Научная статья на тему 'Предметный формат подготовки курсантов к ликвидации пожаров'

Предметный формат подготовки курсантов к ликвидации пожаров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка курсантов / учебный курс / ликвидация пожара / предметный формат подготовки / экспертная оценка / игровая форма обучения / контекстный и рефлексивный подходы / cadets’ training / training course / extinguishing fire / subject format of training / expert assessment / game form of training / contextual and reflexive approaches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгаков Владислав Васильевич

Введение. Профессиональная деятельность пожарных связана с непосредственной ликвидацией горения в целях спасения людей и предотвращения или снижения материального ущерба. Для повышения эффективности тушения пожара, его быстрейшей ликвидации требуется качественная подготовка пожарных, которые должны понимать механизм и знать способы ликвидации горения, уметь применять для этого пожарную технику и пожарно-техническое вооружение. Для формирования прочных знаний, практических умений и навыков ликвидации горения в различных условиях пожара требуются совершенствование применяемых и разработка новых методик практической подготовки пожарных. Материалы и методы. Для реализации поставленной цели проведен анализ нормативных правовых актов в области пожаротушения, исследованы работа пожарноспасательных подразделений на пожарах и материалы разборов их деятельности, выполнен обзор литературы, в которой рассматриваются вопросы подготовки пожарных для эффективной ликвидации горения. Для разработки методики практической подготовки применялись основные положения модульного и игрового обучения, а также контекстного и рефлексивного методов обучения. Результаты и обсуждение. Предложен порядок обучения, основанный не на дисциплинарном, а на предметном подходе. Для организации подготовки курсантов к конкретной предметной профессиональной области разработан учебный курс «Организация и порядок выполнения боевых действий на пожаре, связанных с локализацией и ликвидацией горения», который включает теоретическую и практическую подготовку. Особенностью предложенного учебного курса является реализация практической подготовки в формате деловой игры, проводимой в условиях максимального приближения к реальному пожару и предусматривающей привлечение практических сотрудников пожарно-спасательных подразделений для объективной оценки курсантов и оказания в случае необходимости методической помощи в корректировке методики подготовки, тематики и содержания материала учебного курса. Выводы. Предложенный формат обучения посредством учебных курсов, реализующих игровую форму обучения, контекстный и рефлексивный подходы и включающий привлечение экспертов из числа сотрудников практических пожарно-спасательных подразделений для объективной оценки практических умений и навыков курсантов, позволит повысить готовность выпускников к решению конкретных профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject-based Format for Preparing Cadets to Extinguish Fires

Introduction. Professional activity of firefighters is connected with the direct extinguishing fire in order to save people and prevent or reduce material damage. To increase the effectiveness of fire extinguishing in order to eliminate it as quickly as possible, it is necessary to provide high-quality training for firefighters, who must understand and know the mechanism and methods of extinguishing fire, be able to use fire and fire-technical equipment. To develop solid knowledge, practical skills and skills of extinguishing fire in various fire conditions it is important to improve the applied methods and develop new techniques of firefighters’ practical training. Materials and Methods. To achieve this goal, the analysis of regulatory legal acts in the field of fire fighting was carried out, the work of fire and rescue units at fires and materials of their activities were analyzed, the literature on the issues of preparing firefighters for effective fire extinguishing was reviewed. To develop the methodology of practical training, the main provisions of modular and game training, as well as contextual and reflexive training methods, were employed. Results and Discussion. The paper provides a training procedure based on a subject-based approach rather than a disciplinary one. To organize the cadets’ training for a specific subject professional area, a training course "Organization and procedure of performing the tasks during fire fighting related to the localization and elimination of fire" was developed, which includes theoretical and practical training. A special feature of the proposed training course is the implementation of practical training in the format of a business game, which is carried out in conditions as close as possible to a real fire and implies the involvement of practical employees of fire and rescue units for an objective assessment of cadets and providing, if necessary, methodological assistance in adjusting the training methods, subject matter and content of the training course material. Conclusions. The proposed format of training through training courses that implement a game form of training, contextual and reflexive approaches and involve experts from the employees of practical fire and rescue units to objectively assess the cadets’ practical skills will increase the readiness of graduates to solve specific professional tasks.

