Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА С ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА С ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ВЫПУСКНИКИ ВУЗА / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ КАФЕДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Евгений Анатольевич, Пикалова Альбина Александровна

Введение. В статье рассматриваются задачи взаимодействия вузов и потенциальных работодателей как ключевой показатель повышения качества профессиональной подготовки выпускников вуза. Методология. В исследовании предлагается концептуальная модель, которая систематизирует и описывает механизм всестороннего взаимодействия образовательных организаций и индустриальных партнеров, рассматривает особенности партнерства и сотрудничества. Представленные в работе методические рекомендации опираются на принципы взаимной ответственности вузов и индустриальных партнеров за качество предоставляемого образования и его обеспечение, а также использование всего разнообразия практик сотрудничества. Результаты. Представлены результаты внедрения модели на кафедре «Тепловые электрические станции» Сибирского федерального университета под задачи подготовки теплоэнергетиков крупных энергогенерирующих компаний ПАО «Газпром энергохолдинг», ООО «Сибирская генерирующая компания» и ПАО «Юнипро». Концептуальная модель системного взаимодействия вуза и предприятий индустриального партнера основана на решении ряда ключевых задач, в частности: информационной поддержке профориентационных, вузовских и отраслевых мероприятий; эффективной совместной (вуза и индустриального партнера) профориентационной работе с выпускниками школ - абитуриентами профильных направлений подготовки; работа индустриальных партнеров с профильными кафедрами (образовательными программами) вуза по обеспечению необходимой численности и качества выпускников. Заключение. Авторами отмечается, что практическое внедрение модели стратегического взаимодействия вуза и индустриальных партнеров требует модернизации функционально-организационной структуры кафедр, что позволяет регламентировать системную работу и контроль уникальных обязательных процессов. На региональном уровне в основе мероприятий в рамках политики занятости должна лежать эффективная организация процедуры долгосрочного взаимодействия вузов и работодателей в лице индустриальных партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Евгений Анатольевич, Пикалова Альбина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC INTERACTION OF A UNIVERSITY WITH INDUSTRIAL PARTNERS

Introduction. The article discusses the tasks and conceptual model of interaction between potential employers and educational institutions of higher education in improving the quality of professional training of university graduates. Methodology. The study proposes a model that systematizes the comprehensive interaction of educational organizations and industrial partners, considering the specifics of partnership and cooperation. The methodological recommendations presented in the paper are based on the principles of mutual responsibility of universities and industrial partners for the quality of the education provided and its provision, as well as the use of the whole variety of cooperation practices. Results. The results of the implementation of the model discussed are presented at Department of Thermal Power Plants of the Siberian Federal University for the tasks of training heat power engineers of large power generating companies PJSC “Gazprom Energoholding”, LLC “Sibirskaya Generiruyushchaya Kompaniya” and PJSC “Unipro”. The conceptual model of systemic interaction between the university and industrial partner enterprises is based on solving a number of key tasks, especially the following ones: information support for career guidance, university and industry events; effective joint (university and industrial partner) career guidance work with school graduates - applicants for specialized areas of training; the work of industrial partners with specialized departments (educational programs) of the university to ensure the required number and quality of graduates. Conclusion. The authors note that the practical implementation of the model of strategic interaction between a university and its’ industrial partners requires the modernization of the functional and organizational structure of departments, which allows to regulate the systematic work and control of unique educational processes. At the regional level, measures within the framework of employment policy should be based on the effective organization of the procedure for long-term interaction between universities and employers represented by industrial partners.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА С ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ»

УДК/UDC 378

DOI10.54509/22203036_2022_4_51 EDN AJCMJY

Бойко Евгений Анатольевич

доктор технических наук, профессор,

заведующий кафедрой тепловых электрических станций,

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Пикалова Альбина Александровна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры тепловых электрических станций,

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Boyko Evgeny A.

Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Thermal Power Plants, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Pikalova Albina A.

