Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ВУЗА'

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SATISFACTION OF GRADUATES / QUALITY OF EDUCATION / QUESTIONNAI / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ ВЫПУСКНИКОВ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова О.А., Петров А.Ю., Барсукова Ю.Н.

В настоящее время достаточно сложно определить прямые показатели, влияющие на качество обучения в университете и их взаимосвязь с перспективным трудоустройством. Многие поступающие рассматривают рейтинг ВУЗа как платформу для дальнейшего получения высокооплачиваемый и хорошей работы. В данной статье рассматривается взаимосвязь результата анкетирования выпускников фармацевтического факультета и их востребованность на фармацевтическом рынке. Изучались такие факторы как устройство на работу, знакомство с работодателем, работа в коллективе в начале своей трудовой деятельности, факторы, влияющие на возможность устройства на работу и конкурентоспособность на фармацевтическом рынке. Данные факты связываются с удовлетворенностью студентов полученным образованием и пройденным обучением. Оценка показателей производится с помощью шкалы Лайкерта и коэффициента корреляции. Показано, что несмотря на то что удовлетворенность программами обучения и трудоустройство выпускников является сложными и независимыми переменными, тем не менее вполне возможно говорить о том, что рейтинг Вуза и качество образования влияет на успешное трудоустройство выпускников. Объектами исследования являлись выпускники фармацевтического факультета Уральского государственного медицинского университета - 2019 года выпуска, обучающиеся по программе Фармация. Данный университет был выбран на основе избирательности приема абитуриентов, наличия государственной аккредитации, наличия международного сотрудничества, а также как входящий в рейтинг 50 лучших медицинских университетов России. В результате данной работы были выявлены переменные, связанные с различными аспектами удовлетворённости выпускников и деятельностью ВУЗа. На основании этих переменных показано, что образования большинство выпускников удовлетворены полученным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова О.А., Петров А.Ю., Барсукова Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OF GRADUATES OF PHARMACEUTICAL FACULTY AS INDICATOR OF QUALITY OF WORK OF UNIVERSITY

At present, it is quite difficult to determine how they affect the quality of education at the university and their relationship with prospective employment. Many of them expect to receive well-paid and good jobs. In this article, the results of a survey of graduates of the pharmaceutical faculty and their relevance in the pharmaceutical market are available. Factors affecting job opportunities and competitiveness in the pharmaceutical market. These facts are related to students’ satisfaction with their education and training. Evaluation of indicators using the Likert scale and correlation coefficients. The indicators, which, despite the fact that satisfaction with the graduate training and employment programs are complex and independent variables, do not always mean that the assessment of the quality of education affects the success of graduate employment. The objects of study were graduates of the Faculty of Pharmacy of the Ural State Medical University - 2019, graduating from the Pharmacy program. This university was chosen on the basis of the selectivity of admission of applicants, the availability of state accreditation, the presence of international cooperation, as well as being included in the ranking of the top 50 medical universities in Russia. As a result of this work, variables associated with various aspects of graduate satisfaction and the activities of the university were identified. Based on these variables, it is shown that most graduates are satisfied with their education.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ВУЗА»

Medical & pharmaceutical journal "Pulse" | Медико-фармацевтический журнал "Пульс"

2020. Volume 22. N 5 https://clinical-journal.ru

J

УДК 615.1:338.24

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2020-22-5-56-60

SATISFACTION OF GRADUATES OF PHARMACEUTICAL FACULTY AS INDICATOR OF QUALITY OF WORK OF UNIVERSITY

Melnikova O.A., Petrov A.Yu., Barsukova Yu.N.

Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russian Federation

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ВУЗА

Мельникова О.А., Петров А.Ю., Барсукова Ю.Н.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет», г. Екатеринбург, Российская Федерация

Abstract. At present, it is quite difficult to determine how they affect the quality of education at the university and their relationship with prospective employment. Many of them expect to receive well-paid and good jobs. In this article, the results of a survey of graduates of the pharmaceutical faculty and their relevance in the pharmaceutical market are available. Factors affecting job opportunities and competitiveness in the pharmaceutical market. These facts are related to students' satisfaction with their education and training. Evaluation of indicators using the Likert scale and correlation coefficients. The indicators, which, despite the fact that satisfaction with the graduate training and employment programs are complex and independent variables, do not always mean that the assessment of the quality of education affects the success of graduate employment. The objects of study were graduates of the Faculty of Pharmacy of the Ural State Medical University - 2019, graduating from the Pharmacy program. This university was chosen on the basis of the selectivity of admission of applicants, the availability of state accreditation, the presence of international cooperation, as well as being included in the ranking of the top 50 medical universities in Russia. As a result of this work, variables associated with various aspects of graduate satisfaction and the activities of the university were identified. Based on these variables, it is shown that most graduates are satisfied with their education.

