ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 372.8 Т 691
Н. Н. ТРИФОНОВА, И. Н. ПУШКАРЕВА
ПРИМЕНЕНИЕ СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ СО ШКОЛЬНИЦАМИ 10-11 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Проблема организации и проведение занятий со школьниками специальных медицинских групп, особенно старшеклассниками, является актуальной. В статье представлены результаты использования средств атлетической гимнастики на занятиях с девушками, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Наблюдается положительная динамика в состоянии здоровья школьниц 10-11 классов в результате применения экспериментальной методики.
Ключевые слова: специальная медицинская группа, школьницы 10-11 классов, атлетическая гимнастика, здоровье.
Одной из актуальных задач системы школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Актуальность этого направления обусловлена данными о состоянии здоровья учащихся. В нашей стране, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, более 50% школьников имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья. В одной из школ г. Екатеринбурга в 9-11 классах от 12 до 18% от общего количества школьников отнесены к специальной медицинской группе (СМГ), это дети, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья.
Намечая основные направления развития физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, в совместном Решении коллегии Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО (от 23.05.02. № 11/9/6/5), особое место отводится развитию образовательного процесса по физической культуре с учащимися специальной медицинской группы. Как подчеркивается в данном Решении, именно на этот контингент школьников в первую очередь должны ориентироваться образовательные учреждения при разработке и здоровьесберегающих технологий, и всевозможных оздоровительных мо-
делей учебной деятельности учащихся [6].
Существующая система школьного физического воспитания не предусматривает в полной мере индивидуального подхода к выбору физических нагрузок в соответствии с уровнем физической подготовленности, характера заболевания подростков [8, с. 10]. В немногих общеобразовательных школах г. Екатеринбурга проводятся специальные занятия с такими учащимися, но даже там где они организованны, группы формируются по возрасту, а не по заболеванию [5]. Это дает возможность выполнить требования по наполняемости группы, но ограничивает школьников в получении адекватной, индивидуальной, тренирующей нагрузки.
Опыт, накопленный в спортивной тренировке и массовой физической культуре, показывает, что применение средств атлетической гимнастики способствует повышению интенсивности педагогического процесса [9]. Основываясь на положительном опыте использования атлетической гимнастики с подростками, отнесенными по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинской группе, и выявив преимущества использования этих средств, мы решили применить такую форму проведения занятий с учащимися специальной медицинской группы.
140
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
О Н.Н. Трифонова, И.Н. Пушкарева, 2009
Применение силовых упражнений в коррекционно-оздоровительных занятиях
Методика. Работа организовывалась следующим образом. Занятия проводились на базе МОУ № 168 и МОУ ДОД ДООЦ Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. В сентябре 2007 года был проведен осмотр школьниц специальной медицинской группы (СМГ) врачами-специалистами вышеназванного центра. В эксперименте принимали участие 30 девушек 10-11 классов. Экспериментальная группа занималась в тренажерном зале, по разработанной нами методике. Контрольная группа занималась в спортивном, школьном зале по классической методике. Коррекционно-оздоровительные занятия с этими учащимися проводились во внеурочное время 2 раза в неделю по 45 минут.
Уровень двигательной подготовленности учеников оценивался с помощью контрольных нормативов, разработанных в НИИ физиологии детей и подростков АПН. Регистрировались: кистевая и становая динамометрия; максимальное количество подтягиваний на перекладине из виса лежа, сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, подъемов туловища из положения, лежа (за 1 минуту), наклон вперед из положения стоя, а также результаты выполнения статического упражнения - удержания туловища на весу в положении, лежа лицом вниз на гимнастической скамейке.
Для исследования функциональной подготовленности проводилось определение: частоты дыхания (ЧД) за 1 минуту, гипоксические пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи), определение частоты сердечных сокращений (ЧСС) пальпаторным методом, определение минутного объема крови (МОК) расчетным методом по формуле [3].
