Научная статья на тему 'Formation of professional readiness of future coaches to sportive pedagogic work'

Formation of professional readiness of future coaches to sportive pedagogic work Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ТРЕНЕР / СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / FORMATION / READINESS / TRAINER / SPORTIVE-PEDAGOGIC WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Bespyatova L. A.

The peculiarities of formation of readiness of future coaches in the pedagogic process of faculties of physical training and sports to professional activity are discovered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Formation of professional readiness of future coaches to sportive pedagogic work»

УДК 74:200.52

Беспятова Людмила Алексеевна

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского

prof_sochranov@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ К СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

В статье раскрываются особенности формирования готовности будущих тренеров в педагогическом процессе факультетов физической культуры и спорта к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: формирование, готовность, тренер, спортивно-педагогическая работа.

В обыденном сознании педагогическая деятельность предстает как рядовая, обычная, лишенная каких-либо тайн, ибо каждый человек учился и видел десятки учителей и тысячи уроков, многие из которых уже давно забыты. Многим на основе школьного опыта педагогическая деятельность представляется монотонной, она может отпугивать кажущейся рутиной, повторяемостью уроков, действий, отдаленностью и неочевидностью результатов.

Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно выбирают педагогическое поприще. Но выбрать профессию и получить образование еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.

Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер, она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает.

Профессиональная педагогическая деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией (Л.Ю. Милицкова).

Возникновение трудностей и всевозможных последствий в профориентационной работе со школьниками-спортсменами и студентами физической культуры обусловлено незнанием и игнорированием психических механизмов, лежащих в основе возникновения и формирования у субъекта профессиональной спортивно-педагогической деятельности. В соответствии со структурой профессиональной готовности ее составными

компонентами являются эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный и волевой.

Студенты факультета физической культуры и спорта являются непроизвольными наблюдателями деятельности, выполняемой их тренером. Положительные эмоции в формировании готовности студентов к спортивно-педагогической деятельности служат источником возникновения мотивов выбора (мотивационный компонент), основанием профессионального выбора и дальнейшего совершенствования этой профессии. В структуре мотивационного компонента проявляется широкий спектр мотивов.

Важной особенностью в формировании профессиональной готовности студентов факультета физической культуры и спорта как будущих тренеров к спортивно педагогической деятельности является организация свободного времени, которая становится социально значимой характеристикой общественного поведения студента и его отношения к будущей педагогической деятельности.

Свободное от учебных занятий время, организованное на факультете физической культуры и спорта, должно представлять собой одну из подсистем образовательного процесса вуза, формирующую профессиональную педагогическую культуру и саморазвитие будущего тренера на основе индивидуально творческого подхода, избирательного отношения к действительности, свободного выбора субъективной позиции, добровольного снятия жизненных ценностей и приоритетов.

Таким образом, многие качества личности студента, приобретаемые в процессе организации свободного времени в вузе, становятся социально и профессионально ориентированными. При этом обязательно необходимо понимание будущим тренером специфики своей деятельности и своего переживания личных временных режимов, которые позволяют ему более целесообразно организовать свое свободное время

© Беспятова Л.А., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

305

и свою деятельность, избегая трудных, личност-но неприемлемых режимов.

Так, для деятельности студентов факультета физической культуры и спорта в свободное от учебных занятий время характерны эмоциональная вовлеченность, относительное равновесие объективных и субъективных факторов деятельности при меняющемся их соотношении; ритмическое чередование или гармоническое совмещение интеллектуальной и эмоциональной, творческой и репродуктивной, коллективной и индивидуальной активности при сохранении основного смысла формирования профессиональнопедагогической культуры.

В силу личностного осмысления, такая своевременность, становясь способом жизни будущего тренера, определяет его жизненную стратегию. В результате формирования профессионально-педагогической деятельности личности мы получаем стратегию активного преобразования, активного созидания и информационного умножения свободного времени студента. Это отличает целеустремленную личность от личности, предполагающей пассивное перераспределение времени, не способствующее успешной профессиональной самореализации.

Процесс формирования профессиональной готовности у будущих тренеров представляет собой «накопление» структурных компонентов. В эмоциональном компоненте это положительное отношение к профессии, уверенность в правильном ее выборе, удовлетворенность этой профессией и готовность к ней.

Мотивационный компонент включает обоснование выбора профессии, обоснование факторов, обусловливающих этот выбор.

Интеллектуальный компонент наполняется представлением о выбранной профессии, знанием ее ценностей.

