Научная статья на тему 'Интегративный подход к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов'

Интегративный подход к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL TRAINING / PERSONALITY-ORIENTED PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS / STUDENTS AT NON-PROFILE DEPARTMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Сергей Михайлович

Исследование посвящено проблемам, связанным с физической подготовкой молодежи. Обоснована интегративная трактовка физической культуры в целом и личностно-ориентированной физической подготовки студентов, рассмотрены основные идеи, определяющие сущность интегративного подхода, обозначены принципы личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, а также условия и критерии ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов»

9. Ягодин В.В. Атлетическая гимнастика [Текст]: учебное пособие/В.В. Ягодин. -2-е изд., доп. - Екатеринбург: Полиграфист, 2002. -150 с.

10. Shephard R.J. The value of physical fitness in preventive medicine / R. J. Shephard // The Value of Preventive Medicine. - London, Chiba Found. Symp. 110,1985.-P. 164-182.

УДК 378 В 752

С. М. ВОРОНИН

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

Исследование посвящено проблемам, связанным с физической подготовкой молодежи. Обоснована интегративная трактовка физической культуры в целом и личностно-ориентированной физической подготовки студентов, рассмотрены основные идеи, определяющие сущность интегративного подхода, обозначены принципы личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, а также условия и критерии ее эффективности.

Глубокие изменения в разных сферах общественной жизни современной России обуславливают интенсивные поиски путей повышения эффективности деятельности основных социальных институтов страны, среди которых значительное место занимает система образования. На современном этапе ее развития перед образованием стоят принципиально новые задачи - задачи адаптации системы образования к потребностям рыночного хозяйства и демократического устройства общества. Общая тенденция современного образования определяется как социально-личностная. Данное образование предполагает формирование личности, способной к само-изменению, самосовершенствованию, творческой преобразовательной деятельности, адаптации в обществе и профессионально - трудовой деятельности на основе принятия норм и ценностей общественной жизни. Это обусловило выделение в качестве одной из важных задач в ходе реформирования образования в целом, повышение роли и значения физической подготовки студентов как средства обеспечения эффективности подготовки специалиста- профессионала. Целенаправленное использование средств и методов физической культуры в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования обеспе-

чивает комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей человека, отвечающих требованиям профессионального образования. Анализ педагогической литературы и практики физической подготовки студентов высших учебных заведений, в первую очередь, в системе классического университетского образования, позволил нам определить направление научного поиска и обозначить проблему нашего исследования: каковы теоретико-методологические основы личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов в новых условиях изменения качества образования в результате интеграционных процессов, происходящих в системе высшего образования и перехода от традиционной к лич-ностно - ориентированной образовательной парадигме. В качестве цели нашего исследования мы видим разработку теоретико-методических основ личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов и обоснование интегративного подхода к организации данного процесса.

Изменившиеся социально-экономические условия предъявляют новые требования к личности современного человека, к особенностям выполнения им профессионально-трудовой дея-

тельности. Специалист, в условиях современного рынка труда, должен быть мобильным, конкурентоспособным, коммуникабельным, способным быстро ориентироваться в изменяющихся ситуациях повседневной жизни, проблемных и экстремальных, способен к профессиональному самосовершенствованию и адекватному анализу своего положения в социальной действительности и в условиях трудовой деятельности, адаптивным и устойчивым к действию факторов различного характера. Физическая подготовка выступает как условие эффективности формирования личности, отвечающей требованиям общественной жизни.

Физическая культура выступает не только как средство физического совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодежи, существенно влияющего на развитие социальной структуры общества. В частности, от физической подготовленности, состояния здоровья, уровня работоспособности будущих специалистов народного хозяйства во многом зависит выполнение ими социально-профессиональных функций.