Анализируя характер и выраженность заболевания, опираясь на показания и противопоказания при данном заболевании, для каждого занимающегося экспериментальной группы, были составлены индивидуальные комплексы упражнений. В них включались упражнения, воздействующие на основные мышечные группы (верхних и нижних конечностей, спины, брюшного пресса и др.). Строго регламентировалось количество повторений, подходов и вес отягощений. После освоения девушками первого комплекса в него включались два более сложных упражнения с всевозрастающей нагрузкой. В дальнейшем мы разнообразили комплексы, сохраняя их структу-
ру и принципы построения. У каждого школьника имелась рабочая тетрадь, в которую были записаны индивидуальные комплексы упражнений. Кроме этого, выполнялись общеразвивающие упражнения и упражнения для развития гибкости, проводились игры средней и малой подвижности, особое внимание уделялось дыхательным упражнениям в различных исходных положениях с приемами релаксации [1; 2; 4; 6; 7].
В указанной выше рабочей тетради ученики вели дневник самоконтроля, куда записывались специальные показатели: самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, частота дыхания, частота сердечных сокращений до занятия, в состоянии покоя. Один раз в месяц регистрировались такие показатели, как масса тела, жизненная емкость легких, сила кисти. Тем самым школьники научились вести наблюдения за изменениями состоянии своего организма в процессе занятий. Отчетливо прослеживалась заинтересованность подростков в занятиях в связи с тем, что они могли наблюдать положительную динамику как субъективных, так и объективных показателей самоконтроля.
В мае 2008 года, по окончании педагогического эксперимента, для оценки эффективности экспериментальной методики, были проведены повторные измерения изучаемых показателей здоровья.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ показал, что по всем исследуемым показателям физической и функциональной подготовленности, кроме пробы Штанге, на начало эксперимента, между девушками контрольной и экспериментальной группой достоверных различий нет (Р>0,05) (табл. 1,2).
В ЭГ уровень развития силовых качеств и темпы их прироста оказались достоверно выше (Р<0,05) (рис. 1).
У девушек ЭГ отмечаются достоверные различия и по функциональному состоянию организма (табл. 2). В КГ достоверно более низкий уровень частоты дыханий в одну минуту.
Определенный интерес представляет анализ показателей гипоксических проб. Выявлено, что у девушек 10-11 классов, занимавшихся по экспериментальной методике, за период педагогического эксперимента значительно выросла способность организма переносить гипоксические состояния.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009
141
Тго-и :»:*■■ 1
Показателе физической полю) тленностишкольниц СМ 1<1 период иедаго! ического эксперимента
Показатели сентябрь май
КГ ЭГ КГ ЭГ
1. Сила мышцы правой кисти, кг 19,4±2,51 18,6±1,64 19,5±1,28 25,1 ±1,74*
2. Сила мыши, левой кисти, 19Д±1,94 19,8±1,31 18,6±1,30 24,2±1,51*
3. КГ Под тягивания из виса (количество раз) 7,4±0,75 8,2±0,72 9,1±0,95 16,0±1,12*
4. Наклон вперед, см 5. Удержание туловища на 4,4± 0,82 5,1±0,74 3,3±0,09 6,4±1,02
6. весу, лежа (с) Сгибание и разгибание 35,9±3,58 40,1 ±4,84 40,0±4,05 115,2±4,85*
7. рук, в упоре лежа (количество раз) Поднимание туловища из 5,0±1,54 6,2±1,04 4,2± 1,38 12,1 ±2,00*
положения лежа за 1 мин. (количество раз) 22,1 ±0,85 28,1 ±0,91 24,2± 1,20 39,2± 2,01*
Примечание- (*) - достоверность рлзличий между контрольной и эю ш-ри^ектальной 11 уппамн
м рч И '1.
200 150 100 :0
0 -50
Ри*‘ 1. (Ьмсн^нчн пик» »лелей физической подI <11 овленностп у девушек.
11|>име- \ ШИ- м 100% примяты 1Ча’'е ни чп- Ч: и1»“! »- обг^ночени)!
казателей заре! исчрироваиных п сентябре. ШО ‘ 1 ЯШ-Э.
Вестник КГУ ич II Л Некрасова 4 2009 мм Г
Г *п.іии* 1
Уровень функциша іьниго состояния шко. і^ниіі 1(^1] * іассоь >і >11 і 1 ■ л шиях . тноситчльного покоя до и пос і« іксясримент_.