Текст научной работы на тему «Предметный формат подготовки курсантов к ликвидации пожаров»

Теория и методика профессионального образования

Theory and methods of professional education

Научно-практическая статья УДК 378 © В. В. Булгаков, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-180-185

5.8.7 Методология и технология профессионального образования

Предметный формат подготовки курсантов к ликвидации пожаров

Булгаков Владислав Васильевич \

кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника — начальник института профессиональной подготовки.

ORCID: 0000-0002-6012-6137. E-mail: vbulgakov@rambler.ru 1 Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 153040, Иваново, пр. Строителей, 33, Россия

Реферат

Введение. Профессиональная деятельность пожарных связана с непосредственной ликвидацией горения в целях спасения людей и предотвращения или снижения материального ущерба. Для повышения эффективности тушения пожара, его быстрейшей ликвидации требуется качественная подготовка пожарных, которые должны понимать механизм и знать способы ликвидации горения, уметь применять для этого пожарную технику и пожарно-техническое вооружение. Для формирования прочных знаний, практических умений и навыков ликвидации горения в различных условиях пожара требуются совершенствование применяемых и разработка новых методик практической подготовки пожарных. Материалы и методы. Для реализации поставленной цели проведен анализ нормативных правовых актов в области пожаротушения, исследованы работа пожарно-спасательных подразделений на пожарах и материалы разборов их деятельности, выполнен обзор литературы, в которой рассматриваются вопросы подготовки пожарных для эффективной ликвидации горения. Для разработки методики практической подготовки применялись основные положения модульного и игрового обучения, а также контекстного и рефлексивного методов обучения. Результаты и обсуждение. Предложен порядок обучения, основанный не на дисциплинарном, а на предметном подходе. Для организации подготовки курсантов к конкретной предметной профессиональной области разработан учебный курс «Организация и порядок выполнения боевых действий на пожаре, связанных с локализацией и ликвидацией горения», который включает теоретическую и практическую подготовку. Особенностью предложенного учебного курса является реализация практической подготовки в формате деловой игры, проводимой в условиях максимального приближения к реальному пожару и предусматривающей привлечение практических сотрудников пожарно-спасательных подразделений для объективной оценки курсантов и оказания в случае необходимости методической помощи в корректировке методики подготовки, тематики и содержания материала учебного курса. Выводы. Предложенный формат обучения посредством учебных курсов, реализующих игровую форму обучения, контекстный и рефлексивный подходы и включающий привлечение экспертов из числа сотрудников практических пожарно-спасательных подразделений для объективной оценки практических умений и навыков курсантов, позволит повысить готовность выпускников к решению конкретных профессиональных задач.

Ключевые слова: подготовка курсантов; учебный курс; ликвидация пожара; предметный формат подготовки; экспертная оценка; игровая форма обучения; контекстный и рефлексивный подходы.

Для цитирования: Булгаков В. В. Предметный формат подготовки курсантов к ликвидации пожаров // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 2(85). С. 180-185. Р01: 10. 24412/1999-6241-2021-2-180-185

Основные положения:

1. Локализация и ликвидация горения являются одним из основных этапов боевых действий на пожаре, сложность которого заключается в реализации различных сценариев распространения пожара в условиях имеющейся объемно-планировочной схемы зданий и сооружений, горючей загрузки, воздействия опасных факторов пожара, значительно затрудняющих работу пожарно-спасательных подразделений и вызывающих угрозу для жизни и здоровья.

2. Для повышения эффективности и качества подготовки курсантов образовательных учреждений МЧС России к выполнению основного этапа боевых действий, связанных с локализацией и ликвидацией горения, разработан учебный курс, который направлен на формирование теоретических знаний, практических умений и навыков путем решения конкретных профессиональных задач, основываясь, в отличие от формата основной образовательной программы высшего образования, не на дисциплинарной, а на предметной профессиональной области.

3. Тематика, содержание учебного курса и методика практической подготовки к предметной профессиональной области, связанной с локализацией и ликвидацией горения, разработаны с учетом анализа нормативных правовых актов, посвященных сфере пожаротушения, обзоров тушения пожаров силами пожарно-спасательных подразделений, педагогического опыта и применяемых методик подготовки курсантов.

