medical & pharmaceutical
-n/V
JOURNAL "PULSE"
2022. Vol. 24. № 8
E-ISSN 2686-6838
УДК 615(09)
RESEARCH ARTICLE 3. Medical sciences
Corresponding Author: Lunyova Elena Anatolyevna - instructor of the Department of pharmacology, Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, Voronezh E-mail: [email protected]
© Esaulenko I.E., Berezhnova T.A., MaslovO.V., Libina I.I., Lunyova E.A.- 2022
I Accepted: 15.G8.2G22
http://dx.doi.org/A0.26787/nydha-2686-6838-2022-24-8-53-62
ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Н.Н. БУРДЕНКО
Есауленко И.Э., Бережнова Т.А., Маслов О.В., Либина И.И., Лунёва Е.А.
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко», г. Воронеж, Российская Федерация
Аннотация. В настоящее время образовательные организации ориентированы на потребности рынка труда и это обуславливает необходимость определения новых концептуальных подходов к организации профориентационной работы. Реализация профориентационной работы в ВУЗе является одним из факторов, определяющих конкурентные преимущества выпускников.
Цель. Организация новой формы профориентационной работы на фармацевтическом факультете ВГМУ им. Н.Н. Бурденко через внедрение в образовательный процесс образовательно-профориентационного проекта, разработанного совместно с работодателями.
Материалы и методы. Был проведен мониторинг эффективности профориентационных мероприятий на фармацевтическом факультете ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Анализ выполнялся на основании результатов анкетирования выпускников по мониторингу трудоустройства. Участниками опроса являлись выпускники фармацевтического факультета в период с 2017 по 2021 г. (168 студентов). В исследовании также принимали участие работодатели. На основании результатов была разработана новая модель профориентационной работы, направленная на ознакомление учащихся с производственным сегментом фармацевтических компании и их дальнейшие трудоустройство.
Результаты. Несмотря на стабильно высокие показатели трудоустройства (84% - 86 %), на фармацевтическое производство идут работать менее 5% выпускников. В соответствии с опросом работодателей, большинство респондентов считают, что выпускник специалитета способен качественно решать все профессиональные задачи, 60 % согласны с оценкой реализуемой образовательной программы и поддерживают концепцию ее модернизации. Учитывая высокую оценку выпускника специалитета фармацевтического факультета на рабочих местах и низкий уровень выпускников, работающих на фармацевтическом производстве, был разработан образовательно-профориентационный проект. Заключение. Внедрение образовательно-профориентационного проекта на фармацевтическом факультете ВГМУ им. Н.Н. Бурденко обеспечит качественное новый подход к реализации профориентационной работы в ВУЗе и поможет другим образовательным организациям в совершенствовании подобной работы.
Ключевые слова: профориентационная работа, образовательный проект, рынок труда, работодатель, выпускник.
THE TRAJECTORY OF PHARMACEUTICAL EDUCATION DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH STATE MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER N.N. BURDENKO
Esaulenko I.E., Berezhnova T.A., MaslovO. V., Libina I.I., Lunyova E.A.
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, Voronezh, Russian Federation
Abstract. Currently, educational organizations are focused on the needs of the labor market and this necessitates the definition of new conceptual approaches to the organization of career guidance. The implementation of career guidance work at the university is one of the factors determining the competitive advantages of graduates.
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации
https://clinical-journal. ru
E-ISSN 2686-6838
Goal. Organization of a new form of career guidance work at the Faculty of Pharmacy of VSMU named after N.N. Burdenko through the introduction into the educational process of an educational and career guidance project developed jointly with employers.
Materials and methods. The effectiveness of career guidance measures was monitored at the Faculty ofPharmacy of VSMU named after N.N. Burdenko. The analysis was carried out on the basis of the results of a survey of graduates on monitoring employment. The survey participants were graduates of the Faculty of Pharmacy in the period from 2017 to 2021 (168 students). Employers also participated in the study. Based on the results, a new model of career guidance was developed, aimed at familiarizing students with the production segment ofpharmaceutical companies and their further employment.
Results. Despite consistently high employment rates (84% - 86%), less than 5% of graduates go to work in pharmaceutical production. According to a survey of employers, the majority of respondents believe that a graduate of a specialty is able to solve all professional tasks qualitatively, 60% agree with the assessment of the educational program being implemented and support the concept of its modernization. Taking into account the high assessment of the graduate of the specialty of the Faculty of Pharmacy in the workplace and the low level of graduates working in pharmaceutical production, an educational and career guidance project was developed.
