Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Евгений Анатольевич, Пикалова Альбина Александровна

Введение. В статье представлены результаты многолетнего опыта кафедры «Тепловые электрические станции» ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» по формированию универсальных компетенций при реализации многоуровневой модели проектно-ориентированной подготовки теплоэнергетиков. На современном технологическом этапе развития общества в образовании особую значимость приобретает проблема формирования так называемых мягких, надпрофессиональных, или универсальных, компетенций, необходимых каждому выпускнику вуза вне зависимости от полученной профессии или направления подготовки и одновременно востребованных в повседневной жизни. Цель статьи - обосновать актуальность формирования универсальных компетенций как образовательного результата, соответствующего требованиям ФГОС ВО 3++, и сформированность которых возможна при соблюдении определенных принципов (ориентированности на результат, междисциплинарности, принципа единства эмоциональных и когнитивных особенностей), при том, что компетенция обладает свойством интегративности и динамичности, что присуще личностным качествам, социальной направленностью и значимостью, субъектным или отношенческим характером формирования, а также ее совершенствование обусловлено влиянием эмоционального и когнитивного интеллекта. Методология. В исследовании используется метод педагогического анализа. Вовлечение студентов в решение социально значимых и общепрофессиональных проблем в процессе проектно-ориентированной деятельности позволяет обучающимся закрепить теоретические знания, получить практические навыки и опыт, подкрепленные конкретным результатом. Результаты. Показано, что формирование универсальных компетенций является важным дидактическим средством подготовки инженерных кадров, способных применять новые технологические решения, способных системно и критически мыслить, готовых к командной работе. Заключение. Авторами отмечается, что высокие результаты формирования универсальных компетенций достигаются благодаря применению междисциплинарного подхода, а также использованию деятельностных и практико-ориентированных форм обучения для профессионального и личностного роста обучающихся в течение всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Евгений Анатольевич, Пикалова Альбина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES IN ENGINEERING PERSONNELBY IMPLEMENTING A MULTILEVEL MODEL OF PROJECT-BASED TRAINING

Introduction. The article presents the results of long-term experience of the Thermal Power Plants Department of the Siberian Federal University in formation of universal competences during implementation of multilevel model of project-oriented training of heat power engineers. At the modern technological stage of the development of society in education, the problem of formation and development of the so-called soft, supraprofessional or universal competencies, which are necessary for every graduate of the university, regardless of the profession acquired or the direction of training completed and simultaneously demanded in everyday life, is of particular importance. The aim of the article is to substantiate the relevance of developing of universal competencies as an educational result in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3 ++. The authors have demonstrated that adherence to certain principles (result-orientation, interdisciplinarity, the principle of the unity of the emotional and cognitive) allows developing of universal competence. The competence has its own integrativeness and dynamism, which is inherent in personal qualities, social orientation and significance, subjective or attitude-based character of formation, as well as its improvement is due to the influence of emotional and cognitive intelligence. Methodology. The method of pedagogical analysis is used in research. Involving students in solving socially significant and general professional problems in the process of project-oriented activities allows students to consolidate theoretical knowledge, gain practical skills and experience, supported by a concrete result. Results. It was concluded that formation of universal competencies is an important didactic tool of training the engineering personnel, who are capable of applying new technological solutions, able to think systematically and critically, who are ready for team work. Conclusions. The authors note that high results in the formation of universal competencies are achieved through the application of interdisciplinary approach, as well as the use of activity-based and practice-oriented forms of learning for professional and personal growth of students throughout life.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ BASED ON THE EXPERIENCE OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

УДК/UDC 378 Е. А. Бойко, А. А. Пикалова

DOI 10.54509/22203036_2021_4_145

E. Boyko, A. Pikalova

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ

FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES IN ENGINEERING PERSONNEL BY IMPLEMENTING A MULTILEVEL MODEL OF PROJECT-BASED TRAINING

