Научная статья на тему 'Адаптивная физическая культура и здоровье'

Адаптивная физическая культура и здоровье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4123
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / SPORT / SOCCER / PLAYERS / TRAINER / BALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронов Н.А.

В данной работе проанализирована полезность и главные проблемы Адаптивной физической культуры, выявлены ее изъяны и явные положительные стороны с учетом мнения экспертов в данной области. Учтены так же реальные случаи, поддавшиеся широкой огласке среди всего населения. Адаптивная «Физическая культура» предназначена для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптивная физическая культура и здоровье»

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ Н.А. Воронов, канд. биол. наук, доцент

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны Министерства обороны Российской Федерации (Россия, г. Ярославль)

Аннотация. В данной работе проанализирована полезность и главные проблемы Адаптивной физической культуры, выявлены ее изъяны и явные положительные стороны с учетом мнения экспертов в данной области. Учтены так же реальные случаи, поддавшиеся широкой огласке среди всего населения. Адаптивная «Физическая культура» предназначена для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Ключевые слова: инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье.

Определяющей формой организации Адаптивной физической культуры в специальной общеобразовательной школе является занятие, имеющее два разных названия: «Физическая культура и здоровье» (первое отделение вспомогательной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью, первое и второе отделения для детей с нарушениями слуха, с нарушениями речи, с трудностями в обучении) и «Адаптивная физическая культура» (для детей с нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, второе отделение вспомогательной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации). Может быть, именно поэтому урок АФК имеет различные названия в зависимости от нозологической группы учащихся: Концепция, образовательный стандарт и программы по учебному предмету [ 1].

Важной целью нашего общества для лиц с ОПФР должно стать направление на создание социально регулируемого специального физкультурного и спортивного движения с оздоровительной, образовательной, воспитательной и коррекционной направленностью на их подготовку к участию в решении социальных задач. Недостатком в этом процессе следует признать отсутствие на сегодняшний день системного подхода к организации АФК: концепции, образовательного стандарта и ос-

нованных на них программ учебного предмета «Адаптивная физическая культура».

Результаты исследования и обсуждение. Адаптивное физическое воспитание как понятие впервые появилось в Российской Федерации еще в 1995 году, когда был создан первый факультет теории и практики адаптивного физического воспитания (АРЕТР) в старейшем высшем физическом учебном заведении страны, ныне известном как Национальный государственный университет Лесгафта, Санкт-Петербург [3]. Эта инициатива была направлена на то, чтобы реагировать на новые социальные, экономические и идеологические проблемы, а также получать и обобщать образовательный опыт в специальном учебном курсе по физическому воспитанию и спорту инвалидов, который позже перешел к нескольким дисциплинам.

Затем академическая команда вновь созданного Отделения АРЕТР подготовила все необходимые подтверждающие документы для запуска в 1996 году академической специальности «Физическое воспитание инвалидов» и официально утвержденного государственного стандарта образования в 1997 году. В настоящее время образование регулируется по стандарту высшего образования третьего поколения для соответствующей образовательной программы, формально называемой Федеральным государственным образователь-

ным стандартом для инвалидов (адаптивного) физического воспитания с курсами бакалавриата и магистратуры. Существуют также стандарты образования третьего поколения для системы среднего образования АФК, выпускники которой сертифицированы как адаптивный учитель физического воспитания.

Проект по разработке, внедрению и применению на практике адаптивных стандартов физического воспитания был новаторским шагом в физическом применении, которое впервые систематически применялось в Российской Федерации для обучения и реабилитации людей с физическими недостатками и ухудшением здоровья, особенно студентов, приписываемых специальным группам здоровья и других соответствующих групп лиц, имеющих проблемы со здоровьем. В чем смысл этого нового этапа для страны? Следует прежде всего отметить, что в отличие от мировой практики традиционно для Российской Федерации тех дней, что физическая практика применяется к этим категориям здоровья в основном для терапевтических и реабилитационных целей. В стране действовала национально признанная и отличная система Терапевтического физического воспитания (ТПЭ), которая доказала его высокие преимущества, особенно во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов, когда она применялась для реабилитации раненых солдат и офицеров, и это стало причиной система, которая в дальнейшем является доминирующей в лечении и реабилитации людей с нарушениями, включая, среди прочего, специальные средства и методы физического воспитания и спорта.

