Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ АТТЕСТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ-ПРОВИЗОРОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ АТТЕСТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ-ПРОВИЗОРОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФАРМАЦИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ПРОВИЗОР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болдырева Е.В., Куземкина Александра Васильевна

В статье представлены результаты исследования влияния успеваемости и уровня подготовки выпускников-провизоров на результаты прохождения первичной аккредитации. Цель работы - сравнительная оценка результатов первичной аккредитации и промежуточных аттестаций выпускников-провизоров фармацевтического факультета Воронежского государственного университета. Исследование взаимосвязи успеваемости выпускников-провизоров и их результатов прохождения первичной аккредитации проводилось на базе фармацевтического факультета ФГБОУ ВО Воронежского государственногоуниверси- тета с использованием метода контент-анализа протоколов заседаний аккредитационной подкомиссии по итогам проведения этапа аккредитации специалистов за 2016-2019 гг. и отчетов о результатах зимних и летних сессий студентов за 2014-2015, 2015-2016, 20162017, 2017-2018, 2018-2019 уч.гг. Анализ результатов сессий выпускников-провизоров 2016-2019 гг. за 3-5 курсы показал, что наиболее высокие результаты зимней и летней сессий имеет период 4 курса, к 5 курсу средние баллы промежуточных аттестаций студентов-выпускников снижаются. Установлено, что самый низкий средний балл зимней и летней сессий 5 курса имеют выпускники 2019 г., а также двух сессий 3 курса и зимней сессии 4 курса. Не подтверждено предположение о том, что увеличение доли прошедших аккредитацию в 2019 г. может быть связано с повышением успеваемости по итогам промежуточных аттестаций выпускниками 2019 г. При сопоставлении средней оценки первого этапа первичной аккредитации со средним баллом не только по профилирующим, а по всем учебным дисциплинам за сессии 3-5 курсов, выявлена обратная зависимость, т.е. несмотря на то, что выпускники 2018 г. имеют выше средний балл по всем учебным дисциплинам на 0,19, выпускники 2019 г. лучше сдали первый этап первичной аккредитации (3,65).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болдырева Е.В., Куземкина Александра Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE EVALUATION OF THE RESULTS OF PRIMARY ACCREDITATION AND INTERMEDIATE ATTESTATIONS OF GRADUATES-PROVISORS OF THE PHARMACEUTICAL FACULTY OF THE VORONEZH STATE UNIVERSITY

The article presents the results of research of the impact of academic performance and the level of training of graduate pharmacists on the results of primary accreditation. The purpose of the research is a comparative assessment of the results of primary accreditation and intermediate certification of graduate pharmacists of the pharmaceuticalfaculty of Voronezh State University. A study of the relationship between the performance of graduate pharmacists and their results in passing the primary accreditation was carried out on the basis of the pharmaceutical faculty of the Voronezh State University using the method of content analysis of the minutes of meetings of the accreditation subcommission following the results of the stage of accreditation of specialists for 2016-2019 years and reports on the results of winter and summer student sessions for 2014-2015, 20152016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 academic year. Analysis of the results of the sessions of graduate pharmacists 2016-2019 years for 3-5 courses showed that the period of 4 courses has the highest results of the winter and summer sessions, by the 5th course the average points of intermediate grades of graduate students are reduced. It has been established that the lowest average score of the winter and summer sessions of the 5 th course is for graduates of 2019 year, as well as two sessions of the 3rd course and a winter session of the 4th course. When comparing the average score of the first stage of primary accreditation with the average score not only for majors, but for all academic disciplines for sessions of 3-5 courses, an inverse relationship was revealed, i.e. despite the fact that graduates of 2018 year have a higher average score in all academic disciplines by 0.19, graduates of 2019 year have better passed the first stage of primary accreditation (3.65).

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ АТТЕСТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ-ПРОВИЗОРОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

J

УДК 615.15

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2020-22-5-151-155

COMPARATIVE EVALUATION OF THE RESULTS OF PRIMARY ACCREDITATION AND INTERMEDIATE ATTESTATIONS OF GRADUATES-PROVISORS OF THE PHARMACEUTICAL FACULTY OF THE VORONEZH STATE UNIVERSITY

Boldyreva E.V., Kuzyomkina A.V.

Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ АТТЕСТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ-ПРОВИЗОРОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Болдырева Е.В., Кузёмкина А.В.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты исследования влияния успеваемости и уровня подготовки выпускников-провизоров на результаты прохождения первичной аккредитации. Цель работы - сравнительная оценка результатов первичной аккредитации и промежуточных аттестаций выпускников-провизоров фармацевтического факультета Воронежского государственного университета. Исследование взаимосвязи успеваемости выпускников-провизоров и их результатов прохождения первичной аккредитации проводилось на базе фармацевтического факультета ФГБОУ ВО Воронежского государственногоуниверси-тета с использованием метода контент-анализа протоколов заседаний аккредитационной подкомиссии по итогам проведения этапа аккредитации специалистов за 2016-2019 гг. и отчетов о результатах зимних и летних сессий студентов за 2014-2015, 2015-2016, 20162017, 2017-2018, 2018-2019 уч.гг. Анализ результатов сессий выпускников-провизоров 2016-2019 гг. за 3-5 курсы показал, что наиболее высокие результаты зимней и летней сессий имеет период 4 курса, к 5 курсу средние баллы промежуточных аттестаций студентов-выпускников снижаются. Установлено, что самый низкий средний балл зимней и летней сессий 5 курса имеют выпускники 2019 г., а также двух сессий 3 курса и зимней сессии 4 курса. Не подтверждено предположение о том, что увеличение доли прошедших аккредитацию в 2019 г. может быть связано с повышением успеваемости по итогам промежуточных

Abstract. The article presents the results of research of the impact of academic performance and the level of training of graduate pharmacists on the results of primary accreditation. The purpose of the research is a comparative assessment of the results of primary accreditation and intermediate certification of graduate pharmacists of the pharmaceuticalfaculty of Voronezh State University. A study of the relationship between the performance of graduate pharmacists and their results in passing the primary accreditation was carried out on the basis of the pharmaceutical faculty of the Voronezh State University using the method of content analysis of the minutes of meetings of the accreditation subcommission following the results of the stage of accreditation of specialists for 2016-2019 years and reports on the results of winter and summer student sessions for 2014-2015, 20152016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 academic year. Analysis of the results of the sessions of graduate pharmacists 2016-2019 years for 3-5 courses showed that the period of 4 courses has the highest results of the winter and summer sessions, by the 5th course the average points of intermediate grades of graduate students are reduced. It has been established that the lowest average score of the winter and summer sessions of the 5 th course is for graduates of 2019 year, as well as two sessions of the 3rd course and a winter session of the 4th course. When comparing the average score of the first stage of primary accreditation with the average score not only for majors, but for all academic disciplines for sessions of 3-

аттестаций выпускниками 2019 г. При сопоставлении средней оценки первого этапа первичной аккредитации со средним баллом не только по профилирующим, а по всем учебным дисциплинам за сессии 3-5 курсов, выявлена обратная зависимость, т.е. несмотря на то, что выпускники 2018 г. имеют выше средний балл по всем учебным дисциплинам на 0,19, выпускники 2019 г. лучше сдали первый этап первичной аккредитации (3,65).

Ключевые слова: фармацевтическое образование, фармация, фармацевтический факультет, первичная аккредитация, провизор.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1]. Горячкина Е.Г., Мирович В.М. Первичная аккредитация специалистов - показатель результативности образовательного процесса // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2017. №6. С. 43-45.

[2]. Сизова Ж.М., Челышкова М.Б., Семёнова Т.В., Алексеева Е.И., Чистякова Е.Г., Кондрикова Е.В., Князева С.А., Малахова Т.Н., Ших Е.В. О разработке и применении множественных кейсов в аккредитации специалистов здравоохранения // Вопросы современной педиатрии. 2019. Т.18. №1. С.49-55. doi: 10.15690/vsp.v18i1.1991

[3]. Сизова Ж.М., Челышкова М.Б. Совершенствование качества оценочного инструментария для аккредитации специалистов здравоохранения // Медицинское образование и вузовская наука. 2018. №1(11). С.19-23.

[4]. Приказ Минтруда РФ от 09.03.2016 №91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор»» [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/19203 (дата обращения 16.02.2020).