4. Предложен модульный принцип формирования учебного курса, который позволяет с учетом уровня подготовки обучающихся моделировать и организовывать гибкую траекторию обучения, включающую требуемую тематику, содержание и необходимый бюджет учебного времени.

5. Разработка и применение учебных курсов, построенных на игровой форме обучения, моделирующей предметную область профессиональной деятельности и реализующей контекстный и рефлексивный методы обучения, а также рост уровня объективности оценки курсантов за счет применения формализованных критериев оценки и участия экспертов из числа практических сотрудников пожарно-спасательных подразделений позволят повысить профессиональную готовность выпускников.

6. Предложенный подход к подготовке пожарных на базе предметной профессиональной области, реализуемой посредством учебного курса, может представлять практический интерес для обучения сотрудников силовых структур, деятельность которых осуществляется в условиях экстремальных физических и психологических нагрузок при выполнении профессиональных задач.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

Повышение эффективности и качества подготовки сотрудников пожарной охраны является важной задачей, актуальность которой обоснована выполняемой ими функцией по защите граждан и государства от пожаров и их последствий.

Значимость решения проблемы подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в области пожаротушения обусловлена характером выполняемых задач, связанных как со спасением людей, так и со снижением материального ущерба на пожарах. Проблема подготовки, реализуемой в образовательных учреждениях высшего образования МЧС России, заключается в дисциплинарной направленности обучения, которая не позволяет в достаточной мере обеспечить готовность выпускников к выполнению конкретных профессиональных задач, например в области локализации и ликвидации горения. Дисциплинарный характер обучения в рамках основной образовательной программы формирует отдельные теоретические знания, практические умения и навыки, в частности в области работы с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением. Но для выполнения конкретной профессиональной задачи требуется умение не только работать с пожарной техникой, но и применять ее в конкретных условиях пожара в качестве обеспечивающего элемента тактики его локализации и ликвидации.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Для повышения качества подготовки курсантов к боевым действиям по локализации и ликвидации горения проведен анализ нормативных правовых актов в области пожаротушения, изучены материалы работы пожарно-спасательных подразделений на пожарах, выполнен литературный обзор источников, в которых рассматриваются методики подготовки пожарных к данному виду профессиональной деятельности. Выявлено недостаточное внимание авторов к вопросам практической подготовки в области пожаротушения, в том числе обучению действиям по непосредственной ликвидации горения. Более активно изучаются вопросы физической [1-4] и профессионально-прикладной подготовки обучающихся [5-9], а также психологической подготовки к профессиональной деятельности [10-13].

Из немногочисленных работ, в которых поднимаются проблемы подготовки обучающихся к пожаротушению, можно отметить исследование авторов А. В. Ермилова и О. Н. Белорожева [14, с. 38], выявивших недостатки в подготовке курсантов в области оценки тактических возможностей пожарно-спасательных подразделений и правильности выбора насосно-рукавных схем при расстановке сил и средств для локализации и ликвидации горения. Для повышения качества подготовки предложен графический способ моделирования решения основной боевой задачи, связанной с ликвидацией горения, и разработаны рекомендации. С. С. Ага-нов и Н. В. Елфимов [15, с. 49] отмечают недостаточное научно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки по формированию у курсантов навыков локализации и ликвидации горения. Предложен дифференцированный подход к отбору средств обучения с учетом особенностей объектов защиты.

В. В. Булгаков, А. А. Лазарев, Е. П. Коноваленко, Т. А. Мочалова [16, с. 188] указывают на невозможность с помощью только типовых традиционных методик, по-прежнему превалирующих в высшем образовании, добиться наличия у выпускников комплекса характеристик и высокой готовности к профессиональной деятельности в области пожаротушения. Авторами предложена методика выполнения пожарно-тактических задач в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке на пожаре. Выполнение боевых действий по локализации и ликвидации горения в реальных условиях пожара на различных объектах социально-промышленной, жилищно-бытовой и транспортной инфраструктур способствует формированию интереса и мотивации курсантов к совершенствованию собственных деловых качеств.

