СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
литика в отношении к семье, которая развивалась до начала 1990-х гг. Семья понималась как важнейший институт советского общества, а материнство рассматривалось как важная социальная функция женщин. Именно матери несли ответственность за семью и семейный быт, за здоровье и успешную социализацию детей. Однако большую долю ответственности за воспитание, образование, охрану здоровья детей брало на себя государство.
Достижением советской системы социального обеспечения являлось введение полного социального обеспечения трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при безработице, при наступлении старости или инвалидности и других предусмотренных законом случаях.
Однако следует помнить, что в условиях административно-командной системы сложилась государственная монополия на социальное страхование. Этот процесс сопровождался ликвидацией оправдавших себя форм благотворительности, лишением общественных организаций советского
периода возможности участия в деле социальной помощи нуждающимся. Общественное призрение, таким образом, свелось к социальному обеспечению. Под давлением сложившейся государственной системы был ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности.
Библиографический список
1. Басов Н.Ф. История социальной работы: Практикум. - М., 2007. - 340 с.
2. Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики. - М., 1993. - 140 с.
3. Климантова Г.И. Формирование и развитие государственной семейной политики в советский период // Семья: история и современность: Хрестоматия. - М., 2005.
4. О положении семей в Российской Федерации. - М., 1994.
5. Семья: История и современность: Хрестоматия / сост. Г.И. Климантова. - М., 2005. - 324 с.
232
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК. 378:796
Воронин Сергей Михайлович
кандидат биологических наук, профессор
Воронов Николай Андреевич
кандидат биологических наук, доцент
Шалайкин Леонид Юрьевич
доцент
Игнатова Екатерина Валерьевна
доцент
Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
В статье обосновывается необходимость интегративного подхода к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов. Освещены методы, принципы и используемые средства в процессе физической подготовки, основанной на данном подходе.
Ключевые слова: личностно-ориентированная парадигма образования, физическая подготовка, студенты, интегративный подход.
В практике физической подготовки студентов вузов сложились две основные парадигмы - традиционно-реалистическая и личностно-ориентированная. Традиционно-реалистическая парадигма ориентирована на эффективное усвоение обучающимися знаний, умений и навыков и не ставит учащегося в центр учебного процесса. Личностно-ориентированная парадигма предполагает учет в процессе обучения целостной личности и индивидуального своеобразия каждого обучающегося, его потребностей, интересов. При личностно-ориентированном обучении главный акцент делается на личностное развитие человека, его мотивационную и эмоциональную сферы. Научная новизна состоит в том, что:
- разработан и обоснован интегративный подход к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов;
- определена сущность личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов;
- определены основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность личностноориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.
Личностно-ориентированная парадигма образования связана с процессом его гуманизации, который предполагает рассмотрение в качестве системообразующего фактора образовательного процесса личность обучающегося [1].
Сущность личностно-ориентированной физической подготовки заключается в последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития ив то же время как к субъекту воспитательного воздействия.
Основное отличие личностно-ориентированной физической подготовки от традиционной заключается в том, что субъект - объектные отношения заменяются на субъект - субъектные.
Личностно-ориентированная физическая подготовка студентов решает интегративный комплекс задач, который обеспечивает достижение единой цели - успешной адаптации выпускника в социальной жизни и профессионально-трудовой деятельности [3].
В связи с тем, что изменившиеся социальноэкономические условия требуют нового подхода к специалисту, предлагающему свои услуги на рынке труда, мы, проанализировав массив психолого-педагогической литературы по проблемам, связанным с физической подготовкой молодежи, делаем вывод о новом интегративном уровне физической подготовки студентов непрофильных вузов на примере физической подготовки студентов классического университета им. П.Г. Демидова, которая реализуется на основе разработанного нами интегративного подхода.
Предлагаемый нами подход тесно взаимосвязан с представленным и, на наш взгляд, достаточно разработанным в науке, системным подходом.
Системный подход послужил методологической предпосылкой разрабатываемых нами идей интегративной личностно-ориентированной физической подготовкой студентов непрофильных вузов.
Интегративная трактовка физической культуры в целом и личностно-ориентированной физической подготовки студентов как ее составного компонента в большей степени отвечает современному уровню развития психолого-педагогической науки, нежели классический подход в основе которого ле-
© Воронин С.М., Воронов Н.А., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2 Шалайкин Л.Ю., Игнатова Е.В., 2015
233
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
жит идея дифференциации физической подготовки по различным параметрам [5].
Таким образом, системный подход является более общим, применимым в целом к решению проблемы подготовки кадров, по сравнению с предлагаемым нами интегративным подходом на основе которого мы рассматриваем проблему личностноориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.
В философии под подходом понимается ориентация человека, причем не одна, а несколько ориентаций, которые дополняют друг друга, составляющие в совокупности стратегию освоения и реализации познавательной или преобразующей деятельности. С этих позиций мы и подходим к рассмотрению интегративного подхода к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов.