Введение. В статье представлены результаты многолетнего опыта кафедры «Тепловые электрические станции» ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» по формированию универсальных компетенций при реализации многоуровневой модели проектно-ориентированной подготовки теплоэнергетиков. На современном технологическом этапе развития общества в образовании особую значимость приобретает проблема формирования так называемых мягких, надпрофессиональных, или универсальных, компетенций, необходимых каждому выпускнику вуза вне зависимости от полученной профессии или направления подготовки и одновременно востребованных в повседневной жизни. Цель статьи - обосновать актуальность формирования универсальных компетенций как образовательного результата, соответствующего требованиям ФГОС ВО 3++, и сформированное которых возможна при соблюдении определенных принципов (ориентированности на результат, междисциплинарности, принципа единства эмоциональных и когнитивных особенностей), при том, что компетенция обладает свойством интегративности

и динамичности, что присуще личностным качествам, социальной направленностью и значимостью, субъектным или отношенческим характером формирования, а также ее совершенствование обусловлено влиянием эмоционального и когнитивного интеллекта.

Методология. В исследовании используется метод педагогического анализа. Вовлечение студентов в решение социально значимых и общепрофессиональных проблем в процессе проектно-ориентирован-ной деятельности позволяет обучающимся закрепить теоретические знания, получить практические навыки и опыт, подкрепленные конкретным результатом.

Результаты. Показано, что формирование универсальных компетенций является важным дидактическим средством подготовки инженерных кадров, способных применять новые технологические решения, способных системно и критически мыслить, готовых к командной работе.

Заключение. Авторами отмечается, что высокие результаты формирования универсальных компетенций достигаются благодаря применению междисциплинарного подхода, а также использованию деятель-

ностных и практико-ориентированных форм обучения для профессионального и личностного роста обучающихся в течение всей жизни.

Introduction. The article presents the results of long-term experience of the Thermal Power Plants Department of the Siberian Federal University in formation of universal competences during implementation of multilevel model of project-oriented training of heat power engineers. At the modern technological stage of the development of society in education, the problem of formation and development of the so-called soft, supraprofessional or universal competencies, which are necessary for every graduate of the university, regardless of the profession acquired or the direction of training completed and simultaneously demanded in everyday life, is of particular importance. The aim of the article is to substantiate the relevance of developing of universal competencies as an educational result in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3 ++. The authors have demonstrated that adherence to certain principles (result-orientation, interdisciplinarity, the principle of the unity of the emotional and cognitive) allows developing of universal competence. The competence has its own integrative-ness and dynamism, which is inherent in personal qualities, social orientation and significance, subjective or attitude-based character of formation, as well as its improvement is due to the influence of emotional and cognitive intelligence.

Methodology. The method of pedagogical analysis is used in research. Involving students in solving socially significant and general professional problems in the process of project-oriented activities allows students to consolidate theoretical knowledge, gain practical skills and experience, supported by a concrete result.

Results. It was concluded that formation of universal competencies is an important didactic tool of training the engineering personnel, who are capable of applying new technological solutions, able to think systematically and critically, who are ready for team work.

Conclusions. The authors note that high results in the formation of universal competencies are achieved through the application of interdisciplinary approach, as well as the use of activity-based and practice-oriented forms of learning for professional and personal growth of students throughout life.

Ключевые слова: инженерное образование, многоуровневая модель, проектно-ориентированная подготовка, универсальные компетенции.

Keywords: engineering education, multilevel model, project-oriented training, universal competencies.

Введение

С учетом происходящих изменений, связанных с появлением высокотехнологичного сектора экономики, усложняющимися процессами создания продуктов и сопровождающей коммуникации, невероятно высокой значимостью информационных технологий и систем, подготовка современных квалифицированных инженерных кадров как ответ на возникающие вызовы нуждается в поиске адекватных этим изменениям условий [1]. Из запроса профессионального сообщества и работодателей становится очевидным, что на ряду с когнитивными навыками повышается востребованность так называемых мягких, или надпро-фессиональных, навыков у выпускников высших учебных заведений [2]. Данные тенденции находят отражение в требованиях, выдвигаемых государством, которые зафиксированы в Федеральных образовательных стандартах поколения 3++. Одновременно при внимании к Национальной технологической инициативе, обозначенной Президентом РФ 4 декабря 2014 г., становится очевидной необходимость воспитания и взращивания нового инженера, готового работать в мире технологий, способного системно мыслить и принимать ответственные решения, а также включаться в различные мобильные команды в рамках одной страны или мира [3].