Исследователями предлагаются новые формы подготовки в области пожаротушения, реализуемые на базе цифровых технологий [17-19]. Одним из авторских коллективов [20, с. 21] представлена система Fireman, предназначенная для обучения тактике борьбы с природными пожарами, особенностями которой являются имитационное моделирование и отображение на карте местности пожарной ситуации, ее развитие, связанное

Таблица. Примерная тематика программы учебного курса «Организация и порядок выполнения работ на пожаре,

связанных с ликвидацией горения» (Таble. Model themes for the programme of the training course «Organization and procedure of performing the tasks during fire fighting related to the localization and elimination of fire»)

Тема занятия Вид занятия Время, ч Место проведения

1. Основные способы прекращения горения, порядок выбора огнетушащих веществ и средств их доставки для ликвидации горения. Соблюдение мер безопасности и охраны труда Теоретическое занятие 2 Учебная аудитория

2. Условия локализации и ликвидации горения. Методика расчета сил и средств для локализации и ликвидации пожара, порядок ее применения начальником караула в условиях пожара Теоретическое занятие 2 Учебная аудитория

3. Выполнение боевых действий по ликвидации горения на электроустановках Практическое занятие 4 Учебно-полигонная база

4. Выполнение боевых действий по ликвидации горения в условиях недостатка воды Практическое занятие 4 Учебно-полигонная база

5. Выполнение боевых действий по ликвидации горения в условиях низких температур воздуха Практическое занятие 4 Учебно-полигонная база

6. Организация и проведение боевых действий по тушению пожара на объекте защиты Итоговое практическое занятие 4 Учебно-полигонная база

с распространением пожара и влияние принимаемых решений на его локализацию и ликвидацию. Виртуальные и электронные формы обучения, применяемые в подготовке к действиям по тушению пожаров, не позволяют в достаточной мере сформировать необходимые в профессиональной деятельности практические умения и навыки ликвидации горения.

Таким образом, проведенный обзор нормативных правовых документов, изучение материалов профессиональной деятельности пожарно-спасательных подразделений и источников литературы показали необходимость внедрения новых программ и методик обучения для формирования профессиональной готовности курсантов к выполнению боевых действий по локализации и ликвидации горения.

Материалы и методы

Подготовку курсантов к выполнению боевых действий по локализации и ликвидации горения предложено реализовывать в формате учебного курса, в основе которого лежит модульный подход (П. А. Юцявичене, М. А. Чошанов), позволяющий с учетом уровня подготовки обучающихся моделировать траекторию их обучения, включающую тематику, содержание и бюджет необходимого учебного времени. Для разработки тематики и содержания учебного курса использовались материалы и обзоры деятельности пожарно-спасательных подразделений в области пожаротушения. Для формирования методики практических занятий использовались методы моделирования профессиональной деятельности, связанной с локализацией и ликвидацией горения, и игровые методы обучения (М. М. Бирштейн, Г. П. Щедровицкий, Л. С. Выготский), реализуемые в формате деловой игры. Предложенный контекстный характер (А. А. Вербицкий) деловой игры и применение рефлексивных методов обучения (А. В. Хуторской, В. А. Метаева) направлены на формирование учебной мотивации (А. Н. Леонтьев,

А. В. Брушлинский) и способствуют повышению готовности курсантов к профессиональной деятельности.

Результаты и обсуждение

Для формирования и актуализации теоретических знаний, практических умений и навыков в области локализации и ликвидации горения на пожаре разработан учебный курс «Организация и порядок выполнения боевых действий на пожаре, связанных с локализацией и ликвидацией горения», содержание которого включает все аспекты данного вида профессиональной деятельности пожарных (табл.). Учебный курс предложено реализовывать в рамках бюджета учебного времени, отводимого на факультативы основной образовательной программы по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 Техно-сферная безопасность. Структура учебного курса состоит из теоретического блока обучения, который с учетом дисциплин, изученных ранее в рамках основной образовательной программы, должен сформировать ключевые знания, необходимые для выполнения работ в области локализации и ликвидации горения. Практический блок учебного курса направлен на формирование одиночных и групповых умений и навыков локализации и ликвидации горения в различных условиях пожара, в том числе сложных, например при недостатке воды или в условиях низких температур воздуха.

