Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПОЖАРНЫХ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНТЕКСТНАЯ И ИГРОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгаков Владислав Васильевич

Введение. В статье представлен взгляд студентов на эффективность применения в учебном процессе балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности. Целью исследования являлось выявление степени удовлетворенности обучающихся от применения балльно-рейтинговой системы в вузе, а также предложения по ее совершенствованию. Методология. Исследование проводилось посредством анализа и синтеза результатов опроса обучающихся 2-4-го курсов Кемеровского государственного университета через интернет-сервис Google Forms. Результаты. Исследование показало, что балльно-рейтинговая система большинством студентов определяется как более эффективная в плане стимулирования учебной мотивации по сравнению с традиционной системой оценивания. Около 97 % обучающихся удовлетворены применением балльно-рейтинговой системы в вузе, в том числе полученными им по этой системе итоговыми отметками по изучаемым дисциплинам. При этом достаточно высоким оказалась доля тех студентов, кто ни разу не столкнулся с какими-либо трудностями, вызванными применением балльно-рейтинговой системы. Около одной пятой обучающихся выделили проблемы, которые они связывают с балльно-рейтинговой системой в университете. Среди прочих названы технические, организационные и проблема неадекватного итогового оценивания, отсутствие единых критериев оценивания одних и тех же видов учебных работ по разным дисциплинам и т. д. Заключение. Балльно-рейтинговая система востребована студентами и в целом воспринимается ими положительно. Авторами отмечается, что подробное разъяснение принципов действия балльно-рейтинговой системы студентам, простота и прозрачность подсчета рейтинга, единообразие принципов оценивания типовых видов учебных заданий, совершенствование документации, регламентирующей функционирование балльно-рейтинговой системы, регулярность и своевременность размещения преподавателями результатов оценивания в базах данных позволят повысить эффективность данной системы оценивания в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANIZING SYSTEMATIC TRAINING OF CADETS IN THE FIELD OF FIREFIGHTING AND EMERGENCY RESCUE OPERATIONS

Introduction. The article presents a study of students' opinions on the effectiveness of the use of the point-rating system for assessing of learning activities in the educational process. The aim of the study was to identify the degree of satisfaction of students from the implementation of the point-rating system in the university, as well as to develop recommendations for its improvement. Materials and Methods. The research was carried out using methods of analysis and synthesis based on the survey of students of 2nd-4th courses of Kemerovo State University using the application “Google Forms”. Result. The research has shown that the point-rating system is defined by the majority of students as more effective or rather effective in terms of stimulating learning motivation compared to the traditional grading system. About 97 % of students are satisfied with the use of the point-rating system at the university, including the final marks they put on this system in the disciplines studied. At the same time, the percentage of those students who have never encountered any difficulties caused by the use of the point-rating system turned out to be quite high. About one fifth of the students identified and described the problems they associate with the implementation of the point-rating system at the university. Among others they mention technical, organizational problems, the problem of inadequate final grades, the lack of uniform criteria for assessing the same types of educational work in different disciplines, etc. Conclusions. The point-rating system is in demand by students and is generally perceived by them positively. The authors note that a detailed explanation of the principles of operation of the point-rating system to students, the simplicity and transparency of calculating the rating, uniformity in the assessment of typical types of study assignments, improvement of the documentation serving the point-rating system, the systematic and timely placement of assessment results by teachers in databases will improve efficiency from the introduction of this assessment system into the educational process.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

References

Gafurova N. V., Rudnitskii E. A., Osipova S. I., Shubkina O. Yu. Sis-temnye izmeneniya v podgotovke bakalavrov pri realizacii obrazovatel'nojprogrammy «Metallurgiya» v ideologii CDIO [System changes in the training of bachelors in the implementation of the educational program "Metallurgy" in ideology CDIO]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 2 (30), pp. 155-161. (In Russian).

Zhigalova A. I., Bakanov A. A. K voprosu o formirovanii universal'nyh kompetencij v podgotovke inzhenernyh kadrov [Revising the formation of a universal project competencies in the training of engineers]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 3 (35), pp. 123-128. (In Russian). Bakanov A. A., Zhigalova I. A., Merkuriev V. V. Formirovanie universal'nyh proektnyh kompetencij v podgotovke inzhenernyh kadrov: mezhdisciplinarnyj podhod [The development of universal design competencies in the training of engineers: an interdisciplinary approach]. Modern Problems of Science and Education, 2019, no. 6, Available at: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=29442. (In Russian).

