Научная статья на тему 'Особенности профессиональной деятельности юриста'

Особенности профессиональной деятельности юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20910
1748
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТ ТРУДА ЮРИСТА / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА / СРЕДСТВА ТРУДА ЮРИСТА / LEGAL ACTIVITY / OBJECT OF LABOUR OF LAWYER / SPECIFIC FEATURES OF ACTIVITY OF LAWYER / MEANS OF LABOUR OF LAWYER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Александр Александрович, Постнова Анастасия Андреевна

In article features of professional work of the lawyer are considered: its purposes, a problem, a subject, object, means. The psychological analysis of professionally significant qualities necessary for effective activity of the lawyer is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE LAWYER

In article features of professional work of the lawyer are considered: its purposes, a problem, a subject, object, means. The psychological analysis of professionally significant qualities necessary for effective activity of the lawyer is given.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной деятельности юриста»

2. Богун В.В. Геометрия Древнего Египта. - М.: Компания Спутник+, 2003. - 203 с.

3. Богун В.В. Методика использования графического калькулятора в обучении математике студентов педагогических вузов: Дис. ... канд. пед. наук. -Ярославль, 2006. - 245 с.

4. Вострокнутов И.Е. «Школьный калькулятор» - новый образовательный проект фирмы CASЮ в России // Математика в школе. - 2003. -№ 5. - С. 74-76.

5. Дьяконов В.П. Современные зарубежные микрокалькуляторы. - М.: СОЛОН-Р, 2002. - 400 с.

УДК159.9:343.95

Смирнов Александр Александрович, Постнова Анастасия Андреевна

Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова [email protected], [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА*

В статье рассмотрены особенности профессиональной деятельности юриста: её цели, задачи, предмет, объект, средства. Дан психологический анализ профессионально значимых качеств, необходимых для эффективной деятельности юриста.

Ключевые слова: юридическая деятельность, предмет труда юриста, средства труда юриста, специфические особенности деятельности юриста.

Юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий.

Несомненный вклад в изучение психологических особенностей юридической деятельности внесли работы В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, М.М. Ко-ченов, А.Э. Жалинского, Ю.В. Чуфаровского.

Правоприменительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу, и чем меньше шаблона будет допущено этими лицами, тем более вероятен правильный исход в поисках истины.

Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепенно накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятельность следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса и т.д. при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирования. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия. Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда. При этом в ряде случаев деятельность сопровождается отрицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на сравнительно большой период времени.

Профессиональная юридическая деятельность в основном деятельность государственная. Государ-

ство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных и судебных органов. Эти требования по мере роста юридической культуры всего общества повышаются по отношению, как ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, к каждому ее работнику.

Труд многих юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличие права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечисленных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

Ответственный и сложный труд работников юридических профессий предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считаются престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, не предполагают, какие требования будут предъявляться к ним.

Юридическая деятельность - это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.

* Работа подготовлена в рамках НИР № ЗН-1013 (тематический план ЯрГУ)

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Смирнов А.А., Постнова А.А., 2012

Предметом труда юриста являются всё то, на что направлены усилия юриста, что он должен обнаружить, освоить, преобразовать, создать. В этом смысле предметом труда юриста может быть:

- фиксированная знаковая информация, содержащаяся в книгах, официальных и неофициальных документах, чертежах, рисунках, таблицах и пр.;

- информация, подлежащая фиксации и скрытая в материальных предметах, социальных ситуациях, совокупностях обстоятельств;

- поведение людей, которое проявляется в отдельных действиях, позициях, отношениях, состояниях и пр.

Средства юридического труда разнообразны и классифицировать их трудно. Мы выделили пять групп средств труда: содержательные, управленческие, технические, процедурные, обозначающие.

Специфическими особенностями деятельности юриста являются:

- действия по работе с правовой информацией, по её отбору, анализу и переработке, оценке;

- опознание и оценка ситуаций, требующих решения правовых задач и использование правовых средств, т.е. правовых проблемных ситуаций;

- выбор оптимальных вариантов поведения в рамках правовых предписаний;

- поиск и хранение информации, её подготовку к использованию;

- ведение переговоров;

- разрешение назревших конфликтов;

- выполнение технических действий;

- подготовка документов и материалов;

- выступления правового содержания;

- управление и контроль 3].

Также нужно отметить, что к специфическим особенностям труда юриста относятся и условия труда. Естественные условия профессионального труда юриста можно подразделить на временные, территориально-пространственные и технологические.

Задачи профессиональной деятельности юриста формируются на основе правового подхода и состоят в получении достаточно полного представления о том, что должен делать юрист, какие суждения, материалы, проекты решения он должен подготовить и в каких ситуациях, кому они должны быть представлены. Какими должны быть результаты его работы, как сказывается на состоянии дел закон, правоприменительная практика, безопасность и стабильность, свобода поведения. Правовые задачи профессиональной юридической деятельности формируются на основе анализа и уяснения проблемных ситуаций и представляют собой частные алгоритмы деятельности, включающие в себя: представления о целях, которые должны быть достигнуты; способы достижения целей; условия реализации данной задачи.