Перестройка, произошедшая в нашем обществе, затронула все сферы нашей жизни. Значительные изменения произошли и происходят в системе образования в целом и в системе высшего образования в частности. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

В связи с тем, что изменившиеся социально-экономические условия требуют нового подхода к специалисту, предлагающему свои услуги на рынке труда, мы, проанализировав массив пси-холого-педагогической литературы по проблемам, связанным с физической подготовкой молодежи, делаем вывод о новом интегративном уровне физической подготовки студентов непрофильных вузов. В качестве основания такой подготовки мы рассматриваем разработанный нами интегративный подход, сущность которого мы и хотим представить в своей статье. Предлагаемый нами подход тесно взаимосвязан с представленным и, на наш взгляд, достаточно разработанным в науке, системным подходом. Системный подход послужил методологической предпосылкой разрабатываемых нами идей интегративной лич-

ностно-ориентированной физической подготовкой студентов непрофильных вузов.

Интегративная трактовка физической культуры в целом и личностно-ориентированной физической подготовки студентов как ее составного компонента в большей степени отвечает современному уровню развития психолого-педагоги-ческой науки, нежели классический подход, в основе которого лежит идея диференциации физической подготовки по различным параметрам.

Таким образом, системный подход является более общим, применимым в целом к решению проблемы подготовки кадров, по сравнению, с предлагаемым нами интегративным подходом, на основе которого мы рассматриваем проблему личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

В философии под подходом понимается ориентация человека, причем не одна, а несколько ориентаций, которые дополняют друг друга, составляющие в совокупности стратегию освоения и реализации познавательной или преобразующей деятельности.

С этих позиций мы и подходим к рассмотрению интегративного подхода к личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

Анализ научной литературы по философии показал, что подход включает следующие взаимосвязанные компоненты: ведущие идеи и понятия, которые лежат в его основе; закономерности того или иного процесса, как наиболее существенные, устойчивые связи, от познания которых зависит результативность процесса и принципы как основные требования, правила, нормы на которых строится тот или иной процесс; условия эффективности процесса и его результата и критерии, позволяющие оценить данную эффективность.

В основе интегративного подхода к личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов лежит: переход от понятий устойчивости и равновесия к понятию изменчивости и мобильности; переход от исследования на уровне « человек - организация», к исследованию на уровне « человек - среда»; переход исследования от уровня закрытой системы к уровню открытой социальной среды; переход от параметров стабильности к параметрам динамичности,

Основные условия, которые учитываются в

контексте интегративного подхода: поведение человека является организационно - функциональным параметром; организация процесса формируется как реакция на изменение политических, экономических, социальных и культурных условий; конечная цель ориентирована на динамическое равновесие между успехом личности в социальной и профессиональной сфере с одной стороны и требованиями среды и ее ограничениями - с другой; обязательный учет внутренних характеристик и внешних переменных окружающей социально-экономической среды; ориентация процесса на сбалансированность между расходами деятельности и отдачей от этих расходов.

Решая задачу обоснования интегративного подхода к личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов мы вышли на новое научное знание в его понимании. В своей статье мы хотим рассмотреть основные компоненты разрабатываемого нами подхода.

Основными идеями, определяющими сущность интегративного подхода, являются следующие идеи:

— идея интегративной физической подготовки, заключающаяся в том, что личностно-ориен-тированная физическая подготовка это процесс, объединяющий в себя все компоненты физической культуры в их оптимальном сочетании для каждого конкретного студента и обеспечивающий в качестве результата достижение единства и целостности физической подготовленности человека с подготовленностью к реализации его в конкретной профессиональной деятельности и развитию качеств личности, обеспечивающих ему комфортное самочувствие в социальной жизни и мобильность и адаптивность на рынке труда;

- идея вариативно-субъектной личностноориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, предполагающая сочетание в данной подготовке инварианта, в качестве освоения общей для всех специальностей программы курса «Физическая культура» и вариативной составляющей, которая обеспечивает вариативное включение студентов в данный процесс на основе выделения приоритетных видов спортивной деятельности для каждой специальности, учет потребностей и возможностей студентов в ходе физической подготовки, а также тех требований, которые предъявляет будущая профессия к выпускникам по различным специаль-

ностям;

- идея личностно-ориентированной физической подготовки студентов, представляющая собой учет в процессе физической подготовки потребностей обучающихся, их личностных особенностей и индивидуального своеобразия, субъектное включение в процесс учения студентов на основе развития их самостоятельности, критичности, адекватной оценки себя, своих возможностей и достижений.

