Научная статья на тему 'Условия повышения эффективности процесса воспитания студентов-спортсменов'

Условия повышения эффективности процесса воспитания студентов-спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ценаев Л. Б.

В статье обосновывается актуальность проблемы повышения эффективности процесса воспитания студентов-спортсменов, обозначены основные противоречия, требующие разрешения этой проблемы в процессе преподавания физического воспитания в современном вузе. Представлены теоретические основания выбора комплекса педагогических условий, характеристика каждого из условий в отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия повышения эффективности процесса воспитания студентов-спортсменов»

Ценаев Л.Б.

Уральский государственный университет физической культуры

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

В статье обосновывается актуальность проблемы повышения эффективности процесса воспитания студентов-спортсменов, обозначены основные противоречия, требующие разрешения этой проблемы в процессе преподавания физического воспитания в современном вузе. Представлены теоретические основания выбора комплекса педагогических условий, характеристика каждого из условий в отдельности.

Процесс воспитания будущих специалистов физической культуры и спорта в вузе имеет свою специфику. Одна из особенностей - это работа со студентами-спортсмена-ми высокой квалификации, многие из которых фактически являются спортсменами-профессионалами. Таких студентов по причине напряженного графика обычно освобождают от обязательного посещения занятий в вузе, и обучение строится по индивидуальному графику. Естественно, редкое появление в аудиториях и нечастые контакты с преподавателями далеко не в лучшую сторону сказываются на качестве профессиональной подготовки будущих тренеров и педагогов физической культуры. Особенно проблемная ситуация в работе с таким контингентом складывается в плане профессионального воспитания студента-спортсмена. Известно, что воспитание - процесс сложный, имеющий нелинейный, стохастический (вероятный) характер, требующий построения четкой системы управления с одной стороны, и индивидуального подхода к каждому воспитуемому с другой.

Изучение современного педагогического опыта и теоретический анализ по исследуемой проблеме позволили выявить ряд противоречий между:

- необходимостью воспитания профессионально-личностных характеристик будущего специалиста физической культуры и спорта, определяющих его эффективную деятельность в этой сфере, и сложившейся системой воспитания в образовательном процессе вуза, слабо ориентированной на формирование и развитие у студента-спортсме-на профессиональных и гуманистических ценностей, позитивного отношения к будущей профессиональной деятельности;

- направленностью студента-спортсмена на активные занятия спортом, достижение высокого спортивного результата, самореализацию в такой деятельности и недостаточной сформированностью системы мотивов и ценностей, ориентированных на овладение основными компонентами профессиональной культуры будущего специалиста в процессе физкультурно-педагогического образования.

Психолого-педагогический аспект актуальности исследуемой проблемы обусловлен задачами гуманизации физкультурно-педагогического образования, его ориентацией на создание условий для максимального раскрытия каждой личности студента спортсмена, ее индивидуально-творческого развития, что предполагает подготовку специалистов спортивной направленности, обладающих уникальным, неповторимым стилем педагогической деятельности, развитым профессиональным самосознанием, высоким духовнотворческим потенциалом, направленностью на постоянное самосовершенствование и творческую самореализацию не только в спорте, но и в будущей профессии.

Необходимость разрешения вышеназванных противоречий и актуальность проблемы исследования требуют поиска и экспериментального обоснования педагогических условий повышения эффективности процесса профессионального воспитания студен-тов-спортсменов в системе физкультурнопедагогического образования.

В педагогике также существуют разные трактовки понятия «педагогические условия». Чаще всего оно рассматривается как совокупность обстоятельств, способствующих развитию какого-либо явления, процесса .

Из всего многообразия определений «педагогические условия» наиболее емким и точ-

ным нам представляется определение, в котором педагогически условия рассматриваются как совокупность объективных возможностей, обстоятельств и мер, сопровождающих образовательный процесс, определенным образом структурированных и направленных на достижение поставленной цели (В.С.Леднев, А.Я.Найн).

В своем изыскании мы рассматриваем педагогические условия как ту среду, от которой зависит процесс эффективной реализации образовательных целей. Воспитание и развитие субъекта образования (в нашем случае студента) происходит в среде, которая может положительно или отрицательно влиять на этот процесс. Образовательная система, как и человек, обитает в определенной специфической среде, которая носит название «образовательное пространство».

Образовательное пространство - это специальным образом организованная совокупность образовательных систем, форм осуществления образования ( В.С.Леднев). Форми-руемость образовательного пространства означает такое свойство (признак), который проявляется в намерении каких-то участников образования к созданию специфических условий, которые (по их замыслу) стали бы факторами развития образовательных систем в соответствии с имеющимися у них представлениями о целесообразных его (развития) направлениях (А.В.Петровский).