Показатели Контрольная Экспериментальная
сентябрь май сентябрь май
1. ЧД, кол-во раз/мин 18,2±0,5 17,7±1,5 18,8±1,1 15,8±1,7*
2. Проба Штанге, с 37,4±4,5* 39,0±4,8 31,2±5,1 48,4±5,8*
3. Проба Генчи, с 23,3±5,3 24,5 ±6,4 22,4±6,2 32,4±6,4*
4. ЧСС, уд/мин 83,2±6,7 79,8±4,9 81,5±4,4 73,3±5,7*
5. МОК, л/мин 2,8±0,5 2,6±0,3 2,6±0,4 2,3±0,5*
і Іри лечание: (*) - достоверность различий между контрольной и лсспериментальноь і руппами три ‘ 0,0 >
К-:тють-т ты медицине-м ■"■«с.?...| і і чи»»т- ,
I рун) повышение у^оиир .ппош,? гтевуше^
іОі— ■ 'ЇПІ'. н.. ^мачит^п .м'Т І р--ІООСТ”,™^чагт,
І- ^ия-чц * периментаги.ной I рУ|Ц||,| I (к
■і«ку _і-< і- 11 г'^гиапи гуніте таєним < > л іг < -
-(ИМ И ОЫЛЧ пер—ІЄДЄНМ В ШЩІ О |-|НИ І 'ГІіНУЮ ['VI
т /
"Гчі-ниь г |ДУ**ЧПНМЄ ре 'і;'[г«Ті|І ы НО КЯ \Р
|Ц~ Ш'-Л'іиі. "*ОЛОЖ III ЗЛЬИОИ лпча ПИКИ Iі ■ ІІС І і
чиї* (, ороВіЯ < ПІЦІІЧ» 1,1 П іІОЛі І ч І'ЛРМНІМ'ТІ' ценушек. к<'Тп[ ,.г- іішималип по нжп*А мі і іци ■<е Упражнения ■'илгвого характер« чак іь чмчїк чосг, ин'ічїицуд пиром* п физич • ИГМ-І'ру VI Ц<-чі>“~-:трпчяті |Ц- г;л || гр ЦІ це [КЦИИ
-ГЙЧИЧМЯ розвивать определен,1ЫС Р<’ППі
ч і ші і {я^нм о. )0ал і і, применснис упражнени 'илової г> ^аракт ра о коррекционными и і шор< -чт-е іьньши целямк в гіабо ге :■ специальными мєдицйнскимі группами раскрытию і тирі ...і? возыо:хност ¿л* і.ешіешш ідоні ььіі і иы ■пенил м( і спосоонили щк іьникон
-.іиЛп ио *,-* Р’»> “"'СПІІ г-цгі^пг ■
і Вр-пиіг'-внк- 3 к Физтічеі;ічая (сулы^ра для тенньгклетей [ іі кет і тол. пособ -Велитченкс -VI. Іерра-Спорт, 2000 - _
І ребовс . 7 <7 Лечзбна» ішзш'еская куп; -гура при і ?,.' еь їх >п .рн ■ аиі аг эльного г-’
•>,. * П( гчи Ч Ої■ ( ■ И’ОР •«•ст )
іие І 'І 1 *»ППЧЯ " І АКНЦем-^Я І ОЙ : ^
1 Це襲Ґ' ч І Нр»»ЄП>-чИІ >Н7^»ЧІЬ В СНОр і
(1ексі| А І і-~лі її •( і>-едичича 1‘->8 — ^ і8
* І0іииг>и..;пьц І Г „ -41.-^.’1 і^ЦЧеСКаЯ
іпл- ур . ДЛЯ СЛаЙОВИЛЯШИ^ іЦКОТ’ЬНИКО* П -к ■"
I ^емирчмгпян А ( к»-«тіи, -|5н -М ^ПкРТ ский спорі 20*и юо с.