Аннотация. В настоящее время достаточно сложно определить прямые показатели, влияющие на качество обучения в университете и их взаимосвязь с перспективным трудоустройством. Многие поступающие рассматривают рейтинг ВУЗа как платформу для дальнейшего получения высокооплачиваемый и хорошей работы. В данной статье рассматривается взаимосвязь результата анкетирования выпускников фармацевтического факультета и их востребованность на фармацевтическом рынке. Изучались такие факторы как устройство на работу, знакомство с работодателем, работа в коллективе в начале своей трудовой деятельности, факторы, влияющие на возможность устройства на работу и конкурентоспособность на фармацевтическом рынке. Данные факты связываются с удовлетворенностью студентов полученным образованием и пройденным обучением. Оценка показателей производится с помощью шкалы Лайкерта и коэффициента корреляции. Показано, что несмотря на то что удовлетворенность программами обучения и трудоустройство выпускников является сложными и независимыми переменными, тем не менее вполне возможно говорить о том, что рейтинг Вуза и качество образования влияет на успешное трудоустройство выпускников. Объектами исследования являлись выпускники фармацевтического факультета Уральского государственного медицинского университета - 2019 года выпуска, обучающиеся по программе Фармация. Данный университет был выбран на основе избирательности приема абитуриентов, наличия государственной аккредитации, наличия международного сотрудничества, а также как входящий в рейтинг 50 лучших медицинских университетов России. В результате данной работы были выявлены переменные, связанные с различными аспектами удовлетворённости выпускников и деятельностью ВУЗа. На основании этих переменных показано, что

Keywords: Satisfaction of graduates, quality of education, questionnai

образования большинство выпускников удовлетворены полученным образованием.

Ключевые слова: удовлетворённость выпускников, качество обучения, анкетирование выпускников, фармацевтический факультет, образование.

REFERENCES

[1]. Methodology for the development of educational standards and curricula / V. Baidenko, J. Van Zantworth. Modernization of vocational education: the modern stage. - M.: Research Center for the Problems of Quality of Training of Specialists, 2003.

[2]. Petrov A.Yu., Erofeeva O.V., Karimova A.A. The experience of forming a residency curriculum with elements of network technologies // Bulletin of the Ural State Medical University. 2017. No. 4. P. 41-43.

[3]. Andrianova G.N., Maslova V.A., Petrov A.L., Mura-tova N.P., Formation and development of educational technologies at the Department of Management and Economics of Pharmacy // Bulletin of the Ural State Medical University. 2015. No. 2-3. S. 77-78.

[4]. Melnikova O.A. How to conduct an internal audit of drug storage plus 10 samples of local documents for pharmacies // New Pharmacy. 2020. No. 2. P. 8-20.

[5]. Reshetneva A.S., Melnikova O.A. Marketing research of visitors to pharmacies in Yekaterinburg // In the collection: Youth - Practical Health Care XIII All-Russian scientific conference of students and young medical scientists with international participation. Ivanovo, 2019.S. 360-362.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Методология развития образовательных стандартов и учебных планов / Байденко В. И., ван Зантворт Дж.//Модернизация профессионального образования: современный этап. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.

[2]. Петров А.Ю., Ерофеева О.В., Каримова А.А. Опыт формирования учебной программы ординатуры с элементами сетевых технологий // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2017. № 4. С. 41-43.

[3]. Андрианова Г.Н., Маслова В.А., Петров А.Л., Муратова Н.П., Становление и развитие образовательных технологий на кафедре «Управление и экономика фармации» // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2015. № 2-3. С. 77-78.

[4]. Мельникова О.А. Как провести внутренний аудит хранения лекарственных препаратов плюс 10 образцов локальных документов для аптек // Новая аптека. 2020. № 2. С. 8-20.

[5]. Решетнева А.С., Мельникова О.А. Маркетинговое исследование посетителей аптек г. Екатеринбурга // В сборнике: Молодежь - практическому здравоохранению XIII Всероссийская с международным участием научная конференция студентов и молодых ученых-медиков. Иваново, 2019. С. 360-362.

Author Contributions. Melnikova O. A. - writing and editing the text; Petrov A. Yu. - research design and statistical data processing; Barsukova Yu. N. - collection and processing of research materials. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Melnikova O.A. — SPIN-ID: 1792-5901; ORCID ID: 0000-0002-1317-3109; Research interests, Studying the sphere of education management, more than 10 publications have been published, of which 5 in the Higher Attestation Commission and 5 in conference proceedings.

Petrov A.Yu. — SPIN-ID: 6297-2619; ORCID ID: 0000-0002-6199-9319; Research interests, Studying the sphere of education management, more than 10 publications have been published, of which 5 in the Higher Attestation Commission and 5 in conference proceedings.

