■ Гп^ РОССИвС ■ \Zs првдпр Г.™»™ РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 • Номер 3 • февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1
. rf""" - !§=■ ^^^^ издательство Креативная экономика
ru,. Russian Journal of Entrepreneurship 1
_ 1-
Проектное обучение студентов на основе заказов малых и средних предпринимательских структур
Сагинова О.В.\ Гришина О.А.\ Штыхно Д.А)
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматриваются проблемы и перспективы сотрудничества вузов с предпринимательскими структурами, обосновывается необходимость включения в число партнеров вуза предприятий малого и среднего бизнеса и описывается опыт использования описания реальных проблем этих предприятий в системе проектного обучения студентов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое и среднее предпринимательство (МСП), концепция тройной спирали, проектное обучение, предпринимательские компетенции.
Project-based learning of students on the base of small and medium-sized business structures requests
Saginova O.V.1, Grishina O.A.\ Shtyhno D.A.1
1 Plekhanov Russian University of Economics
Университеты сотрудничают с предприятиями уже давно, однако современный рынок и глобализация требуют интенсификации такого взаимодействия, перехода от традиционных контактов в виде проведения мероприятий и презентаций компаний, единичных исследовательских проектов к стратегическому партнерству. Постоянные и эффективные контакты вузов с предприятиями взаимовыгодны, поскольку, с одной стороны, позволяют обеспечить студентов компетенциями, критически важными для современного рынка, а с другой стороны, оказывают помощь предприятиям в решении их задач как оперативного, так и стратегического развития [9] (Grishina, Zavyalova, Saginova, Saginov, 2013).
Партнерство университетов и бизнеса происходит в различных видах и преследует различные цели. С одной стороны, есть проблема занятости выпускников и востребованности их навыков на рынке труда. С другой стороны, бизнес нуждается в специалистах, знающих особенности конкретной отрасли, а высокий уровень конкуренции на большинстве рынков диктует необходимость новых, уникальных реше-
ний, для которых бизнесу зачастую не хватает знаний и возможности посмотреть на отрасль со стороны. В особенности, в таких решениях нуждается малый и средний бизнес вследствие ограниченности ресурсов: человеческих — для проведения исследований, сбора и анализа информации; финансовых — для заказа необходимых проектам внешним исполнителям; интеллектуальных — для разработки альтернативных сценариев и стратегий развития [10] (Dyumetts, 2016).
Бизнес-модели у университетов и предприятий различны, а значит для обеспечения качественного и результативного сотрудничества необходимы специальные системы и структуры. Университетам нужно обучать людей и создавать новое знание, предприятия концентрируются на конкурентоспособности и стремятся к успеху на рынке. Сотрудничество бизнеса и университетов должно создавать ситуацию обоюдного выигрыша. В современной рыночной среде компании, не имеющие связей с образовательными и научными организациями, развиваются медленнее и менее эффективно. Такие компании не имеют доступа к самым эффективным методам и результатам новейших исследований, тем самым, им необходимо больше времени для принятия успешных решений [2].
Не имея доступа к предпринимательскому опыту, студенты в результате имеют меньшую привлекательностью на рынке труда, а компании тратят больше сил на обучение вчерашних выпускников релевантным и современным навыкам.
Ещё одним аспектом современной экономики образования можно назвать меняющуюся роль научно-педагогических работников. В дополнение к педагогической работе и исследовательской деятельности, они теперь должны выполнять роль бизнес-тренеров и руководителей совместных проектов с бизнесом [6, 10] (Abankina,
ABSTRACT:_
The paper analyses problems and perspectives of cooperation between universities and entrepreneurial organisations, justifies the need to include small and medium-sized enterprises in the number of university partners and presents the experience of using of the description of the real problems of these enterprises in the system of project-based learning.
KEYWORDS: small and medium enterprises (SMEs), triple helix concept, project-based learning, entrepreneurial competences.
Received: 16.12.2016 / Published: 16.02.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Saginova O.V. ([email protected])
CITATION:_
Saginova O.V., Grishina O.A., Shtyhno D.A. (2017) Proektnoe obuchenie studentov na osnove zakazov malyh i srednikh predprinimatelskikh struktur [Project-based learning of students on the base of small and medium-sized business structures requests]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (3). — P. 417-425. doi: 10.18334/rp.18.3.37306
Aleskerov, Belousova, Gokhberg, Zinkovskiy, Kiselgof, Shvydun, 2013; Grishina, Zavyalova, Saginova, Saginov, 2013). Научно-педагогические работники должны выйти за пределы традиционных форм передачи знаний и начать помогать студентам переносить свои идеи и знания в реальную предпринимательскую среду.