Conclusion. The introduction of an educational and career guidance project at the Faculty of Pharmacy VSMU named after N.N. Burdenko will provide a qualitative new approach to the implementation of career guidance work at the university and will help other educational organizations in improving such work.
Key words: career guidance, educational project, labor market, employer, graduate.
Введение. Основой любой системы здравоохранения являются кадровые ресурсы [1]. Преодоление трудностей, стоящих перед работодателями, зависит от доступности и компетентности, занятых в ней работников [2,3]. Во всем мире остро стоит кадровый вопрос, и все страны сталкиваются с проблемами обеспеченности качественными трудовыми ресурсами [4].
Одной из задач, разрабатываемой Минпромторгом, в области стратегического развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года названа профессиональная ориентация на всех уровнях образования, которая должна быть реализована по принципу преемственности между дисциплинами образовательной программы, особый акцент сделан на профессиональные компетенции, направленные на подготовку кадров для фармацевтической промышленности, так и на цифровизацию отрасли и высокотехнологичное производство
[5,6].
Профессиональные знания и умения выпускников должны обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда, ведь уровень образования специалиста, владеющего широким спектром компетенций,
обеспечивающих ему возможность для трудоустройства и в аптечную организацию, и в фармацевтическую компанию, в крупные аптечные сети, а также заниматься разработкой и производством лекарственных препаратов и медицинских изделий [7]. Выпускник должен быть готов заниматься планированием деятельности фармацевтической организации,
ресурсным обеспечением и ведением технологического процесса при промышленном производстве лекарственных препаратов [8]. Всё это определяет перечень дисциплин учебного плана основной профессиональной
образовательной программы по специальности 33.05.01 Фармация, которая реализуется в нашем университете с 2002 года и претерпевает необходимые изменения, продиктованные актуальными образовательными и
профессиональными стандартами.
Наблюдающийся дефицит сотрудников в фармацевтической отрасли требует от образовательных организаций проведения профориентационных мероприятий, призванных качественно подготовить будущих провизоров. Для более качественного обучения специалистов необходимо объединить достижения
современной науки с реализацией практической подготовки специалистов на базе образовательных учреждений. Специальность «Фармация» отличается своеобразной «универсальностью», обеспечивает выпускникам возможности для трудоустройства, начиная с аптечной организации и заканчивая крупным фармацевтическим производством. Действующие стандарты нацелены на обеспечение высокого качества обучения [9].
В связи с чем, нами разработана основная профессиональная программа по специальности 33.05.01 Фармация, где была усилена практическая составляющая подготовки.
В оценке качества образовательного процесса важную роль играет обеспечение гарантированного трудоустройства. Очевидно, что подготовка качественных кадров требует не
E-ISSN 2686-6838
только предоставления студентам хороших условий прохождения практики [10], но и развития нового подхода к проведению профориентационной работы. Это целый комплекс мероприятий, направленных на помощь в самоопределении и выборе профессиональной деятельности обучающихся, помогающий выпускникам в дальнейшем личностному и профессиональному росту. Благодаря целенаправленной профориентационной работе у студентов формируются компетентности, позволяющие им адаптироваться на рынке труда.
Цель - организация новой формы профориентационной работы на
фармацевтическом факультете ВГМУ им. Н.Н. Бурденко через внедрение в образовательный процесс образовательно-профориентационного проекта, разработанного совместно с работодателями.
Материалы и методы. Количественный показатель трудоустройства выпускников является одним из индикаторов эффективности реализуемых программ профориентационной направленности в ВУЗе и на факультете в которые вовлекается максимальное количество обучающихся. Одним из инструментов оценки трудоустройства выпускников для ВУЗа является ежегодный мониторинг числа выпускников, которые осуществляют трудовую деятельность по завершении обучения в течение одного года после окончания вуза. Кроме того, качественное (или эффективное) трудоустройство
определяется, как трудоустройство выпускника по окончании образовательного учреждения по соответствующей диплому о высшем профессиональном образовании специальности.
В процессе исследования нами использовался системный подход, включающий методы: социологический опрос (анкетирование), контент-анализ, экспертный опрос
(анкетирование).
Мониторинг трудоустройства и причин не трудоустройства выпускников проводился методом целевого добровольного анкетного опроса выпускников, проживающих в разных регионах России, а именно: Воронежской области, Липецкой области, Тамбовской области, Рязанской области, Московской области, Орловской области за период с 2017 г. по 2021 г. Репрезентативный объем неслучайной выборки респондентов формировался из числа всех выпускников за указанный период. В анкетировании приняли участие 168 выпускников фармацевтического факультета ВГМУ им. Н.Н. Бурденко обоего пола в возрасте от 22 до 25 лет и
25 представителей работодателей в возрасте от 29 до 52 лет. Социологическое исследование проводилось посредством формирования двух групп опрашиваемых (выпускники и представители работодателей).
