Научная статья на тему 'Место и роль проектной работы в подготовке специалистов для современной экономики'

Место и роль проектной работы в подготовке специалистов для современной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ / ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВУЗОВ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / PROJECT-ORIENTED TRAINING / GROUP PROJECTS / PRACTICAL SKILLS AND COMPETENCIES / UNIVERSITIES'' DEVELOPMENT GOALS / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURS / PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завьялова Надежда Борисовна, Сагинова Ольга Витальевна, Стукалова Анастасия Алексеевна, Максимова Светлана Михайловна

В статье рассматриваются вопросы организации проектной работы студентов как формы подготовки обучающихся в высших учебных заведениях с целью ликвидации разрывов между потребностями экономики и квалификацией выпускников. Предлагаемые авторами инструменты организации проектной работы студентов ориентированы на получение качественных результатов проектной деятельности, методическую поддержку преподавателей высших учебных заведений и участников проектных групп, формирование пула проектов по заказам предпринимательских структур, что обеспечивает как поддержку малого бизнеса, так и создает условия для постоянного обновления тематики проектов и их выполнения студенческими проектными группами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завьялова Надежда Борисовна, Сагинова Ольга Витальевна, Стукалова Анастасия Алексеевна, Максимова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place and role of the project work in training specialists for the modern economy

The article considers the issues of organizing students’ project work as a form of training students in higher education institutions in order to fill the gap between the economic needs and qualifications of graduates. The author suggests tools for organizing students’ project work which are aimed at obtaining high-quality results of project activities, at methodological support for teachers of higher education institutions and participants of project groups, at forming a projects’ pool on the orders of entrepreneurial structures. This provides support for small-sized business and creates the conditions for constantly updating the subject matter of projects and their implementation by student project groups.

Текст научной работы на тему «Место и роль проектной работы в подготовке специалистов для современной экономики»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 19 • октябрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

место и роль проектной работы в подготовке специалистов для современной экономики

Завьялова Н.Б.1, Сагинова О.В.1, Стукалова А.А.1, Максимова С.М. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассматриваются вопросы организации проектной работы студентов как формы подготовки обучающихся в высших учебных заведениях с целью ликвидации разрывов между потребностями экономики и квалификацией выпускников. Предлагаемые авторами инструменты организации проектной работы студентов ориентированы на получение качественных результатов проектной деятельности, методическую поддержку преподавателей высших учебных заведений и участников проектных групп, формирование пула проектов по заказам предпринимательских структур, что обеспечивает как поддержку малого бизнеса, так и создает условия для постоянного обновления тематики проектов и их выполнения студенческими проектными группами.

Исследование выполнено в рамках научно-практической разработки «Методическое руководство по организации и выполнению проектной работы в группах» при поддержке РЭУ им. Г.В. Плеханова.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектно-ориентированное обучение, групповые проекты, практические навыки и компетенции, задачи развития вузов, малые и средние предприниматели, управление проектами

place and role of the project work in training specialists for the modern economy

Zavyalova N.B.1, Saginova O.V.Stukalova A.A.1, Maksimova S.M.1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Практическая ориентированность современных образовательных программ стала одним из требований оценки качества и перспектив развития образовательного процесса в вузах. Анализ программ развития ведущих российских вузов, проведенный исследовательским коллективом Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, показал, что задачи повышения практико-ори-ентированности программ, усиления контактов вузов с ключевыми работодателями, развития навыков самостоятельной практической работы студентов присутствуют почти в каждой программе. Однако, если в отчетах вузов в рамках мониторинга эффективности МОН (Министерство образования и науки) или в резюмирующих современное состояние вуза частях стратегий реализация этих задач представ-

лена конкретно с данными о количестве студентов, прошедших практику и стажировку на предприятиях отрасли, о количестве и тематике совместных мероприятий вуза с работодателями, названиями практических работ и проектов, выполненных вузом по заказам предприятий и т.п., то в программах развития часто присутствуют лишь обобщенно сформулированные задачи «расширения, увеличения, особого внимания» и т.д. [1, 9] (Баквквву, 2016; №1ки.11па, 2015).

Практическая направленность образовательных программ выражается не только в доле и правильной организации производственной практики, но в первую очередь в эффективной организации проектной работы студентов во время обучения. Выполняя постепенно возрастающие по сложности и глубине анализа задания в рамках учебных дисциплин, студенты приобретают навыки анализа, обобщения, взаимодействия с другими членами группы, координации, совместной работы, т.е. те практические компетенции, которые сегодня важны для специалистов любого профиля [8, 14] (Мг1п1коу, СЫЫзоуа, 2015; Уакоу1вуа, 2016).