Методология

В данной статье представлен опыт формирования универсальных компетенций при реализации многоуровневой модели проектно-ориентированной подготовки в вузе инженеров-теплоэнергетиков на примере кафедры «Тепловые электрические станции» Сибирского федерального университета, обучающихся по стандартам международной инициативы CDIO (Conceive - Design - Implement - Operate). На основе содержания инициативы CDIO можно обозначить в качестве ведущего в образовательном процессе дея-тельностный подход, поскольку он позволяет осуществить и пройти полный технологический цикл, обеспечить достижение результата, что особенно значимо при подготовке будущих инженерных кадров [4].

На примере CDIO Syllabus стоит отметить, что универсальные компетенции рассматриваются как личностные и межличностные результаты обучения. Личностные «сосредоточены на когнитивном и эмоциональном развитии каждого студента, например на постановке технических задач и решении проблем, экспериментировании и получении новых знаний, системном, творческом, критическом мышлении и профессиональной этике. Межличностные резуль-

таты обучения (раздел 3) описывают умение индивидуального и группового взаимодействия, такие как работа в команде, лидерство, общение и языковые коммуникации. Навыки создания продуктов, процессов и систем (раздел 4) сфокусированы на процессах планирования, проектирования, внедрения и использования в производстве, бизнесе и социальных контекстах» [5]. Таким образом универсальные компетенции:

- носят унифицированный характер как общечеловеческие навыки, вне зависимости от профессиональной направленности;

- опираются и одновременно позволяют развивать когнитивный и эмоциональный интеллект;

- сфокусированы на постановке технических задач и решении проблем с опорой на системное, критическое и творческое мышление;

- охватывают межличностные навыки, такие как коммуникативные, командные и лидерские;

- заключают в себе задачи процессов технологического цикла с учетом контекстов производства, социума и бизнеса [6; 7].

Если говорить о сущности универсальной компетенции, стоит выделить ее интегративность и динамичность как качества личности, социальную направленность и значимость, субъектный, или отношенче-ский, характер в формировании, а также ее обусловленность и влияние эмоционального и когнитивного интеллекта [8].

При высокой актуальности и значимости формирования универсальных компетенций для будущих выпускников инженерных направлений подготовки стоит обозначить некоторые принципы организации образовательного процесса.

1. Одним из значимых результатов и, соответственно, целей образования является формирование универсальных компетенций, что соответствует требованиями ФГОС ВО 3++.

2. Процесс формирования универсальных компетенций будет результативен, если в учебном плане предусмотрены дисциплины, ориентированные на развитие каждой отдельной компетенции, а также имеются достаточные условия междисциплинарного взаимодействия для социальной и профессиональной активности обучающихся.

3. Результативность формирования универсальных компетенций зависит от организованных про-ектно-ориентированных форм учебной и внеучеб-ной деятельности, а также от вовлеченности обучающихся в предлагаемые виды проектов, то есть степени индивидуальной заинтересованности.

4. Определение личностных особенностей, эмоционального и когнитивного интеллекта являются основой для формирования универсальных компетенций, что обеспечивает профессиональный и личностный рост обучающихся в течение всей жизни [9].

Результаты

Опыт формирования универсальных компетенций обучающихся по образовательным программам «бакалавр» и «магистр» теплоэнергетиков на кафедре ТЭС СФУ затрагивает трансформацию как учебного плана, так и содержания проектного подхода в рамках учебных дисциплин в части педагогических технологий и внеучебной работы. Данные нововведения влекут за собой изменение уровня сформиро-ванности компетенций, который зависит от создаваемых условий, а также от меры вовлеченности обучающихся в предлагаемые виды учебной и внеучебной деятельности [10].