Для проведения исследования была разработана анкета по мониторингу трудоустройства и причин не трудоустройства выпускников, содержащая 8 вопросов, отражающих общие сведения о респонденте, времени окончания вуза, форме обучения и трудоустройстве на момент заполнения анкеты. Анкетирование выпускников каждого года выпуска проводилось через год после окончания ВУЗа.
Форма анкеты размещалась в облачном сервисе «Яндекс. Диск» и ссылка направлялась выпускникам на электронную почту.
Оценка удовлетворенности работодателя качеством подготовки выпускников по соответствующей образовательной программе определяет «сильные» и «слабые» стороны, представляя собой основу для выявления направлений повышения качества процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности. Результаты оценки позволяют определить неиспользованные резервы образовательной программы, которые необходимо активировать для
совершенствования процесса обучения, что способствует повышению
конкурентоспособности обучающихся ВУЗа среди представителей фармацевтической отрасли. В связи с вышеизложенным, нами был проведен опрос работодателей по вопросам оценки уровня подготовленности студентов, качества образовательной программы, востребованности профиля выпускника. Участниками опроса являлись действующие сотрудники аптечных сетей г. Воронеж и представители фармацевтических производств г. Воронеж и Липецкой области. На момент анкетирования респонденты осуществляли профессиональную деятельность на занимаемых должностях от 3-х до 12-ти лет.
Опрос представителей работодателей выполнялся с использованием закрытого анкетного опроса респондентов.
Добровольное анкетирование
представителей работодателей проводилось очно в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в 2021 г. с использованием анкетных листов с вопросами, которые заполнялись респондентами
самостоятельно. В опросе принимали участие 25 заведующих аптеками (сетей), включая руководителей аптечных организаций и 2
Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-8 —--—
hllps: clinical-journal. ru
E-ISSN 2686-6838
ведущих специалиста промышленных предприятий (1 заместитель директора, 1 руководитель отдела). Результаты анкетирования публикуются с письменного согласия респондентов.
Статистическая обработка результатов выполнялась с помощью пакета прикладных программ StatSoft Statistica и Excel 2010.
Результаты и обсуждение. Нами были проанализированы результаты мониторинга трудоустройства выпускников
фармацевтического факультета, завершивших обучение по программам специалитета с 2017 г. по 2021г. (табл. 1).
Таблица 1
Трудоустройство выпускников фармацевтического факультета, завершивших обучение по программам специалитета в 2017-2021 гг.
N Ni, 2021 г., чел. N2, 2021 г., чел. Количество нетрудоустроенных (причина) Количество трудоустроенных
Отпуск по уходу за ребенком, чел. Продолжили обучение АО ФП
2021 г.
27 23 4 4 0 22 1
2020 г.
27 25 2 1 1 24 1
2019 г.
33 29 4 1 3 29 0
2018 г.
38 32 6 4 2 32 0
2017 г.
43 37 6 3 3 37 1
Примечания. N - количество выпускников; Ni - Количество трудоустроенных выпускников очной формы обучения; N2 - Количество нетрудоустроенных выпускников очной формы обучения; АО -аптечные организации; ФП -фармацевтическое производство.
Table 1
Employment of graduates of the Faculty of Pharmacy who completed training in specialty
programs in 2017-2021.
N Ni, N2, Number of unemployed Number of employed
in 2021, in 2021, (reason)
people. people. Parental leave, , Continued PI PP
people. training
2021 г.
27 23 4 4 0 22 1
2020 г.
27 25 2 1 1 24 1
2019 г.
33 29 4 1 3 29 0
2018 г.
38 32 6 4 2 32 0
2017 г.
43 37 6 3 3 37 1
Note. N - Number of graduates; Ni - The number of employed full-time graduates; N2, - Number of unemployed full-time graduates; PI - Pharmacy institutions; PP - Pharmaceutical production
Несмотря на стабильно высокие показатели трудоустроенных выпускников (2017 г. - 86 %, 2018 г. - 84 %, 2019 г. - 88 %, 2020 г. -92 %, 2021 г. - 85 %), подавляющее большинство (2017 г. - 86 %, 2018 г. - 84 %, 2019 г. - 88 %, 2020 г. - 88 %, 2021 г. - 81 %) были трудоустроены в
аптечные учреждения. Обеспечением рабочим местом на фармацевтическом производство составило - 2-4%.