Существуют следующие виды правовых задач:

1) правотворческие задачи или задачи по восполнению пробелов существующего законодательства;

2) правоприменительные задачи или задачи конкретизации правовых норм применительно к определенным целям;

3) правообеспечивающие задачи или задачи на получение определённых ресурсов, необходимых для реализации определённых целей;

4) правоорганизующие задачи или задачи на реализацию и организационное обеспечение осуществляемой деятельности;

5) легитимационные задачи-задачи а обоснование необходимости правовых решений их справедливости и эффективности [4; 8; 9].

Следует подчеркнуть, что основная задача психологии юридического труда - выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией.

Для наиболее полного психологического анализа юридической деятельности мы использовали юридические профессиограммы, разработанные В.Л. Васильевым, т.к. они комплексно отражают основные стороны этой деятельности и качества, которые в ней реализуются.

По системе В.Л. Васильева, деятельность большинства юридических специальностей включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную [4; 5].

Исследование профессионально важных качеств юриста проводилось на помощниках судей Дзержинского РОВД г. Ярославля со стажем работы от 1,5 до 11 лет (9 человек). Для сбора эмпирической информации нами была использована анкета, направленная на выявление качеств, необходимых для профессиональной деятельности юриста.

Анкета была разработана нами специально для целей исследования. При разработке анкеты мы исходили из утверждения Е.А. Климова о том, что «даже применительно к одной профессии нельзя говорить о некотором единстве и бесспорном перечне профессионально ценных качеств» [7, с. 67]. Исследователи насчитывают более ста профессионально значимых качеств для профессии типа «человек-человек», а юридические профессии осуществляются именно в этой системе. В свою очередь, мы выделили качества из профессиограмм юридических профессий, которые являются общими для всех юридических специальностей. Для этого мы использовали юридические профессиограммы, разработанные В.Л. Васильевым, т.к. они комплексно отражают основные стороны этой деятельности и качества, которые в ней реализуются [1, 2].

Испытуемым предлагалось оценить по 7 бальной системе (от -3 до +3) каждое из предложенных качеств по степени важности. При этом +3 балла -

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

111

Таблица1

Экспертная оценка значимости качеств для юриста

Описание качеств Ср. арифм.

ответственность 6,9

организованность 6,8

умение эффективно разрешать конфликт 6,7

стрессоустойчивость 6,6

умение применять теоретические знания на практике 6,6

пунктуальность 6,6

интерес к выполняемой работе, к своим обязанностям 6,6

целеустремлённость 6,4

уважительное отношение к людям 6,4

интерес к самосовершенствованию 6,4

вежливость и тактичность 6,3

решительность 6,2

наблюдательность 6,2

аналитический склад ума, прогностические способности 6,2

эрудиция и широкий кругозор 6,0

гуманность 6.0

критичность мышления 6,0

доброжелательность 6,0

энергичность 6.0

честность 5,9

настойчивость 5,8

интуиция 5,7

общительность 5,6

любознательность 5,4

принципиальность 5,4

патриотизм 4,4

другое 3,0

максимальная степень важности, -3 балла - минимальная степень важности. По каждому качеству мы посчитали среднее арифметическое и расположили их в порядке убывания их значений.

По каждому качеству мы посчитали среднее арифметическое и расположили их в порядке убывания его значений. Данные результаты представлены в таблице 1.

После математической обработки, мы получили следующие результаты: наиболее важными качествами, с точки зрения наших экспертов, являются: ответственность, организованность, умение эффективно разрешать конфликт, стрессоустойчивость. Качества казалось бы универсальные для всех видов деятельности и обусловленные личностными особенностями. Всё это свидетельствует о том, что в современных условиях нестабильности, повышению уровня преступности требует от профессионала не столько наличие профессиональных умений и знаний, сколько сформированность определенных личностных качеств. В частности, такое качество как «ответственность» (6,9) получил максимальные баллы. Ответственность-это необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях и поступках.

Отвечая за судьбы людей, юрист должен обладать чувством повышенной ответственности.

Далее по значимости идут такие качества как: организованность (6,8), умение эффективно разрешать конфликт (6,7), стрессоустойчивость (6,6), умение применять теоретические знания на практике (6,6), пунктуальность (6,6).

Данный вид профессий относится к системе «человек - человек» (по Е.А. Климову) [7], что сопряжено с межличностным взаимодействием не только с коллегами, но и личностями с криминальным поведением. Это требует от профессионала высокого уровня стрессоустойчивости, наличие эффективных стратегий совладающего поведения. Умение организовать своё время, планировать свою работу, добросовестно подходить к решению профессиональных задач также является, немаловажным для успешного выполнения деятельности.

