Научная статья на тему 'The peculiarities of the professional consciousness of the future law enforcers'

The peculiarities of the professional consciousness of the future law enforcers Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / LEGAL CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL ACTIVITY / GENERAL AND SPECIFIC PECULIARITIES OF LEGAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Bochmanov A. V.

The questions of forming professional self-consciousness of the future law enforcers and some general and specific peculiarities of law activity are considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The peculiarities of the professional consciousness of the future law enforcers»

Библиографический список

1. Сохранов В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования. -Пенза, 1996.

2. Сохранов В.В. и др. Формирование у студентов профессиональных умений. - Пенза, 1999.

3. Сохранов В.В. и др. Общепедагогические умения и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста. - Пенза, 1999.

4. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Груздо-ва О.Г. Игра в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007.

5. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Стеняко-ва Н.Е. Особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин педагогического цикла. - Пенза: III ПУ им. В.Г. Белинского, 2007.

УДК 37

Бочманов Александр Валентинович

Курский филиал Орловского юридического института МВД России

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионального самосознания будущих сотрудников правоохранительных органов и некоторые общие и специфические особенности юридической деятельности.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, правовое сознание, профессиональная деятельность, общие и специфические особенности юридической деятельности.

Процесс формирования профессионального самосознания исследуется как развитие представлений личности о своих профессиональных качествах, которые необходимы ей для профессиональной деятельности. Развиваясь в ходе деятельности, психические процессы, свойства личности, в том числе и самосознание субъекта, оказывают влияние на успешность осуществления субъектом профессиональной деятельности.

Опираясь на категорию деятельности как непременное условие, детерминирующее личностные характеристики, их конкретные проявления в профессиональной сфере, продуктивность достижений и осознание причинно-следственных отношений на субъективном и объективном уровнях, учеными Л.В. Андреевой, С.Л. Безносовым, В.Л. Васильевым, В.Н. Волковым, М.И. Еникеевым,

A.Э. Жалинским, А.Т. Иваницким, М.В. Пряхиной,

B.А. Полянской, В.В. Романовым, М.А. Смирновым, К.В. Чуфаровским, Ю.А. Шарановым, Г.Г. Шиханцовым, С.И. Янаевым и другими дано наиболее полное описание юридической деятельности, в основном, под углом зрения задач, которые возложены на правоохранительные органы, а также с формированием в этой связи профессионального самосознания. В исследованиях обозна-

ченных выше авторов отмечается, что юридические специальности весьма разнообразны и по характеру работы, и по ее условиям.

Ученые отмечают необходимость психологопедагогического анализа деятельности работников правоохранительных органов, так как она является не только обязанностью, но и естественной потребностью, средством реализации потенций личности, протекающей в специфических условиях. Какие же требования предъявляет эта деятельность к будущему специалисту? Прежде всего, эти требования обусловлены спецификой предмета труда юриста, основными особенностями средств юридического труда и специфическими особенностями деятельности.

Как отмечает В.Л. Васильев, «юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Правоохранительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу, и чем меньше шаблонности будет применяться в их деятельности, тем более правильным будет исход в поисках истины» [1].

308

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Бочманов А.В., 2010

В.В. Романов выделяет основные особенности профессиональной деятельности юриста, связанные, прежде всего, с правовой регламентацией или нормативностью профессионального поведения, властным, обязательным характером профессиональных полномочий, экстремальным, нестандартным, творческим характером труда юриста, а также с процессуальной самостоятельностью [4, с. 307].

Мы согласны с мнением ученых, относящим к специфическим особенностям данной профессии высокий уровень правосознания, соблюдение нравственных и этических норм, ценностноправовую ориентацию, высокую степень усвоения принципов и требований права, убежденность в их необходимости и справедливости, высокий уровень когнитивных, организаторских, коммуникативных способностей, развитую речь, творческое воображение, интуицию, оперативность, динамичность, острую наблюдательность, сообразительность.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих особенностей.

Правосознание - основной аспект профессиональной направленности личности. Правосознание рассматривается исследователями не просто как общественное, но и как профессиональное правосознание, определяющееся содержанием юридической деятельности.

«Правосознание, - отмечает М.И. Еникеев, -нельзя рассматривать как некое обособленное психическое образование. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией в отношении общества, ее способностью к соционормативной саморегуляции» [2, с. 26].

Специфической чертой профессионального сознания юристов является «юридическое мышление», отражающее с помощью «языка закона» содержание правовых явлений и процессов. Юристам присущи умение выражать потребности правового развития общества в юридических понятиях и категориях, оценках тех или иных фактов общественной жизни, поведения людей с точки зрения действующего законодательства. Мировоззрение юриста опосредствуется в правосознании и представляет собой единство правовой идеологии и правовой психологии, и как система правовых знаний, представлений, взглядов и идей, и как совокупность социальных чувств, переживаний, привычек, возникающих в процессе действия правовых норм.