Boiko E. A., Shishmarev P. V., Karabarin D. I., Yanov S. R., Pika-lova A. A. Implementing CDIO project-based learning and training of Heat and Power engineers. Journal of Physics: Conference Series (PTPPE-2017), 2017, no. 891, pp. 3-10. (In English). Vsemirnaya iniciativa CDIO. Standarty: informacionno-metodicheskoe izdanie [Worldwide CDIO Initiative. Standards: informational and methodical publication]. Translation from English and editors A. I. Chuchalin, T. S. Petrovskaya, E. S. Kulyukina. Tomsk, 2011, 17 p. (In Russian).

Osipova S. I., Gafurova N. V., Rudnitskiy E. A. Formirovanie Soft skills v usloviyah social'no obshchestvennyh praktik studentov pri realizacii obrazovatel'noj programmy v ideologii Mezhdun-arodnoj iniciativy CDIO [Formation of Soft skills in the conditions of social and public practices of students in the implementation of the educational program in the ideology of the CDIO international initiative]. Perspectives of Science and Education, 2019, no. 4 (40), pp. 91-101. (In Russian).

Quist J., Bhadani K., Bengtsson M., Evertsson M., Malmqvist J., Ene-lund M., Hoffenson S. CDIO based engineering design and optimization course. Proceedings of the 13th International CDIO Conference. Calgary, Canada, June 18-22, 2017, pp. 102-118. (In English).

8. Crowley E., Malmqvist J., Ostlund S., Broler D., Edstrem K. Pere-osmyslenie inzhenernogo obrazovaniya. Podhod CDIO [Rethinking engineering education. CDIO approach]. Moscow, 2015, 540 p. (In Russian).

9. Bogoudinova R. Z., Kazakova U. A. Inzhenernaya pedagogika v sisteme nadprofessional'nyh kompetencijlinejnogo inzhenera [Engineering pedagogics in the system of formation of up-professional competences of linear engineer]. Engineering Education, 2018, no. 24, pp. 45-50. (In Russian).

10. Kazakova E. I., Tarkhanova I. Yu. Ocenka universal'nyh kompe-tencij studentov pri osvoenii obrazovatel'nyh programm [Assessment of students' universal competences when mastering educational programs]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 5, pp. 127-135. (In Russian).

11. Ovcharenko V. I., Sal'naya L. K. Potencial discipliny «Inostrannyj yazyk» v formirovanii universal'nyh kompetencij studentov inzhenernogo vuza [Potential of the course "foreign language" in the formation of universal competences of the students of engineering higher school]. Philology. Theory & Practice, 2015, no. 5-1, pp. 162-167. (In Russian).

12. Iogolevich N. I., Sarpova O. V., Filimonova L. A., Vasy-ura S. A. Universal'nye kompetencii «Komandnaya rabota i lider-stvo» v professional'noj podgotovke budushchih stroitelej [Universal competences "Teamwork and leadership" in the vocational training the future builders]. Human Capital, 2020, no. 9 (141), pp. 157-169. (In Russian).

13. Boyko E. A., Shishmarev P. V., Karabarin D. I., Pikalova A. A. Opyt vnedreniya vsemirnoj iniciativy CDIO v praktiku podgotovki teplo-energetikov v Sibirskom federal'nom universitete [Experience of implementing the global CDIO initiative in the practice of training heat power engineers at the Siberian Federal University]. Engineering Education, 2017, no. 22, pp. 81-87. (In Russian).

14. Boiko E. A. Formirovanie professional'nyh cifrovyh kompetencij pri realizacii mnogourovnevoj modeli proektno-orientirovannoj podgotovki teploenergetikov [Digital skill development in project-based learning of heat power engineering students]. Energy Safety and Energy Economy, 2021, no. 1, pp. 61-71. (In Russian).

15. Vishniacova I. A. Tekhnologiya organizacii razvivayushchej sredy vuza [Technology of organization of educational environment of the university]. Engineering Education, 2018, no. 24, pp. 182-185. (In Russian).