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor at the Department of Thermal Power Plants, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА С ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

STRATEGIC INTERACTION OF A UNIVERSITY WITH INDUSTRIAL PARTNERS

Введение. В статье рассматриваются задачи взаимодействия вузов и потенциальных работодателей как ключевой показатель повышения качества профессиональной подготовки выпускников вуза.

Методология. В исследовании предлагается концептуальная модель, которая систематизирует и описывает механизм всестороннего взаимодействия образовательных организаций и индустриальных партнеров, рассматривает особенности партнерства и сотрудничества. Представленные в работе методические рекомендации опираются на принципы взаимной ответственности вузов и индустриальных партнеров за качество предоставляемого образования и его обеспечение, а также использование всего разнообразия практик сотрудничества.

Результаты. Представлены результаты внедрения модели на кафедре «Тепловые электрические станции» Сибирского федерального университета под задачи подготовки теплоэнергетиков крупных энер-гогенерирующих компаний ПАО «Газпром энергохолдинг», ООО «Сибирская генерирующая компания» и ПАО «Юнипро». Концептуальная модель системного взаимодействия вуза и предприятий индустриального партнера основана на решении ряда ключевых задач, в частности: информационной поддержке профори-ентационных, вузовских и отраслевых мероприятий; эффективной совместной (вуза и индустриального партнера) профориентационной работе с выпускниками школ - абитуриентами профильных направлений подготовки; работа индустриальных партнеров

с профильными кафедрами (образовательными программами) вуза по обеспечению необходимой численности и качества выпускников.

Заключение. Авторами отмечается, что практическое внедрение модели стратегического взаимодействия вуза и индустриальных партнеров требует модернизации функционально-организационной структуры кафедр, что позволяет регламентировать системную работу и контроль уникальных обязательных процессов. На региональном уровне в основе мероприятий в рамках политики занятости должна лежать эффективная организация процедуры долгосрочного взаимодействия вузов и работодателей в лице индустриальных партнеров.

Introduction. The article discusses the tasks and conceptual model of interaction between potential employers and educational institutions of higher education in improving the quality of professional training of university graduates.

Methodology. The study proposes a model that systematizes the comprehensive interaction of educational organizations and industrial partners, considering the specifics of partnership and cooperation. The methodological recommendations presented in the paper are based on the principles of mutual responsibility of universities and industrial partners for the quality of the education provided and its provision, as well as the use of the whole variety of cooperation practices.

Results. The results of the implementation of the model discussed are presented at Department of Thermal Power

Plants of the Siberian Federal University for the tasks of training heat power engineers of large power generating companies PJSC "Gazprom Energoholding", LLC "Sibirskaya Generiruyushchaya Kompaniya" and PJSC "Unipro". The conceptual model of systemic interaction between the university and industrial partner enterprises is based on solving a number of key tasks, especially the following ones: information support for career guidance, university and industry events; effective joint (university and industrial partner) career guidance work with school graduates - applicants for specialized areas of training; the work of industrial partners with specialized departments (educational programs) of the university to ensure the required number and quality of graduates.

Conclusion. The authors note that the practical implementation of the model of strategic interaction between a university and its' industrial partners requires the modernization of the functional and organizational structure of departments, which allows to regulate the systematic work and control of unique educational processes. At the regional level, measures within the framework of employment policy should be based on the effective organization of the procedure for long-term interaction between universities and employers represented by industrial partners.

Ключевые слова: инженерное образование, проф-ориентационная работа, выпускники вуза, индустриальные партнеры кафедры.

Keywords: engineering education, career guidance, university graduates, industrial partners of a department.

Введение

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1].

Прямая корреляция скорости развития общества в информационном и научно-техническом плане и, как следствие, формулируемыми запросами к высшему образованию, как к качеству и процессу, так и к уровню выпускников, определяет изменение не только содержания дидактического обеспечения,но и поиск моделей, технологий взаимодействия с прямыми партнерами, обеспечивающими связь на входе и выходе, в системе «школа - вуз - предприятие» [2]. Что нахо-

дит отражение в происходящем реформировании системы высшего образования, в изменении подходов к функционированию, методах и технологиях организации и управления.