Полученные знания, умения и навыки в теоретическом и практическом блоках необходимо закрепить и оценить уровень их сформированности посредством решения конкретной профессиональной задачи в области пожаротушения. Для этой цели завершающим этапом освоения учебного курса должно быть итоговое практическое занятие в формате деловой игры [21, с. 4], включающей все этапы боевой работы на пожаре, основными из которых должны быть локализация и ликвидация горения. Тактический замысел и содержание деловой

игры должны формировать у курсантов четкое понимание роли каждого боевого этапа работы на пожаре и его влияния на успешную ликвидацию горения.

Одним из ключевых факторов, обеспечивающих эффективность подготовки к предметной профессиональной деятельности, связанной с локализацией и ликвидацией горения на пожаре, является объективность оценки работы курсантов на занятиях. Объективная оценка может формироваться с помощью разработки и применения четко определенных и формализованных критериев, препятствующих реализации субъективного мнения преподавателя, а также приглашения в качестве оценивающих лиц сотрудников пожарно-спасательных подразделений, имеющих опыт практической работы в данной предметной профессиональной области.

Применение формализованных критериев и участие экспертов из числа практических работников позволят не только повысить объективность оценки обучающихся, но и скорректировать при необходимости методику подготовки, тематику и содержание учебного курса, тем самым повысив уровень его учебно-методического и профессионально-прикладного обеспечения.

Выводы

1. Основной идеей исследования является разработка подхода, направленного на формирование теоретических знаний, практических умений и навыков в конкретных предметных областях профессиональной деятельности пожарных.

2. Применяемый в учебном процессе дисциплинарный подход направлен в первую очередь на формирование в рамках изучения отдельных дисциплин специализированных теоретических знаний, практических умений и навыков, которые требуют дальнейшей актуализации, адаптации и комплексной тренировки для выполнения предметных профессиональных задач, связанных с локализацией и ликвидацией пожара.

3. Предлагаемый предметный подход к подготовке курсантов может быть реализован посредством разработки и внедрения в образовательный процесс учебных курсов, реализуемых за счет факультативных часов основной образовательной программы. Например, учебный курс «Организация и порядок выполнения работ на пожаре, связанных с ликвидацией горения» позволяет с учетом уровня подготовки обучающихся и имеющегося бюджета учебного времени организовать предметное обучение в конкретной профессиональной области, связанной с локализацией и ликвидацией пожара. Такой предметный формат обучения и предложенная тематика учебного курса помогут повысить профессиональную готовность выпускников к выполнению задач по спасению людей и снижению материального ущерба на пожаре за счет более высокого уровня сформированности умений и навыков оперативной ликвидации горения.

4. Предметный подход к подготовке курсантов, реализуемый посредством учебных курсов, даст возможность проводить профессионально акцентированное обучение по наиболее сложным вопросам профессиональной деятельности пожарных и значительно сократить адаптационный период выпускников при вхождении в должность начальника караула, который непосредственно организует и осуществляет тушение пожаров.

Перспективы. В целях развития предложенного предметного формата подготовки обучающихся за счет факультативного бюджета учебного времени основной образовательной программы, связанного с локализацией и ликвидацией горения на пожаре, планируется разработка других учебных курсов, направленных на формирование теоретических знаний, практических умений и навыков в конкретных областях профессиональной деятельности пожарных, например по вопросам организации и ведения разведки или выполнения спасательных работ на пожаре.

Список литературы

1. Акулова Л. Н., Бугаков А. И., Кузнецов Б. В. Особенности применения методики профессионально-адаптационной физической подготовки в практической деятельности по совершенствованию физических качеств курсантов вузов МЧС России // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. № 1(9). С. 10-13.

2. Акулова Л. Н., Кузнецов Б. В. Некоторые итоги внедрения методики профессионально-адаптационной физической подготовки в практической деятельности по совершенствованию физических качеств обучаемых // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций : мат-лы VI всер. науч-практ. конф. Воронеж, 2017. С. 4-7.

3. Маринич Е. Е., Шипилов Р. М., Ишухина Е. В. Пути повышения эффективности физической подготовки курсантов образовательных организаций МЧС России на примере crossfit // Пожарная и аварийная безопасность. 2018. № 2(9). С. 58-71.

4. Pawlak R., Clasey J. L., Palmer T., Symons T. B., Abel M. G. The effect of a novel tactical training program on physical fitness and occupational performance in firefighters. Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. № 29(3). Pp. 578-588. https://doi. org/10.1519/JSC.0000000000000663.

