7. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1996. - 506 с.
8. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. - М.: Генезис, 2010. - 352 с.
9. Смирнов А.А. Юридическая психология. -Ярославль: ЯрГУ 2008. - 204 с.
10. Чуфаровский Ю.В. Юридическая деятельность: понятие и структура, её ценность и значимость // Юрист. - 1999. - N° 4. - 13-18 с.
УДК 37.0
Черствая Ольга Евгеньевна
Вологодский государственный педагогический университет
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье показана актуальность проблемы взаимодействия вузов и некоммерческих организаций на современном этапе развития общества. Раскрыты направления данного взаимодействия. Особое внимание уделено курсам по выбору в высшем учебном заведении и роли представителей НКО в проведении данных курсов.
Ключевые слова: стейкхолдеры, взаимодействие, элективный курс, некоммерческие организации.
На современном этапе развития общества снижается эффективность традиционных ресурсов развития вузов. Доминантой экономического роста России становится система инновационного развития научных знаний, новых технологий и услуг. Это предполагает взаимодействие с различными структурами, организациями, в том числе некоммерческими.
Современные вузы заинтересованы в развитии. К решениям, направленным на расширении интересов студентов и на повышение качества образования, можно отнести следующие.
1. Интегрированную систему обучения, которая представляет собой объединение теоретической подготовки студентов с их производственной деятельностью.
2. Проведение производственных практик на базе различных организаций и предприятий. Эта мера повышает качество подготовки студентов, в частности, за счёт осмысления ранее полученных теоретических знаний, приобретения важных практических навыков, получения актуальной информации о реальной деятельности в сегодняшних условиях и т.д.
3. Создание базовых кафедр, на которых задействованы ведущие специалисты организаций, в том числе некоммерческих, предприятий, органов государственной и местной власти.
4. Различные формы образования (очная, очнозаочная и заочная), предоставление студентам возможности совмещать работу с учёбой, проведение занятий в вечернее время.
5. Система трудоустройства учащихся, способствующая их найму по специальности [3, с. 91].
Сотрудничество вузов с предприятиями и организациями, в том числе некоммерческими, позволяет учебным заведениям выполнять требования абитуриентов и студентов. Выявлена прямая зависимость между масштабами взаимодействия вузов с различными организациями и результатами раз-
вития высших учебных заведений. Для организаций сотрудничество с вузами даёт возможность подготовки новых квалифицированных кадров, повышения квалификации собственных сотрудников, использования научного и кадрового потенциала вузов при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [3, с. 92].
Значимое в нашем исследовании определение -«некоммерческая организация». В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками [1]. Одно из условий существования некоммерческих организаций - соответствие количественных и качественных показателей результатов их деятельности запросам общества.
Сегодня НКО представляют собой реально действующий самостоятельный сектор общественных отношений, характерными чертами которого являются профессионализм и широкий спектр оказываемых населению услуг. В лидирующие сферы деятельности НКО входят образование и наука, культура и спорт, развитие демократии, воспитание молодежи, правозащита.
В соответствии с теорией ресурсной зависимости [4] представители некоммерческих организаций строят свою деятельность с учётом требований внешней среды. Прежде всего, должны учитываться интересы «стейкхолдеров», т.е. контрагентов, приносящих финансовые и материальные средства, дополнительные возможности и улучшающие имидж организации. К стейкхолдерам можно отнести следующих контрагентов: учредителя, органы государственной власти, предприятия и организации различных форм собственности, в том числе научные, различные ассоциации и фонды, средства массовой информации, волонтеров, группы самопомощи.
© Черствая О.Е., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
113
Одной из групп, с которой активно работает третий сектор, является молодежь, включая студентов ВУЗов. Принципами организации взаимодействия некоммерческих организаций с вузами можно считать: партнерство, качество и открытость.
В социально-правовой сфере высшие учебные заведения могут взаимодействовать с некоммерческими организациями в развитии институтов гражданского общества, детского и молодежного общественного движения; организации профилактики негативных явлений в молодежной среде; профилактике семейного насилия; защите семьи, охране окружающей среды; образовании и просветительстве; социальной поддержке ветеранов, инвалидов, детей-сирот; в организации досуга студентов; популяризации здорового образа жизни.
На наш взгляд, основными направлениями взаимодействия вузов и НКО могут являться: организационные, информационные и консультативные.
Организационные мероприятия могут включать в себя: организацию конференций, семинаров и других научно-методических мероприятий; вопросы практической подготовки студентов, обеспечение занятости выпускников вузов; реализуется через координацию деятельности вузов по профессиональной ориентации студентов, расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, аспирантов; подготовка квалифицированных кадров в сфере деятельности некоммерческих организаций,
Информационное направление включает в себя совместную деятельность по просвещению среди населения; PR-акции.
Консультативная составляющая реализуется через оказание консультационных услуг по различным вопросам; подготовку квалифицированных кадров в сфере деятельности некоммерческих организаций и волонтеров.