Уже сегодня в российских университетах делается много для привлечения работодателей к разработке образовательных программ, оценке знаний и компетенций студентов и выпускников, внедрения в учебный процесс заданий и видов деятельности, моделирующих ситуацию их будущей профессиональной деятельности [11] (Dyumetts, 2016).
Концепция «тройной спирали» (triple helix), предложенная Лейдрсдорфом и Ецковицем [7, 3] (Babkina, Sergeev, 2011; Leydesdorff, Strand, 2013), показала, что успешное сотрудничество и формирование инновационной системы образования, основанной на идее предпринимательского университета, базируется на взаимодействии трех основных участников — государства, образования и бизнеса. С момента публикации концепции в разных странах мира проведены десятки конференций, опубликованы сотни статей, в некоторых странах (например, Швеции, Бразилии, Индии) разработаны национальные программы, основанные на парадигме «тройной спирали». По мнению авторов концепции и исследователей, адаптирующих идею к условиям конкретной страны, самым важным в реализации концепции является эффективное распределение ролей между ее участниками в рамках национальной модели, а также создание инфраструктуры, обеспечивающей ее реализацию.
В нашей стране реализация модели сотрудничества государства, бизнеса и образования осложнена тем, что в существовавшей до 1990 г. советской системе организации НИР основная часть научных исследований была сосредоточена в академических институтах и отраслевые НИИ. Государственные предприятия участвовали в организации практики и трудоустройстве выпускников, но не являлись заказчиками исследовательских работ, выполняемых вузами [6] (Abankina, Aleskerov, Belousova, Gokhberg, Zinkovskiy, Kiselgof, Shvydun, 2013).
С курсом экономического развития на инновационную модель экономики Российское правительство мотивирует университеты стать драйверами национальной модели Тройной спирали. Требования сотрудничества вузов с работодателями включены в Федеральные образовательные стандарты, которые разрабатывались и совер-
ОБ АВТОРАХ:_
Сагинова Ольга Витальевна, доктор экономических наук, профессор ([email protected]) Гришина Ольга Алексеевна, доктор экономических наук, профессор ([email protected]) Штыхно Дмитрий Александрович, к.э.н. ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Сагинова О.В., Гришина О.А., Штыхно Д.А. Проектное обучение студентов на основе заказов малых и средних предпринимательских структур // Российское предпринимательство. — 2017. — Том 18. — № 3. — С. 417-425. doi: 10.18334/rp.18.3.37306
шенствуются на основе профессиональных стандартов [1]. Работодатели участвуют в разработке образовательных программ, выступают перед студентами в ходе гостевых лекций и дисциплин по выбору, участвуют в оценке знаний студентов и выпускников, являясь членами аттестационных комиссий. Однако среди участников этого сотрудничества от работодателей по-прежнему практически игнорируются представители малого и среднего бизнеса. У них в структуре предприятий нет специальных подразделений, в функции которых входила бы работа с выпускниками, нет ресурсов, которые они могли бы направить на программы взаимодействия с вузами. В то же время их опыт значим для студентов, а сами МСП остро нуждаются в консультационной и исследовательской поддержке со стороны вузов [8, 12] (Golovina, Zavyalova, Saginova, 2012; Zavyalova, Saginova, Sidorchuk, Skorobogatyh, 2013).
Соавтор концепции Тройной спирали Лейдерсдорф [3] (Leydesdorff, Strand, 2013) в одном из интервью, рассказывая о направлениях собственных исследований, упомянул необходимость поиска точек возникновения синергетического эффекта от взаимодействия трех участников спирали, включая привлечения к сотрудничеству предприятий разного размера, в том числе и МСП.
Анализ современного состояния малого и среднего предпринимательства в России показывает, что большинство предпринимательских структур сегодня составляют микро и малые предприятия (95,5% общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Потребности МСП включают не только финансовую и материально-техническую поддержку, но и консалтинговые услуги, помощь в проведении исследований рынка. Низкая платежеспособность МСП по этим видам услуг делает их заказы непривлекательными для работающих на российском рынке консалтинговых и маркетинговых агентств [12] (Zavyalova, Saginova, Sidorchuk, Skorobogatyh, 2013).