УДК/UDC 378

DOI 10.54509/22203036_2021_4_152

В. В. Булгаков V. Bulgakov

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

EXPERIENCE IN ORGANIZING SYSTEMATIC TRAINING OF CADETS IN THE FIELD OF FIREFIGHTING AND EMERGENCY RESCUE OPERATIONS

Введение. Эффективность организации и качество образовательного процесса формируют профессиональную готовность выпускников к пожаротушению и проведению аварийно-спасательных

работ. Особенности профессиональной деятельности пожарных и экстремальный режим работы при ликвидации пожаров и иных чрезвычайных ситуаций требуют особого подхода к организации образователь-

ного процесса, внедрению новых форм и методов подготовки.

Методология. С целью дальнейшего совершенствования учебного процесса в статье проанализированы особенности профессиональной деятельности пожарно-спасательных подразделений и проведен обзор литературы по профессиональной подготовке пожарных и спасателей. Результаты нашего исследования позволят в рамках образовательного процесса внедрить новые формы и методы обучения, в том числе контекстное и игровые формы обучения, разработанные по принципам компетентностного подхода.

Результаты. Предложена комплексная система подготовки пожарных, которая включает программу подготовки пожарного и спасателя, систему разработанных учебных курсов, реализующих предметно-профессиональный формат подготовки, новые методики теоретического и практического обучения. Также данная система подготовки направлена на обучение курсантов в составе аэромобильной группировки к ликвидации последствий пожаров и иных чрезвычайных ситуаций. Важным и необходимым элементом предложенной системы подготовки пожарных является мониторинг мнения профессорско-преподавательского состава и обучающихся относительно организации, самого образовательного процесса и контроля результатов обучения, что позволяет за счет обратной связи оперативно вносить изменения в образовательный процесс и совершенствовать его организацию и содержание.

Заключение. Разработанная модель системы подготовки курсантов ведомственных вузов МЧС к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ способствует повышению эффективности и профессиональной насыщенности реализуемого образовательного процесса и формированию высокого уровня готовности выпускников к работе в пожарно-спасательных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России.

Introduction. The effectiveness of organization and quality of educational process form the professional readiness of graduates for firefighting and emergency rescue operations. The peculiarities of the professional activity of firefighters and extreme mode of work during the liquidation of fires and other emergency situations require a special approach to the organization of the educational process, the introduction of new forms and methods of training.

Methodology. In order to further the educational process, the features of the professional activity of fire and rescue units are analyzed and a review of literary sources in

the field of professional training of firefighters and rescuers is carried out. The results of our research will allow introducing new forms and methods of training, including context and game forms of training, which were developed on the principles of competency-based approach, as part of the educational process.

Results. An integrated system of training firefighters on the basis of the implemented educational process, which includes professional training according to the training program for firefighters and rescuers, and a system of developed training courses that implement the subject-professional format of training, the use of new methods of theoretical and practical training is proposed. Also, this training system is aimed to train cadets as part of an airmobile group to eliminate the consequences of fires and other emergency situations. An important and necessary element of the proposed fire training system is monitoring of opinions of teaching staff and trainees in relation to organization, the educational process and control of results of training, which allows due to feedback to make changes to the educational process and improve its organization and content.

Conclusion. The developed model of the system of training cadets of departmental universities of the Ministry of Emergency Situations to extinguish fires and conduct emergency rescue operations is aimed at increasing the efficiency and professional saturation of the implemented educational process, forming a high readiness of graduates for practical work in the fire and rescue units of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Ключевые слова: подготовка пожарных, компе-тентностный подход, контекстная и игровая форма обучения, профессиональная готовность.

Keywords: training of firefighters, competence-based approach, contextual and playful form of training, professional readiness.

Введение

Профессиональная готовность выпускников ведомственных вузов МЧС к пожаротушению и аварийно-спасательным работам определяется качеством и результативностью образовательного процесса, которые обеспечиваются многообразием различных факторов, которые, в свою очередь, должны при взаимодействии формировать синергетический педагогический эффект. Сложный характер подготовки пожарных требует особенного подхода к организации и ведению образовательного процесса, введению дополнительных форм его проведения, направленных на формирование мотивационной сферы как у обучаемых, так и профессорско-преподавательского

состава. Сложный характер указанной подготовки определяется прежде всего особенностями профессиональной деятельности, которая включает, помимо профессионально-инженерных знаний, умений и навыков, физические и психологические качества, позволяющие в условиях воздействия опасных факторов пожара, угрожающих жизни и здоровью, проводить спасательные работы и ликвидировать горение.