Методология

Качество современного образования детерминируется и, как следствие, зависит от множества компонентов и их совокупности. Определяющим показателем качества образования является соотношение полученного результата обучения с актуальными потребностям участников образовательного процесса, что, в том числе, находит отражение в трудоустройстве и успешности выпускников. Результативность этих показателей возможно обеспечить за счет реализации практико-ориентирован-ных (прикладных) образовательных программ; включения и участия работодателей на разных этапах образовательного процесса; соответствия профессиональным стандартам на этапе проектирования программ [3]. Нельзя не согласиться с исследователями, утверждающими, что:

- «взаимодействие работодателя с высшим учебным заведением (вузом, кафедрой, образовательной программой) должно быть неотъемлемой частью всех этапов учебного процесса» [4];

- «сотрудничество между университетами и предприятиями является ключевым инструментом как повышения качества образования, так и наиболее эффективного использования знаний в сфере труда (на предприятиях)» [5];

- «взаимодействие вуза и работодателей становится важным показателем качества и надежности деятельности вуза, одним из важнейших критериев его конкурентоспособности на рынке образования и рынке труда» [3];

- «на рынке образовательных услуг сегодня действует новый игрок - работодатель. Решение задач подготовки нужных для экономики специалистов возможно лишь при тесном взаимодействии вуза и предприятия, а для этого нужна система» [6].

В современных отечественных вузах реализовыва-ются достаточно традиционные и распространенные технологии и способы взаимодействия с компаниями-партнерами (организация и проведение практик, участие работодателей в ГИА, трудоустройство выпускников, повышение квалификации работников предприятий). Однако масштаб и результативность такого взаимодействия в большинстве случаев ограничены отсутствием системного подхода к организации эффективного сотрудничества вузов (кафедр, обра-

Рис. 1. Степень актуальности разделов компетенций (по 4-балльной шкале Skoltech Learning Outcomes Framework для проектирования уровневых программ инженерного образования

зовательных программ) и работодателей в лице индустриальных партнеров. В этой связи разработка и внедрение системной и эффективной модели долгосрочного стратегического взаимодействия вуза (кафедры, образовательной программы) и индустриального партнера, основанной на балансе взаимоувязанных интересов и неформальном подходе, представляют актуальную и востребованную проблему.

Результаты

В данной статье представлена концептуальная модель взаимодействия вуза и индустриального партнера, которая в течение последних десяти лет формируется и внедряется в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» на кафедре «Тепловые электрические станции» для многоуровневой подготовки (бакалавриат, магистратура и аспирантура) по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника» в интересах таких индустриальных партнеров, как ПАО «Газпром энергохолдинг», ООО «Сибирская генерирующая компания» и ПАО «Юнипро» и др. [7]. При разработке образовательных программ в вузе стоит учитывать аспект взаимодействия с индустриальными партнерами и согласование вопросов определения социального заказа и требований к выпускникам вуза, постановку целей партнерства и результатов обучения на уровне универсальных, цифровых и профессиональных компетенций в виде паспорта выпускника с формулированием видов деятельности и профессиональных задач [8; 9] (рис. 1 и 2).

К основному числу целевых ориентиров модели взаимодействия вуза и индустриального партнера можно отнести:

- повышение привлекательности отрасли и профессии у школьников - будущих абитуриентов;

- повышение уровня мотивации на получение инженерного и профильного образования у школьников;

- повышение балла ЕГЭ у выпускников и формирование условий для успешного поступление в вуз;

- обеспечение эффективного и качественного образования в вузе в интересах индустриального партнера;

- получение навыков проектно-ориентированного обучения на примере решения реальных производственных задач;

- обеспечение возврата выпускников вуза на предприятия индустриального партнера;

- обеспечение в минимальные сроки адаптации выпускников на предприятии после окончания вуза;

- повышение инновационной привлекательности отрасли, профессии и предприятий индустриального партнера.