Воспитание будущих специалистов физической культуры в вузе, как развивающаяся система, требует подбора таких педагогических условий, которые бы способствовали формированию данных характеристик. В нашем случае специфика педагогических условий заключается в том, что они намеренно создаются в образовательном процессе вуза.

Целью вузовского воспитания, выступает формирование у будущего специалиста основ профессиональной культуры. Любой профессионал сегодня оценивается не только по наличию большого объема знаний, но и способности выстраивать отношения с коллегами, руководством, подчиненными, т.е. по уровню готовности к сотрудничеству, по наличию твердой субъектной позиции, по умению творчески подходить к исполнению

служебных обязанностей и по многим другим показателям.

Студенты-спортсмены, как правило, подвержены воспитательным воздействиям в своих спортивных коллективах, а в качестве воспитателей выступают тренеры и руководители команды. Однако в таких условиях воспитательный процесс носит зачастую стихийный характер, построенный на основе метода проб и ошибок.

Задачей нашего исследования была разработка комплекса педагогических условий, который способствовал бы повышению эффективности процесса профессионального воспитания студентов-спортсменов в вузе. Для этого нами применялся метод экспертных оценок, где в качестве экспертов выступали опытные тренеры, специалисты в области физической культуры и спорта, члены профессорско-преподавательского состава вузов (всего — 21 человек). Мы просили экспертов сформулировать наиболее значимые направления и условия повышения эффективности процесса воспитания спортсменов высокой квалификации в условиях вуза. В результате опроса были отобраны наиболее часто упомянутые формулировки таких условий.

1. Развитие положительной мотивации студента-спортсмена к формированию основ его профессиональной культуры.

2. Организация взаимодействия педагогов и студентов-спортсменов на основе педагогической поддержки, сотрудничества, содействия, доверительного диалога.

3. Осуществление координации деятельности тренера и преподавателей вуза по воспитанию личности спортсмена.

4. Создание системы интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности студента.

5. Внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, соответствующих закономерностям и принципам личностного становления студента.

6. Построение процесса воспитания на основе ведущей роли в нем программы самореализации и саморазвития профессионального спортсмена.

7. Включенность студента в разрешение ситуаций, предполагающих активизацию рефлексивных процессов, нравственный вы-

бор, готовность нести ответственность за принятое решение.

8. Актуализация субъектной позиции студента в образовательном процессе вуза.

Из представленного выше перечня педагогических условий экспертам следовало отобрать наиболее значительные, являющиеся доминирующими в профессиональном воспитании студента-спортсмена. Таких условий оказалось три (набравших наибольшую сумму баллов). Остановимся на их характеристике подробнее.

Первое педагогическое условие - развитие положительной мотивации студента-спортсмена к формированию основ его профессиональной культуры.

В научных исследованиях мотив рассматривается как осознанное побуждение, определяющее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием или оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Мотив играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека(А.Н.Леонтьев).

В рамках рассмотрения первого педагогического условия мотивацию студента-спортсмена мы рассматриваем как источник освоения основ профессиональной культуры, становления субъектности молодого человека, наличие у него внутренних ресурсов и средств, обеспечивающих готовность к постоянному личностному совершенствованию. Сюда же входит желание и возможность развивать свои интересы и представления в области физической культуры, спорта, здорового образа жизни, находить оптимальные решения возникающих проблем. Интегральным показателем конструктивно действующего будущего специалиста физкультурноспортивной сферы является наличие социально-значимых мотивов выбора данной профессии, мотивационно-ценностное отношение к спортивно-педагогической деятельности, потребность в постоянном профессионально-личностном совершенствовании.

В качестве второго педагогического условия выступает актуализация субъектной позиции студента-спортсмена в образовательном процессе вуза.

По мнению А. В. Брушлинского, субъект

- это, прежде всего, свободный человек с проявленным чувством собственного достоинства. Субъект - это носитель активности, свободный в выборе целей и способов своего развития, имеющий определенную точку зрения на явления и действия, не просто усваивающий информацию, а преобразующий ее, наполняя значимыми для себя смыслами. Поскольку субъек-тность человека проявляется в его профессиональной деятельности и поведении, то применительно к студенту целесообразно говорить о субъектной позиции как системе его доминирующих избирательных отношений, определяющих его последующую профессиональную активность и активный характер его профессионально-личностного развития в процессе профессиональной подготовки(Н. М. Борыт-ко). Особенность отношений в условиях профессионального воспитания предполагает, что и преподаватель и студент-спортсмен выступают в роли субъектов, их взаимодействие обогащает деятельность друг друга, сохраняя при этом индивидуальное своеобразие каждого.