Обобщение и систематизация теоретических предпосылок, практического опыта и полученных результатов позволили разработать модель формирования универсальных компетенций (рис. 1).

Основу предложенной модели составляют следующие компоненты:

- целевой, включающий предпосылки, обусловливающие изменения и соответствующую им цель;

- методологический, отражающий подходы и теории, ставшие основой для разработки положений формирования универсальных компетенций;

- процессуальный - зафиксированы принципы организации образовательного процесса, описываются организационно-педагогические условия формирования универсальных компетенций, а также педагогические технологии и дидактические ресурсы, способствующие исследуемому процессу;

- результативный - отражает компонентный состав универсальных компетенций, критерии и уровни их сформированности.

Формирование каждой из универсальных компетенций обучающегося осуществляется в соответствии с четырехкомпонентным составом компетентности. Однако этому предшествует работа с личностными особенностями и эмоциональным интеллектом обучающихся [11]. К личностным особенностям можно отнести: мобильность и гибкость, стрессоустойчи-вость, целеустремленность и саморганизованность. Эмоциональный интеллект включает: способность понимать и корректно выражать собственные эмоции и чувства, эмпатию и рефлексию, интерес к собственному образованию [12].

Рис. 1. Модель формирования универсальных компетенций

В соответствии с обозначенными принципами и представленной моделью формирования универсальных компетенций обучающихся в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника», реализуемой в соответствии с идеологией Международной инициативы CDЮ, введен единый базовый модуль социально-гуманитарных дисциплин [13; 14]. В частности, на первом курсе предусмотрена дисциплина «Основы деловых коммуникаций» (2 семестра), задачей которой является формирование и коммуникативной компетенции. В рамках данной дисциплины обязательным условием, влияющим на допуск к зачету, является реальное подтверждение сформированности компетенции через реализацию группового или индивидуального социального проекта. По результатам опыта и проведенных теоретических поисков в начале каждого учебного года формируется пул проблем, которые имеют социальную направленность и потенциал для решения в форме проекта обучающимися. В пул включены: проекты, реализованные в рамках деятельности органа студенческого соуправления - студенческого комитета кафедры; проекты, относящиеся к различным направлениям волонтерской деятельности; проекты, охватывающие интеллектуальное творчество и будущую профессиональную деятельность. Участниками пула являются и стейкхол-деры. В рамках образовательного направления создаются условия для самостоятельной работы над проектами в учебно-практическом, научном, профессиональном и творческом планах: посвящение первокурсников на Красноярской ТЭЦ-2; адаптационное мероприятие первокурсников «Прошу слова»; выездное мероприятие с советом молодежи Сибирской генерирующей компании; ежегодный турнир по мини-футболу студентов и выпускников кафедры ТЭС СФУ.

В рамках деятельности органа студенческого соуправления заказчиком проектов является выпускающая кафедра. Данные проекты решают проблемы по следующим направлениям:

- информационное - предусматривает проекты, ориентированные на популяризацию направления подготовки и просвещение обучающихся, а также профориентацию абитуриентов в информационной среде и социальных сетях, например создание одно-страничного сайта для абитуриентов, выпуск видеосюжетов о женщинах в профессии и др.;

-профориентационное - предполагает различные мероприятия и организацию событий в школах города и края;

- профессиональное - реализует проекты, которые включают события и дни компаний, орга-

низованные обучающимися в рамках проектно-ориентированной деятельности, создание нестандартных приборов и стендов, относящихся к профессиональной деятельности и используемых для демонстрации в качестве сувенирной продукции;

- социально значимое - включает проекты, предполагающие организацию и проведение интеллектуальных, спортивных (в том числе направленных на здоровьесбережение обучающихся) и творческих мероприятий.

В качестве примеров можно назвать: день открытых дверей на кафедре ТЭС СФУ; форум энергоклассов (г. Абакан, г. Назарово, г. Шарыпово, г. Минусинск) на кафедре ТЭС СФУ; выступление студенческой команды КВН кафедры ТЭС СФУ в ПАО «Юнипро».