Представленные в работе методические рекомендации базируются на принципах взаимной ответственности вузов и индустриальных партнеров за качество предоставляемого образования и его обеспечение, а также на разнообразии систем практик сотрудничества вузов и индустриальных партнеров на национальном и институциональном уровнях [10].

Forsight

Design

Бакалавриат — — Магистратура ......Аспирантура

Рис. 2. Ориентация результатов обучения (%) по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры

по этапам комплексной, инновационной и исследовательской инженерной деятельности: Conceive - изобретательство; Design - проектирование; Implement - производство; Operate - применение; Forecast - прогнозирование; Foresight - предвидение

Следует отметить, что реализация изложенной модели предъявляет определенные требования к индустриальному партнеру. К числу базовых характеристик индустриального партнера относятся: отраслевое лидерство; динамично развивающееся высокотехнологичное и инновационное предприятие; наличие ориентиров на глобальную и региональную конкурентоспособность; социально ответственное предприятие; наличие условий и высокого уровня вовлеченности для системной работы по подготовке кадров и работы с вузами; эффективный менеджмент.

Концептуальная модель системного взаимодействия вуза и предприятий индустриального партнера основана на решении ряда ключевых задач, в частности: информационной поддержке профориентацион-ных, вузовских и отраслевых мероприятий; эффективной совместной (вуза и индустриального партнера) профориентационной работе с выпускниками школ -абитуриентами профильных направлений подготовки; работа индустриальных партнеров с профильными кафедрами (образовательными программами) вуза по обеспечению необходимой численности и качества выпускников.

Информационная поддержка профориентацион-ных, вузовских и отраслевых мероприятий включает в себя:

- информационную поддержку в городах и регионах присутствия индустриальных партнеров (публикации в СМИ о деятельности компании, ее производственных достижениях, экспертные мнения, создание специализированного сайта или страницы в социаль-

ных сетях, интервью работников вуза и предприятия, демонстрация истории успехов сотрудников предприятия, создание проморолика о вузе и предприятии, проведение общегородских конкурсов и викторин и тому подобное);

- проведение профильных экскурсий для школьников, студентов и жителей города на промышленных объектах индустриального партнера с демонстрацией технологии и культуры производства, профессионального уровня специалистов, традиций предприятия и тому подобное;

- проведение творческих, спортивных и социально-общественных мероприятий в городах и регионе присутствия индустриальных партнеров с участием школьников и студентов профильных центров, классов и направлений подготовки;

- повышение позитивного уровня и PR-реклама отрасли и стратегического партнерства предприятия со школами и вузами города (региона) через информирование о благотворительной деятельности и ее результатах.

Профориентация, совместная работа вуза и индустриального партнера по набору абитуриентов включает следующий набор задач:

- создание центров научно-технического творчества школьников с 6-го по 11-й класс (формат предпочтителен для больших городов), в которых под патронажем вуза реализуется системная подготовка школьников к сдаче ЕГЭ по математике, физике и информатике с погружением в проектную деятельность через

введение в отраслевую специфику, специализированные экскурсии, встречи с ведущими специалистами;

- создание профильных классов (10-11-й классы) по модели «школа - вуз - предприятие» (формат для малых и моногородов, где индустриальное предприятие является градообразующим) с таким же набором задач, как и в модели научно-технических центров, но с ограниченным по численности и охвату контингентом школьников;

- работа по профориентации в младших классах (8-9-й классы) школ в городах присутствия индустриального партнера (например, уроки энергосбережения и экологии, викторины, экскурсии на предприятие и т. п.);

- проведение открытых родительских собраний и торжественных мероприятий для выпускников 9-го и 11-го классов с участием представителей вуза и индустриального партнера;

- методическое сопровождение и техническое оснащение профильных центров и классов специализированным оборудованием, оснащение аудиторий в корпоративной стилистике индустриального партнера;

- проведение летних школ и мероприятий на базе вуза, профильных кафедр для школьников при поддержке индустриальных партнеров;

- премирование учителей школ и лучших выпускников, решивших поступать на профильные кафедры вуза (после зачисления в вуз) ценными призами и подарками.