Основными задачами развития экономики и здравоохранения, в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2018 (Указ Президента
E-ISSN 2686-6838
РФ от 7мая 2018 г. N204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"-[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200/.), являются
обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами. Необходимой составляющей развития медицины является повышение продолжительности жизни до 80 лет и рост объема экспорта высокотехнологичной продукции в 4 раза. Очевидно, что отечественная фармацевтическая отрасль является ключевым элементом выполнения данного указа.
В свою очередь, развитие фармацевтического рынка неразрывно связано с обеспеченностью отрасли хорошо
подготовленными кадрами. Решение этой задачи требует создания новых образовательных программ высшего профессионального образования, ориентированных на рынок труда в сфере фармацевтического производства. Для оценки работодателями уровня подготовленности выпускников, нами было проведено анкетирование заведующих аптеками или сетями аптеки, а также ведущих специалистов промышленных предприятий. В соответствии с
результатами анкетирования, представленными на рисунке 1 (блок А), большинство работодателей считают, что выпускник способен качественно и эффективно решать все профессиональные задачи, стоящие перед фармацевтической организацией (40% считают, что он способен это делать в полном объеме и 51% ответили, что задачи могут быть решены отдельными выпускниками).
Большинство работодателей (60 %) согласны с первичной оценкой реализуемой в настоящее время образовательной программой и поддерживают предлагаемую концепцию ее модернизации, 35 % работодателей частично удовлетворены образовательной программой (рис. 1, блок Б).
Наиболее востребованным профилем выпускника специалитета большинство работодателей (60%) считают специалиста способного выполнять множество различных задач (Рис. 1, блок В). 20% опрашиваемых считают, что наиболее востребованным является специалист по продажам и продвижению и 13 % респондентов назвали наиболее востребованным работником в области химии лекарственных средств (рис. 1, блок В).
Блок А
Блок Б
| Да, в полном объеме
■ Нет
Только
отдельные
выпускники
| Да, в полном объеме
| Затруднились ответить
Частично
Блок В
| "Универсальный" специалист (владение английским языком)
| Специалист по продажам и продвижению
Консультант
I Специалист в области химии лекарственных средств
Рисунок 1 - Результаты анкетирования № 25 (человек): Блок А - Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников; Блок Б - Удовлетворенность работодателей образовательной программой; Блок В -Востребованный профиль выпускника специалитета
https://clinical-journal. ru
E-ISSN 2686-6838
Figure 1 - Survey results N= 25 (people) Module A - Satisfaction of employers with the quality ofgraduate training; Module B - Satisfaction of employers with the educational program; Module C - The sought-after profile of a graduate of a specialty
Таким образом, новая форма
профориентационной работы на
фармацевтическом факультете ВГМУ им. Н.Н. Бурденко будет направлена на поэтапное ознакомление учащихся с производственным сегментом фармацевтических компании и их дальнейшее трудоустройство на промышленное производство.
Исследование данного вопроса [11] и результаты проведенного нами анкетирования работодателей показали, что отраслевой рынок труда характеризуется постоянным ростом спроса на специалистов в области разработки и производства лекарственных препаратов. Следует выделить несколько причин кадрового дефицита: ограниченное число вузов, обеспечивающих подготовку специалистов; неполное соответствие образовательных программ потребностям современных фармацевтических предприятий; несоответствие географического расположения предприятий фармацевтической промышленности и учреждений высшего профессионального образования.
Очевидным решением данной проблемы является активное всестороннее взаимодействие между
образовательными учреждениями и
работодателями и вовлечением будущих специалистов в ознакомление с
производственным процессом еще во время обучения.
Основываясь на вышеизложенных
представлениях о путях профильной подготовки кадров для фармацевтического производства, фармацевтическим факультетом ВГМУ, совместно с представителями работодателей, был разработан образовательно-
профориентационный проект для студентов 4-5 курсов, включающий в себя следующие задачи:
1.Проведение образовательно-профориентационных мероприятий, направленных на ознакомление обучающихся с производственным сегментом компании;
2. Поэтапный отбор учащихся для прохождения производственных практик на фармацевтических заводах;
3. Организация практик на производстве;
4. Стажировка в период обучения;
5. Целевое обучение в магистратуре/ординатуре;
6. Предложение о работе в компании.
В соответствии с поставленными задачами, были разработаны следующие этапы проекта (рис. 2).
Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-8 —--—
hllps: clinical-journal. ru
E-ISSN 2686-6838
ОБРАЮВАТЕЛЬНО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫИ ПРОЕКТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ШКОЛА-ВУЗ-ТРУДОУСТРОЙСТВО
Профориентаиионный
блок
Школа «Юного аптекаря» ^ Олимпиада
«Будущее фармации Школа медицинских знаний ^ Международная Бурденковская конференция, секция «Школьная наука»
Система выявления мотивированных школьников на фармацевтическом факультете
Образовательный блок
^ Кафедра
фармакологии ^ Кафедра
фармацевтической химии и
фармацевтической технологии ^ Ориентация образовательных программ на потребности работодателей
Партнерская деятельность фармацевтического факультета
Образовательно-профориетанионный
блок
Магистратура, ординатура
^ Стажировка
^ Производственная практика
Обучение:
производственная
фармация
Контроль качества
Участие работодателей в преподавании. Знакомство с производством
Рисунок 2- Модель реализации образовательно-профориентационного проекта
EDUCATIONAL AND CAREER GUIDANCE PROJECT OF THE FACULTY OF PHARMACY SCHOOL-UNIVERSITY-EMPLOYMENT
Career Guidance unit
■f l l ic school of the «Young Apothecary»
v' Olympiad «The Future of Pharmacy»
V School of Medical Knowledge
•f International Burdenkov Conference, section «School Science»
System for identifying motivated students at the Faculty ofPharmacy
Educational unit
S Department of Pharmacology
v' Department of Pharmaceutical Chemistry and Pharmaceutical Technology
v' Orientation of educational programs to the needs of employers
Partnership activity of the Faculty of Pharmacy
Educational and career guidance unit
■S Master's degree, residency
Internship
•S Production practice
S Training: Industrial pharmacy
•S Quality control
Employers' participation in teaching. Introduction to production
Figure 2 - A model for the implementation of an educational and vocational guidance project
E-ISSN 2686-6838
То есть важным аспектом нашего проекта является и то, что в рамках мероприятий программы проводится профориентационная работа, начиная со школьников в рамках медицинского предуниверсария нашего университета. Встречаясь с представителями работодателей, будущие абитуриенты имеют возможность общения с ведущими специалистами в области разработки и производства лекарственных препаратов, и из первых уст могут узнать о перспективах обучения и трудоустройства, а главное, это позволит сделать осознанный выбор вуза и своей профессии [12]. Нам нужно обеспечить сопряжение стремительного развития отечественной
фармацевтической промышленности с подготовкой высококвалифицированных кадров для данной отрасли. Безусловно, что для достижения этой цели необходимо объединить усилия школ, ВУЗов, представителей практической фармации. Именно на это направлена цель нашего проекта, который включает несколько этапов.
1. Образовательный этап. Данный этап включает встречи студентов с экспертами различных направлений: служба качества, производство, разработка. Встречи проходят один раз в месяц, после каждой встречи осуществляется тестирование студентов для контроля знаний, а также важным компонентом является проведение отборочных мероприятий среди студентов для дальнейшего прохождения производственных практик, стажировки на предприятии и дальнейшего трудоустройства по окончании обучения в вузе. Студентам обеспечен постоянный доступ через личный кабинет на образовательной платформе наших партнёров к методическим материалам по темам встреч, в том числе к видеофайлам, что, по нашему мнению, способствует полному погружению в производственные процессы. Это позволит более качественно сформировать у обучающихся компетенции, связанные с фармацевтическим производством, включая навыки организации, контроля качества, логистики на всех этапах работы крупного фармацевтического предприятия.
2. Отборочный этап. Программой проекта предусмотрен ряд конкурсных ступеней, успешное прохождение которых даёт преимущества участникам проекта. На данном этапе будет проведен комплекс мероприятий, направленных на выявление максимально мотивированных кандидатов. С этой целью проводится тестовый контроль знаний студентов, интервью с представителями работодателей и конкурс эссе, который, главным образом, будет направлен на выявление мотивированных студентов, готовых работать на фармацевтическом производстве, а также творческих и исследовательских способностей с целью определения лидеров, которые могут внести новое и далее, уже на перспективу, сформировать кадровый резерв на руководящие должности в компании. Таким образом, в период обучения в ВУЗе, наши студенты имеют возможность проявить себя, показать своему будущему работодателю те сильные стороны подготовки, продемонстрировать знания и
навыки, а также личностные качества, и уже на ближайшую перспективу выстроить траекторию профессионального роста и построения карьеры в компании.
Кроме того, те выпускники, которые показали высокий уровень подготовки и желания продолжить обучение, получат такую возможность при финансовой поддержке наших партнёров.