Проекты по волонтерству ориентированы на оказание бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается, например работа с подшефным детским домом через научно-техническое совместное творчество; организация и проведение систематических мероприятий и событий для ветеранов; организация акций «Младшие кураторы», «Дом для животных»; «Килограмм каши»; наставничество с трудными подростками.

Проекты, относящиеся к интеллектуальному творчеству и профессионально ориентированной деятельности, направлены на повышение значимости получаемой инженерной профессии в современном мире. В интеграции с дисциплиной «Ответственные инновации: этика, безопасность» обучающиеся проводят исследование своих инженерных разработок, реализуемых в рамках дисциплин инженерного цикла, а также проводят исследование используемых технологий в мировом масштабе. Таким образом через интеллектуальную деятельность обучающиеся дискутируют, изучают вопросы охраны окружающей среды посредством актуализации проблемы разработки экологически безопасных энергетических технологий. Лучшие материалы публикуются в научных сборниках и представляются на научных конференциях, что, безусловно, повышает авторитет образовательного направления в частности и образовательного учреждения в целом.

На втором курсе для формирования универсальных компетенций, востребованных в отраслевой, профессиональной деятельности выпускника, в учебном плане предусмотрена дисциплина «Профессиональные коммуникации», в том числе:

- профориентационная деятельность с целью набора на образовательные программы целеустремленных, активных ребят, осознанно выбирающих для себя инженерную деятельность в отрасли;

- организация и проведение посвящения первокурсников на объектах будущей профессиональной деятельности;

- организация и проведение профессиональных праздников с участием студентов, преподавателей и представителей индустриальных партнеров для формирования отраслевой культуры;

- создание медиаконтента по истории энергетического предприятия и о его специалистах;

- организация и проведение открытых лекций и мастер-классов с участием ведущих специалистов отрасли и выпускников кафедры;

- участие студентов кафедры ТЭС СФУ в межвузовском инженерном соревновании по созданию гидравлических манипуляторов и миниатюрных электростанций;

- информационное сопровождение учебно-научного процесса кафедры посредством создания и наполнения специализированных интернет-сайтов в социальных сетях;

- взаимодействие с молодежными советами индустриальных партнеров при организации и проведении профессиональных и социально значимых совместных проектов;

- междисциплинарная интеграция заданий по формированию универсальных компетенций в базовую часть инженерных проектов по созданию различных энергогенерирующих установок (ответственные инновации, охрана труда, экологическая безопасность и т. п.);

- подготовка документации и участие в конкурсных отборах инновационных проектов регионального и федерального уровней («Умник», «Старт», проекты Росмолодежи и т. п.).

Следует отметить, что на старте профессиональных и общественно полезных проектов студенческим командам предлагаются варианты различных проблем, стейкхолдерами в качестве постановки которых выступают выпускающая кафедра (например, проекты, связанные с профориентацией школьников), университет (например, адаптационные, творческие или спортивные мероприятия), либо работодатель (например, организация и проведение профессионального посвящения или совместная волонтерская работа с молодежными советами энергетических предприятий).

На старших курсах формирование универсальных компетенций осуществляется через проектную деятельность в рамках учебной дисциплины «Управление изменениями». Данный этап обучения отличает глубокое погружение студентов в задачи будущей социально-общественной и профессиональной дея-

тельности, заключающиеся в том, что, с одной стороны, студенты-старшекурсники в большей степени выступают в роли ответственных исполнителей и идеологов развития проектной деятельности студентов младших курсов, с другой стороны, уровень и подход к решению проектных задач приобретает международный, междисциплинарный и сугубо профессиональный характер. В частности, студенты старших курсов принимают активное участие в международном CDIO-движении посредством участия в летних школах, CDIO-Академии, международных стажировках и проектах (например, проект «Умный город» EcoLabs Института энергетики Сингапурского технологического университета). Важной компонентой проектной деятельности старшекурсников являются проекты студенческого конструкторско-технологического бюро, наполненного задачами вуза (повышение энергоэффективности и энергосбережения объектов кампуса), региона (участие в решении задач региональной технологической платформы по энергетике) и индустриальных партнеров (решение прикладных задач энергетического производства).

