Научная статья на тему 'Проектная работа студентов: как улучшить результат'

Проектная работа студентов: как улучшить результат Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1192
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / PROJECT / PROJECT TEAMS / QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS / BEHAVIOURAL PATTERN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завьялова Надежда Борисовна, Сагинова Ольга Витальевна

В статье рассматриваются вопросы организации проектной работы студентов как современного метода, позволяющего интегрировать теоретические знания и практические навыки, необходимые для работы в современном высокотехнологичном бизнесе. При организации проектной деятельности необходимо учитывать поведенческие особенности студентов, а также ориентироваться на креативные методические материалы, способные вовлечь современную молодежь в творческий процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завьялова Надежда Борисовна, Сагинова Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students'' project work: how to improve the result

The article considers the issues of organizing students' project work as a modern method that allows integrating the theoretical knowledge and practical skills necessary for work in modern high-tech business. During organizing project activity it is necessary to take into account behavioral characteristics of students, and to focus on creative methodological materials that can engage youth in creative process.

Текст научной работы на тему «Проектная работа студентов: как улучшить результат»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 11 • Номер 9 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

Проектная работа студентов: как улучшить результат

Завьялова Н.Б.1, Сагинова О.В. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассматриваются вопросы организации проектной работы студентов как современного метода, позволяющего интегрировать теоретические знания и практические навыки, необходимые для работы в современном высокотехнологичном бизнесе. При организации проектной деятельности необходимо учитывать поведенческие особенности студентов, а также ориентироваться на креативные методические материалы, способные вовлечь современную молодежь в творческий процесс. Работа выполнена при поддержке РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках научно-практической разработки «Методическое руководство по организации и выполнению проектной работы в группах».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проект, проектные группы, качество образовательного процесса, стиль поведения.

Students' project work: how to improve the result

Zavyalova N.B. \ Saginova O.V. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

Введение

Многие процессы в бизнесе являются результатом коллективных усилий. Навык групповой проектной работы является одним из важнейших и наиболее востребованных профессиональных навыков. Многие современные методики создания инноваций (например, методика дизайн-мышления), построены на использовании разных мнений, групповых обсуждений и коммуникаций. Пересечения мнений и разногласия дают новое качество, а носителями различных мнений и знаний в разных областях являются участники проектной группы.

Подготовка специалистов к проектной работе не всегда входила в программы вузов. В 60-х годах прошлого века управлять проектами специалистов обучали на рабочем месте, ожидая, что они научатся на своих ошибках. В 1970-х к обучению в процессе профессиональной деятельности добавились различные тренинги и семинары, проводимые практиками, результатами которых стали стандартные курсы, обучавшие принципам проектной работы, независимо от сферы профессиональной

деятельности. Уже в 1980-е годы ответственность за навыки проектной групповой работы возложили на образовательные организации, и вузы включили в задания для студентов групповые виды работы, групповые учебные и исследовательские проекты [5] (Adams J.R., Kirchof N.S., 1983).

Концепция «тройной спирали» [8] (Etzkowitz H., Leydesdorfff L., 2000) теоретически обосновала необходимость сотрудничества вузов и бизнеса, которое реализуется сегодня в большом разнообразии форм и методов совместной работы, наиболее привычным из которых являются студенческие групповые проекты по заказам бизнеса. Такие проекты позволяют бизнес структурам использовать усилия и знания студентов для решения проблем бизнеса и поиска новых возможностей развития. Университеты, ради получения студентами навыка проектной работы, изменяют методы и программы обучения [9] (Johnson D. W., Johnson R. T., Smith K., 2007). Исследования подтверждают пользу групповых проектов, позволяющих не только приобрести профессиональной значимые компетенции, но и навыки коммуникации, сотрудничества, решения конфликтов, координации и распределения ответственности [10] (Kyndt E., Raes E., Lismont B., Timmers F., Cascallar E., Dochy F., 2013). Однако для того, чтобы подобные проекты были эффективными, студентов нужно сначала научить основным навыкам работы в группе.

Уровень требований к подготовке студентов экономических вузов возрастает с каждым годом, что обусловлено, с одной стороны, необходимостью обеспечения специалистами современных высокотехнологичных производств, с другой стороны - ответственностью вуза за трудоустройство выпускников в соответствии с теми ожиданиями, которые сформированы ими при поступлении в образовательное учреждение. Принимаемые меры по совершенствованию образовательного процесса в стране (модернизация системы высшего образования, внедрение компетентностного подхода к подготовке студентов, внедрение новых образовательных программ и методов обуче-

ABSTRACT:_

The article considers the issues of organizing students' project work as a modern method that allows integrating the theoretical knowledge and practical skills necessary for work in modern high-tech business. During organizing project activity it is necessary to take into account behavioral characteristics of students, and to focus on creative methodological materials that can engage youth in creative process.

