Научная статья на тему 'Интегративный подход к физической подготовке студентов юридических специальностей'

Интегративный подход к физической подготовке студентов юридических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОНЦЕПЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ-ЮРИСТЫ / ПРОФЕССИОГРАММА / INDIVIDUAL-ORIENTED TRAINING / INTEGRATIVE APPROACH / CONCEPT / PHYSICAL TRAINING / LAW STUDENTS / JOB DESCRIPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Сергей Михайлович

Статья посвящена анализу проблемы личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов на основе интегративного подхода. В материале статьи представлены концептуальные основы разработанного автором интегративного подхода. Обоснована роль и значение новых подходов к физической подготовке юристов в современных условиях рыночной экономики, а также ее необходимость в связи с ростом негативных тенденций в социальной и производственной сферах нашей жизни, требующих юридических решений. Автор в статье представил не только теоретические изыскания по разрабатываемой в области педагогической науки проблеме, но и обобщил практику описываемого вида подготовки, результаты апробации идей личностно- ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов на примере данного вида подготовки студентов-юристов на базе Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative Approach to Physical Training of Law Students

Abstract: The article of Voronin Sergey Mikhailovich Integrative Approach to Physical Training of Law Students is devoted to the analysis of the problem of individual-oriented physical training of students at nonspecialised higher education institutions on the basis of the integrative approach. The article presents conceptual fundamentals of the integrative approach developed by the author, substantiates the role and importance of new approaches to physical training of law students under the existing market economy conditions, and also its necessity in view of increasing negative tendencies in social and production spheres of our life demanding legal solutions. The author presented in the article not only the theoretical research of the problem developed in the area of pedagogical science but also generalised the practice of the described type of training, the results of testing the ideas of individual-oriented physical training of students at nonspecialised higher education institutions using the example of this type of training of students law students on the basis of P.G. Demidov Yaroslavl State University.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход к физической подготовке студентов юридических специальностей»

Кадровое обеспечение

УДК. 378. 02: 372.8 С.М. Воронин*

Интегративный подход к физической подготовке студентов юридических специальностей

Статья посвящена анализу проблемы личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов на основе интегративного подхода. В материале статьи представлены концептуальные основы разработанного автором интегративного подхода. Обоснована роль и значение новых подходов к физической подготовке юристов в современных условиях рыночной экономики, а также ее необходимость в связи с ростом негативных тенденций в социальной и производственной сферах нашей жизни, требующих юридических решений. Автор в статье представил не только теоретические изыскания по разрабатываемой в области педагогической науки проблеме, но и обобщил практику описываемого вида подготовки, результаты апробации идей личностноориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов на примере данного вида подготовки студентов-юристов на базе Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Ключевые слова: личностно-ориентированная подготовка, интегративный подход, концепция, физическая подготовка, студенты-юристы, профессиограмма.

S.M. Voronin*. Integrative Approach to Physical Training of Law Students

The article of Voronin Sergey Mikhailovich “Integrative Approach to Physical Training of Law Students” is devoted to the analysis of the problem of individual-oriented physical training of students at nonspecialised higher education institutions on the basis of the integrative approach. The article presents conceptual fundamentals of the integrative approach developed by the author, substantiates the role and importance of new approaches to physical training of law students under the existing market economy conditions, and also its necessity in view of increasing negative tendencies in social and production spheres of our life demanding legal solutions. The author presented in the article not only the theoretical research of the problem developed in the area of pedagogical science but also generalised the practice of the described type of training, the results of testing the ideas of individual-oriented physical training of students at nonspecialised higher education institutions using the example of this type of training of students - law students on the basis of P.G. Demidov Yaroslavl State University.

Keywords: individual-oriented training, integrative approach, concept, physical training, law students, job description.

В связи с тем, что изменившиеся социально-экономические условия требуют нового подхода к специалисту, предлагающему свои услуги на рынке труда, мы, проанализировав массив психологопедагогической литературы по проблемам, связанным с физической подготовкой молодежи, делаем вывод о новом интегративном уровне физической подготовки студентов непрофильных вузов на примере физической подготовки студентов классического университета им. П.Г. Демидова, которая реализуется на основе разработанного нами интегративного подхода.