Работа индустриальных партнеров с профильными кафедрами (образовательными программами) вуза является ключевой задачей, решение которой сводится к выполнению следующих мероприятий:

- совместное участие индустриального партнера с образовательными программами вуза в новом наборе (агитация, информирование, сопровождение, консультирование и т. п.);

- формирование целевых групп из выпускников профильных центров и классов по направлениям подготовки вуза под задачи индустриальных партнеров;

- активное участие в разработке, экспертизе, сопровождении и оценке содержания и результатов реализации образовательных программ вуза с получением обратной связи как от обучающихся, так и сотрудников производственных компаний;

- проведение лабораторных и практических занятий студентами вуза на действующем оборудовании индустриальных партнеров, использование его кадрового потенциала в образовательном процессе;

- организация и проведение учебных и производственных практик студентов на предприятиях инду-

стриальных партнеров, сопровождающееся трудоустройством на должность и сдачей квалификационных экзаменов по технике безопасности, правилам технической эксплуатации и пожарной безопасности;

- финансирование (расходные материалы, оборудование и инструменты, условия выполнения работ), сопровождение и экспертиза проектной деятельности студентов;

- содействие в материально-техническом оснащении лабораторной и учебной базы образовательных программ вуза;

- выдача и сопровождение индустриальным партнером реальных тем курсовых проектов и выпускных квалификационных работ для студентов 3-4-х курсов - эффективное наставничество;

- внедрение в учебный процесс вуза технических средств обучения, используемых на предприятиях индустриального партнера;

- участие студентов вуза в творческих, спортивных и общественно значимых мероприятиях индустриальных партнеров;

- содействие в трудоустройстве выпускников вуза;

- реализация специальных стипендиальных программ индустриального партнера для студентов и преподавателей профильных направлений подготовки;

- поддержка и финансирование (в виде мини-грантов) научно-технической и научно-исследовательской деятельности студентов под задачи индустриального партнера. Для этой цели наиболее перспективна модель студенческого конструкторского бюро или R&D-центра;

- формирование и системное финансирование НИР и ОКР для преподавателей и студентов, образовательной программы вуза под реальные задачи индустриального партнера;

- создание и функционирование Академического совета при участии профильных региональных министерств, индустриальных партнеров, научных и образовательных организаций для эффективного решения методических, практических и политических вопросов подготовки профильных специалистов в вузе;

- проведение ежегодных совещаний по проблемам и задачам реализации модели;

- проведение совместных научно-практических конференций, профессиональных конкурсов и чемпионатов с участием студентов и преподавателей вузов, а также специалистов индустриальных партнеров;

- финансирование участия лучших студентов вузов в выездных всероссийских и международных профессиональных и научно-технических мероприятиях;

- ежегодное проведение в вузе Дня компании СГК, встреч студентов и проведение мастер-классов, тренингов с ведущими специалистами предприятий индустриальных партнеров с целью формирования корпоративной и отраслевой лояльности.

Важным аспектом системного стратегического взаимодействия вуза и индустриального партнера является нацеленность на достижение ключевых индикаторов эффективности, к числу которых можно отнести:

- численность абитуриентов и их балл ЕГЭ, зачисленных в вуз на направления подготовки в интересах индустриального партнера;

- средний балл успеваемости студентов, выпускников центров и профильных классов индустриальных партнеров;

- количество реальных проектов (тем курсовых, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций), реализуемых образовательной программой (кафедрой) под задачи индустриального партнера, их эффективность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- число выпускников вуза (из числа выпускников центров и профильных классов), вернувшихся на предприятия индустриального партнера;

- динамика роста зарплаты выпускников, трудоустроившихся на предприятия индустриального партнера в течение 3 лет после выпуска;

- оценка вуза деятельности центров и профильных классов, оценка индустриального партнера эффективности деятельности вуза и школы;

- ежегодная оценка и резюме кураторов индустриального партнера эффективности проекта;

- самооценка участников проекта.