В свою очередь, такие качества как патриотизм (4,4), любознательность (5,4), принципиальность (5,4) получили наименьшие оценки. Низкие показатели по качеству «патриотизм» связаны с тенденцией к уменьшению патриотического воспитания, как в школах, так и в профессиональных учебных заведениях. А наличие такого качества как «принципиальность» в условиях большой конкуренции, изменению общественных ценностей общества, где на первый план выступает личность, а не группа, может способствовать возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому для предотвращения подобного рода ситуаций, необходимо быть гибким, уметь понять и признать право другого человека на противоположную точку зрения. Уметь быстро подстраиваться к изменениям, оперативно включать новую информацию в свою профессиональную деятельность. Т.к. деятельность юриста жестко регламентирована и структурирована рамками законов и не предполагает поиск информации из других дисциплин, не смежных с юриспруденцией, можно объяснить низкие показатели по качеству «любознательность».

Библиографический список

1. Васильев В.Л. Психолого-педагогические аспекты подготовки следователей // Известия ВУЗ. Правоведение. - 1993. - №9 1. - С. 114-117.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб: Питер, 1991. - 608 с.

3. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста: Введение в специальность. - М. :БЕК, 1997. - 266 с.

4. Живаев Н.Г., СмирновА.А. Адаптация студентов и образ вуза. - Ярославль: ЯрГУ, 2010. - 232 с.

5. Живаев Н.Г., Смирнов А.А. Психология вузовской адаптации. - Ярославль: ЯрГУ 2009. - 256 с.

6. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. - Саратов, 1989. - 219 с.

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1996. - 506 с.

8. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. - М.: Генезис, 2010. - 352 с.

9. Смирнов А.А. Юридическая психология. -Ярославль: ЯрГУ 2008. - 204 с.

10. Чуфаровский Ю.В. Юридическая деятельность: понятие и структура, её ценность и значимость // Юрист. - 1999. - № 4. - 13-18 с.

УДК 37.0

Черствая Ольга Евгеньевна

Вологодский государственный педагогический университет

[email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье показана актуальность проблемы взаимодействия вузов и некоммерческих организаций на современном этапе развития общества. Раскрыты направления данного взаимодействия. Особое внимание уделено курсам по выбору в высшем учебном заведении и роли представителей НКО в проведении данных курсов.

Ключевые слова: стейкхолдеры, взаимодействие, элективный курс, некоммерческие организации.

На современном этапе развития общества снижается эффективность традиционных ресурсов развития вузов. Доминантой экономического роста России становится система инновационного развития научных знаний, новых технологий и услуг. Это предполагает взаимодействие с различными структурами, организациями, в том числе некоммерческими.

Современные вузы заинтересованы в развитии. К решениям, направленным на расширении интересов студентов и на повышение качества образования, можно отнести следующие.

1. Интегрированную систему обучения, которая представляет собой объединение теоретической подготовки студентов с их производственной деятельностью.

2. Проведение производственных практик на базе различных организаций и предприятий. Эта мера повышает качество подготовки студентов, в частности, за счёт осмысления ранее полученных теоретических знаний, приобретения важных практических навыков, получения актуальной информации о реальной деятельности в сегодняшних условиях и т.д.

3. Создание базовых кафедр, на которых задействованы ведущие специалисты организаций, в том числе некоммерческих, предприятий, органов государственной и местной власти.

4. Различные формы образования (очная, очнозаочная и заочная), предоставление студентам возможности совмещать работу с учёбой, проведение занятий в вечернее время.

5. Система трудоустройства учащихся, способствующая их найму по специальности [3, с. 91].

Сотрудничество вузов с предприятиями и организациями, в том числе некоммерческими, позволяет учебным заведениям выполнять требования абитуриентов и студентов. Выявлена прямая зависимость между масштабами взаимодействия вузов с различными организациями и результатами раз-

вития высших учебных заведений. Для организаций сотрудничество с вузами даёт возможность подготовки новых квалифицированных кадров, повышения квалификации собственных сотрудников, использования научного и кадрового потенциала вузов при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [3, с. 92].

Значимое в нашем исследовании определение -«некоммерческая организация». В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками [1]. Одно из условий существования некоммерческих организаций - соответствие количественных и качественных показателей результатов их деятельности запросам общества.

Сегодня НКО представляют собой реально действующий самостоятельный сектор общественных отношений, характерными чертами которого являются профессионализм и широкий спектр оказываемых населению услуг. В лидирующие сферы деятельности НКО входят образование и наука, культура и спорт, развитие демократии, воспитание молодежи, правозащита.

В соответствии с теорией ресурсной зависимости [4] представители некоммерческих организаций строят свою деятельность с учётом требований внешней среды. Прежде всего, должны учитываться интересы «стейкхолдеров», т.е. контрагентов, приносящих финансовые и материальные средства, дополнительные возможности и улучшающие имидж организации. К стейкхолдерам можно отнести следующих контрагентов: учредителя, органы государственной власти, предприятия и организации различных форм собственности, в том числе научные, различные ассоциации и фонды, средства массовой информации, волонтеров, группы самопомощи.

© Черствая О.Е., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.