Barsukova Yu.N. — SPIN-ID: 9981-2190; ORCID ID: 0000-0002-0407-5478; Research interests, Studying the sphere of education management, published more than 5 publications, of which 1 in the Higher Attestation Commission and 4 in conference proceedings.

Вклад авторов. Мельникова О. А. — написание и редакция текста; Петров А. Ю.— дизайн исследования и статистическая обработка данных; Барсукова Ю. Н.. — сбор и обработка материалов исследования. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Мельникова О. А. — SPIN-ID: 1792-5901; ORCID ID: 0000-0002-1317-3109; Сфера научных интересов, Изучение сферы управления образованием, опубликованы более 10 публикаций, из них 5 в ВАК и 5 в материалах конференций. Петров А. Ю. — SPIN-ID: 6297-2619; ORCID ID: 0000-0002-6199-9319; Сфера научных интересов, Изучение сферы управления образованием, опубликованы более 10 публикаций, из них 5 в ВАК и 5 в материалах конференций. Барсукова Ю. Н. — SPIN-ID: 9981-2190; ORCID ID: 0000-0002-0407-5478; Сфера нлучныгх интересов, Изучение сферы управления образованием, опубликованы более 5 публикаций, из них 1 в ВАК и 4 в материалах конференций.

Введение. Качественное образование способствует экономическому росту и процветанию государства. Увеличение в стране доступности высшего образования и количества образованных людей, специалистов в своей области способствует росту экономических показателей, очень важных для устойчивости государства. Доступности высшего фармацевтического образования выгодно способствовало расширение сети образовательных учреждений, что во многом стало возможным благодаря открытию фармацевтических факультетов в медицинских университетах. Это привело к зачислению огромного числа студентов, желающих получить высшее образование. Однако не везде качество преподавания и обучения находится на высоком уровне. Многое зависит от рейтинга Вуза. Рейтинг ВУЗа определяется по множеству показателей, и каждый студент хочет, чтобы его ВУЗ входил в 100 лучших ВУЗов России. Многие работодатели также доверяют качеству образования в таких вузах, считают их выпускников более конкурентоспособными на рынке и назначают более высокую заработную плату выпускникам этих учреждений. В настоящее время большинство показателей рейтинга университета основаны на востребованности профессии после окончания ВУЗа, а не на качестве преподавания и обучения [1].

Цель настоящего исследования - изучение взаимосвязей между различными аспектами удовлетворенности выпускника фармацевтического факультета образованием, которое он получил в медицинском университете и адаптации его к началу работы, получению первоначального

опыта на первом месте работы. Удовлетворённость и качество образования являются такими показателями, которым могут иметь разные измерения для одного аспекта и низкими для другого. Система менеджмента качества ВУЗа может внести корректирующие действия и улучшить найденные несоответствия [2]. Объектами исследования являлись выпускники фармацевтического факультета Уральского государственного медицинского университета - 2019 года выпуска, обучающиеся по программе Фармация. Данный университет был выбран на основе избирательности приема абитуриентов, наличия государственной аккредитации, наличия международного сотрудничества, а также как входящий в рейтинг 50 лучших медицинских университетов России [3].

Результаты и обсуждение. Всего было опрошено 54 выпускника, около половины выпускников были выбраны случайным образом, с ними связывались посредством электронной связи. Анкетирование проводилось на платформе Google Chrome в течение сентября 2019 года, т.е в первый месяц их трудоустройства. 86% выпускников с высшим фармацевтическим образованием имели женский пол, что совершенно не критично, поскольку данная специальность очень часто рассматривается как женская профессия.

Востребованность фармацевтического работника после окончания ВУЗа была высокая и составляла 86,1%, результаты скорости трудоустройства, представленные на рисунке 1, также были высоки.

Как быстро после окончания университета Вы устроились на работу ?

через 1 месяц ■ через 3 месяца 1 более 3 месяцев ■ немедленно

Рис.1 - Скорость трудоустройства выпускников фармацевтического факультета на работу

How quickly after graduation did you get a job?

■ after 1 month ■ in 3 months more than 3 months ■ immediately

Fig.1 - The rate of employment of graduates of the pharmaceutical faculty to work

Руководителем организации устроились 16,7 %, выпускников, а 66,7% заняли должность специалистов. Соответственно и свой уровень дохода выше среднего оценила 16,7% выпускников и как средний 66, 7%. В 83,3% случаях работодатель информировал будущих выпускников о предстоящей работе, в 70,5% случаях соискатель получал информацию о своем коллективе при поступлении на работу. Круг знакомых расширился у 88, 9% выпускников.