Ожидаемые результаты функционирования предложенной модели взаимодействия вуза и индустриального партнера сводятся к достижению ряда ключевых показателей:

- стабильный приток высококвалифицированных молодых специалистов из вуза. Ежегодное трудоустройство 6-7 человек (из расчета на один профильный класс) на предприятия индустриального партнера, подготовленных по модели «школа - вуз - предприятие»;

- сокращение периода адаптации выпускников с 2-3 лет до 3-4 месяцев. Снижение издержек предприятия на подготовку и переподготовку молодых специалистов в 2 раза. Сокращение на 45-50 % аварийности основного оборудования по вине персонала из числа молодых специалистов;

- снижение текучести среди выпускников вуза на уровень менее 10 % за счет повышения вовле-

ченности молодых специалистов и привлекательности индустриального партнера на основе создания новых форматов социальной и корпоративной среды;

- повышение динамики профессионального роста молодых сотрудников кадрового резерва за счет выполнения ими магистерских и кандидатских диссертаций на актуальные для индустриального партнера технологические проекты;

- повышение инновационной привлекательности индустриального партнера за счет участия молодых сотрудников предприятия в грантах регионального и федерального уровней. Достижение общего технико-экономического эффекта от внедрения инноваций на предприятиях индустриального партнера более 100 млн рублей в год.

Представленная выше модель стратегического взаимодействия вуза и индустриального партнера успешно реализуется на кафедре ТЭС СФУ под задачи подготовки теплоэнергетиков для крупных энерго-генерирующих компаний РФ (ПАО «Газпром энергохолдинг», ООО «Сибирская генерирующая компания» и ПАО «Юнипро»). К числу значимых полученных результатов стратегического взаимодействия можно отнести [11] следующие:

- география набора насчитывает 18 регионов РФ и 5 стран ближнего и дальнего зарубежья, что поднимает уровень интернационализации образовательной программы с 1,2 до 8,5 %;

- средний балл ЕГЭ (при численности набора в 50 человек) за последние пять лет реализации модели повысился с 178,3 до 212,5 по трем вступительным дисциплинам;

- сохранность контингента повысилась с 46 до 85 %;

- обеспечена 100-процентная результативность по трудоустройству выпускников на предприятия индустриальных партнеров. При этом индустриальными партнерами отмечается высокая оценка качества подготовки специалистов, подтверждаемая результатами многочисленных экспертных опросов;

- удалось повысить в три раза публикационную активность студентов, а также их участие в конференциях и научно-технических конкурсах;

- результаты более 60 % магистерских и 90 % аспирантских диссертаций обладают признаками научной новизны и практической значимости, что нашло свое отражение в частичном или полном их внедрении на предприятиях индустриальных партнеров;

- благодаря высокой степени коммерциализации ряда студенческих разработок, их авторам удалось принять участие в региональных и федеральных кон-

Рис. 3. Интеграционная модель взаимодействия вуза и индустриального (стратегического) партнера (на примере кафедры ТЭС СФУ)

курсах инновационных молодежных проектов, получить признание и финансовую поддержку на их реализацию в размере более 2 млн рублей;

- индустриальные партнеры обеспечивают ежегодные стипендиальные программы более чем для 30 студентов всех уровней подготовки кафедры на сумму до 1,5 млн рублей;

- переоснащено более шести специализированных лабораторий новым учебно-методическим и технологическим оборудованием за счет внебюджетных средств, предоставленных индустриальным партнером на сумму 35 млн рублей;

- ежегодный объем финансирования проектной деятельности студентов, реализации совместных различных культурно-массовых и общественно значимых мероприятий, профориентационной работы и информационной поддержки составляет более 3 млн рублей;

- общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных преподавателями и студентами кафедры под задачи индустриальных партнеров, за последние пять лет составил более 40 млн рублей;

- по итогам 2018 и 2020 годов образовательные программы по подготовке бакалавров и магистров теплоэнергетиков, реализуемые на кафедре «Тепловые электрические станции» СФУ, вошли в число лучших программ России по итогам экспертного голосования в рамках Всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».