Идея личностно=ориентированной физической подготовки предполагает учет особенностей и своеобразия такой возрастной категории как студенческая молодежь, ориентация в процессе данной подготовки на результаты изучения ценностных ориентаций молодежи, ее досуговых предпочтений.

Личностно-ориентированная физическая подготовка обеспечивает не только общее физическое развитие студента и его подготовленность к реализации себя в выбранной профессии, но имеет и большой профилактический потенциал. На сегодняшний день в молодежной среде отмечается проявление различных негативных тенденций, которые нарушают здоровье человека, искажают его нравственные представления, способствуют снижению интеллектуальных способностей, что в общей совокупности значительно снижает возможности профессиональной реализации будущих специалистов.

Таким образом, личностно-ориентированная физическая подготовка студентов решает интегративный комплекс задач, который обеспечивает достижение единой цели - успешной адаптации выпускника в социальной жизни и профессионально-трудовой деятельности;

- идея реализации потребности в саморазвитии физического потенциала студентов. Потребность в саморазвитии физического потенциала, вырастая из биологической потребности человека в двигательной активности должна стать одним из элементов культуры субъекта и регулятора его поведения. Удовлетворение единой потребности осуществляется в процессе реализации вариативных компонентов физической подготовки на основе самостоятельной физкультурноспортивной деятельности студента, направленной на максимальную реализацию физического потенциала человека.

В ходе нашего исследования при выявлении специфических закономерных связей процесса

личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов были выявлены наиболее очевидные, устойчивые и повторяющиеся связи, характеризующие изучаемый процесс.

Общую закономерность рассматриваемого нами процесса мы сформулировали следующим образом: организация личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов определяется как сочетание целенаправленного и стихийного, зависящее от складывающейся в обществе социально-политической и экономической ситуации, предъявляющей изменяющиеся требования к личности человека, его поведению в социальной действительности и профессионально-трудовой сфере, с одной стороны и с другой стороны - от особенностей и их проявлений в такой возрастной категории как студенческая молодежь.

Мы выделяем также и комплекс специфических закономерностей личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов: процесс личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов будет тем эффективнее, чем шире и активнее проявление в нем субъектной позиции студента, его самостоятельности, активности и творческой инициативы. В данном двуединстве проявляется закономерность взаимосвязи и взаимозависимости личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов и субъектного включения в данный процесс студентов, детерминированный потребностями той профессиональной деятельности к реализации которой готовится молодой человек; личностно-ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов эффективна, если достигается непротиворечивость интересов всех субъектов данного процесса, которая способствует возникновению мотивации их активных действий по реализации комплекса задач интегративной физической подготовки; взаимозависимость личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов от обеспеченности диалогового и сотруднического взаимодействия педагогов и студентов на основе изучения особенностей и основных тенденций, проявляющихся в молодежной среде; взаимозависимость результатов личностно-ори-ентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов и реализации в ее ходе реф-

лексивной позиции всех участников данного процесса; адекватное отражение в ходе личностноориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов интегративного комплекса задач образования, воспитания, оздоровления, профилактики негативных явлений в молодежной среде, подготовке к будущей профессиональной деятельности, реализация которых способствует формированию самостоятельной и мобильной личности, комфортно чувствующей себя в социальной жизни и адаптированной в условиях профессионально-трудовой деятельности.