Теоретическая часть дисциплин социально-гуманитарного модуля проводится с использованием активных методов обучения: организационно-деятельностных и деловых игр, тренингов на развитие навыков и эмоционального интеллекта, кейс-методов, управляемых дискуссий и представление исследований в формате Science Slam. Особое значение имеют междисциплинарность, а также преемственность и связь проектов, например совместное празднование нового года или профессиональных праздников.

Такая организация образовательной программы способствует формированию пула взаимосвязанных компетенций выпускников инженерных направлений, а с помощью оптимального распределения компонентов образовательного и проектного блоков между первой и второй ступенями обучения достигается логичная и сопряженная последовательность формирования целевых компетенций выпускников.

Важным элементом системы формирования универсальных компетенций на инженерных направлениях является среда вуза с определенными условиями реализации проектов, устойчивыми взаимоотношениями с индустриальными партнерами, системой поддержки и мотивации [15]. Немаловажным является корпоративная культура вуза, под которой понимаются традиции и сложившийся набор мероприятий образовательной программы (посвящение первокурсников, выпускные вечера, профессиональные праздники, профориентационные мероприятия, открытые

лекции и мастер-классы руководителей предприятий и т. п.), а также адаптационные мероприятия, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Заключение

На современном технологичном этапе развития общества в образовании особую значимость приобретает проблема формирования так называемых мягких, надпрофессиональных или универсальных, компетенций, необходимых каждому выпускнику вуза вне зависимости от полученной профессии или оконченного направления подготовки, но также востребованных в повседневной жизни.

Соблюдение определенных принципов (ориентированности на результат, междисциплинарности, эмоционального и когнитивного единства) позволяет формировать универсальные компетенции как результат образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++, ее интегративность и динамичность как личностное качество, социальную направленность и значимость, субъектный, или отношенческий, характер формирования, а также ее обусловленность и влияние эмоционального и когнитивного интеллекта.

Вовлечение студентов в решение социально значимых и общепрофессиональных проблем в процессе проектно-ориентированной деятельности позволяет обучающимся закрепить теоретические знания, получить практические навыки и опыт, подкрепленные конкретным результатом. Показано, что формирование универсальных компетенций является важным дидактическим средством подготовки инженерных кадров, способных внедрять новые технологические решения, умеющих системно и критически мыслить, готовых к командной работе.

Результативность процесса формирования универсальных компетенций значительно повышается благодаря применению междисциплинарного подхода, а также использованию в образовательном процессе деятельностных и практико-ориентированных форм обучения для профессионального и личностного роста обучающихся в течение всей жизни.

Результаты по формированию универсальных компетенций, полученные при работе над проектом по внедрению модели системных изменений многоуровневой проектно-ориентированной подготовки теплоэнергетиков в СФУ, позволяют констатировать достижение целого ряда объективных положительных образовательных целей и рекомендовать вышеизложенный подход для практического использования при модернизации инженерного образования как аналогичных, так и других направлений подготовки

инженеров в широком поле российского и мирового образовательного пространства.

Литература

1. Системные изменения в подготовке бакалавров при реализации образовательной программы «Металлургия» в идеологии CDIO / Н. В. Гафурова, Э. А. Рудницкий, С. И. Осипова, О. Ю. Шубкина // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2 (30). С. 155-161.

2. Жигалова А. И., Баканов А. А. К вопросу о формировании универсальных компетенций в подготовке инженерных кадров // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3 (35). С. 123-128.

3. Баканов А. А., Жигалова И. А., Меркурьев В. В. Формирование универсальных проектных компетенций в подготовке инженерных кадров: междисциплинарный подход [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=29442.