Взаимодействие вузов с некоммерческими организациями может осуществляться в таких формах, как проведение совместных мероприятий и акций, реализация программ за счет грантов, совместная разработка и реализация программ через государственные социальные заказы и государственные гранты, содействие реализации целевых социальных программ некоммерческих организаций, информационный обмен.
Критериями взаимодействия высших учебных заведений и организаций, в том числе некоммерческих, являются: трудоустройство выпускников вузов; количество договоров о сотрудничестве; координация совместной деятельности.
Представители некоммерческих организаций активно привлекают на работу молодых специалистов. Однако проблемой работодателей во взаимоотношениях с данными специалистами является оторванность полученных ими знаний от практики. Решением такой ситуации может стать привлечение
к преподаванию в вузах специалистов - практиков, увеличение сроков практики, широкое использование в обучении курсов по выбору практической направленности.
Курсы по выбору называют также элективными курсами. Элективный курс - авторская разработка дисциплины, предлагаемая студентам на альтернативной основе в соответствии с их образовательными потребности и интересами [2, с. 5].
В настоящее время в ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» проводятся различные курсы по выбору, в том числе педагогической направленности. В числе данных курсов «Актуальные вопросы подготовки молодежи к семейной жизни» и «Актуальные вопросы подготовки молодежи к семейной жизни (семейный уклад и карьера)», а также «Деятельность некоммерческих организаций по сопровождению семей с различным укладом жизни».
Остановимся подробно на последнем из перечисленных курсов. Представители третьего сектора активно включены в проведение данных курсов через участие в лекциях, тренингах, семинарах. Итоговый контроль - зачет.
Программа курса предназначена для студентов педагогических вузов, необходимость введения ее в учебный курс актуализируется важностью развития теоретико-методологических основ деятельности некоммерческих организаций по сопровождению семей с различным укладом как составляющей социальной деятельности государства; потребностями современных российских семей в сопровождении, способствующем укреплению ее супружеских, детско-родительских, прародительских и сиблинго-вых подсистем.
В рамках проведения курса практикуются выходы в некоммерческие организации для более детального и наглядного ознакомления с их деятельностью. Проведены выходы и экскурсии в следующие организации: «Утешение», «Кризисный центр для женщин», «Благотворительный фонд поддержки матери и ребенка Вологодской области». Студенты были ознакомлены также с деятельностью Вологодского областного отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», Вологодского регионального общественного движения «Совет солдатских матерей» и т.д. Во время проведения курсов по выбору студенты знакомятся с информацией о файндрайзинге, волонтерском движении, группах самопомощи, взаимодействии НКО между собой, а также со структурами власти, центрами социальной направленности, бизнес и научным сообществами, с социумом.
Последние занятия элективных курсов посвящены анализу самостоятельной работы студентов по ознакомлению с работой НКО. Студенты должны взять интервью у лидеров НКО, найти информацию
114
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
о них в Интернете, составить рассказ и презентацию об их деятельности.
В начале и по завершении элективного курса проводится анкетирование, в ходе которого выявляется степень знаний о работе третьего сектора, о желании участвовать в построении гражданского общества, в волонтерском движении, о формах такого участия, о потребностях в продолжение изучения деятельности данных организаций, о социальной составляющей в данной деятельности. Данные нашего исследования показывают, что более 90% студентов не имеют или имеют смутные представления о деятельности НКО. Очень редко (менее 1%) принимают участие в их работе и являются их членами. Респонденты затрудняются ответить на вопросы о роли НКО в жизни общества.
Анализ результатов по окончанию курсов позволяет констатировать: углубились знания студентов о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; повысилась личностная активность, направленная на реализацию целей в познавательной и учебной деятельности. У студентов преобладают индивидуальные формы активности, отражающие их ориентацию на процесс самовоспитания. Отмечено, что курс по выбору способствует самосовершенствованию молодых людей, формированию духовно-нравственного облика студентов, их гражданской активности.
Часто результатом проведения курса по выбору становится желание студентов глубже познакомиться с деятельностью некоммерческих организаций. Они пытаются записаться на практику в данные организации, участвовать в их деятельности, писать дипломные работы по тематике проблем НКО.
Так, около 100 человек, в основном студенты ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» и филиала Московской государственной юридической академии имени
О.Е. Кутафина в г. Вологде, изъявили желание участвовать в проведении акции «Белая лента», посвященной борьбе с семейным насилием и приуроченной к 10-летию автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» в декабре 2010 года. В ходе данного мероприятия студенты подробно узнали о работе данной организации, посмотрели ролик о деятельности центра, также подготовленный при участии студентов в рамках прохождения педагогической практики. Они ознакомились со статистическими данными по проблеме насилия в семье в стране и в области, методах профилактике домашнего насилия, роли некоммерческих организаций в данной работе. Благодарности, грамоты и сувениры получили более 30 студентов - волонтеров АНО КЦ.