Федеральные образовательные стандарты поколения 3+ предусматривают существенное увеличение доли практической и проектной работы студентов во время обучения (проведение различных видов практик). Вузы устанавливают и развивают контакты с потенциальными работодателями, проводят Дни карьеры, создают базы данных возможностей прохождения практики, устраивают презентации компаний, гостевые лекции специалистов. Участниками этих мероприятий и программ являются, как правило, крупные предприятия, часто мультинациональные компании, имеющие в своей структуре специальные отделы по работе со студентами и разрабатывающие программы найма выпускников.
Таким образом, с одной стороны, имеется неудовлетворенный спрос МСП на выполнение крайне важных для них и часто небольших по масштабу и сложности проектов, а с другой, студентам экономических и управленческих специальностей необходим реальный опыт и задачи, которые они могли бы выполнять в рамках учебного процесса.
Для привлечения студентов к выполнению проектных видов работ в рамках образовательной программы (курсовые и выпускные квалификационные работы, различные виды практики) по реальным заказам предприятий малого бизнеса необходимы
определенные организационные мероприятия, включающие сбор и аккумуляцию заказов МСП, выделение срочных проектов, распределение заказов по желательным срокам выполнения, решение вопросов оплаты выполненных заказов, организацию проектных групп исполнителей и руководство ими, регламентацию этого процесса с точки зрения требований ФГОС и правил организации учебного процесса в вузе.
Для решения перечисленных выше задач был использован имеющийся в РЭУ им. Г.В.Плеханова опыт разработки аналогичной системы выполнения проектных работ студентами магистратуры по заказам предприятий г. Москвы, накопленный во время выполнения нескольких исследовательских проектов в период 2007-2010 гг. [13] (Saginova, Zavyalova, Skorobogatyh, 2014). Сотрудничая с вузами США исследователи из РЭУ им. Г.В. Плеханова изучили проекты, которые в американских вузах, особенно на бакалаврских программах практической направленности, часто используются как завершающие задания, так называемые capstone projects», представляющие собой обобщающие все предшествующие изученные студентами дисциплины и позволяющие продемонстрировать полученные навыки. Работа над учебными планами по ФГОС 3+ с необходимостью введения разнообразных видов практики у бакалавров, привлечения работодателей дали возможность использовать разработанные регламенты «capstone projects», но переработать их в систему проектов для студентов бакалавриата.
Для разработки системы привлечения студентов к выполнению проектов по заказам предприятий малого и среднего бизнеса были проанализированы данные об имеющемся отечественном и зарубежном опыте существования и использования аналогичных систем, получены сведения об уровне спроса представителей МСП на выполнение такого рода проектов, а также сформирован перечень примерных заказов на проекты, уточнено, для выполнения каких видов учебных заданий эти проекты могут использоваться.
На основе собранной информации об отечественном и зарубежном опыте существования и использования аналогичных систем был проведен анализ публикаций в научных и деловых изданиях о практике работы вузов с малым и средним бизнесом; по результатам различных международных и локальных рейтингов были выбраны вузы, получившие высокие оценки взаимодействия с бизнесом, и проведен контент анализ веб-сайтов этих вузов на предмет отражения на сайте наличия системы сбора и выполнения проектов по заказам МСП.
С целью выявления потребностей МСП в выполнении проектов была собрана информация о проблемах МСП в профессиональных социальных сетях, на сайтах предпринимательских ассоциаций, торгово-промышленных палат: проведены экспертные интервью с представителями МСП на форумах предпринимателей, выставках, по личным контактам исследователей.
Для позиционирования разрабатываемой системы в университете относительно учебных задач студентов различных образовательных программ были проведены интервью с ответственными за практику на кафедрах РЭУ им. Г.В. Плеханова, интер-
вью с сотрудниками Центра развития карьеры РЭУ им. Г.В. Плеханова, анализ нормативных документов по организации практики и требований к проектным видам работы студентов.
Результаты анализа и сопоставления целей, задач и примеров организации взаимодействия вузов с предпринимательскими структурами показали, что вузы активно привлекают своих потенциальных работодателей к сотрудничеству, используя для этого как традиционные виды организации учебного процесса (гостевые лекции, практику, подготовку курсовых и выпускных квалификационных работ), так и специальные проектные виды работ. Для организации контактов с представителями предпринимательских структур в вузах создаются специальные отделы или центры взаимодействия, в обязанности которых входит получение заказа от предприятия и его сопровождение.