3. Практический этап подготовки. Кандидаты, отобранные на предыдущем этапе, будут проходить производственную практику на одном из заводов. Практический этап подготовки будет реализован в установленные сроки согласно учебному плану основной образовательной программы. По итогам прохождения практики студентам будет предложено пройти стажировку в период обучения, а затем поступить на работу в компанию или, по условиям проекта, возможность обучения в целевой магистратуре или ординатуре по востребованным специальностям.
Реализация всех этапов проекта является обязательной для сторон-участников и гарантирует успех проводимых мероприятий. Стоит отметить, что участие представителей работодателей в составлении образовательных программ, учебных планов, привлечение их к преподаванию профильных дисциплин практикуется в нашем ВУЗе уже давно, но такой интегрированный подход к процессу обучения студентов и реализация гарантированного трудоустройства выпускников осуществляется на фармацевтическом факультете ВГМУ им. Н.Н. Бурденко впервые. Важной характеристикой внедрения проекта в образовательный процесс является мнение студентов-участников, которое мы фиксируем после каждого этапа реализации программы проекта. Необходимо отметить, что интерес как со стороны студентов, так и со стороны сотрудников растёт от мероприятия к мероприятию, о чем свидетельствует рост количества участников. Результатом исследования явилось внедрение образовательно-профориентационного проекта в образовательный процесс на фармацевтическом факультете ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Внедрение и реализация данного проекта обеспечит качественно новый подход к осуществлению профориентационной работы на факультете, позволив увеличить число выпускников, занятых на фармацевтическом производстве. Результаты данного исследования могут использоваться для разработки и осуществления подобного проекта в других медицинских ВУЗах России.
Выводы. Наиболее часто встречаемой моделью взаимодействия работодателей и потребителей образовательных услуг является целевая подготовка профессиональных кадров и в некоторых случаях работодатели и ВУЗы совместно разрабатывают образовательные программы, нацеленные на удовлетворение потребностей конкретного предприятия. Такая практика отстраненности организаций, участвующих в трудоустройстве
E-ISSN 2686-6838
выпускников вузов от разработки и реализации ОПОП не должна осуществляется в современных условиях, формируемых потребностями рынка труда.
Поэтому благодаря образовательно-профориентационному проекту, разработанному совместно с работодателями и внедренному в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, будут выполнены требования ФГОС 3++ к условиям реализации ОПОП по усилению практикоориентированности образовательной
программы по специальности 33.05.01 Фармация.
Кроме того, будет осуществляется интегрированный подход к реализации ОПОП с участием фармацевтических предприятий в процессе обучения студентов, что обеспечит выпускникам гарантированное трудоустройство.
А также участие в образовательном процессе работодателей в рамках проекта позволит им отобрать
максимально мотивированных и готовых к работе на фармацевтическом производстве кандидатов.
Внедрение образовательно-
профориентационного проекта в образовательный процесс в рамках реализации ОПОП на фармацевтическом факультете ВГМУ им. Н.Н. Бурденко повысит конкурентные преимущества выпускников, обеспечит привлекательность получения образования в нашем вузе в условиях существующей в настоящее время конкуренции на образовательном рынке.
Прохождение всех этапов программы реализуемого проекта повысит мотивацию и стремление обучающихся к получению новых знаний, а на определенных этапах и конкуренцию среди участников, что положительно отразится на их успеваемости.