5. Машошина И. В., Шуткин С. Н., Чижов А. В. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2018. Т. 1, № 9. С. 591-592.

6. Уколов А. В., Пономарев В. В., Жернаков Д. В., Лагунов А. Н. Формирование базовых профессионально-прикладных двигательных компетенций курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России // Теория и практика физической культуры. 2017. № 5. С. 31-32.

7. Чумила Е. А. Повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовленности и диагностика уровня склонности к риску и нервно-психологической устойчивости курсантов учебных заведений МЧС Республики Беларусь // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. 2015. № 2(22). С. 93-104.

8. Abel M. G., Cscs D., Palmer T. G., Trubee N. Exercise Program Design for Structural Firefighters. Strength & Conditioning Journal. 2015. № 37(4). Pp. 8-19. https://doi.org/10.1519/SSC.0000000000000123.

9. Gnacinski S. L., Meyer B. B., Cornell D. J., Mims J., Zalewski K. R., Ebersole K. T. Tactical Athletes: An Integrated Approach to Understanding and Enhancing the Health and Performance of Firefighters-In-Training. International Journal of Exercise Science. 2015. № 8(4). Pp. 341-357.

10. Булгаков В. В. Формирование психологической устойчивости пожарных к негативным условиям профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 3(82). С. 246-253. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2020-13001.

11. Леоненко Н. О., Дмитриева Е. Ю., Осташева Е. И., Давиденко А. С. Тренинг жизнестойкости в психологической подготовке курсантов университета государственной противопожарной службы МЧС России к профессиональной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 5. С. 259-278.

12. Никитенко Н. А. Индивидуальный подход к психологической подготовке пожарных // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2016. № 4(28). С. 33-39.

13. Baumann M. R., Gohm C. L., Bonner B. L. Phased training for high-reliability occupations: Live-fire exercises for civilian firefighters. Human Factors. 2011. № 53(5). Pp. 548-557. https://doi.org/10.1177/0018720811418224.

14. Ермилов А. В., Белорожев О. Н. Разработка практико-ориентированных задач при оценке подготовленности курсантов в области пожаротушения // Пожарная и аварийная безопасность. 2020. № 2(17). С. 36-42.

15. Аганов С. С., Елфимов Н. В. Совершенствование методов подготовки курсантов образовательных учреждений МЧС России в области пожаротушения // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. № 1-1(6). С. 48-50.

16. Булгаков В. В., Лазарев А. А., Коноваленко Е. П., Мочалова Т. А. Игровой метод практической подготовки офицеров государственной противопожарной службы // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 4. С. 183-207. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-183-207.

17. Нефедов Е. В., Матяшин И. А., Арбузова А. А. Обучение тушению пожаров на базе технологии виртуальной реальности // Актуальные вопросы естествознания : мат-лы III всерос науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Иваново, 05 апреля 2018 г.). Иваново, 2018. С. 160-163.

18. Engelbrecht H., Lindeman R. W., Hoermann S. A SWOT Analysis of the Field of Virtual Reality for Firefighter Training. Frontiers in Robotics and AI, 6. 2019. https://doi.org/10.3389/frobt.2019.00101.

19. Narciso D., Melo M., Raposo J. Virtual reality in training: an experimental study with firefighters. Multimedia Tools and Applications. 2020. № 79(9-10). Pp. 6227-6245. https://doi.org/10.1007/s11042-019-08323-4.

20. Буслов И. А., Доррер А. Г., Доррер Г. А., Козлова А. А., Яровой С. В., Кобыжакова С. В. Интерактивная имитационная система для обучения тактике борьбы с природными пожарами // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2017. № 2(5). С. 20-26.

21. Булгаков В. В. Деловая игра как метод подготовки курсантов МЧС // Вестник Минского университета. 2020. Т. 8, № 3(32). С. 1-16. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-1.

Поступила 18.11.2020; одобрена после рецензирования 30.11.2020; принята к публикации 30.11.2020.

Scientific and Practical Article

UDC 378 © V. V. Bulgakov, 2021

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-180-185

5.8.7 ТЬюогу and Methods of Professional Education

Subject-based Format for Preparing Cadets to Extinguish Fires

Vladislav V. Bulgakov \

Candidate of Technical Sciences, associate-professor, deputy-head and head of the Institute of Professional Training.