Подготовка специалистов к проектной работе не всегда входила в программы вузов. В 60-х годах прошлого века управлять проектами специалистов обучали на рабочем месте, ожидая, что они научатся на своих ошибках. В 1970-х к обучению в процессе профессиональной деятельности добавились различные тренинги и семинары, проводимые практиками, результатами которых стали стандартные курсы, обучавшие принципам проектной работы, независимо от сферы профессиональной

ABSTRACT:_

The article considers the issues of organizing students' project work as a form of training students in higher education institutions in order to fill the gap between the economic needs and qualifications of graduates. The author suggests tools for organizing students' project work which are aimed at obtaining high-quality results of project activities, at methodological support for teachers of higher education institutions and participants of project groups, at forming a projects' pool on the orders of entrepreneurial structures. This provides support for small-sized business and creates the conditions for constantly updating the subject matter of projects and their implementation by student project groups.

KEYWORDS: project-oriented training, group projects, practical skills and competencies, universities' development goals, small and medium-sized entrepreneurs, project management.

JEL Classification: i20, i23, 126 Received: 29.09.2017 / Published: 16.10.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zavyalova N.B. (Zavyalova.NB@rea.ru)

CITATION:_

Zavyalova N.B., Saginova O.V., Stukalova A.A., Maksimova S.Yu. (2017) Mesto i rol proektnoy raboty v podgotovke spetsialistov dlya sovremennoy ekonomiki [Place and role of the project work in training specialists for the modern economy]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (19). - 2759-2768. doi: 10.18334/rp.18.19.38369

деятельности. Уже в 1980-е годы ответственность за навыки проектной групповой работы возложили на образовательные организации, и вузы включили в задания для студентов групповые виды работы, групповые учебные и исследовательские проекты [15] (Adams J.R., Kirchof N.S., 1983).

Университеты ради получения студентами навыка проектной работы изменяют методы и программы обучения. Исследования подтверждают пользу групповых проектов, позволяющих не только приобрести профессионально значимые компетенции, но и навыки коммуникации, сотрудничества, решения конфликтов, координации и распределения ответственности [17] (Kyndt E., Raes E., Lismont B., Timmers F., Cascallar E., Dochy F., 2013). Принимаемые в разных странах меры по совершенствованию образовательного процесса в стране (модернизация системы высшего образования, внедрение компетентностного подхода к подготовке студентов, внедрение новых образовательных программ и методов обучения) не в полной мере устраняют разрыв между требованиями реальной экономики (бизнеса) и квалификацией выпускников, между ожиданиями студентов и практикой реального трудоустройства.

Одной из причин этого разрыва может являться недостаточное наличие навыков работы студентов в проектной группе при решении комплексных исследовательских задач. В РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках научно-практической работы «Методическое руководство по организации и выполнению проектной работы в группах» в 2017 г. был проведен опрос. В число респондентов вошло 70 магистров, прошедших предшествующее обучение (по программам баклавриата) в различных учебных заведениях г. Москвы (рис. 1). Анализ результатов анкетирования показал, что опыт работы в проектной команде, приобретенный в различных условиях (по месту работы, при обучении в магистратуре или бакалавриате), имели от 42% до 82% респондентов. При этом с проблемами в проектной работе сталкивались 54% респондентов.

В числе основных проблем назывались отсутствие четко сформулированного задания, статистических данных для расчетов и, что, на наш взгляд, является очень важным, отсутствие мотивации выполнения проектной работы (рис. 2).

ОБ АВТОРАХ:_

Завьялова Надежда Борисовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательства и логистики (Zavya1ova.NB0rea.ru)

Сагинова Ольга Витальевна, доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательства и логистики (Saginova.OV0rea.ru)

Стукалова Анастасия Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга (Stuka1ova.AA0rea.ru) Максимова Светлана Михайловна, (SMaksimova2015@yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Завьялова Н.Б., Сагинова О.В., Стукалова А.А., Максимова С.Ю. Место и роль проектной работы в подготовке специалистов для современной экономики // Российское предпринимательство. - 2017. -Том 18. - № 19. - С. 2759-2768. doi: 10.18334/ф.18.19.38369

Работали ли Вы в проектной команде во время обучения на бакалавриате, специалитете?