В.Л. Васильев более подробно рассматривает качества творческого мышления, необходимые в юридической деятельности, такие как проблемный характер подхода к изучаемым явлениям, оперативность, динамичность, широта, глубина мышления, а также смелость, оригинальность, обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу [1].

Г.Г. Шиханцов умственную работу юриста сравнивает с работой ученого, поскольку для успешного осуществления процесса расследования требуется целый ряд высокоразвитых интеллектуальных качеств, таких как высокоразвитое творческое воображение, острая наблюдательность, отличная память, умение логически мыслить, быстрая ориентировка, сообразительность, четкость мышления, гибкость, критичность ума [6].

Следует также отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепенно накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятельность работников правоохранительных органов при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирования. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия.

Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в общении в условиях правового регулирования (Васильев, 1997; Радутная, 1986; Рота-нов, 1973; Столяренко, 2001).

Также труд многих юристов связан с осуществлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применить власть от имени закона.

Еще одной характерной особенностью труда работников правоохранительных органов является организационная сторона деятельности, которая имеет два аспекта: а) организация собственной работы; б) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами, другими сторонами в уголовном процессе (Еникеев, 1996; Романов, 1998 и др.).

Основой организаторской деятельности

В.Л. Васильев определяет способность точно ориентироваться в действительности, в частности, в начальной ситуации, качествах людей и их

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

309

возможностях. «Один из важных аспектов деятельности следователя, - отмечает автор, - быстрое укомплектование группы людей, с которыми ему необходимо организовать взаимодействие или от которых ему нужно получить дополнительную информацию» [1, с. 218-219].

Специфика деятельности будущего сотрудника правоохранительных органов обусловлена тем, что она в подавляющем большинстве случаев создается не физическими факторами среды, не сугубо внешними условиями работы, а постоянно действующими эмоциональными факторами. Это не только частый дефицит времени, противодействия заинтересованных лиц, интеллектуальные перегрузки, связанные с избытком или дефицитом информации, но и постоянная повышенная служебная и моральная ответственность за принимаемые решения, а также то обстоятельство, что при расследовании преступлений юрист сталкивается с человеческими пороками, антиобщественными, аморальными поступками. Поэтому работнику необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.

Таким образом, формирование профессионального самосознания будущих сотрудников правоохранительных органов в юридической деятельности сложна и многообразна, так как объединяет в себе большое разнообразие решаемых задач и правовое регулирование всех производимых действий, высокую эмоциональную напряженность и осуществление особых властных полномочий, организацию собственной работы и коммуникативную деятельность.

Библиографический список

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. -СПб.: Питер, 1997. - 656 с.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Норма - Инфа, 1999. - 517 с.

3. Жалинский А.Э. Основы профессиональной деятельности юриста. - Смоленск, 1995.

4. Романов В.В. Юридическая психология. -М.: Юристь, 2006. - 588 с.

5. ЧуфаровскийЮ.В. Юридическая психология. - М.: ТК Велби; Проспект, 2005. - 472 с.

6. ШиханцовГ.Г. Юридическая психология. -М., 1998.

УДК 378:800

Власов Аркадий Михайлович

Курский государственный университет [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕРЕВОДЧИКОВ

Статья затрагивает проблему профессиональной подготовки переводчиков на факультете иностранных языков. Автор обращается к характеристике переводческой деятельности и рассматривает возможность применения проблемно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке переводчиков.

Ключевые слова: проблемно-деятельностный подход, сфера перевода, профессиональная подготовка переводчиков, решение проблем, профессиональная деятельность.

Сейчас существует знаниевая парадигма в профессиональной подготовке переводчиков, но предпочтение должно отдаваться такому подходу, в соответствии с которым студент сам добывает знания на основе решения проблем, характерных его профессиональной деятельности.

Основная цель статьи - расширить теоретико-методологические основы реализации проблемно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке специалистов для сферы перевода и переводоведения.

Поставленная цель выявила следующие задачи: определить сущность и содержание понятия

проблемно-деятельностный подход применительно к профессиональной подготовке переводчиков, обосновать приоритетность данного подхода по сравнению с другими (коммуникативный, личностно-деятельностный), описать наиболее характерные его признаки.

На протяжении многих лет традиционной целью высшего образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Сознание студентов загружалась многочисленными фактами и понятиями. Студенты в России, как правило, выполняют задания репродуктивной направленности, отражающие овладение знаниями предметов и умений. Но результаты

310

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Власов А.М., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.