Анализ научной литературы по философии показал, что подход включает следующие взаимосвязанные компоненты: ведущие идеи и понятия, которые лежат в его основе; закономерности того или иного процесса, как наиболее существенные, устойчивые связи, от познания которых зависит результативность процесса и принципы как основные требования, правила, нормы на которых строится тот или иной процесс; условия эффективности процесса и его результата и критерии, позволяющие оценить данную эффективность.
В основе интегративного подхода к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов лежит: переход от понятий устойчивости и равновесия к понятию изменчивости и мобильности; переход от исследования на уровне «человек - организация», к исследованию на уровне «человек - среда»; переход исследования от уровня закрытой системы к уровню открытой социальной среды; переход от параметров стабильности к параметрам динамичности.
Основные условия, которые учитываются в контексте интегративного подхода: поведение человека является организационно-функциональным параметром; организация процесса формируется как реакция на изменение политических, экономических, социальных и культурных условий; конечная цель ориентирована на динамическое равновесие между успехом личности в социальной и профессиональной сфере с одной стороны и требованиями среды и ее ограничениями - с другой; обязательный учет внутренних характеристик и внешних переменных окружающей социальноэкономической среды; ориентация процесса на сбалансированность между расходами деятельности и отдачей от этих расходов [3].
Решая задачу обоснования интегративного подхода к личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов мы вышли на новое научное знание в его понимании:
интегративный подход представляет собой включение всех студентов, в зависимости от имеющихся у них возможностей как общего физического, так и психического уровня, во все компоненты физической культуры на основе интеграции в комплексе задач личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов наряду с задачами образования, воспитания и оздоровления, задач профилактики негативных тенденций в молодежной среде и подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Интегративный подход предполагает субъектность включения в процесс личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов всех участников педагогического процесса на основе изучения потребностей и интересов студенческой молодежи, в целом существующих явлений и тенденций в молодежной среде и ориентацию на формирование социально-значимой системы ценностных ориентаций и оценку сложившихся ценностных ориентаций средствами физической культуры и спорта. Реализация интегративного подхода к личностноориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов конечной целью имеет подготовку будущих специалистов к условиям комфортного самочувствия в социальной жизнедеятельности и адаптации в выбранной профессии, в целом в условиях современного рынка труда.
Решая следующую задачу исследования, мы обосновали все компоненты предлагаемого нами подхода. Основные идеи, на которых базируется интегративный подход к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов: идея интегративной физической подготовки; идея вариативно-субъектной к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов; идея личностноориентированной физической подготовки студентов и идея реализации потребности в саморазвитии физического потенциала студентов.
В процесс личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов включаются все студенты. Не пренебрегая ограничениями по здоровью, студенты различных отделений в соответствии с имеющимися у них возможностями включаются во все компоненты физической культуры: спорт, физическое воспитание, профессионально-прикладную физическую подготовку, оздоровительно-реабилитационную и профилактическую деятельность, в фоновые и рекреативные виды физической подготовки. К примеру, студенты специального учебного отделения и те кто полностью освобожден от занятий физической культурой и спортом выполняли роль судей на спортивных мероприятиях, группы поддержки в ходе разнообразных спортивных игр.
В ходе данного процесса для каждого студента разрабатываются индивидуальные траектории ос-
234
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Особенности личностно-ориентированной физической подготовки студентов
воения вышеуказанных компонентов физической культуры с обязательной ориентацией на самостоятельное включение в физическую подготовку. Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.
Методика личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов на основе интегративного подхода, включает в себя методические принципы физической подготовки (принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности, принцип постепенности повышения требований); методы физической подготовки (строго регламентированного упражнения, соревновательный метод, игровой метод, метод использования слова, метод обеспечения наглядности); методики воспитания силовых качеств, скоростных качеств, воспитания ловкости, выносливости, гибкости.
Все используемые нами средства личностноориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов можно объединить в следующие группы:
- прикладные физические упражнения и отдельные элементы разных видов спорта;
- прикладные виды спорта (их целостное применение);
- оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
- вспомогательные средства, обеспечивающие качество личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.
На основании выделенных в профессиограм-мах физических качеств, имеющих наибольшее
значение для той или иной профессии, студенты конкретных специальностей занимаются дополнительными видами спорта.
Библиографический список
1. Воронин С.М. Изучение особенностей студенческой молодёжи как основа практики лич-ностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4 (82). - С. 32-35.
2. Воронин С.М. Интегративный подход к лич-ностно ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - Т 15. - № 1. - С. 144-148.
3. Воронин С.М. Новые подходы к физической подготовке студентов непрофильных вузов // Теория и практика физической культуры. - 2009. -№ 3. - С. 54.
4. Воронин С.М. Основы реформирования физической культуры и спорта // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - Т 17. - № 2. - С. 250-253.
5. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
6. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 1621.
7. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. - М., 1993. - 181 с.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. -96 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
235