Статистика пожаров в Российской Федерации свидетельствует о значительных нагрузках на личный состав пожарно-спасательных подразделений, которые в режиме круглосуточного дежурства неоднократно выезжают для ликвидации пожаров и различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Выпускники образовательных учреждений МЧС возглавляют пожарно-спасательные подразделения (караулы), организуют работу подчиненного личного состава на пожаре и руководят боевыми действиями, в том числе непосредственно участвуют в спасении людей и ликвидации пожаров. Высокая ответственность за результаты работы, связанной со спасением людей на пожаре и защитой материальных ценностей, требует от начальника караула широкого круга профессиональных знаний, умений и навыков, физической и психологической подготовленности к решению профессиональных задач.

Психологическая готовность начальника караула к работе на пожаре или при иных чрезвычайных ситуациях является наиболее значимым фактором, обеспечивающим успешное выполнение профессиональных задач [4, с. 98; 10, с. 115; 11, с. 31; 14, с. 333; 16, с. 330]. Физическая готовность также относится к наиболее значимым качествам начальника караула, достигается постоянными тренировками и обеспечивает возможность длительной работы в условиях экстремальных физических нагрузок [7, с. 59; 8, с. 591; 13, с. 99; 15, с. 579]. Психологическая и физическая готовность формируются, в том числе, на базе прочных знаний, умений и навыков организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Профессиональная готовность выпускников к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ формируется в процессе изучения дисциплин основной образовательной программы специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность». Особенности реализации учебного плана не позволяют в достаточной мере сформировать требуемые профессиональные компетенции и поддерживать их уровень в течение всего обучения. Данная проблема связана прежде всего с необходимостью изучения большого количества дисциплин, по окончании кото-

рых полученные знания, умения и навыки постепенно размываются вследствие их недостаточного использования при изучении последующих предметов. Кроме того, процесс вузовского образования носит дисциплинарный характер, который предусматривает в рамках изучения отдельных дисциплин получение узкоспециализированных знаний, умений и навыков, комплексное применение которых для решения профессиональных задач чаще всего происходит фрагментарно.

Методология

Для решения имеющихся проблем при подготовке курсантов в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ выполнен анализ практической деятельности пожарно-спасательных подразделений, проведен обзор литературы, выявлен недостаток внимания вопросам комплексной подготовки пожарных, определены задачи и направления исследования для совершенствования системы обучения в вузах МЧС России.

Для решения поставленных задач применен системный подход, позволяющий за счет внедрения и взаимного дополнения новых форм и методик обучения, применения системы мониторинга образовательного процесса и его материально-технического обеспечения повысить эффективность образовательного процесса и уровень подготовки пожарных. В основе предложенных форм и методик подготовки лежат компетентностный подход (И. А. Зимняя, А. С. Белкин, А. В. Хуторской, Э. Ф. Зеер, Т. М. Ковалева, Д. Б. Эль-конин и др.), контекстное (А. А. Вербицкий) и игровое (К. Гринблат, М. М. Бирштейн, Л. С. Выготский, Ф. Грей, Г. П. Щедровицкий и др.) обучение, позволяющие значительно повысить мотивацию курсантов к освоению учебной программы для совершенствования профессиональных компетенций в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ.

Результаты

Для повышения качества, эффективности и профессиональной насыщенности образовательного процесса предложена система подготовки, которая включает в себя комплекс учебно-методических компонентов, позволяющих сформировать прочные знания, умения и навыки в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ и поддерживать их уровень на протяжении всего обучения. Такая система подготовки позволит сформировать у выпускников более высокий уровень готовности к профессиональной деятельности. Применяемая нами модель сис-

Рис. 1. Концептуальная модель системы подготовки в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ

темы подготовки представлена на рисунке 1 и включает 7 основных компонентов: 1) реализация дисциплин и практик основной образовательной программы; 2) реализация профессионального обучения по программе подготовки пожарного и спасателя; 3) применение комплексных методик теоретического и практического обучения; 4) использование для обучения системы учебных курсов, реализующих предметно-профессиональный формат подготовки; 5) применение профессионально-практического формата подготовки, реализуемого в процессе участия обучаемых в ликвидации последствий пожаров и чрезвычайных ситуаций в составе аэромобильной группировки (далее - АМГ) вуза МЧС; 6) развитие и совершенствование учебно-полигонной базы для отработки практических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ; 7) мониторинг мнения профессорско-преподавательского состава и обучающихся относительно организации, ведения и результатов обучения.