В течение первого месяца работы установились нормальные деловые отношения у 94,4% выпускников, неформальные знакомства появились у 50.0%. Выпускники быстро улавливают настроение коллектива в 88,6% случаях, а коллектив аптек является благожелательным к ним в 94,4% случаях. Выпускники работают в коллективе разных возрастов сотрудников 19,4%. В коллективе, где много лиц пенсионного возраста работает 11,1%. 38,9% выпускников работают в аптечных организациях, где возрастной порог составляют сотрудники в возрасте 25 - 45 лет. 50,0% выпускников воспринимают успех и удачи коллектива, как очень важную новость для развития собственной личности. 95,0% опрошенных проявляет уравновешенность и здравый смысл при решении производственных задач [4]. В первый месяц трудоустройства за работой выпускников следил и помогал наставник (63,9% случаев). 88,9 % выпускников настроены на карьерный рост. На деятельность специалиста с фармацевтическим образованием влияют следующие факторы.

Наибольшее значение из факторов, которые влияют на дальнейшую карьеру и продвижение, по мнению выпускников, относится [5]: готовность и способность дальнейшему обучению и уровень практических навыков и умений (13,9%).

Одинаковую долю (11,9%) заняли: способность работать в коллективе, способность эффективно представлять себя и результаты своего труда, способность воспринимать и анализировать новую информацию. Нацеленность на профессиональный результат (5,0%) и навыки управления персоналом (6,0%), эрудированность и общая культура (2,0%), 8% опрошенных помогает устроиться в профессии наличие родственников и знакомых. 70% опрошенных бесполезным для работы в аптеке считают знания иностранного языка. 85,7% выпускников видят взаимосвязь между своей работой и полученным результатом.

Стремление к повышению по карьерной лестнице высказывает около 65% выпускников и только 35% в данный момент времени всё устраивает. Изучив карьерные устремления выпускников, было выявлено, что часть из них хотела бы в дальнейшем заведовать аптечной организацией (24,5%), работать в Министерстве здравоохранения (7,2%), управлять группой аптек (18,9%), стать менеджером в оптовой компании (11,1%), директором аптечной сети (16,5%), региональным медицинским представителем (19,6%), работать в фармацевтической промышленности (1,2%), открыть своё закрытое акционерное общество (1%). Сразу же хотели бы зарабатывать большие деньги и устроиться в большую компанию на высоко оплачиваемую должность 73,3% выпускников.

Около 43 выпускников фармацевтического факультета с удовольствием прошли бы дополнительные курсы после завершения своей программы обучения, а 16,6% ориентированы на получение дополнительного диплома после окончания учебного заведения. Предпочтительными дополнительными дипломами являются дипломы экономической и юридической специальности,

Medical & pharmaceutical journal "Pulse" | Медико-фармацевтический журнал "Пульс"

2020. Volume 22. N 5 https://clinical-journal.ru

Л

дипломы о высшем образовании в области маркетинга и менеджмента.

Выводы. В результате данной работы были выявлены переменные, связанные с различными аспектами удовлетворённости выпускников и деятельностью ВУЗа. На основании этих переменных показано, что, несмотря на возникающие в литературе дискуссии по поводу низкого качества образования большинство выпускников удовлетворены полученным образованием. Значительная часть из них также удовлетворена предоставляемыми условиями для учебы и качеством лабораторных работ. Однако стоит заметить, такие выводы не должны вводить в заблуждение руководителей медицинской организации, поскольку это ясно показывает, что удовлетворенность от качества обучения тесно связано с

процессом устройства на работу и является сложной категорией. Также надо понимать, что любое даже очень хорошее начинание может быть подвергнуто критике, если остальные требуют от идеи появления чего-либо выдающегося. С этой точки зрения, репутация университета является очень значимой. С одной стороны, репутация университета привлекает студентов к поступлению в ВУЗ, своими высокими стандартами образования, с другой стороны, в случае их несоблюдения это ведет к волне критики, где большинство критических замечаний основывается на слухах, а не на вещественных доказательствах. В связи с этим факторы, связанные с устройством студентов и выпускников на работу, являются очень важной информацией об истинном показателе качества университетского образования.

Ответственный за переписку: Мельникова Ольга Александровна — доктор фармацевтических наук, профессор кафедры Управление и экономика фармации, фармакогнозии, ФГБОУВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Екатеринбург, Российская Федерация, Email: newfarmacia@mail.ru

Corresponding Author: Melnikova Olga Aleksandrovna - doctor of Pharmaceutical Sciences, Professor of the Department of Management and Economics of Pharmacy, Pharmacognosy, FSBEIHE «Urals State Medical University», Ministry of Health of Russia, Ekaterinburg, Russian Federation, E-mail: newfarmacia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.