Выполнение заказов реализуется временными исследовательскими коллективами, создаваемыми с участием студентов и научно-педагогических работников (НПР) вуза. В большинстве случаев заказы предпринимательских структур выполняются вузами на безвозмездной основе, т.е. финансируются самим вузом. Существуют программы стимулирования взаимодействия вузов и бизнеса со стороны государства. В нескольких странах реализуются программы грантов на исследования, условием которых является привлечение к исследованиям в качестве основного исполнителя или соисполнителя НПР и студентов вуза.
Основные контакты университеты реализуют с представителями крупных мульти-национальных или национальных компаний, обладающих специальными структурами для сотрудничества с вузами, предлагающими конкретные программы для выпускников. Сотрудничество с местными малыми и средними предприятиями имеет место, но скорее за счет особого положения вуза (единственный университет в местности, где основная часть предприятий — малый и средний бизнес), личных контактов НПР с выпускниками и т.п.
Система привлечения студентов к выполнению проектных работ по заказам малого и среднего бизнеса может быть использована на разных уровнях образования — как для бакалавров, так и для магистров. Для определения заданий, соответствующих задачам конкретного уровня подготовки и навыкам и знаниям студентов, необходимо сортировать заявки по уровню сложности и масштабам задач. К числу простых задач, выполнение которых по силам студентам бакалавриата, можно отнести анализ факторов рынка, конкурентов, сбор информации об альтернативных видах транспортировки, поставщиках, сбор информации для профиля потребителей, сбор информации о существующих видах поддержки. К задачам более сложного уровня, для выполнения которых необходимы знания и навыки магистерского уровня, можно отнести задачи по анализу существующих бизнес-процессов, сравнительному анализу рынков и способов выхода на рынок, выбору альтернативных методов организации сбыта, закупок и т.п.
При этом следует учитывать, что даже сложные и комплексные задачи могут выполняться студентами бакалавриата путем объединения их в проектные группы. В этом случае в системе регистрируется руководитель группы, вносится информация, что заказ выполняется группой, а преподаватель помогает студентам распределить между собой различные виды работ, разбив заказ на связанные между собой задачи.
Система может использоваться для организации различных видов работ, указанных в учебном плане подготовки специалистов:
Для организации самостоятельной работы по дисциплине в соответствие с тематикой дисциплины и объемом часов, выделяемых на самостоятельную работу
Для подготовки курсовых работ. Отдельные заявки подходят к тематике курсовых работ, и их выполнение может быть основой для практической части курсовой работы.
Для организации различных видов практики: учебной и исследовательской. Эти виды практики предполагают решение конкретных задач, связанных со сбором и анализом информации, применением стандартных исследовательских методов и моделей. Производственная и преддипломная практика, которая предполагает знакомство с деятельностью организации, по масштабу превосходит те виды заданий, которые были собраны во время тестирования Системы. Однако, можно предположить, что в последующем при заполнении базы данных возможно установить контакты с некоторыми заказчиками для более детального знакомства с их организациями.
Для подготовки выпускных квалификационных работ — ряд заданий могут быть использованы и для подготовки ВКР, например, выбор и оценка различных вариантов выхода на региональный или зарубежный рынок.
Предлагаемая система проектного обучения студентов с использованием реальных заказов МСП протестирована в пилотном режиме, она доступна студентам и преподавателям различных образовательных программ через интерфейс; содержащимися в базе данных заданиями могут воспользоваться студенты и преподаватели разных факультетов и кафедр при обязательном соблюдении установленных регламентов работы с системой.
•
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон №273 от 29.12.2012. г. «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 20
2. Junger M. Business Collaboration between the Academic World and Industry. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tefen.com/insights/services/SandM/ collaboration between the academic world and industry ( дата обращения: 01.11.2016).
3. Leydesdorff, L., & Strand, 0. The Swedish system of innovation: regional synergies in a knowledge based economy // Journal of the American Society for Information Science and Technology. — 2013. — № 9. — P. 1890-1902.
4. Norgren L. & Olsson L. Stimulating International Technological Collaboration in Small and Medium-Sized Enterprises. A Study of VINNOVAs SMINT Programme. VF 2002: 2. — 2002.
5. Purg, D., Saginova, O., Skorobogatykh, I., Musatova, Z. Family owned Hidden champions in Russia: Innovations, human capital and internationalization // Indian Journal of Science and Technology. — 2016. — № 12.
6. Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю., Гохберг Л.М., Зиньковский К.В., Кисельгоф С.Г., Швыдун С.В. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // Форсайт. — 2013. — № 3. — C. 48-62.
