Научная статья на тему 'Эффективность личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов'

Эффективность личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ К ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ / INDIVIDUAL-ORIENTED PHYSICAL TRAINING / INTEGRATIVE APPROACH / EDUCATION SUSTEM / ADAPTATION TO INDEPENDENT LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Сергей Михайлович

В работе рассмотрены принципиально новые задачи, стоящие перед образованием. Разработана методика личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов на основе интегративного подхода. Подобраны виды спортивной деятельности, способствующие наиболее эффективной подготовке к конкретной специальности и адаптации к самостоятельной жизни. Подготовлен набор профессиограмм, используемых в процессе личностно ориентированной физической подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов»

УДК 378.02:372.8

С. М. Воронин

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В работе рассмотрены принципиально новые задачи, стоящие перед образованием. Разработана методика личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов на основе интегративного подхода. Подобраны виды спортивной деятельности, способствующие наиболее эффективной подготовке к конкретной специальности и адаптации к самостоятельной жизни. Подготовлен набор профессиограмм, используемых в процессе личностно ориентированной физической подготовки студентов.

Ключевые слова: личностно ориентированная физическая подготовка, интегративный подход, система образования, успешная адаптация к жизненным ситуациям.

Abstract. The work deals with essentially new issues recognized in education. The methodology of an individual-oriented physical training of students in non-profile higher schools on the basis of integrative approach has been developed. The kinds of sport activities favouring the most effective training for a particular speciality and adaptation to independent life have been selected. A set of professiograms used in the process of an individual-oriented physical training of students has been prepared. Keywords: individual-oriented physical training, integrative approach, education sustem, adaptation to independent life.

Введение

На современном этапе развития перед образованием стоят принципиально новые задачи - задачи адаптации системы образования к потребностям рыночного хозяйства и демократического устройства общества.

Общая тенденция современного образования определяется как социально-личностная. Данное образование предполагает формирование личности, способной к самоизменению, самосовершенствованию, творческой преобразовательной деятельности, адаптации в обществе и профессиональнотрудовой деятельности на основе принятия норм и ценностей общественной жизни. Это обусловило выделение в качестве одной из важных задач в ходе реформирования образования в целом повышение роли и значения физической подготовки студентов как средства обеспечения эффективной подготовки специалиста-профессионала. Целенаправленное использование средств и методов физической культуры в контексте личностно ориентированной парадигмы образования обеспечивает комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей человека, отвечающих требованиям профессионального образования [1-3].

Анализ педагогической литературы и практики физической подготовки студентов высших учебных заведений, в первую очередь в системе классического университетского образования, позволил нам выявить ряд противоречий, которые существуют в плоскости педагогической науки, между научными изысканиями и практикой физической подготовки студентов и в самой практике физической подготовки в вузах [4].

В теории это противоречие заключается в том, что продолжается изучение традиционного подхода в ходе профессионально-прикладной подготовки студентов, с одной стороны, а с другой - все большее развитие получают идеи личностно ориентированной физической подготовки студентов на основе интеграционных процессов общей физической подготовки и ее профессионально-прикладного компонента [5-7].

Можно также выделить противоречие между теорией физической культуры и практикой реализации физической подготовки в вузах, когда для эффективного решения задач профессионально-прикладной физической подготовки практика испытывает потребность в новых методах, средствах, формах, методических обоснованиях, технологиях реализации перспективных научных идей [7-9].

Методика

Оценивая эффективность личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов мы использовали предложенную М. Скрайвером (1967) классификацию оценок эффективности, в которой различаются процессуальные и итоговые оценочные исследования.

Процессуальные исследования проводились в виде опросов студентов различных факультетов. Итоговые исследования были направлены на то, чтобы получить информацию об эффективности реализуемой нами личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

В опытную работу были включены студенты всех факультетов, на которых осуществляется подготовка студентов в университете им. П. Г. Демидова.

На каждом факультете в 2002 г. были определены две группы студентов - контрольная и экспериментальная. В контрольных группах физическая подготовка осуществлялась по традиционной методике, основанной на дифференцированном подходе к данному виду подготовки. В экспериментальных группах физическая подготовка осуществлялась на основе интегративного подхода и обеспечивалась реализацией разработанной нами модели личност-но ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

Всего нами было определено 10 контрольных и 10 экспериментальных групп студентов. Контрольная группа включала 282 человека, экспериментальная - 276. Лиц женского и мужского пола - приблизительно равное количество.

Сделанная выборка является репрезентативной, так как отражает специфику генеральной совокупности включенных в нее людей как по составу (пол, возраст, социально-экономические, географические, этнические, культурные характеристики), так и по индивидуальным характеристикам. В связи с тем, что статистическая значимость различий нами не могла быть определена, так как оценка результатов осуществлялась по анкетному методу и на основании экспертных оценок, нами был использован метод качественной обработки полученных результатов.