Волевой компонент включает активность субъекта при познании и выборе профессии.

В формировании профессиональной готовности у будущих тренеров вскрыт механизм «подкрепления», пусковой кнопкой которого являются положительные результаты выполняемой ими деятельности. Благодаря им осуществляется перестройка в структуре интеллектуального и волевого компонентов профессиональной готовности.

Формирование профессиональной готовности у студентов, вовлеченных в педагогическую деятельность по профилю своей профессии, и у

молодых специалистов-тренеров осуществляется через механизм «разрешения противоречий» (Д.М. Лакатош).

К таким противоречиям относятся:

1) противоречие между профессиональными планами и притязаниями субъекта на конкретный результат и фактическим результатом, достигнутым в результате;

2) между стремлением субъекта выразить себя, самоутвердиться и престижностью труда;

3) между возможностями субъекта и требованиями, предъявляемыми к выполняемой деятельности;

4) между сформировавшейся у субъекта профессиональной готовностью и недостаточно выраженной склонностью к педагогической деятельности.

Следует отметить, что не всегда эти противоречия и способы их разрешения ведут к развитию и совершенствованию профессиональной готовности, возможно и ее ослабление, вплоть до смены профессии. Это уже во многом зависит от конкретной личности, ее устремлений, способностей, воли и профессионального окружения.

На вузовском этапе формирования профессиональной готовности студентов факультета физической культуры и спорта к спортивно-педагогической и тренерской деятельности происходит накопление мотивационного компонента: на мотивы выбора профессии наслаиваются мотивы овладения ею. В результате уже на первом году обучения происходит интенсивное развитие интеллектуального компонента и побуждение будущих тренеров к самовоспитанию.

Выявление роли физической культуры в формировании готовности будущих тренеров к профессионально значимому самовоспитанию предполагает выявление сущности процесса самовоспитания (С.Б. Елканов, А.И. Кочетов, Л.И. Рувин-ский, Д.М. Гришин, Л.Ф. Спирин, В.В. Сохранов и др.). Поиск своего образа (К.К. Платонов, И.С. Кон) в личностном и профессиональном действии является движущей силой самосовершенствования человека в любом возрастном периоде его самореализации. Это положение основано на том, что, во-первых, действуя в постоянно изменяющихся условиях, человек не может оставаться неизменным. Он взаимодействует с окружающей его средой, обществом, социальными группами и самим собой. Он изменяет их и вместе с этим изменяет свою личность.

306

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

Во-вторых, человек, как существо сознательное и активное, делает объектом своего сознания и своей воли свою же личность, с учетом внешних требований и собственной мотивации он способен осуществлять саморегуляцию.

Человек - не пассивный объект, а создатель собственного «Я» (И.С. Кон). В профессиональной деятельности изменение самого себя совпадает с процессом изменения условий труда и требований, которые предъявляются к специалистам.

Для теории и практики профессионального самовоспитания важная методологическая позиция - понимание возникновения потребности в самосовершенствовании, которая появляется и развивается в случае толерантного отношения социума к стремлению человека к самостоятельному и вариативному решению возникающих профессиональных проблем.

В процессе профессиональной подготовки у будущих тренеров появляются качества личности (трудолюбие, самостоятельность мышления и поступка) и умения (постановки цели, структурирования своего действия, регулятивные, прогностические и содержательные), благодаря которым он готов к решению профессиональных задач на основе сложившейся социальной ситуации и природных возможностей. Эти качества не только возникают, но и проявляются в учебной деятельности. Да и существуют не иначе, как готовность человека к определенному уровню активности в действии. Будучи усвоенными, профессионально значимые качества и отношения приобретают форму человеческих потребностей, стимулирующих деятельность человека.

К роли потребностей в жизнедеятельности человека следует отнестись с точки зрения диалектики о движущих силах, о причинах развития (К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Любая потребность отражает взаимосвязь субъекта с совокупностью внутренних и внешних противоречий, являющихся движущими силами его развития. Всегда потребно нечто, чего нет или есть в недостаточном количестве или качестве. Противоречие между тем, что желанно, и тем, чего нет, - вот источник активного поиска, борьбы, преодоления. На примере активной самовос-питательной деятельности это означает, что в личности недостает такого-то жизненно необходимого положительного качества или наличествует такое-то отрицательное, нежелательное качество.

Именно в этом смысле развитие личности есть саморазвитие.