Предлагаемый нами подход тесно взаимосвязан с представленным и, на наш взгляд, достаточно разработанным в науке системным подходом.

Системный подход послужил методологической предпосылкой разрабатываемых нами идей интегративной личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

Интегративная трактовка физической культуры в целом и личностно-ориентированной физической подготовки студентов, как ее составного компонента, в большей степени отвечает

* Воронин, Сергей Михайлович, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Ярославского государственного университет им. П.Г. Демидова (150000, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), кандидат биологических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры России. Тел. (4852) 79-14-91. E-mail: [email protected].

* Head of the Department of physical education and sport, P.G. Demidov Yaroslavl State University (Yaroslavl), candidate of biological sciences, professor, Honoured worker of physical culture of Russia.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Кадровое обеспечение

современному уровню развития психолого-педагогической науки, нежели классический подход, в основе которого лежит идея деференциации физической подготовки по различным параметрам.

Таким образом, системный подход является более общим, применимым в целом к решению проблемы подготовки кадров, по сравнению с предлагаемым нами интегративным подходом, на основе которого мы рассматриваем проблему личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов. Значительное внимание в своих исследованиях мы уделяем физической подготовке студентов юридических специальностей. На сегодняшний день, в связи с ростом проблем юридического характера в различных сферах экономической, семейной, сфере профессиональных взаимоотношений, политической и т.д., к представителям различных направлений юридической деятельности предъявляются высокие требования, как в отношении профессиональной подготовки, так и в отношении личностных и физических качеств. Наверное, сегодня нельзя назвать ни одной области взаимоотношений между людьми, где бы не обострились проблемы юридического характера. Рост криминальной обстановки в стране в целом, рост различных видов девиантного поведения среди разных категорий населения, увеличение проявлений разного рода девиаиций на рынке труда - все это усиливает нагрузку на различные ведомства, службы, организации юридического профиля. К примеру, в связи с ростом уголовных и административных преступлений и необходимостью исполнения судебных решений и актов других органов, а также обеспечения установленного порядка деятельности судов возросла роль и значение деятельности службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, что повысило нагрузку на специалистов данного профиля. Осуществляя свое исследование на базе классического университета им. П.Г. Демидова (г. Ярославль) и работая в аспекте личностно ориентированной физической подготовки на основании интегративного подхода со студентами всех специальностей университета, мы большое внимание, в связи с вышеизложенным, уделяем физической подготовке на основе интегративного подхода именно студентов-юристов.

В философии под подходом понимается ориентация человека, причем не одна, а несколько ориентаций, которые дополняют друг друга, составляющие в совокупности стратегию освоения и реализации познавательной или преобразующей деятельности.

С этих позиций мы и подходим к рассмотрению интегративного подхода к личностноориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

Анализ научной литературы по философии показал, что подход включает следующие взаимосвязанные компоненты: ведущие идеи и понятия, которые лежат в его основе; закономерности того или иного процесса; как наиболее существенные устойчивые связи, от познания которых зависит результативность процесса и принципы как основные требования, правила, нормы, на которых строится тот или иной процесс; условия эффективности процесса и его результата и критерии, позволяющие оценить данную эффективность. - Я тут не понимаю - какое слово к чему!

В основе интегративного подхода к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов лежит: переход от понятий устойчивости и равновесия к понятию изменчивости и мобильности; переход от исследования на уровне «человек-организация» к исследованию на уровне «человек-среда»; переход исследования от уровня закрытой системы к уровню открытой социальной среды; переход от параметров стабильности к параметрам динамичности.

Основные условия, которые учитываются в контексте интегративного подхода: поведение человека является организационно-функциональным параметром; организация процесса формируется как реакция на изменение политических, экономических, социальных и культурных условий; конечная цель ориентирована на динамическое равновесие между успехом личности в социальной и профессиональной сфере, с одной стороны, и требованиями среды и ее ограничениями, с другой. Обязательный учет внутренних характеристик и внешних переменных окружающей социальноэкономической среды; ориентация процесса на сбалансированность между расходами деятельности и отдачей от этих расходов.