Система подготовки строится на базе дисциплин и практик основной образовательной программы по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность». Дисциплины основной образовательной программы включают прежде всего инженерную подготовку и подготовку в области организации и управления пожарно-спасательным подразделением на пожаре, что не позволяет в достаточной мере сформировать у обучаемых базовые практические умения и навыки непосредственного тушения пожаров и выполнения аварийно-спасательных работ. Для решения этой проблемы в учебный процесс введено профессиональное

обучение по программе подготовки пожарного и спасателя, т. к. начальник караула, который непосредственно участвует в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, должен уметь выполнять работу в качестве пожарного и спасателя.

Модель подготовки включает применение комплексных методик теоретической [2] и практической подготовки [1]. Данные методики апробированы и внедрены в учебный процесс Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Они позволяют в комплексе изучать и формировать профессиональные практические умения и навыки на базе изученных ранее дисциплин основной образовательной программы. Важным элементом представленной модели является система учебных курсов и предметно-профессиональный формат подготовки, заключающийся в подготовке к выполнению этапов боевых действий на пожаре, регламентированных боевым уставом подразделений пожарной охраны, определяющим алгоритм и порядок действий пожарно-спасательных подразделений при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [9]. Образовательный процесс, как было сказано выше, носит дисциплинарный характер, что предусматривает изучение отдельных профессиональных дисциплин, формирующих в основном отдельные узкоспециализированные знания, умения и навыки. Например, дисциплина «Пожарная техника» к изучению предлагает пожарно-техническое оборудование и аварийно-спасательный инструмент, но здесь не рассматриваются детализированно особенности применения этой техники, оборудования и инструмента, в том

числе в комбинированном виде, в условиях изменяющейся обстановки на пожаре и связанными с ней боевыми действиями пожарно-спасательных подразделений. Учебные курсы на базе изученных ранее дисциплин основной образовательной программы (имеющиеся знания, практические умения и навыки) позволяют сформировать у обучаемых предметно-профессиональные компетенции, необходимые для выполнения боевых действий при пожаре на всех этапах спасательных операций, которые, например, включают разведку пожара, спасение людей, боевое развертывание сил и средств, ликвидацию горения, проведение аварийно-спасательных работ.

Для реализации различных форм и методик подготовки необходимо развитие учебно-полигонной базы, позволяющей расширить перечень учебных мест для отработки практических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Данный элемент нашей модели является наиболее финансово затратным, кроме того, разработка и создание новых учебных тренажеров требуют от профессорско-преподавательского состава разработки новых методик с целью повышения эффективности учебного процесса. Например, для развития и совершенствования учебно-полигонной базы в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России (далее - Академия) с целью подготовки в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ созданы несколько учебно-тренажерных комплексов [3; 5; 12], в том числе виртуальный [6]. Наличие широкого перечня учебно-тренажерных комплексов способствует формированию и совершенствованию более широкого круга практических умений и навыков обучаемых, повышению профессиональной насыщенности и эффективности учебного процесса, а также профессиональной готовности выпускников к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

Мониторинг мнения профессорско-преподавательского состава и обучаемых в отношении организации, ведения и результатов обучения является необходимым элементом предложенной выше модели. Реализацию этой задачи предложено выполнять в автоматизированном режиме посредством программы Fire Test, которая также позволяет в академии организовать теоретическое обучение и контроль знаний обучающихся [2]. Возможность получения обратной связи предполагает, что руководство вуза и начальники кафедр будут оперативно вносить изменения в организацию образовательного процесса и его содержание для повышения его эффективности.

Заключение

Представленная модель системы подготовки курсантов ведомственных вузов МЧС к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ активно применяется в академии. Комплексный подход и многоуровневая система подготовки в условиях развитой учебно-полигонной базы и мониторинга мнения субъектов образовательного процесса повышают эффективность учебного процесса и готовят выпускников к профессиональной деятельности в области тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Литература

1. Булгаков В. В. Результаты апробации и внедрения в образовательный процесс многоуровневой модульной системы (в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 1 (65). С. 47-62.

2. Булгаков В. В., Малый И. А. Результаты внедрения в образовательный процесс программы FireTest // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018. № 4 (46). С. 21-33. DOI: 10.25688/2072-9014.2018.46.4.02.

3. Разработка учебно-тренажерного полигона для формирования практических умений и навыков проведения аварийно-спасательных работ в условиях ограниченного пространства и видимости при ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся обрушением строительных конструкций, разрушением инженерных и технологических коммуникаций «Сталкер» / М. В. Винокуров, И. А. Краснов, В. В. Кичайкин, А. Н. Ниткин, Е. С. Чумаков, Д. С. Белов // Современные проблемы гражданской защиты. 2020. № 4 (37). С. 85-94.