REFERENCES
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1]. Waleerak Sittisom. The Impact of Human Resource Practices on Organizational Commitment of the Pharmacy Employees in Thailand. 2020. Vol.11, No. 3. P.97-105. doi: http://dx.doi.org/10.5530/srp.2019.2.04
[2]. Cometto, G., Campbell, J. Investing in human resources for health: beyond health outcomes // Hum Resour Health. 2016. Vol.14, No.51. doi: 10.1186/s12960-016-0147-2
[3]. Babapour J, Gholipourb A, Mehralian G. Human Resource Management Challenges to Develop Pharmaceutical Industry: Evidence from Developing Countries// Iran J Pharm Res. 2018. Vol.17, Supp. l2. P. 224-238. PMCID: PMC6447866
[4]. Chen L, Evans T, Anand S, Boufford JI, Brown H, Chowdhury M, Cueto M, Dare L, Dussault G, Elzinga G, Fee E, Habte D, Hanvoravongchai P, Jacobs M, Kurowski C, Michael S, Pablos-Mendez A, Sewankambo N, Solimano G, Stilwell B, De Waal A & Wibulpolprasert S. Human resources for health: overcoming the crisis//Lancet. 2004. Vol.364, No.9449. P.1984-1990. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(04)17482-5
[5]. Gladkaya Yu.V., Losenkova S.O., Pantyukhina K.I. Current prospects opening up with the reform of pharmaceutical education // Smolensk Medical Almanac. - 2018. - №. 3. - P. 56-58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-perspektivy-otkryvayuschiesya-s-reformirovaniem-farmatsevticheskogo-obrazovaniya.( дата обращения: 25.04.2022)
[6]. Boldyreva E.V. Studying the problems of professional adaptation of young specialists to the conditions of the pharmaceutical market // Electronic scientific and educational bulletin of Health and education in the XXI century. - 2018. - V. 20. - № 4. - P. 28-35. URL: https: // cyberleninka. ru/ article/n/izuchenie-problem-professionalnoy-adaptatsii-molodyh-spetsialistov-k-usloviyam-farmatsevticheskogo-rynka (дата обращения: 25.04.2022)
[7]. Voitenko B.A. Prospects for the development of the Russian pharmaceutical market / B. A. Voitenko // Moscow Economic Journal. - 2019. - № 2. - P. 16. DOI: 10.24411/2413-046X-2019-12016
[8]. Kazmina O.M., Kuzemkina A.V., Boldyreva E.V. Studying the role of a pharmaceutical worker in the system of rational use of medicines // Modern organization of drug provision. - 2019. - № 2. - P. 26-27. https://doi.org/10.30809/solo.2.2019.9
[9]. Bat N.M., Siyukhova F.Sh., Kadakoeva G.V. Upgrading higher pharmaceutical education by actualizing a
[1]. Waleerak Sittisom. The Impact of Human Resource Practices on Organizational Commitment of the Pharmacy Employees in Thailand. 2020. Vol.11, No. 3. P.97-105. doi: http://dx.doi.org/10.5530/srp.2019.2.04
[2]. Cometto, G., Campbell, J. Investing in human resources for health: beyond health outcomes // Hum Resour Health. 2016. Vol.14, No.51. doi: 10.1186/s12960-016-0147-2
[3]. Babapour J, Gholipourb A, Mehralian G. Human Resource Management Challenges to Develop Pharmaceutical Industry: Evidence from Developing Countries// Iran J Pharm Res. 2018. Vol.17, Supp. l2. P. 224-238. PMCID: PMC6447866
[4]. Chen L, Evans T, Anand S, Boufford JI, Brown H, Chowdhury M, Cueto M, Dare L, Dussault G, Elzinga G, Fee E, Habte D, Hanvoravongchai P, Jacobs M, Kurowski C, Michael S, Pablos-Mendez A, Sewankambo N, Solimano G, Stilwell B, De Waal A & Wibulpolprasert S. Human resources for health: overcoming the crisis//Lancet. 2004. Vol.364, No.9449. P.1984-1990. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(04)17482-5
[5]. Гладкая Ю.В., Лосенкова С.О., Пантюхина К.И. Актуальные перспективы, открывающиеся с реформированием фармацевтического образования // Смоленский медицинский альманах. - 2018. - № 3. - С. 56-58. URL: https://cyberleninka.ru/article/nyaktualnye-perspektivy-otkryvayuschiesya-s-reformirovaniem-farmatsevticheskogo-obrazovaniya.( дата обращения: 25.04.2022)
[6]. Болдырева Е.В. Изучение проблем профессиональной адаптации молодых специалистов к условиям фармацевтического рынка // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. - 2018. - Т. 20. - № 4. -С. 28-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-problem-professionalnoy-adaptatsii-molodyh-spetsialistov-k-usloviyam-farmatsevticheskogo-rynka (дата обращения: 25.04.2022)
[7]. Войтенко Б.А. Перспективы развития российского рынка фармацевтической продукции / Б. А. Войтенко // Московский экономический журнал. - 2019. - № 2. - С. 16. DOI: 10.24411/2413-046X-2019-12016
[8]. Казьмина О.М., Куземкина А.В., Болдырева Е.В. Изучение роли фармацевтического работника в системе рационального использования лекарственных препаратов // Современная организация лекарственного обеспечения. - 2019. - № 2. - С. 26-27. https: //doi.org/10.30809/solo .2.2019.9
E-ISSN 2686-6838