В процессе образовательной деятельности и общения у студента формируется представление о своих индивидуальных особенностях, сильных и слабых сторонах своей личности применительно к спортивной деятельности, к будущей профессии (тренера, педагога физической культуры), и о том, как в этих сферах находить пути для творческой самореализации. Знание студентом своих физических, психических, интеллектуальных возможностей, специфики темперамента, особенностей характера, с одной стороны, делает возможным адекватный учет в их учебной и спортивной деятельности, а с другой -показывает путь к спортивному и личностному самосовершенствованию, к установлению конструктивных отношений с товарищами, по команде, с тренером, преподавателем, и в конечном итоге, к целенаправленному преобразованию себя как личности и индивидуальности.

Третье педагогическое условие мы рассматриваем как необходимость включеннос-

ти студента в разрешение ситуаций, направленных на активизацию его рефлексивных процессов, осуществление нравственного выбора, готовность нести ответственность за принятое решение.

Ведущим направлением профессионального воспитания представляется формирование у студента-спортсмена способности к осуществлению выбора, потребности в этом процессе, что способствует обретению человеком внутренней свободы и самоопределению.

Для студента-спортсмена преодоление затруднений - основной путь индивидуально-личностного и профессионального саморазвития. Однако, если в процессе занятий спортом преодоление трудностей становится для него делом привычным (это происходит почти на каждой тренировке, а тем более на соревнованиях), то осуществление выбора в широком пространстве жизнедеятельности, в рамках будущей профессии, воспитательном процессе вуза (что требует рефлексии (самопознания), самооценки, осознание себя, своих особенностей, возможностей, достоинств, недостатков) - это является для молодого человека делом малопривычным, а порою даже пугающим его.

Отсюда потребность в самостоятельном осознанном выборе жизненных задач, целей, позиций, высших нравственных ценностей и идеалов, а главное, способность к осуществлению выбора - важнейшая задача профессионального воспитания, и условие формирования основных профессионально-личностных качеств студента-спортсмена.

Поэтому нам предоставляется возможным создание в процессе профессионального воспитания студентов - спортсменов проблемных ситуаций, предполагающий поиск ответов на актуальные жизненные вопросы, и принятие студентом ответственности за принятое решение. Процесс поиска оптимального решения должен, на наш взгляд, протекать в форме сотворческого нахождения педагогом

и воспитанником решения не отдельных задач, включенных в общий жизненный контекст, а задач вечных, трудноразрешимых, общечеловеческих, экзистенциальных проблем, не имеющих однозначного для всех решения. Такого решения в принципе быть не может для всех людей и на все случаи жизни (В. Франкл). Решать их должен каждый для себя и решение их для каждого человека является уникальным и неповторимым.

Условия, которые непосредственно воспринимаются студентом (воспитанником) и оказывают существенное влияние на процесс его профессионального становления, составляют для него воспитательную ситуацию.

Организация проблемных ситуаций, актуализирующих рефлексивные процессы сту-дента-спортсмена, способствует развитию его рефлексивных особенностей и формирует готовность к осуществлению нравственного выбора. Физкультурно-спортивная деятельность богата ситуациями, требующими выбора определенной линии поведения. При наличии развитых рефлексивных способностей воспитанников физкультурно-спортивная деятельность приобретает значительный потенциал их духовно-нравственного развития. Таким образом, создание в образовательном процессе вуза ситуаций, направленных на активизацию рефлексивных процессов, осуществление нравственного выбора студента-спортсмена является приоритетным условием его профессионального воспитания.

Результаты, полученные в процессе педагогического эксперимента, показывают, что разработанный комплекс педагогических условий профессионального воспитания способствует обеспечению эффективности процесса личностного и профессионального совершенствования будущих специалистов физической культуры и спорта, становлению их ценностных предпочтений, и в целом -формирует устойчивую субъектную позицию студентов-спортсменов.

Список использованной литературы:

1. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога - воспитателя в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.М.Борытко. - Волгоград, 2001.

2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. -М.: Институт психологи РАН, 1994.

3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С.Леднев. - М. : Высшая школа, 1991.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - М. : Политиздат, 1977.

5. Найн А.Я. Управление процессом обучения: психолого-педагогический аспект / А.Я.Найн. - Челябинск : ЧГПИ, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.