82,4*

111,84.','К

Получили ли Вы полезные знании, умения и навыки во время проектной работы?

Сталкивались ли Вы с проблемами при выполнении проектных работ в команде?

Являлись ли Вы участником проектной команды во время своей трудовой деятельности?

Приходилось ли Вам работать в проектных командах во школеЕ

Работали ли Вы в проектной команде во время обучения в магистратуре?

52,9* ■■■■

и.1% М

О-Ч 4 4^9« 14,/*

19,1* . 2X1*

■■ЬЯ* зё.вч

^■Ш. .20,Ь* 22,1*

■НВНИНШННВм*

(А 19 20* 30*КбР5Ва«>* РВ,РВ4 9а*100* ■ Да ■ Затрудняюсь ответить «Нет Оченьмало

Рис°тшк1. Оь^воа опыта раб^т^ы смудентоввпроектноккомандах Источник: составленоавторами.

Отсутствует мотивация: нспользованиерезультатов проекта затруднительно

Не интересны темы проектных работ

Не могу правильно распределить время на выполнение отдельных частей проекта, не.. Трудно организовать работу в команде проекта, сложно распределить задачимежду участниками Не хватает времени для качественного выполнения

проекта, сроки слишком короткие Отсутствует мотивация: проект выполняется только ради зачета/ оценки Отсутствуют необходимые материалы (статистические данные, финансовая отчетность).

Отсутствует четкая формулировка задания

15,7%

17,4%

43,5%

_54,3%_

_54,3%_

_42,9%

110,1%

34,3%

О% 20% 40% 60% 80% 100% * Да ■ Затрудняюсь ответить Нет

Рисунок 2. Оценка причин, препятствующих качественному выполнению проектной работы

Источник: составлено авторами.

Эти и другие исследования легли в основу серьезного переосмысления подходов и методов организации проектной работы в РЭУ им. Г.В. Плеханова, поскольку для современного предпринимателя проектная работа является одной из основных форм его деятельности.

Исторические и современные подходы к проектной работе студентов

В соответствии с Федеральными образовательными стандартом подготовки студентов по направлению 38.04.02 менеджмент (уровень магистратуры) существенное внимание в образовательной деятельности необходимо уделить формированию у них таких профессиональных компетенций, как приобретение навыков и знаний выпол-

нения самостоятельного исследования по практически значимой теме, способности к критическому анализу, навыков коммуникации, в том числе, и в интернациональном коллективе с применением современных образовательных технологий. Проектно-ориентированный подход, как не один другой, соответствует решению данных задач, а также способствует интеграции теоретических знаний и практических навыков, развитию креативного мышления, включению студентов в созидательный процесс, начиная от формирования идеи, поиска проблемы и заканчивая получением решения и рассмотрением возможности его практического применения. Именно проектная работа в малых группах приближает студентов к реальным условиям последующей трудовой деятельности, позволяет раскрыть свой творческий и научный потенциал.

Обучение проектным методам всегда было предметом дисциплины «Управления проектами». Долгое время считалось, что знания проектного управления - это потребность менеджеров, реализующих крупные, в основном строительные проекты, государственные программы, масштабные проекты по внедрению новейшего высокотехнологичного оборудования, технологий. В настоящее время навыки проектной работы являются неотъемлемой компетенций любого менеджера, позволяющей ему достичь желаемого результата в своей профессиональной карьере и управлять собственным бизнесом. Поэтому перед образовательными организациями стоит задача обучить методам проектного управления с использованием проектной работы студентов.

Метод проектов, как комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность обучающегося, т.е. научить проектированию, не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в начале ХХ века в США. Его также называли «методом проблем», и основан он на идеях гуманистического направления в философии и образовании, разработанных американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Они предложили строить обучение на активной основе, через практическую деятельность обучающегося, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. По мнению Дж. Дьюи, «мышление начинается там, где есть проблемная ситуация» [2] (Dyui, 1997). Именно эта формулировка легла в основу проблемного обучения, когда обучающимся предлагалось решить реальную теоретическую и/или практическую проблему, но ее решение требовало от студента определенных усилий, знаний, полученных при обучении или приобретенных самостоятельно. Позднее У.Х. Килпатрик разработал основы теории метода проектов, согласно которому обучение осуществляется через активную деятельность обучающихся [3] (Kilpatriсk, 1925).