4. Гермацкая Е. И. Психологические аспекты профессионально важных качеств пожарных-спасателей // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2020. Т. 4, № 1. С. 96-105. DOI: 10.33408/2519-237X.2020.4-1.96.

5. Разработка многофункционального комплекса подготовки пожарных и спасателей по ведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях / А. А. Костяев, И. А. Краснов, В. В. Кичайкин, А. Н. Ниткин, Е. С. Чумаков, Д. С. Баранова // Современные проблемы гражданской защиты. 2020. № 3 (36). С. 83-93.

6. Применение цифровых технологий для подготовки курсантов в области пожаротушения / И. А. Малый, В. В. Булгаков, И. Ю. Шарабанова, О. И. Орлов // Открытое образование. 2021. Т. 25, № 2. С. 51-59. DOI: 10.21686/1818-4243-2021-2-51-59.

7. Матвеичев В. Н., Шипилов Р. М., Маринич Е. Е. К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки обучающихся Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России [Электронный ресурс] // Пожарная и аварийная безопасность. 2020. № 3 (18). С. 57-69. URL: http://pab. edufire37.ru/wp-content/uploads/2020/12/3-18-2020.pdf (дата обращения: 11.08.2021).

8. Машошина И. В., Шуткин С. Н., Чижов А. В. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2018. Т. 1, № 9. С. 591-592.

9. Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ [Электронный ресурс]: приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444.

URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71746130/ (дата обращения: 11.08.2021).

10. Теслюк П. В. Влияние уровня интеллекта, эмоционально-волевых свойств и склонности к риску на процесс принятия решений // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. 2016. № 1 (23). С. 113-119.

11. Тыщенко Е. Г, Мотовичев К. В., Леонтьева М. С. Методика совершенствования психофизиологических качеств курсантов - одно из направлений специальной физической тренировки // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2020. № 1 (46). С. 29-38.

12. Применение тренажерных комплексов в учебно-тренировочных занятиях по отработке способов самоспасания и спасения пострадавших в условиях ограниченного пространства / Р. М. Шипилов, И. Ю. Шарабанова, Е. Е. Мари-нич, О. Г Зейнетдинова, Д. Ю. Захаров // Современные проблемы гражданской защиты. 2018. № 3 (28). С. 48-56.

13. Kim C., Ji C., Kim S. Effects of a High-Intensity Interval Training Program on the Fitness and Performance of Firefighters // Fire Science and Engineering. 2020. Vol. 34 (2). P. 97-102. DOI: 10.7731/kifse.642ab111.

14. Marquardt N., Krämer L., Schürmann V. Mental preparation strategies and firefighter's performance under stress // International Journal of Safety and Security Engineering. 2019. Vol. 9 (4). P. 332-343. DOI: 10.2495/SAFE-V9-N4-332-343.

15. The effect of a novel tactical training program on physical fitness and occupational performance in firefighters / R. Pawlak, J. L. Clasey, T. Palmer, T. B. Symons, M. G. Abel // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29 (3). P. 578-588. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000663.

16. Petruzzello S., Poh P., Greenlee T. Physiological, Perceptual and Psychological Responses of Career versus Volunteer Firefighters to Live-fire Training Drills // Stress and Health. 2016. Vol. 32, Iss. 4. P. 328-336. DOI: 10.1002/smi.2620.

References

1. Bulgakov V. V. Rezul'taty aprobacii i vnedreniya v obrazovatel'nyj process mnogourovnevojmodul'noj sistemy (v oblasti prove-deniya avarijno-spasatel'nyh rabot i pozharotusheniya) [Multilevel modular system of practical training in the field of rescue and firefighting: the results of testing and implementation in the educational process]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2020, vol. 1, no. 1 (65), pp. 47-62. (In Russian).

2. Bulgakov V. V., Maly I. A. Rezul'taty vnedreniya v obrazovatel'nyj process programmy FireTest [The results of the implementation the firetest programme into the educational process]. Vestnik of Moscow City University. Series "Informatics and Informatization of Education", 2018, no. 4 (46), pp. 21-33. DOI: 10.25688/2072-9014.2018.46.4.02. (In Russian).