Решая задачу обоснования интегративного подхода к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов, мы вышли на новое научное знание в его понимании: интегративный подход представляет собой включение всех студентов в зависимости от имеющихся у них возможностей как общего физического, так и психического уровня, во все компоненты физической культуры на основе интеграции в комплексе задач личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, наряду с задачами образования, воспитания и оздоровления, задач профилактики негативных тенденций в молодежной среде и подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Интегративный подход предполагает субъектность включения в процесс личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов всех участников педагогического процесса на основе изучения потребностей и интересов студенческой молодежи в целом. Существующих явлений и тенденций в молодежной среде и ориентацию на формирование социально-значимой системы ценностных ориентаций и оценку сложившихся ценностных ориентаций средствами физической культуры и спорта. Реализация интегративного подхода к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов конечной целью имеет подготовку будущих специалистов к условиям комфортного самочувствия в социальной жизнедеятельности и адаптации в выбранной профессии в условиях современного рынка труда.

Основные идеи, на которых базируется интегративный подход к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов: идея интегративной физической подготовки; идея вариативно-субъектной к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов; идея личностно-ориентированной физической подготовки студентов и идея реализации потребности в саморазвитии физического потенциала студентов.

В ходе нашего исследования при выявлении специфических закономерных связей процесса личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов были выявлены наиболее очевидные, устойчивые и повторяющиеся связи, характеризующие изучаемый процесс.

Общую закономерность рассматриваемого нами процесса мы сформулировали следующим образом: организация личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов определяется как сочетание целенаправленного и стихийного, зависящее от складывающейся в обществе социально-политической и экономической ситуации, предъявляющей изменяющиеся требования к личности человека, его поведению в социальной действительности и профессиональнотрудовой сфере, с одной стороны, и, с другой стороны, от особенностей и их проявлений в такой возрастной категории, как студенческая молодежь.

Мы выделяем также и комплекс специфических закономерностей личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов: процесс личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов будет тем эффективнее, чем шире и активнее проявление в нем субъектной позиции студента, его самостоятельности, активности и творческой инициативы. В данном двуединстве проявляется закономерность взаимосвязи и взаимозависимости личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов и субъектного включения в данный процесс студентов, детерминированный потребностями той профессиональной деятельности, к реализации которой готовится молодой человек. Личностно-ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов эффективна, если достигается непротиворечивость интересов всех субъектов данного процесса, которая способствует возникновению мотивации их активных действий по реализации комплекса задач интегративной физической подготовки; взаимозависимость личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов от обеспеченности диалогового и сотруднического взаимодействия педагогов и студентов на основе изучения особенностей и основных тенденций, проявляющихся в молодежной среде; взаимозависимость результатов личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов и реализации в ее ходе рефлексивной позиции всех участников данного процесса; адекватное отражение в ходе личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов интегративного комплекса задач образования, воспитания, оздоровления, профилактики негативных явлений в молодежной среде, подготовки к будущей профессиональной деятельности, реализация которых способствует формированию самостоятельной и мобильной личности, комфортно чувствующей себя в социальной жизни и адаптированной в условиях профессионально-трудовой деятельности.

Принципами личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, выявленными в ходе нашего исследования, являются следующие: принцип личностной ориентации и индивидуализации физической подготовки; принцип активности участников личностноориентированной физической подготовки студентов; принцип субъектности; принцип реконструкции; принцип влияния личностно-ориентированной физической подготовки на успешность освоения профессиональной деятельности.

Условия, обеспечивающие эффективность личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов: интеграция в комплексе задач личностно-ориентированной физической подготовки студентов, наряду с задачами образования, воспитания и оздоровления, задач профилактики негативных тенденций, существующих в молодежной среде, и подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности; формирование потребности в саморазвитии физического потенциала студентов; формирование в процессе личностно-ориентированной физической подготовки студентов социально-значимой системы ценностных ориентаций, являющихся основой постановки и реализации жизненных целей студентами, осмысление и оценка сложившейся у них системы ценностных ориентаций.