Параллельно развитие метода проектов проходило и Российской империи. Одним из первых отечественных педагогов, обратившихся к разработке данного метода, стал С.Т. Шацкий [13] (Shatskiy, 1980), который выделил основные элементы проектного метода обучения (выявление педагогом опыта обучающегося, организация проектной работы на основе имеющегося опыта обучающегося, соприкосновение с накопленным

человеческим опытом). В 20-е годы прошлого века Е.Г. Кагаров [3] (Kagarov, 1926) формулирует следующие основные принципы проектного обучения: (1) отбор проектов должен соответствовать насущным потребностям; (2) процесс обучения должен сводиться к решению практических жизненных вопросов; (3) инициативу и самодеятельность учащиеся должны проявлять не только в проведении проектов, но и в самом их выборе.

В советское время внедрение проектных методов обучения происходило под лозунгом «слияние обучения с производительным трудом, с практикой» [3] (Kagarov, 1926). Предполагалось, что профессорско-преподавательский состав, студенчество и другие участники будут реализовывать определенный производственный заказ на основе проектного подхода. Студенчество к таким проектам должно было привлекаться обязательно, функции профессорско-преподавательства сводились к консультациям, экспертной оценке и инструктажу. Однако у данного подхода к образованию были и противники. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе, что положило конец экспериментам по его внедрению в советскую систему образования. В результате термин «проектная работа» в системе образования не использовался до 70-гг. XX века, хотя его элементы всегда присутствовали в образовательном процессе.

С начала 2000-х гг. метод проектного обучения стал рассматриваться как инновационный и изучался с позиций: (1) организации работы (создание групп, управление проектными группами, взаимодействие в группах, выбор тематики проектной работы и др.), (2) анализа групповой динамики, (3) ретроспективного анализа опыта применения проектных методов в образовании, (4) психологических аспектов взаимодействия участников проектных работ в разрезе студент-студент, студент-преподаватель), (5) возможностей проектного метода по формированию индивидуальной траектории образования, (7) применения результатов проектной работы студентов в реальной жизни, (8) повышения мотивации студентов к выполнению проектной работы [6, 7, 11] (Malysheva, 2017; Maksimova, Stroganov, 2017; Slepenkova, Kireeva, Stroganov, 2017).

В западной научно-педагогической литературе большое внимание уделялось условиям применения проектного метода, необходимости подготовки преподавателей к применению проектного метода как образовательной технологии, готовности и мотивированности студентов к реализации значимых исследовательских и прикладных проектов [12, 17] (Stroganov, 2013; Kyndt, Raes, Lismont, Timmers, Cascallar, Dochy, 2013). Эти же проблемы стали предметом активной дискуссии в российской образовательной среде.

От вида проекта зависят отдельные моменты организации проектной работы студентов (табл.). Так, проект, ориентированный на практическое внедрение, может потребовать создания условий для его апробации, разработки опытного образца -условий для его изготовления, но в основном принципы организации проектной работы студентов для всех видов проектов идентичны.

К учебному процессу сегодня активно привлекаются предприниматели, эксперты и практики. Однако получение реальных заказов от бизнеса на проведение проект-

ных и исследовательских разработок - не столь частое явление в вузах, чтобы можно было назвать эти заказы надежным источником для студенческих проектов. И это в условиях, когда большинство предпринимательских структур, в числе которых 95,5% составляют микро- и малые предприятия, не обладают достаточной платежеспособностью, и их заказы не являются привлекательными для работающих на российском рынке консалтинговых и маркетинговых агентств.

Исходя из этого в РЭУ им. Г.В. Плеханова разработана система привлечения студентов к выполнению проектов по заказу предприятий малого бизнеса, которая включает специальный информационный инструмент на корпоративном портале университета, позволяющий студентам всех уровней образования выполнять курсовые работы, выпускные квалификационные работы и проходить учебную практику на основе реальных заказов малых предприятий. Разработка и внедрение таких систем с использованием инструментов информационных технологий позволяет вузу наладить постоянный приток заказов от предприятий на решение различных исследовательских и бизнес задач, а студентам выбрать проект, соответствующий их профилю обучения, интересам, уровню подготовки и масштабу учебной задачи. Аналогичные системы привлечения заказов могут быть организованы не только вузом, но и консал-

Таблица

классификация проектов

классификационный признак виды проектов

Вид проектной работы Научно-исследовательский проект Научно-практическая разработка Внедрение разработки