[5]. Boldyreva E., Kuzyomkina A., Trofimova I. Analysis of the results of primary accreditation of graduate pharmacists of the Faculty of pharmacy of Voronezh State University. Journal of science. Lyon. no. 4 (1). P. 33-36.

J

5 courses, an inverse relationship was revealed, i.e. despite the fact that graduates of 2018 year have a higher average score in all academic disciplines by 0.19, graduates of 2019 year have better passed the first stage of primary accreditation (3.65).

Keywords: pharmaceutical education, pharmacy, pharmaceutical faculty, primary accreditation, pharmacist.

REFERENCES

[1]. Goryachkina E.G., Mirovich V.M. Primary accreditation of specialists - an indicator of the effectiveness of the educational process // Quality Management System: experience and prospects. 2017. no.6. P. 43-45.

[2]. Sizova Zh.M., Chelyshkova MB, Semenova T.V., Alekseeva E.I., Chistyakova E.G., Kondrikova E.V., Knyazeva S.A., Malakhova T.N., Shikh E.V. On the development and application of multiple cases in the accreditation of healthcare professionals // Questions of modern pediatrics. 2019. vol. 18. no. 1. P.49-55. doi: 10.15690 / vsp.v18i1.1991/

[3]. Sizova Zh.M., Chelyshkova M.B. Improving the quality of assessment tools for the accreditation of healthcare professionals // Medical Education and University Science. 2018. no. 1(11). P.19-23.

[4]. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation of March 09, 2016 No. 91n «On the approval of the professional standard «Pharmacists»» [Electronic resource]. URL: https://minjust.con-sultant.ru/documents/19203 (accessed 16.02.2020).

[5]. Boldyreva E., Kuzyomkina A., Trofimova I. Analysis of the results of primary accreditation of graduate pharmacists of the Faculty of pharmacy of Voronezh State University. Journal of science. Lyon. no. 4 (1). P. 33-36.

Author Contributions. Boldyreva E.V. - literature review, collection and processing of materials, writing text; Kuzyomkina A. V. -research concept, statistical data processing.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Funding information. Private person.

Boldyreva E. V. - SPIN code: 2138-3715; ORCID ID: 0000-0002-5716-0238; Research interests, study of the problems of professional training and rational use of pharmaceutical personnel, more than 10 publications were published, of which 8 were in the Higher Attestation Commission and 2 in conference proceedings.

Kuzyomkina A.V. - SPIN code: 5811-5282; ORCID ID: 0000-0003-2152-4914; Research interests, research on the features of marketing and management in the implementation ofpharmaceutical activities, more than 20 publications were published, of which 5 in the Higher Attestation Commission and 10 in conference materials.

J

Вклад авторов. Болдырева Е.В. - обзор литературы, сбор и обработка материалов, написание текста; Кузёмкина А.В. -концепция исследования, статистическая обработка данных.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Информация о финансировании. Частное лицо.

Болдырева Е.В. — 8РШ-код: 2138-3715; ОЯСШ Ш: 0000-0002-5716-0238; Сфера научных интересов, исследование проблем профессиональной подготовки и рационального использования фармацевтических кадров, опубликовано более 10 публикаций из них 8 в ВАК и 2 в материалах конференций.

Кузёмкина А.В. — 8РШ-код: 5811-5282; ОЯСШ Ш: 0000-0003-2152-4914; Сфера научных интересов, исследование особенностей маркетинга и менеджмента при осуществлении фармацевтической деятельности, опубликовано более 20 публикаций из них 5 в ВАК и 10 в материалах конференций.

Введение. С 1 января 2016 года согласно требованиям пунктов 1, 2 статьи 69 Федерального закона N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 право на осуществление фармацевтической деятельности имеют лица, получившие соответствующее образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. В этом документе обозначено, что аккредитация представляет собой процедуру определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности [1,2]. В центре внимания лежит повышение профессионализма фармацевтических кадров на основе базисной методологии управления качеством на всех этапах подготовки к профессиональной деятельности. В настоящий момент эта система переживает наиболее интенсивный период модернизации за всю историю существования, связанный с введением аккредитации специалистов и смещение центра внимания на требования профессиональных стандартов [3,4]. В этой связи становится актуальным вопрос о влиянии успеваемости и уровня подготовки выпускников-провизоров на результаты прохождения первичной аккредитации (ПА).