Практическое внедрение модели стратегического взаимодействия вуза и индустриальных партнеров потребовало модернизации функционально-организационной структуры кафедры (образовательной программы), что позволило обеспечить качество подготовки выпускников и выполнение основных параметров эффективности программы, а также оптимизировать человеческие, финансовые и материальные ресурсы (рис. 3). В такой постановке новая структура образовательной программы регламентирует системную реализацию и контроль уникальных обязательных процессов (образовательная деятельность, НИОКР, учебно-воспитательная работа, международная деятельность, работа с индустриальными партнерами и профориентационная деятельность) [11].

Заключение

В заключении следует отметить, что выстраивание отношений сотрудничества высшей школы (через кафедры и образовательные программы) и реального сектора экономики на современном этапе является необходимостью, которую определяют современные условия развития мирового сообщества. В этой связи появляется потребность в принятии основательных организационных решений для установления продуктивного диалога между ними, способствующего повышению качества образования. Внедрение модели стратегического взаимодействия вуза и индустриальных партнеров требует модернизации функ-

ционально-организационной структуры кафедр и ориентации на решение следующих задач: информационная поддержка профориентационных, вузовских и отраслевых мероприятий; эффективная совместная профориентационная работа с выпускниками школ -абитуриентами профильных направлений подготовки; работа индустриальных партнеров с профильными кафедрами вуза по обеспечению необходимой численности и качества выпускников. И как следствие -на региональном уровне остро ощущается необходимость установления долгосрочного диалогового партнерского взаимодействия между вузами и работодателями в лице индустриальных партнеров, что должно быть положено в основу реализуемой политики занятости и даст положительные результаты в сокращении безработицы и напряжения на рынке труда, повысит результативность предприятий и нарастит объемы внутреннего продукта в регионе.

Литература

1. Дралюк И. А., Дралюк Р. С. Повышение качества подготовки специалиста как условие его конкурентоспособности // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. СПб., 2014. С. 297-300.

2. Морозова Е. А. Взаимодействие вузов и работодателей как условие качественной подготовки выпускников: мнение экспертов // Вестник КемГУ. 2016. № 1. С. 70-76.

3. Лысенко Н. Н. Анализ организации взаимодействия предприятий-работодателей и вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3 (19). С. 125-129.

4. Шевелев Н. Н. Стратегическое партнерство вуза и предприятий - основа инновационного развития экономики // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 50-54.

5. Шевченко Д. А., Каплан Д. А., Куневич Я. Ю. Современная организация взаимодействия вуза и работодателей // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 1 (1). С. 14-18.

6. Язовцев И. А. Генезис взаимодействия системы «вуз - работодатель» // Управленец. 2012. № 7-8 (35-36). С. 38-44.

7. Опыт внедрения всемирной инициативы СР10 в практику подготовки теплоэнергетиков в Сибирском федеральном университете / Е. А. Бойко, П. В. Шишмарев, Д. И. Караба-рин, А. А. Пикалова // Инженерное образование. 2017. № 22. С. 81-87.

8. Бойко Е. А., Пикалова А. А. Формирование универсальных компетенций у инженерных кадров на примере реализации многоуровневой модели проектно-ориентированной подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 145-152.

9. Бойко Е. А. Формирование профессиональных цифровых компетенций при реализации многоуровневой модели проектно-ориентированной подготовки // Энергобезопасность и энергосбережение. 2021. № 1. С. 61-71.

10. Моисейкина Ю. Н., Жакупова Г Т. Методические рекомендации университетам для развития сотрудничества в рамках системы «Бизнес - Вуз». М., 2020. 190 с.

11. Реализация модели системных изменений многоуровневой проектно-ориентированной подготовки теплоэнергетиков в Сибирском федеральном университете / Е. А. Бойко, П. В. Шишмарев, Д. И. Карабарин, А. В. Бобров, С. Р. Янов,

Н. С. Черных, А. А. Пикалова, Д. В. Сургутский, И. В. Загород-ний // Вестник МЭИ. 2022. № 1. С. 66-84.