Предметно-содержательная область Монопроект (реализуется в рамках одной области знания или одной дисциплины; Межпредметный проект - охватывает различные области знаний, может выполняться во внеучебное время под руководством специалистов из разных областей знаний, преподавателей разных дисциплин

Характер координации проекта Непосредственный (жесткий, гибкий) Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)

Количество участников проекта Индивидуальные, мини-группы (3-5 человек) Средние группы (6-9 человек) Большие группы с разделением на микро-группы

Время выполнения проекта Мини-проекты - укладываются в одно занятие Краткосрочные - 4-6 занятий Недельные - требующие 30-40 часов, предполагают сочетание аудиторной и внеаудиторной форм работы Глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы Долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые выполняются, как правило, во внеурочное время

Источник: составлено авторами на основе [10] (РоЫ, 2010).

тинговыми центрами поддержки малого и среднего бизнеса, которые могут выступить посредником между предпринимателями-заказчиками и исполнителями-студентами.

Еще одной важной для практической реализации проектного метода задачей является обучение студентов и преподавателей правильной организации работы над проектом. Студенты часто бывают не удовлетворены результатами выполненного проекта не из-за нехватки знаний или незаинтересованности в теме проекта, а в результате плохо организованной работы, непонятных задач, плохого распределения обязанностей и ответственности, невозможности получить помощь или поддержку от преподавателя или пояснения от заказчика. В РЭУ им. Г.В. Плеханова в помощь организации проектной работы созданы электронные ресурсы «Навигатор проектной работе в группе» и «Microsoft Project: начинаем проектную работу». Лаконичность изложения, визуальная привлекательность материала позволяют и студентам, и преподавателям избежать множества ошибок, вызванных недостаточным опытом проектной групповой работы.

Заключение

Проектный подход, обучение студентов правилам управления проектами с использованием современных технологий позволяют организовать практически значимую работу студентов в рамках прохождения учебных дисциплин. Подготовка студентов на базе постоянного притока реальных заказов от предприятий оказывает большее влияние на повышение практико-ориентированности обучения, чем однократное участие ограниченного круга студентов в исследовательских проектах, полученных вузом. Одновременно студенческие проекты способны оказать серьезную поддержку малому бизнесу, а участникам проектов - погрузиться в проблемы и задачи предпринимателей. Методические информационные ресурсы, представленные в доступной и легко воспринимаемой форме, способствуют росту интереса студентов к научно-практической работе, значительно облегчают задачи преподавателя по организации проектной работы и способствуют повышению качества проектных работ.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бакшеева А.Д. Взаимодействия государства, бизнеса и образовательных органи-

заций в рамках государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. - 2016. - Том 3. - № 1. - С. 63-78. - doi: 10.18334/ppp.3.1.35139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. / Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.:

Совершенство, 1997. - 208 c.

3. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. : Брокгауз-Ефрон, 1926. - 88 с.

4. Килпатрик В.Х. Метод проектов. / Пер. с англ. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.

5. Козлова А.А., Синяева О.Ю. Сильные и слабые стороны внедрения проектного ме-

неджмента в государственное управление // Лидерство и менеджмент. - 2016. - Том 3. - № 1. - С. 7-16. - doi: 10.18334/lim.3.1.2099.

6. Малышева А.Д. Способность работать в команде как общекультурная компетенция

студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - с. 152.

7. Максимова С.М., Строганов И.А. Система привлечения студентов к выполнению проектов

по заказу предприятий малого бизнеса // Экономика образования. - 2017. - № 1. - с. 32-42.

8. Мельников О.Н., Чибисова В.Г. Насколько эффективно формирование творческой

активности студентов в процессе обучения в высшей школе // Креативная экономика. - 2015. - Том 9. - № 4. - С. 539-552. - doi: 10.18334/ce.9.4.211.

9. Никулина Ю.Н. Формирование региональной политики социального партнерства в

области подготовки конкурентоспособных специалистов // Креативная экономика. - 2015. - Том 9. - № 9. - С. 1173-1190. - doi: 10.18334/ce.9.9.1921.

10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.

11. Слепенкова Е.В., Киреева Н.С., Строганов И.А. Студенческие проекты как поддержка малого предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2017. - № 3. - с. 399-404.

12. Строганов И.А. Международные тенденции подготовки научных кадров // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2013. - № 1. - с. 75-79.

13. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. / Т.2. - М.: Педагогика, 1980. - 414 с.