4. Implementing CDIO project-based learning and training of Heat and Power engineers / E. A. Boiko, P. V. Shishmarev, D. I. Karabarin, S. R. Yanov, A. A. Pikalova // Journal of Physics: Conference Series (PTPPE-2017). 2017. № 891. P. 3-10.

5. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информационно-методическое издание / пер. с англ. и ред. А. И. Чучалина, Т. С. Петровской, Е. С. Кулюкиной. Томск, 2011. 17 с.

6. Осипова С. И., Гафурова Н. В., Рудницкий Э. А. Формирование Soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 91-101.

7. CDIO based engineering design and optimization course / J. Quist, K. Bhadani, M. Bengtsson, M. Evertsson, J. Malmqvist, M. Enelund, S. Hoffenson // Proceedings of the 13th International CDIO Conference. Calgary, Canada, June 18-22, 2017. P. 102-118.

8. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Э. Кроули, Й. Малмквист, С. Остлунд, Д. Бролер, К. Эдстрем. М., 2015. 540 с.

9. Богоутдинова Р. З., Казакова У. А. Инженерная педагогика в системе надпрофессиональных компетенций линейного инженера // Инженерное образование. 2018. № 24. С. 45-50.

10. Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127-135.

11. Овчаренко В. И., Сальная Л. К. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» в формировании универсальных компетенций студентов инженерного вуза // Филологические науки. Теория и практика. 2015. № 5-1. С. 162-167.

12. Универсальные компетенции «Командная работа и лидерство» в профессиональной подготовке будущих строителей / Н. И. Иоголевич, О. В. Сарпова, Л. А. Филимонова, С. А. Васюра // Человеческий капитал. 2020. № 9 (141). С. 157-169.

13. Опыт внедрения всемирной инициативы CDIO в практику подготовки теплоэнергетиков в Сибирском федеральном университете / Е. А. Бойко, П. В. Шишмарев, Д. И. Караба-рин, А. А. Пикалова // Инженерное образование. 2017. № 22. С. 81-87.

14. Бойко Е. А. Формирование профессиональных цифровых компетенций при реализации многоуровневой модели проектно-ориентированной подготовки теплоэнергетиков // Энергобезопасность и энергосбережение. 2021. № 1. С. 61-71.

15. Вишнякова И. А. Технология организации развивающей среды вуза // Инженерное образование. 2018. № 24. С. 182-185.

References

Gafurova N. V., Rudnitskii E. A., Osipova S. I., Shubkina O. Yu. Sis-temnye izmeneniya v podgotovke bakalavrov pri realizacii obrazovatel'nojprogrammy «Metallurgiya» v ideologii CDIO [System changes in the training of bachelors in the implementation of the educational program "Metallurgy" in ideology CDIO]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 2 (30), pp. 155-161. (In Russian).

Zhigalova A. I., Bakanov A. A. K voprosu o formirovanii universal'nyh kompetencij v podgotovke inzhenernyh kadrov [Revising the formation of a universal project competencies in the training of engineers]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 3 (35), pp. 123-128. (In Russian). Bakanov A. A., Zhigalova I. A., Merkuriev V. V. Formirovanie universal'nyh proektnyh kompetencij v podgotovke inzhenernyh kadrov: mezhdisciplinarnyj podhod [The development of universal design competencies in the training of engineers: an interdisciplinary approach]. Modern Problems of Science and Education, 2019, no. 6, Available at: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=29442. (In Russian).

Boiko E. A., Shishmarev P. V., Karabarin D. I., Yanov S. R., Pika-lova A. A. Implementing CDIO project-based learning and training of Heat and Power engineers. Journal of Physics: Conference Series (PTPPE-2017), 2017, no. 891, pp. 3-10. (In English). Vsemirnaya iniciativa CDIO. Standarty: informacionno-metodicheskoe izdanie [Worldwide CDIO Initiative. Standards: informational and methodical publication]. Translation from English and editors A. I. Chuchalin, T. S. Petrovskaya, E. S. Kulyukina. Tomsk, 2011, 17 p. (In Russian).