В чем смысл этого нового этапа для страны? Следует прежде всего отметить, что в отличие от мировой практики традиционно для Российской Федерации тех дней, что физическая практика применяется к этим категориям здоровья в основном для терапевтических и реабилитационных целей [3].

В стране действовала национально признанная и отличная система Терапевтического физического воспитания (ТПЭ), которая доказала его высокие преимущества,

особенно во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов, когда она применялась для реабилитации раненых солдат и офицеров, и это стало причиной система, которая в дальнейшем является доминирующей в лечении и реабилитации людей с нарушениями, включая, среди прочего, специальные средства и методы физического воспитания и спорта.

Полностью признавая преимущества и достижения системы АФК, которые, однако, были в значительной степени ограничены так называемой парадигмой лечебного лечения системы здравоохранения тех дней - специалисты адаптивного физического воспитания, активно работающие в своей теории и практике, часто подчеркивали необходимость для преодоления ограничений системы, которая рассматривает физическое воспитание и, в частности, спорт как средство только для развития физической силы, т.е. улучшает только «естественную» органическую эффективность человеческого тела - ввиду того, что последствия физического воспитания и спорта как регуляторы межличностного отношения и взаимодействия людей и улучшители их психического здоровья практически неисчерпаемы.

Начиная с 1960 года начались Летние Параолимпийские игры, а в 1976 году они сопровождались Зимними Параолимпий-скими играми. Это были люди со спинномозговым состоянием, которые участвовали в первых играх; в 1972 году к ним присоединились люди с нарушениями зрения; в 1976 году, люди со всеми видами заболеваний опорно-двигательных систем были квалифицированы для игр; в 1980 году к Играм присоединились люди с ампутацией и церебральным параличом; и в 1992 году люди с ограниченными интеллектуальными возможностями присоединились к сообществу Игр [4]. Это, как правило, история о том, как социальное отношение к людям с физическими и ухудшениями здоровья было изменено от отклонения и недопущения к обеспечению равных возможностей на основе конкурентного духа в аксиологической концепции, ориентированной на личность, которая считает их полностью способными членами общест-

ва, которые пользуются равными правами во всех аспектах жизни, включая спорт.

Переход к третьему этапу развития па-раолимпийских видов спорта был обусловлен как конкретными, так и социальными акцентами спорта как такового и продолжающегося процесса социальной гуманизации с широким продвижением идей олимпизма и концепций честной игры.

Исходя из данной работы, следует решить вопрос о разработке специальной

Библиографический список

1. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс. 2010. - 627 с.

2. Воронин С.М. Особенности личностно-ориентированной физической подготовки / С.М. Воронин, Н.А. Воронов, Л.Ю. Шалайкин, Е.В. Игнатова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. Т. 21. № 2. - С. 233-235.

3. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие / С.П. Евсеев. - М.: Советский спорт. 2005 - 240 с.

4. Социально-биологические аспекты оздоровительной и адаптивной физической культуры. - Новосибирск: НИПКиПРО. 2007. - 120 с.

YAROSLAVL FOOTBALL CLUB SHINNIK (CLUB WITH THE RICH PAST)

N.A. Voronov, candidate of biological sciences, associate professor

Yaroslavl highest military college of air defense of the Ministry of Defence of the Russian

Federation

(Russia, Yaroslavl)

Abstract. This work considers questions of origin andformation of the Yaroslavl football club Shinnik, the characteristic of infrastructure of the stadium is given. As it was planned to carry out his reconstruction initially by 2010, in honor of the millennium and further inclusion of stadium in the list of the cities in which the FIFA World Cup will be held. Statistical data of victories and defeats in various years of existence of club are provided in work. Keywords: sport, soccer, players, trainer, ball.

учебной программы по АФК для учащихся с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями слуха, а не использовать для них программу «Физическая культура и здоровье», адресованную детям массовой школы. Несомненно, так же следует открыть специальное обучение для повышения квалификации преподавателей, чтобы им было проще взаимодействовать с детьми с различными проблемами со здоровьем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.