Взаимодействие вузов и некоммерческих организаций реализуется также в других формах. Например, руководитель некоммерческой организации
«Кризисный центр для женщин» в городе Вологде выступала перед активом студенческого совета педагогического вуза, на занятиях курса по выбору, присутствовала на экзамене магистров по социальной работе в качестве независимого эксперта. В рамках реализации городского и областных грантов АНО КЦ в 2010 году студентками педагогического университета проведены мероприятия, направленные на релаксацию клиенток кризисного центра, женщин - жертв семейного насилия, на их сплочение. В процессе занятий использовались упражнения «Снежный ком», «Скомканная бумага», «Симфония красок моей души», упражнение со свободным возникновением образов, ознакомление участников с технологией SMART - постановка целей. Летнюю практику в «Кризисном центре для женщин» прошли 23 человека - студента ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет». Например, в 2010 в рамках данной практики студенты провели шесть мероприятий социально-правовой направленности с детьми и женщинами, проживающими в убежище и социальной гостинице при кризисном центре. За каждым студентом были закреплены подопечные из числа клиенток кризисного центра, которых сопровождали в правоохранительные органы, суды, в структуры законодательной и исполнительной власти. Силами студенток был также проведен флеш-моб, посвященный противодействию насилия в семье, мониторинг прессы по проблемам домашнего насилия, другие мероприятия.
При активном участии представителей некоммерческих организаций организована региональная заочная научно-практическая конференция с международным участием «Деятельность структур государственной власти, центров социальной направленности, некоммерческих организаций, вузов по сопровождению семей с различным укладом жизни». Кроме того, сотрудники кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» провели сбор продуктов питания и одежды для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Перспективами взаимодействия некоммерческих организаций и высших учебных заведений могут стать: создание координационного совета по данному взаимодействию, совместное написание грантов, совместный файндрайзинг и другие.
В данной работе мы рассмотрели особенности, проблемы, связанные с формированием взаимодействия высших учебных заведений с некоммерческими организациями, а также перспективы данного взаимодействия.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 05.12.1994 // СЗ РФ. - 1994. - N° 32. -Ст. 3301.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
115
2. Кудашкина О.С. Конструирование содержания элективных курсов с направленностью на развитие коммуникативной компетентности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург. -2009. - 28 с.
3. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / под науч. ред. Н.Л. Титовой. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 668 с.
4. Pfeffer J., Salancik G.R. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. -N.Y.: Harper & Row, 1978. - 300 p.
УДК 378
Шадчин Игорь Владимирович
Челябинский государственный университет аgnostik007@mаil.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье рассматривается содержание понятия готовность студентов к научно-исследовательской деятельности. Дана подробная характеристика антропоцентрического, субъектно-деятельностного и компетентност-ного подходов, обеспечивающих получение разноплановых характеристик при формировании готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: методологический подход, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности, антропоцентрический подход, субъектно-деятельностный подход, комптетентностный подход.
В современном социуме, идущем по пути глобализации, способность эффективно функционировать в условиях международной конкуренции и нестабильной социально-экономической обстановки в мире становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Высшая профессиональная школа России переживает поливекторный процесс обновления. Одной из ведущих целей преобразований является комплексная подготовка специалиста, способного к профессиональному росту и саморазвитию, готового к осуществлению научных исследований в той или иной области знаний.
Современному выпускнику недостаточно просто иметь глубокие предметные знания и владеть практическими умениями и навыками. Одним из актуальных направлений развития образовательного процесса вуза является формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.
Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена наличием противоречия между социально заданной необходимостью формирования готовности будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности и недостаточной теоретико-методологической разработанностью этой проблемы в педагогике.
Сложность и многоаспектность проблемы эффективного формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности обусловливает необходимость применения комплекса взаимосвязанных методологических подходов к ее решению. В связи с чем, целью нашего исследования является теоретическое обоснование комплекса методологических подходов, обеспечивающих получе-
ние разноплановых характеристик при формировании готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности.
Конкретизируя на основании анализа трудов О.В. Вихоревой, Э.Ф. Зеера, Л.А. Кандыбович и др. понятие «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности» мы будем понимать его как личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблемному вопросу (А.А. Вербицкий, С.И. Зиновьев, М.И Колдина, А.В. Курганов и др.), учёт возрастных и социально-психологических особенностей студенческого возраста и специфики научноисследовательской деятельности в высшей школе позволили нам выделить следующие компоненты в структуре готовности студентов к научно-исследовательской деятельности: мотивационный, характеризующий познавательный интерес, мотивацию исследовательской деятельности; ориентационный, включающий представления о методологии научного исследования и способах научно-исследовательской деятельности; деятельностный, определяющий владение умениями и навыками научно-исследовательской деятельности; рефлексивный, включающий самооценку и самоанализ собственной научно-исследовательской деятельности, определение путей саморазвития в научном познании. Выявленные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и обеспечивают не только готовность к научно-ис-
116
Вестник КГУ им. HA. Шкрасова ♦ № 1, 2012
© Шадчин И.В., 2012