Научная статья на тему 'Взаимодействие вуза и некоммерческой организации'

Взаимодействие вуза и некоммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2830
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / STAKEHOLDERS / INTERACTION / ELECTIVE COURSES / NONCOMMERCIAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чёрствая Ольга Евгеньевна

В статье показана актуальность проблемы взаимодействия вузов и некоммерческих организаций на современном этапе развития общества. Раскрыты направления данного взаимодействия. Особое внимание уделено курсам по выбору в высшем учебном заведении и роли представителей НКО в проведении данных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between a higher educational institution and a non-commercial organization

The author of the article describes the interaction of high schools and noncommercial organizations and shows the urgency of this problem in modern society. He also reveals the directions of this interaction and pays special attention to elective courses at high school and the role of representatives of noncommercial organizations in these courses.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вуза и некоммерческой организации»

7. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1996. - 506 с.

8. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. - М.: Генезис, 2010. - 352 с.

9. Смирнов А.А. Юридическая психология. -Ярославль: ЯрГУ 2008. - 204 с.

10. Чуфаровский Ю.В. Юридическая деятельность: понятие и структура, её ценность и значимость // Юрист. - 1999. - N° 4. - 13-18 с.

УДК 37.0

Черствая Ольга Евгеньевна

Вологодский государственный педагогический университет

cheroe@yandex.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье показана актуальность проблемы взаимодействия вузов и некоммерческих организаций на современном этапе развития общества. Раскрыты направления данного взаимодействия. Особое внимание уделено курсам по выбору в высшем учебном заведении и роли представителей НКО в проведении данных курсов.

Ключевые слова: стейкхолдеры, взаимодействие, элективный курс, некоммерческие организации.

На современном этапе развития общества снижается эффективность традиционных ресурсов развития вузов. Доминантой экономического роста России становится система инновационного развития научных знаний, новых технологий и услуг. Это предполагает взаимодействие с различными структурами, организациями, в том числе некоммерческими.

Современные вузы заинтересованы в развитии. К решениям, направленным на расширении интересов студентов и на повышение качества образования, можно отнести следующие.

1. Интегрированную систему обучения, которая представляет собой объединение теоретической подготовки студентов с их производственной деятельностью.

2. Проведение производственных практик на базе различных организаций и предприятий. Эта мера повышает качество подготовки студентов, в частности, за счёт осмысления ранее полученных теоретических знаний, приобретения важных практических навыков, получения актуальной информации о реальной деятельности в сегодняшних условиях и т.д.

3. Создание базовых кафедр, на которых задействованы ведущие специалисты организаций, в том числе некоммерческих, предприятий, органов государственной и местной власти.

4. Различные формы образования (очная, очнозаочная и заочная), предоставление студентам возможности совмещать работу с учёбой, проведение занятий в вечернее время.

5. Система трудоустройства учащихся, способствующая их найму по специальности [3, с. 91].

Сотрудничество вузов с предприятиями и организациями, в том числе некоммерческими, позволяет учебным заведениям выполнять требования абитуриентов и студентов. Выявлена прямая зависимость между масштабами взаимодействия вузов с различными организациями и результатами раз-

вития высших учебных заведений. Для организаций сотрудничество с вузами даёт возможность подготовки новых квалифицированных кадров, повышения квалификации собственных сотрудников, использования научного и кадрового потенциала вузов при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [3, с. 92].

Значимое в нашем исследовании определение -«некоммерческая организация». В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками [1]. Одно из условий существования некоммерческих организаций - соответствие количественных и качественных показателей результатов их деятельности запросам общества.

Сегодня НКО представляют собой реально действующий самостоятельный сектор общественных отношений, характерными чертами которого являются профессионализм и широкий спектр оказываемых населению услуг. В лидирующие сферы деятельности НКО входят образование и наука, культура и спорт, развитие демократии, воспитание молодежи, правозащита.