Отношения и потребности человека формируются под воздействием объективных и субъективных условий и пронизывают психику человека, его разум, чувства и волю. Одним из таких противоречий является осознание студентом несоответствия своего состояния здоровья требованиям, вытекающим из профессиограммы того вида трудовой деятельности, который составит в будущем основу его профессиональной и личностной самореализации.

Смена неопределенного отношения к профессии на положительное, а также возникновение устойчивого стремления к качественной подготовке себя как профессионала вызывают перестройку в интеллектуальном и волевом компонентах. Ситуативное обращение к специальной литературе сменяется постоянным, происходит повышение волевой активности субъекта в овладении профессией.

Процесс перестройки эмоционального и мотивационного компонентов имеет индивидуальный характер: у одних студентов этот процесс завершается на втором курсе, у других - на третьем, у остальных - еще позже.

Наряду с мотивами выбора профессии формируются мотивы совершенствования своего профессионального мастерства и достижения высоких показателей в работе.

Если к началу профессиональной деятельности молодой специалист руководствовался одними мотивами в своей работе (например, любовью к людям, интересом к спорту), то в процессе приобщения к коллективу и принятия установившихся в нем традиций, требований у него формируется дополнительная мотивация (общественного плана), наполняющая исходную мотивацию новым содержанием. Такая перестройка в структуре профессиональной готовности к спортивно-педагогической деятельности стала возможной посредством воздействия референтной группы на молодого специалиста при условии его полной адаптации к коллективу и профессиональной деятельности.

Организация профориентационной работы со школьниками-спортсменами и студентами физкультурных учебных заведений, молодыми специалистами (тренерами, педагогами) позволит обеспечить правильный выбор профессии школьниками и сформировать устойчивую профессиональную готовность к спортивно-педагогической деятельности у студентов и специалистов.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

307

Библиографический список

1. Сохранов В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования. -Пенза, 1996.

2. Сохранов В.В. и др. Формирование у студентов профессиональных умений. - Пенза, 1999.

3. Сохранов В.В. и др. Общепедагогические умения и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста. - Пенза, 1999.

4. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Груздо-ва О.Г. Игра в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007.

5. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Стеняко-ва Н.Е. Особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин педагогического цикла. - Пенза: III ПУ им. В.Г. Белинского, 2007.

УДК 37

Бочманов Александр Валентинович

Курский филиал Орловского юридического института МВД России

klikova-elena@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионального самосознания будущих сотрудников правоохранительных органов и некоторые общие и специфические особенности юридической деятельности.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, правовое сознание, профессиональная деятельность, общие и специфические особенности юридической деятельности.

Процесс формирования профессионального самосознания исследуется как развитие представлений личности о своих профессиональных качествах, которые необходимы ей для профессиональной деятельности. Развиваясь в ходе деятельности, психические процессы, свойства личности, в том числе и самосознание субъекта, оказывают влияние на успешность осуществления субъектом профессиональной деятельности.

Опираясь на категорию деятельности как непременное условие, детерминирующее личностные характеристики, их конкретные проявления в профессиональной сфере, продуктивность достижений и осознание причинно-следственных отношений на субъективном и объективном уровнях, учеными Л.В. Андреевой, С.Л. Безносовым, В.Л. Васильевым, В.Н. Волковым, М.И. Еникеевым,

A.Э. Жалинским, А.Т. Иваницким, М.В. Пряхиной,

B.А. Полянской, В.В. Романовым, М.А. Смирновым, К.В. Чуфаровским, Ю.А. Шарановым, Г.Г. Шиханцовым, С.И. Янаевым и другими дано наиболее полное описание юридической деятельности, в основном, под углом зрения задач, которые возложены на правоохранительные органы, а также с формированием в этой связи профессионального самосознания. В исследованиях обозна-

ченных выше авторов отмечается, что юридические специальности весьма разнообразны и по характеру работы, и по ее условиям.

Ученые отмечают необходимость психологопедагогического анализа деятельности работников правоохранительных органов, так как она является не только обязанностью, но и естественной потребностью, средством реализации потенций личности, протекающей в специфических условиях. Какие же требования предъявляет эта деятельность к будущему специалисту? Прежде всего, эти требования обусловлены спецификой предмета труда юриста, основными особенностями средств юридического труда и специфическими особенностями деятельности.

Как отмечает В.Л. Васильев, «юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Правоохранительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу, и чем меньше шаблонности будет применяться в их деятельности, тем более правильным будет исход в поисках истины» [1].

308

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Бочманов А.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.