KEYWORDS: project, project teams, quality of the educational process, behavioural pattern

JEL Classification: A20, A22, I20, I23 Received: 18.09.2017 / Published: 30.09.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zavyalova N.B. (Zavyalova.NB0rea.ru)

CITATION:_

Zavyalova N.B., Saginova O.V. (2017) Proektnaya rabota studentov: kak uluchshit rezultat [Students' project work: how to improve the result]. Kreativnaya ekonomika. 11. (9). - 943-952. doi: 10.18334/ce.1 1.9.38328

ния) не в полной мере устраняют разрыв между требованиями реальной экономики (бизнеса) и квалификацией выпускников, между ожиданиями студентов и практикой реального трудоустройства [1, 11] (Zavyalova N.B., 2013; Pavlin S., Kesting T., & Baaken T., 2016). Одной из причин этого разрыва является отсутствие навыков работы студентов в проектной группе при решении комплексных исследовательских зада [4] (Saginova O.V., Zavyalova N.B., Saginov Yu.L., 2013).

Исследованиям вопросов интеграции теории и практики на основании проектной работы в группах посвящено немало научных публикаций. Их авторы отмечают, что проектная работа студентов существенно влияет на формирование системного мышления (в отличие от фрагментарного) [2] (Michasova O.V., 2016), способствует приобретению аналитических навыков в исследовательских проектах [1, 4] (Zavyalova N.B., 2013; Saginova O.V., Zavyalova N.B., Saginov Yu.L., 2013), развивает коммуникативные навыки [3] (Pak V.V., 2016), повышает самоорганизацию студентов [10] (Kyndt E., Raes E., Lismont B., Timmers F., Cascallar E., Dochy F., 2013).

Однако эти результаты получаются не у всех и не всегда. Причин неэффективной проектной деятельности несколько. В первую очередь, применение проектного метода как элемента дидактической системы подготовки студентов требует подготовки преподавателя, их волевого усилия, а также дополнительных временных затрат для консультационной работы и оценки качества промежуточных и окончательных результатов проектной работы студентов. Преподаватель должен сформулировать интересную и перспективную тематику проектов с описанием ожидаемых результатов, организовать систему консультаций (возможно с привлечение специалистов-практиков и преподавателей из смежных областей знаний) и фактически выступить в роли работодателя или заказчика. Для того чтобы повысить мотивацию студентов, необходимо предложить критерии оценки их проекта (табл.). Фактически этими критериями преподаватель определяет требования к качеству проектной работы, а также стимулирует совместную работу студентов.

Последнее является особенно важным, поскольку при выполнении проектов каждый из участников проектной группы действует в соответствии с привычным для себя типом поведения. В группах часто встречаются так называемые «Халявщики», предпочитающие поучаствовать в проекте на последнем (зачетном) занятии, не внося никакого вклада в общее дело; «двоечники», которые может быть и хотели бы внести

ОБ АВТОРАХ:_

Завьялова Надежда Борисовна, кандидат технических наук, доцент (Zavyalova.NB0rea.ru) Сагинова Ольга Витальевна, доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательства и логистики (Saginova.OV0rea.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Завьялова Н.Б., Сагинова О.В. Проектная работа студентов: как улучшить результат // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 9. - С. 943-952. doi: 10.18334/ce.1 1.9.38328

Таблица

Критерии оценки проектов в студенческих группах

Рекомендуемые к оцениванию составляющие проекта Критерии оценки

Постановка проблемы и ее обоснование Проведение теоретического исследования Проведение эмпирического исследования Актуальность, теоретическая и практическая значимости темы исследования

Формулировка проблемы и ее обоснование

Корректность постановки целей и задач исследования, их соответствие поставленной цели

Анализ информационных источников, их актуальность, наличие источников на иностранном языке, их релевантность рассматриваемой проблеме

Наличие критического анализа научных источников, методик, методов, применяемых в исследованиях аналогичной проблемы

Обоснование выбранных методик и методов исследования, описание методики исследования

Корректность проведения методов эмпирического исследования

Достоверность используемы данных

Самостоятельность получения эмпирических данных

Достоверность полученных результатов анализа эмпирических данных

Результат выполнения исследовательского проекта Логичность и полнота исследования