5 'Іалета^в (1.П < организация и проведение
-лрЧ Г“И ■ уиаі> ”"1 > а ,-гіепия иі-ЧПИ МЄДИЦИНСКОЙ ( рупга І I '.КС! 1 ' V* -<я тчтяеч / фи -иче- КЯЯ КУЛЬ
туря р іцк^пе. 200 > ^05 I ]
" ^ етодик- Ф->чюлті.'^г>і ы занятчр р пени
.1.. ’'Й ^"ДИЦИт 'КОЙ гр ппе деооразопятер -ноге у сеждения ек, і , 1 ЧОСпО 'Є '
-1ІІ конданега ¿V. Ш^ТЬ 1 Л. оНш М
II Ф' ;ово1-' - 11 і 1 1 Т і1, )<■ - <■ .
11 тип С і' . іече6“ая физическа> кульл-
и<Х 1 ^1ЧУ I у4^' ШК Лл> ! ) 1.-СВ1 1_". Вш^ш. . чe^
й-еасьйі I [ і о(іі .ь Я М Валеев ) і лис,
... ева И ип, , ІІОД | » 1 [ ГІО>іОВа і С И -11. І ‘Є1‘
/\калемий '"УМ 41Е :
? шин )!■? '' ГТр^НПИПЬ' КОЛпПлеї I |В&
ни) і (еш^апьчы < меди'п>в> ки* гръ > і я обшеоб
па^|,нэт^пьныкучиеж'1ени?х т.- - І'ГИ1 ГИМ!
ііі'-і^ 1 Д "-‘■-«ч V ^ а^ч} 1 ■* «с-і
Лизичс тн<г" г\ра: вог.пит яниь. ^■ раїоранир ^«•’гії-ка «а- « -чи л ^пни і. ,00^ -С. 2^- -25
Тздагогика Психологи* Социальная работ? Ювенолпгия Гоциокинетикэ Гр ] ’009
9. Ягодин В.В. Атлетическая гимнастика [Текст]: учебное пособие/В.В. Ягодин. -2-е изд., доп. - Екатеринбург: Полиграфист, 2002. -150 с.
10. Shephard R.J. The value of physical fitness in preventive medicine / R. J. Shephard // The Value of Preventive Medicine. - London, Chiba Found. Symp. 110,1985.-P. 164-182.
УДК 378 В 752
С. М. ВОРОНИН
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ
Исследование посвящено проблемам, связанным с физической подготовкой молодежи. Обоснована интегративная трактовка физической культуры в целом и личностно-ориентированной физической подготовки студентов, рассмотрены основные идеи, определяющие сущность интегративного подхода, обозначены принципы личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, а также условия и критерии ее эффективности.
Глубокие изменения в разных сферах общественной жизни современной России обуславливают интенсивные поиски путей повышения эффективности деятельности основных социальных институтов страны, среди которых значительное место занимает система образования. На современном этапе ее развития перед образованием стоят принципиально новые задачи - задачи адаптации системы образования к потребностям рыночного хозяйства и демократического устройства общества. Общая тенденция современного образования определяется как социально-личностная. Данное образование предполагает формирование личности, способной к само-изменению, самосовершенствованию, творческой преобразовательной деятельности, адаптации в обществе и профессионально - трудовой деятельности на основе принятия норм и ценностей общественной жизни. Это обусловило выделение в качестве одной из важных задач в ходе реформирования образования в целом, повышение роли и значения физической подготовки студентов как средства обеспечения эффективности подготовки специалиста- профессионала. Целенаправленное использование средств и методов физической культуры в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования обеспе-
чивает комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей человека, отвечающих требованиям профессионального образования. Анализ педагогической литературы и практики физической подготовки студентов высших учебных заведений, в первую очередь, в системе классического университетского образования, позволил нам определить направление научного поиска и обозначить проблему нашего исследования: каковы теоретико-методологические основы личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов в новых условиях изменения качества образования в результате интеграционных процессов, происходящих в системе высшего образования и перехода от традиционной к лич-ностно - ориентированной образовательной парадигме. В качестве цели нашего исследования мы видим разработку теоретико-методических основ личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов и обоснование интегративного подхода к организации данного процесса.
Изменившиеся социально-экономические условия предъявляют новые требования к личности современного человека, к особенностям выполнения им профессионально-трудовой дея-
144
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
© С.М. Воронин, 2009