Цель работы - сравнительная оценка результатов ПА и промежуточных аттестаций выпускников-провизоров фармацевтического факультета Воронежского государственного университета (ВГУ).

Материалы и методы. Исследование взаимосвязи успеваемости выпускников-провизоров и их результатов прохождения ПА проводилось на базе фармацевтического факультета ВГУ с использованием метода контент-анализа протоколов заседаний аккредитационной подкомиссии за 2016-2019 гг. и отчетов о результатах зимних и летних сессий студентов за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 уч.гг.

Использованы метод контент-анализа, статистические и графические методы.

Результаты и обсуждение. В ходе изучения результатов ПА выпускников-провизоров фармацевтического факультета ВГУ по этапам ПА с учетом пересдач за 2016-2018 гг. было установлено, что доля выпускников-провизоров, успешно прошедших ПА, имеет тенденцию к снижению, однако в 2019 году произошло увеличение числа сдавших аккредитацию на 5% по сравнению с прошлым периодом [5]. На основании выявленного результата нами было сделано предположение, что увеличение доли прошедших аккредитацию может быть связано с повышением успеваемости по итогам промежуточных аттестаций выпускниками 2019 г. и/или с введением дополнительного этапа, в виде тестирования, при контроле результатов производственных практик на 5 курсе. С целью подтвердить или опровергнуть данное предположение нами был проведен анализ результатов сессий выпускников-провизоров 2016-2019 гг. за 3-5 курсы. Результаты представлены на рисунке 1. В ходе проведенного исследования было определено, что наиболее высокие результаты зимней и летней сессий имеет период 4 курса. К 5 курсу средние баллы промежуточных аттестаций студентов-выпускников значительно снижаются. Выявленные данные можно объяснить тем, что у студентов 5 курса наступает период неопределенности (апатии) в результате поиска и определения вектора дальнейших действий, как в профессиональной, так и в личной жизни. Следует отметить, что самый низкий средний балл зимней и летней сессий 5 курса имеют выпускники 2019 г., а также двух сессий 3 курса и зимней сессии 4 курса. Таким образом, наше предположение о том, что увеличение доли прошедших аккредитацию в 2019 г. может быть связано с повышением успеваемости по итогам промежуточных аттестаций выпускниками 2019 г. не подтверждено.

■Результаты сессий выпускников-провизоров 2019 года (Graduate Session Results 201Э)

-Результаты сессий выпускников-провизоров 2018 года (Graduate Session Results 2018)

Результаты сессий выпускников-провизоров 203.7 года (Graduate Session Results 2017)

-Результаты сессий выпускников-провизоров 2016 года (Graduate Session Results 2016)

3 к. зимняя 3 к. летняя А к. зимняя 4 к. летняя

сессия сессия сессия сессия

(winter (summer (winter (summer

session) session) session) session)

к.зимняя сессия (winter session)

5 к. летняя сессия (summer session)

Рис. 1. Результаты среднего балла сессий выпускниками-провизорами 2016, 2017, 2018, 2019 гг. фармацевтического факультета ВГУ

Fig. 1: The results of the average score of the sessions by graduating pharmacists 2016, 2017, 2018, 2019 years of the pharmaceutical faculty of VSU

Далее нами была проведена сравнительная оценка средних баллов сессий выпускников фармацевтического факультета 2016-2019 гг. с общеуниверситетскими показателями. Было выявлено, что на 3 курсе средние баллы зимней и летней сессий выпускников-провизоров ниже общеуниверситетских показателей за весь исследуемый период, исключение составляет зимняя сессия 2018 г. На 4 курсе средние баллы промежуточных аттестаций провизоров имеют тенденцию к увеличению и данные показатели выше общеуниверситетских результатов за 2016-2019 гг. Положительный результат установлен несмотря то, что именно на 4 курсе студенты изучают и сдают большинство профилирующих дисциплин, которые они характеризуют как «самые сложные» и «требующие больших затрат времени на подготовку/изучение объемных и трудоемких заданий по самостоятельной и практической работе». Следует отметить, что на 5 курсе общеуниверситетские показатели кардинально отличаются от среднего балла выпускников-провизоров, которые в отличие от первых, имеют тенденцию к резкому снижению. За весь исследуемый период данные показатели на 5 курсе намного ниже, чем общеуниверситетские значения, за исключением зимней сессии 2016 г. Выявленный результат требует

проведения дополнительного анализа по установлению причин данной тенденции.