Практическая значимость, потенциальная возможность практического применения

Соответствие планируемому результату

Командная работа над проектом Распределение задач в проекте

Соблюдение сроков выполнения проекта, регламентов подачи отчетной документации

Преодоление трудностей, проблем

Оформление отчета Соответствие требования ГОСТ, применение средств визуализации

Презентация результатов проекта Логичность изложения

Демонстрация владения навыками изложения научных результатов

Ответы на вопросы Четкость, знание предмета исследования

Источник: составлено авторами

свою лепту, но в силу разных причин не имеют достаточной квалификации для выполнения работ. Часто студенты конкурируют друг с другом внутри группы и не склонны к сотрудничеству и взаимодействию, что негативно воспринимается другими членами группы и иногда перерастает в конфликтную ситуацию.

Противоположный тип поведения можно назвать «диктаторским». Обычно это студенты, которые очень хотят получить хорошую оценку; доверяют своим способностям больше, чем способностям своих товарищей; они имеют опыт успешного выполнения заданий и теперь уверены, что надо делать так, как они предлагают. Диктаторы начинают нервничать, когда возникают сомнения в успехе проекта, и эту неуверенность компенсируют, беря контроль в свои руки. Если им не удается убедить коллег в своей правоте, они готовы оказывать давление на других участников группы. Диктатор берет контроль в свои руки, чем раздражает своих коллег и создает напряженность в своей команде. Это снижает общекомандный энтузиазм, и проект начинает «пробуксовывать», что вселяет еще большую неуверенность и заставляет Диктатора еще сильнее давить на коллег. Сам Диктатор ощущает, что он выполняет большую часть работ по проекту, при этом члены команды чувствуют себя униженными и оскорбленными. С их мнением не считаются, выполненная ими работа не принимается во внимание. Возникает общее чувство неудовлетворенности и озлобленности.

Чтобы предотвратить подобное поведение нужно четко ставить цели и задачи, распределять зоны ответственности, устанавливать конкретные сроки выполнения проекта и его частей. В таком режиме потенциальный Диктатор лишен возможности проявить свою неуверенность в исходе проекта и взять на себя процесс управления.

Часто такое поведение бывает неосознанным и, если Диктатору сказать напрямую, то он будет отрицать свое деструктивное поведение. Конфликт можно погасить в мягкой форме: «Мы видим, что ты много работаешь. Давай обсудим, что можем сделать мы для успеха проекта». Полезно бывает, прежде чем говорить с Диктатором, его похвалить: «Ты так много усилий тратишь на проект, но иногда ты перегибаешь. Нам не удается высказать свои идеи».

Сходный стиль поведения демонстрируют участники группы, стремящиеся все сделать сами, они тоже доверяют своим способностям больше, чем способностям коллег по команде. При этом только Халявщики рады такому члену команды, другие участники рассматривают такое поведение как высокомерное, что может привести к конфликтам и недовольству. Даже при успешном завершении проекта у команды остается чувство неудовлетворенности, поскольку они хотели бы внести свой вклад в работу, но не смогли. У данного члены команды тоже возникает чувство неудовлетворенности остальными участниками команды из-за того, что коллеги мало работают. При этом они не осознают, что сами являются источником проблемы.

Как и при работе с Диктатором, необходимо снизить неопределенность в работе над проектом, установить цели, задачи, время встреч, сроки отчетов. Это повышает уверенность коллег типа «я сделаю все сам». Все члены команды должны показать, что они готовы нести равную ответственность, что они не Халявщики и готовы работать.

Еще один деструктивный тип поведения в группе можно назвать «Прокастинатором». Это человек, склонный к постоянному откладыванию важных и срочных дел. Студенты-прократинаторы откладывают до последнего выполнение

своей части проекта. Обычно их вклад в работу запаздывает и часто оказывается низкого качества. Иногда сложно отличить Халявщика от Прокастинатора: и тот и другой не вносят должного вклада в проект, в результате чего другим членам команды приходится выполнять работу коллег. Однако ключевое различие все же существует -это намерение. Халявщик зачастую намеренно откладывают свою часть работы, зная, что коллеги выполнят ее. Прокастинатор готов внести свою долю в проект, но либо неправильно оценивает свои силы, либо не умеет управлять своим временем. Когда Прокатинатор задерживают свою часть работы, остальные члены команды вынуждены менять сроки выполнения своих работ, что создает стрессовую ситуацию в команде.

Самый эффективный способ преодоления такого поведения - ставить четкие сроки, чтобы у других членов команды была возможность что-то отредактировать или изменить в проекте. Нужно ставить промежуточные сроки отчетности, чтобы выявить Прокастинатора. Установка промежуточных сроков заставляет Прокастинатора выполнить свою часть работы несколько раньше, что снижает риски возникновения неожиданных ситуаций.