ORCID: 0000-0002-6012-6137. E-mail: vbulgakov@rambler.ru 1 Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

33 Stroiteley pr., Ivanovo, 153040, Russia

Abstract

Introduction. Professional activity of firefighters is connected with the direct extinguishing fire in order to save people and prevent or reduce material damage. To increase the effectiveness of fire extinguishing in order to eliminate it as quickly as possible, it is necessary to provide high-quality training for firefighters, who must understand and know the mechanism and methods of extinguishing fire, be able to use fire and fire-technical equipment. To develop solid knowledge, practical skills and skills of extinguishing fire in various fire conditions it is important to improve the applied methods and develop new techniques of firefighters' practical training. Materials and Methods. To achieve this goal, the analysis of regulatory legal acts in the field of fire fighting was carried out, the work of fire and rescue units at fires and materials of their activities were analyzed, the literature on the issues of preparing firefighters for effective fire extinguishing was reviewed. To develop the methodology of practical training, the main provisions of modular and game training, as well as contextual and reflexive training methods, were employed. Results and Discussion. The paper provides a training procedure based on a subject-based approach rather than a disciplinary one. To organize the cadets' training for a specific subject professional area, a training course "Organization and procedure of performing the tasks during fire fighting related to the localization and elimination of fire" was developed, which includes theoretical and practical training. A special feature of the proposed training course is the implementation of practical training in the format of a business game, which is carried out in conditions as close as possible to a real fire and implies the involvement of practical employees of fire and rescue units for an objective assessment of cadets and providing, if necessary, methodological assistance in adjusting the training methods, subject matter and content of the training course material. Conclusions. The proposed format of training through training courses that implement

a game form of training, contextual and reflexive approaches and involve experts from the employees of practical fire and rescue units to objectively assess the cadets' practical skills will increase the readiness of graduates to solve specific professional tasks.

Keywords: cadets' training; training course; extinguishing fire; subject format of training; expert assessment; game form of training; contextual and reflexive approaches.

Citation: Bulgakov V. V. Subject-based Format for Preparing Cadets to Extinguish Fires. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 2(85). Pp. 180-185 (In Russ.).

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-180-185

References

1. Akulova L. N., Bugakov A. I., Kuznetsov B. V. Specifics of Application of the Method of Professional and Adaptive Physical Training in Practical Activities to Improve the Physical Qualities of Cadets of Higher Education Institutions of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation. Modern Technologies for Civil Defense and Emergency Response. 2018. No. 1(9). Pp. 10-13. (In Russ.)

2. Akulova L. N., Kuznetsov B. V. Some Results of the Introduction of Methods of Professional and Adaptive Physical Training in Practical Activities to Improve Students' Physical Qualities. Problems of Ensuring Safety in Emergency Response. Voronezh, 2017. Vol. 1. Pp. 4-7. (In Russ.)

3. Marinich E. E., Shipilov R. M., Ishukhina E. V. Ways to Improve the Effectiveness of Physical Training of Cadets of Educational Organizations of the Russian Ministry of Emergency Situations on the example of crossfit. Fire and Emergency Safety. 2018. No. 2(9). Pp. 58-71. (In Russ.)

4. Pawlak R., Clasey J. L., Palmer T., Symons T. B., Abel M. G. The Effect of a Novel Tactical Training Program on Physical Fitness and Occupational Performance in Firefighters. Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. No. 29(3). Pp. 578-588. https://doi. org/10.1519/JSC.0000000000000663.

5. Mashoshina I. V., Shutkin S. N., Chizhov A. V. Improvement of Professional and Applied Physical Training of Cadets in Higher Education Institutions of the Russian Ministry of Emergency Situations. Fire Safety: Problems and Prospects. 2018. Vol. 1, No. 9. Pp. 591-592. (In Russ.)

6. Ukolov A. V., Ponomarev V. V., Zhernakov D. V., Lagunov A. N. Formation of Basic Professional and Applied Motor Competencies of Cadets of the Siberian Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation. Theory and Practice of Physical Culture. 2017. No. 5. Pp. 31-32. (In Russ.)