Для решения следующей исследовательской задачи нами было проведено изучение результатов промежуточных аттестаций выпускников-провизоров 2016-2019 гг. в разрезе учебных дисциплин. Исследование средних баллов по дисциплинам позволило выявить снижение изучаемых показателей за исследуемый период по большинству учебных дисциплин, что соответствует результатам прохождения ПА в 2016-2018 гг. В ходе проведенного этапа исследования установлено, что средние баллы студентов-бюджетников традиционно выше средних баллов студентов, обучающихся на договорной основе. Также определена тенденция к увеличению разницы средних баллов (1 и более баллов) студентов, обучающихся на бюджетной и договорной основе. Выявленную разницу в 2016 г. имели только 3 учебные дисциплины: фармакология, УЭФ 4к, биотехнология; в 2017 г. - 9 дисциплин: фармакогнозия, ФХ-анализ, фармакология, аптечная технология, УЭФ 4к, МФТ, биотехнология, клиническая фармакология, заводская технология. Разницу в 2018 г. имеют дисциплины: фармакология, аптечная технология, УЭФ 4к, биотехнология, заводская технология. А в 2019 г. 8 дисциплин - фармацевтическая химия 4к. и 5к., УЭФ 4к. и 5к., аптечная

технология, МФТ, клиническая фармакология, заводская технология. Установленный результат может быть связан с разным соотношением учащихся на бюджетной и договорной основе по сравнению с предыдущими периодами и влиять на снижение результатов прохождения ПА, т.к. были определены низкие средние баллы (от 3 до 3,5 баллов) у студентов-договорников по выявленным дисциплинам.

Результаты промежуточных аттестаций за последние два года мы смогли сравнить не только относительно формы обучения, но и средней оценки прохождения первого этапа ПА - тестирования. Т.к. 2016 и 2017 гг. в протоколах заседаний аккредитационной подкомиссии по итогам проведения этапа аккредитации специалистов результаты тестирования оценивались - зачтено/не зачтено. В результате изучения установлено, что средний балл первого этапа ПА в 2019 г. имеет показатель выше на 0,07 чем в 2018 г. (3,58).

При сопоставлении средней оценки первого этапа ПА со средним баллом не только по профилирующим, а по всем учебным дисциплинам за сессии 3-5 курсов, выявлена обратная зависимость, т.е. несмотря на то, что выпускники 2018 г. имеют выше средний балл по всем учебным дисциплинам на 0,19, выпускники 2019 г. лучше

сдали первый этап ПА (3,65). Таким образом, подтверждается наше предположение о положительном результате введения дополнительного этапа, в виде тестирования, при контроле результатов производственных практик на 5 курсе.

Выводы. Анализ результатов сессий выпускников-провизоров 2016-2019 гг. за 3-5 курсы показал, что наиболее высокие результаты зимней и летней сессий имеет период 4 курса, к 5 курсу средние баллы промежуточных аттестаций студентов-выпускников снижаются. Установлено, что самый низкий средний балл зимней и летней сессий 5 курса имеют выпускники 2019 г., а также двух сессий 3 курса и зимней сессии 4 курса. Таким образом, наше предположение о том, что увеличение доли прошедших аккредитацию в 2019 г. может быть связано с повышением успеваемости по итогам промежуточных аттестаций выпускниками 2019 г. не подтверждено. При сопоставлении средней оценки первого этапа ПА со средним баллом не только по профилирующим, а по всем учебным дисциплинам за сессии 3-5 курсов, выявлена обратная зависимость, т.е. несмотря на то, что выпускники 2018 г. имеют выше средний балл по всем учебным дисциплинам на 0,19, выпускники 2019 г. лучше сдали первый этап ПА (3,65).

Ответственный за переписку: Болдырева Елена Владимировна — кандидат фармацевтических наук, доцент, доцент кафедры управления и экономики фармации и фармакогнозии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж, Российская Федерация, E-mail: elena_28@rambler.ru

Corresponding Author: Boldyreva Elena Vladimirovna - Ph.D., аssociate Professor, аssociate Professor of the Department of Management and Economics of Pharmacy and Pharmacognosy, Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation, Email: elena_28@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.