Принципами личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, выявленными в ходе наших исследований являются следующие: принцип личностной ориентации и индивидуализации физической подготовки; принцип активности участников личностно-ориентированной физической подготовки студентов; принцип субъектности; принцип реконструкции; принцип влияния личностно-ориентированной физической подготовки на успешность освоения профессиональной деятельности;

Условия, обеспечивающие эффективность личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов: интеграция в комплексе задач личностно-ориентированной физической подготовки студентов наряду с задачами образования, воспитания и оздоровления, задач профилактики негативных тенденций существующих в молодежной среде и подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности; формирование потребности в саморазвитии физического потенциала студентов; формирование в процессе личностно-ориентированной физической подготовки студентов социально-значимой системы ценностных ориентаций, являющихся основой постановки и реализации жизненных целей студентами, осмысление и оценка, сложившейся у них системы ценностных ориентаций.

Критериями эффективности личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов выступают:

- когнитивный критерий, связанный со знанием проблем личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, ее связи с ориентацией студентов на подготовленность к будущей профессиональной деятельности, проблем мотивации учебной деятель-

ности и формирования потребности у студентов в саморазвитии физического потенциала;

-профессиональной направленности физической подготовки, отражающий степень знания участников процесса физической подготовки особенностей той или иной профессии, специфики современного рынка труда, социально - экономических условий развития современного общества и ориентации в экономической ситуации, связанной с кадровой обеспеченностью конкретной сферы деятельности;

- личностно-прикладной, отражающий степень овладения студентами умениями и навыками решать возникающие в процессе жизнедеятельности проблемы разного уровня Сложности, развитие личности каждого конкретного молодого человека и таких значимых характеристик для современного человека как самостоятельность. Волевые качества, общительность, инициативность и умения находить адекватные решения в различных ситуациях на основе анализа своего поведения, принимаемых решений и их последствий в этих ситуациях;

- ценностного содержания, включающий в себя ценности и ценностные ориентации будущих специалистов, которые определяют основные направления их поведения и его особенности, а также систему доминирующих мотивов жизнедеятельности и особенности направленности на реализацию себя в будущей профессиональной деятельности;

- интегративно-практический, показывающий насколько включение студента в различные компоненты физической культуры обеспечивает его подготовленность к будущей профессиональной деятельности.

В своей статье мы попытались кратко изложить основную сущность интегративного подхода к личностно-ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов.

На основании вышеизложенного материала статьи можно сделать следующие выводы:

1. Традиционно в физической подготовке студентов непрофильных вузов используется дифференцированный подход, который заключается в ориентации на различные группы студентов, вы-

деляемые по медицинским показателям и дифференцированное включение данных групп в физическую подготовку. В связи с изменившимися целями и задачами физической подготовки, в свете общего реформирования системы высшего образования, мы разрабатываем интегративный подход.

2. Интегративный подход представляет собой включение всех студентов, в зависимости от имеющихся у них возможностей как общего физического, так и психического уровня, во все компоненты физической культуры на основе интегративного комплекса задач. Интегративный подход предполагает субъектность включения в процесс личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов всех участников педагогического процесса на основе изучения потребностей и интересов студенческой молодежи, в целом существующих явлений и тенденций в молодежной среде и ориентацию на формирование социально-значимой системы ценностных ориентаций и оценку сложившихся ценностных ориентаций средствами физической культуры и спорта. Реализация интегративного подхода к личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов конечной целью имеет подготовку будущих специалистов к условиям комфортного самочувствия в социальной жизнедеятельности и адаптации в выбранной профессии, в целом в условиях современного рынка труда.

Библиографический список

1. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков.-М., 2007.

2. Виленский М.Я. Физическая культура студента/М.Я. Виленский, А.И.Зайцев, В.И.Ильина и др.-М., 2000.

3. Воронин С. М. Личностно-ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов / С.М. Воронин. - Ярославль, 2008.

4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция, технологии / В.В. Сериков. -Волгоград, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.