3. Vinokurov M. V., Krasnov I. A., Kichigin V. V., Nitkin A. N., Chu-makov E. S., Belov D. S. Razrabotka uchebno-trenazhernogo poligona dlya formirovaniya prakticheskih umenij i navykov pro-vedeniya avarijno-spasatel'nyh rabot v usloviyah ogranichennogo prostranstva i vidimosti pri likvidacii pozharov i chrezvychajnyh situacij, soprovozhdayushchihsya obrusheniem stroitel'nyh kon-strukcij, razrusheniem inzhenernyh i tekhnologicheskih kommu-nikacij «Stalker» [The development of a training ground for the formation of practical skills of carrying out of rescue works in conditions of limited space and visibility for fire fighting and emergencies, accompanied by collapse of building structures, destruction of engineering and technology of communications "Stalker"]. Modern Problems of Civil Protection, 2020, no. 4 (37), pp. 85-94. (In Russian).

4. Germatskaya E. I. Psihologicheskie aspekty professional'no vazhnyh kachestv pozharnyh-spasatelej [Psychological aspects

of professionally important qualities of firefighters-rescuers]. Journal of Civil Protection, 2020, vol. 4, no. 1, pp. 96-105. DOI: 10.33408/2519-237X.2020.4-1.96. (In Russian).

5. Kostyaev A. A., Krasnov I. A., Kichigin V. V., Nitkin A. N., Chu-makov E. S., Baranova D. S. Razrabotka mnogofunkcional'nogo kompleksa podgotovki pozharnyh i spasatelejpo vedeniyu avarijno-spasatel'nyh rabot pri dorozhno-transportnyh proissh-estviyah [Development of a multifunctional complex for training firefighters and rescuers to conduct emergency rescue operations in road accidents]. Modern Problems of Civil Protection, 2020, no. 3 (36), pp. 83-93. (In Russian).

6. Malyj I. A., Bulgakov V. V., Sharabanova I. Yu., Orlov O. I. Prime-nenie cifrovyh tekhnologij dlya podgotovki kursantov v oblasti pozharotusheniya [Interdisciplinary Distance Learning Workshop for IT Students]. Open Education, 2021, vol. 25, no. 2, pp. 51-59. DOI: 10.21686/1818-4243-2021-2-51-59. (In Russian).

7. Matveichev V. N., Shipilov R. M., Marinich E. E. K voprosu o soversh-enstvovanii processa fizicheskoj podgotovki obuchayushchihsya Ivanovskoj pozharno-spasatel'noj akademii GPS MCHS Rossii [To the question of improving the process of the physical training of students in the Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for civil defense, emergencies and elimination of consequences of natural disasters]. Fire and Emergency Safety, 2020, no. 3 (18), pp. 57-69. Available at: http://pab.edufire37.ru/wp-content/uploads/2020/12/3-18-2020. pdf (accessed 11.08.2021). (In Russian).

8. Mashoshina I. V., Shutkin S. N., Chizhov A. V. Sovershenstvo-vanie professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursan-tov v vuzah GPS MCHS Rossii [Improvement of professional and applied physical training of cadets in universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia]. Fire Safety: Problems and Prospects, 2018, vol. 1, no. 9, pp. 591-592. (In Russian).

9. Ob utverzhdenii Boevogo ustava podrazdelenij pozharnoj ohrany, opredelyayushchego poryadok organizacii tusheniya pozharov i provedeniya avarijno-spasatel'nyh rabot [On approval of the Combat Charter of fire Protection Units defining the procedure for organizing fire extinguishing and conducting emergency rescue operation]. Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia from October 16, 2017 No. 444. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71746130/ (accessed 11.08.2021). (In Russian).

10. Teslyuk P. V. Vliyanie urovnya intellekta, emocional'no-volevyh svojstv i sklonnosti k risku na process prinyatiya reshenij [The influence of personality traits of the guard promptly and Rescue Service of Civil Protection in the decision-making process]. Vestnik of the Institute for Command Engineers of the MES of the Republic of Belarus, 2016, no. 1 (23), pp. 113-119. (In Russian).

11. Tyshchenko E. G., Motovichev K. V., Leontieva M. S. Metodika sovershenstvovaniya psihofiziologicheskih kachestv kursantov -odno iz napravlenij special'noj fizicheskoj trenirovki [Method of improving the psycho-physiological qualities of students - one of the directions of special physical training]. Psychological and Pedagogical Safety Problems of Human and Society, 2020, no. 1 (46), pp. 29-38. (In Russian).