Для студентов часто интересна сама работа в команде. Дружеские приколы, шутки, общение позволяют получить удовольствие от общения. Однако для некоторых эти социальные аспекты работы в команде негативно сказывается на конечном результате. Есть студенты, для которых самое главное - это общение, и они подменяют разговорами и обсуждением реальную работу над проектом. Они часто отвлекают группу вопросами на отвлеченные темы, используя собрание группы ради общения. С одной стороны, эти участники группы позволяют наладить хорошие отношения в группе, но им нельзя позволять тратить время рабочих встреч. Для этого нужно иметь план встреч проектной группы, придерживаться запланированной повестки. Уже на первой встрече можно обсудить вопрос о неэффективном использовании времени на рабочих встречах.

Негативно влияют на работу проектной группы так называемые «Жалобщики», которые сокрушаются по поводу проектного задания, потом жалуются, что негде взять литературу, что отчет не нужен, а можно оформить только презентацию. Типичными признаками Жалобщика являются разговоры «за спинами» коллег, критика их способностей, обвинения коллег по команде, что они что-то не доделали или не учли. Некоторые студенты, выбирая стиль Жалобщика, чувствуют себя более свободными в группе, другие пытаются установить дружеские связи с членами команды и тем самым социализироваться в команде. Иногда они жалуются, чтобы оправдать свою неготовность с какой-то частью проекта.

Жалобщик в определенном смысле подобен «Социализатору» и все стратегии, применяемые к Социализатору, можно использовать в отношениях с Жалобщиком: четко установить время на обсуждение вопросов, придерживаться плана обсуждения. Жалобщик не всегда осознает, что его поведение негативно влияет на проект и об этом ему надо обязательно сказать.

Эти и другие поведенческие особенности участников проекта должны быть учтены при организации преподавателем проекторной работы. Перед преподавателем стоит задача научить студентов реализовывать сложные проектные работы в группах. При чем не формально, а таким образом, чтобы выполненный групповой проект был значимым с теоретической и практической точек зрения.

Учитывая недостаточно большой опыт студентов в проектных группах, им тоже приходится сталкиваться с определенными трудностями, основными из которых являются:

• формирование эффективной проектной команды;

• постановка целей и задач проектной работы (научного исследования);

• выбор (поиск) подходов и методов решения поставленных задач;

• аргументация выбора и оценка последствий произведенного выбора;

• разработка концептуальной модели исследования;

• тайм-менеджмент;

• критическая оценка результатов выполненных работ;

• возможность возникновения при выполнении работы проектных и личностных конфликтов.

Многие проблемы могут быть решены путем правильной организации проектной работы с применением информационных технологий и систем для организации виртуального проектного офиса. С этой целью студентов нужно научить использовать хранилища файлов для команды проекта (например, на Google можно создать диск и почту только для участников проекта), организовать обсуждение вопросов проекта в режиме оп-line. Например, групповая видеосвязь - это живое общение с коллегами. Общаться по групповой видеосвязи можно бесплатно и с любого устройства — смартфона, планшета или компьютера. Для этого воспользоваться приложением Hangouts (Тусовки) или версией Бкуре для бизнеса.

Заключение

В РЭУ им. Г.В. Плеханова в помощь организации проектной работы создан электронный ресурс «Навигатор по проектной работе в группе» и «Microsoft Project: начинаем проектную работу». Лаконичность изложения, визуальная привлекательность материала позволяют и студентам, и преподавателям избежать множества ошибок, свойственных проектным группам с небольшим опытом такой деятельности.

Проектная работа только в рамках учебных курсов - это достаточно ограниченный опыт для студентов. Для талантливых, мотивированных на результат студентов нужна постоянно действующая площадка для реализации своего творческого потенциала. Такой площадкой является лаборатория SAP Next-Gen Lab Plekhanov, открытая на кафедре предпринимательства и логистики. Задача лаборатории SAP Next-Gen Lab Plekhanov - привлечь наших студентов и наиболее прогрессивных преподавателей для работы над реальными проектами. Когда-то прообраз SAP Next-Gen Lab появился

в Стэнфордском университете для воплощения в жизнь заказов клиентов компании SAP. Лаборатории SAP Next-Gen Lab фактически предстоит осуществить трансфер инноваций в бизнес на основе проектного подхода и дизайн-мышления. И это еще один пример успешной проектной деятельности в вузе.