В соответствии с теорией ресурсной зависимости [4] представители некоммерческих организаций строят свою деятельность с учётом требований внешней среды. Прежде всего, должны учитываться интересы «стейкхолдеров», т.е. контрагентов, приносящих финансовые и материальные средства, дополнительные возможности и улучшающие имидж организации. К стейкхолдерам можно отнести следующих контрагентов: учредителя, органы государственной власти, предприятия и организации различных форм собственности, в том числе научные, различные ассоциации и фонды, средства массовой информации, волонтеров, группы самопомощи.

© Черствая О.Е., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

113

Одной из групп, с которой активно работает третий сектор, является молодежь, включая студентов ВУЗов. Принципами организации взаимодействия некоммерческих организаций с вузами можно считать: партнерство, качество и открытость.

В социально-правовой сфере высшие учебные заведения могут взаимодействовать с некоммерческими организациями в развитии институтов гражданского общества, детского и молодежного общественного движения; организации профилактики негативных явлений в молодежной среде; профилактике семейного насилия; защите семьи, охране окружающей среды; образовании и просветительстве; социальной поддержке ветеранов, инвалидов, детей-сирот; в организации досуга студентов; популяризации здорового образа жизни.

На наш взгляд, основными направлениями взаимодействия вузов и НКО могут являться: организационные, информационные и консультативные.

Организационные мероприятия могут включать в себя: организацию конференций, семинаров и других научно-методических мероприятий; вопросы практической подготовки студентов, обеспечение занятости выпускников вузов; реализуется через координацию деятельности вузов по профессиональной ориентации студентов, расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, аспирантов; подготовка квалифицированных кадров в сфере деятельности некоммерческих организаций,

Информационное направление включает в себя совместную деятельность по просвещению среди населения; PR-акции.

Консультативная составляющая реализуется через оказание консультационных услуг по различным вопросам; подготовку квалифицированных кадров в сфере деятельности некоммерческих организаций и волонтеров.

Взаимодействие вузов с некоммерческими организациями может осуществляться в таких формах, как проведение совместных мероприятий и акций, реализация программ за счет грантов, совместная разработка и реализация программ через государственные социальные заказы и государственные гранты, содействие реализации целевых социальных программ некоммерческих организаций, информационный обмен.

Критериями взаимодействия высших учебных заведений и организаций, в том числе некоммерческих, являются: трудоустройство выпускников вузов; количество договоров о сотрудничестве; координация совместной деятельности.

Представители некоммерческих организаций активно привлекают на работу молодых специалистов. Однако проблемой работодателей во взаимоотношениях с данными специалистами является оторванность полученных ими знаний от практики. Решением такой ситуации может стать привлечение

к преподаванию в вузах специалистов - практиков, увеличение сроков практики, широкое использование в обучении курсов по выбору практической направленности.

Курсы по выбору называют также элективными курсами. Элективный курс - авторская разработка дисциплины, предлагаемая студентам на альтернативной основе в соответствии с их образовательными потребности и интересами [2, с. 5].

В настоящее время в ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» проводятся различные курсы по выбору, в том числе педагогической направленности. В числе данных курсов «Актуальные вопросы подготовки молодежи к семейной жизни» и «Актуальные вопросы подготовки молодежи к семейной жизни (семейный уклад и карьера)», а также «Деятельность некоммерческих организаций по сопровождению семей с различным укладом жизни».

Остановимся подробно на последнем из перечисленных курсов. Представители третьего сектора активно включены в проведение данных курсов через участие в лекциях, тренингах, семинарах. Итоговый контроль - зачет.

Программа курса предназначена для студентов педагогических вузов, необходимость введения ее в учебный курс актуализируется важностью развития теоретико-методологических основ деятельности некоммерческих организаций по сопровождению семей с различным укладом как составляющей социальной деятельности государства; потребностями современных российских семей в сопровождении, способствующем укреплению ее супружеских, детско-родительских, прародительских и сиблинго-вых подсистем.