12. Shipilov R. M., Sharabanova I. Yu., Marinich E. E., Zeynetdi-nova O. G., Zakharov D. Yu. Primenenie trenazhernyh kompleksov v uchebno-trenirovochnyh zanyatiyah po otrabotke sposobov samospasaniya i spaseniya postradavshih v usloviyah ogranichen-nogo prostranstva [Application of training complexes during educational and training drills for practicing methods of self-rescuing and rescuing people in limited space conditions]. Modern Problems of Civil Protection, 2018, no. 3 (28), pp. 48-56. (In Russian).

13. Kim C., Ji C., Kim S. Effects of a High-Intensity Interval Training Program on the Fitness and Performance of Firefighters. Fire Science and Engineering, 2020, vol. 34 (2), pp. 97-102. DOI: 10.7731/kifse.642ab111. (In Korean).

14. Marquardt N., Kramer L., Schumann V. Mental preparation strategies and firefighter's performance under stress. International Journal of Safety and Security Engineering, 2019, vol. 9 (4), pp. 332-343. DOI: 10.2495/SAFE-V9-N4-332-343. (In English).

15. Pawlak R., J Clasey. L., Palmer T., Symons T. B., Abel M. G. The effect of a novel tactical training program on physical fitness

and occupational performance in firefighters. Journal of Strength and Conditioning Research, 2015, vol. 29 (3), pp. 578-588. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000663. (In English).

16. Petruzzello S., Poh P., Greenlee T. Physiological, Perceptual and Psychological Responses of Career versus Volunteer Firefighters to Live-fire Training Drills. Stress and Health, 2016, vol. 32, iss. 4, pp. 328-336. DOI: 10.1002/smi.2620. (In English).

УДК/UDC 378.146

DOI 10.54509/22203036_2021_4_158

Н. В. Деева, А. Г. Смирнова N. Deeva, A. Smirnova

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

THE POINT-RATING SYSTEM FOR ASSESSMENT OF LEARNING ACTIVITIES

IN THE EYES OF STUDENTS

Введение. В статье представлен взгляд студентов на эффективность применения в учебном процессе балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности. Целью исследования являлось выявление степени удовлетворенности обучающихся от применения балльно-рейтинговой системы в вузе, а также предложения по ее совершенствованию.

Методология. Исследование проводилось посредством анализа и синтеза результатов опроса обучающихся 2-4-го курсов Кемеровского государственного университета через интернет-сервис Google Forms.

Результаты. Исследование показало, что балльно-рейтинговая система большинством студентов определяется как более эффективная в плане стимулирования учебной мотивации по сравнению с традиционной системой оценивания. Около 97 % обучающихся удовлетворены применением балльно-рейтинговой системы в вузе, в том числе полученными им по этой системе итоговыми отметками по изучаемым дисциплинам. При этом достаточно высоким оказалась доля тех студентов, кто ни разу не столкнулся с какими-либо трудностями, вызванными применением балльно-рейтинговой системы. Около одной пятой обучающихся выделили проблемы, которые они связывают с балльно-рейтинговой системой в университете. Среди прочих названы технические, организационные и проблема неадекватного итогового оценивания, отсутствие единых критериев оценивания одних и тех же видов учебных работ по разным дисциплинам и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Балльно-рейтинговая система востребована студентами и в целом воспринимается ими положительно. Авторами отмечается, что подробное разъяснение принципов действия балльно-рейтинговой системы студентам, простота и прозрачность подсчета рейтинга, единообразие принципов оценивания типовых видов учебных заданий, совершенствование документации, регламентирующей функционирование балльно-рейтинговой системы, регулярность и своевременность размещения преподавателями результатов оценивания в базах данных позволят повысить эффективность данной системы оценивания в образовательном процессе.

Introduction. The article presents a study of students' opinions on the effectiveness of the use of the point-rating system for assessing of learning activities in the educational process. The aim of the study was to identify the degree of satisfaction of students from the implementation of the point-rating system in the university, as well as to develop recommendations for its improvement.

Materials and Methods. The research was carried out using methods of analysis and synthesis based on the survey of students of 2nd-4th courses of Kemerovo State University using the application "Google Forms".

Result. The research has shown that the point-rating system is defined by the majority of students as more effective or rather effective in terms of stimulating learning motivation compared to the traditional grading system. About 97 % of students are satisfied with the use of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.