Критериями эффективности личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов выступают:

- когнитивный критерий, связанный со знанием проблем личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, ее связи с ориентацией студентов на подготовленность к будущей профессиональной деятельности, проблем мотивации учебной деятельности и формирования потребности у студентов в саморазвитии физического потенциала;

- профессиональной направленности физической подготовки, отражающей степень знания участников процесса физической подготовки особенностей той или иной профессии, специфики современного рынка труда, социально-экономических условий развития современного общества и ориентации в экономической ситуации, связанной с кадровой обеспеченностью конкретной сферы деятельности;

-личностно-прикладной, отражающий степень овладения студентами умениями и навыками решения возникающих в процессе жизнедеятельности проблем разного уровня сложности, развитие личности каждого конкретного молодого человека и таких значимых характеристик для современного

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Кадровое обеспечение

человека, как самостоятельность. Волевые качества, общительность, инициативность и умение находить адекватные решения в различных ситуациях на основе анализа своего поведения, принимаемых решений и их последствий в этих ситуациях;

- ценностного содержания, включающий в себя ценности и ценностные ориентации будущих специалистов, которые определяют основные направления их поведения и его особенности, а также систему доминирующих мотивов жизнедеятельности и особенности направленности на реализацию себя в будущей профессиональной деятельности;

-интегративно-практический, показывающий насколько включение студента в различные компоненты физической культуры обеспечивает его подготовленность к будущей профессиональной деятельности.

Начиная работу по физической подготовке студентов, мы проводим диагностику. Проведя диагностику среди студентов 1-2 курсов перед началом своего исследования, мы выявили, что, в целом, независимо от факультета и пола студентов отношение к занятиям физической культурой и спортом в большей степени нейтральное, звучали даже такие ответы: «если надо, то буду заниматься».

О значении роли физической подготовки в подготовленности специалиста к реализации себя в профессиональной деятельности студенты имеют очень неточное представление, большая часть студенческой молодежи даже не представляет особенностей самой профессиональной деятельности, которую они выбрали. То же касается и познания роли физической культуры и спорта для подготовленности человека к различным сложным жизненным ситуациям.

В ходе своих исследований такие физические качества, как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость мы выделяем как необходимые фактически во всех видах профессиональной подготовки, которые представлены на базе ЯрГУ им. П.Г. Демидова. В профессиональной деятельности математика, программиста, экономиста, юриста, физика, историка, социолога, политолога, специалиста по социальной работе, биолога, эколога, психолога для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. (ОБАЛДЕТЬ!)

Этап первоначальной диагностики показал, что большинство студентов вышеперечисленные физические качества важными в освоении своей будущей профессиональной деятельности не считают.

По поводу личностных качеств, которые могут быть сформированы в ходе физической подготовки и иметь прикладное значение, как в социальной жизнедеятельности, так и в профессиональной деятельности - знаний у студентов практически нет. Главными личностными качествами, которые могут быть сформированы в ходе физической подготовки, они считают: волевые качества, целеустремленность и решительность.

Таким образом, у студентов преобладал бытовой уровень знаний над научно-обоснованным в представлении о роли и значении физической подготовки, а отсюда, как следствие, нейтральное отношение к самому процессу физической подготовки.

На этапе мотивационного обеспечения нашей работы, с целью формирования мотивации студентов к осознанному и активному включению в процесс личностно-ориентированной физической подготовки на 1 и 2 курсах, мы помимо основных тем учебных занятий, определенных в русле общей физической подготовки, в ходе теоретических занятий включаем проблемную лекцию на тему: «Роль физической культуры и спорта в жизни человека» (4 часа), дискуссионный семинар «Физическая подготовка: развитие, красота, совершенство человека» (4 часа) на примере развития физической культуры в Древней Греции и Риме. На данном этапе также проводится тренинговое занятие с целью знакомства с будущей профессиональной деятельностью и формирования мотивации на включение в физическую подготовку как основу для подготовки к будущей профессии и социальной жизни человека. Тренинговое занятие проводится в течение восьми часов. Для проведения тренинга нами были разработаны профессио граммы для 10 специальностей: юрист, экономист, историк, программист, психолог, биолог, эколог, физик, социолог, математик. Данные профессиограммы используются в ходе тренингового занятия со студентами в соответствии с той специальностью, которую они выбрали. Для студентов-юристов в ходе своих исследований мы выделили следующие личностные качества, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности по выбранной специальности: организованность; уверенность в себе; честность и порядочность; ответственность; аккуратность; эрудированность; объективность; коммуникабельность; хорошая интуиция; эмоционально-психическая устойчивость; энергичность; настойчивость и принципиальность; стремление к самосовершенствованию; умение быстро восстанавливать работоспособность. Качества, которые препятствуют эффективности профессиональной деятельности и требуют коррекции в процессе физической подготовки, следующие: отсутствие интереса к выполняемой работе; нерешительность; неумение быстро принимать решения; неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям); нечестность; непринципиальность; неспособность глубоко осмысливать происходящее; беспечность; непогашенная судимость; плохая дикция. Физические качества, необходимые для профессиональной деятельности юриста: сила; выносливость; быстрота реакции; оперативность.