В рамках проведения курса практикуются выходы в некоммерческие организации для более детального и наглядного ознакомления с их деятельностью. Проведены выходы и экскурсии в следующие организации: «Утешение», «Кризисный центр для женщин», «Благотворительный фонд поддержки матери и ребенка Вологодской области». Студенты были ознакомлены также с деятельностью Вологодского областного отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», Вологодского регионального общественного движения «Совет солдатских матерей» и т.д. Во время проведения курсов по выбору студенты знакомятся с информацией о файндрайзинге, волонтерском движении, группах самопомощи, взаимодействии НКО между собой, а также со структурами власти, центрами социальной направленности, бизнес и научным сообществами, с социумом.

Последние занятия элективных курсов посвящены анализу самостоятельной работы студентов по ознакомлению с работой НКО. Студенты должны взять интервью у лидеров НКО, найти информацию

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

о них в Интернете, составить рассказ и презентацию об их деятельности.

В начале и по завершении элективного курса проводится анкетирование, в ходе которого выявляется степень знаний о работе третьего сектора, о желании участвовать в построении гражданского общества, в волонтерском движении, о формах такого участия, о потребностях в продолжение изучения деятельности данных организаций, о социальной составляющей в данной деятельности. Данные нашего исследования показывают, что более 90% студентов не имеют или имеют смутные представления о деятельности НКО. Очень редко (менее 1%) принимают участие в их работе и являются их членами. Респонденты затрудняются ответить на вопросы о роли НКО в жизни общества.

Анализ результатов по окончанию курсов позволяет констатировать: углубились знания студентов о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; повысилась личностная активность, направленная на реализацию целей в познавательной и учебной деятельности. У студентов преобладают индивидуальные формы активности, отражающие их ориентацию на процесс самовоспитания. Отмечено, что курс по выбору способствует самосовершенствованию молодых людей, формированию духовно-нравственного облика студентов, их гражданской активности.

Часто результатом проведения курса по выбору становится желание студентов глубже познакомиться с деятельностью некоммерческих организаций. Они пытаются записаться на практику в данные организации, участвовать в их деятельности, писать дипломные работы по тематике проблем НКО.

Так, около 100 человек, в основном студенты ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» и филиала Московской государственной юридической академии имени

О.Е. Кутафина в г. Вологде, изъявили желание участвовать в проведении акции «Белая лента», посвященной борьбе с семейным насилием и приуроченной к 10-летию автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» в декабре 2010 года. В ходе данного мероприятия студенты подробно узнали о работе данной организации, посмотрели ролик о деятельности центра, также подготовленный при участии студентов в рамках прохождения педагогической практики. Они ознакомились со статистическими данными по проблеме насилия в семье в стране и в области, методах профилактике домашнего насилия, роли некоммерческих организаций в данной работе. Благодарности, грамоты и сувениры получили более 30 студентов - волонтеров АНО КЦ.

Взаимодействие вузов и некоммерческих организаций реализуется также в других формах. Например, руководитель некоммерческой организации

«Кризисный центр для женщин» в городе Вологде выступала перед активом студенческого совета педагогического вуза, на занятиях курса по выбору, присутствовала на экзамене магистров по социальной работе в качестве независимого эксперта. В рамках реализации городского и областных грантов АНО КЦ в 2010 году студентками педагогического университета проведены мероприятия, направленные на релаксацию клиенток кризисного центра, женщин - жертв семейного насилия, на их сплочение. В процессе занятий использовались упражнения «Снежный ком», «Скомканная бумага», «Симфония красок моей души», упражнение со свободным возникновением образов, ознакомление участников с технологией SMART - постановка целей. Летнюю практику в «Кризисном центре для женщин» прошли 23 человека - студента ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет». Например, в 2010 в рамках данной практики студенты провели шесть мероприятий социально-правовой направленности с детьми и женщинами, проживающими в убежище и социальной гостинице при кризисном центре. За каждым студентом были закреплены подопечные из числа клиенток кризисного центра, которых сопровождали в правоохранительные органы, суды, в структуры законодательной и исполнительной власти. Силами студенток был также проведен флеш-моб, посвященный противодействию насилия в семье, мониторинг прессы по проблемам домашнего насилия, другие мероприятия.

