 // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Том 22. № 3. С. 61-72. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.027.

8. Развитие предпринимательского образования в вузах. Результаты мониторинга информации о тенденциях развития высшего образования в мире и в России. Вып. 12. Москва: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2023. - 120 с.

9. Смыслова О.Ю., Нестерова Н.Н. Новые тренды развития России в условиях глобальной трансформации // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. № 4. С. 55-77.

References

1. Sol'nitsev R.I., Ryzhov N.G., Davidchuk A.G. Voprosy vzaimodeistviya tekhnicheskikh vuzov s promyshlennost'yu // Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlya promyshlenno-ekonomicheskogo kompleksa regiona. 2020. T. 1. S. 35-38.

2. Kurdyukova N.O., Vershinin A.A. Formy i perspektivy sotrudnichestva predpriyatii i uchebnykh zavedenii v sovremennykh usloviyakh khozyaistvovaniya // Elektronnaya tekhnika. Seriya 1: SVCh-tekhnika. 2019. № 4 (543). S. 92-95.

3. Smirnova S.B. Osnovnye upravlencheskie modeli vzaimodeistviya uni-versitetov i industrial'nykh partnerov // Problemy razvitiya predpri-yatii: teoriya i praktika. 2019. № 1-1. S. 193-195.

4. Collier A., Gray B.J., Ahn M.J. Enablers and barriers to university and high technology SME partnerships // Small Enterprise Research. 2011. 18(1). P. 2-18. D01:10.5172/ser.18.1.2.

5. Vzaimodeistvie vuzov s industrial'nymi partnerami [Elektronnyi resurs]. Vypusk 10. Rezhim dostupa: https://xn--p1ag3a.xn--p1ai/ structure/departments/nii-razvitiya-obrazovaniya/monitoringi-infor-matsii-o-tendentsiyah-razvitiya-vyisshego-obrazovaniya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Itskovits G. Troinaya spiral'. Universitety- predpriyatiya-gosudarstvo. Innovatsii v deistvii [Elektronnyi resurs] // Gosudarstvennaya sluzhba. 2010. № 6. S. 58-59.

7. Ovchinnikova N.E. Vzaimodeistvie universiteta s industriei 2.0 // Uni-versitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2018. Tom 22. № 3. S. 61-72. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.027.

8. Razvitie predprinimatel'skogo obrazovaniya v vuzakh. Rezul'taty monitoringa informatsii o tendentsiyakh razvitiya vysshego obrazo-vaniya v mire i v Rossii. Vyp 12. Moskva: REU im. G.V. Plekhanova, 2023. - 120 s.

9. Smyslova O.Yu., Nesterova N.N. Novye trendy razvitiya Rossii v uslovi-yakh global'noi transformatsii // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomi-cheskogo obshchestva Rossii. 2022. № 4. S. 55-77.

Контактная информация / Contact information

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

109992, Российская Федерация, Москва, Стремянный пер., 36

Plekhanov Russian University of Economics

36, Stremyanny lane, 109992, Moscow, Russia

Штыхно Дмитрий Александрович / Dmitry A. Shtykhno

shtykhno.da@rea.ru

Петров Антон Маркович / Anton M. Petrov Petrov.am@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.