Сформировать у человека какие-либо физические качества только в ходе теоретической подготовки невозможно. Студента необходимо ставить в условия, где эти качества требуется проявить. Это возможно в ходе спортивных тренировок, учебно-практических занятий, регулярных

самостоятельных занятий, спортивно-массовых мероприятий и спортивных мероприятий профилактической направленности.

Все используемые нами средства личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов можно объединить в следующие группы:

- прикладные физические упражнения и отдельные элементы разных видов спорта;

- прикладные виды спорта (их целостное применение);

- оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

- вспомогательные средства, обеспечивающие качество личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

На основании выделенных в профессиограмах физических качеств, имеющих наибольшее значение для той или иной профессии, студенты конкретных специальностей занимаются дополнительными видами спорта.

На юридическом факультете в качестве дополнительных видов спорта, которыми занимаются студенты, нами выделены самбо и рукопашный бой. Данные виды спорта способствуют развитию таких физических качеств, как сила, выносливость, быстрота реакции, оперативность. Человек, занимающийся самбо и рукопашным боем, эмоционально устойчив, у него в достаточной степени развиваются волевые характеристики. Занятие данными видами спорта способствуют развитию самостоятельности и инициативности, решительности и мобильности, обеспечивают эффективность функционирования познавательных процессов, восприятия, а через это - успешной социализации в обществе.

В своем исследовании мы сделали попытку решить проблему разработки новых подходов к физической подготовке студентов непрофильных вузов, обратив особое внимание на подготовку студентов-юристов. Решение данной проблемы способствовало тому, что мы отошли от традиционных взглядов на включение студентов в изучение физической культуры на дифференцированной основе через реализацию информационно-знаниевой парадигмы образования. Суть и логика авторского подхода позволили нам рассматривать процесс физической подготовки в аспекте ее личностноориентированной направленности, что, на наш взгляд, способствует подготовке специалиста, отвечающего современным требованиям, которые предъявляет к человеку профессиональная деятельность и новые рыночные условия взаимоотношений с окружающей социальной средой.

Список литературы

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М., 2007.

3. Виленский, М.Я. Физическая культура студента / М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильина и др.- М., 2о0о.

4. Волков, Ю.Г. Интегральная природа человека: Естественно-научный и гуманитарный аспекты: учебное пособие / Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1993.

5. Воронин, С.М. Личностно-ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов / С.М. Воронин. - Ярославль, 2008.

6. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности / О. С. Гребенюк. - Калининград: Изд-во КГУ, 1995.

7. Коровин, С.С. Профессиональная физическая культура и формирование личности. - М.,

1998.

8. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция, технологии / В.В. Сериков. -Волгоград, 1994.

Literature

1. Ashmarin B.A. Theory and methods of educational research in physical education: Handbook for students, graduate students and faculty of institutions of physical culture / B.A. Ashmarin. - М., 1978.

2. Vilensky M.Y. Physical education and healthy lifestyles / M.Y. Vilensky, A.G. Gorshkov. - M.,

2007.

3. Vilensky M.Y. Physical education student / M.Y. Vilensky, A.I. Zaitsev, V.I. Ilyin and others. -M., 2000.

4. Volkov Y.G. The integral nature of man: science and humanitarian aspects: training manual / Y.G. Volkov, V.S. Polikarpov. - Rostov-na-Donu, 1993.

5. Voronin S.M. Personality-oriented physical education students of non-university / S.M. Voronin.

- Yaroslavl, 2008.

6. Grebenyuk O.S. Pedagogy identity / O. Grebenyuk. - Kaliningrad, 1995.

7. Korovin S.S. Physical culture and identity formation. - M., 1998.

8. Serikov V.V. Personal approach to education: concept, technology / V.V. Serikov. - Volgograd, 1994.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.