14. Яковлева О.С. Проблемы занятости молодежи в Республике Саха (Якутия) (на примере выпускников «Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова») // Экономика труда. - 2016. - Том 3. - № 4. - С. 325-330. - doi: 10.18334/ et.3.4.36955

15. Adams J.R., Kirchof N.S. A Training Technique for Developing Project Managers // Project Management Quarterly. - 1983. - № 14. - p. 81-95.

16. Johnson D. W., Johnson R. T., Smith K. The state of raoperative learning in postsecondary and professional settings // Educational Psychology Review. - 2007. - № 1. - p. 15-29.

17. Kyndt E., Raes E., Lismont B., Timmers F., Cascallar E., Dochy F. A meta-analysis of the effects of face-to-face cooperative learning. Do recent studies falsify or verify earlier findings? // Educational Research Review. - 2013. - № 10. - p. 133-149.

REFERENCES:

Adams J.R., Kirchof N.S. (1983). A Training Technique for Developing Project Managers Project Management Quarterly. (14). 81-95.

Dyui D. (1997). Psikhologiya i pedagogika myshleniya [Psychology and pedagogy of thinking] Moscow: Sovershenstvo. (in Russian).

Johnson D. W., Johnson R. T., Smith K. (2007). The state of cooperative learning in postsecondary and professional settings Educational Psychology Review. 19 (1). 15-29.

Kagarov E.G. (1926). Metod proektov v trudovoy shkole [The project method in a labor school] Leningrad: Brokgauz-Efro. (in Russian).

Kilpatrik V.Kh. (1925). Metod proektov [Project method] Leningrad: Brokgauz-Efron. (in Russian).

Kozlova Anastasiya, Sinyaeva Olga (2016). Strengths and Weaknesses of the Implementation of Project Management in Public Administration [Silnye i slabye storony vnedreniya proektnogo menedzhmenta v gosudarstvennoe upravlenie]. Leadership and Management, 3(1). (in Russian).

Kyndt E., Raes E., Lismont B., Timmers F., Cascallar E., Dochy F. (2013). A metaanalysis of the effects of face-to-face cooperative learning. Do recent studies falsify or verify earlier findings? Educational Research Review. (10). 133-149.

Maksimova S.M., Stroganov I.A. (2017). Sistema privlecheniya studentov k vypolneniyu proektov po zakazu predpriyatiy malogo biznesa [The system of engaging students in the implementation of projects commissioned by small businesses]. Economics of education. (1). 32-42. (in Russian).

Malysheva A.D. (2017). Sposobnost rabotat v komande kak obschekulturnaya kompetentsiya studentov vuza [Teamwork skill as the cultural competence of university students]. Modern problems of science and education. (2). 152. (in Russian).

Melnikov Oleg, Chibisova Veronika (2015). The degree of effectiveness as regards student creative activity formation in the process of their studying in higher educational institutions [Naskolko effektivno formirovanie tvorcheskoy aktivnosti studentov v protsesse obucheniya v vysshey shkole]. Creative Economy, 9(4). (in Russian).

Nikulina, Yulia (2015). Formation of the regional social partnership policy for training competitive experts [Formirovanie regionalnoy politiki sotsialnogo partnerstva v oblasti podgotovki konkurentosposobnyh spetsialistov]. Creative Economy, 9(9). (in Russian).

Polat E.S. (2010). Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system] Moscow: Izdatelskiy tsentr «Akademiya». (in Russian).

Shatskiy S.T. (1980). Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works] Moscow: Pedagogika. (in Russian).

Slepenkova E.V., Kireeva N.S., Stroganov I.A. (2017). Studencheskie proekty kak podderzhka malogo predprinimatelstva [Student research project as a tool to support small and micro-sized business].Russian Entrepreneurship. 18 (3). 399-404. (in Russian).

Stroganov I.A. (2013). Mezhdunarodnye tendentsii podgotovki nauchnyh kadrov [International trends in the training of scientific experts]. Human Capital and Professional Education. (1). 75-79. (in Russian).

Yakovleva O.S. (2016). Youth employment problems in the Republic of Sakha (Yakutia)(by the example of graduates of "Ammosov North-Eastern Federal University") [Problemy zanyatosti molodezhi v Respublike Sakha (Yakutiya) (na primere vypusknikov «Severo-vostochnogo federalnogo universiteta im. M.K. Ammosova»)]. Russian Journal of Labor Economics, 3(4). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.