7. Chumila E. A. Raising the Level of Professional-Applied Physical Fitness and the Diagnostics of the Level of Propensity to Risk and Neuro-Psychological Stability of Cadets of Educational Institutions of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus. Bulletin of the Institute for Command Engineers of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus. 2015. No. 2(22). Pp. 93-104. (In Russ.)

8. Abel M. G., Cscs D., Palmer T. G., Trubee N. Exercise Program Design for Structural Firefighters. Strength & Conditioning Journal. 2015. No. 37 (4). Pp. 8-19. https://doi.org/10.1519/SSC.0000000000000123.

9. Gnacinski S. L., Meyer B. B., Cornell D. J., Mims J., Zalewski K. R., Ebersole K. T. Tactical Athletes: An Integrated Approach to Understanding and Enhancing the Health and Performance of Firefighters-In-Training. International Journal of Exercise Science. 2015. No. 8(4). Pp. 341-357.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bulgakov V. V. Formation of Psychological Resistance of Firefighters to Negative Conditions of Professional Activity. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2020. Vol. 25, No. 3(82). Pp. 246-253. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2020-13001. (In Russ.)

11. Leonenko N. O., Dmitrieva E. Yu., Ostasheva E. I., Davidenko A. S. Training of Resilience in Psychological Preparation of Cadets of the University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia for Professional Activity. Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2019. No. 5. Pp. 259-278. (In Russ.)

12. Nikitenko N. A. Individual Approach to Psychological Training of Firefighters. Emergency Situations: Industrial and Environmental Safety. 2016. No. 4(28). Pp. 33-39. (In Russ.)

13. Baumann M. R., Gohm C. L., Bonner B. L. Phased Training for High-Reliability Occupations: Live-Fire Exercises for Civilian Firefighters. Human Factors. 2011. No. 53(5). Pp. 548-557. https://doi.org/10.1177/0018720811418224.

14. Ermilov A. V., Belorozhev O. N. Development of Practice-Oriented Tasks in Assessing the Readiness of Cadets in the Field of Fire Fighting. Fire and Emergency Safety. 2020. No. 2(17). Pp. 36-42. (In Russ.)

15. Aganov S. S., Elfimov N. V. Improving the Methods of Training Cadets of Educational Institutions of the EMERCOM of Russia in the Field of Fire Fighting. Modern Technologies for Civil Defense and Emergency Response. 2015. No. 1-1(6). Pp. 48-50. (In Russ.)

16. Bulgakov V. V., Lazarev A. A., Konovalenko E. P., Mochalova T. A. Game Method of Practical Training of Officers of the State Fire Service. Education and Science. 2019. Vol. 21, No. 4. Pp. 183-207. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-183-207. (In Russ.)

17. Nefedov E. V., Matyashin I. A., Arbuzova A. A. Fire Extinguishing Training based on Virtual Reality Technology. Topical Issues of Natural Science. Materials of the 3rd All-Russian scientific and practical conference with international participation (Ivanovo, April 05, 2018). Ivanovo, 2018. Pp. 160-163. (In Russ.)

18. Engelbrecht H., Lindeman R. W., Hoermann S. A SWOT Analysis of the Field of Virtual Reality for Firefighter Training. Frontiers in Robotics and AI. 6. 2019. https://doi.org/10.3389/frobt.2019.00101.

19. Narciso D., Melo M., Raposo J. Virtual reality in training: an experimental study with firefighters. Multimedia Tools and Applications. 2020. No. 79 (9-10). Pp. 6227-6245. https://doi.org/10.1007/s11042-019-08323-4.

20. Buslov I. A., Dorrer A. G., Dorrer G. A., Kozlova A. A., Yarovoy S. V., Kobyzhakova S. V. Interactive Simulation System for Training Tactics of Fighting Natural Fires. Siberian Fire and Rescue Bulletin. 2017. No. 2(5). Pp. 20-26. (In Russ.)

21. Bulgakov V. V. Business Game as a Method of Training EMERCOM Cadets. Bulletin of Minin University. 2020. Vol. 8. No. 3(32). Pp. 1-16. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-1. (In Russ.)

Submitted: 18.11.2020; approved after reviewing: 30.11.2020; accepted for publication: 30.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.