ИСТОЧНИКИ:

1. Завьялова Н.Б. Научные исследования в совершенствовании качества образователь-

ных услу // Достижения вузовской науки. - 2013. - № 2. - с. 117-121.

2. Мичасова О.В. Применение проектного метода и методик активного обучения для

развития системного мышления у студентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2016. - № 1(41). - с. 179184.

3. Пак В.В. Метод проектов как способ формирования обобщенных проектных умений

студентов инженерных вузов // Педагогическое образование в России. - 2016. -№ 1. - с. 68-74.

4. Сагинова О.В., Завьялова Н.Б., Сагинов Ю.Л. Влияние исследовательской деятель-

ности преподавателя вуза на эффективность и качество преподавания: постановка проблемы на основе анализа научной литературы // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2013. - № 4. - с. 4-7.

5. Adams J.R., Kirchof N.S. A Training Technique for Developing Project Managers //

Project Management Quarterly. - 1983. - № 14. - p. 81-95.

6. Bazen, J. C., & Petrova, I. S. (2014). Opening the Russian Market: Measuring the effect

of short term international student exchanges in the field of entrepreneurship. Paper presented at the Catching up new ideas: Management, Economics and Law 2014, Kaunas

7. Davey, T., Baaken, T., Galan Muros, V., & Meerman, A. (2011). Final Report - Study

on the cooperation between Higher Education Institutions and public and private organisations in Europe. Retrieved from Münster: Edmondson, G., Valigra, L., Kenward, M., Hudson, R. L., & Belfield, H. (2012)

8. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: from National Systems and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Mode 2" to a Triple Helix of university-industry- government relations // Research Policy. - 2000. - № 29(2). - p. 109-123.

9. Johnson D. W., Johnson R. T., Smith K. The state of cooperative learning in postsecondary

and professional settings // Educational Psychology Review. - 2007. - № 19(1). - p. 15-29.

10. Kyndt E., Raes E., Lismont B., Timmers F., Cascallar E., Dochy F. A meta-analysis of the effects of face-to-face cooperative learning. Do recent studies falsify or verify earlier findings? // Educational Research Review. - 2013. - № 10. - p. 133-149.

11. Pavlin S., Kesting T., & Baaken T. An Integrative View on Higher Education and University-Business Cooperation in the Light of Academic Entrepreneurship // European Journal of Education. - 2016. - № 51(1). - p. 3-9.

REFERENCES:

Adams J.R., Kirchof N.S. (1983). A Training Technique for Developing Project Managers Project Management Quarterly. (14). 81-95.

Etzkowitz H., Leydesdorff L. (2000). The dynamics of innovation: from National Systems and "Mode 2" to a Triple Helix of university-industry- government relations Research Policy. (29(2)). 109-123.

Johnson D. W., Johnson R. T., Smith K. (2007). The state of cooperative learning in postsecondary and professional settings Educational Psychology Review. (19(1)). 15-29.

Kyndt E., Raes E., Lismont B., Timmers F., Cascallar E., Dochy F. (2013). A metaanalysis of the effects of face-to-face cooperative learning. Do recent studies falsify or verify earlier findings? Educational Research Review. (10). 133-149.

Michasova O.V. (2016). Primenenie proektnogo metoda i metodik aktivnogo obucheniya dlya razvitiya sistemnogo myshleniya u studentov [Application of the project method and methods of active learning for the development of system thinking in students]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (1(41)). 179-184. (in Russian).

Pak V.V. (2016). Metod proektov kak sposob formirovaniya obobschennyh proektnyh umeniy studentov inzhenernyh vuzov [Project-based learning as a method of formation of universal project skills of engineering university students]. Pedagogical education in Russia. (1). 68-74. (in Russian).

Pavlin S., Kesting T., & Baaken T. (2016). An Integrative View on Higher Education and University-Business Cooperation in the Light of Academic Entrepreneurship European Journal of Education. (51(1)). 3-9.

Saginova O.V., Zavyalova N.B., Saginov Yu.L. (2013). Vliyanie issledovatelskoy deyatelnosti prepodavatelya vuza na effektivnost i kachestvo prepodavaniya: postanovka problemy na osnove analiza nauchnoy literatury [The influence of the research activity of the university teacher on the efficiency and quality of teaching: the formulation of the problem on the basis of the analysis of scientific literature]. Human Capital and Professional Education. (4). 4-7. (in Russian).

Zavyalova N.B. (2013). Nauchnye issledovaniya v sovershenstvovanii kachestva obrazovatelnyh uslu [Scientific research in improving the quality of educational services]. Dostizheniya vuzovskoy nauki. (2). 117-121. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.