7. Бабкина Е.В., Сергеев В.А. Тройная спираль инновационного развития: опыт США и Европы, возможности для России // Инновации. — 2011. — № 12. — C. 68-78.
8. Головина А., Завьялова Н.Б., Сагинова О.В. Система мониторинга малых инновационных предприятий в Свердловской области // Российское предпринимательство. — 2012. — № 22. — C. 48-54.
9. Гришин А.И., Мельников М.С., Строганов И.А. Оптимизация взаимодействия бизнес-структур и вузов: особенности российской практики // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: материалы VII Международной научно-практической конференции. 19-20 февраля 2015 г.: в 2 кн. — Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», 2015.
10. Гришина О. А., Завьялова Н. Б., Сагинова О.В., Сагинов Ю.Л, Концепция устойчивого развития образовательного учреждения // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2013. — № 3. — C. 5-22.
11. Дюметц Ж. Университеты как самообучающиеся организации в кросс-культурном контексте // Управленческое консультирование. — 2016. — № 5. — C. 173-180.
12. Завьялова Н.Б., Сагинова О.В., Сидорчук Р.Р., Скоробогатых И.И. Уровень государственной поддержки малого бизнеса с точки зрения ее получателей // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2013. — № 2. — C. 82-93.
13. Сагинова О.В., Завьялова Н.Б., Скоробогатых И.И. Показатели исследовательской деятельности и эффективность преподавания // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2014. — № 11. — C. 3-15.
REFERENCES:
Abankina I.V., Aleskerov F.T., Belousova V.Yu., Gokhberg L.M., Zinkovskiy K.V., Kiselgof S.G., Shvydun S.V. (2013). Tipologiya i analiz nauchno-obrazovatelnoy rezultativnosti rossiyskikh vuzov [Typology and analysis of the scientific and educational performance of the Russian universities]. Forsayt. 7 (3). 48-62. (in Russian).
Babkina E.V., Sergeev V.A. (2011). Troynaya spiral innovatsionnogo razvitiya: opyt SShA i Evropy, vozmozhnosti dlya Rossii [Triple Helix innovative development: the experience of the United States and Europe, opportunities for Russia]. Innovatsii. (12). 68-78. (in Russian).
Dyumetts Zh. (2016). Universitety kak samoobuchayuschiesya organizatsii v kross-kulturnom kontekste [Universities as a self-trainig organization within a cross-cultural context]. Upravlencheskoe konsultirovanie. (5). 173-180. (in Russian).
Golovina A., Zavyalova N.B., Saginova O.V. (2012). Sistema monitoringa malyh innovatsionnyh predpriyatiy v Sverdlovskoy oblasti [The Monitoring System of Small Innovative Enterprises in Sverdlovsk Region]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. (22). 48-54. (in Russian).
Grishina O. A., Zavyalova N. B., Saginova O.V., Saginov Yu.L, (2013). Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya obrazovatelnogo uchrezhdeniya [The concept of sustainable development of the educational institution]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. (3). 5-22. (in Russian).
Junger M. Business Collaboration between the Academic World and Industry Retrieved November 01, 2016, from http://www.tefen.com/insights/services/SandM/ collaboration between the academic world and industry
Leydesdorff, L., & Strand, 0. (2013). The Swedish system of innovation: regional synergies in a knowledge based economy Journal of the American Society for Information Science and Technology. 64 (9). 1890-1902.
Norgren L. & Olsson L. (2002). Stimulating International Technological Collaboration in Small and Medium-Sized Enterprises. A Study of VINNOVAs SMINT Programme. VF 2002: 2.
Purg, D., Saginova, O., Skorobogatykh, I., Musatova, Z. (2016). Family owned Hidden champions in Russia: Innovations, human capital and internationalization Indian Journal of Science and Technology. 9 (12).
Saginova O.V., Zavyalova N.B., Skorobogatyh I.I. (2014). Pokazateli issledovatelskoy deyatelnosti i effektivnost prepodavaniya [Indicators of research and teaching effectiveness]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. (11). 3-15. (in Russian).
Zavyalova N.B., Saginova O.V., Sidorchuk R.R., Skorobogatyh I.I. (2013). Uroven gosudarstvennoy podderzhki malogo biznesa s tochki zreniya ee poluchateley [The level of state support of small business from point of view of its recipients]. Marketing i marketingovye issledovaniya. (2). 82-93. (in Russian).