При активном участии представителей некоммерческих организаций организована региональная заочная научно-практическая конференция с международным участием «Деятельность структур государственной власти, центров социальной направленности, некоммерческих организаций, вузов по сопровождению семей с различным укладом жизни». Кроме того, сотрудники кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» провели сбор продуктов питания и одежды для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Перспективами взаимодействия некоммерческих организаций и высших учебных заведений могут стать: создание координационного совета по данному взаимодействию, совместное написание грантов, совместный файндрайзинг и другие.

В данной работе мы рассмотрели особенности, проблемы, связанные с формированием взаимодействия высших учебных заведений с некоммерческими организациями, а также перспективы данного взаимодействия.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 05.12.1994 // СЗ РФ. - 1994. - N° 32. -Ст. 3301.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

115

2. Кудашкина О.С. Конструирование содержания элективных курсов с направленностью на развитие коммуникативной компетентности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург. -2009. - 28 с.

3. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / под науч. ред. Н.Л. Титовой. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 668 с.

4. Pfeffer J., Salancik G.R. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. -N.Y.: Harper & Row, 1978. - 300 p.

УДК 378

Шадчин Игорь Владимирович

Челябинский государственный университет аgnostik007@mаil.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматривается содержание понятия готовность студентов к научно-исследовательской деятельности. Дана подробная характеристика антропоцентрического, субъектно-деятельностного и компетентност-ного подходов, обеспечивающих получение разноплановых характеристик при формировании готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: методологический подход, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности, антропоцентрический подход, субъектно-деятельностный подход, комптетентностный подход.

В современном социуме, идущем по пути глобализации, способность эффективно функционировать в условиях международной конкуренции и нестабильной социально-экономической обстановки в мире становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Высшая профессиональная школа России переживает поливекторный процесс обновления. Одной из ведущих целей преобразований является комплексная подготовка специалиста, способного к профессиональному росту и саморазвитию, готового к осуществлению научных исследований в той или иной области знаний.

Современному выпускнику недостаточно просто иметь глубокие предметные знания и владеть практическими умениями и навыками. Одним из актуальных направлений развития образовательного процесса вуза является формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.

Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена наличием противоречия между социально заданной необходимостью формирования готовности будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности и недостаточной теоретико-методологической разработанностью этой проблемы в педагогике.

Сложность и многоаспектность проблемы эффективного формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности обусловливает необходимость применения комплекса взаимосвязанных методологических подходов к ее решению. В связи с чем, целью нашего исследования является теоретическое обоснование комплекса методологических подходов, обеспечивающих получе-

ние разноплановых характеристик при формировании готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности.

Конкретизируя на основании анализа трудов О.В. Вихоревой, Э.Ф. Зеера, Л.А. Кандыбович и др. понятие «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности» мы будем понимать его как личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблемному вопросу (А.А. Вербицкий, С.И. Зиновьев, М.И Колдина, А.В. Курганов и др.), учёт возрастных и социально-психологических особенностей студенческого возраста и специфики научноисследовательской деятельности в высшей школе позволили нам выделить следующие компоненты в структуре готовности студентов к научно-исследовательской деятельности: мотивационный, характеризующий познавательный интерес, мотивацию исследовательской деятельности; ориентационный, включающий представления о методологии научного исследования и способах научно-исследовательской деятельности; деятельностный, определяющий владение умениями и навыками научно-исследовательской деятельности; рефлексивный, включающий самооценку и самоанализ собственной научно-исследовательской деятельности, определение путей саморазвития в научном познании. Выявленные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и обеспечивают не только готовность к научно-ис-

116

Вестник КГУ им. HA. Шкрасова ♦ № 1, 2012

© Шадчин И.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.