Экспериментальная часть

Опытная работа включала четыре этапа.

Первый этап - диагностический. Его цель: определение отношения студентов к физической культуре и спорту, их роли и значению в подготовке

к будущей профессии и жизни в обществе, в определении физических и личностных качеств, которые развиваются в ходе физической подготовки и наиболее значимы для современного человека в ходе реализации его в социальной жизни и профессионально-трудовой сфере.

Второй этап - подготовительный, или мотивационного обеспечения. Его цель: подготовить студентов к положительному восприятию предстоящей работы.

Третий этап - организационно-практический, или собственно практики личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, осуществляемый в течение пяти лет обучения студентов.

Четвертый этап опытной работы - контрольно-оценочный, в ходе которого проводилась оценка результатов проделанной опытной работы, осуществлялись их анализ и интерпретация полученных результатов на качественном уровне, на основе опросов студентов контрольных и экспериментальных групп и экспертных оценок.

Для научно-методического обеспечения личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов нами была создана учебно-научная лаборатория педагогики и психологии спорта.

Результаты и их обсуждение

С целью диагностики и решения в ее ходе тех задач, которые были обозначены выше, нами была разработана анкета, предназначенная для определения отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом, для получения информации об отношении к физической подготовке как фактору, определяющему общую подготовленность к профессиональной деятельности и жизнедеятельности в обществе в целом, а также о тех личностных и физических качествах, которые обеспечивают успешность человека в различных сферах, включая профессиональную, и влияние на их формирование физической подготовки.

О значении роли физической подготовки в подготовленности специалиста к реализации себя в профессиональной деятельности студенты имеют очень неточное представление, большая часть студенческой молодежи даже не представляет особенностей самой профессиональной деятельности, которую они выбрали. То же касается и познания роли физической культуры и спорта для подготовленности человека к различным сложным жизненным ситуациям.

В ходе своих исследований такие физические качества, как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость, мы выделяем как необходимые фактически во всех видах профессиональной подготовки, которые представлены на базе ЯрГУ им. П. Г. Демидова. В профессиональной деятельности математика, программиста, экономиста, юриста, физика, историка, социолога, политолога, специалиста по социальной работе, биолога, эколога, психолога специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость.

Этап первоначальной диагностики показал, что большинство студентов вышеперечисленные физические качества важными в освоении своей будущей профессиональной деятельности не считают.

На этапе мотивационного обеспечения с целью формирования мотивации студентов к осознанному и активному включению в процесс личностно ориентированной физической подготовки мы на 1-м и 2-м курсах в экспериментальных группах помимо основных тем учебных занятий, определенных в русле общей физической подготовки, в ходе теоретических занятий включаем проблемную лекцию на тему «Роль физической культуры и спорта в жизни человека» (4 часа), дискуссионный семинар «Физическая подготовка: развитие, красота, совершенство человека» (4 часа) на примере развития физической культуры в Древней Греции и Риме.

На подготовительном этапе, или этапе мотивационного обеспечения, со студентами экспериментальных групп также проводится тренинговое занятие с целью знакомства с будущей профессиональной деятельностью и формирования мотивации на включение в физическую подготовку как основу для подготовки к будущей профессии и социальной жизни человека. Тренинговое занятие проводится в течение 8 часов. Для проведения тренинга нами были модифицированы профессиограммы для 10 специальностей, предложенные в работе Е. С. Романовой «99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы»: юрист, экономист, историк, программист, психолог, биолог, эколог, физик, социолог, математик. Данные профессиограммы использовались в ходе тренингового занятия в экспериментальных группах в соответствии с той специальностью, которую выбрали студенты.

Сформировать у человека какие-либо физические качества невозможно только в ходе теоретической подготовки. Студента необходимо ставить в условия, где эти качества требуется проявить. Это возможно в ходе спортивных тренировок, учебно-практических занятий, регулярных самостоятельных занятий, спортивно-массовых мероприятий и спортивных мероприятий профилактической направленности.

В ходе опытной работы на организационно-практическом этапе мы создали спортивный клуб «Буревестник» для активизации включения студенческой молодежи в физическую подготовку вне учебных занятий, расширили спектр дополнительных факультативных занятий и разработали схемы индивидуальных занятий со студентами различных специальностей.