Osipova S. I., Gafurova N. V., Rudnitskiy E. A. Formirovanie Soft skills v usloviyah social'no obshchestvennyh praktik studentov pri realizacii obrazovatel'noj programmy v ideologii Mezhdun-arodnoj iniciativy CDIO [Formation of Soft skills in the conditions of social and public practices of students in the implementation of the educational program in the ideology of the CDIO international initiative]. Perspectives of Science and Education, 2019, no. 4 (40), pp. 91-101. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Quist J., Bhadani K., Bengtsson M., Evertsson M., Malmqvist J., Ene-lund M., Hoffenson S. CDIO based engineering design and optimization course. Proceedings of the 13th International CDIO Conference. Calgary, Canada, June 18-22, 2017, pp. 102-118. (In English).

8. Crowley E., Malmqvist J., Ostlund S., Broler D., Edstrem K. Pere-osmyslenie inzhenernogo obrazovaniya. Podhod CDIO [Rethinking engineering education. CDIO approach]. Moscow, 2015, 540 p. (In Russian).

9. Bogoudinova R. Z., Kazakova U. A. Inzhenernaya pedagogika v sisteme nadprofessional'nyh kompetencijlinejnogo inzhenera [Engineering pedagogics in the system of formation of up-professional competences of linear engineer]. Engineering Education, 2018, no. 24, pp. 45-50. (In Russian).

10. Kazakova E. I., Tarkhanova I. Yu. Ocenka universal'nyh kompe-tencij studentov pri osvoenii obrazovatel'nyh programm [Assessment of students' universal competences when mastering educational programs]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 5, pp. 127-135. (In Russian).

11. Ovcharenko V. I., Sal'naya L. K. Potencial discipliny «Inostrannyj yazyk» v formirovanii universal'nyh kompetencij studentov inzhenernogo vuza [Potential of the course "foreign language" in the formation of universal competences of the students of engineering higher school]. Philology. Theory & Practice, 2015, no. 5-1, pp. 162-167. (In Russian).

12. Iogolevich N. I., Sarpova O. V., Filimonova L. A., Vasy-ura S. A. Universal'nye kompetencii «Komandnaya rabota i lider-stvo» v professional'noj podgotovke budushchih stroitelej [Universal competences "Teamwork and leadership" in the vocational training the future builders]. Human Capital, 2020, no. 9 (141), pp. 157-169. (In Russian).

13. Boyko E. A., Shishmarev P. V., Karabarin D. I., Pikalova A. A. Opyt vnedreniya vsemirnoj iniciativy CDIO v praktiku podgotovki teplo-energetikov v Sibirskom federal'nom universitete [Experience of implementing the global CDIO initiative in the practice of training heat power engineers at the Siberian Federal University]. Engineering Education, 2017, no. 22, pp. 81-87. (In Russian).

14. Boiko E. A. Formirovanie professional'nyh cifrovyh kompetencij pri realizacii mnogourovnevoj modeli proektno-orientirovannoj podgotovki teploenergetikov [Digital skill development in project-based learning of heat power engineering students]. Energy Safety and Energy Economy, 2021, no. 1, pp. 61-71. (In Russian).

15. Vishniacova I. A. Tekhnologiya organizacii razvivayushchej sredy vuza [Technology of organization of educational environment of the university]. Engineering Education, 2018, no. 24, pp. 182-185. (In Russian).

УДК/UDC 378

DOI 10.54509/22203036_2021_4_152

В. В. Булгаков V. Bulgakov

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

EXPERIENCE IN ORGANIZING SYSTEMATIC TRAINING OF CADETS IN THE FIELD OF FIREFIGHTING AND EMERGENCY RESCUE OPERATIONS

Введение. Эффективность организации и качество образовательного процесса формируют профессиональную готовность выпускников к пожаротушению и проведению аварийно-спасательных

работ. Особенности профессиональной деятельности пожарных и экстремальный режим работы при ликвидации пожаров и иных чрезвычайных ситуаций требуют особого подхода к организации образователь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.