References

1. Dralyuk I. A., Dralyuk R. S. Povyshenie kachestva podgotovki spe-cialista kak uslovie ego konkurentosposobnosti [Improving the quality of specialist training as a condition for its competitiveness]. Theory and practice of education in the modern world: Proceedings of the VI international scientific conference. St. Petersburg, 2014, pp. 297-300.

2. Morozov E. A. Vzaimodejstvie vuzov i rabotodatelej kak uslovie kachestvennojpodgotovki vypusknikov: mnenie ekspertov [The interaction between higher education institutions and employers as a condition of high-quality training of graduates: experts'opinions]. Bulletin of Kemerovo State University, 2016, no. 1, pp. 70-76. (In Russian).

3. Lysenko N. N. Analiz organizacii vzaimodejstviya predpriyatii-rabotodatelej i vuza [Analysis of interacting organization between enterprises-employers and higher education institution]. Professional Education in Russia and Abroad, 2015, no. 3 (19), pp. 125-129. (In Russian).

4. Shevelyov N. N. Strategicheskoe partnerstvo vuza i predpriyatii -osnova innovacionnogo razvitiya ekonomiki [Strategic partnership between university and enterprises as the basis of innovation economy development]. Higher Education in Russia, 2013, no. 11, pp. 50-54. (In Russian).

5. Shevchenko D. A., Kaplan D. A., Kunevich Ya. Yu. Sovremen-naya organizaciya vzaimodejstviya vuza i rabotodatelej [Modern organization of interaction between the university and employers]. Human Capital and Professional Education, 2012, no. 1 (1), pp. 14-18. (In Russian).

6. Yazovtsev I. A. Genezis vzaimodejstviya sistemy «vuz-raboto-datel'» [Genesis of the system of higher education institutions and employers cooperation]. Manager, 2012, no. 7-8 (35-36), pp. 38-44. (In Russian).

7. Boyko E. A., Shishmarev P. V., Karabarin D. I., Pikalova A. A. Opyt vnedreniya vsemirnoj iniciativy CDIO v praktiku podgotovki teplo-energetikov v Sibirskom federal'nom universitete [Experience in implementing the CDIO global initiative in the practice of training heat power engineers at the Siberian Federal University]. Engineering Education, 2017, no. 22, pp. 81-87. (In Russian).

8. Boyko E. A., Pikalova A. A. Formirovanie universal'nyh kompetencij u inzhenernyh kadrov na primere realizacii mnogourovnevoj modeli proektno-orientirovannoj podgotovki [Formation of universal competencies in engineering personnel by implementing a multilevel model of project-based training]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 4 (44), pp. 145-152. (In Russian).

9. Boiko E. A. Formirovanie professional'nyh cifrovyh kompetencij pri realizacii mnogourovnevoj modeli proektno-orientirovannoj podgotovki [Digital skill development in project-based learning of heat power engineering students]. Energy Safety and Energy Saving, 2021, no. 1, pp. 61-71. (In Russian).

10. Moiseikina Yu. N., Zhakupova G. T. Metodicheskie rekomendacii universitetam dlya razvitiya sotrudnichestva v ramkah sistemy «Biznes-Vuz» [Methodological recommendations to universities for the development of cooperation within the framework of the "Business-University" system]. Moscow, 2020, 190 p. (In Russian).

11. Boyko E. A., Shishmarev P. V., Karabarin D. I., Bobrov A. V., Yanov S. R., Chernykh N. S., Pikalova A. A., Surgutskiy D. V., Zagorodniy I. V. Realizaciya modeli sistemnyh izmenenij mnog-ourovnevoj proektno-orientirovannoj podgotovki teploener-getikov v Sibirskom federal'nom universitete [Implementing a model of system changes in the multilevel project-oriented training of specialists in thermal power engineering at the Siberian Federal University]. Bulletin of MPEI, 2022, no. 1, pp. 66-84. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.