В процесс личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов включаются все студенты. Не пренебрегая ограничениями по здоровью, студенты различных отделений в соответствии с имеющимися у них возможностями включаются во все компоненты физической культуры: спорт, физическое воспитание, профессионально-прикладную физическую подготовку, оздоровительно-реабилитационную и профилактическую деятельность, в фоновые и рекреативные виды физической подготовки. К примеру, студенты специального учебного отделения и те, кто полностью освобожден от занятий физической культурой и спортом, выполняли роль судей на спортивных мероприятиях, группы поддержки в ходе разнообразных спортивных игр.

В ходе данного процесса для каждого студента разрабатываются индивидуальные траектории освоения вышеуказанных компонентов физической культуры с обязательной ориентацией на самостоятельное включение в физическую подготовку. Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствова-

ния, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

Методика личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов на основе интегративного подхода включает в себя методические принципы физической подготовки (принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности, принцип постепенности повышения требований); методы физической подготовки (строго регламентированного упражнения, соревновательный метод, игровой метод, метод использования слова, метод обеспечения наглядности); методики воспитания силовых качеств, скоростных качеств, воспитания ловкости, выносливости, гибкости.

Все используемые нами средства личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов можно объединить в следующие группы:

- прикладные физические упражнения и отдельные элементы разных видов спорта;

- прикладные виды спорта (их целостное применение);

- оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

- вспомогательные средства, обеспечивающие качество личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

На основании выделенных в профессиограмах физических качеств, имеющих наибольшее значение для той или иной профессии, студенты конкретных специальностей занимаются дополнительными видами спорта.

Следующий этап опытной работы - контрольно-оценочный, который был реализован в конце 2006-2007 учебного года. Выборка студентов контрольных и экспериментальных групп изменилась незначительно. В контрольных группах по различным причинам ушли из университета 14 % студентов, в экспериментальных - 17 %.

На основании полученных данных можно отметить, что в экспериментальных группах изменилось отношение студентов к занятиям физической культурой. Практически все студенты отмечают его как положительное. У студентов экспериментальных групп в достаточной степени сформировано понимание роли и значения физической подготовки в подготовленности к будущей профессиональной деятельности и социальной жизнедеятельности. Изменились в положительную сторону и оценки роли физической подготовки в решении человеком сложных жизненных ситуаций. Студенты экспериментальных групп четко выделяют значимые в профессиональной деятельности физические и личностные качества и отмечают у себя их достаточное развитие.

Значительных изменений в ответах студентов контрольных групп не выявлено, хотя они и прослеживаются в незначительной положительной динамике, но произошли в большей степени под действием таких факторов, как процесс взросления, расширение информационного поля и освоение профессиональной деятельности.

По оценкам экспертов, проводимых на основании разработанных нами критериев эффективности и их показателей, наблюдается положительная динамика, в экспериментальных группах по сравнению с контрольными, полученных результатов, позволяющая сделать вывод об общей эффективности и результативности опытной работы по модели личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

Выводы

Рассмотренная нами проблема является перспективной как для исследования в психолого-педагогической науке, так и в практике физической подготовки, и направления дальнейших исследований мы видим в изучении следующих вопросов: физическая подготовка как условие успешной адаптации к сложным жизненным ситуациям, использование спорта как средства профессионального становления личности, комплексный контроль физической подготовленности человека на протяжении всего периода обучения «школа-вуз», социально-психологические функции физкультуры и спорта.

Список литературы

1. Абдуллина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. - 1993. - № 3. - С. 165-171.

2. Бондаревская, Е. В. Прогностическая роль концепций личностно ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д, 1997. - 14 с.

3. Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности / О. С. Гребенюк. - Калининград, 1998. - 93 с.

4. Ильинич, В. И. О некоторых проблемных вопросах профессиональноприкладной физической подготовки (вопросы теории) / В. И. Ильинич // Теория и практика физической культуры - 1990. - № 3. - С. 13-15.

5. Ковалева, О. И. Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранения здоровья : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Ковалева О. И. - Ставрополь, 2004. - 27 с.

6. Коровин, С. С. Профессиональная физическая культура и формирование личности / С. С. Коровин, В. А. Кабачков. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1998. - 258 с.

7. Профессиональное образование в России (Перспективы развития) / под ред. А. М. Новикова ; Рос. акад. образования. - М. : ИЦПНПО, 1997. - 254 с.

8. Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-21.

9. Шилько, В. Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно ориентированного содержания физкультурно -спортивной деятельности / В. Г. Шилько ; Томск. гос. ун-т. - Томск, 2003. - 193 с.

Воронин Сергей Михайлович

кандидат биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Voronin Sergey Mikhaylovich Candidate of biological sciences, professor, head of sub-department of physical training and sport, Yaroslavl State University named after P. G. Demidov

E-mail: burikov2001@mail.ru

УДК 378.02:372.8 Воронин, С. М.

Эффективность личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов / С. М. Воронин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. -№ 3 (15). - С. 136-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.