competence approach // Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologicheskogo Universiteta. -2020. - Issue 2(45). P. 50-58. DOI: 10.24411/2078-10242020-12005
[10]. Gritsanenko D.S., Ilinova Yu.G., Lisitsky D.S. [et al.] Employment of graduates of pharmaceutical technical schools: trends and prospects // A nurse. - 2021. - V. 23. -№ 7. - P. 15-17.DOI: 10.29296/25879979-2021-07-03
[11]. Ilyushina A.V., Tsareva L.M. Motivation of medical university students to intercultural interaction // Personality in a changing world: health, adaptation, development. - 2019. - V.7. - №3 (26). - P. 469-478. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-studentov-meditsinskogo-vuza-k-mezhkulturnomu-vzaimodeystviyu (дата обращения: 25.04.2022)
[12]. Akaeva S.A. The Pharma 2020 strategy as an example of a successful and fruitful industry program for medium-term development // Economic strategies. 2018. - V. 20. - № 2(152). - P. 218-227. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-farma-2020-kak-primer-uspeshnoy-i-plodotvornoy-otraslevoy-programmy-srednesrochnogo-razvitiya. (дата обращения: 25.04.2022)
[9]. Бат Н. М., Сиюхова Ф.Ш., Кадакоева Г.В. Модернизация высшего фармацевтического образования путем актуализации компетентностного подхода // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2020. - № 2(45). - С. 50-58. - DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12005
[10]. Грицаненко Д.С., Ильинова Ю.Г., Лисицкий Д.С. [и др.] Трудоустройство выпускников фармацевтических техникумов: тенденции и перспективы // Медицинская сестра. - 2021. - Т. 23. - № 7. - С. 15-17. DOI: 10.29296/25879979-2021-07-03
[11]. Илюшина А.В., Царева Л.М. Мотивация студентов медицинского вуза к межкультурному взаимодействию // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2019. - Т.7. - №3 (26). - С. 469-478. URL: https://cyberleninka.ra/artide/n/motivatsiya-studentov-meditsinskogo-vuza-k-mezhkulturnomu-vzaimodeystviyu (дата обращения: 25.04.2022)
[12].Акаева С.А. Стратегия "Фарма-2020" как пример успешной и плодотворной отраслевой программы среднесрочного развития // Экономические стратегии. 2018. - Т. 20. - № 2(152). - С. 218-227. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/ri/strategiya-faima-2020-kak-primer-uspeshnoy-i-plodotvornoy-otraslevoy-programmy-srednesrochnogo-razvitiya. (дата обращения: 25.04.2022)
Author Contributions. Esaulenko I. E. - scientific guidance, research concept; Berezhnova T. A. - writing a text, development of research design, writing a text; Maslov O. V. - analysis of scientific literature, data collection and analysis, conducting a questionnaire; Libina I. I. - interpretation of data, final conclusions, preparation of a literary review; Lunyova E.A. - writing a discussion results, analysis of scientific literature, analysis of survey results.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Esaulenko I. E. -SPINID: 9361-6140; ORCID ID: 0000-0002-2424- 2974
Berezhnova T.A. — SPIN ID: 8934-9211; ORCID ID: 0000-0002-8401-3460
Maslov O. V.-SPIN ID: 1448-1621; ORCID ID: 0000-0001-9476-2695
Libina I.I. - SPIN ID: 6197-1903; ORCID ID: 0000-0003-2791-1018
Lunyova E.A - SPIN ID: 2378-1557; ORCID ID: 0000-0002-6077-3043
For citation: Esaulenko I.E., Berezhnova T.A., MaslovO.V., Libina I.I., Lunyova E.A. THE TRAJECTORY OF PHARMACEUTICAL EDUCATION DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH STATE MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER N.N. BURDENKO. Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2022;24(8): 53-62. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-8-53-62.
Вклад авторов. Есауленко И. Э. - научное руководство, концепция исследования, Бережнова Т. А. - написание текста, разработка дизайна исследования, написание текста; Маслов О. В. - анализ научной литературы, сбор и анализ данных, проведение анкетирования; Либина И. И. - интерпретация данных, итоговые выводы, подготовка литературного обзора; Лунёва Е.А. - написание обсуждения результатов, анализ научной литературы, анализ результатов анкетирования.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Есауленко И.Э. -SPINID 9361-6140; ORCID ID: 0000-0002-2424- 2974
Бережнова Т.А — SPIN ID: 8934-9211; ORCID ID: 0000-0002-8401-3460
Маслов О.В. - SPIN ID: 1448-1621; ORCID ID: 0000-0001-9476-2695
Либина И.И. - SPIN ID: 6197-1903; ORCID ID: 0000-0003-2791-1018
Лунёва Е.А. - SPIN ID: 2378-1557; ORCID ID: 0000-0002-6077-3043
Для цитирования: Есауленко И.Э., Бережнова Т.А., Маслов О.В., Либина И.И., Лунёва Е.А. ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Н.Н. БУРДЕНКО // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2022. - Т. 24. № 8. - С. 5362. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-8-53-62.